Научная статья на тему 'Предпринимательство как фактор экономического развития'

Предпринимательство как фактор экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпушкин Е. С.

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, т.к. обеспечивают социальную и политическую стабильность, быстрее адаптируются к меняющимся рыночным потребностям, вносят значительный вклад в региональное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Small businesses have a major socio-economic importance, since ensure social and political stability, quicker to adapt to changing market needs, make a significant contribution to regional development.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство как фактор экономического развития»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Карпушкин Е.С., соискатель Академии предпринимательства при правительстве Москвы

Малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение, т.к. обеспечивают социальную и политическую стабильность, быстрее адаптируются к меняющимся рыночным потребностям, вносят значительный вклад в региональное развитие.

Ключевые слова: предпринимательство, экономическое развитие, региональное развитие.

ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR OF ECONOMIC DEVELOPMENT

Karpushkin E., The applicant, Enterprise Academy under the Government of Moscow

Small businesses have a major socio-economic importance, since ensure social and political stability, quicker to adapt to changing market needs, make a significant contribution to regional development.

Keywords: entrepreneurship, economic development, regional development.

Предпринимательство выступает важнейшим фактором становления нормально функционирующей экономики.1

Термины «предпринимательство», «малый бизнес» широко используются за рубежом, охватывают различные типы и разновидности предпринимательства, хотя критерии отнесения предприятий к этому разряду в различных странах неодинаковы - разнятся подходы к величине капитала и объему продаж, правовой статус, формы собственности, различия положения в крупной производственной структуре и т.п. Подобная множественность критериев обусловливает потребность в выделении наиболее емких, обобщенных, характеризующих малый бизнес определениях.

С нашей точки зрения, малым предпринимательством признается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями, имеющими установленные признаки.

Предпринимательство можно определить и как деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары к взаимной выгоде заинтересованных лиц.2 Хотя, данное определение и верно, в нем, тем не менее, не упоминается об ответственности и риске, которому подвергается предприниматель.

Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается в его функциях. Функциональный подход включает изучение деятельности малого предпринимательства и оценку его влияния на развитие регионов и страны в целом. С нашей точки зрения, малое предпринимательство формирует в общественном сознании такую функцию как идеологию предпринимательства, что особенно необходимо в современных экономических условиях.

При реализации социальных программ по регулированию динамики рынка труда, выражением преимущества малого предпри-нимательств становится меньшая стоимость каждого рабочего ме-ста.3 Данное обстоятельство позволяет выделять дополнительные средства на оборудование новых рабочих мест, что снижает уровень безработицы.

Важной функцией выступает функция формирования конкурентных отношений. Предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене, малые фирмы способны составить серьезную конкуренцию крупным фирмам и освободить для себя значительную долю рынка. Копируя уже известные продукты, малые предприятия несут несравнимо меньшие издержки и в совокупности создают значительную конкуренцию крупным предприятиям, особенно в регионах.

Развитию малого предпринимательства способствуют и такие факторы как гибкость и возможность быстрого обновления производства, использование местных источников сырья, возможность использования временно свободных денежных средств населения.

Конкуренция требует от малого предпринимательства в большей мере развития научного прогресса, организационных новшеств, внедрения технологических и технических проектов.

Таким образом, как показывает практика, малые предприятия придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется следующими данными.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, в боль-

шинстве своем, определяется следующими факторами: во-первых, численностью предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме предприятий; во-вторых, вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции; в-третьих, вкладом малых предприятий в формирование бюджетов всех уровней; в-четвертых, стабилизацией на рынке труда; и, в -пятых, накоплением трудовых навыков.

Период усиления роли малого предпринимательства относится к 70- 80-м годам ХХ в., когда на Западе стали постепенно отказываться от гигантских производств, подавлявших естественную конкуренцию и, соответственно, подрывавшей конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, пошли по пути всесторонней поддержки малого бизнеса.

Сектор малого предпринимательства ограничивает, прежде всего, монополизм крупных производителей и способствует развитию конкурентных форм. При этом, в формирование конкурентной среды существенный вклад вносит именно малый бизнес, что для отечественной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он в виду многочисленности составляющих его элементов и их высокой динамики в гораздо меньшей степени поддаётся монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьёзного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.

Можно обоснованно утверждать, что основой мелкотоварного производства было и остается малое предпринимательство. В силу своих определенных качественных характеристик (низкая бюдже-тоемкость, быстрая окупаемость, быстрая реакция на изменения конъюнктуры и т.д.), этот сектор является наиболее привлекательным для предпринимателей с относительно небольшим размером начального капитала. Такой контингент предпринимателей составляет большинство экономически активного населения, образуя в своей совокупности значимый фактор формирования конкурентной среды.

Конкурентный механизм принуждения к эффективному хозяйствованию представляет собой фундаментальную основу рыночной экономики. Таким образом, если нет малого предпринимательства, то ограничивается конкуренция, а значит, и сужаются рыночные отношения.

Между тем, в современных экономических условиях одним из факторов увеличения численности малых предприятий и формирования конкурентной среды является разгосударствление и приватизация.

Малые предприятия, проявляя гибкость, лучше приспосабливаются к меняющимся условиям. Это можно объяснить несложной организацией производственного процесса, который можно оперативно перестроить (радикально или менее существенно) в случае изменения конъюнктуры рынка. Также важно, что изменение ассортимента выпускаемой продукции или технологии ее изготовления осуществляется с гораздо меньшими затратами, чем аналогичные процессы на крупных предприятиях.

Гибкость и маневренность малого предпринимательства реализуется не только через материальный, но и временной фактор. В малых формах хозяйствования при необходимости можно реорга-

низовать производство значительно быстрее, чем на крупных предприятиях.

Отмеченные качества позволяют малому бизнесу работать в новых развивающихся отраслях экономики. При этом существующий предпринимательский риск в случае просчетов не представляет опасности для национальной экономики, в то время как неудачи крупных предприятий при внедрении инноваций приводят к нарушению хозяйственных связей, подрыву экономической основы государства и негативно могут отразиться на развитии смежных отраслей.

В современных условиях гибкость приобретает особую значимость благодаря быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастанию номенклатуры производимых товаров и услуг. Небольшие размеры предприятий позволяют им быстрее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, дешевле внедрять и апробировать новые технологии, осуществлять полную или частичную амортизацию производства, изменять свою специализацию и ассортимент.

Известно, что малые предприятия исключительно мобильны. В зависимости от конъюнктуры рынка они могут относительно легко передислоцироваться, не взывая при этом неоправданно высоких расходов. Практически всеобъемлющий характер их деятельности делает возможным размещение этих предприятий, как в крупных городах, так и в небольших. Это качество малого бизнеса позволяет предпринимательству проникать вглубь регионов и способствовать, таким образом, равномерному развитию всех территорий.

Не менее значимы организационно-управленческие факторы малого предпринимательства. Принципы управления в малых формах хозяйствования существенно отличаются от организации системы менеджмента на крупных предприятиях. Обусловлено это рядом моментов: во-первых, небольшой размер предприятия предполагает относительную простоту управления, где зачастую, в качестве руководителя и управляющего выступает сам предприниматель (владелец предприятия); во-вторых, в малом бизнесе, как правило, отсутствует необходимость в создании сложной системы планирования, контроля, что резко уменьшает значимость факторов, вызывающих бюрократизацию управления.

Как показывают исследования, быстрый рост удельных расходов энергоресурсов на единицу продукции инвестиционного и потребительского назначения, повышение себестоимости и вынужденный сдвиг в структуре производственных издержек в сторону увеличения энергетической составляющей, а также, интенсивное подорожание энергоресурсов, в совокупности оказывают сильное влияние на рост цен производимой продукции, что создает объективную потребность в совершенствовании системы управления и в малом предпринимательстве - с целью выявления возможностей использования всех средств увеличения объемов производства и повышения его экономической эффективности.

Для выбора рыночных возможностей, выявления природы стоящих проблем и нахождения их эффективного решения, критического анализа и оценки внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, механизм управления должен иметь определенный уровень информационного обеспечения.

В качестве ключевых факторов малым предприятиям необходимо рассматривать в настоящий период обеспечение следующих требований: конкурентоспособность продукции, малая энергоемкость производства, высокая рентабельность, своевременность предложения для рынка, большая гибкость производства, быстрая его трансформация, целевое использование средств, сокращение ресурсоемкости своей продукции.

Одной из наиболее значимых функций малого предпринимательства является удовлетворение общественных (производственных, личных) потребностей того или иного региона, страны в целом.

Малый бизнес может рассчитывать на успех в случае, если созданный им продукт найдет своего покупателя, удовлетворит определенные потребности, поэтому, для эффективного роста малые субъекты хозяйствования распознают потребности и желания своих потребителей и действуют с целью их удовлетворения. Основу успешного предпринимательства составляют лишь такие виды деятельности, посредством которых создается определенная сто-

имость, за которую группа потребителей готова заплатить соответствующую цену. Изучение потребностей необходимо, прежде всего, для понимания того, что именно в обществе на данный момент имеет стоимость, а точнее, какие общественные потребности могут создавать сегодня отношения стоимости.

С 90-х гг. ХХ в. развитие действующих предприятий и появление новых предпринимательских структур было направлено на предотвращение дефицита продукции и услуг. Этому оказывали содействие либерализация цен, возможность выхода на внешний рынок, конверсия.

Статистические данные показывают, что в начале 90-х годов большая часть первых кооперативов функционировала в сфере общественного питания, строительства, производства строительных материалов, промышленной продукции массового спроса, бытового обслуживания населения, оптовой и розничной торговли. Новые и трансформированные в кооперативы малые предприятия при финансовой поддержке государства и относительной доступности ресурсов достаточно успешно выполняли функцию по насыщению рынка потребительскими товарами.

При том, что провозглашенная государственная политика поддержки предпринимательства способствовала в конце прошлого века дальнейшему увеличению количества малых предприятий, все же значительная их часть не всегда была способна противостоять конкуренции зарубежных производителей на отечественном потребительском рынке. Возникла ситуация экономического риска, к которой следует отнести отсутствие необходимого объема оборотных средств, современных технологий переработки, упаковки и хранения продукции, невозможность получения дешевых средне- и долгосрочных кредитов, значительное налогообложение. Деятельность таких предприятий, безусловно, оказывает содействие насыщению и стабилизации отечественного потребительского рынка.

Конкретные малые предприятия маневрируют в границах избранной специализации, улучшая качество и меняя ассортимент продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малых форм хозяйствования происходит, главным образом, за счет интенсивного роста их числа на перспективных рынках, и сокращения - на сужающихся.

Перепрофилирование имеет целью либо наращивание собственного потенциала, либо занятие, имеющихся в наличии свободных рыночных ниш, но может также быть следствием негативных результатов своей финансово-хозяйственной деятельности, либо обеспечение экономического положения и стабильности бизнеса. Каждое предприятие пересматривает свои стратегию и тактику, выбирает цели более адекватные рыночным реалиям.

Наиболее незащищенной в законодательном отношении в современных экономических условиях является сфера торговли и услуг, хотя именно малое предпринимательство способствует ее развитию. Такой вид деятельности как обслуживание нуждается в возрастании количества субъектов хозяйствования, которые обладали бы большей мобильностью, лучше учитывали региональные особенности и традиции, сами оказывали содействие их формированию, приближению производства товаров и услуг к потребителю. Для сравнения можно отметить, что удельный вес сферы услуг в отраслевой структуре малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой составляет до одной трети.

В отраслевой структуре малых предприятий лидируют: строительство, промышленность, торговля и общественное питание. Во всех этих отраслях представлено более 80% малых предприятий из общего количества. Установлено, что для предприятий торговли и общественного питания в структуре малых предприятий составила до 50%, промышленности - не более 20%, строительства - около 14,5-15,5%, а сельского хозяйства только 2 %. Приведенные данные подтверждают, что в отраслевой структуре малого предпринимательства в регионах не отличается от общероссийских пропорций.

Обращает на себя внимание тот факт, что несмотря на имеющиеся трудности, из года в год улучшается система развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это положительная тенденция, поскольку эффективность вложений в малый бизнес, связанный с производством, значительно ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение продук-

1 Базилевич А.И. Малый бизнес. М., КноРус, 2011. С.3.

2 Артемова О.В. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности, перспективы. Челябинск,., 2010. С. 7.

3 В крупной компании стоимость рабочего места достигает 120 тыс. евро.

ШКОУАТТУБ БСОКОМУ: ЮТОЯМЛТЮК ЛКЛЬУБК, РЯОвКОВБВ 85

ции. На долю промышленной продукции, произведённой малыми предприятиями, приходится около 18% объёма промышленного производства.

Анализ современного рынка жилья свидетельствует о том, что малые формы предпринимательства в этой экономической сфере способны существенно исправить положение в области жилищного строительства, тем более что производственный цикл здесь значительно ниже, чем в строительстве производственных объектов.

Активизация малого предпринимательства в строительстве вызвана состоянием и перспективами развития жилищного строительства как сегмента социально - воспроизводственной сферы региона, представляющего собой часть экономики, которая обеспечивает её расширенное воспроизводство за счёт привлечения социальных элементов экономической системы, социальных факторов, удовлетворения растущих (количественных и качественных) потребностей людей в социальных благах (повышения культуры.

совершенствование быта, диверсификации предоставляемых обществом услуг и пр., в том числе в улучшении своих жилищных условий. От качества и полноты удовлетворения потребностей в жилье может зависеть эффективность процесса экономического и общественного воспроизводства.

Их деятельность в большей степени способствует увеличению занятости населения, снижению социальной напряжённости в обществе, структурной перестройке в экономике, производству конкурентоспособной продукции, товаров и услуг.

Малые предприятия успешно работают во всех отраслях народного хозяйства области - в них реализуется человеческая потребность к созиданию, вследствие чего они объединяют в своих структурах всё более широкие слои населения. Малое предпринимательство играет очень важную роль в обеспечении занятости трудоспособного населения и сведении к минимуму безработицы. В частности, в Московской области прослеживается четкая тенденция увеличения доли занятых на малых предприятиях. Так с учетом частных предпринимателей, лиц, работающих по договорам и на условиях вторичной занятости, около 35 % от занятого в экономике населения области. Вместе с тем, малые предприятия области характеризуются небольшой численностью работающих на одном предприятии.

Между тем, в развитых странах малый бизнес привлекает до 50-60% работоспособного населения и формирует до 70-80% рабочих мест, на его долю приходится от 20 до 60% валового национального продукта.

Малое предпринимательство благоприятствует росту занятости в силу ряда своих специфических характеристик. Прежде всего, оно способно оперативно создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости. Во-вторых, для малых предприятий характерно и более низкое техническое строение капитала. Это означает, что на единицу используемых средств производства здесь приходится больше, чем на крупных предприятиях, единиц труда. В-третьих, малый бизнес притягателен для деятельности активного населения, так как дает значительные возможности для проявления инициативы

и воплощения творческих идей. В-четвертых, именно на малых предприятиях можно реализовывать гибкие формы занятости. Такие специфические условия труда и найма, как неполный рабочий день или неделя, совместительство, скользящий график работы являются весьма привлекательными для различных континген-тов трудоспособного населения. И, наконец, малая форма хозяйствования может быть организована и вполне успешно функционировать в отсутствие усложненных управленческих структур. Это облегчает процесс образования субъекта данного сектора экономики, способствуя их количественному увеличению, а значит и созданию новых рабочих мест.

В современных условиях значимой функцией малого предпринимательства является участие в решении экологических проблем. Защита окружающей среды - проблема общегосударственная, но практические меры по ее разрешению ложатся, главным образом, на регионы. Негативное влияние на окружающую среду может быть полностью или в значительной мере нейтрализовано путем переработки отходов в товарную продукцию. Небольшие, рассредоточенные объемы отходов и неиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно и с достаточной экономической эффективностью освоены малыми и средними предприятиями, которые пользуются финансовыми и правовыми льготами и являются более оперативными.

Также заслуживает всестороннего внимания социально-культурная роль малых предприятий некоммерческой направленности, которые предоставляют услуги населению, производят продукцию социальной ориентации в различных областях хозяйствования. При этом некоммерческие предприятия соединят частную инициативу с общественно полезными потребностями, на удовлетворение которых расходуют собственные средства.

Малое предпринимательство, таким образом, имеет следующие преимущества перед крупным: он динамичнее, быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям и отражает изменения потребительского спроса; развитие мелкого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала; мелкое производство быстрее «впитывает» новые веяния научно-технического прогресса, так как он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость.

Таким образом, малые предприятия в силу своей приспосаб-ливаемости к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, гибкости и мобильности создают основу региональной экономики, а также участвуют в ускорении реализации новых технических и коммерческих идей, решении проблем занятости. Они создают конкурентную среду, формируют негосударственный сектор экономики, насыщают потребительский рынок и стимулируют совокупный спрос, способствуют структурным сдвигам и предупреждению безработицы. Эти и другие свойства малого предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Литература:

1. Алешин А.В. Взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса в региональной экономике. Р./Д., 2010.

2. Артемова О.В. Малый и средний бизнес: ограничения, возможности, перспективы. Челябинск,., 2010.

3. Базилевич А.И. Малый бизнес. М., КноРус, 2011.

4. Иванова М.В. Многообразие форм организации предпринимательской деятельности в России. М.:Спутник +, 2010.

5. Каманина Р.В. Организация предпринимательской деятельности. М.: 2010.

6. Наумов В.Н. Организация предпринимательства. М., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.