УДК 378:124:371.385
РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
В статье рассматриваются пути и формы сотрудничества преподавателя университета со школьным сообществом в реализации руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Указанные пути и формы позволяют на качественно новом уровне организовать подготовку школьника к проведению самостоятельного научного поиска. Анализируется опыт разработки и осуществления конкретных образовательных проектов в направлении изучения гуманитарных дисциплин в контексте взаимодействия вуза и школы в Ярославской области. Данные образовательные программы реализуются общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования в сотрудничестве с вузовскими педагогами.
Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, взаимодействие высшего учебного заведения и школы, деятельностный подход, образовательное пространство, профильный модуль.
Организация исследовательской деятельности студентов является необходимой составляющей функциональных обязанностей преподавателя высшего учебного заведения. Однако представляется очевидным, что исследовательская деятельность будущего специалиста не должна начинаться только в вузе, современный выпускник средней школы должен иметь опыт в осуществлении исследования по интересному для него предмету, владеть определенными элементами научной культуры, осознавать необходимость и значимость собственного научного поиска для дальнейшей реализации творческих способностей. Опираясь на общетеоретические идеи А.В. Хуторского [5], И.Ф. Исаева [2; 3], И.С. Якиманской [6] и др., мы рассматриваем процесс формирования учебно-исследовательских навыков учащихся как обязательную составляющую образовательной деятельности в современной школе. Весьма значимой представляется организация исследовательской деятельности детей при изучении предметов гуманитарного цикла, в особенности - русской литературы, на что указывают в своих работах ведущие методисты-словесники М.Г. Качурин [4], О.Ю. Богданова [1].
В Ярославской области накоплен серьезный и по-своему уникальный опыт организации и реализации научно-исследовательской деятельности школьников. Школа и ряд учреждений дополнительного образования при поддержке Департамента образования Ярославской области представляют ряд проектов, позволяющих организовывать не только учебную, но и внеучебную деятельность детей, формировать у них определенные исследовательские умения, развивать креативность. Осуществление программ, о которых далее пойдет речь, происходит на безвозмездной для школьников основе, они не являются специализированными подготовительными курсами для поступления в высшие учебные заведения, а преследуют цель заинтересовать исследовательской деятельностью, сформировать необходимые для этой деятельности компетенции.
Изначальной установкой данных проектов является обязательное привлечение к их осуществлению преподавателей высших учебных заведений Ярославля. Вузовский преподаватель обладает необходимой компетентностью в сфере организации научных исследований, сам характер его профессиональной деятельности, в отличие от деятельности школьного учителя, направлен на систематическое руководство различными видами научных работ (от докладов и рефератов до диссертаций). Он имеет значительный опыт участия в научных конференциях разного уровня, методологических семинарах, научно-методических объединениях, что позволяет быть не только более осведомленным в новейших научных открытиях и прикладных разработках, но и более мобильным в плане выбора направлений исследования, поиска и определения актуальных для современной науки проблем.
Вузы Ярославля активно взаимодействуют со многими учебными заведениями, в числе которых Центр дополнительного образования школьников «Олимп». В числе ос-
Н.Ю. Букарева, Н.В. Лукьянчикова
Ярославльский
государственный
педагогический
университет
им. К.Д. Ушинского
e-mail:
[email protected] [email protected]
новных направлений своей деятельности «Олимп» осуществляет подготовку школьников средних и старших классов к участию в предметных олимпиадах по различным дисциплинам на разных уровнях (от районных до всероссийских и международных). Для этого преподаватели вузов (в первую очередь Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского) проводят со школьниками занятия, целью которых является углубленное изучение предметов.
Это не единственная сфера деятельности «Олимпа». Преподаватели высших учебных заведений активно работают над привлечением школьников к исследовательской деятельности. Для учителей средних общеобразовательных школ, считающих организацию исследовательской деятельности детей необходимой составляющей современного школьного обучения, педагогами университета систематически проводятся методические семинары, консультации, практикумы, выпускаются сборники методических рекомендаций, помогающие эффективно готовить детей к самостоятельному исследованию, к осуществлению исследовательского проекта, к его презентации. Вузовские преподаватели исходят в своей работе из принципа, что формирование исследовательских компетенций необходимо начинать как можно раньше (в 5-6 классах), когда учебная активность школьника велика, когда он наиболее сильно мотивирован на собственное открытие. Достигнутый успех позволяет ребенку не только обрести уверенность в своих силах, но и почувствовать исследовательский задор, убедиться в собственных способностях, новой для себя возможности самореализации.
В качестве конкретного примера обратимся к одному из ежегодных мероприятий -«Филологическим чтениям». Программа «Филологических чтений», разработанная куратором «Чтений» доцентом кафедры русской литературы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Н.Н. Пайковым, включает в себя три этапа: на первом дети под руководством учителей выполняют разные виды исследовательских письменных работ, связанных с филологическим анализом художественного текста; на втором этапе жюри (вузовские преподаватели) читает, рецензирует, отбирает лучшие из них, соответствующие критериям, предъявляемым к работам такого уровня; третьим этапом является научно-практическая конференция, где дети презентуют свои исследовательские проекты. Начав с анализа небольшого произведения (стихотворения, рассказа), ученики имеют возможность прикоснуться к выполнению полностью самостоятельного исследования, совершить свое, личное открытие. Юный человек включается в новую для себя, но очень перспективную деятельность, получает удовольствие от этой деятельности. Опыт показывает, что дети, начавшие исследовательскую работу в средних классах школы, не уходят от нее и в дальнейшем, совершенствуя собственные умения, более осознанно подходя к творческому процессу.
Вот уже более 10 лет в Ярославле проводится Всероссийская конференция учащихся старших классов «Открытие». Организатором данной программы является муниципальное образовательное учреждение «Провинциальный колледж» при поддержке Департамента образования Ярославской области и Управления образования мэрии г. Ярославля. Конференция проходит в два этапа: на первый - заочный - школьники 9-11 классов из всех регионов страны присылают свои исследовательские работы по разным предметам, выполненные под руководством учителей, преподавателей высших учебных заведений или педагогов дополнительного образования; на второй этап - очный - дети приезжают вместе с руководителями для участия в заседаниях научных секций. Отбор работ участников конференции, рецензирование осуществляется экспертной комиссией, в которую входят преподаватели соответствующих дисциплин из высших учебных заведений города Ярославля. МОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж» привлекает к экспертной оценке преподавателей разных факультетов и кафедр университетов в зависимости от тематики работ, что позволяет более квалифицированно и объективно их оценить. В состав жюри на очном этапе конференции «Открытие» также входят вузовские педагоги, что дает возможность каждому участнику получить аргументированную оценку своего труда с точки зрения научной состоятельности, актуальности заявленной проблемы и перспективности дальнейшей разработки. В свою очередь для каждого вузовского педагога чрезвычайно полезным является знакомство не только с талантливыми детьми из разных регионов, но и с инновационным методи-
ческим опытом, подходами к подготовке исследований школьников. Важным аспектом общения преподавателя высшей школы с участниками конференции в современных условиях является и профориентация, которая в рамках научного форума может быть осуществлена достаточно успешно и дидактически ненавязчиво. Конференция «Открытие» дает возможность детям в процессе подготовки исследовательских работ не только формировать и совершенствовать соответствующие умения, но и участвовать в научном диалоге как со сверстниками из разных школ Российской Федерации, так и с учеными, практиками. Подобного рода коммуникативная ситуация дает школьникам мотивацию к дальнейшим научным поискам, повышает самооценку юного исследователя (уже само участие ребенка в конференции всероссийского уровня является научным достижением, даже если он не занял призового места). Конференция «Открытие» предполагает широкий спектр исследовательских направлений, учитывает нюансы интересов участников, дает возможность осуществления интеграции различных научных дисциплин за счет работы большого количества секций (например, в секции «Русская литература XIX - начала ХХ веков» в 2009 году рассматривались доклады «Интерпретация повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» в одноименном фильме С. Соловьева», «Образ Б. Пастернака в переписке М.И. Цветаевой и А.С. Эфрон», «Библейские образы в поэзии А.А. Ахматовой». Тематика докладов свидетельствует об умении участников найти неожиданный ракурс в, казалось бы, достаточно исследованном материале).
В рамках программы «Открытие» для школьников города Ярославля в течение учебного года преподаватели вузов систематически проводят обучающие семинары по разным дисциплинам (например, семинаром «Культурология» руководит доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. К.Д. Ушин-ского Т.С. Злотникова, семинаром «Литературоведение» - кандидат филологических наук Н.Ю. Букарева, семинаром «Сравнительная лингвистика» - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой немецкого языка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского О.В. Соболева и т.д.). Цель семинаров - привлечение учащихся к основам исследовательской деятельности. Это привлечение осуществляется путем углубления знаний детей по любимому предмету в процессе поиска нового для них аспекта изучаемой дисциплины. Работая в семинарских группах, школьники выбирают направление собственного исследования, готовят под руководством вузовского педагога доклад на конференцию в режиме индивидуальных консультаций. Доклад апробируется на одном из занятий семинара, самые удачные из них выдвигаются на конференцию.
Преподаватели высших учебных заведений, работающие в программе «Открытие», активно взаимодействуют со школьными учителями, которые серьезно занимаются организацией исследовательской деятельности детей. Ежегодно для педагогов всех субъектов Российской Федерации организуется методический семинар, где в рамках круглых столов по направлениям дисциплин учителя делятся собственным инновационным опытом, рассказывают о способах привлечения школьников к исследовательской деятельности (еженедельная научная газета, школьное научное общество, «Неделя науки» и т.д.). Педагоги вузов ведут мастер-классы по актуальной для современной методики теме, проводят консультации, дают советы, рекомендации, предлагают пути решения сложных вопросов, возникающих у учителей. Так, в 2009 году на методическом семинаре рассматривалась проблема, связанная с выбором тематики школьных исследований. В качестве примера рассмотрим опыт проведения мастер-класса по литературоведению кандидатом филологических наук, старшим преподавателем кафедры русской литературы ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Н.Ю. Букаревой. В ходе работы были рассмотрены основные принципы формулирования тем школьных исследований, проанализированы ошибки в формулировках тем докладов на предшествующих конференциях (назовем некоторые из них: широта заявленной темы, не ограниченная ни предметом, ни объектом исследования: «Образы русской природы в литературе XVIII-XX веков», «Образ Наполеона в русской литературе»; тема, не содержащая научной новизны: «Образ Кавказа в поэзии М.Ю. Лермонтова»; несоответствие заявленной темы содержанию работы: тема «Образ Кавказа в лирике М.Ю. Лермонтова» предполагает обращение к стихотворениям, а не к биографии поэта, как это было сделано в докладе; публицистичность формулировки: «Сумасшед-
ший? Праведник? Чудак?» (по произведению В. Гаршина «Красный цветок»)), предложены конкретные советы по устранению недочетов.
Программа «Открытие», хотя и ориентированная на участие в ней школьников, по уровню подготовленности, организации, серьезности подходов, научной состоятельности не уступает научным форумам, ориентированным на специалистов. Она дает старшеклассникам серьезную базу, формирует необходимые исследовательские умения, свидетельствует о готовности к обучению в вузе.
Организация исследовательской деятельности традиционно является прерогативой общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования. Между тем, существуют и другие потенциальные возможности для ее осуществления. Детский оздоровительно-образовательный центр является той территорией, в рамках которой возможно создание особого образовательного пространства с целью формирования у детей интереса к самостоятельному исследованию, определенных исследовательских умений, развития творческого потенциала школьников. Специфической особенностью организации обучающей деятельности в условиях загородного оздоровительно-образовательного центра является тот аспект, что дети приезжают отдыхать и не нацелены на выполнение какой-либо учебной работы. Но отдых в загородном лагере можно использовать для организации исследовательской деятельности ребят, так как отсутствие регулярных учебных занятий, требующих постоянного напряжения, рассматривается как толчок, высвобождающий творческие способности детей. В течение летней лагерной смены есть возможность найти неожиданные и интересные детям направления для исследования, поработать над темами, далеко выходящими за рамки школьной программы и отвечающими собственным интеллектуальным потребностям детей, организовать разновозрастные группы. Такая работа требует определенных усилий не только от подростков, для ее осуществления необходимы квалифицированные, творчески ориентированные преподаватели.
Подобного рода деятельность в продолжение нескольких лет реализуется в Ярославской области под руководством доктора филологических наук, доцента кафедры русской литературы Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Е.М. Болдыревой в детском образовательно-оздоровительном центре «Сахареж».
В «Сахареже» тематика каждой лагерной смены имеет свою специфику, связанную, как правило, с той общегосударственной программой, которая в качестве приоритетной выдвигается в текущем году (Год русского языка, Год ребенка, Год молодежи, Год учителя). Кажется очень удобным определять содержание смены именно в соответствии с такими общегосударственными программами - это позволяет детскому центру встроиться в систему федеральных, региональных, муниципальных мероприятий, посвященных тому или иному году, и предложить некоторые собственные наработки для решения заявленных проблем. Система образовательных и досуговых мероприятий должна быть разработана с учетом общей тематики смены таким образом, чтобы, давая детям возможность отдохнуть, лучше узнать друг друга, сплотить коллектив, в то же время способствовать развитию интеллекта, формированию этических представлений, предлагать вариант полезного в образовательном и воспитательном плане проведения свободного времени. Спланированные мероприятия дают возможность в занимательной игровой форме познакомить детей с социальными проблемами, социальным опытом и приоритетными направлениями общественной жизни - все это позволяет сформировать позитивное отношение к молодежным проблемам, вопросам воспитания детей, к организации образования в России, проблемам развития русского языка, к здоровьесберегающим технологиям и т.д. Этому способствует создание особого воспитательно-образовательного пространства в лагере, включающего следующие компоненты:
• организация и проведение коллективных досуговых мероприятий тематической направленности;
• система профильных модулей;
• проведение детской научно-практической конференции.
Организация и проведение цикла коллективных досуговых мероприятий являются традиционными для воспитательной системы любого загородного оздоровительного детского лагеря, поэтому мы не будем специально на них останавливаться, отметим лишь
необходимость всесторонне использовать их потенциал для реализации ряда образовательных задач, связанных, в том числе, с общей тематикой смены.
Система профильных модулей представляет собой цикл образовательно-творческих курсов гуманитарной направленности (психология, филология, культура речи, деловой этикет, основы корпоративной культуры, журналистика и т.п.), занятия в которых проводятся под руководством преподавателей-специалистов по программам, разработанным в рамках общей концепции лагерной смены. Под руководством Е.М. Болдыревой в детском образовательно-оздоровительном центре ежегодно работает группа преподавателей высших учебных заведений Ярославля, осуществляющих проведение профильных модулей и подготовку детей к научно-практической конференции.
Например, летом 2008 года, объявленного Годом семьи, одна из лагерных смен была посвящена идее семьи как носителя главных ценностей, формирующих личность. Программы профильных модулей по психологии, истории, литературе были посвящены семье и семейным отношениям: «Психология семейных отношений» (руководитель - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин Института развития образования Ярославской области Т.Г. Киселева), «Генеалогия семьи» (руководитель - кандидат педагогических наук Н.А. Валеева), «Образ семьи в русском фольклоре, литературе, культуре» (руководитель - кандидат филологических наук Н.В. Лукьянчикова). Каждая программа призвана способствовать развитию познавательного интереса детей, интеллектуальных и творческих способностей с учетом возраста, интересов и склонностей ребят. В то же время перед каждым профильным модулем ставятся вполне конкретные задачи: так, модуль «Образ семьи в русском фольклоре, литературе и культуре» должен обогатить ребят знаниями о различных этапах развития русской литературы и культуры, литературных и фольклорных жанрах, формировать их речевую культуру, культуру поведения и общения, воспитывать чувства сопереживания, гражданственности и патриотизма. Приведем несколько примеров тем занятий в рамках данного модуля, взятых из разных тематических блоков: «Семейные взаимоотношения в русских пословицах и поговорках: «Пословица не мимо молвится»»; «Отец - воспитатель, мудрый советчик, любящий человек («Поучение» Владимира Мономаха)»; «Разрушение семейных ценностей - разрушение жизни человека (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»).
Занятия в модулях проводятся в основном в групповом режиме с учетом выполнения детьми ряда индивидуальных заданий. Преподаватель может организовывать занятия, выбирать методы и приемы, дидактическое оснащение, методические формы (деловая игра, эвристическая беседа, викторина, конкурс и т.д.) в соответствии с тематическим наполнением программы, корректируя содержание в зависимости от того, в каком отряде занятие проходит (это зависит от уровня сформированно-сти коллектива, возраста детей, их индивидуальных особенностей, состояния здоровья). На занятии в работе участвуют все дети, выполняя определенные задания (отвечая на вопросы тестов и анкет, давая устные монологические или письменные развернутые/краткие ответы на вопросы, делая рисунки, составляя схемы, таблицы и др.). Естественно, что в процессе работы дети получают достаточный объем новой информации, которая может быть востребована ими позже (при подготовке к школьным занятиям, элективным и факультативным курсам). Но информативная функция, которую выполняют образовательные модули, не должна, как нам кажется, выходить на первый план. Прежде всего, речь должна идти о формировании ряда необходимых учебно-познавательных, общекультурных, исследовательских и коммуникативных навыков. В то же время в процессе такого занятия преподаватель имеет возможность понаблюдать за работой детей, выявить ребят, проявляющих склонность к индивидуальной либо групповой научной деятельности, предложить детям задания, результаты которых могут быть использованы позднее при подготовке научного доклада. Работа в рамках образовательного модуля может быть организована в режиме мини-лаборатории, в которой ребята, осуществляющие научное исследование, могут провести опрос, анкетирование, дать репродуктивное или творческое задание товарищам по отряду.
Следующим важным компонентом образовательной системы детского загородного лагеря является подготовка и проведение детской научно-практической конференции. Тема детской конференции, как и тематика образовательных модулей, может быть связана с общим содержательным наполнением лагерной смены.
В качестве примера рассмотрим опыт проведения детской научно-практической конференции, посвященной проблемам здоровья и здоровьесбережения. Она состоялась в июле 2009 года и стала своеобразным итогом, позволяющим оценить эффективность проводимой в лагере работы по формированию здорового образа жизни.
Подготовка любой конференции, тем более детской, - процесс довольно сложный, требующий в течение смены (обычно она продолжается 21 день) подготовить исследование и провести конференцию. Наш опыт показал, что это вполне возможно при четкой и грамотной подготовительной работе и координации со стороны научных консультантов.
На первом этапе детям было предложено сформулировать проблемные вопросы, темы, касающиеся здорового образа жизни и вопросов укрепления и сохранения здоровья. Наряду с детскими предложениями консультанты в обязательном порядке предлагают на выбор несколько тем для исследований, это позволяет вовлечь в исследовательскую деятельность максимальное количество участников. В связи с тем, что лагерная смена непродолжительна, процесс научного самоопределения должен быть не более 2-3 дней.
В июле 2009 года были реализованы такие, например, исследовательские проекты:
• Организация правильного питания как фактор формирования навыков здорового образа жизни: «Поработаешь до поту, так и поешь в охоту»,
• Формирование навыков физической культуры в загородном оздоровительном центре: «Силушка по жилушкам огнем бежит»,
• Проблемы нарушения правил здорового питания: «Каковы еда да питье, таково и житье»,
• Основы безопасности жизнедеятельности в детском оздоровительном лагере: «Едешь в путь - осторожен будь»,
• Исследование причин и профилактика заболеваний органов дыхания: «Береги нос в большой мороз».
Каждое детское исследование, кроме строго научного, имеет ещё и творческое название, представляющее собой пословицу или поговорку соответствующего содержания.
Исследовательская работа позволила каждому ребенку найти тот вид деятельности, в котором он чувствовал себя наиболее успешным и уверенным. Дети проводили опрос общественного мнения, брали интервью у ведущих специалистов: врачей, поваров, диетологов, физруков. Под руководством преподавателя для сбора материалов выезжали в город на тематическую экскурсию, знакомились с организацией профилактической и оздоровительной работы в различных учреждениях. Отмечаем, что детские исследовательские проекты имели интегрированный характер. Востребованность в рамках одного исследования знаний, умений и навыков из разных предметных областей дает педагогам-консультантам возможность привлечь максимальное количество участников. Для проведения опросов и анкетирования дети использовали знания, полученные в рамках модуля «Психология». Обязательным компонентом любой детской научной работы было знакомство с художественными текстами, в которых нашли отражение интересующие детей вопросы - здесь пригодились занятия по модулю «Литература». Если детям под руководством педагогов удавалось подобрать материал исторического характера по интересующей проблеме, он также находил свое отражение в работах, поскольку исторические примеры, конкретные люди - лучшее доказательство тех выводов, которые ребята сами формулировали.
Собственно научное исследование выполняла творческая группа ребят в составе 20-24 человек, но чтобы результаты детских исследований и выводы стали достоянием всей лагерной общественности, была проведена открытая детская научно-практическая конференция. При подготовке к ней всем старшим отрядам были выданы тексты исследовательских работ, чтобы высказать возникшие замечания, сформулировать вопросы. Безусловно, для проведения научной полемики важно грамотное и умелое руководство процессом со стороны взрослого-ведущего конференции.
Как правило, школьные исследовательские проекты носят индивидуальный характер и выполняются старшеклассниками. В условиях загородного лагеря в жестко лимитированные сроки индивидуальный проект практически невыполним. Во всяком случае, предварительная работа выполняется в группе, поэтому методическим аспектам, связанным с комплектованием детских творческих групп, мы отводим особое внимание:
• во-первых, группы всегда комплектуются на основе добровольности участия;
• во-вторых, предполагается широкое вовлечение в научно-исследовательскую работу всех желающих, в связи с чем руководителям проекта предварительно стоит продумать разнообразные виды деятельности, учитывающие возрастные возможности, уровень образования и общую эрудицию. Спектр видов деятельности во многом зависит от содержания и темы исследовательского проекта;
• в-третьих, учитывается, что творческие группы могут быть разновозрастными, что позволяет формировать навыки межличностного общения детей.
Повторим, что в загородном лагере уровень готовности ребят к участию в научно-исследовательской деятельности бывает самым разным, и педагог должен очень четко осознавать, насколько каждый ребенок готов к осуществлению разных видов интеллектуальной работы. В зависимости от того, каким будет этот уровень, в задачу педагога входит:
• консультирование по отбору материала (художественных текстов), связанного с изучаемой проблемой, обзор научно-популярных работ по изучаемому вопросу;
• организация сбора материала для исследования (экскурсий, опросов, анкетирования и т.д.);
• помощь в определении основных идей, позиций, точек зрения на заявленную проблему;
• организация деятельности ребенка, итогом которой станет реферат, в котором необходимо обосновать собственную точку зрения;
• консультирование по выбору форм презентации детского научно-исследовательского проекта.
В работе конференции принимает участие жюри, в состав которого входят специалисты в области разных дисциплин, приглашенные на детский научный форум.
Несмотря на то, что конференция детская, ребята показывают себя как вполне состоявшиеся исследователи, а проведение организуется с соблюдением всех требований к научному поиску и защите его результатов.
В данной статье, обобщив конкретный опыт, мы попытались показать, что организация учебно-исследовательской деятельности учащихся наиболее эффективно может осуществляться в процессе взаимодействия школы (и учреждения дополнительного образования) с высшим учебным заведением. Эта организация характеризуется разнообразием предлагаемых проектов и форм. Работа вуза и школы в одном направлении равно значима для обеих сторон. Школьникам она дает возможность подготовиться к тому виду деятельности - проведению научного исследования, который является одним из основных при обучении в университете; учителям позволяет встроиться в систему непрерывного повышения профессиональной квалификации; вузовским педагогам помогает, с одной стороны, узнать свою будущую аудиторию и хотя бы отчасти повлиять на ее формирование, а с другой стороны, скорректировать собственные представления о реальных исследовательских интересах современной молодежи.
Список литературы
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов. - М.: Academia, 2007
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. уч. завед-й / И.Ф. Исаев. - М.: Academia, 2002.
3. Исаев И.Ф., Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассников в профильном обучении: Моногр. / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.
4. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы / М.Г. Качурин. - М., 1988.
5. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.В. Хуторской. - М., 1998.
6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996.
ROLE AND FUNCTIONS OF THE UNIVERSITY TEACHER IN RESEARCH ACTIVITY ORGANIZATION OF PUPILS
The article deals with the issues of organization of independent students work in terms of foreign language distance learning. The concept of independent work is used by researchers in different meanings depending on their intention. Independent work is a kind of students' activity which is carried out without a direct guidance on the teacher's part, but which is guided and organized by the student himself. One of the organizational forms of independent work of students in a foreign language is distance learning, which acts as a means of intercultural communication. The major goal of distance learning is students' good command of a foreign language.
Key words: foreign language, independent work, active learning, distance learning.
N. Y. Bukareva, N. V. Lukyanchikova
Yaroslavl State Pedagogical University by K.D. Ushinsky
e-mail: