УДК 330
РОЛЬ И МЕСТО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ МЕР ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Андрей Михайлович БЛУДОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: [email protected]
Исследуются вопросы формирования конкурентной среды малого и среднего бизнеса в современной России с учетом проблемы высокого уровня монополизации национальной экономики и предлагаются соответствующие меры антимонопольного регулирования в рамках единой системы мер по развитию российского предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, антимонопольное регулирование.
Развитие и поддержка конкуренции -одно из приоритетных направлений современной экономической политики российского государства. Именно проведение антимонопольной политики является залогом развития малого и среднего бизнеса.
В нашей стране в отличие от зарубежных стран становление крупных предпринимательских структур основано на концентрации и централизации производства и капитала, а также возможности снижения издержек и повышения эффективности преимущественно в условиях крупномасштабного, крупносерийного производства.
В свою очередь, развитие малого и среднего бизнеса в полной мере оправдано потребностями производства, т. к. наряду с крупными компаниями необходимо существование огромного количества мелких и средних предприятий с целью гибкого реагирования на все потребительские изменения, а также конъюнктуры рынка. Именно на базе малого и среднего предпринимательства происходит значительная часть технических открытий и инноваций.
Действуя в широкой конкурентной среде малого и среднего бизнеса, обладающих мобильностью, динамичностью, свободой поиска и выбором способов экономических действий, под значительным нажимом антимонопольного законодательства и политики, крупные современные корпорации во многом «свернули» негативные потенции своей рыночной мощи. Следует отметить, что современный отечественный монополизм характе-
ризуется не столько высоким уровнем концентрации и большим размером предприятий, сколько узкой предметной специализацией производства.
Первые попытки применения антимонопольного регулирования в России были сделаны в момент отсутствия рыночных отношений и конкурентного рынка. В этих условиях государственное регулирование монополистических образований стало частью политики разгосударствления собственности и создания рыночных отношений. Созданию первых антимонопольных органов в нашей стране способствовало желание коррумпированных чиновников, стремившихся использовать антимонопольное регулирование для реализации своих собственных монопольных интересов. Тем самым все это способствовало созданию дополнительных барьеров для свободного доступа фирм на рынок. Такая политика объяснялась основной задачей экономической политики, заключавшейся в приватизации и реорганизации предприятий [1].
Несмотря на все предпринимаемые в последние годы попытки демонополизации национальной экономики, стимулирующая конкуренция все еще пребывает на периферии. К основным препятствиям можно отнести:
- чрезмерную горизонтальную концентрацию производства, которая сковывает необходимую в рыночных условиях маневренность предприятий на уровне микроэкономики;
- чрезмерную вертикальную интеграцию, которая несовместима с организацией конкурентной среды на уровнях микро- и мезоэкономики;
- административное структурирование пространства общенационального производства;
- пребывание множества компаний под защитой избыточного государственного протекционизма, хотя он и бессилен против иностранных конкурентов [2].
В ходе реформ отечественная экономика претерпела значительные изменения. Следует отметить, что на этапе становления и развития антимонопольного регулирования в России сложилось довольно нечеткое разграничение сфер деятельности и полномочий между антимонопольной и экономической политикой. Антимонопольное регулирование было направлено на демонополизацию экономики всей страны, в то время как промышленная политика разгосударствления собственности и приватизации взяла на себя функции борьбы с монополиями. Антимонопольное регулирование оказалось за рамками антимонопольной политики, ограничиваясь регулированием ценообразования.
В середине 1990-х гг. антимонопольное регулирование помимо жизнеобеспечивающих отраслей (естественных монополий) распространилось на финансовые рынки, страхование и банковский сектор экономики. Таким образом, антимонопольная политика начинает переход от регулирования товаропроизводителей к контролю производственных процессов.
Основы современной антимонопольной политики заложены в механизме реализации экономической политики всей страны. В свою очередь, в процессе взаимодействия экономической и антимонопольной политики выявился ряд проблем. Трудности, связанные с реализацией антимонопольной политики вызваны тем, что регулирование монополистической деятельности по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений. Именно этим объясняется зависимость антимонопольной политики от всех других видов экономической деятельности.
Несмотря на положительные моменты, до сих пор сохраняются ограничения для
развития конкуренции и одновременно применения антимонопольной политики на российских рынках, таких как:
- сырьевая направленность отечественной экономики;
- экспортная ориентация крупнейших компаний, дающая возможность отказаться от конкуренции на внутреннем рынке;
- наличие административных барьеров для входа новых участников на рынки во многих секторах российской экономики.
Данные обстоятельства осложняют реализацию антимонопольной политики. Таким образом, сегодня в целях развития отечественного предпринимательства и преодолении монополизма необходимо совершенствование антимонопольного регулирования. Государственная политика преодоления монополизма как инструмент развития предпринимательской деятельности должна способствовать:
- соблюдению здоровья и безопасности, чтобы гарантировать, что продукт не представляет собой опасность для потребителя, рабочего, его производящего, или окружающей среды;
- защите рыночных субъектов от недобросовестной, или мошеннической, или «беспринципной» конкуренции;
- защите от деятельности монополистов - пресечение монополистических соглашений между конкурентами, слияний компаний, злоупотреблений доминирующей позицией на рынке - гарантия того, что все виды бизнеса действительно находятся в условиях свободной конкуренции.
Только соблюдение и осознание всего вышеперечисленного создает условия для свободной конкуренции на рынке.
В современных условиях именно малый и средний бизнес может сыграть значительную роль в преодолении монополизма и развитии конкуренции в российской экономике.
Президент Российской Федерации
В.В. Путин указывает, что развитие конкуренции позволит использовать сложившиеся условия для укрепления и качественного развития российской экономики: «Сейчас мы предпринимаем целый комплекс мер по поддержке реального сектора экономики. Однако очевидно, если эти меры не будут сопровождаться последовательной политикой, направленной на развитие конкуренции, на по-
вышение эффективности экономики, мы рискуем добиться обратного эффекта. Мы не используем кризис для укрепления и качественного развития российской экономики. Напротив, за счет мер господдержки «законсервируем» неэффективные, неконкурентоспособные производства» [3].
Д.А. Медведев следующим образом сформулировал актуальность политики защиты и развития конкуренции: «В сегодняшних очень непростых условиях, вызванных кризисом, мы тем не менее ни на один день не должны откладывать решение задач, которые служат дальнейшему развитию нашей экономики, нашей хозяйственной жизни. ...Необходимые структурные изменения в нашей экономике могут произойти только при усилении конкуренции в каждой из российских территорий и во всех секторах экономики» [4].
В современных условиях развитие предпринимательства в России и преодоление монополизма невозможно без:
- создания организационных, правовых и экономических предпосылок;
- ограничения деятельности монополистов, пресечения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках;
- формирования конкурентного предпринимательского сектора экономики;
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- использования приватизационного процесса.
В целях осуществления полноценной, масштабной конкурентной политики необходимо установить четкие цели, т. е. разработать своего рода модель конкуренции, на достижение которой будут направлены усилия антимонопольных органов. В этих целях необходимо провести реконструкцию существующей системы, одним из таких направлений должно стать тесное взаимодействие отечественных и зарубежных антимонопольных органов, что особенно актуально при решении вопроса о вступлении России во Всемирную торговую организацию. В этих целях антимонопольные органы должны обладать политической независимостью, в отличие от той ситуации, которая наблюдается сегодня в нашей стране, когда Федеральная антимонопольная служба находится в пря-
мой зависимости от политического курса страны.
Для достижения задач государственной конкурентной политики, направленных на стимулирование и развитие конкуренции, нам необходимо использование модели интегрированной системы управления поддержанием конкуренции и обеспечения условий для развития предпринимательской деятельности (рис. 1).
На сегодняшний день в целях развития предпринимательской деятельности необходимо развитие антимонопольного регулирования:
- совершенствование конкурентного законодательства как набора предписаний относительно запрещенных и разрешенных действий хозяйствующих субъектов;
- совершенствование существующих механизмов применения норм антимонопольного законодательства;
- создание условий для применения норм антимонопольного законодательства предпринимательскими структурами и органами власти;
- разработка комплекса мер по борьбе с коррупцией;
- усиление ответственности за нарушения антимонопольного законодательства путем применения экономических санкций.
Кроме того, необходимо четко регламентировать вопросы, связанные с предоставлением и использованием государственной помощи, т. к. безграничное предоставление государственных средств, прав и привилегий оказывает непосредственное влияние на состояние конкуренции и ведет к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентоспособных производств, что отрицательным образом отражается на развитии предпринимательства в нашей стране.
Для устранения необоснованных административных барьеров, снижающих стимулы входа на рынки новых участников, повышающих непроизводственные издержки и создающих условия для коррупции, необходимо:
- разграничить функции по контролю и надзору в органах власти;
Рис. 1. Механизм интегрированной государственной защиты конкуренции
- упростить процедуру лицензирования;
- расширить применение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение взаимодействия участников рынка с регулирующими органами;
- усовершенствовать процедуры распределения государством ограниченных ресурсов.
С целью снижения барьеров на входе в отрасль новых субъектов экономических отношений необходимо:
- выявление приоритетных направлений по расширению географических границ рынка. Степень концентрации на монополизированных рынках может быть снижена за счет расширения географических границ рынков путем повышения конкурентоспо-
собности продукции, развития соответствующей инфраструктуры, снижения тарифов на перевозки грузов, способствующих продвижению товаров к потребителям [5];
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции.
Одним из средств антимонопольного регулирования, применяемых с целью пресечения вышеуказанных правонарушений, является рассмотрение антимонопольными органами дел и выдача решений и предписаний об обязательном прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
С целью дальнейшего формирования благоприятной предпринимательской среды в национальной экономике необходимо:
- ограничить вмешательство государства в конкретную деятельность предпринимательских фирм;
- оптимизировать функции органов исполнительной власти;
- сформировать механизм противодействия коррупции и формированию новых монополистических образований на рынках;
- ужесточить антимонопольное законодательство;
- обеспечить прозрачность процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам.
Реализация данных мероприятий позволит качественным образом повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса.
В целях формирования благоприятных условий предпринимательской деятельности необходимо проведение следующих антимонопольных реформ.
1. Трансформация экономического статуса предприятий, стимулирующего их к занятию антиконкурентных позиций; в качестве инструментов следует использовать более эффективную демонополизацию, структурирование доминирующих фирм и запрещение на их слияния, увеличение числа продавцов и покупателей, штрафы за деформацию рыночных отношений (сговор, ценовое соглашение, демпинг), защиту потребителей от несправедливой торговли и ложных рекламных методов [2].
2. Устранение необоснованных барьеров на входе в отрасль с целью активизации конкурентной среды. В качестве инструментов следует использовать безвозмездную помощь, финансовую поддержку для предприятий малого и среднего бизнеса; преодоление административных барьеров; улучшение условий деловой окружающей среды; обеспечение свободного доступа новым предпринимательским структурам.
3. Борьба с административными барьерами: укрепление судебной власти и связанных с ней учреждений для более эффективного судебного решения и разрешения коммерческих споров; установление однородных, основанных на демократических правилах процедур для лицензирования, регистрации и контроля; борьба с коррупцией; оказание адресной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса.
Анализ существующих институциональных и функциональных пробелов государственной политики в данной сфере позволяет дополнить реализуемые направления комплексом общих и частных мер, необходимых для развития предпринимательской деятельности, особенно в социальной сфере.
В качестве общих мер можно выделить:
- дифференциацию объемов поддержки по сферам деятельности;
- совершенствование механизмов оказания государственной поддержки на основе целевого финансирования;
- развитие института страхования предпринимательской деятельности (особенно в сфере агропромышленного комплекса и в сфере реализации инновационных проектов);
- развитие механизмов венчурного финансирования.
В качестве частных мер, адаптированных к потребностям развития конкуренции в социальной сфере можно отнести:
- распространение механизмов государственно-частного партнерства;
- введение критерия социальной эффективности при оценке деятельности структур в социальной сфере;
- развитие системы предоставления налоговых каникул;
- обеспечение равного доступа частных и государственных структур на рынок оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства;
- формирование системы консультационной помощи при формировании социальной предпринимательской структуры;
- построение системы мониторинга за деятельностью государства и частных структур в социальной сфере.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что государственное регулирование процессов монополизации может и должно выполнять функцию силы удержания экономики в равновесном состоянии системой, адекватной конкурентной политике, направленной не на разрушение монополий, а на ограничение их стремлений к самоуничтожению путем уничтожения других участников рыночных отношений, способствуя развитию предпринимательской деятельности.
1. Радюкова Я.Ю. Эволюция антимонопольного регулирования в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. Вып. 11 (79).
С. 54-59.
2. Икаева Л.Э. Инновационные рынки как объект антимонопольного регулирования // ТЕКЯА ЕСОЫОМЮТБ (Экономический вестник Ростовского государственного университета). 2009. Т. 7. № 3. Ч. 2. С. 22-25. "
3. Путин В.В. Вступительное слово на заседании Совета по конкурентоспособности и
предпринимательству. 26 ноября 2008 г. М., 2008.
4. Медведев Д.А. О мерах по развитию национальной конкурентоспособности в условиях мирового финансового кризиса: вступительное слово на заседании Государственного совета 18 ноября 2008 г. Ижевск, 2008.
5. Окрепилова И.Г. Организационно-экономи-
ческие основы антимонопольного регулирования в России: автореф. дис.....д-ра эко-
ном. наук. СПб., 1999.
Поступила в редакцию 30.05.2013 г.
UDC 330
ROLE AND PLACE OF ANTIMONOPOLY REGULATION IN IMPROVEMENT OF UNIFORM SYSTEM OF MEASURES FOR BUSINESS DEVELOPMENT
Andrey Mikhailovich BLUDOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of State and Municipal Administration Department, e-mail: [email protected]
The questions of formation of the competitive environment of small and medium business in modern Russia are investigated, taking into account a problem of a high level of monopolization of national economy and the appropriate measures of antimonopoly regulation within uniform system of measures for development of the Russian business are offered.
Key words: business; antimonopoly regulation.