Оценка состояния малого и среднего предпринимательства как основа государственной финансовой поддержки
Саакян Агаси Петросович
Аспирант, Департамент общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, [email protected]
Куцури Георгий Николаевич
д.э.н., профессор Департамента общественных финансов» ФГОБу ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
Раскрыто содержание (понятие, состав и структура) механизма государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ориентированного на создание благоприятных финансово-экономических условий для устойчивого функционирования. Систематизированы существующие формы и методы государственной финансовой поддержки по целевому признаку. Проведен анализ понятий «государственная поддержка» и «государственное регулирование». Рассмотрены организационно-правовые основы реализации государственной регуляторной политики в сфере малого и среднего предпринимательства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Проведен сравнительный анализ принципов государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства Великобритании и Российской Федерации. Рассмотрена эффективность государственной политики в округах с экономической стороны и путем обобщения количественных и качественных показателей и характеристик, которые используются различными экспертами.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, государственная регуляторная политика, малое и среднее предпринимательство, эффективность.
Экономическая среда общества находится в постоянном движении, поэтому динамические процессы, которые в нем происходят, требуют постоянного осмысления теории и практики государственного регулирования сферы малого и среднего предпринимательства (МСП).
Институциональной основой развития национальной экономики и общества в целом является государство, поэтому процесс развития сферы малого и среднего предпринимательства не может происходить без его вмешательства. Государство должно активно участвовать в формировании политики по содействию развитию сферы МСП путем использования экономических рычагов и механизмов содействия. Также, необходимо обратить внимание на опыт стран, в которых развитие сферы предпринимательства прошли долгий и непростой путь.
Исследованию проблем государственного регулирования и государственной поддержки развития в сфере малого и среднего предпринимательства посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых среди которых: Р. А. Алмазов, М. О. Амонов, Д. М. Джураев, Т. В. Цораев, М. А. Кусаинов и другие.
Цель статьи - раскрыть организационно-правовые основы реализации государственной регуляторной политики в МСП, рассмотреть эффективность государственного регулирования с экономической и экспертной сторон.
Изложение основного материала. Поддержка предпринимателей зародилась еще в XV в. в виде протекционистских тарифов государств на импортируемые промышленные товары, а также поощрение экспорта, особенно готовой продукции. В дальнейшем развитии поддержка предпринимательства стала расширяться мерами налогового стимулирования для мелких предпринимателей. Поддержка, в своем зарождении, осуществлялась преимущественно путем косвенных мер и созданием благоприятных условий для развития. А целенаправленная государственная политика поддержки предпринимательства возникла только в 1932 гг. В США в качестве меры по преодолению последствий Великой Депрессии [18]. Государственная финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства в России начала формироваться с момента обретения ею независимости.
Так, первичным документом, в котором закреплено основы ведения предпринимательской деятельности, является Конституция Российской Федерации, в частности, в данном документе закреплено право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом [12]. Также регулирование предпринимательской деятельности обеспечивается ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [22].
Стоит отметить, что относительно соотношения понятий «государственная поддержка» и «государственное регулирование» среди ученых до сих пор существуют споры и разные взгляды. Так, К. Ю. Багратуни разделяет государственную поддержку предпринимательства и его государственное регулирование в рамках государственной предпринимательской политики [3]. Такого же мнения придерживается и Л. Г. Руденко, которая отличает государственное нормативное регулирование и систему государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [20]. Анализ научной литературы показывает, что эти термины являются взаимосвязанными и государственная поддержка является составной частью государственного регулирования.
Именно поэтому можно согласится с мнением В. В. Лаптева и С. С. Занковского, которые акцентируют внимание на том, что государственная поддержка является частью государственного регулирования экономики и определяется как совокупность организационных, правовых, экономических и других мер воздействия на развитие малого и среднего бизнеса и решения социальных проблем [15]. Похожего мнения придерживаются Т. В. Цораев, который рассматривает государственную поддержку в рамках государственного регулирования как способ воздействия на субъекты хозяйствования, направленный на решение определенных задач развития экономики путем применения совокупности инструментов и форма [25].
О £
Я
3
Г
3
сч со £
Б
а
2 о
Таким образом, обобщая данные определения, можно сделать вывод, что государственное регулирование является неотъемлемой составляющей регулирования предпринимательской деятельности, а государственная поддержка играет существенную роль не только в условиях кризиса, но и при принятии решений о расширении и развитии хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Немаловажно, что в течение последних десятилетий государственное регулирование малого и среднего предпринимательства сопровождается значительным количеством дискуссий, которые в целом можно разделить на два направления. С одной стороны, противники государственного регулирования утверждают, что оно разрушает рынок и препятствует хозяйственной деятельности путем установления дополнительной регу-ляторной нагрузки. С другой стороны, сторонники государственного регулирования малого и среднего предпринимательства считают, что регулирование способствует созданию предпринимательской ответственности, например, за производственным травматизмом, загрязнением окружающей среды, потенциально опасными потребительскими товарами и тому подобное.
По мнению М. О. Амонова, необходимость государственного регулирования сферы малого и среднего предпринимательства обусловлена рядом потенциальных угроз национальной безопасности, которые могут возникать в результате функционирования малых предприятий (рис. 1) [2].
Также, автор отмечает, что усиление негативного влияния факторов на развитие малых и средних предприятий приводит к негативным социально-экономическим последствиям (снижение объемов производства продукции (услуг); ухудшение конкурентной среды и повышения уровня цен; усиление безработицы и ослабление социальной защищенности граждан; уменьшение налоговых поступлений в бюджет; снижение уровня демократизации общества, предпринимательской активности; ухудшение общественного отношения к деятельности органов государственного управления и т.п.).
Опыт развитых стран показывает, что малое предпринимательство участвует в формировании рыночной конкурентной среды, обеспечивает занятость, обусловливает высвобождение части работающих с государственного сектора, способствует развитию наукоемкого производства
■ Г 1 -угрозы финансовой безопасности страны из-за неконтролируемого перемещения за границу финансовых ресурсов; ь. Л
■
■ -увеличение наличного обращения внутри страны и конвертации безналичных средств в наличных и тому подобное;
■
■ -«тенизация» деятельности предприятий, сокрытие доходов, распространение «теневой» занятости, установление связей с криминальными структурами и «отмывание» средств; к л
■
■ г ч - распыление дефицитных ресурсов и их неэффективное или |
1 нецелевое использование; ^ и
- несоблюдение стандартов, норм соответствия, санитарных норм, других регуляторных требований относительно потребительских характеристик продукции из-за несовершенства производственных процессов, выходного контроля, попытки удешевления продукции;
-угрозы техногенной и экологической безопасности, связанные с производственными процессами, хранением и использованием произведенной продукции;
1 - структурная деформация кадрового потенциала, отвлечение квалифицированной и дееспособной рабочей силы, несоблюдение требований безопасности труда, что приводит к потерям человеческого потенциала страны. А
■
Рис. 1. Потенциальные угрозы национальной безопасности, которые могут возникать в результате функционирования малых предприятий
[1]. Все это в целом способствует росту доходов как населения, так и бюджета за счет роста количества налогоплательщиков и снижения «социальной» нагрузки на государство.
Подытоживая, можем отметить, что государственная регуляторная политика - это политика, направленная на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регу-ляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования. Недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности являются основными принципами государственной политики в данной сфере [16].
Важно также отметить, что федеральные округа отличаются по уровню развития секторов МСП. Сравнение округов по
абсолютному числу субъектов МСП или числу субъектов мСп на 100 человек населения не очень показательно. Дело в том, что большее число субъектов МСП не обязательно указывает на его более высокую развитость. Большую роль играет структура сектора МСП по масштабам бизнеса. Так, в округе может быть относительно немного субъектов МСП при относительно небольшом весе микропредприятий и большем весе малых предприятий. Хотя последние не столь многочисленны (что влияет на общее число субъектов МСП), они теоретически могут создавать больше рабочих мест и добавленной стоимости.
Для сравнения проникновения сектора МСП в экономику федеральных округов лучше использовать показатели, которые не так сильно зависят от структуры сектора МСП по масштабам бизнеса. Одним из таких показателей является численность работников сектора МСП. Ниже представлены графики распределения работников по федеральным ок-
Таблица 1
Принципы эффективного регулирования в Великобритании и Российской Федерации [24].
Прозрачн
- сфер деятельности, на которые распространяется регулирование;
перед внедрением и реализащпо любого регулирования должны быть проведены детальные консультации;
- правила за несоблюдение требований законодательства должны быть четко прописаны;
- все правила должны быть простыми и понятными;
- предприятия, на которые распространяется регулирование, должны быть проинформированы о своих обязательствах и оказанную поддержку; а также сроки, в пределах которых будет проводиться обеспечение со стороны государства._
- новые правила должны быть совместимы с действующими правилами;
- действующие регуляторы должны быть согласованы друг с другом;
- все регуляторные правила должны применяться последовательно по всей стране;
- правила должны быть совместимы с правилами
мс •,!■:.. 1.у i •'...i ..<'11 11. ч-| i. и:-. л_
Великобрнташ 1я
РФ
- огкрытость для физических и юридических лиц, их объединений действий регуляторных органов на всех этапах их регуляторной деятельности;
- обязательное рассмотрение регуляторными органами инициатив, 'замечаний и предложений, предоставленных в установленном 'законом порядке физическими и юридическими лицами, их объединениями;
- обязательность и своевременность доведения принятых регуляторных актов до сведения физических и юридических лиц, их объединений., информирование общественности об осуществлении
] ктул я 14 ч т о! [ , ес я I с; 1 ь и о с 1 ч I_
] 1оследовательность
- г i о с л ед ов ате ль н о СТЪ регул яторнои деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов ре гул я тор ны х актов, позволяет субъектам МСП осуществлять планирование ИХ деятельности.
- регуляторные органы власти должны быть подотчетны перед правительством, гражданами, парламентом и ассамблеей;
- предприятия, на которые распространяется регулирование, должны понимать свою ответственность за свои действия;
- должны иметь место хорошо известные, простые, справедливые и эффективные процедуры обжалования.
- любые принудительные действия (т.е. инспекции, санкции и т.п. ) должны быть пропорциональны риску; штрафам и соразмерны причиненному вреду;
- альтернативные государственному рехулированню методы должны быть в полной мере учтены, ведь они могут быть более эффективными и дешевыми в применении.
- регулирование должно быть направлено конкретную проблему и избегать
обходных путей;
- правила время от времени должны пересматриваться, чтобы проверить, по-прежнему ли они необходимы и эффективны (если нет, то они должны быть изменены или отменены),
- при регул 15 рованин малого и среднего бизнеса государство должно рассмотреть варианты поддержки (в том числе прямой компенемщи) тех, кого она лестнмулп|хч:.,-1.м._
Ю н2
8 §
0 2
1 S.
- обоснована необходимость государственного регулирован 11 я хозяйственных отношений с целью решения существующей проблемы.
- обеспечение в регуляторной деятельности баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства.
- соответствие форм и уровня государственного регулирован 11 я хозяйственных отношений потребности в решении существующей проблемы и рыночным требованиям с учетом всех приемлемых альтернатив.
- обеспечение достижения в результате действия регуляторного акта максимально возможных положительных результатов за сче т минимально необходимых расходов ресурсов субъектов хозяйствования, граждан и государства.
3,3%
■ Строительство
■ Обрабатывающие производства
■ Недвижимость
■ транспорт и хранение
■ Деятельностьпрофессиональная/научная/теинкческая
■ С/*, рыболовство
■ Информацияксеязь
■ Админ. деятельность Гостиницы и рестораны
■ ЖКХ
■ Здрааоох ранение и соц. услуги Добыча полезных ископаемых Прочее
Культура, спорт и досуг Образование
Рис. 1. Структура оборота в секторе МСП по видам экономической деятельности (кроме торговли) в 2017 г.
ругам и количеству работников на 100 человек населения (Рис. 1).
Наибольшее число работников в секторе МСП наблюдается в СЗФО и ЦФО. СКФО - анти-лидер по числу работников в секторе МСП на 100 человек населения. Между лидером и анти-лидером огромная разница - почти в 4 раза.
Более 3/4 предприятий МСП сконцентрировано в торговле, строительстве и обрабатывающей промышленности. Данный анализ проводился на основе данных по обороту предприятий МСП. Как и занятость, оборот сектора МСП - в отличие от количества субъектов МСП -не зависит от структуры сектора МСП по масштабам предприятий.
В 2018 г. по данным Росстата торговля заняла 57% от суммарного оборота сектора МСП. Обрабатывающие производства - 10,6%. Четверть от неторговой части сектора МСП составляет отрасль строительства, еще одну четверть - обрабатывающие производства. Довольно существенные доли неторгового оборота - от 5% до 10% занимают сектора деятельности по операциям с недвижимым имуществом (9,8%), транспорта и хранения (8,9%), профессиональной, научной и технической деятельности (8,0%), сельского хозяйства и рыболовства (5,3%).
Анти-лидеры по доле оборота сектора МСП с менее чем 2%: здравоохранение и социальные услуги (1,6%), добыча полезных ископаемых (1,3%), культура, спорт и досуг (0,5%), образование (0,1%).
В обрабатывающих производствах по обороту с отрывом лидирует пищевая промышленность - более 1 трлн руб. На 2-м месте производство готовых металлических изделий с 675 млрд руб.
Далее следуют сектора с оборотом от 250 до 450 млрд руб.: производство прочей неметаллической минеральной продукции (454,9 млрд руб.), производство резиновых и пластмассовых изделий (414,7 млрд руб.), производство машин и оборудования (353,3 млрд руб.), химическое производство (321,9 млрд руб.), производство электрического оборудования (276,6 млрд руб.) и производство компьютеров, электронных и оптических изделий (250,5 млрд руб).
Распределение оборота по ведам экономической деятельности в секторе МСП не совпадает с распределением оборота в экономике в целом. Поэтому, по нашему мнению, осуществление оценки состояния и использования потенциала предпринимательства в отраслевом раз-
0 3
В
S
г
3
сч со £
Б
а
2 о
резе с целью маркетингового сравнения, целесообразно проводить по методике векторного анализа, учитывая при этом такие принципы, как влияние социальной, экономической функции предпринимательства; определения абсолютных значений основных показателей и индикаторов воздействия на повышение эффективности использования потенциала. Такой подход позволяет определить изменение уровня и состояния использования потенциала предпринимательства Российской Федерации по состоянию отдельных рынков деятельности МСП. Для осуществления такого векторного анализа считаем целесообразным выборку таких показателей, которые приведены в Табл. 2.
Согласно указанной методике векторного анализа, определяем разность векторов Т и ТО, что дает вектор изменений или вектор изменения состояния малых предприятий отраслей по ОКВЭД за 2014-2018 гг. Параллельный перенос вектора изменений в начало координат дает три зоны возможного местоположения этого вектора:
- область положительных изменений (все (Х = М - М 0 )> 0);
- область отрицательных изменений (все (М = М - М 0 ) <0);
- область противоречивых изменений (е М <0 I Х> 0, при I = j).
Но реалии развития предпринимательской среды указывают на уменьшение объемов внедрения финансово-кредитных механизмов поддержки предпринимательства на организационном уровне. Отметим, что работу фондов поддержки предпринимательства, которые должны оказывать им методическую, консультационную и информационную помощь, собирать и обобщать информацию о деятельности фондов и созданных ими объектах инфраструктуры поддержки предпринимательства в отраслях Российской Федерации. Однако, методологическая основа для этого пока не создана.
Выводы. В статье проведен анализ понятий «государственная поддержка» и «государственное регулирование», который показал, что эти термины являются взаимосвязанными - государственная поддержка является составной частью государственного регулирования. Именно поэтому можно сделать вывод, что государственное регулирование является неотъемлемой составляющей регулирования предпринимательской деятельности, а государственная поддержка играет существенную роль не только в условиях кризиса, но и при принятии ре-
Таблица 2
Экономические индикаторы эффективности маркетинга предпринимательства в отрасли и их характеристика
Условное Обозначения Расчет Краткая характеристика
Х1°;Х1 Количество малых предприятий отрасли па 10000 тыс. населения Показатель харакгеризует степень бизнес климата для предпринимателей отрасли. Является индикатором производительности поддержки предпринимательства
Х2°, Х2 Доля занятых в отрасли МСП по отношению к общему числу эанягьк в экономике Показатель отражает сколько процентов занятого населения составляет М11
Х3°; ХЗ Объем реализованной МСП отрасли продукции, работ, услуг на душу населения трудосп 0 СОб] [ОГО возраста Эти показатели отражают социальную и экономическую сторону предпринимательства. Для повышения эффект и ВНОСЯ и потенциала предпринимательства выбираем три показателя в комплексе
Х4°, Х4 Объем реализованной продукции, работ; услуг в пересчете на одно малое предприятие отрасли
Х5°; Х5 Удельный всс продукции MCII в общем объеме реализованной продукции отрасли
Хб°, Хб Доля наемных: и МСП по отношению к общему количеству занятых экономике отрасли Показатель социальной функции сектора МБ, характеризующий ДОЛЮ наемных работников отрасли
шений о расширении и развитий хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Не смотря на значительный прорыв за последние 10 лет, предпринимательство РФ из-за значительных региональных диспропорций отстает от ведущих стран мира. Важно отметить, что именно создание благоприятных условий для роста конкурентоспособности предпринимательской деятельности, для становления новых и расширения действующих предприятий малого бизнеса и повышения эффективности использования их потенциала, является одной из важных задач в контексте экономического развития Российской Федерации.
Литература
1. Алмазов Р.А. Роль и место малого и среднего бизнеса в экономике стран Европейского Союза : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 : Москва, 2004 212 с.
2. Амонов М.О. Развитие системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства.: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05;[Место защиты: Санкт-Петер-
бургский государственный экономический университет].- Санкт-Петербург, 2014.- 192 с.
3. Багратуни К. Ю. Теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса [Текст]: монография. -Москва : Русайнс, 2017. - 161 с.
4. Буров В.Ю. Теория и методология развития системы государственного противодействия теневой экономической деятельности субъектов малого предпринимательства : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05; [Место защиты: С.-Петерб. гос. экон. ун-т]. -Санкт-Петербург, 2015. - 35 с.
5. ВБ 2019 Показатель благоприятности условий ведения бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// russian.doingbusiness.org/ru/data/ exploreeconomies/russia
6. Ведение бизнеса 2018. World Bank. URL: http://russian.doingbusiness.org/ru/ reports/global-reports/doing-business-2018
7. Джураев Д.М. Формирование системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса : на примере Республики Таджикистан : диссертация ...
кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.14 / Джураев Даврон Музафаро-вич; [Место защиты: Финансовая акад. при Правительстве РФ].- Москва, 2010.164 с.; Кабир МД. Ехсаул. Государственная и общественная поддержка малого предпринимательства (международный опыт) : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.14; [Место защиты: Институт международных экономических и политических исследований РАН].- Москва, 2003.- 208 с.
8. Доклад «Ведение бизнеса 2016» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/ press-release/2015/10/30/central-asian-countries-among-top-improvers-in-doing-business-2016-report
9. Доклад «Ведение бизнеса 2017» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/ press-release/2017/10/20/central-asian-countries-among-top-improvers-in-doing-business-2017-report
10. Доклад о ходе реализации мер поддержки малого и среднего предпринимательства и основных направлениях развития малого и среднего предпринимательства на ближайшую и среднесрочную перспективу // Министерство экономического развития Российской Федерации
11. Жураковский А.С. Обеспечение согласованности элементов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им е ни Г.Р. Державина»].- Тамбов, 2014.- 150 с.; Никонорова О.О. Формирование системы государственного регулирования и поддержки предпринимательства на основе территориальной интеграции : на примере Тверской области : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 [Место защиты: Балт. акад. туризма и предпринимательства].- Санкт-Петербург, 2013.- 198 с.
12. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.constitution.ru/
13. Корж Н.В. Проблемы регионального экономического развития в контексте рыночных реформ [Электронный ресурс] / Н.В. Корж, C. Бондарчук. - Режим доступа: http: //intkonf.org/korzh-nv-ken-bondarchuk-s-problemi-regionalnogo-ekonomichnogo-rozvitku-v-konteksti-rinkovih-reform /
14. Кусаинов М. А. Государственная поддержка развития малого и среднего
бизнеса в условиях модернизации экономики : на примере Республики Казахстан : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.01 / Кусаинов Марат Апсеметович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2012.- 194 с.
15. Лаптев В. В., Занковский С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право. [Текст] / В. В. Лаптев, С. С. Занкв-ский. - Москва : Волтерс Клувер, 2006. -560 с.
16. Лунин О. Г. Собственность и государственная политика регулирования предпринимательства / О. П. Лунин, Т. И. Попкова ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов», Фил. в г. Мурманске. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2006. - 236 с.
17. Малюгина А.А. Опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.14 ; [Место защиты: Финансовый ун-т при Правительстве РФ].- Москва, 2012.- 191 с.
18. Митрофанова И. А. Мотивация и стимулирование предпринимательской деятельности: мировой инновационный опыт и российская специфика [Текст]: монография. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 149 с.
19. Палагина А.Н. Методология формирования адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: институциональные аспекты, механизмы и инструменты: диссертация ... доктора экономических наук: 08.00.05;[Место защиты: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»].- Ростов-на-Дону, 2015.321 с.
20. Руденко Л. Г. Разработка методики оценки инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства [Текст] : монография / Руденко Л. Г., Караулов В. М. ; Московский университет им. С. Ю. Витте. - Москва: ЧОУВО «МУ им. С. Ю. Витте», 2016. - 151 с.
21. Толмачев Е.А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 : Москва, 2001. - 179 c.
22. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/
23. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмален-зи Р. Экономика: пер. с англ. со 2-го изд.
- М .: Дело, 1999. - 864 с.
24. Хачатурян М. В. Технологии эффективных моделей управления: теория и практика государственной поддержки развития малого бизнеса [Текст]: монография / М. В. Хачатурян, К. Ю. Баграту-ни, М. В. Данилина. - Москва: РУСАЙнС, 2016. - 207 с.
25. Цораев Т.В. Развитие венчурного финансирования как инструмента государственного регулирования и поддержки малого инновационного предпринимательства: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»].- Владикавказ, 2015.- 164 с.
26. Юдин Н.С. Дифференциация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на основе их качественной идентификации: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина»].- Тамбов, 2015.- 156 с.
27. Effective Policies for Small Business: A Guide for the Policy Review Process and Strategic Plans for Micro, Small and Medium Enterprises Develop-ment // UNIDO. OECD.
- 2004. - 107 p
Assessment of the condition of small and medium entrepreneurship as a basis for state financial support Sahakyan A.P., Kutsuri G.N.
Financial University under the Government of the
Russian Federation The content (concept, composition and structure) of the mechanism of state financial support of small and medium-sized enterprises, focused on creating favourable financial and economic conditions, is disclosed. Active forms and methods of state financial support on a target basis are systematized. The concepts of «government support» and «government regulation» are analyzed. The organizational and legal framework for the implementation of the state regulatory policy in the scope of small and medium-sized businesses in accordance with the current legislation of the Russian Federation is considered. A comparative analysis of the principles of state regulation in the scope of small and medium-sized enterprises in the United Kingdom and the Russian Federation has been undertaken. The effectiveness of state policy in the districts from the economic point of view and by summarizing the quantitative and qualitative
О
3
В
s
ff w
со £
Б
ей
indicators that are used by various experts was estimated. Keywords: government regulation, governmental support, government regulatory policy, small and medium business, efficiency. References
1. Almazov R.A. The role and place of small and
medium businesses in the economies of the European Union: Dis. ... Cand. econ Sciences: 08.00.14: Moscow, 2004 212 c.
2. Amonov M.O. Development of the system of
state regulation and business support: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05; [Place of defense: St. Petersburg State University of Economics] .St. Petersburg, 2014.- 192 p.
3. Bagratuni K. Yu. Theory and practice of state
support for the development of small business [Text]: monograph. - Moscow: Rusayns, 2017. - 161 p.
4. Burov V.Yu. The theory and methodology of
development of the system of state opposition to the shadow economic activity of small businesses: the author's abstract of dis. ... doctor of economic sciences: 08.00.05; [Place of defense: St. Petersburg. state econ un-t] - St. Petersburg, 2015. - 35 p.
5. WB 2019 Indicator of favorable business
conditions [Electronic resource]. Access mode: http://russian.doingbusiness.org/ru/data/ exploreeconomies/russia
6. Doing business 2018. World Bank. URL: http://
russian.doingbusiness.org/ru/reports/global-reports/doing-business-2018
7. Dzhuraev D.M. Formation of system of the state
support of small and medium business: on the example of the Republic of Tajikistan: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05, 08.00.14 / Dzhuraev Davron Muzafarovich; [Place of defense: Financial Acad. under the Government of the Russian Federation] .- Moscow, 2010.- 164 p .; Kabir MD Yehsaul. State and public support of small business (international experience): dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.14; [Place of defense: Institute of International Economic and Political Studies, RAS] .- Moscow, 2003.- 208 p.
8. Report "Doing Business 2016" [Electronic
resource]. Access mode: http:// www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2015/10/30/central-asian-countries-among-top-improvers-in-doing-business-
2016-report
9. Report "Doing Business 2017" [Electronic
resource]. Access Mode: http:// www.vsemirnyjbank.org/en/news/press-release/2017/10/20/central-asian-countries-among-top-improvers-in-doing-business-
2017-report
10. Report on the implementation of measures to support small and medium-sized businesses and the main directions of development of small and medium-sized businesses for the near and medium term // Ministry of Economic Development of the Russian Federation
11. Zhurakovsky A.S. Ensuring the consistency of the infrastructure elements of state support of small business: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05; [Place of protection: FSBEI HPE «Tambov State University named after G.R. Derzhavina «] .Tambov, 2014.- 150 p .; Nikonorova O.O. Formation of system of state regulation and support of business on the basis of territorial integration: on an example of the Tver region: the dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 [Place of protection: Balt. Acad. tourism and entrepreneurship] .- St. Petersburg, 2013.- 198 p.
12. Constitution of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: http:// www.constitution.ru/
13. Korzh N.V. Problems of regional economic development in the context of market reforms [Electronic resource] / N.V. Korzh, C. Bondarchuk. - Access mode: http: // intkonf.org/korzh-nv-ken-bondarchuk-s-problemi-regionalnogo-ekonomichnogo-rozvitku-v-konteksti-rinkovih-reform /
14. Kusainov MA State support of the development of small and medium-sized businesses in the context of the modernization of the economy: on the example of the Republic of Kazakhstan: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.01 / Kussainov Marat Apsemetovich; [Place of protection: Mosk. state un-t them. Mv Lomonosov] .- Moscow, 2012.- 194 p.
15. Laptev V.V., Zankovsky S. S. Entrepreneurial (economic) law. [Text] / V. V. Laptev, S. S. Zankvsky. - Moscow: Walters Kluver, 2006. -560 p.
16. O. Lunin. Ownership and state policy of business regulation / O. P. Lunin, T. I. Popkova; Feder. Education Agency, State. educate institution of higher. prof. Education «St. Petersburg. State. University of Economics and Finance», Phil. in Murmansk. - St. Petersburg: Publishing House of S.Petersburg. state University of Economics and Finance, 2006. - 236 p.
17. Malyugina A.A. Experience of state support of small and medium business in France: dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.14; [Place of protection: Financial University under the Government of the Russian Federation] .- Moscow, 2012.191 p.
18. Mitrofanova I. A. Motivation and stimulation of entrepreneurial activity: global innovation experience and Russian specificity [Text]: monograph. - Moscow; Berlin: Direct Media, 2017. - 149 p.
19. Palagina A.N. Methodology of formation of an adaptive infrastructure of support of small and medium-sized businesses: institutional aspects, mechanisms and tools: dissertation ... doctor of economic sciences: 08.00.05; [Place of protection: Rostov State Economic University «RINH»] .- Rostov-on-Don, 2015 .- 321 s.
20. Rudenko L. G. Development of a methodology for assessing the infrastructure support of small businesses [Text]: monograph / Rudenko L. G., Karaulov V. M.; Moscow University. S. Yu. Witte. - Moscow: Chowvo «MU. S. Yu. Witte», 2016. - 151 p.
21. Tolmachev E.A. State support of small and medium-sized businesses in Central and Eastern Europe: Dis. ... Cand. econ Sciences: 08.00.14: Moscow, 2001. - 179 c.
22. Federal Law «On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» of 24.07.2007 N 209-4>3 (last edition) [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/
23. Fisher, S., Dornbusch, R., Shmalenzi, R. Economy: trans. from English from the 2nd ed. - M .: Business, 1999. - 864 p.
24. Khachaturian, MV Technologies of Effective Management Models: Theory and Practice of State Support for the Development of Small Business [Text]: monograph / M. V. Khachaturian, K. Y. Bagratuni, M. V. Danilina. - Moscow: RUSAINS, 2016. - 207 p.
25. Tsoraev T.V. Development of venture financing as an instrument of state regulation and support of small innovative business: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05; [Place of protection: Federal State Budgetary Institution of Higher Professional Education «North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University) «] .- Vladikavkaz, 2015.- 164 p.
26. Yudin N.S. Differentiation of the state support of small businesses on the basis of their qualitative identification: dissertation ... candidate of economic sciences: 08.00.05 [Place of protection: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Tambov State University. G.-R. Derzhavin»]. Tambov, 2015.- 156 p.
27. Effective Policies for Small Business: A Guide to the Micro, Small and Medium Enterprises
Development // UNIDO. OECD. - 2004. - 107 p
2 о