Научная статья на тему 'Малое предпринимательство как субъект экономики'

Малое предпринимательство как субъект экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ФУНКЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ENTREPRENEURSHIP / TIMBER COMPLEX / SMALL BUSINESS / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS FUNCTIONS / SOCIAL AND CULTURAL ROLE OF SMALL BUSINESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веретенов А. О.

В статье рассматриваются вопросы развития малого предпринимательства в лесопромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS AS THE SUBJECT OF ECONOMY

The article deals with the development of small entrepreneurship in the timber industry.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство как субъект экономики»

- Периодически красить дорожные краски , обеспечить хорошее качество.

- Запрещать парковка под дорог и ограничить парковку на тротуаре.

- Установка общественного транспорта (автобусные остановки и т.д.)

Старые Районы (за исключением район Хоан Кием)

Цель мер управления движением в округе является обеспечение максимальной вместимости в то же время, повышение безопасности дорожного движения. Нужно отремонтировать «узким местом», проанализировав проблемы и определить, что соответствующие меры, включая совершенствование и форму светофоров системы, восстановление, рисовать линии и монтаж вывесок.

Хотя основные оборудование управления движением, но эти устройства еще требуется обслуживание и обновление. Операция не эффективного освещения сигнала так нужно Обзор этапов и сроков свет. Кроме того следует также быть периодически рисовать линии надлежащим образом.

Нужно отделить два Мотоциклы и автомобили на главных дорог города. макет остается очередь полос для мотоциклов на тротуар, что замечания должны сочетаться с более трафика формирования и корректировки фары лампа сигнала.

Все главные улицы в этом районе введет автобусов прямо в центр город , поэтому необходимо мер для общественных транспортах в цели повышения привлекательности автобус . Нужно рассмотреть место положение раритетные сигнал с отдельной полосы для автобусов .

Меры могут применяться в этой области включают: улучшение формирования трафика.

Макет отделяет программное обеспечение, аппаратные средства.

Фара сигналы.

Огни этапе макет повернуть налево.

Облегчить очередь слева от наблюдаемых тротуар.

Макет сигналы для общественного транспорта.

Макет полосы для движения автобусов.

Ремонт тротуаров.

Установка троса, барьер для пешеходов.

Держите краска ребята линии и монтаж вывесок.

Пригородные районы.

Управление движением в этой области должны быть сосредоточены безопасности увеличение движения. Нужно провести анализ на какой точке или аварий и реализации контрмер, в то же вре-

мя, дать приоритет общественного транспорта в основных маршрутов в центре.

Устройства управления движения также оказывает основные. В широкой должны быть отделены свести к минимуму аварий мотоциклов и автомобилей. Необходимость защиты пешеходов и грубо, установив дополнительные устройства управления трафика.

Меры, применяемые в области:

- совершенствование форма движения.

- Установка делителя твердые и мягкие.

- Установка светофор .

- Установка мигают лампы.

- Установки переходные сигнал.

- Прикладной сигнала приоритет для общественного транспорта.

- Макет полосы для движения автобусов.

- Макет велосипедных дорожек.

- Строительство , Монтаж тротуар .

- Развернутые заграждения, дорожки для пешеходов.

- Строительство мостов для пешеходов.

- Краска, смонтированные вывесок.

- Установки Отражательная оборудования.

- Установка фара освещение .

Политика, стратегии и меры для управления трафиком в каждом регионе.

Процесс управления дорожным движением является динамика и активные меры проводятся регулярно и непрерывно улучшать ситуацию с дорожным движением. Транспорт, ни состояние переменных, которые меняются с течением времени, наряду с увеличением числа мотоциклов и автомобилей в пробках или при развитии и расширении дорожной сети. Таким образом, необходимо создать механизмы, процедуры управления движением, регулярно пересматриваются и пересмотрены в соответствии изменения условий движения.

Меры управления движением разнообразны, но обратите внимание, что каждая мера может быть применена к перекрестку, коридор или региона. Кроме того, большинство из этих мер могут быть объединены с другими мерами, чтобы максимизировать эффект от каждого мероприятия.

Таким образом, необходимо построить более конкретные критерии в соответствии с местными условиями. Но учтите, что эти критерии являются только руководство, а не применять стандарт по умолчанию. Нужна техническая оценка, чтобы определить, если вам действительно нужны меры по управлению и надлежащий контроль за движением.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ

Веретенов А.О., аспирант Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)

В статье рассматриваются вопросы развития малого предпринимательства в лесопромышленном комплексе.

Ключевые слова: предпринимательство, лесопромышленный комплекс, малый бизнес, организационно-управленческие факторы развития малого предпринимательства; функции малого предпринимательства; социально-культурная роль малых предприятий.

SMALL BUSINESS AS THE SUBJECT OF ECONOMY

Veretenov А., the post-graduate student, International Academy of valuation and consulting The article deals with the development of small entrepreneurship in the timber industry.

Keywords: entrepreneurship, timber complex, small business, organizational and managerial factors of the development of small business, small business functions, social and cultural role of small businesses.

Предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение, т.к. обеспечивает социальную и политическую стабильность; частные предприятия быстрее адаптируются к меняющимся рыночным потребностям, вносят значительный вклад в региональное развитие.

Говоря о малых предприятиях лесопромышленного комплекса, следует отметить, что их удельный вес в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики характеризуется следующим.

Роль предпринимательства в экономике страны, в большинстве своем, определяется следующими факторами: во-первых, числен-

ностью предприятий и индивидуальных предпринимателей в общем объеме предприятий; во-вторых, вкладом предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции; в-третьих, вкладом предприятий в формирование бюджетов всех уровней; в-четвертых, стабилизацией на рынке труда; и, в -пятых, накоплением трудовых навыков.

Сектор предпринимательства ограничивает, прежде всего, монополизм крупных производителей и способствует развитию конкурентных форм. При этом, в формирование конкурентной среды существенный вклад вносят именно малые предприятия, что для отечественной экономики имеет первостепенное значение. Малый

бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он в виду многочисленности составляющих его элементов и их высокой динамики в гораздо меньшей степени поддаётся монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны при узкой специализации и использовании новейшей техники предприятия лесопромышленного комплекса выступают в качестве конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных предприятий.

Можно обоснованно утверждать, что основой мелкотоварного производства было и остается малое предпринимательство. В силу своих определенных качественных характеристик (низкая бюдже-тоёмкость, быстрая окупаемость, быстрая реакция на изменения конъюнктуры и т.д.), этот сектор является наиболее привлекательным для предпринимателей с относительно небольшим размером начального капитала. Такой контингент предпринимателей составляет большинство экономически активного населения, образуя в своей совокупности значимый фактор формирования конкурентной среды.

Конкурентный механизм принуждения к эффективному хозяйствованию представляет собой фундаментальную основу рыночной экономики. Таким образом, если нет малого предпринимательства, то ограничивается конкуренция, а значит, и сужаются рыночные отношения.

Между тем, в современных экономических условиях одним из факторов увеличения численности малых предприятий и формирования конкурентной среды является разгосударствление и приватизация.

Следует отметить, что малые предприятия лесопромышленного комплекса, проявляя гибкость, лучше приспосабливаются к меняющимся условиям. Это объясняется организацией производственного процесса, который можно оперативно перестроить (радикально или менее существенно) в случае изменения конъюнктуры рынка. Также важно, что изменение ассортимента выпускаемой продукции или технологии её изготовления осуществляется с гораздо меньшими затратами, чем аналогичные процессы на крупных предприятиях.

Гибкость и маневренность малого предпринимательства реализуется не только через материальный, но и временной фактор. В малых формах хозяйствования при необходимости можно реорганизовать производство значительно быстрее, чем на крупных предприятиях.

Отмеченные качества позволяют малым предприятиям лесопромышленного комплекса работать в новых развивающихся отраслях экономики. При этом существующий предпринимательский риск в случае просчётов не представляет опасности для национальной экономики, в то время как неудачи крупных предприятий при внедрении инноваций приводят к нарушению хозяйственных связей, подрыву экономической основы государства и негативно могут отразиться на развитии смежных отраслей.

В современных условиях гибкость приобретает особую значимость благодаря быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, возрастанию номенклатуры производимых товаров и услуг. Небольшие размеры лесопромышленных малых предприятий позволяют им быстрее реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, внедрять и апробировать новые технологии с низкими издержками, осуществлять полную или частичную амортизацию производства, изменять свою специализацию и ассортимент.

Известно, что малые предприятия исключительно мобильны. В зависимости от конъюнктуры рынка они могут относительно легко передислоцироваться, не взывая при этом неоправданно высоких расходов. Практически всеобъемлющий характер их деятельности делает возможным размещение этих предприятий, как в крупных городах, так и в небольших. Это качество малого бизнеса позволяет предпринимательству проникать вглубь регионов и способствовать, таким образом, равномерному развитию всех территорий.

Не менее значимы организационно-управленческие факторы малого предпринимательства. Принципы управления в малых формах хозяйствования существенно отличаются от организации системы менеджмента на крупных предприятиях. Обусловлено это рядом моментов: во-первых, небольшой размер предприятия предполагает относительную простоту управления, где зачастую, в качестве руководителя и управляющего выступает сам предприниматель (владелец предприятия); во-вторых, в малом бизнесе, как правило, отсутствует необходимость в создании сложной системы

планирования, контроля, что резко уменьшает значимость факторов, вызывающих бюрократизацию управления.

Быстрый рост удельных расходов энергоресурсов на единицу продукции инвестиционного и потребительского назначения, повышение себестоимости и вынужденный сдвиг в структуре производственных издержек в сторону увеличения энергетической составляющей, а также, интенсивное подорожание энергоресурсов, в совокупности оказывают сильное влияние на рост цен производимой продукции, что создает объективную потребность в совершенствовании системы управления и в малом предпринимательстве - с целью выявления возможностей использования всех средств увеличения объемов производства и повышения его экономической эффективности.

Для выбора рыночных возможностей, выявления природы стоящих проблем и нахождения их эффективного решения, критического анализа и оценки внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, механизм управления должен иметь определенный уровень информационного обеспечения.

В качестве ключевых факторов малым предприятиям лесопромышленного комплекса необходимо рассматривать в настоящий период обеспечение следующих требований: конкурентоспособность продукции, малая энергоёмкость производства, высокая рентабельность, своевременность предложения для рынка, большая гибкость производства, быстрая его трансформация, целевое использование средств, сокращение ресурсоемкости своей продукции.

Одной из наиболее значимых функций малых предприятий является удовлетворение общественных (производственных, личных) потребностей того или иного региона, страны в целом.

Малые предприятия лесопромышленного комплекса могут рассчитывать на успех в случае, если созданный ими продукт найдет своего покупателя, удовлетворит определенные потребности, поэтому, для эффективного роста малые субъекты хозяйствования распознают потребности и желания своих потребителей и действуют с целью их удовлетворения. Основу успешного предпринимательства составляют лишь такие виды деятельности, посредством которых создается определенная стоимость, за которую группа потребителей готова заплатить соответствующую цену. Изучение потребностей необходимо, прежде всего, для понимания того, что именно в обществе на данный момент имеет стоимость, а точнее, какие общественные потребности могут создавать сегодня отношения стоимости.

С 90-х гг. ХХ в. развитие действующих предприятий и появление новых предпринимательских структур было направлено на предотвращение дефицита продукции и услуг. Этому оказывали содействие либерализация цен, возможность выхода на внешний рынок, конверсия.

Статистические данные показывают, что в начале 90-х годов большая часть первых кооперативов функционировала в сфере общественного питания, строительства, производства строительных материалов, промышленной продукции массового спроса, бытового обслуживания населения, оптовой и розничной торговли. Новые и трансформированные в кооперативы малые предприятия при финансовой поддержке государства и относительной доступности ресурсов достаточно успешно выполняли функцию по насыщению рынка потребительскими товарами.

При том, что провозглашенная государственная политика поддержки предпринимательства способствовала в конце прошлого века дальнейшему увеличению количества малых предприятий, все же значительная их часть не всегда была способна противостоять конкуренции зарубежных производителей на отечественном потребительском рынке. Возникла ситуация экономического риска, к которой следует отнести отсутствие необходимого объема оборотных средств, современных технологий переработки, упаковки и хранения продукции, невозможность получения дешевых средне-и долгосрочных кредитов, значительное налогообложение. Деятельность таких предприятий, безусловно, оказывает содействие насыщению и стабилизации отечественного потребительского рынка.

Конкретные малые предприятия лесопромышленного комплекса маневрируют в границах избранной специализации, улучшая качество и меняя ассортимент продукции и услуг. Изменение отраслевой структуры малых форм хозяйствования происходит, главным образом, за счёт интенсивного роста их числа на перспективных рынках, и сокращения - на сужающихся.

Перепрофилирование имеет целью либо наращивание собственного потенциала, либо занятие, имеющихся в наличии сво-

бодных рыночных ниш, но может также быть следствием негативных результатов своей финансово-хозяйственной деятельности, либо обеспечение экономического положения и стабильности бизнеса. Каждое предприятие пересматривает свои стратегию и тактику, выбирает цели более адекватные рыночным реалиям.

Наиболее незащищенной в законодательном отношении в современных экономических условиях является сфера торговли и услуг, хотя именно малое предпринимательство способствует ее развитию. Такой вид деятельности как обслуживание нуждается в возрастании количества субъектов хозяйствования, которые обладали бы большей мобильностью, лучше учитывали региональные особенности и традиции, сами оказывали содействие их формированию, приближению производства товаров и услуг к потребителю. Для сравнения можно отметить, что удельный вес сферы услуг в отраслевой структуре малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой составляет до одной трети.

Обращает на себя внимание тот факт, что несмотря на имеющиеся трудности, из года в год улучшается система развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это положительная тенденция, поскольку эффективность вложений в малый бизнес, связанный с производством, значительно ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение продукции. На долю промышленной продукции, произведённой малыми предприятиями, приходится около 18% объёма промышленного производства.

Анализ современного рынка жилья свидетельствует о том, что малые формы предпринимательства в этой экономической сфере способны существенно исправить положение в области жилищного строительства, тем более что производственный цикл здесь значительно ниже, чем в строительстве производственных объектов.

Активизация малого предпринимательства лесопромышленного комплекса вызвана состоянием и перспективами развития данного сегмента социально - воспроизводственной сферы регионов, представляющего собой часть экономики, которая обеспечивает её расширенное воспроизводство за счёт привлечения социальных элементов экономической системы, социальных факторов, удовлетворения растущих (количественных и качественных) потребностей людей в социальных благах (повышения культуры,

совершенствование быта, диверсификации предоставляемых обществом услуг и пр.

Их деятельность в большей степени способствует увеличению занятости населения, снижению социальной напряжённости в обществе, структурной перестройке в экономике, производству конкурентоспособной продукции, товаров и услуг.

Малые предприятия успешно работают во всех отраслях народного хозяйства области - в них реализуется человеческая потребность к созиданию, вследствие чего они объединяют в своих структурах всё более широкие слои населения. Малое предпринимательство играет очень важную роль в обеспечении занятости трудоспособного населения и сведении к минимуму безработицы.

Малое предпринимательство благоприятствует росту занятости в силу ряда своих специфических характеристик. Прежде всего, оно способно оперативно создавать новые рабочие места низкой капиталоемкости. Во-вторых, для малых предприятий характерно и более низкое техническое строение капитала. Это означает, что на единицу используемых средств производства здесь приходится больше, чем на крупных предприятиях, единиц труда. В-третьих, малый бизнес притягателен для деятельности активного населения, так как дает значительные возможности для проявления инициативы

и воплощения творческих идей. В-четвертых, именно на малых предприятиях можно реализовывать гибкие формы занятости. Такие специфические условия труда и найма, как неполный рабочий день или неделя, совместительство, скользящий график работы являются весьма привлекательными для различных контингентов трудоспособного населения. И, наконец, малая форма хозяйствования может быть организована и вполне успешно функционировать в отсутствие усложненных управленческих структур. Это облегчает процесс образования субъекта данного сектора экономики, способствуя их количественному увеличению, а значит и созданию новых рабочих мест.

В современных условиях особо значимой функцией малых предприятий лесопромышленного комплекса является участие в решении экологических проблем. Защита окружающей среды -проблема общегосударственная, но практические меры по ее раз-

решению ложатся, главным образом, на регионы. Негативное влияние на окружающую среду может быть полностью или в значительной мере нейтрализовано путем переработки отходов в товарную продукцию. Небольшие, рассредоточенные объемы отходов и неиспользованных сырьевых ресурсов могут быть успешно и с достаточной экономической эффективностью освоены малыми и средними предприятиями, которые пользуются финансовыми и правовыми льготами и являются более оперативными.

Также заслуживает всестороннего внимания социально-культурная роль малых предприятий некоммерческой направленности, которые предоставляют услуги населению, производят продукцию социальной ориентации в различных областях хозяйствования. При этом некоммерческие предприятия соединят частную инициативу с общественно полезными потребностями, на удовлетворение которых расходуют собственные средства.

Малое предпринимательство, таким образом, имеет следующие преимущества перед крупным: он динамичнее, быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям и отражает изменения потребительского спроса; развитие мелкого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала; мелкое производство быстрее «впитывает» новые веяния научно-технического прогресса, так как он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую само создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо новшества; мелкий бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции.

Таким образом, малые предприятия в силу своей адаптации к постоянно меняющейся конъюнктуре рынка, гибкости и мобильности создают основу региональной экономики, также участвуют в ускорении реализации новых технических и коммерческих идей, решении проблем занятости. Они создают конкурентную среду, формируют негосударственный сектор экономики, насыщают потребительский рынок и стимулируют совокупный спрос, способствуют структурным сдвигам и предупреждению безработицы. Эти и другие свойства малого предпринимательства делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Анализ развития малого предпринимательства в России позволяет сделать вывод, что с переходом к экономическим реформам малое предпринимательство стало занимать более важное место в отечественной экономике.

Литература:

1. Базулин А.В. Малое предпринимательство в материальном производстве. - Р./Д., 2011. -155 с.

2. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. - М.: 2011. - 683 с.

3. Мишурова И.В. Развитие конкурентной среды функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства. - Р./ Д.:РИНХ, 2011. - 223 с.

4. Ромашова Л.О. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. - М., 2011. - 155 с.

5. Ширяева С.В. Малое предпринимательство в современной модели экономического развития. России. - М.:ТЕИС, 2011. - 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.