А. В. Шакина
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА 1910-х ГОДОВ.
ПЕРВЫЕ ПЕРЕДВИЖНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ, СОЗДАНИЕ УЕЗДНЫХ МУЗЕЕВ
В статье рассматривается институциональный аспект художественной культуры Вятской губернии 1910-1920-х годов на примере создания музеев и первых передвижных выставок современного искусства. В статье использованы ранее
неизвестные архивные данные о художественной жизни
Вятской губернии.
В последние десятилетия появился огромный интерес к политической, художественной жизни провинции, так называемый «провинциальный бум». Это подтверждают публикации и научные доклады исследователей Архангельска, Костромы, Нижнего Новгорода, Ярославля. Нельзя не заметить, что
«строительство» художественной культуры долгое время оставалось
односторонним, раскрывая тенденции Петербурга и Москвы. Безусловное стремление сегодня наладить взаимосвязь между большими и малыми центрами является толчком к созданию объективной картины мира.
В первую треть ХХ века в Вятской губернии институциируется художественная культура: открываются музеи, создаются народные студии, организуются выставки, начинает работать художественно-промышленный техникум. В данной статье мы остановимся только на двух аспектах этих достижений: первых в послереволюционной России передвижных
художественных выставках современного искусства в уездном городе Советске и создании уездных музеев.
В начале ХХ века в Вятской губернии происходило становление художественной жизни. В первые десятилетия ХХ века группа художников, вернувшаяся после учёбы в Москве, Петербурге, Казани, устраивала многочисленные художественные выставки (всего с 1901 по 1913 годы прошло одиннадцать выставок). Их энергичная деятельность привела к появлению в 1909 году художественного кружка, а в 1910 - Вятского художественноисторического музея. Это имело большое значение в пробуждении художественной культуры всей губернии. В эти годы открылись музеи различного профиля в уездных центрах Вятской губернии. В 1909 году в Сарапуле организовали Публичный музей при уездной земской управе. Яранский музей местного края и искусств открыли в 1918 году по инициативе отдела народного образования. В 1920 году в Слободском создали музей изобразительного искусства. В 1921 году несколько картин художников, старинное оружие, фотографии составили коллекцию Котельнического уездного музея местного края. Одним из первых был создан музей в слободе Кукарка (город Советск)1. Он принял посетителей 3 (16) июня 1910 года и, как большинство уездных музеев, располагался в одной комнате. В экспозиции были представлены археологические материалы Вятской, Казанской, Пермской губерний. А также старинная утварь, оружие, гербарии, национальная одежда, художественные картины.
Несмотря на сложную политическую обстановку в первые послереволюционные годы, 5 июля 1919 года в городе открылся ещё один музей искусства и старины. История его создания тесно связана с существовавшей при бывшем Кукарском образовательном обществе Художественно-архитектурной фотографической комиссии. Музей состоял из нескольких отделов. Просуществовал он недолго, до 1922 года, а затем объединился с родиноведческим. В 1926 году родиноведческий музей был преобразован в музей местного края.
В тяжёлые и страшные годы разрухи, коллективизации, репрессий, когда перед людьми стояла задача выжить, музей искусства и старины в слободе организовывал крупные выставки, лекции по истории искусства, эстетике, которые пользовались вниманием и успехом у местного населения. При музее работала народная студия. В 1919-1921 годах сотрудниками музея г. Советска были проведены уникальные выставки, предназначенные для знакомства жителей Вятской губернии с современными направлениями в изобразительном искусстве, а также для роста профессионального уровня и повышения знаний учащихся народных студий. Это были первые передвижные выставки современного искусства в России. Грандиозную работу по их организации взяли на себя два человека: заведующий Советским райподотделом, архитектор Евгений Васильевич Медведев (1891-1942), закончивший Варшавский политехнический институт, и Сергей Дмитриевич Якимов, школьный работник, получивший образование на экономическом отделении Петроградского политехнического института. Как правило, художественная жизнь и выставочная деятельность в небольших уездных центрах в отличие от столицы активизировалась ранней весной, до начала посевной, или осенью, когда урожай уже был собран. В это время люди становились более свободными от бытовых и хозяйственных проблем и могли сходить на вернисаж, приобщиться к искусству.
Каждая выставка в Советске сопровождалась изданием небольшого каталога. В них, кроме авторов и названия произведений, у большинства работ указывали материал или технику выполнения. По этим документам можно сделать выводы, что первая выставка была подготовлена весной и открыта 18 апреля 1920 года, в ней участвовало всего девятнадцать человек. На выставке было представлено сто сорок четыре произведения живописи и графики. Среди экспонентов в первую очередь следует выделить имена вятских художников: С. Вшивцева, М. Демидова, братьев А. и В. Деньшиных, Л. Казенина, М. Луппова, Е. Медведева, А. Мисс, Н. Никонова, Л. Плетнёва, Н. Румянцева, А. Столбова, Н. Хохрякова и др. «Выставку посетило около двух тысяч человек, не считая экскурсий, которых было до двадцати, летом выставку осматривали слушатели Вятских губернских курсов»2.
Вторая художественная выставка Советского районного подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины открылась в Советске через полгода, осенью (с 7 по 30 ноября), и также привлекла внимание публики. По количеству участников, экспонатов и географии экспонентов она намного превзошла первую: тридцать три художника и двести пять произведений. В отличие от первой выставки на ней показали живописные и графические работы не только вятские художники. Большое место в экспозиции уделялось работам мастеров Казанской школы. «В Советске функционирует вторая выставка, в основание которой положены экспонаты недавно бывшей выставки Казанской Татарской республики... На ней представлены все виды техники, включительно
до кубистов, футуристов и беспредметников. Посещаемость её очень значительна для такого пункта, как Советск: за первые дни её посетило около одной тысячи человек и записалось до шестидесяти ученических экскурсий»3.
Из содержания выпущенного к открытию выставки каталога можно сделать вывод, что на ней показывались живописные, графические, скульптурные произведения, а также эскизы декораций М. Андреевской, Н. Белянина, В. Богатырёва, В. Вильковисской, С. Вшивцева, И. Денисова, Н. Никонова, И. Плещинского, А. Родченко, В. Степановой, Н. Фешина, Н. Хохрякова. Для работ учащихся студии города Советска на второй художественной выставке отводилось особое место. В экспозицию были введены литографии подмастерьев первых свободных государственных художественных мастерских из Москвы и Казанских государственных художественных мастерских. По планам устроителей её предполагалось показать любителям искусства близлежащих уездных центров - Яранска и Уржума.
Наиболее уникальной по представленным экспонатам, масштабной по числу участников и количеству работ, показанных зрителю, оказалась третья передвижная художественная выставка Советского районного подотдела Главмузея, которая проходила в октябре 1921 года: экспонентов - пятьдесят пять, произведений - триста двадцать два. «Первая выставка преимущественно состояла из вятских и местных экспонатов, вторая из местных и казанских. Третья выставка отличалась присутствием москвичей, обилием художественного материала, большой системностью в подборе экспонатов»4.
Аналогичные выставки современного русского искусства проходили в провинциальных городах России: в сентябре 1919 года в Рязани и Витебске, в ноябре 1920 года в Козмодемьянске, в декабре 1920 года в Пскове. Но необходимо учитывать, что вышеперечисленные города были крупными губернскими или художественными центрами. Поэтому размах третьей передвижной художественной выставки был беспрецедентным для провинциальных городов и, в частности, для такого города, как Советск. Судя по архивным источникам, выставка задумывалась в течение лета. На приглашение участвовать в ней откликнулось большинство казанских художников, много экспонатов поступило из Москвы от объединения «Мир искусства», Главмузея, Московского ИЗО и отдела Московских художников. Вятские авторы по неизвестным причинам представили всего четыре работы, а два местных художника из Советска показали на выставке пятнадцать своих произведений. К предстоящему знаменательному событию готовились заранее и тщательно: отремонтировали здание музея за счёт средств, отпущенных УОНО (Уездный отдел народного образования), на сумму 2 000 000 рублей. Экспонаты для выставки собирались в короткий срок. Для этого командировали местную инициативную группу в разные города: Н. Башмакова в Казань, Е. Медведева в Вятку, Москву, Петроград, С. Якимова в Москву, Петроград и Казань. Планировалось, что выставку покажут во многих городах Вятской губернии. Заранее разработали маршрут путешествия: Советск, Яранск, Царево-Санчурск, Малмыж, Уржум, Нолинск, Вятка, а после того, как картины будут показаны широкому кругу зрителей, их должны возвратить авторам. В экспозицию ввели произведения известных современных художников разных направлений и стилей.
В творческом наследии отечественной культуры период 1920-х годов связан с постепенным нарастанием тенденций к традиционализму. Беспредметность и абстракция наиболее ярко проявили себя во втором
десятилетии ХХ века. Исчерпанность авангарда понималась многими уже в 1920е годы, когда многие из тех, кто начинал формирование пластического языка авангарда, эмигрировали (В. Баранов-Россине, Д. Бурлюк, В. Кандинский, П. Мансуров, М. Шагал). В 1921 году работы В. Бубновой, В. Кандинского, А. Родченко, В. Степановой, Н. Удальцовой, С. Федотова, показанные жителям в Советске и Яранске, были всё ещё «Америкой».
Из каталога третьей выставки следует, что графические произведения во всём разнообразии техник преобладали над живописными. Возможно, это связано с их лёгкостью при транспортировке, так как работы свозились «на себе». По какому принципу отбирались экспонаты и какова была концепция выставки, сегодня можно только предположить. Разумеется, стремление показать процессы, происходившие в современном искусстве, характеризовало тех, кто привозил произведения в Советск. «Настоящая выставка ставит своей целью показать, как и чем живёт современное искусство»5. Выставка ошеломила своей новизной и необычностью публику. Она проработала в октябре в Советске, в ноябре в Яранске, и «с переходом на НЭП застряла в Яранске»6. (В описании выставки отмечалось, что при переезде в Яранск незначительно изменилось число её участников).
Выставка стала особым явлением в художественной жизни Вятской губернии и переросла «внутриволостные» рамки. Она имела большой резонанс. Творческая интеллигенция Вятки стремилась показать жителям губернского центра новые художественные направления и расширить их представление о творческой индивидуальности современных мастеров. Поэтому Губмузей предпринял несколько попыток перевезти произведения из районного центра в Вятку, но все они оказались безуспешными. Одним из последних усилий был приказ, отданный заведующей Советским Раймузеем Л. И. Бельтюковой 19 июля 1922 года: «Губ музей уполномочивает Вас продать находящийся в Советском музее альбом для кружев и для вышивок, с целью изыскания средств на расходы по перевозке художественной выставки из Яранска в Вятку» .
Следует отметить, что третья выставка, прошедшая в 1921 году, была последней художественной выставкой в Советске на долгие годы. Возможно, это связано с отъездом из Советска в Петербург одного из её главных устроителей -Е. Медведева. Только в 1965 году часть выставки, семьдесят семь произведений из трёхсот двадцати двух, были переданы из Яранского музея в Кировский областной художественный музей. Остальные работы, по-видимому, вернулись обратно к владельцам в 1920-е годы (документов, подтверждающих это, на сегодняшний день пока не найдено). Это в основном произведения местных и казанских авторов. В настоящий момент живописные работы, акварели, графические листы, представленные на третьей передвижной художественной выставке в Советске, являются основой коллекции искусства 1920-1930-х годов в Кировском областном художественном музее им. В. М. и А. М. Васнецовых.
Первые передвижные выставки в Советске были важным событием в культурной жизни всей губернии и дали представление о стилистических тенденциях отечественного искусства. Благодаря таким выставкам профессиональные виды станкового и монументального искусства в Вятской губернии получили своё развитие. Таким образом, в конце 1910 - начале 1920-х годов провинциальные уездные города, как и многие другие города России, были включены в естественный процесс и перемены художественной жизни страны этого периода.
1 Слобода Кукарка преобразована в город 9 августа 1918 года и названа Советском. Официальный статус города получила в 1939 году.
2 Отдел письменных источников Государственного исторического музея. -Д. 716. - Л. 5., об.
3 Там же.
4 Государственный архив Кировской области. - Ф. 1163. - Оп. 1 - Ед. хр. 34.
- С. 4.
5 Каталог третьей художественной передвижной выставки Советского районного под. отдела Главмузея. - Советск, 1921. - С. 2.
6 Государственный архив Кировской области. - Ф. 1163. - Оп. 1 - Ед. хр. 34.
- С. 10.
7 Там же.