Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

РОЛЬ И МЕСТО ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективные коммуникации / система / управление / персонал / effective communication / system / management / personnel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Т В. Кленова

В статье представлен подробный анализ различных точек зрения относительно сущности и понятия категории «эффективные коммуникации». Сделан вывод о том, что эффективными следует считать те коммуникации, которые позволяют наиболее точно донести необходимую управленческую информацию, несмотря на имеющиеся барьеры, с наименьшими затратами ресурсов. Умение сотрудников коммуницировать на всех уровнях управления представляет для современных организаций залог успешного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF EFFECTIVE COMMUNICATIONS IN THE ORGANIZATION'S PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM

The article presents a detailed analysis of various points of view regarding the essence and concept of the category "effective communications". It is concluded that effective communications should be considered those that allow the most accurate delivery of the necessary management information, despite the existing barriers, with the least expenditure of resources. The ability of employees to communicate at all levels of management is the key to successful development for modern organizations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

РОЛЬ И МЕСТО ЭФФЕКТИВНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Т.В. Кленова, канд. экон. наук, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-10-2-221-223

Аннотация. В статье представлен подробный анализ различных точек зрения относительно сущности и понятия категории «эффективные коммуникации». Сделан вывод о том, что эффективными следует считать те коммуникации, которые позволяют наиболее точно донести необходимую управленческую информацию, несмотря на имеющиеся барьеры, с наименьшими затратами ресурсов. Умение сотрудников коммуницировать на всех уровнях управления представляет для современных организаций залог успешного развития.

Ключевые слова: эффективные коммуникации, система, управление, персонал.

Роль коммуникаций в социальных системах представляет сегодня собой объект пристального изучения со стороны ученых и специалистов. Обмен информацией это одна из самых сложных организационно-

управленческих проблем, а неэффективные коммуникации являются препятствием на пути к достижению запланированных целей. Исследуя различные подходы к определению эффективных коммуникаций, можно прийти к выводу, что не смотря на их многообразие и зачастую не совпадающие точки зрения, положительным является тот факт, что появляются все новые инструменты, позволяющие с наименьшими затратами разрабатывать верные управленческие решения на основе качественной информации.

Цель выполненного исследовани заключается в возможности систематизации имеющихся подходов к построению эффективных коммуникаций, и определению их роли в системе управления персоналом современных организаций.

Особый вклад в развитие современного понимания коммуникации внесла концепция Аристотеля, который, в своих трудах рассматривал общение как средство, необходимое для совместной жизни людей, которое способно доставить и удовольствие, и страдание. Философ выделял в процессе общения три важных компонента, взаимосвязь которых представляла собой первую схему общения: «Оратор - речь - аудитория». Сама же речь, чтоб быть успешной, предполагала наличие элементов: «логоса» или содержания; «пафо-

са» - душевные переживания оратора, его эмоциональное состояние, которые отражаются в его вебралике и невербалике; «этоса» -то есть комплекса качеств оратора, совокупность которых формирует к нему доверие со стороны слушателей [1].

Рассматривая коммуникацию как необходимое и всеобщее условие жизнедеятельности человека, фундаментальную основу существования общества, современные исследователи представляют коммуникацию как обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать и обрабатывать ее. При этом значение коммуникаций проявляется в возможности формирования связей любых объектов материального и духовного мира; возникновении специфической формы взаимодействия людей по передаче информации, если речь идет о социальных коммуникациях [2].

Интересным является определение сущности коммуникаций через сопоставления их информацией. Информация представляет собой определенную совокупность сведений, в то время как коммуникация - это процесс передачи информации кому-либо. Таким образом, мы можем говорить о том, что понятие «коммуникация» весьма широкое, и используется сегодня в различных областях деятельности человека.

В системе управлении человеческими ресурсами на предприятиях коммуникации играют определяющую роль, позволяя рационально организовывать бизнес-процессы,

ориентированные на получение запланированного результата, обеспечивают между сотрудниками своевременный обмен информационными данными, поддерживают высокий уровень мотивации и выявляют имеющиеся в организации проблемы. Посредствам коммуникаций руководство компаний выражают основные принципы, ценности и стратегии бизнеса, повышая уровень лояльности персонала. Все это, определяет важность непрерывности процессов поиска инструментария построения эффективных коммуникаций, как основы не только корпоративной культуры, но и всей системы управления персоналом.

Коммуникации в организации ученые представляют как процесс формирования связей и построения взаимодействий между руководителями и подчиненными в целях обмена информационными данными, формирующимися в рабочей среде. При этом традиционно выделяют два вида коммуникаций: внешние и внутренние, последние, в свою очередь, подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Задача внешних коммуникаций - удовлетворение потребности в информации о состоянии рынка, правильное формирование стратегии развития, создание благоприятного образа или имиджа и т.д. [3].

Внутренние коммуникации следует рассматривать как основу построения системы управления персоналом. Вертикальные коммуникации создают иерархию подчинения, а значит, управление сотрудниками, основу управленческой деятельности, сложный характер которой находит свое отражение в ее структуре: идентичность субъекта и объекта управления; организация других людей; эффективное функционирование организационной системы. Что касается горизонтальных, они представляют собой коммуникации между лицами, имеющими равные положения. Таким образом, учитывая ту роль, которую выполняют коммуникации в системе управления персоналом, можно сделать вывод о

необходимости изучения категории «эффективность коммуникаций».

О.Б. Сиротинина эффективность общения представляет как одну из важнейших проблем современной коммуникативной практики. В своей научной работе автор рассматривает девять основных составляющих эффективных коммуникаций: языковая компетентность коммуникаторов; учет адресата, имеется ввиду его персональность, публичность или массовость; возможности восприятия; учет адресантом эпохи, а адресатом - владение событийным и «ценностным» фоном получаемой информации; достоверность информации; «конвой» высказывания; возможности языка в устной и письменной речи; качество языка, на котором осуществляются коммуникации [4].

С точки зрения О.В. Третьякова, идеология коммуникационного взаимодействия заключается в обеспечении эффективного восприятия информации, являющейся предметом в управлении персоналом. В свою очередь, коммуникационное воздействие определяется ученым как профессиональная деятельность, нацеленная на получение результативного управления, как внутри организации, так и между организацией и внешней средой, при задействованные ресурсы (персонал, технические, организационные, финансовые и пр.) должны стремиться к минимуму [5].

Таким образом, сегодня нет единого понятия «эффективная коммуникация», однако анализ многочисленных информационных источников по данной проблеме, позволил определить определенные характерные черты данного показателя. Эффективная коммуникация - это: максимальное согласие между общающимися людьми; надежные межличностные связи; возможность свести к минимуму потери смысла общения. В системе управления эффективные коммуникации позволяют вырабатывать наиболее рациональные управленческие решения с точки зрения соотношения результата и затрат, которые пошли

на его получение. Библиографический список

1. Федорова, Е.Е. Возникновение концепций межличностной коммуникации от античности до наших дней / Е.Е. Федорова // Наука через призму времени. Международный научный журнал. -2019. - №24. - С. 38-41.

2. Григорьев Н.Ю. Теоретические основы современных коммуникаций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scipro.ru/conf/modem_communications.pdf.

3. Макурина, А.А. Роль и значение внутрикорпоративных коммуникаций в системе управления персоналом организации / А.А. Макуина, А.Г. Сайко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 11-1. - С. 75-77.

4. Сиротинина, О.Б. Эффективность общения как одна из важнейших проблем современной коммуникативной практики / О.Б. Сиротина // Экология языка и коммуникативная практика. -2018. - № 1. - С. 59-71.

5. Третьяков, О.В. Совершенствование процесса коммуникационного взаимодействия при организации управления персоналом компании / О.В. Третьяков // Московский экономический журнал. - 2021. - № 9. - С. 204-222.

THE ROLE AND PLACE OF EFFECTIVE COMMUNICATIONS IN THE ORGANIZATION'S PERSONNEL MANAGEMENT SYSTEM

T.V. Klenova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Volga State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The article presents a detailed analysis of various points of view regarding the essence and concept of the category "effective communications". It is concluded that effective communications should be considered those that allow the most accurate delivery of the necessary management information, despite the existing barriers, with the least expenditure of resources. The ability of employees to communicate at all levels of management is the key to successful development for modern organizations.

Keywords: effective communication, system, management, personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.