Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ'

РОЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое предпринимательство / производства / рабочие места / новаторства / рынок / бизнес. / small business / production / jobs / innovations / market / business.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ысакова Малахат Шариповна, Бекиева Эркинай Жапаровна, Сулайманова Мээрим Ырысбековна

в данной статье рассматривается роль и экономическая значимость малого предпринимательства в социально-экономической деятельности стран. Предприятия малого бизнеса имеют важное социально-экономическое значение, так как способны смягчать последствия структурных преобразований, быстрее адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND ECONOMIC SIGNIFICANCE OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN THE COUNTRY'S ECONOMY

this article examines the role and economic importance of small business in the socio-economic activities of countries. Small businesses are of great socio-economic importance, as they are able to mitigate the effects of structural transformations, adapt faster to changing market needs, make a significant contribution to regional development, develop and implement technical, technological and organizational innovations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ»

РОЛЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ Ысакова М.Ш.1, Бекиева Э.Ж.2, Сулайманова М.Ы.3

1Ысакова Малахат Шариповна - преподаватель, кафедра бизнес-информатики и экономических методов; 2Бекиева Эркинай Жапаровна - старший преподаватель;

3Сулайманова Мээрим Ырысбековна - магистрант, кафедра менеджмента и маркетинга, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматривается роль и экономическая значимость малого предпринимательства в социально-экономической деятельности стран. Предприятия малого бизнеса имеют важное социально-экономическое значение, так как способны смягчать последствия структурных преобразований, быстрее адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка.

Ключевые слова: малое предпринимательство, производства, рабочие места, новаторства, рынок, бизнес.

THE ROLE AND ECONOMIC SIGNIFICANCE OF SMALL ENTREPRENEURSHIP IN

THE COUNTRY'S ECONOMY Ysakova M.Sh.1, Bekieva E.Zh.2, Sulaimanova M.Y.3

1Ysakova Malakhat Sharipovna - Lecturer, DEPARTMENT B USINESS INFORMA TICS AND ECONOMIC METHODS;

2Bekieva Erkinai Zhaparovna - Senior Lecturer;

3Sulaimanova Meerim Yrysbekovna - Master's Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND MARKETING, OSH STATE UNIVERSITY, OSH, REPUBLIC OFKYRGYZSTAN

Abstract: this article examines the role and economic importance of small business in the socio-economic activities of countries. Small businesses are of great socio-economic importance, as they are able to mitigate the effects of structural transformations, adapt faster to changing market needs, make a significant contribution to regional development, develop and implement technical, technological and organizational innovations. Keywords: small business, production, jobs, innovations, market, business.

УДК 33:331

В современных условиях важное значение имеет развитие малого предпринимательства, особенно в тех регионах, в экономике которых в силу исторических, демографических, организационных, природно-ресурсных, социально-экономических, технологических и других причин оно занимает ведущее место. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых вложений и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

В настоящее время малое предпринимательство представляет собой существенную часть экономики и интегральный элемент конкурентного рыночного механизма. Предприятия малого бизнеса имеют важное социально-экономическое значение, так как способны смягчать последствия структурных преобразований, быстрее адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка, вносить значительный вклад в региональное развитие, заниматься разработкой и внедрением технических, технологических и организационных нововведений. Поэтому малое предпринимательство играет важную роль в социально- экономической, политической и инновационной деятельности стран. О роли сектора малого предпринимательства, позволят судить возложенные на него функции. Функциональный подход нацелен на изучение деятельности и оценку влияния малого предпринимательства на развитие регионов и стран.

Значение малого бизнеса заключается в том, что его развитие несет в себе ряд преимуществ: увеличение числа собственников; рост доли экономически активного населения; селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации; выполнение роли крупного работодателя, к тому же использующего рабочую силу социально уязвимых слоев (женщин, иммигрантов, инвалидов) [2]. Кроме того, развитие данного сектора экономики косвенно стимулирует эффективность производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими; придает рыночной экономике необходимую эластичность, как гибкий производитель, оперативно реагирующий на изменения конъюнктуры рынка; способствует формированию конкурентной среды и служит мощным

антимонопольным потенциалом; выполняет роль амортизатора колебаний экономической конъюнктуры и социальной напряженности.

Экономическая значимость малого предпринимательства:

• источник стабильных бюджетных поступлений особенно в зарубежных развитых странах, где в этом секторе экономики занято большее количество работников.

• интегрирующая составляющая. Малое предпринимательство непрерывно приспосабливается к конъюнктуре рынка, оно способно реагировать на постоянноизменяющиеся потребности общества, крупный же бизнес не обеспечивает такой гибкости и адаптивности в подходе;

• разработка, реализация и внедрение технических, технологических новшеств, способствующих развитию научно- технической деятельности. Малыепредприятия, стремясь выжить в конкурентной борьбе, чаще идут на риск и реализуют новые проекты;

• формирование конкурентных отношений. В научной литературе в последнее время отмечается понятие «генеретика», означающее группу небольших предприятий, которые характеризуются быстрым ростом и копированием продуктов ведущих организаций [3].

Поэтому малые предприятия, предлагающие аналогичный товар по потребительским свойствам и по более низкой цене, чем у крупных фирм, составляют конкуренцию крупным организациям и способны занять значительную часть ниши. Это, в первую очередь, связано с тем, что малые фирмы не несут существенных затрат, например, на научные исследования при копировании уже выведенных на рынок известных продуктов. Кроме того, крупные предприятия часто завышают цены на продукт, а малые фирмы используют иные стратегии, стремясь удержаться в конкурентной борьбе. Малое предпринимательство способно составлять конкуренцию крупным организациям в целом и малоэффективным их подразделениям из-за присущей гибкости, многочисленности и возможности к быстрому обновлению;

• расширение производства посредством использования локальных источников сырья, а также непривлекательных для крупного бизнеса направлений, вовлечения части материальных средств населения в производство, которые ранееиспользовались для личного потребления.

Социальная значимость малого предпринимательства:

• создание новых рабочих мест, что ведёт к снижению уровня безработицы в странеили регионе;

• формирование среднего класса. Малое предпринимательство способствует развитию среднего класса населения, который определяется как движущая сила в рыночной экономике и является гарантом политической стабильности общества.

• формирование культуры управления, созидания, новаторства, происходящего за счет выдвижения из среднего класса общества самых выдающихся представителей;

• функция сглаживания противоречий между богатыми и бедными слоями населения, что ведёт к снижению социальной напряженности;

• способность реализации творчества и предпринимательской инициативы широкихмасс населения.

Таким образом, в развитии любой страны или региона роль малого предпринимательства определяется

решаемыми задачами по повышению устойчивости и инновационного характера экономического роста, снижению социальной напряженности и обеспечению роста занятости, по формированию массового среднего класса.

Список литературы /References

1. Арустамов ЭА. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов /

Э.А. Арустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова. 2-е изд., испр. М.: Дашков и К, 2009. С. 45.

2. Боциева И. Малое предпринимательство как экономическая категория // Общество и экономика, 2009.

№ 9. С. 148-159.

3. Еваленко М.И. Малое предпринимательство и региональные аспекты становления модели рыночного

хозяйства // Предпринимательство, рынок и экономический рост. М.: Институт экономики РАН, 2015.

151 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.