ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15266. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm. - ISSN2304-120X.
ART 15266
УДК 338.242
Гпинова Татьяна Анатольевна,
преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавир mr.glinov@mail.ru
Проблемы развития малого бизнеса в России
Аннотация. Развитие малого бизнеса в России является стратегическим направлением развития экономики. Благодаря развитию малого бизнеса происходит формирование благоприятной экономической среды, увеличивается конкуренция среди товаропроизводителей, появляются новые рабочие места, происходит развитие рыночных отношений в целом. Однако развитие малого бизнеса неизбежно сопровождается рядом проблем, среди которых - недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие.
Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, инфляция, рыночная структура, ВВП.
Раздел: (04) экономика.
На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики. Это объясняется многими факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда; способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.
В РФ на долю малого предпринимательства приходится чуть более 22% валового внутреннего продукта (рис. 1). Поэтому основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Так, для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис. 2) [1].
24.5 24
23.5 23
22.5 22
21.5 21
20.5 20
2010 2012 2015
Рис. 1. Доля малого бизнеса России в составе в ВВП, %
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15266. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm. - ISSN2304-120X.
Основная проблема, с которой сталкиваются многие российские предприниматели, связана с недостатком финансирования, что особенно ощущается в большинстве регионов России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной финансово-кредитной поддержки. И на сегодня в России проблема финансового обеспечения развития малого бизнеса ощущается особенно остро. Прежде всего ситуация усугубляется недоступностью займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки, а также незначительной величиной активов субъектов малого предпринимательства. В дополнение к этому наблюдается сокращение объемов реализации продукции, удлинение срока оборачиваемости капитала, снижение рентабельности производства.
Несмотря на кризисные тенденции, наблюдается значительное усиление роли и значимости малого предпринимательства в экономике и социальной сфере регионов России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономико-правовой системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритетным задачам государства. С 1 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с изменениями на 28 декабря 2013 г., в ред. с 1 июля 2014 г. [2] В данном законе четко прописываются основные субъекты предпринимательской деятельности, цели и принципы государственной политики в данной области, основное нормативно-правовое регулирование, а также полномочия органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего бизнеса. В данном законе также определены критерии, по которым предприятия делятся на малые и средние, в свою очередь, малые предприятия делятся на малые и микропредприятия. Государственные органы власти также должны оказывать финансовую, информационную и имущественную поддержку органов власти. В данном нормативно-правовом документе выделены отдельными статьями основные виды предпринимательской деятельности, для которых будут применяться меры государственной поддержки; среди них можно отметить ремесленную деятельность, инновации и промышленное производство, сферу образования, виды предпринимательства, связанные с внешнеэкономической деятельностью, и поддержку сельского хозяйства.
Особая роль при поддержке малого бизнеса отводится сельскому хозяйству. Так, крестьянским и фермерским хозяйствам возмещается немалая часть стоимости
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15266. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm. - ISSN2304-120X.
всех произведенных затрат, в отдельных случаях предоставляются субсидии, предлагается также кредитование на льготных условиях, помощь в приватизации земельных угодий и т. д.
Также на сегодняшний день поддерживается развитие молодежного предпринимательства. Существует ряд программ, которые позволяют молодым специалистам реализовать свои возможности в разных сферах экономики.
Теперь обратимся к основным терминам, которые помогут нам отличать малый бизнес от среднего и крупного. Итак, малый бизнес, или малое предпринимательство, - это особый вид предпринимательской деятельности, осуществляемый субъектами рыночной экономики на основе соответствия следующим критериям:
- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
- средняя численность работников для малых предприятий не должна превышать ста человек за предшествующий календарный год, а для микропредприятий такой показатель не должен превышать 15 человек;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства: микропредприятия - 60 млн рублей; малые предприятия - 400 млн рублей [3].
На сегодняшний день перед государством остро стоит вопрос о развитии малого бизнеса. В Послании Президента России четко были определены приоритеты развития экономики на долгосрочную перспективу, которые заключаются в следующем [4]:
- предоставление налоговых каникул для начинающих бизнесменов; так, например, для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощённую систему налогообложения или патентную систему налогообложения, налоговые ставки по налогам, уплачиваемым при применении указанных специальных налоговых режимов, в размере 0% в течение двух налоговых периодов. Субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применение льготных налоговых ставок, в том числе в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей и средней численности работников;
- возможность открытия своего дела за 2-3 дня;
- амнистия при возврате капитала из офшорных зон;
- отсутствие проверок надзорных органов в течение 3-летнего периода с момента открытия своего дела;
- получение патента для «самозанятых» граждан;
- расширение доступа малых предприятий к закупкам госкомпаний, субъектам естественных монополий, госкорпораций и др.;
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15266. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm. - ISSN2304-120X.
- возможность проводить коммерческую и некоммерческую деятельность в рамках одного юридического лица;
- сохранение собственности от кредиторов и рейдеров;
- отсутствие лицензирования для многих видов деятельности, в том числе на проведение банковских операций и т. д.
В рамках программы Министерства экономического развития предусмотрен широкий спектр мероприятий поддержки для различных групп предприятий, в том числе:
- поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса - до 10 млн рублей, предоставление лизинг-гранта начинающим - до 1 млн рублей на одного получателя поддержки);
- модернизация производства (субсидирование расходов по уплате процентной ставки, приобретение оборудования до 10 млн рублей на одного получателя поддержки);
- грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);
- создание и развитие микрофинансовых организаций;
- создание и развитие гарантийных фондов;
- развитие социального предпринимательства (субсидирование расходов на создание центров инноваций социальной сферы в размере до 5 млн рублей; создание частных дошкольных учреждений в размере до 10 млн рублей; субсидии на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности до 1 млн рублей);
- развитие молодежного предпринимательства, в том числе создание центров молодежного инновационного творчества (предоставление субсидий на создание центров в размере до 7 млн рублей на одного получателя поддержки): развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства (предоставление сертификатов на обучение, компенсация затрат по подготовке, переподготовке персонала и организации обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса);
- создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы - от 900 кв. м.; промышленные парки - от 20 тыс. кв. м, технопарки - от 5 тыс. кв. м);
- поддержка экспортно ориентированных малых компаний (создание центров поддержки экспорта) [5].
Но, несмотря на развернутую государственную поддержку в области развития малого предпринимательства, предприниматель сталкивается с рядом проблем, на которых необходимо остановиться более подробно. Прежде всего, это нестабильность в применении налогообложения. Так, в 2013 г. при двукратном увеличении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей значительная доля малого бизнеса оказалась на грани банкротства. Поэтому неподъемные и нестабильные ставки налогов, в том числе страховых взносов, губительно сказываются на развитии малого бизнеса. Также необходимо отметить коррупционные барьеры, с которыми сталкиваются предприниматели на протяжении всего развития своего бизнеса, в том числе при его создании. Если опираться на зарубежный опыт, то в основном коррупционные моменты здесь были устранены через развитие Интернета, т. е. большинство процедур, начиная с открытия, ведения и закрытия бизнеса, осуществляется преимущественно через Интернет.
4
о
Huem
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120Х
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15266. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm. - ISSN2304-120X.
Еще одной важной проблемой, с которой сталкивается большинство предпринимателей, - отсутствие финансовой поддержки со стороны банковского сектора. После увеличения ставки рефинансирования Центральным банком процентные ставки по кредитам стали неподъемными для большинства предпринимателей. В свою очередь сами банки очень часто отказывают в выдаче кредита, объясняя это высокими рисками. В большинстве случаев у малых предприятий нет залогового обеспечения или в качестве залогового обеспечения выступает товар. А банки отказываются принимать товар в качестве ликвидного обеспечения. Финансовая отчетность малых предприятий не дает четкого представления о платежеспособности, так как спецификой развития малых предприятий является повышенный риск функционирования, невысокая рентабельность за счет невозможности реализации эффекта масштаба, короткий жизненный цикл и узкая специализация. Для банков это служит объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболее рискованных заемщиков. Поэтому для банков проще отказать в кредитовании, чем брать на себя риски, связанные с неуплатой кредитов. Высокий рост инфляции также оказал существенное влияние на малый бизнес. Введение санкций, скачки цен на нефть, значительное повышение курса европейской валюты и доллара, введение товарного эмбарго - все это не могло не сказаться на падении курса национальной валюты. Данные причины повлекли за собой рост цен на разного рода продукцию, в том числе и оборудование, что отразилось на развитии малого бизнеса. Но именно малый бизнес может занять те сектора экономики, которые наиболее пострадали от наложенных санкций со стороны Евросоюза и США.
Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что стратегия развития малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики. Особую роль в поддержке малого бизнеса играет государство, так как развитие малого бизнеса позволит решить проблемы безработицы, повысить производительность труда, насытить рынок инновационными нововведениями, решить вопросы, связанные с инфляционной неустойчивостью российской экономики.
Ссылки на источники
1. Статистика среднего и малого предпринимательства в России. - URL: http://rcsme.ru/ru/statistics .
2. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2013 года в ред. с 1 июля 2014 г.). - URL: http://docs.cntd.ru/document/902053196.
3. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2013 года в ред. с 1 июля 2014 г.).
4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 «Послание Президента РФ
Федеральному Собранию» (04 декабря 2014 г.). - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774.
5. Министерство экономического развития Российской Федерации - Деятельность. - URL: index. economy.gov.ru.
Tatiana Glinova,
Lecturer, branch of Kuban State University in Armavir, Armavir mr.glinov@mail.ru
Problems of small businesses development in Russia
Abstract. Development of small business in Russia is a strategic direction of economy. Thanks to small businesses development, there are formation of favorable economic environment, competition among producers, new jobs, development of market relations in general.
Key words: entrepreneurship, small business, inflation, market structure, GDP.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Глинова Т. А. Проблемы развития малого бизнеса в России // Концепт. -2015. - № 08 (август). - ART 15266. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15266.htm. - ISSN2304-120X.
References
1. Statistika srednego i malogo predprinimatel'stva v Rossii. Available at: http://rcsme.ru/ru/statistics (in Russian).
2. Federal'nyj Zakon “O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii” (s izmeneni-
jami na 28 dekabrja 2013 goda v red. s 1 ijulja 2014 g.). Available at:
http://docs.cntd.ru/document/902053196 (in Russian).
3. Federal'nyj Zakon “O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii" (s izmeneni-jami na 28 dekabrja 2013 goda v red. s 1 ijulja 2014 g.) (in Russian).
4. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 04.12.2014 “Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu
Sobraniju” (04 dekabrja 2014 g.). Available at: http://www.consultant.ru/docu-
ment/cons_doc_LAW_171774 (in Russian).
5. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii - Dejatel'nost'. Available at: index. econo-my.gov.ru (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Егоровой Л. А., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 26.05.15 Получена положительная рецензия 28.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 28.05.15 Опубликована 23.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Глинова Т. А. , 2015
www.e-koncept.ru
6