Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ENTREPRENEURSHIP / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ / ПОДДЕРЖКА / ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES / SUPPORT / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатских-Мажар Н.Ю.

Сектор предпринимательства - объективно необходимый элемент экономики и общества в целом, без которого хозяйственное общество не может нормально существовать. Именно предпринимательские структуры, являющиеся наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни, составляют одну из основ развития любой страны с рыночной системой экономики. В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание на всех уровнях власти. При этом в сфере развития малого и среднего предпринимательства остаются многочисленные проблемы, которые требуют решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE REGULATION AND SUPPORT OF ACTIVITIES OF BUSINESSES

The business Sector is an objectively necessary element of the economy and society as a whole, without which the economic society cannot exist normally. It is the entrepreneurial structures, which are the most popular, dynamic and flexible form of business life, that constitute one of the foundations of the development of any country with a market economy. Currently, the development of small and medium-sized businesses is given great attention at all levels of government. At the same time, numerous problems remain in the sphere of development of small and medium-sized businesses that need to be addressed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

М.Ю. // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2018. № 1 (56). С. 239-246.

6. Павлюченко Т.Н. Методические подходы к проведению аудиторских проверок страховых организаций / Павлюченко Т.Н., Абдулаева М.Ю. // Финансовый вестник. 2017. № 1 (36). С. 55-62.

УДК 338.246.02

Шатских-Мажар Н.Ю., магистр кафедра экономики и финансов АНОО ВО Краснодарский кооперативный институт (филиал)

Российский университет кооперации Россия, г. Краснодар РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В РЕГУЛИРОВАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: Сектор предпринимательства - объективно необходимый элемент экономики и общества в целом, без которого хозяйственное общество не может нормально существовать. Именно предпринимательские структуры, являющиеся наиболее массовой, динамичной и гибкой формой деловой жизни, составляют одну из основ развития любой страны с рыночной системой экономики.

В настоящее время развитию малого и среднего бизнеса уделяется большое внимание на всех уровнях власти. При этом в сфере развития малого и среднего предпринимательства остаются многочисленные проблемы, которые требуют решения.

Ключевые слова: предпринимательство; малый и средний бизнес, регулирование, поддержка, роль государственных органов

Shatskikh-Majar N. Yu. master of Economics and Finance Department Krasnodar Cooperative Institute (Branch), Russian University of Cooperation Russia, Krasnodar THE ROLE OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE REGULATION AND SUPPORT OF ACTIVITIES OF BUSINESSES

Annotation: The business Sector is an objectively necessary element of the economy and society as a whole, without which the economic society cannot exist normally. It is the entrepreneurial structures, which are the most popular, dynamic and flexible form of business life, that constitute one of the foundations of the development of any country with a market economy.

Currently, the development of small and medium-sized businesses is given great attention at all levels of government. At the same time, numerous problems remain in the sphere of development of small and medium-sized businesses that need to be addressed.

Keywords: entrepreneurship; small and medium business, regulation,

support, the role of public authorities

Малый бизнес способен эффективно развиваться в рыночной экономике, при этом рынок своими механизмами, одновременно, поощряет и принуждает участников рынка к предпринимательской активности, с другой способствует формированию условий нестабильности внешней среды и способствует появлению дополнительного риска, который связан с высокой неопределенностью и риском в востребованности новых услуг, товаров, технологии. Действие рынка, как и других категорий экономики, противоречиво. Рынок с одной стороны, способствует развертыванию предпринимательской инициативы, с другой таит в себе и угрозу ее применения против законных интересов других субъектов хозяйствования и интересов общества, что особенно заметно в условиях неравновесия в экономике и дефицита. Задача состоит в создании равновесного рынка, где главным показателем может выступать единство цены на один и тот же предмет рыночного оборота (товар, кредит и т.д.), а потом к нему применить совершенную систему поддержания равновесия или регулирования всех начинаний научно-технического и экономического прогресса. Эти факторы предопределяют необходимость во вмешательстве государства в экономическую среду предпринимательства.

В целом предпринимательскую деятельность можно охарактеризовать следующими факторами:

- система частного предпринимательства не может гарантировать наличие конкуренции, хотя при этом выгоды её общепризнаны. Диспропорции в структуре рынка могут возникать в результате работы крупных предпринимателей (сговор сопредельных и взаимозависимых предприятий), а также в результате государственного лоббирования отдельных проектов субъектов предпринимательства;

- рыночная экономика не всегда может обеспечить оптимальные экономические условия для развития предпринимательства и безопасность новых товаров и услуг, которые реализуются субъектами рынка;

- системой частного предпринимательства не обеспечивается гарантированное, доступное и безопасное предоставление социально значимых услуг и товаров, потребляемых всеми членами общества, что становится предметом компетенции правительства;

- частное предпринимательство не способно предоставить равные условия для реализации инновационных проектов и распределения рисков между участниками, являющимися разработчиками инноваций и их потребителями;

- баланс интересов государства, предпринимателя и инвестора может быть обеспечен при наличии формализованных норм и правил [4].

Государственная система Западных стран постепенно превращается в хозяина условий воспроизводства капитала и уже выступает в качестве

управителя рынка, при этом многие российские экономисты и политики с стараются не замечать этого. В России роль государства определена как защитника «прав интересов юридических и физических лиц в сфере предпринимательской деятельности», гаранта в создании действенных мер «единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств», а также органа, который призван обеспечить «механизм противодействия экономической деятельности, направленный на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» [9].

Исходя из практики, эффективность работы рыночного механизма во многом определяется тем, насколько сложившиеся экономические отношения способны стимулировать предпринимательскую активность, обеспечивая при этом ее безопасность и целесообразность. Обязательным условием является свобода предпринимательства и хозяйственная ответственность, которые должны быть сбалансированы, то есть риск должен быть оправдан и экономически, и социально.

Необходимость вмешательства государства в части регулирования предпринимательской деятельности отмечают и ряд зарубежных ученых, считающих неправомерным уход российских государственных структур из сферы экономики.

Видный американский экономист Джозеф Стиглиц в отчете Всемирному банку подчеркивал: «Те, кто выступал за приватизацию, с готовностью указывали, что значительная часть государственных предприятий перешла в частные руки, но это было весьма сомнительным достижением... Но еще хуже то, что нарождающиеся частнособственнические интересы приводят к ослаблению государства и разрушают общественный порядок посредством коррупции и присвоения имущества представителями властных структур»[9].

Предпринимательство может решать государственные задачи, если при этом достигнут баланс между интересами государства и предпринимателя. Цели государственного регулирования

предпринимательской деятельности состоят в создании оптимальных условий для реализации предпринимательских проектов через систему специальных законов, гарантий, норм, нормативов, которые направлены на обеспечение защиты и поддержку всех участников, безопасность и надежность нововведений.

Государство через предпринимательскую деятельность призвано решить комплекс задач с помощью прямых или косвенных мер:

- формирование национальной экономики, которая отвечает требованиям безопасности, инновационному типу экономического развития, современным мировым тенденциям;

- создание условий, способствующих предпринимательской активности и созданию благоприятного инвестиционного климата через беспрепятственное функционирование системы рыночных отношений и конкуренции;

- обеспечение национальной и экономической безопасности, в том числе путем защиты отечественного предпринимателя, создание гарантий социальной защищенности населения [4].

Приведенные задачи разнородны и даже могут быть противоречивы, что вызывает необходимость в комплексном подходе к их решению. Но сбалансированность интересов и условий - необходимые факторы обеспечения в создании системы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Система государственного регулирования подчиняется следующим принципам (правилам):

- целостность и комплексность системы регуляторов, их взаимная поддержка, взаимодополняемость и взаимозависимость;

- использование системности в формировании и определении показателей, форм, приемов и методов регулирования;

- соблюдение приоритетности социально-экономических целей при дифференциации методов регулирования и ранжировании регуляторов в зависимости от решаемых предпринимателем социальных, экономических и экологических задач;

- обеспечение равных возможностей и условий для субъектов, реализующих предпринимательские проекты, независимо от формы собственности, видов хозяйствования или географического нахождения [8].

Государство как властная структура, которая обеспечивает экономические и социальные гарантии всему обществу, с точки зрения теории организации призвано сбалансировать интересы общества, наемных рабочих и служащих, предпринимателя, потребителя. Задачи, поставленные обществом в качестве приоритетных, решаются государством с привлечением всех хозяйствующих структур (хотят они того или нет). При этом применяются методы стимулирования и принуждения.

В каждом государстве указанные проблемы решаются по своему усмотрению, исходя из конкретных национальных, экономических и политических условий. Одновременно интернационализация экономического развития и интеграция определила общие подходы роли государства в системе сложившихся отношений государство - предприниматель.

Функции государственного воздействия на предпринимательские структуры, представлены на рис. 1.

Защита интересов малого бизнеса со стороны государства состоит в том числе в выработке мер, которые призваны сформировать цивилизованное поведение предпринимателя, включая в том числе защиту интересов наемных работников, интересов потребителей продукции и услуг предпринимательской деятельности.

Предпринимательство позволяет решить ряд государственных задач, в случае достижения баланса интересов между предпринимателем и государством. Цель государственного регулирования предпринимательской

деятельности в этом случае является создание оптимальных условий для реализации проектов субъектов предпринимательства путем системы законов, гарантий, норм, нормативов, которые способны обеспечить защиту и поддержку всех участников, надежность и безопасность нововведений.

Государство для защиты интересов отечественных предпринимателей от экспансии международных корпораций, формирует ограничительные меры или даже запретительные барьеры для зарубежных предпринимателей.

Функции государственного воздействия на предпринимательские структуры

Защита интересов потребителей в части безопасности, адекватности надежности товаров

и услуг преллагаемыу на рынке предпринимателями

Рис. 1. Функции государственного воздействия на предпринимательские структуры [1]

Экономическая безопасность предпринимателя должна быть гарантирована государством, поскольку только предприниматели не способны в полной мере нести возможные высокие риски в конкурентной борьбе с сильными международными корпорациями. При этом проигрыш отечественного малого бизнеса отрицательно сказывается на национальной экономике.

Малый бизнес сегодня занял свое место в структуре экономики и в некоторых регионах может играть значительную роль в социальной жизни общества. Развитие малого и среднего бизнеса позволяет формировать конкурентную среду, способствует насыщению рынка нужными товарами и услугами, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, повышению занятости населения.

Государственное регулирование малого бизнеса осуществляется различными органами. Государственной налоговой инспекции регулирование

осуществляется в части контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов. Также к регулированию относятся льготы, предоставляемые субъектам малого бизнеса.

Государственное регулирование осуществляется в сфере труда, в части защиты прав работников, что осуществляется в рамках Трудового кодекса Российской Федерации и миграционной политики.

В условиях рыночной экономики субъекты малого бизнеса способны эффективно развиваться. При этом рынок, позволяя развиваться, таит в себе значительное количество рисков. Основной задачей государственного регулирования предпринимательской деятельности является поддержание равновесия на рынке. государство выступает защитником прав и интересов субъектов предпринимательства, его усилия направлены на создание оптимальных условий для развития предпринимательства. Государство для защиты интересов российских субъектов предпринимательства использует льготы, а также ограничительные меры или даже запретительные барьеры для зарубежных предпринимателей. Регулирование деятельности малого бизнеса осуществляют органы контроля и надзора.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Собрание законодательства РФ» от 09.05.2011, № 19, ст. 2716

2. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности [Текст] / В.С. Белых - М:Проспект, 2017 - 432 с.

3. Горфинкель В. Я., Попадюк Т.Г. Инновационное предпринимательство. [Текст] / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк - М: Юрайт, 2017 - 523 с.

4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие под ред. Ручкиной Г.Ф. -М.: Юрайт, 2017 - 278 с.

5. Ларионов И. К. Предпринимательство. Учебник для магистров. [Текст] / И.К. Ларионов - М:Дашков и К, 2017 - 190 с.

6. Лапуста М. Г. Предпринимательство. [Текст] / - М.: ИНФРА-М, 2017 -384 с.

7. Попова Н.Ф. Правовое регулирование экономической деятельности. [Текст] / Н.Ф. Попова - М: Кнорус, 2017 - 278 с.

8. Рубин Ю.Б. Предпринимательство. [Текст] / Ю.Б. Рубин - М: МФПУ «Синергия», 2016 - 461 с.

9. Чернопятов А. М. Государственное регулирование предприни-мательской деятельности. [Текст] / А.М. Чернопятов - М: Директ-Медиа, 2018 - 165 с.

10.Шеменева О.В. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. [Текст] / О.В. Шеменева - М:Дашков и К, 2016 - 296 с.

References:

1. Federal law of 04.05.2011 № 99-FZ (ed. of27.12.2018) «Оп licensing of certain types of activities» // «Collection of legislation of the Russian Federation» of 09.05.2011, № 19, Art. 2716

2. Belykh V. S. Legal regulation of business activity [Text] / V. S. Belyh - M: Prospect, 2017 - 432 p.

3. Gorfinkel, V. Ya., Popadyuk T. G. Innovative entrepreneurship. [Text] / V. Ya Garfinkel, Popadyuk T. G. - Moscow: Yurayt, 2017 - 523 S.

4. State regulation of entrepreneurial activity. The textbook under the editorship of Ruchkina G. F. -M.: Yurayt, 2017 - 278 C.

5. Larionov I. K. Entrepreneurship. The textbook for the masters. [Text] / I. K. Larionov - M:Dashkov and To, 2017 - 190 C.

6. Lapusta M. G. Entrepreneurship. [Text] / - M.: INFRA-M, 2017 - 384 p.

7. Popova N. F. Legal regulation of economic activity. [Text] / N. F. Popova - M: KnoRus, 2017 - 278 C.

8. Rubin Yu. B. Entrepreneurship. [Text] / Y. B. Rubin, MFPU «Synergy», 2016 -p. 461

9. Chernopyatov M. State regulation of entrepreneurial activity. [Text] / A. M. Chernopjatov - M: Direct Media, 2018 - 165 C.

10.Shemeneva O. V. Organization of entrepreneurial activity: textbook. [Text] / O. V. Shemeneva - M: Dashkov and To, 2016 - 296 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.