актов, регулирующих такого рода отношения. Если у нас сейчас принято ругать цензуру, то в отношении к продукции для детей и юношества, за рубежом, цензура очень развита и приносит только положительные результаты.
Таким образом, решается спорный вопрос о взаимодействии свободы слова, свободы средств массовой информации и их влияния на подрастающее поколение. При этом не наносится ощутимый вред свободе СМИ и качественно регулируется доступ подростков к тем или иным информативным и развлекательным материалам.
Естественно, разработка данной темы позволяет выявить ориентиры развития российских средств массовой информации и их взаимодействия с подростками, их влияния на развитие, воспитание и социализацию подростка.
Именно анализ сложившегося в данной области положения в развитых странах позволяет констатировать, что у общества имеются реальные возможности полностью использовать потенциал, заложенный в средствах массовой информации для развития и воспитания подрастающего поколения.
Список литературы:
1. Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды. - М.: Мысль, 2008. - 83 с.
2. Васильев В.П. Методология и методика конкретного социологического исследования средств массовой информации и пропаганды. - М., 2009. -124 с.
3. Запорожец А.В. Диалог поколений // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками. - М.: Просвещение, 2012.
РОЛЬ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
© Морозова С.Е.*
Талицкая детская школа искусств, г. Талица
В статье рассматривается проблема духовно-нравственного воспитания детей в хоровом коллективе. В связи с этим, в статье раскрываются разносторонние воспитательные возможности хорового исполнительства, различные средства воздействия хорового пения на личность и детский коллектив.
Ключевые слова духовно-нравственное воспитание, педагогический процесс, нравственные ценности, хоровое исполнительство, хоровой коллектив, формирование личности, самореализация личности, эффект эмоционального заражения, ситуация успеха.
* Преподаватель.
На протяжении всей истории развития общества процесс воспитания находился под пристальным вниманием ученых и практиков. В современной науке под «Воспитанием» как общественным явлением понимают передачу накопленного человечеством исторического, культурного и социального опыта от поколения к поколению. Направленность воспитания определяется единством целей и содержания. По этому признаку выделяют воспитание нравственное, эстетическое, умственное, трудовое, физическое, гражданское и другие виды.
Духовно-нравственное воспитание детей, как один из аспектов воспитания, дело ответственное, серьезное, нелегкое и творческое. Нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям, являются основными критериями нравственности человека и сегодня.
На сегодняшний день не существует государственной программы и государственного стандарта духовно-нравственного воспитания детей. В образовательной политике лишь определены научно-теоретические и методические подходы к решению данного вопроса в педагогике. Неоценимая роль в решении данной проблемы принадлежит хоровому исполнительству.
Хоровое исполнительство - это совместная деятельность людей, направленная на исполнение вокальных произведений. В процессе этой деятельности происходит не только развитие музыкально-эстетического вкуса, совершенствование вокальных навыков, но и формирование духовно -нравственных качеств.
Одним из способов решения вопроса духовно-нравственного воспитания является создание детских хоровых коллективов. Имея богатый опыт хоровой культуры, в России в XX веке были созданы детские хоровые студии: «Пионерия» (Г. Струве), «Веснянка» (Е. Свешников), «Радость» (Т. Жданов) и другие. Огромную известность получил Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (В. Попов).
Следующим шагом в решении данной проблемы явились научные исследования. Проблематике духовно-нравственного становления личности в хоровых коллективах посвящены научно-методические работы деятелей музыкального искусства XX столетия: К. Птица, П. Чесноков, В. Красноще-ков, В. Соколов, Д. Локшин, В. Попов, Г. Струве и др.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первоочередной задачей национальной политики и в XXI веке. В послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 года Президент В.В. Путин отметил, что «Сегодня современное российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способ-
ность передавать их из поколения в поколение... Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества» [5, с. 3]. Хоровое пение - один из таких институтов.
Духовно-нравственное воспитание - педагогический процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации [2, с. 8]. Духовно-нравственное воспитание личности в рамках хорового исполнительства осуществляется в процессе осознанного принятия таких ценностей как:
- «добро» - поведение на благо другого человека или коллектива;
- «истина» - руководство при оценке действий и поступков;
- «красота» - критерий оценивания во всех её формах проявления;
- «честность» - стратегия поведения;
- «труд и творчество» - созидательная позиция жизнедеятельности личности.
Чтобы человек мог состояться как личность, субъект деятельности, гражданин, процесс воспитания должен происходить в специально организованной духовно-интеллектуальной атмосфере, формирующей нравственные чувства, нравственный облик, нравственные позиции и нравственное поведение. Такой атмосферой является хоровой коллектив, деятельность которого, в сравнении с индивидуальными занятиями, имеет ряд преимуществ.
Одно из преимуществ - это коллективная форма работы хора, позволяющая детям развивать социально-личностные и коммуникативные качества, приобретать навыки межличностного сотрудничества. В детском хоре имеются все условия для самоутверждения, признания и уважения развивающейся личности ребенка со стороны других, к выделению своего «Я». Здесь происходит апробация, корректировка и формирование его стиля поведения. Наблюдая за взаимоотношениями участников хора, можно с большой степенью объективности установить истинную структуру межличностных отношений детей: определить кто из членов хора является лидером, а кто предпочитает подчиняться, какие нравственные мотивы определяют поведение.
Следующее преимущество хорового исполнительства - возможность объединения в певческом процессе детей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Здесь неоценимое значение имеет момент «скрытости» в общей массе, что позволяет ребенку избавиться от неуверенности, полностью раскрепоститься. В хоровом коллективе ребенок, как правило, не замечает момента, когда именно он становится объектом педагогического наблюдения. Он находится в кругу ровесников, вместе с ними увлечен общим делом и не чувствует по отношению к себе какого-либо особого внимания, что побуждает его к самореализации, раскрытию внутреннего потенциала, желанию выразить свое «я».
В хоровом коллективе дети объединены единой целью и единым результатом. Благодаря групповой организации занятий хора у ребенка возникает
ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что благотворно влияет на формирование самосознания, чувства собственного достоинства. Совместное творчество заставляет юных певцов подчинять свои личные интересы интересам коллектива, способствует снижению личных амбиций, поскольку качественное исполнение песни может быть достигнуто только при слаженных и взаимодополняющих усилиях всех участников хора. Понимание важности совместных усилий для достижения общей цели способствует укреплению дружеских взаимоотношений между детьми. Пение хором помогает детям осознать роль коллектива в жизнедеятельности человека, оказывает на подрастающую личность дисциплинирующее и организующее воздействие.
Духовно-нравственное воспитание в хоровом коллективе имеет свою специфику - процесс освоения хорового произведения всегда связан с системной и кропотливой работой, требующей усидчивости, внимания, воли. Многократное исполнение отдельных элементов произведения, направленное на преодоление художественно-исполнительских и вокально-технических задач, воспитывает в детях упорство, трудолюбие, прилежание, взаимопомощь.
Огромное воспитательное значение в области духовно-нравственного формирования личности имеет хоровой репертуар. Произведения военно-патриотической тематики формируют чувство долга, готовность служения людям и Отечеству, к преодолению жизненных испытаний, верность к историческим традициям, гражданскую зрелость, уважение к старшим. Народные песни являются источником духовного богатства. Они запечатлели историю народа, его душу, чаяния и надежды. Исполнение духовной музыки помогает детям прочувствовать глубокие мысли о человеческой жизни, милосердии и прощении, кротости и незлобивости, смирении и покаянии. В процессе пения духовных произведений происходит постепенная перестройка души. Еще Св. Афанасий Великий отметил, что «хорошо поющий как бы настраивает свою душу, так что она становится способной к возвышенным мыслям». Благодаря слиянию музыки и слова содержание произведения обладает большой силой убеждения, как для певцов, так и для слушателей.
Основными средствами духовно-нравственного воспитания в хоровом исполнительстве являются эффект эмоционального заражения и ситуация успеха.
Важной характеристикой эмоционального мира детей является его «заражение» эмоциями окружающих людей. Благодаря атмосфере эмоционального подъема в процессе занятий хора эффект воздействия на личность каждого участника певческого процесса многократно усиливается коллективностью переживания. Эмоциональная атмосфера в певческом коллективе является тем ключиком, который позволяет полностью «включить» ребенка в творческую, созидательную деятельность.
В процессе концертных выступлений хора создается ситуация успеха. Успешный результат хоровой деятельности внушает уверенность в собст-
венных силах. У детей появляется желание продлить переживание совместной радости, еще раз ощутить удовольствие от успеха и взяться за более сложный репертуар. Положительный эмоциональный фон, созданный во время репетиций, и полученные в результате удачно выполненной деятельности положительные эмоции, формируют волевую психологическую установку: хочу, стремлюсь, стараюсь. Кроме того, пережитая ситуация успеха дает ребенку ощущение внутреннего удовлетворения, позитивно влияющего на общее отношение юного человека к окружающему социуму. Поскольку занятия в хоре представляют собой педагогический процесс, в этой связи уместно утверждение В.А. Сухомлинского «успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Таким образом, возможности хорового исполнительства в вопросе духовно-нравственного воспитания детей достаточно значительны. Хоровое исполнительство является уникальным средством, создающим условия для морального становления личности, формирования нравственных качеств, соответствующих общественным нормам поведения. Побуждает к самым лучшим поступкам, развивает самые светлые стороны личности.
Список литературы:
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст] / Н.Г. Аверина // Начальная школа. - 2005. - № 11.
3. Коротаева Е. В. Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики): учеб. пособие. - Екатеринбург, 2005. - 155 с.
4. Коротаева Е.В. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. - 2002. - № 2.
5. Российская газета. - 13.12.2012. - № 27.
КАРЬЕРА МОЛОДОГО УЧЕНОГО. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ В НАУЧНОМ ЗНАНИИ
© Новикова Е.А.*
Иркутский государственный лингвистический университет, г. Иркутск
В настоящей статье представлен краткий обзор подходов к изучению понятия «карьера» в зарубежной и российской научной практике.
Ключевые слова: карьера, научная карьера, молодой ученый, самоопределение.
* Магистрант кафедры Педагогики.