Научная статья на тему 'Формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов малого бизнеса'

Формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / MANPOWER / BUSINESS / THE SMALL-SCALE BUSINESS / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Землянухина С. Г., Топунов А. В.

Процесс формирования и проявления конкурентных преимуществ трудовых ресурсов малого бизнеса исследован дифференцированно к наследственным и приобретенным конкурентным преимуществам на различных этапах становления и развития малого бизнеса в российской экономике, раскрыты особенности современного этапа формирования конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Землянухина С. Г., Топунов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE MANPOWER OF THE SMALL-SCALE BUSINESS

Process of formation and display of competitive advantages of a manpower of a small-scale business is investigated differently the hereditary and got competitive advantages at various stages of formation and small-scale business development in the Russian economy, features of the present stage of formation of competitive advantages are opened.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов малого бизнеса»

УДК 383.33

С.Г. Землянухина, А.В. Топунов

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

МАЛОГО БИЗНЕСА

Процесс формирования и проявления конкурентных преимуществ трудовых ресурсов малого бизнеса исследован дифференцированно к наследственным и приобретенным конкурентным преимуществам на различных этапах становления и развития малого бизнеса в российской экономике, раскрыты особенности современного этапа формирования конкурентных преимуществ.

Трудовые ресурсы, предпринимательство, малый бизнес, конкурентные преимущества

S. G. Zemlyanukhina, A.V. Topunov

FORMATION OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF THE MANPOWER OF THE

SMALL-SCALE BUSINESS

Process of formation and display of competitive advantages of a manpower of a small-scale business is investigated differently the hereditary and got competitive advantages at various stages of formation and small-scale business development in the Russian economy, features of the present stage of formation of competitive advantages are opened.

Manpower, business, the small-scale business, competitive advantages

Важность развития малого предпринимательства неоднократно подтверждается в выступлениях государственных деятелей, руководителей банков и корпораций, ученых. В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года подчеркивается в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию значимость свободы предпринимательства и конкуренции. Успешность в конкурентной борьбе предполагает обладание адекватными данному виду деятельности и этапу развития конкурентными преимуществами.

Формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов малого бизнеса происходило в российской экономике по мере и в процессе формирования самого малого бизнеса. Одной из основных особенностей формирования малого бизнеса в России является становление его из рамок командно-административной системы в результате преобразования государственной собственности. В условиях России начало рыночных преобразований оказалось связанным с реорганизацией правовых норм функционирования экономики, в рамках которых любая частнопредпринимательская деятельность рассматривалась в Уголовном кодексе как преступление. Законодательная база в процессе либерализации постепенно открывала определенные рыночные ниши для развития предпринимательской деятельности при сохранении административно-правового контроля над процессом преобразования государственной собственности и процессом формирования и функционирования предпринимательской деятельности [1].

Нельзя не согласиться с тем, что возможность формирования индивидуального предпринимательства была создана в связи с провозглашением легитимности частной собственности, либерализацией цен и внешнеэкономических отношений, открытостью границ. Нам представляется не менее значимым рассмотрение особенностей формирования малого бизнеса в России, связанных с необходимостью этого вида деятельности в период реформирования российской экономики.

Необходимость предпринимательской активности и формирования малого предпринимательства в России связана с тем кризисным положением, в котором оказалась наша экономика, с проблемами выживания населения. В период рыночной трансформации российской экономики возникли острые проблемы в области социально-трудовых отношений: сокращение численности работников, несвоевременная выплата заработной платы, отсутствие социальных гарантий, высокий уровень конфликтности и т.п. Переход к новой концепции занятости населения с исключительным правом самого человека распоряжаться своими способностями к труду ознаменовался появлением несбалансированности спроса и предложения рабочей силы, появлением безработицы. Согласно методологии МОТ, по данным Госкомстата РФ численность безработных в период с 1992 по 2004 г. в абсолютном выражении увеличилась на 1898 тыс. человек и составила в 2004 г. 5775 тыс. человек, достигнув 7,9% трудоспособного населения, с 1998 г. численность безработных стала снижаться с 9 млн. человек в 1998 г. и составила к 2005 г. 5 млн. человек [2].

В условиях жесточайшей конкурентной борьбы населения за выживание происходило и проявление, и формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов. Формирование конкурентных преимуществ трудовых ресурсов происходит в процессе функционирования и взаимодействия потребностей индивида, мотивов как внутренних побуждений к деятельности и к саморазвитию и внешнего воздействия со стороны различных субъектов. Сложившаяся ситуация с безработицей, массовые увольнения работников (особенно в таких отраслях как промышленность, сфера науки), задолженность по выплате заработной платы и необеспеченность существования вынуждали безработных искать источники доходов - бывшие работники заводов, НИИ, профессиональные спортсмены становились «челноками», уличными торговцами и т. п. Изменение роли и отношения государства к своим гражданам, разрушение социальных гарантий со стороны государства сделало выживание человека прерогативой самого человека.

И здесь проявились индивидуальные особенности личности, прежде всего такие наследственные конкурентные преимущества трудовых ресурсов как способности (одаренность, талант, способность к тому или иному виду деятельности). Предпринимательская деятельность является новаторской, инновационной деятельностью, поэтому она предполагает наличие таких качеств как новаторство и новизна в достижении целей, нестандартность и независимость мышления и поведения, умение быстро переориентироваться в зависимости от конъюнктуры. В процессе формирования индивидуальных предпринимателей проявились такие конкурентные преимущества работников как инновационность, коммуникабельность, предприимчивость, готовность идти на риск. Высвобождение огромного числа трудоспособных граждан, среди которых имелись граждане, обладающие коммерческими способностями и организаторским умением, привело к формированию индивидуального предпринимательства и самозанятости, и не только как источника средств к существованию, но и как способа удовлетворения своих духовных и творческих способностей, как средства самосохранения себя как личности. В результате происходил не только рост количества субъектов в малом бизнесе, но и дифференциация их качества, формирование и закрепление статусных характеристик занятых (предприниматель, собственник, наемный работник и т.п.).

Немаловажную роль здесь сыграл ранее выполнявшийся вид трудовой деятельности и приобретенные в процессе предшествующей трудовой деятельности конкурентные преимущества и деловые качества - образование, специальные знания, навыки и умения. Лица, обладавшие профессиональным высшим образованием и выполнявшие на прежнем месте работы 304

интеллектуальные и организаторские функции, смогли лучше адаптироваться к новым условиям и занялись мелкорозничной торговлей, консультативными услугами, репетиторством, риэлторством, фермерством, программированием, ремонтом жилья и автомобилей и т.п. Работникам, ранее занятым в машинном производстве физическим трудом, было труднее адаптироваться к новым условиям существования, и многие из них дисквалифицировались, деградировали, перешли даже в категорию так называемых «бомжей».

И тем не менее процесс формирования конкурентных преимуществ предпринимателей в период становления малого бизнеса происходил достаточно сложно и противоречиво. Исследования типичных черт, свойственных постсоветской предпринимательской среде, свидетельствуют о непрофессионализме предпринимателей и, как следствие, нестабильности во всем; неумении руководителей просчитывать результат и возможные последствия, «надежде на авось» [4]. Низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений как отличительные особенности малого бизнеса в России отмечаются и в более поздних исследованиях [5].

Данная отличительная особенность малого бизнеса выступает одной из причин его парадокса, состоящего в том, что малый бизнес очень устойчив как явление и очень неустойчив с точки зрения каждого отдельного элемента. Ежегодно десятки тысяч, а в годы циклического спада и сотни тысяч малых предприятий разоряются, но не меньшее, а иногда и большее число малых предприятий возникают вновь и вновь, причем в тех сферах, где они нужны экономике именно в данное время. Функцию быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка выполняет не столько отдельная фирма малого бизнеса, сколько малый бизнес в целом, т.е. малый бизнес как экономическая система [1]. Именно малые предприятия в силу таких особенностей, как гибкость, адаптивность, способность ускоренно внедрять самые современные производственные и управленческие технологии, выступают, особенно в условиях кризиса, мощным фактором экономической и социально-политической стабильности государства.

Представление о процессе вовлечения населения в предпринимательскую деятельность дают данные государственной статистики. По данным Госкомстата, численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах на 01.01 1998 г. составила 3140,9 тыс. человек, численность работников на малых предприятиях (без микропредприятий) в 2009 г. составила 5720,6 тыс. человек. Данные таблицы также свидетельствуют о положительной динамике малых предприятий как в целом по России, так и по Приволжскому Федеральному округу и Саратовской области1.

Число малых предприятий в РФ, ПФО и Саратовской области за период 2000-2009

гг.

Число малых предприятий (на конец года), тыс. 2 0 о о 2007 2008 2009

всег о в % к итог у всего в % к итог у всего в том числе микропред приятий всего в том числе микропред приятий

Российская Федерация 879, 3 100 1137, 4 100 1347, 7 1065,0 1602, 5 1374,7

Приволжски й Федеральны 131, 4 14,9 191,4 16,8 251,5 192,7 287,7 240,6

1 Составлено авторами по данным Федеральной службы государственной статистики: Малое

предпринимательство в России - 2003; Малое предпринимательство в России - 2005; Малое

предпринимательство в России - 2007, Малое предпринимательство в России - 200877www.gks.ru

й округ

Саратовская область 10,8 1,2 13,8 1,2 18,2 12,5 22,2 19,5

Особенность возникновения малых предприятий в России состояла в том, что малые предприятия и малое предпринимательство в подавляющем большинстве возникли вследствие инициативы, идущей «снизу», от народных масс [6].

Развитие и формирование конкурентных преимуществ в связи со становлением постиндустриального общества отражает процессы возрастания значимости творческих и интеллектуальных потенций.

Происходит непрерывное увеличение объема необходимых специалисту знаний и умений, представлений и ориентаций, а отсюда и необходимость в обновлении знаний, в переквалификации или смене профессии. Инновационные процессы в профессиональной деятельности информационного общества обусловливают потребность в работнике гибком, мобильном, способном быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, решать нестандартные задачи. Эти объективные тенденции, обусловленные развитием производительных сил, подвергаются воздействию институциональных процессов, отражающих специфику малого бизнеса в России.

Существующая в российской экономике ситуация незащищенности частного бизнеса от произвола чиновников, коррумпированности государственной власти, посягательств криминала и рейдерства «олигархов», чрезмерных формальных административных барьеров, препятствующих развитию легального бизнеса, местничества и мздоимства чиновников вынуждает предпринимателей находить способы выживания путем подкупа и взяток, уклонения от уплаты налогов, ухода в тень (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности). Особое место в ряду подрывающих предпринимательство рисков занимают коррупционные, которые выражаются в получении так называемой административной ренты служащими государственных органов, противозаконном давлении на бизнес со стороны контролирующих и правоохранительных органов, распространении схем незаконного завладения бизнесом частной собственности. С другой стороны, серьезную опасность для бизнеса представляют криминализация предпринимательской среды и низкий уровень этики предпринимательских отношений. Наиболее очевидную криминальную угрозу предпринимательству представляют убийства предпринимателей, причинение тяжкого вреда их здоровью и похищения с целью вымогательства [7].

В этих условиях формирование конкурентных преимуществ зачастую направлено не на улучшение самой деятельности, а на сохранение существования как субъекта предпринимательства. Поэтому важными качествами являются как физическое и психическое здоровье, так и стрессоустойчивость, умение противостоять внешним воздействиям, Важным компонентом конкурентных преимуществ выступает социальная компетентность, которая предполагает наличие коммуникативных и интеграционных способностей, умение сотрудничать, поддерживать отношения, влиять и добиваться своего, социальную ответственность за результаты своего профессионального труда и т.п.

Можно высказать надежду, что предпринимаемые государством в настоящее время меры по противодействию коррупции, оказанию консультативной, информационной поддержки, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса, разрабатываемые программы развития малого и среднего бизнеса не останутся на уровне деклараций, а будут реально способствовать повышению эффективности их деятельности. Так, в результате реализации мероприятий по содействию занятости населения и дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в 2009 г. в России удалось оказать содействие 128 тыс. человек в открытии собственного дела [8]. Без поддержки малого бизнеса государством

ситуация может стать критической, т.к. малый бизнес не в состоянии проводить конкурентоспособную ценовую политику, а также обеспечить высокий уровень сервиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Молибог Ю.И., Молибог Т.А. Институциональные проблемы организации стимулирования воспроизводства малого бизнеса // Прогрессивные технологии и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых 5 ноября 2010 года. М.: Изд-во ООО «ТР-принт», 2010. С. 338.

2. Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. / Госкомстат России. М., 2001; Социальное положение и уровень жизни населения России: стат.сб. / Госкомстат России. М., 2004.

3. Вопросы статистики. 2005. № 12.

4. Киблицкая М. Русский частный бизнес: Взгляд изнутри // Рубеж. 1997. № 10-11. С.210-222.

5. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. № 5. С. 49-54.

6. Орлова Е.В. Современное российское предпринимательство: экономикосоциологический анализ / под ред. Г.В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С. 74.

7. Макаров Н.И. Борьба с коррупцией и криминальным захватом собственности. Повышение культуры предпринимательской деятельности в центральном федеральном округе // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. Москва, 2007. № 2 (18). С. 6-12.

8. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам седьмой Всерос. науч.-практ. Интернет-конф. (13-14 октября 2010 г.). Кн.1. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. 376 с.

Землянухина Светлана Георгиевна -

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономики труда Саратовского государственного технического университета

Топунов Антон Валентинович -

аспирант кафедры экономической теории и экономики труда Саратовского

Zemlyanukhina Svetlana Georgievna -

Doctor of Sciences in Economics, Professor of the Department of «Economic Theory and Labor Economics» of Saratov State Technical University

Topunov Anton Valentinovich -

Post-graduate Student of the Department of «Economic Theory and Labor Economics» of

государственного технического университета Saratov State Technical University

PСтатья поступила в редакцию 19.05.11, принята к опубликованию 23.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.