Научная статья на тему 'Предпринимательство и его роль в трансформации экономики'

Предпринимательство и его роль в трансформации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2297
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / TRANSITIVE ECONOMY / FUNCTIONS OF ENTREPRENEURSHIP / PROBLEMS OF DEVELOPMENT / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахмедова Нигина Рауфовна, Джураева Замира Абдувалиевна

Исследование малого предпринимательства как социально-экономического явления и его роли в развитии экономики Таджикистана является актуальным и имеет практическую значимость. Малый бизнес вносит значительный вклад в преодоление финансово-экономического кризиса и перевод страны на инновационный путь развития. В формировании и развитии рыночных отношений в Республике Таджикистан важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкурентной среды, решает проблему занятости населения, стабилизирует экономическую и политическую ситуацию в стране. Он способствует преодолению финансово-экономического кризиса, переводу страны на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахмедова Нигина Рауфовна, Джураева Замира Абдувалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Entrepreneurship and its Role in Economy Transformation

An exploration of small entrepreneurship as a social-economic phenomenon and its role in the development of Tajikistan economy is rather actual being of practical importance. Small business makes a considerable contribution into an overcoming of financial-economic crisis and a transition of the country to an innovatory way of development. Enterprises of small and middle-sized business play an important role in the formation and development of market relations in Tajikistan Republic. Small business promotes a maintenance of competitive environment, solves the problem of population's employment, stabilizes economic and political situation in the country. It promotes a way out of economic crisis, transition of the country to an innovatory road of development.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство и его роль в трансформации экономики»

Ахмедова Нигина Рауфовна,

ассистент кафедры экономики и предпринимательства Института экономики и торговли ТГУК Джураева Замира Абдувалиевна, ассистент кафедры экономики и предпринимательства Института экономики и торговли ТГУК

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В ТРАНСФОРМАЦИИ

ЭКОНОМИКИ

Предпринимательство - социально-экономическая категория, поскольку оно является формой выражения и развития личности человека, его способностей и высших потребностей.

Актуальность исследования процесса развития различных форм предпринимательства (самодеятельных форм хозяйствования) обусловлена тем, что Таджикистан, как и все республики Центральной Азии, имеет исторические, этнографические и экономические особенности, влияющие на процессы реализации отношений владения, пользования и распоряжения частным (индивидуальным) и кооперативным имуществом (1).

Переход от административно-командной к социально-ориентированной рыночной экономике связан прежде всего с увеличением числа центров принятия управленческих решений. В новых условиях их принимает не только административнохозяйственный центр, но и тысячи независимых и ответственных предпринимателей. Это особенно важно для сферы услуг, где преобладают локальные рынки, продукт весьма индивидуализирован и часто производится в присутствии клиента. Все это делает весьма актуальным исследование предпринимательства как социальноэкономического явления.

В формировании субъектов рыночного хозяйства важным направлением является развитие малого предпринимательства. Как справедливо отмечает профессор М.М. Исмаилова, малое предпринимательство наряду со средними и крупными организационно-хозяйственными структурами и во взаимодействии с ними образует один из фундаментальных устоев современной рыночной экономики (2). Актуальность задачи развития малых предприятий определяется ключевой ролью, которую они могут и должны сыграть в решении многочисленных проблем Республики Таджикистан.

Общепризнано, что малый бизнес способствует поддержанию конкурентной среды, решает проблему занятости, в ряде случаев способствует практическому внедрению инноваций.

В соответствии с законом Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан», предпринимательство в установленных законом сферах осуществляется следующим образом:

- с использованием наемного труда;

- без использования наемного труда;

- с образованием юридического лица;

- без образования юридического лица (2).

Согласно статье 7 этого закона, к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в уставном капитале которых доля участия государства не превышает 25% и которые соответствуют следующим критериям:

- размер их валового дохода на начало налогового года без учета налога на добавленную стоимость и налога с розничных продаж не превышает трёхкратного предела, установленного статьей 202 Налогового кодекса Республики Таджикистан;

- средняя численность работников за календарный год составляет не более 30 человек, а для производителей сельскохозяйственной продукции - не более 50 человек.

К субъектам малого предпринимательства не могут быть отнесены индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие:

- производство подакцизной продукции;

- поставку алюминия первичного;

- деятельность в сфере недропользования.

В случае превышения одного из критериев, установленных настоящей статьей, на субъекты малого предпринимательства не распространяются льготы, установленные законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Функционирование и развитие малых предприятий в республике имеет важное экономическое, социальное и политическое значение.

В социальном статусе и самовыражении социальные потребности людей определяют их стремление к свободному выбору способа реализации трудового потенциала и форм хозяйственной деятельности, выбор которых ограничивается лишь их эффективностью и конкуренцией. По мере удовлетворения первоочередных физиологических потребностей предприимчивость все теснее связывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе, принимать самостоятельные решения на свой риск.

Свобода, состязательность и ответственность предпринимателей предполагают их неравенство, основанное на различии способностей и, как следствие, результатов труда. Это неравенство, как показал исторический опыт, не может быть отменено никакой революцией. Все попытки преобразования «человеческого материала», создания «нового человека» путем ограничения его предприимчивости и замены внутренней мотивации внешними, организуемыми государством стимулами и гарантиями, приводили к деградации личности. При едином центре принятия решений неминуемо превращение самодеятельных работников в безответственных исполнителей, ожидающих указаний и материальных благ от начальства, имитирующих высокие результаты труда, не проявляющих должную инициативу.

Все это стало особенно очевидным в конце XX в., в связи с формированием информационного постиндустриального общества.

Функции предпринимателя в переходных условиях являются прежде всего социально-экономическими. Они определены его ролью, во-первых, как работодателя; во-вторых, как организатора производства товаров и услуг; в-третьих, как инноватора, организатора разработки и освоения научно-технических и организационных нововведений; в-четвертых, налогоплательщика; в-пятых, агента рыночных отношений (конкурентных, кооперационных и т.д.); в-шестых, как организатора социальных изменений, позволяющих многим людям раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, в том числе представителям социально уязвимых групп населения с ограниченной трудоспособностью; в-седьмых, предпринимательство способствует обучению и отбору менеджеров, организует производственное обучение молодых кадров; в-восьмых, предпринимательство служит базой развития «среднего класса», который в состоянии выступить гарантом стабильности общества; в-девятых, предпринимательство способствует смягчению кризиса в экономике и социально-политической сфере, позволяя значительно и без существенных капиталовложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг при использовании местных источников сырья, высвобождающихся в ходе конверсии ресурсов, и т.д. В преодолении финансово-экономического кризиса и переводе страны на инновационный путь огромное значение имеет малый бизнес, приоритетное развитие которого в огромной степени отвечает национальным интересам Таджикистана.

Обратимся к фактам: за рубежом до половины прироста ВВП дает малое предпринимательство. Здесь занято не менее 40% всей рабочей силы, а в таких странах, как Япония и Италия - более 60%. В США при общей численности населения более 300 млн. человек число зарегистрированных малых предприятий превышает 10 млн. В развитых странах на долю малых фирм приходится от трети до половины всех нововведений.

В Республике Таджикистан, при численности населения на 1 января 2011 г. 7,6 млн.чел., число малых предприятий составило 2865 единиц (см. таблицу).

Основные показатели деятельности малых предприятий, имеющих статус юридического

лица по видам деятельности по РТ

Показатели Число предпри ятий малого бизнеса Среднесписочная численность работающих, чел. Выручка от реализации продукции (работ, ус-луг)тыс.сом. Фонд заработной платы, тыс. сомони

Всего В том числе женщ.

Всего предприятий: 2865 19887 6529 1836203,4 92260,2

В том числе: - промышленность 404 3801 508 184924,2 11946,1

- сельское и лесное хозяйство 44 309 125 2317,6 374,7

- строительство и проектные организации 360 3470 318 277522,3 23993,0

- транспорт и связь 93 663 82 17839,5 2740,6

- торговля и общественное питание 841 4514 2365 988436,7 17184,9

- ЖКХ и непродовольственные виды бытового обслуживания населения 752 4917 2705 215313,1 22903,5

- другие отрасли 371 2213 426 149850 13117,4

Источник: Таджикистан: 20 лет государственной независимости. /Статистический сборник. - Душанбе, 2011.

В отличие от начального этапа становления малого предпринимательства в 1990

- 1999 гг., когда стояла задача просто выжить хотя бы на перепродаже товаров и спекуляции, сейчас в малый бизнес приходит новое поколение образованных молодых людей с долговременными целями - создать собственный бизнес. И если им обеспечить благоприятные условия, нацелить на создание малых, но высокопроизводительных предприятий, это может породить бум широкого инновационного предпринимательства. Ведь крупнейшие инновационные фирмы мира вышли из малого бизнеса. (Ford, Microsoft, Арр1е, Google и т.п.).

Малый бизнес может за короткое время создать сотни тысяч новых предприятий и привлечь на работу миллионы людей. Ведь кризис стимулирует изобретательность, приводит к открытиям и выработке новых стратегий. Малый бизнес в Республике Таджикистан может сыграть основополагающую роль в решении социальных проблем, обеспечении занятости, создании среднего класса, увеличении доходов и повышении уровня жизни населения.

История таджикского малого предпринимательства насчитывает примерно 20 лет. В экономической литературе теоретических и эмпирических исследований, отражающих реальное состояние данного сектора, перспективы его развития в сопоставлении с ведущими странами и странами с переходной экономикой, еще очень мало. По методологии GЕМ, «предпринимательство - это любая попытка создать новое предприятие или новый бизнес, например самозанятость, учреждение новой предпринимательской структуры или расширение действующего бизнеса, осуществляемая физическим лицом, группой физических лиц или уже функционирующей бизнес - структурой». Это определение, на наш взгляд, является наиболее точным и может служить методологической основой исследования функционирования малых предприятий в Республике Таджикистан.

Возрождение предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан, можно сказать, уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность у нас в стране возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, в результате ломки жестко централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в Таджикистане связана с целым рядом следующих трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формировалась законодательная база предпринимательства, призванная обеспечить и закрепить право собственности на средства производства и конечный продукт деятельности. Бизнес в Таджикистане зарождался и развивался в условиях имущественной неразберихи и «свободно плавающего» права собственности на средства производства, с одной стороны, и непомерно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности, с другой. Во-вторых, принцип частной автономии ограничен, т.к. свободе хозяйственной деятельности, свободе договоров и объединений противостоит традиционная для командной экономики монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры страны создавались как монополии десятилетиями. В-третьих, товарно-денежный обмен в стране был сильно затруднен из-за несовершенства финансово-кредитных отношений (проблема обналичивания денег, кризис неплатежей и т.д.), а также из-за высоких темпов инфляции. Таким образом, в нашей стране все необходимые условия успешного развития предпринимательской деятельности имеются лишь частично, что накладывает отпечаток на формы и стиль национального бизнеса.

Малый бизнес в Таджикистане пока весьма немногочислен. Различными формами негосударственной предпринимательской деятельности занято сейчас более 25,1 тысяч фирм. Между тем, согласно экспертным оценкам, экономика Таджикистана начнет нормально функционировать в рамках рыночной системы только тогда, когда в ней будут действовать не менее 0,5 млн. малых предприятий.

В Таджикистане доля малого и среднего предпринимательства в структуре ВВП составляет примерно 12%, в России - 20%, в Казахстане -35%, в Киргизии и Узбекистане - 30%, в то время как в странах ЕС, в КНР, Малайзии, Сингапуре и США малые и средние предприятия производят от 50 до 70% ВВП.

Тем не менее, малый бизнес в стране должен способствовать решению многих экономических задач: во-первых, поддерживать конкуренцию, став рыночной альтернативой монопольным структурам; во-вторых, наполнить рынок товарами и услугами; в-третьих, сформировать предпринимательский слой, предоставляя людям возможность проявить и реализовать свои предпринимательские способности. Все это многообразие задач делает развитие малого предпринимательства в нашей стране одним из важнейших направлений экономических реформ.

Крайне важна роль малых предприятий в демонополизации производства, в развитии конкуренции и совершенствовании размерной структуры экономики. Не менее значим вклад рассматриваемой категории предпринимательства и в решение бюджетных проблем. Основная трудность организации и функционирования малого бизнеса в Таджикистане заключается в проблеме его финансирования. Большие капиталы стремятся влиться в крупные экономические структуры, а небольших накоплений, как правило, недостаточно для создания собственного дела. В этой связи привлечение иностранных инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в республике является актуальным и особо значимым на данном этапе развития экономики.

Список использованной литературы:

1. Абдусамадов Г. Переход к рынку: социально-экономические аспекты. -Душанбе, 1999.

2. Закон РТ «О предпринимательской деятельности в Республике Таджикистан. -Душанбе, 2007.

3. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» от 10 мая 2002г. № 46.

4. Исмаилова М.М. Некоторые вопросы реформирования экономики Таджикистана. -Душанбе, 1999.

5. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 2011.

6. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Концепция развития предпринимательства в Республике Таджикистан на период до 2015 года» от 03.12.2004 г. № 469.

7. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Национальная Стратегия Республики Таджикистан на период до 2015 года» от 28 июня 2007 года. № 704.

8. Таджикистан: 20 лет государственной независимости. Статистический сборник. -Душанбе, 2011.

Н.Р. Ахмедова, З.А. Джураева

Предпринимательство и его роль в трансформации экономики

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, переходная экономика, функции предпринимательства, проблемы развития, конкуренция

Исследование малого предпринимательства как социально-экономического явления и его роли в развитии экономики Таджикистана является актуальным и имеет практическую значимость. Малый бизнес вносит значительный вклад в преодоление финансово-экономического кризиса и перевод страны на инновационный путь развития.

В формировании и развитии рыночных отношений в Республике Таджикистан важную роль играют предприятия малого и среднего бизнеса.

Малый бизнес способствует поддержанию конкурентной среды, решает проблему занятости населения, стабилизирует экономическую и политическую ситуацию в стране. Он способствует преодолению финансово-экономического кризиса, переводу страны на инновационный путь развития.

N.R. Akhmedova, Z.A.Djuraeva

Entrepreneurship and its Role in Economy Transformation

Key words: entrepreneurship, small business, transitive economy, functions of entrepreneurship, problems of development, competition

An exploration of small entrepreneurship as a social-economic phenomenon and its role in the development of Tajikistan economy is rather actual being of practical importance. Small business makes a considerable contribution into an overcoming of financial-economic crisis and a transition of the country to an innovatory way of development.

Enterprises of small and middle-sized business play an important role in the formation and development of market relations in Tajikistan Republic.

Small business promotes a maintenance of competitive environment, solves the problem of population's employment, stabilizes economic and political situation in the country. It promotes a way out of economic crisis, transition of the country to an innovatory road of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.