Научная статья на тему 'Малое и среднее предпринимательство: проблемы развития и их решение'

Малое и среднее предпринимательство: проблемы развития и их решение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
851
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / реформирование / диверсифи- кация производства / инновации / инвестиции / конкурентная среда / конкуренто- способность / small and medium entrepreneurship‚ reformation‚ diversification of manufacture‚ innovations‚ investitures‚ competitive environment‚ competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баратова Нури

В общем контексте проблем современного реформирования таджикской экономикиважную роль играет процесс становления малого и среднего предпринимательства.Самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельностипредприятий практически не ограничена. Определены роль и значение малых и среднихпредприятий, действующих в конкурентной среде и играющих важную роль в увеличенииобъема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качествапродукции. Установлено, что для сегодняшнего Таджикистана развитие и становлениемалых и средних предприятий приобретает исключительную актуальность и считаетсяодним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований. Отмеченаведущая роль средств массовой информации, призванных формировать благоприятнуюпсихологическую атмосферу у сегментов общества относительно предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND THEIR SOLUTION

In general context the problem of modern reformation of the Tajik economy plays an important role in the process of formation of small and medium entrepreneurship. The most various enterprises are created by certain citizens‚ state bodies and various social organizations. The sphere of the activities of enterprisings is not limited practically. The author determines the role and importance of small and medium enterprises‚ functioning in the competitive environment and being of great significance in reference to the increase of a volume of production‚ extension of the assortment of goods and services‚ elevation of production`s quality. It is established that for today`s Tajikistan development and formation of small and medium enterprises acquire exclusive actualness and are one of the most perspective streamlines of market transformation in Tajikistan. The author marks the leading role of mass media assigned to form a favourable psychological atmosphere in certain segments of society related to entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Малое и среднее предпринимательство: проблемы развития и их решение»

УДК 330.333

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ИХ РЕШЕНИЕ

SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP: PROBLEMS OF DEVELOPMENT AND THEIR SOLUTION

Баратова Нури, к.э.н., доцент кафедры коммерции и права Института экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции (Таджикистан, Худжанд)

Baratova Nuri,

candidate of economic sciences, Associate Professor of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand)

E-MAIL :nuri1949@mail. ru

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, реформирование, диверсификация производства, инновации, инвестиции, конкурентная среда, конкурентоспособность

В общем контексте проблем современного реформирования таджикской экономики важную роль играет процесс становления малого и среднего предпринимательства. Самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена. Определены роль и значение малых и средних предприятий, действующих в конкурентной среде и играющих важную роль в увеличении объема производства, расширении ассортимента товаров и услуг, повышении качества продукции. Установлено, что для сегодняшнего Таджикистана развитие и становление малых и средних предприятий приобретает исключительную актуальность и считается одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований. Отмечена ведущая роль средств массовой информации, призванных формировать благоприятную психологическую атмосферу у сегментов общества относительно предпринимательства.

Key words: small and medium entrepreneurship, reformation, diversification of manufacture,

innovations, investitures, competitive environment, competitiveness

In general context the problem of modern reformation of the Tajik economy plays an important role in the process of formation of small and medium entrepreneurship. The most various enterprises are created by certain citizens, state bodies and various social organizations. The sphere of the activities of enterprisings is not limited practically. The author determines the role and importance of small and medium enterprises, functioning in the competitive environment and being of great significance in reference to the increase of a volume of production, extension of the assortment of goods and services, elevation ofproduction's quality. It is established that for today's Tajikistan development and formation of small and medium enterprises acquire exclusive actualness and are one of the most perspective streamlines of market transformation in Tajikistan. The author marks the leading role of mass media assigned

- 38 -

Baratova N. Small and Medium Entrepreneurship: Problems of Development and their Solution

to form a favourable psychological atmosphere in certain segments of society related to entrepreneurship.

В странах с высоким уровнем развития производительных сил в настоящее время все более востребованной становится гибкая форма хозяйственной деятельности - малое и среднее предпринимательство.

В Республике Таджикистан малое и среднее предпринимательство является одним из основных рычагов развития национальной экономики. В последнее время, а именно в течение последних 20 лет, малому и среднему предпринимательству государством уделяется огромное внимание. Предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг, создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями.

Деятельность таких предприятий практически не ограничена. Малые и средние предприятия, функционирующие в экономике Республики Таджикистан и действующие в конкурентной среде, играют особую рoль в увеличении объема прoизвoдства, расширении ассортимента тoварoв и услуг, повышении качества прoдукции. Проблемам изучения малого и среднего предпринимательства посвящены труды многих известных зарубежных и российских ученых-экономистов. Отдельные вопросы этой проблемы рассматриваются в работах отечественных ученых-экономистов И. Аминова, Г.А. Абдусамадова, А.А. Бойматова, Н. Каюмова, С. Комилова, А.А. Назарова, Р.К. Рахимова и других.

Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в ежегодном Послании законодательному органу от 23 апреля 2015 года отметил: «...Развитие малого и среднего предпринимательства, особенно производственного предпринимательства - это систематическое поступление налогов в бюджет и в то же время увеличение рабочих мест» [1, с.1].

И поэтому становление малого и среднего предпринимательства приобретает в сегодняшнем Таджикистане исключительную актуальность и считается одним из приоритетных направлений рыночных преобразований.

Основные показатели деятельности малых предприятий, имеющих статус юриди-

ческого лица, по видам деятельности по Республике Таджикистан на 01.01.2014.

Число предприя- тий Численность работающих; тыс. человек Выручка от реализ.продукции (работ,услуг)в течение года, млн. сомони

Всего предприятий, в том числе: 4 810 27 513 4 271 079,9

Г орнодобывающая промышленность и разработка карьеров, обрабатывающая промышленность 67 443 24 269,9

Сельское и лесное хозяйство 92 433 66 909,3

Строительство 506 3 696 680 764,9

- 39 -

Баратова Н. Малое и среднее предпринимательство: проблемы развития и их решение

Транспорт, Связь 218 1 287 101 248,0

Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, мотоциклов, бытовых товаров и предметов личного пользования 1 681 8 099 2 427 435,3

Электроэнергия, газ, водоснабжение 1 7 1 000,7

Г остиницы и рестораны 321 2355 57 664,2

Финансовое посредничество 66 429 140 177,3

Образование 126 857 17 932,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и коммерческая деятельность 732 3407 310 064,3

Здравоохранение и социальные услуги 150 1 045 17 582,0

Прочие: коммунальные, социальные и персональные услуги 239 1 045 63 377,1

Как видно по данным таблицы, анализ состояния предпринимательства в Республике Таджикистан показывает, что к началу 2014 года в стране насчитывалось 4 810 малых предприятий с численностью занятых 27 513 человек и объемом реализации продукции 4 271 079,9 тыс. сомони; более 174,8 человек были заняты индивидуальной трудовой деятельностью; насчитывалось 87 594 дехканских (фермерских) хозяйств [10, с. 218.].

В рамках функционирующих малых предприятий наибольший удельный вес в течение всего периода исследования имеют предприятия оптовой и розничной торговли, по ремонту автомобилей, мотоциклов, бытовых товаров и предметов личного пользования (более 34,9 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и коммерческая деятельность (15,2 %). Такое положение объясняется тем, что это наиболее легкая и сулящая сиюминутную прибыль сфера приложения предпринимательского капитала.

Малый бизнес имеет и специфические отраслевые особенности. Так, например, в торговле на долю малого предпринимательства приходится 56,8% объема реализации, на операции с недвижимым имуществом, аренду и коммерческую деятельность -7,25 % объёма услуг, на сферу строительства - 15,9 % подрядных работ [10, с. 218].

При анализе состояния малого и среднего предпринимательства имеет важное значение его региональный аспект, так как он позволяет учитывать многообразие местных условий. Принципиальную роль здесь играет использование возможностей местной инициативы, способной обеспечить разнообразные подходы к решению сложнейших проблем преодоления имеющихся экономических трудностей. Кроме того, каждому регио-

- 40 -

Baratova N. Small and Medium Entrepreneurship: Problems of Development and their Solution

ну присущи специфические институциональные особенности, которые также влияют на эффективность функционирования малых предприятий.

Малое и среднее пpeдпpинимaтeльствo в силу своей стецифики имeeт яpкo выраженную peгиональную opиентaцию. Малые пpeдпpиятия в республике строят свою дeятeль-шсть исхoдя прежде всего из пoтpeбнoстeй местнoгo рынка, объема и структуры локального спроса и, в известном смысле, характеризуют состояние использования потенциала регионов [8, с.84].

Структура действующих малых предприятий по регионам Республики Таджикистан

в 2009-2013 гг.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013

По республике 2 658 2 865 3 367 3 890 4 810

Согдийская область 537 645 742 931 1517

Хатлонская область 64 81 85 89 137

ГБАО 6 - 6 5 8

РРП 256 303 352 386 593

г. Душанбе 1 795 1 811 2 182 2 479 2 555

Из таблицы видно, что число предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью в 2009-2013 гг., постоянно увеличивалось как в целом по республике, так и в разрезе регионов [10, с. 221-223].

Но надо отметить и тот факт, что большое количество предприятий малoгo и среднего пpeдпринимaтeльствa сконцентрировано в столице республики Душанбе. Это объясняется тем, что столица объединяет на своей территории наиболее активную и квалифицированную часть людей, занятых предпринимательством. Кроме того, в столице имеется более развитая инфраструктура, содействующая эффективному функционированию предприятий сферы предпринимательства.

В Согдийской области число занятых на малых и средних предприятиях имеет тенденцию к сокращению. Причиной такого положения является увеличение количества совместных предприятий в области, которые поглотили основную часть работников сферы малого предпринимательства. Это объясняется тем, что на этих предприятиях заработная плата более высокая, поэтому рабочие охотно переходят к ним на работу.

Глобализации национальной экономики любого государства на сегодняшний день вo мвдгом зависит от стегни и мaсштaбa использования больших инвестиций. Главными условиями, которые обеспечивают рост экономики, являются: использовaние нововведений, развитие инновaционной инфрaструктуры, урoвень квaлификaции кaдрoв, их зтания, умения и тавыки, требующие бoльших влoжений кaпитaлa [8, с. 86].

Таджикистану необходима диверсификация экономики, исходный пункт которой составляют производство aлюминия, вырaщивaние хлопта и переводы трудовых мигрaнтов. Но это привело к уменьшению финансирования государственных научноисследовательских учреждений.

- 41 -

Баратова Н. Малое и среднее предпринимательство: проблемы развития и их решение

Главными проблемами, которые приходится решать предприятиям Республики Таджикистан, являются: доступ к информационным, инвестиционным, кадровым,

финансовым ресурсам, выход на международные рынки. Все эти проблемы приходится решать, так как на товары и услуги таджикских предприятий нет стабильного спроса в пределах своего рынка, не говоря уже о рынках стран Содружества.

Для Таджикистана важным является технологическое развитие, в котором он остро нуждается. Преимущества, борьба за получение наибольших выгод у таджикских предприятий очень низки. Предприятия испытывают потребность в первую очередь в развитии антикризисного управления и маркетинга, в инвестиционных, финансовых ресурсах и, конечно, в положительной репутации производителя качественных товаров и услуг.

Правительство Республики Таджикистан принимает меры для поддержания и развития этих предприятий. К главным мерам относятся: принятая Государственная программа антикризисных мер, утверждение Программы по поддержанию и развитию предпринимательства во всех сферах экономики, а именно - в производстве и в сфере услуг, и т.д. Приоритетная роль в этих документах отведена макроэкономической стабилизации, расширению источников финансирования. В Таджикистане должна быть усилена роль государства при создании благоприятного инвестиционного климата.

В Таджикистане функционирует Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом республики, главная цель которого - привлечение инвестиций и поддержка малого и среднего предпринимательства. Данный комитет в сотрудничестве с международными организациями ведет следующую работу:

- поддерживает постоянную связь с бизнесменами, получает от них различные предложения через собственный сайт в Интернете;

- проводит встречи, семинары, посвященные частному сектору, на которые приглашаются представители власти, международные и неправительственные организации для обсуждения и решения возникающих проблем;

- проводит бизнес - форумы с целью укрепления взаимовыгодных отношений между представителями частного сектора Таджикистана и других стран.

Эти мероприятия способствуют привлечению инвестиций, приобретению современной техники и технологий для отечественных производителей и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках. А инвестиции, в свою очередь, предполагают нововведения, освоение нового процесса, продукта или услуги. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Экономическая ситуация в Таджикистане остаётся неустойчивой для инвесторов из-за диспропорций в структуре экономики.

Таджикистан является аграрной страной с небольшим промышленным сектором, малыми устаревшими заводами в основном легкой и пищевой промышленности, с высоким уровнем коррупции, слабой организацией управления, сезонной нехваткой энергетических мощностей. Страна сохраняет звание беднейшей, среднемесячная заработная плата не превышает 145,8 доллара США, ВВП на душу населения составляет 1053,5 доллара США, большое количество всего трудоспособного населения практически постоянно имеет статус трудовых мигрантов как на внутреннем, так и на внешнем рынке, уровень поступлений от мигрантов практически превышает объем доходов государственного бюджета. Согласно данным, в 2012 г. он достиг 4,5 млрд. долл., а в 2013 г. этот показатель снизился [10, с. 221-223].

- 42 -

Baratova N. Small and Medium Entrepreneurship: Problems of Development and their Solution

В республике сохраняется достаточно высокая инвестиционная активность, особенно в строительстве объектов энергетического сектора и инфраструктуры. Малые и средние предприятия остаются при этом в стороне. Вложениям в данный сектор экономики, серьезным намерениям, планам потенциальных инвесторов препятствуют: неэффективное управление, плохой бизнес - климат, очень слабый институциональный потенциал, коррупция. Все эти характеристики сохраняются, несмотря на усилия правительства республики и МВФ, который инвестировал 140,9 млн. долл. на исполнение Программы по развитию предпринимательства, реформированию государственных структур и развитию бизнес-среды [4, с. 58]

Республика Таджикистан имеет низкий уровень качественных параметров развития рыночных отношений (уровень конкуренции, уровень качества продукции, степень и глубина переработки продукции, уровень технологического потенциала, степень развития финансового сектора, свобода предпринимательства, обеспеченность квалифицированным персоналом и т.п.), что лишает государство возможности самостоятельно осваивать инвестиционные ресурсы.

Из всего отмеченного выше, на наш взгляд, нужно полностью исключить случаи произвола и негативного отношения к бизнесменам в любых проявлениях. Очень важным представляется создание атмосферы доброжелательности у общественности. В этом плане ведущую роль призваны сыграть средства массовой информации. Они должны уделять постоянное внимание большим и малым проблемам нарождающегося в стране предпринимательства, формировать благоприятную психологическую атмосферу у сегментов общества относительно предпринимателей, помочь общественности избавиться от стереотипов, которые все еще выступают причиной отрицательного отношения многих людей к малому и среднему предпринимательству.

Список использованной литературы:

1. Рахмон, Эмомали. Послание Президента Республики Таджикистан парламенту страны. //Народная газета. 23 апреля 2015 г.

2. Закон Республики Таджикистан «О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан». - Душанбе, 2002. - С. 1-12.

3. Указ Президента Республики Таджикистан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Таджикистан» № 459. - Душанбе, 1998. - С.1-18.

4. Аминов И., Аминов Х.И. Причины, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса

//Вестник ТГУПБП. - Худжанд: Ношир, 2014. -№2 (58.) - С. 54-64.

5. Баратова Н. Особенности развития малого и среднего бизнеса в условиях формирования рыночной экономики: автореферат дис... канд. экон. наук: 08 00 01/ Баратова Нури. - Душанбе, 2004.- С. 1-40.

6. Баратова Н. Проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Таджикистан: сб. «Тезисы и статьи профессорско-преподавательского состава ТГУ коммерции, посвященные 10-летию Дня национального единства и 15 -летию XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан. -Худжанд, 2007. - С. 83-87.

7. Баратова Н. Общественная среда, необходимая для развития малого и среднего

бизнеса. Экономика и развитие общества: сб. статей профессорско-

преподавательского состава ИЭТ при ТГУК на тему: «Формирование и развитие экономики Республики Таджикистан». - Худжанд, 2013. - С. 255-257.

- 43 -

Баратова Н. Малое и среднее предпринимательство: проблемы развития и их решение

8. Назаров А.А., Ахмедов Ф.В. Развитие и размещение предприятий малого бизнеса в

экономике / А.А. Назаров, Б.А. Дадобоев. //Вестник ТГУПБП. - Худжанд, 2014. -№3(59). -С. 83-95.

9. Назаров, А.А., Дадобоев, Б.А. Особенности формирования малого бизнеса и его вклад в

развитие отраслевой структуры экономики региона / А.А. Назаров, Б.А. Дадобоев. //Вестник ТГУПБП. - Худжанд, 2012. -№3(51). -С. 55-67.

10. Статистический ежегодник Республики Таджикистан.-Душанбе, 2014. - 466 с.

Reference Literature:

1. Rakhmon Emomali. The Message of Tajikistan Republic President to the Parliament of the Country. /Narodnaya Gazeta (People's Newspaper). April 23, -2015.

2. The Law of Tajikistan Republic " On Statal Protection and Support of Entrepreneurship in the Republic of Tajikistan",. - Dushanbe 2002.-№ 46. -рр. 1 - 12.

3. The Fiat of Tajikistan Republic President "On Statal Support of Small Entrepreneurship in the

Republic of Tajikistan." -№ 459. - Dushanbe. 1998. - рр 1-.18.

4. Aminov I., Aminov Kh. I. Reasons Constraining Small and Medium Business Development //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. - Khujand: Noshir, 2014. -#2 (58). - pp. 54-64.

5. Baratova N. The Peculiarities of Small and Medium Business Development under the

Conditions of Market Economy Formation. Synopsis of the dissertation for Candidate's degree in economy. -Dushanbe, 2004. - рр. 1- 40.

6. Baratova N. Problems of Development of Small and Medium Business in Tajikistan Republic.

In the collection. Abstracts and papers of the teaching staff of the Tajik State University of Commerce (TSUC), dedicated to the 10th anniversary of National Unity and the 15-th -anniversary of the sixteenth session of the Supreme Council of Tajikistan Republic. -Khujand. -2007.- № 9. - рр. 83-87.

7. Baratova N. Social Environment Necessary for the Development of Small and Medium-Sized

Businesses. Economy and Development of Society. Collection of articles of the teaching staff of Economy and Trade Institute (ETI) under the Tajik State University of Commerce (TSUC)-Khujand - №15, - 2013.-рр. 255-257.

8. Nazarov A.A., Ahmedov F.V. Development and Location of the Outfits of Small Business in

Regional Economy // Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. -Khujand: Noshir, 2014. -#3 (59). - pp. 83 - 95.

9. Nazarov A.A., Dadaboyev B.A. The Peculiarities of Small Business Formation and its

Contribution into the Development of Branch Structure of Regional Economy.// Bulletin of the Tajik State University of Law, Business and Politics. - Khujand: Noshir, 2012. -#3 (51). -pp. 55 - 67.

10. Statistical Annual of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2014. - рр. 1 - 466.

- 44 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.