ПРИЗВАНИЕ—ИСТОРИЯ
Е. В. Логутова
К ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ XIX- начала XX в.
Особое место в истории культуры России занимает период XIX—начала XX в. Это был своего рода итог всей предыдущей эпохи подъема российского просвещения, величайших научных и художественных достижений. Одним из проявлений развития культурной и общественной жизни являлись художественные выставки.
Уже со второй половины XIX в. выставки стали обыденным явлением. После октября 1917 г. происходят коренные перемены в государственной, общественной и идеологической жизни страны. Событием, завершившим предыдущий этап развития выствочной деятельности, стало «Положение о выставках» (1918 г.), в котором прямо заявлялось о необходимости государственной монополизации и национализации выставочного дела. Таким образом, художественные выставки продолжали существовать, но полностью изменились формы организационного управления ими.
Под художественными выставками понимаются показы экспонатов, в той или иной степени относящиеся к деятельности в области искусства. На художественных выставках могут быть представлены предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика, акварель, костюмы, ювелирные украшения, бытовые предметы и пр.
Первая художественная выставка в России была организована в Санкт-Петербургской Академии художеств в 1765 г. Далее наступил длительный период упадка в деятельности Академии. Нельзя, конечно, считать, что после 1765 г. не было ни одной выставки, но это скорее было «всенародное обозрение». Подобные выставки
© Е. В. Логутова, 2010
не удостаивались ни «рекламы», ни вложения каких-либо дополнительных средств, поэтому они не пользовались интересом и популярностью у публики.
Важно и то, что для появления выставок необходим определенный уровень развития культуры общества. Выставка, ее тематика, формы ее проведения зависят от многих факторов: условий жизни, уровня образования граждан, возможностей для развития и распространения искусства, государственной политики, обмена опытом с другими странами. Первые выставки были предназначены для узкого круга художников и деятелей искусства Санкт-Петербурга и реже других городов. Этим объясняется то, что не издавались каталоги, указатели, не публиковались отзывы и рецензии.
А. И. Мусин-Пушкин, будучи президентом Академии художеств (1794-1797), желая «возбудить в художниках похвальное любочестие», предложил всем членам Академии «приготовить» к тому времени, когда открывалась для всенародного обозрения Академия (июль месяц), «такую работу, какую кто изберет» и наградить авторов лучших работ премиями1. Этим его решением было положено начало ежегодным, ставшим традиционными впоследствии, выставкам, предполагавшим отчет о деятельности Академии.
В 1812 г. Академию художеств причислили к Министерству народного просвещения. Этот период академической жизни в ведомстве Министерства народного просвещения известен преодолением трудных экономических обстоятельств, которые были вызваны предыдущим управлением Академией. Во многом этот успешный период связывают с деятельностью президента Академии А. Н. Оленина. В это время устраивались различные выставки, и к ним уже проявлялось большее внимание, печатались указатели, списки, давались рекламные объявления.
В 1820 г. в Санкт-Петербурге было организовано Общество поощрения художников. В 1826 г. оно организовало первую постоянную выставку-продажу художественных произведений, известную как «магазин»2.
В отчете Комитета общества отмечалось, что задача этого учреждения состоит в «...способствовании знакомству Художников с Публикою и доставлении Публике возможности видеть и приобретать Русские Художественные произведения. Цель сия достигнута
и Публика и Художники сим заведением, как надеемся, довольны»3. Действительно, в отчете за следующий год указывалось, что «Выставка и продажа художественных произведений приносит ожидаемую пользу. Публика с удовольствием видела в оной творения Художников известных и узнала некоторых молодых Художников по достойным внимания работам их. Список бывших в выставке и ныне находящихся в оной произведений к сведению Вашему и Публике напечатан»4.
В приложении к отчету было указано, что общество открыло эту выставку с целью «...дать художникам средства во всякое время предоставлять на суд Публики и сбывать свои произведения, а Любителям, которые нередко жаловались на известность, что производят художники доставить возможность видеть и приобрести художественные вещи»5. С этого момента Общество поощрения художников начинает играть определенную роль в художественной жизни Санкт-Петербурга.
Введенные А. И. Мусиным-Пушкиным ежегодные выставки в Академии постепенно становятся традицией. Но появляются и выставки с трехгодичной периодичностью. Так, во вступительной статье к указателю выставки 1842 г. доказывается важность такой периодичности: «Так как если бы на выставке являлись только заказные и имевшие свое уже определенное и заплаченное назначение работы, тогда этот срок, действительно был бы длинен. Если выставка есть базар, на который художники должны сносить все, что ни наработают, без разбору,— что делается для хлеба, что для пищи более эстетической, что для денег и что для славы, конечно, в таком случае трехлетний срок лишний, много даже и году, только не называйте тогда этого рынка академической выставкой, а просто ярмаркой»6.
В 1843 г. умер А. Н. Оленин, и с этого времени для Академии художеств начался новый период ее жизни. Отныне ею руководят особы императорской фамилии. Необходимо отметить, что академические выставки они посещали регулярно. Выставки получали все большую и большую популярность.
В последующие годы выставки стали неотъемлемой частью жизни Академии, а значит, и художественной жизни России. Со второй половины XIX в. появляются помимо выставок-продаж и выставок-отчетов и благотворительные выставки, например, выставка редких
вещей, принадлежащих частным лицам, учрежденная в залах Императорской Академии художеств в пользу кассы Общества посещения бедных7.
До второй половины XIX в. вся художественная жизнь Санкт-Петербурга была сосредоточена в стенах Академии художеств и Общества поощрения художников. При этом общество было связано с Академией, и ждать от него каких-либо прогрессивных действий не приходилось. Бесспорно, деятельность общества была значимой в тот период, но оно оставалось организацией, прежде всего, благотворительной. С первых лет своего существования общество находилось под покровительством императора, принимало от двора ежегодные денежные субсидии и пожертвования меценатов. Зависимость от вельможного покровительства, от вкусов и требований меценатов, преклонявшихся зачастую исключительно перед западными заурядными мастерами, часто была тяжела для художников. Возможности же той части общества, которая стремилась к развитию и популяризации отечественного искусства, были ограничены.
Рубеж 1860-х годов внес во все сферы жизни России существенные изменения. Реформы, надломившие старые устои, дали толчок к быстрому экономическому и политическому развитию государства. В общественную жизнь России вливались новые силы. Это ощущалось и в художественной сфере.
Санкт-Петербург не остался в стороне от новых начинаний. Так, И. Е. Репин вспоминал об этом времени: «В начале 60-х гг. жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать—умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей. Молодость и сила свежей русской мысли царила везде, весело, бодро шла вперед и ломала без сожаления все, что находила устарелым, ненужным. Не могла же эта могучая волна не захватить и русского искусства и не захлестнуть и Академию художеств!»8
Важную роль в изменении ситуации сыграл конфликт между новыми веяниями в искусстве и старой консервативной системой преподавания в Академии. 9 ноября 1863 г. четырнадцать выпускников во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную работу к конкурсу на большую золотую медаль на заданную Советом тему. Они
требовали свободы в выборе темы, чтобы каждый мог проявить в конкурсной программе свои индивидуальные склонности и особенности своего дарования. Совет Академии отказал выпускникам в их просьбе, расценив ее как бунт против академических порядков. Тогда они в знак протеста вышли из Академии. Это событие получило название «бунт четырнадцати».
Покинув Академию, молодые художники пошли на серьезную жертву. Они не только теряли все шансы получить золотую медаль и блага, с ней связанные, но сразу же лишались бесплатных мастерских и всякой поддержки Академии в дальнейшем. Более того, поступок их был расценен настолько серьезно, что делом занялось Третье отделение. За протестантами был установлен негласный надзор, как за подозрительными, неблагонадежными лицами. По просьбе вицепрезидента Академии графа Г. Г. Гагарина было запрещено упоминать в печати об «академическом бунте». По мнению Э. П. Гомберг-Верж-бинской, полицейский надзор за И. Н. Крамским и другими длился несколько лет9.
Ситуация была весьма сложная. Подобный акт протеста в России от лица художников, да еще и выросших в стенах государственного учреждения, был первым. Выходом из сложившейся ситуации стало создание Санкт-Петербургской Артели художников, которая возникла в декабре 1863 г. В Артель вошли Ф. С. Журавлев, А. И. Кор-зухин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, А. И.Морозов, К. В.Лемох, А. Д. Литовченко и др. Инициатором всего дела и его идейным вдохновителем был Иван Николаевич Крамской.
Практическая сторона деятельности Артели нашла свое выражение и в уставе, который был окончательно отредактирован и утвержден министром внутренних дел. Составитель устава Артели, который был утвержден 9 июня 1865 г., И. Н. Крамской понимал, что Артель как организация недолговечна, утопичность ее структуры обрекала ее на краткое существование, поэтому необходима более продуктивная деятельность, чем заказы. Причиной этого стал тот факт, что в уставе устройство выставок было поставлено в качестве первой задачи, прием заказов — второй: «Цель артели художников состоит в том: во-первых, чтобы соединенными трудами упрочить и обеспечить свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения публике, помимо обыкновенной продажи,
устройством выставок и другими дозволенными законом способами, и, во-вторых, чтобы открыть прием художественных заказов по всем отраслям искусства»10.
Выйдя из Академии и утвердив свое право на самостоятельное творчество, члены Артели с первого года ее существования все же посылали свои работы на академические ежегодные выставки. Это не удивительно, академические годичные выставки в то время были почти единственными в стране, где публике показывались достижения искусства. Академия, со своей стороны, охотно принимала работы бывших протестантов. В каталогах академических выставок обычно указывалась принадлежность работ членам Артели. И. Н. Крамской писал М. Б. Тулинову о том, что на академической выставке 1868 г. «работы артели занимают целую стену»11.
И. Н. Крамской и другие члены Артели постоянно обсуждали мысль о необходимости для русского искусства знакомить публику с новыми картинами, а художникам обращаться к широкому кругу зрителей. Однако Артель просуществовала недолго, и ее основная слабость заключалась в том, что ей не удалось поставить во главу угла широкую публичную демонстрацию своих работ. Артели также не удалось сделать выставки центральной сферой своей деятельности, хотя именно об этом мечтали ее организаторы. Скажем больше: Артели вообще не удалось организовать хотя бы одну крупную выставку своих работ. Остается, правда, неясным, почему молодой коллектив Артели все же не открыл свою самостоятельную выставку.
Однако благодаря опыту создания и функционирования Артели к 1860-м годам были подготовлены условия для возникновения принципиально нового для России художественного объединения—Товарищества передвижных художественных выставок. Передовые художники Москвы и Санкт-Петербурга были уверены, что пришло время найти такую форму объединения, которая могла бы обеспечить личную независимость художника от официальных учреждений и меценатов, сделать более тесными и прямыми связи искусства со зрителем.
Известно, что художники в подавляющем большинстве так или иначе зависели от Академии художеств и от официальных заказов. «Бунт четырнадцати» был вызван как раз желанием утвердить самостоятельную значимость творческой индивидуальности, поднять
ее авторитет и в собственных глазах, и в общественном мнении. Бунтари считали необходимым разрушить тот вид коллективной спаянности, который неизбежно сопровождался цеховой иерархией и который усиленно внедрялся Академией художеств. Личная независимость русского художника первой половины XIX в. считалась исключительно привилегией большого таланта. Лишь наделенный Божьим даром художник мог заставить воспринимать себя как самозначимую величину. «Божественный Карл»12 — прозвище, данное современниками К. П. Брюллову, имело не только метафорический смысл. Протестанты 1860-х годов тоже знали себе цену, все они были претендентами на большую золотую медаль, но движимы были в своем выступлении против академического начальства совсем не чувством собственного избранничества, они хотели придать профессии художника самостоятельность и ответственность. К тому же многие исследователи считают, что большое значение для начала новой деятельности имел факт внутренних изменений в Академии художеств в 1859 г.13 Академические выставки, до этого времени считавшиеся частью общей деятельности Академии и ее учебного процесса, свободно посещались всеми желающими, а с 1859 г. они стали платными для публики.
Текущая выставочная жизнь в середине XIX в. следовала с небольшими изменениями правилам, установленным еще в первые десятилетия XIX в. Раз в три года в Санкт-Петербурге, в здании Академии художеств, открывалась так называемая «большая» выставка, представлявшая публике творчество и уже прославленных мастеров, и молодых художников. В промежутках между ними в тех же залах организовывались годовые экспозиции с другим составом и иной целью — демонстрировать годичные успехи учеников Академии. И на тех и на других выставках иногда можно было видеть картины зарубежных знаменитостей.
Таким образом, основные события художественной жизни страны проходили в двух городах, и посещать их могли в основном москвичи и петербуржцы.
Можно утверждать, что с организацией Товарищества передвижных художественных выставок в России начался новый период развития художественной жизни. В Санкт-Петербурге как центре культурной жизни страны с 1870 по 1917 гг. было создано 42 художественных
объединения. Половина из них значительную часть своей деятельности посвящала организации выставок, считая это одной из эффективных возможностей продвижения своих идей. Среди них можно отметить Общество взаимного вспомоществования русским художникам (1871-1918), Общество выставок художественных произведений (1874-1884), Общество русских акварелистов (1880-1918), Первый дамский художественный кружок (1882-1918), Общество художников «Мир искусства» (1910-1924), Союз русских художников (1903-1923) и др.
Помимо художественных объединений со второй половины ХГХ в. различные структуры в той или иной степени стали обращаться к такой форме деятельности, как организация художественных выставок для реализации своих замыслов. Наиболее яркий след оставили издательства художественных журналов, такие как «Мир искусства» (1898-1904), «Старые годы» (1907-1916), «Аполлон» (1909-1917). Другие организации также уделяли выставкам особое внимание, например, Петербургский попечительный комитет о сестрах милосердия Красного Креста (1882-1917), Кружок любителей изящных изданий (1903-1909) и др. К рубежу веков все чаще стали устраиваться выставки и под частным руководством: С. П. Дягилева (1896-1906), княгини М. К. Тенишевой (выставка в 1912 г.), балетмейстера Н. Легата (1896-1906) и др.
В Санкт-Петербурге в течение второй половины XIX и до начала XX в. (1917 г.) было организовано около 1500 художественных выставок. История их организации напрямую связана с историей учреждений, структур, от имени которых они создавались, с их целями, задачами, полномочиями и правами.
Организаторы выставок в Санкт-Петербурге сталкивались с огромным количеством трудностей. Одним из самых серьезных препятствий был поиск помещения.
Долгое время единственным выставочным помещением в Санкт-Петербурге были залы Академии художеств. В 1877 г. Обществу поощрения художников было передано здание на Большой Морской улице (ныне дом 38). Они были приспособлены к проведению выставок, хотя у организаторов и к ним были претензии. Конечно же, двух залов для богатой культурной жизни Санкт-Петербурга не хватало. Многие выставки проходили в зачастую случайных помещениях,
в частных особняках, в залах различных обществ, в магазинах, в банках и даже квартирах.
Городские власти знали о существовавшей проблеме, и разные организации пытались с помощью города построить новый специально оборудованный выставочный зал. Так, например, только Товарищество передвижных художественных выставок неоднократно поднимало этот вопрос в 1878 и 1910 гг. Однако по разным причинам все попытки потерпели фиаско.
В 1904 г. было издано обязательное постановление Санкт-Петербургского градоначальника об устройстве и содержании помещений для выставок, базаров, музеев, панорам и т. п.14 В нем в 17-ти пунктах были детально расписаны все требования к таким помещениям, например, они должны были располагаться только в каменных зданиях и не выше второго этажа, должно было быть не меньше двух входов на отдельные каменные лестницы, а лестницы должны иметь поручни, все двери должны открываться по направлению к выходам; если на втором этаже этого здания расположено торговое помещение, то обязательно должны быть несгораемые покрытия и т. д. Что касается выставок, то особо оговаривалось, что «...предметы выставок должны быть так расставлены, чтобы между столами, витринами или шкафами был свободный проход для публики не менее двух аршин, причем проходы эти должны быть всегда свободными и не заставляться стульями, скамьями и т. п.»15. Говорилось также о безопасности освещения и отопления. Все это объяснялось в первую очередь требованиями пожарной безопасности. Указывалось, что открытие для публики выставок допускается только по предварительном получении на это разрешения Городской Управы. Каждый год такое помещение должно было быть освидетельствовано особой комиссией Городской управы. Организация или частное лицо, арендовавшее помещение для выставки, должно было иметь ответственного за соблюдение этого постановления, который должен был ставить подпись на составленном акте об освидетельствовании нанятого помещения, а сам акт должен был быть подписан нанимателем или его уполномоченным. Таким образом, с начала XX в. уже не только содержание, но и организационная деятельность ставились под контроль государства. Требования ужесточались, и найти подходящее помещение становилось непросто.
С активизацией выставочной жизни города публика открывала все новые адреса на карте Санкт-Петербурга. В некоторых помещениях выставки проходили однократно, в других с заметной периодичностью, среди них можно назвать: Строгановский дворец (Невский, 17); музей и «Меншиковские комнаты» Первого кадетского корпуса (Университетская наб., 15); дом Ратькова-Рожнова (Дворцовая наб., 8); гостиница «Режина» (Мойка, 61); фойе Малого театра (наб. Фонтанки, 65); здание бывшей Государственной типографии (Инженерная ул., 2 (здание не сохранилось)); доходные дома (Казанская ул., 5 Литовский пр., 73, Невский пр., 45); особняк княгини Юсуповой (Литейный пр., 42), магазин «Пассаж» (Невский пр., 48); Екатериниский зал Шведской церкви (Малая Конюшенная, 3); дом Армянской церкви (Невский пр., 40/42); особняк князя Н. Б. Юсупова (бывший Д. Е. Бернадаки) (Невский пр., 86); Учетный и ссудный банк (Невский пр., 30); залы Геграфического общества (ныне Грив-цов пер., 10); дом Е. А. Боткиной (ныне ул. Чайковского, 7) и др.
Таким образом, выставочная деятельность Санкт-Петербурга напрямую связана с историей города, с его культурным, общественным и политическим развитием. Изучение истории организации художественных выставок позволяет воссоздать более полную картину жизни города, открывает новые адреса и новые имена.
1 Кондаков С. Современная летопись Академии художеств II Журнал Министерства народного просвещения. 1915. № 1. С. 14.
2 Отчет Комитета Общества поощрения художников за 1825 г., с присовокуплением списка Гг. членам онаго и таблицы, предоставляющей состояние Общества в 1820, 1821, 1822, 1823, 1824 и 1825 гг. СПб., 1826. С. 16.
3 Там же. С. 17.
4 Там же.
5 Список художественным произведениям в учрежденной от общества поощрения художников выставки, бывшим в течение 1826 г. и ныне состоящим. СПб., 1827. С. 1.
6 Указатель выставки произведений в 1842 г. в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств. СПб., 1842. С. 2.
7 См.: Академия художеств. Художественная выставка. 1859 I Под ред. Л. Сомова. СПб., 1859. С. 2.
8 Репин И. Е. Далекое близкое: Воспоминания. М., 2002. С. 156.
9 См.: Гомберг-Вержбинская Э.П. Передвижники. Л., 1970. С. 36.
10 См.: Устав Санкт-Петербургской артели художников. СПб., 1866.
11 Крамской И. Н. Письма: В 2 т. Т. 1. Л., 1937. С. 55.
12 См.: Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России второй половины XIX в.: 70-80-е гг. М., 1997. С. 19.
13 См.: Лунина И. Н. Из предыстории Товарищества передвижных художественных выставок II Художники-передвижники. М., 1975. С. 88.
14 См.: Ведомости Санкт-Петербургского градоначальства. 1904. № 155. 17 июля.
15 Там же.