Научная статья на тему 'Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды'

Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2161
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / GOVERNMENTAL SUPPORT / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / MARKET ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салчак А.К., Масканова А.В.

В статье рассмотрены текущие тенденции развития малого бизнеса России. Выделены основные проблемы и преимущества, которые получает экономика и конкурентная среда от увеличения доли объема малого предпринимательства в структуре ВВП страны. Рассмотрены государственные программы поддержки и инструменты, с помощью которых стимулируется рост вовлеченности населения и деловой среды в проблемы развития малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small business and its role in forming a competitive environment

Current trends in the development of small business in Russia are considered in the article. The main problems and advantages that the economy and the competitive environment receive from increasing the share of small business in the country's GDP structure are singled out. The state support programs and tools are being considered, with the help of which the growth of involvement of the population and the business environment in the problems of small business development is stimulated.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды»

Малый бизнес и его роль в формировании конкурентной среды Small business and its role in forming a competitive environment

Салчак А.К.

Студент 1 курса Факультет Экономики и финансов Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС e-mail: ayanasalchak98@gmail. com

Salchak A.K.

Student 1 term Faculty of Economics and Finance Siberian Institute of Management - branch of RANEPA e-mail: ayanasalchak98@gmail. com

Масканова А.В.

Студент 1 курса Факультет Экономики и финансов Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС

e-mail: maks.rey.00@mail.ru

Maskanova A. V.

Student 1 term Faculty of Economics and Finance Siberian Institute of Management - branch of RANEPA e-mail: maks.rey.00@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены текущие тенденции развития малого бизнеса России. Выделены основные проблемы и преимущества, которые получает экономика и конкурентная среда от увеличения доли объема малого предпринимательства в структуре ВВП страны. Рассмотрены государственные программы поддержки и инструменты, с помощью которых стимулируется рост вовлеченности населения и деловой среды в проблемы развития малого бизнеса.

Annotation.

Current trends in the development of small business in Russia are considered in the article. The main problems and advantages that the economy and the competitive environment receive from increasing the share of small business in the country's GDP structure are singled out. The state support programs and tools are being considered, with the help of which the growth of involvement of the population and the business environment in the problems of small business development is stimulated.

Ключевые слова: малый бизнес; малое предпринимательство; малое предприятие; государственная поддержка; конкурентная среда; рыночная экономика.

Key words: small business; small business; small business; governmental support; competitive environment; market economy.

В условиях современной рыночной экономики сектор малого предпринимательства оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем общества и проблемы занятности населения страны. По количеству рабочих мест, по объему производимых и реализуемых товаров и услуг, субъекты малого и среднего бизнеса практически во всех экономически развитых странах играют ключевую роль.

Малому бизнесу отводится важная роль экономического развития страны, так как малые предприятия позволяют расширить сферу приложения труда, создавать возможности для реализации предпринимательской деятельности населения, приложения творческих сил, стимулировать развитие семейного бизнеса, снизить социальную напряженность и обеспечить ресурсосберегающий экономический рост. Помимо этого, малый

105

бизнес отыгрывает ключевую роль при формировании ВВП страны, а также создает конкурентную среду, где основными формами борьбы являются рыночные инструменты, предполагающие преимущества в цене и качестве готовой продукции.

В целом, малое предпринимательство дает преимущества для развития экономики и конкурентной среды России с помощью таких особенностей:

- малый бизнес заполняет все ниши региональных рынков страны;

- нет необходимости в наличие крупного финансового капитала при открытии предприятия;

- малый бизнес обеспечивает рост рыночной конкуренции, что ослабляет входные барьеры и монопольные формирования;

- мелкие предприятия более гибкие к внешним изменениям экономической конъюнктуры;

- стимулируется рост количества представителей среднего класса - двигателя экономического развития в стране.

Кроме этого, российские малые предприятия выполняют социальную, политическую и экономическую функцию. Вклад малого предпринимательства в формирование ВВП России составляет около 20%, а доля занятых - 14,1% экономически активного населения. При этом наша страна отстает от многих других развитых государств, где доля малого бизнеса в разы выше. Так, в США предприятия формы малого бизнеса формируют 50% ВВП, а доля занятых достигает 54%. В Великобритании - 53% и 49% соответственно, в Германии - 54% и 46% соответственно, а в Японии - 55% и 78% соответственно. Исходя из этого видно, что в развитых странах с крупным объемом экономики, малый бизнес составляет ровно половину всей национальной экономики, в России же для достижения этой отметки, сектору МСП необходимо продемонстрировать 150% рост, что возможно, скорее всего, лишь через пару десятков лет.

Как показывает опыт, малые предприятия эффективны в потребительской сфере, производстве отдельных продуктов и полуфабрикатов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям, в определенных случаях в наукоемких видах производства. Поэтому в настоящее время развитие малого предпринимательства в России рассматривается как один из основополагающих факторов на государственном уровне, что отражено в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, Федеральной программе подготовки управленческих кадров для народного хозяйства РФ («Президентская инициатива») и ряде других документов.

Но, поскольку роль малого бизнеса в экономическом росте России не свыше 20%, значит, тому есть причины, среди которых фундаментальные факторы, тормозящие этот процесс. К основным проблемам развития малого бизнеса в России относятся:

- отсутствие качественных управленческих кадров;

- отсутствие применение инноваций в малом предпринимательстве;

- недостаточная материально-техническая база;

- «провалы» в законодательной базе;

- отсутствие социальной защиты малых предпринимателей от различных внешних угроз;

- невозможность обслуживать кредиторскую задолженность;

-нестабильная экономическая конъюнктура в России (инфляция и валютный курс российского рубля);

- низкий уровень эффективности государственных программ поддержки.

В результате, из-за вышеперечисленных проблем мы сталкиваемся с реальной ситуацией на рынке малого бизнеса России, где его доля в формирование ВВП не превышает 20%. Текущую тенденцию осознают не

только предприниматели и население, но и государственный аппарат управления, что провоцирует его на меры действий.

Правительство России осознает, что существует проблема, решение которой находится в ее руках. Среди ключевых способов поддержки развития малого бизнеса в стране являются различные программы, основная цель которых, как правило, финансирование и субсидирование субъектов деловой активности (рисунок 1).

Кроме того, в руках государственного регулирования есть и другие инструменты, как обучение и консультация специалистов, включая начинающих предпринимателей страны; организация различных выставок, ярмарок, конференций, что побуждает взаимосвязь «бизнеса с бизнесом» и «бизнеса с потребителями».

Субсидирование

Обучение и консультация специалистов

Государственная поддержка малого бизнеса

Организация выставок и ярмарок

Предоставление на льготных условиях аренды помещений или земли

Рисунок 1 - Виды государственной поддержки малого бизнеса [1, с.8].

Как правило, различные виды отечественной государственной поддержки ставят за цель стимулировать отдельные сектора экономики, к которым относятся: сельскохозяйственная деятельность, жилищно-коммунальная отрасль, частная медицина и отечественное производство лекарств, туризм, промышленное производство с помощью инновационных технологий и транспортные услуги.

На данный момент, известны ключевые программы государственной поддержки малого бизнеса.

Рекомендуется провести меры по стимулированию развития малого бизнеса страны, к которым относятся:

- снижение налогового давления на МСП;

- предоставление налогового периода и субсидирования бизнеса;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- переход системы государственной бюрократии на 100% в систему информационного пространства для прозрачности, снижения уровня коррупции и увеличения скорости юридических транзакций;

- снижение процентной ставки ЦБ РФ для снижения ставок на банковские кредитные продукты;

- предоставление лизинга на льготных условиях для представителей малого бизнеса.

С помощью этих мер, развитие малого бизнеса в России может ускориться. Кроме того, будут улучшены условия конкурентной среды, большее число домохозяйств и населения будут заинтересованы в открытии собственного бизнеса, что стоит считать положительным институциональным фактором.

В России в последнее время наблюдается тенденция к увеличению роли малого бизнеса, что положительно влияет на экономику в целом. Малый бизнес - неотъемлемый субъект экономической системы государства, хоть и доля малых предприятий не велика. Однако, несмотря на ликвидацию текущих проблем, возникают новые негативные факторы, как отрицательный рост ВВП и снижение уровня покупательной

способности населения России. Все это, в свою очередь, лишает малый бизнес фактора стимулирования роста объема своего производства.

Поэтому, одной из центральных задач текущего правительства России должно быть усовершенствование программ государственной поддержки развития малого бизнеса, объем которого имеет потенциал стремительного роста (с 20% доли в ВВП до 50% в развитых странах).

Список используемой литературы:

1. Валиева И.Л. Государственная поддержка малого бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - №1. - С.7-10.

2. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Малый бизнес в период депрессивного состояния экономики России // Актуальные финансовые исследования: теория, методология и практика. Сборник научных статей. Москва; Берлин, 2016. С. 43-48.

3. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Особенности оценки потенциала кредитного рынка: региональный аспект. Финансы и кредит. 2013. № 35 (563). С. 43-49.

4. Железовская О.С., Полякова А.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Символ науки. - 2017. - №5.

5. Лукьянова З.А. Перспективы развития малого бизнеса в Новосибирской области. // Проблемы современной науки и образования. 2014. №9(27). С. 60-63.

6. Лукьянова З.А., Гоманова Т.К. Отраслевые финансы: учеб. пособие / З. А. Лукьянова, Т. К. Гоманова.- Новосибирск: СибАГС, 2006.- 192 с.

7. Лукьянова З.А., Завражнов В.С. // Бизнес-климат предпринимательства в России и пути его оздоровления Современные тенденции развития науки и технологий, 2016 № 6-2. С. 122-125.

8. Лукьянова З.А., Остапова В.В., Овчинникова Ю.А. Российский бизнес в период кризиса: проблемы и перспективы развития // В сборнике: Академическая наука - Проблемы и достижения. Материалы VI международной научно-практической конференции, н. и. ц. «Академический». 2015. С. 190-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.