УДК 71С ББК 85.103 (2Р=РУС) 5
РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГУБЕРНСКИХ ЦЕНТРОВ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ (НА ПРИМЕРЕ СИМБИРСКА)
© 2011 А.Н. Прохорова
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Поступила в редакцию 19.07.2010
В статье представлен анализ художественных выставок, организованных в Симбирске в конце XIX-начале XX века во многом благодаря усилиям местных художников и общественных деятелей. Развитие традиций выставочной деятельности являлось отличительной особенностью художественной жизни России. Автор попытался раскрыть роль художественных выставок в культурной жизни края. Ключевые слова: художественные выставки, передвижные выставки, благотворительные выставки, юбилейные выставки, персональные выставки, отчетные выставки в учебных заведениях.
В настоящее время важным направлением гуманитарных исследований является познание истории посредством анализа социокультурных процессов, определяющих характер той или иной эпохи. Общественный и научный интерес к наследию культуры России продиктован, с одной стороны, желанием восстановить трагически разорванную нить исторической памяти, с другой -найти основания для устойчивого развития страны, с третьей - найти свое место в ряду других цивилизаций, культур, стран, государств, народов, шагнувших в новое историческое время1.
Объективное изучение культурной жизни России невозможно представить без исследования культурной жизни регионов, развитие которой происходило в направлении от губернских центров к уездам. На рубеже XIX-XX вв. происходит активизация художественной жизни провинции. «Художественные будни провинции, -отмечает Г.Ю. Стернин, - не просто пополняли рядом новых фактов летопись российской культурной жизни, они разными путями начинали оказывать влияние на художественное самосознание общества...»2. Неотъемлемой частью художественной жизни страны становится выставочная деятельность различных объединений. Для многих художников выставка часто была возможностью, с одной стороны, показать свое произведение и посмотреть на достижения других, с другой, предполагаемая продажа экспонатов могла изменить материальное положение участников. Успех выставки, а значит, признание, удовлетворение творческих амбиций, уважение и в конечном итоге финансовое благополучие зависели не только от качества произведений, но и от того, как оформлялась выставка, когда, где и в каком помещении она была проведена. К воп-
Прохорова Анастасия Николаевна, ассистент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. E-mail: [email protected]
росам организации художественных выставок относятся деятельность выставочного комитета или иной структуры; получение покровительства известных особ; подбор участников и экспонатов; обеспечение рекламы выставки; художественное оформление экспозиции; прием официальных делегаций; оформление разрешительных документов; продажа издательской продукции и художественных произведений с выставки; составление отчетов.
Симбирская губерния также развивалась в русле общероссийских тенденций. В конце XIX-начале XX века здесь были организованы различные выставки. Начало выставочной деятельности в Симбирске связано с проведением передвижных выставок.
Со 2 по 20 августа 1889 года по просьбе городского головы в Симбирске, в зале Городского Общества, работала передвижная выставка картин Императорской Академии художеств. Из переписки Симбирского городского головы с правлением Императорской Академии художеств следует, что доходы, полученные от продажи входных билетов, указателей, альбомов, поступают в кассу Министерства Императорского Двора. Важно, что входная плата не могла быть выше 15 копеек, а воспитанники и воспитанницы учебных заведений, как и сопровождающие их лица, имели право посетить выставку бесплатно3.
На выставке были представлены картины знаменитых российских художников: Г.И. Се-мирадского, В.С. Смирнова, А.И. Мещерского и других4. Согласно докладу Городской Управы, «жители Симбирска отнеслись к выставке весьма сочувственно, что доказывается значительным числом проданных билетов» (было продано 4225 билетов)5. Среди посетителей выставки были ученики Симбирской мужской классической гимназии (более 80 человек), ведь посеще-
ние художественных выставок является неотъемлемой частью эстетического образования подрастающего поколения6.
Проведение академической выставки в Симбирске привело к активизации художественной жизни города, которая стала приобретать современные черты с четкой типологией отношений «художник - зритель», «любитель - профессионал»7. Неслучайно в 1898 году в Симбирск прибыла первая передвижная выставка Казанской художественной школы8. В губернии постепенно закладывались традиции выставочной деятельности.
О возрастании интереса к произведениям живописи свидетельствует первая художественная выставка, организованная в Симбирске в конце 1894-начале 1895 года с благотворительными целями. Наибольшее количество экспонатов - сто пятьдесят пять - было представлено в I отделе («Живопись старых и новых школ»): картины, написанные масляными красками, акварели и гравюры. Среди представителей «старых» школ следует выделить П.П. Рубенса, Дав. Теньера; «современная» школа была представлена в основном российскими художниками, «пользующимися большей или меньшей известностью»: И.К. Айвазовским, К.Е. Маковским, В.Г. Худяковым. Первенство среди «экспонентов» принадлежит симбирским общественным деятелям А.П. Языкову и В.Н. Поливанову.
На выставке были представлены и работы местных художников: К.Н. Воронова («Туман поднимается» (Волжский вид)), М.Ф. Каврайского (преимущественно пейзажи9, например «Самара ночью»), П.И. Пузыревского («Восход солнца»). В конце каталога выставки были указаны картины, подлежащие продаже. 10% от каждой проданной картины перечислялись в кассу Симбирского Правления Общества Красного Креста10.
В декабре 1914-январе 1915 года в здании Симбирского дворянского собрания с успехом прошла выставка картин, сбор от которой пошел в пользу раненых11.
Часть выставок была организована в связи с юбилейными мероприятиями. В октябре 1898 года по инициативе председателя Симбирской губернской ученой архивной комиссии В.Н. Поливанова в здании Дворянского собрания разместилась художественная выставка, посвящённая 250-летию основания города. Выставка работала с 4 по 15 октября, вход для воспитанников учебных заведений был бесплатным. На ней были представлены портреты Степана Разина, И.А. Гончарова и другие произведения живописи12.
С 1909 года по инициативе П.И. Пузыревско-го в городе началась подготовка к выставке, посвященной 100-летию со дня рождения И.А. Гончарова. Сбор средств с этой выставки был пред-
назначен на создание памятника-музея его имени на Новом Венце. «Гончаровская выставка» действовала в 1910-1911 годах сначала в Симбирске, в Доме дворянского собрания, а затем, в дни 1-го Всероссийского съезда художников, в Петербурге, в здании бывшего Меньшиковского дворца на Васильевском острове13. Высокую оценку этой выставке дал профессор П.П. Чистяков, ставший одним из первых и самых почетных ее посетителей. Доброжелательные отклики о выставке появились в столичной печати14.
К выставке было приурочено издание каталога с выдержками из произведений Гончарова, обложку к нему сделал начинающий художник А.А. Пластов15. Выставку составляли более ста пятидесяти картин и этюдов двух художников - Пу-зыревского и Архангельского, учителя и ученика, сопоставление творчества которых наглядно свидетельствовало об определенной преемственности художественных традиций в культурной жизни Симбирска. Это были в основном зарисовки современного облика города и губернии, образы природы, связанные с творчеством Гончарова. Так, среди произведений Пузыревского особым успехом пользовались картины «Лунная ночь на Волге», «Волга у Жигулей», а среди работ Архангельского - «Волга около Поливны», «На старом Венце»16. Воспроизведения работ художников в красочных и тоновых открытках разошлись по всей России. Как видно, большее значение стало придаваться популяризации творчества симбирских художников в других регионах.
Самым выдающимся произведением Гонча-ровской выставки, по отзывам зрителей и печати, считалась картина «Обрыв», изображающая знаменитый «обрыв» над Волгой, близ Симбирска. Именно здесь, как следует из романа И.А. Гончарова, над обрывом ждал Райский Веру, уходящую к Марку Волохову. В настоящее время эта картина входит в собрание Самарского областного художественного музея, местонахождение многих других картин, представленных на выставке, неизвестно17. Архангельский отмечал, что «руководство Академии художеств в лице комиссии по приобретению картин для музеев оказалось очень халатным»18.
Организованные художественные выставки также можно разделить по числу участников: совместные выставки нескольких художников или персональные. Примером первых является составленный из картин и этюдов местных художников-профессионалов и любителей в 1908 году на традиционной осенней симбирской ярмарке художественный отдел. Он привлек внимание общественности к начинающим художникам края. Среди молодежи особенно выделился Д.И. Архангельский, получивший на этой ярмар-
ке за свои живописные работы большую серебряную медаль от выставочной комиссии19. С 1903 года Пузыревский начал выставлять акварели и живописные этюды в витринах писчебумажного магазина на Большой Саратовской улице (ныне улица Гончарова)20. По сути, это были первые в Симбирске персональные выставки.
Активными участниками выставок были также учащиеся школ. В Симбирске отчетные школьные выставки совместно с преподавателями рисования и другими художниками впервые организовал Д.И. Архангельский: они проходили в 1-м высшем начальном училище в сентябре и декабре 1915 года, а также в феврале-марте и октябре 1916 года. На первой и последней были представлены работы А.А. Пластова21.
Незадолго до начала выставки, организованной в сентябре 1915 года, в газете «Симбиря-нин» была помещена заметка: «Настоящая выставка приобретает особый интерес вследствие того, что на ней будут экспонироваться картины молодого и талантливого художника Пластова, бывшего ученика г. Архангельского и состоящего в настоящее время учеником Московской школы живописи и ваяния»22. Пластов представил на выставке рисунки гипсов мифологических героев, мужские, женские и детские портреты, сценки крестьянского быта и пейзажи, много рисунков лошадей. В его пейзажах нашла отражение русская деревня со всеми ее «атрибутами»: грязью, лужами, соломенными кровлями. Перед нами - целая галерея «живых современников» художника. Выставка проходила два дня. Архангельский придал большое значение оформлению помещения, в котором она происходила: зал для экспозиции был украшен осенними цветами и кленовыми листьями. Многие из работ Пластова приобрели Сенгиле-евский естественно-исторический музей, училище, частные лица - любители искусства (Архангельский сделал фотографии стендов с этой выставки и на обороте указал тех, кто приобрел работы Пластова)23.
Выставки с участием юных художников проводились и в уездных центрах. В 1908 году в Алатыре учитель рисования Н.А. Каменьщиков организовал первую выставку работ учеников и своих собственных. Он представил несколько портретов известных в городе людей. Вход был платным. Интерес к выставке был такой, что покрылись все организационные сборы и остались средства для поощрения авторов лучших произведений. Выставки стали регулярными. Газета «Камско-Волж-ская речь» об очередной выставке в Алатыре в 1913 году писала: «Кроме учеников городского училища, женской гимназии и местных живописцев -Афанасьева, Каменьщикова и скульптора Эрьзи -
в ней участвовали художники-симбиряне Д. Архангельский и П. Пузыревский...»24.
Симбирские художники также участвовали в выставках, проходивших в других регионах. Значительным событием в культурной жизни Симбирской губернии стала подготовка к Всероссийской художественно-промышленной выставке, состоявшейся в Нижнем Новгороде в 1896 году. Формированием экспозиции Симбирской губернии в научно-учебном отделе выставки занимались художники С.Н. Огонь-Догановский и А.В. Строганов25. Работы художника Н.Ф. Некрасова были представлены на выставках Московского товарищества художников в 1905 и 1907 годах26.
Таким образом, можно выделить несколько типов художественных выставок, организованных в Симбирске в конце XIX-начале XX века: 1) передвижные выставки картин; 2) выставки, организованные с благотворительными целями; 3) выставки, посвященные знаменательным датам; 4) персональные выставки; 5) отчетные выставки в учебных заведениях. Подобного рода выставки были характерны для других регионов России в исследуемый период27.
Каждая выставка становилась важнейшим событием в культурной жизни губернии и привлекала внимание общественности. Художественные выставки становились регулярными, состав их участников расширялся, более разнообразными стали экспонаты, большое внимание стало уделяться оформлению экспозиции. Они устраивались в целях эстетического воспитания зрителей, а в ряде случаев - для продажи выставляемых произведений, что позволяло оказать материальную поддержку художникам или реализовать поставленные благотворительные цели. Художественные выставки способствовали знакомству населения края с произведениями знаменитых российских, зарубежных и местных художников.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Жукова О.А. История русской культуры и современность // Вопросы истории. 2006. №8. С.105-106.
2 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в. 70-80-е годы. М.: Искусство, 1997. С.4.
3 Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). Ф. Р-4061 (П.С. Бейсов). Оп.1. Д.321. Л.3.
4 Баюра Л.П. Художественная жизнь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия / Под ред. В.Н. Егорова. В 2-х т. Ульяновск: Симбирская книга, 2000-2004. Т.2 (Н-Я). 2004. С.408.
5 ГАУО. Ф.137 (Симбирская городская управа). Оп.37. Д.37. Л.1-38 об.
6 По поводу заметки, помещенной в хронике «Симбирских губернских ведомостей», №4, Об отчете Комитета по устройству в г. Симбирске выставки художественных произведений // Симбирские губернские ведомости. 1895. 21 января (отд. неофиц.). С.2.
7 Силантьева Е.Л. Художественная жизнь Симбирска на рубеже XIX-XX веков. Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04. М., 2005. С.99.
8 Баюра Л.П. Художественная жизнь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Т.2. С.408.
9 Каврайский М.Ф. (Некролог) // Симбирские губернские ведомости. 1895. 25 ноября (отд. неофиц.). С.2.
10 Каталог первой выставки художественных произведений в г.Симбирске, устроенной в пользу местной общины сестер милосердия Красного Креста, в декабре 1894 г.Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1894. С.3-7. Хроника // Симбирские губернские ведомости. 1895. 14 января (отд. неофиц.). С.2.
11 Ефимов Ю.Д. Культурная жизнь и досуг Симбирска в 1914-1917 гг. // Ульяновская областная научная библиотека им. В.И. Ленина. Сектор краеведения. Папка №40а. С.9.
12 ГАУО. Ф.76 (Канцелярия Симбирского губернатора). Оп.1. Д.461. Л.2-21, 24; Матвеев А.М. Историческая юбилейная выставка в память 250-летия основания г.Симбирска. Симбирск: Губернская типография, 1898. С.3, 24.
13 ГАУО. Ф. Р-3868 (А.В. Жиркевич). Оп.1. Д.30. Л.7-7 об.
14 Пузыревский П.И. Каталог к 100-летию со дня рождения / Предисл. Н.А. Агафоновой [и др.]. Ульяновск: Ульяновское областное управление культуры, Художественный музей, 1961. С.9.
15 Каталог выставки в память И.А. Гончарова в Симбирс-
ке 6-15 июня 1912 года / Сост. М.Ф. Суперанский. Симбирск: Типография А. Балакирщикова, 1912. 33 с.
16 Агафонова Н.А. Д.И. Архангельский. Л.: Художник РСФСР, 1970. С. 4. Червонная С.М. Художники Ульяновска. Л.: Художник РСФСР, 1985. С.12.
17 Пузыревский П.И. Указ. соч. С.4-5.
18 ГАУО. Ф. Р-3868. Оп.1. Д.30. Л.9.
19 ГАУО. Ф. Р-3868. Оп.1. Д.30. Л.7-7 об.
20 Пузыревский П.И. Указ. соч. С.9.
21 ГАУО. Ф. Р-3868. Оп.1. Д.30. Л.9-9 об. Наш город: справочная книжка об Ульяновске / Под ред. В. Алексеева и Д. Дементьева. Ульяновск: Издание Городского Совета, 1927. С.131.
22 Цит. по: Козлов Ю., Авдонин А. Жизнь и судьба Аркадия Пластова: документ. очерк. Ульяновск: Симбирская книга, 1992. С.34-35.
23 ГАУО. Ф. Р-3868. Оп.1. Д.41. Л.1-7.
24 Цит. по: Головченко Н. Неизвестные страницы Николая Каменьщикова // Мономах. 2002. №1. С.29.
25 Баюра Л.П. Художественная жизнь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия. Т.2. С.408.
26 Баюра Л.П. А.А. Пластов и симбирские художники 1920-х годов в документах и дневниках А.В. Жиркеви-ча // Творчество А.А. Пластова в контексте культуры XX века: сборник докладов III Поливановских чтений (19 мая 2003 года). Ульяновск: УОХМ, 2004. С.66.
27 Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. В 51 т. 2-е изд. М., 1949-1958. Т.9. 1951. С.501-503.
THE ROLE OF ART EXHIBITIONS IN THE CULTURAL LIFE OF RUSSIAN PROVINCIAL CENTERS AT THE TURN OF THE XIX - XX CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF SIMBIRSK)
© 2011 A.N. Prokhorova
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
This article presents the analysis of art exhibitions organized in Simbirsk at the end of the XIX-early XX centuries by local artists and public figures. The increase in number of exhibitions was a characteristic feature of Russia's art life in those days. The author reveals the role of art exhibitions in the province's cultural life.
Key words: art exhibitions, travelling exhibitions, charity exhibitions, jubilee exhibitions, personal exhibitions, exhibitions in educational institutions.
Anastasia Prokhorova, Assistant Lecturer, Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines. E-mail: [email protected]