УДК 316.334.3
А.Ю. Худенко, И.В. Фрумак
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕШЕНИИ ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА
В статье рассматривается важнейшая роль государственной социальной политики в решении жилищных проблем в Российской Федерации. В ней рассматривается эволюция основ жилищной политики, выделяются ключевые цели, механизмы. Посредством всестороннего анализа в статье подчеркивается центральная роль жилищной политики в повышении уровня жизни, стимулировании экономического роста и укреплении социальной справедливости. Опираясь на эмпирические данные и правительственные инициативы, она дает представление о текущих усилиях по решению жилищных проблем и повышению эффективности государственного вмешательства. Также в статье подчеркивается важность сотрудничества между государственными органами и организациями гражданского общества в формировании результатов жилищной политики.
Ключевые слова: государственная социальная политика, жилищный вопрос, социально-экономическое развитие, жилищные права, вовлечение гражданского общества.
A.Yu. Khudenko, I.V. Frumak
Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]
THE ROLE OF STATE SOCIAL POLICY IN SOLVING THE HOUSING ISSUE
The most important role of state social policy in solving housing problems in the Russian Federation is investigated. It examines the evolution of the foundations of housing policy, the key goals and mechanisms are highlighted. Through a comprehensive analysis, the central role of housing policy in improving living standards, stimulating economic growth and strengthening social justice is proved. Based on empirical data and government initiatives, it provides insight into ongoing efforts to solve housing problems and improve the effectiveness of government intervention. The importance of cooperation between government agencies and civil society organizations in housing policy activity is stated.
Key words: state social policy, housing issue, socio-economic development, housing rights, involvement of civil society.
В современном мире проблема доступного и достойного жилья остается одним из наиболее актуальных вызовов, стоящих перед государствами. Глобальная урбанизация, демографические изменения, экономические кризисы и другие факторы создают серьезные препятствия для обеспечения всех слоев населения комфортным и доступным жильем. В этом контексте роль государственной социальной политики в решении жилищного вопроса становится крайне важной.
Государственная социальная политика играет ключевую роль в обеспечении жильем населения, особенно тех, кто находится в уязвимом положении: малоимущих семей, молодежи, пожилых людей и других социальных групп. Эффективные меры поддержки, такие как программы социального жилья, субсидии на жилищные услуги, льготные ипотечные кредиты и другие механизмы, направленные на повышение доступности жилья, требуют комплексного и взвешенного подхода со стороны государства.
Рассмотрение роли государственной социальной политики в решении жилищного вопроса является актуальным как на уровне отдельных стран, так и на международном уровне. Предпринимаемые меры не только оказывают влияние на жизнь отдельных граждан, но и формируют
социальную справедливость, устойчивое развитие и экономическое благополучие общества в целом [1].
Жилищная политика выступает как неотъемлемый компонент социально-экономической системы страны, охватывающий широкий спектр целей, принципов, программ, механизмов и инструментов, реализуемых в рамках государственных, муниципальных и общественных усилий. Эти усилия в совокупности направлены на улучшение условий жизни граждан и стимулирование предпринимательства в жилищном секторе [2, с. 183].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации главной целью государственной жилищной политики является реализация права на жилище для всех слоев общества, независимо от дохода, путем содействия развитию рынка в жилищном секторе и реализации мер государственной поддержки, направленных в первую очередь на тех, кто не в состоянии самостоятельно удовлетворять жилищные потребности [3].
Основными целями государственной жилищной политики являются:
1. Обеспечение социальных гарантий жилищных прав граждан.
2. Содействие строительству и реконструкции государственного, муниципального и частного жилищного секторов.
3. Создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, включая средства населения, организаций, общественных объединений, отечественных и зарубежных предпринимателей, а также кредиты банков.
4. Содействие развитию частной собственности при одновременной защите прав предпринимателей и собственников недвижимости в жилищном секторе.
5. Культивирование конкуренции в строительстве, обслуживании и ремонте жилищного фонда, а также в производстве строительных материалов, изделий и предметов домашнего обихода [4, с. 81].
Что касается механизмов реализации государственной жилищной политики, они включают в себя:
1. Прямое техническое обслуживание: содействие развитию систем технического обслуживания, содержанию жилищного фонда и предоставлению субсидий из местных бюджетов.
2. Регулирование: осуществление государственного надзора за частным предпринимательством в жилищном секторе посредством таких стимулов, как льготное налогообложение и участие на конкурсной основе в выполнении конкретных функций.
3. Стабилизация и развитие: правительственные учреждения сокращают колебания в строительном производстве, устанавливая благоприятные налоговые условия, разрабатывая соответствующую правовую базу и выделяя средства на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.
4. Прямое вмешательство: государство оказывает социальную поддержку гражданам посредством жилищных субсидий на коммунальные услуги, покупку и строительство, чему способствуют программы адресной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В настоящее время институты гражданского общества, включая неправительственные организации (НПО) и некоммерческие ассоциации, играют значительную роль в разработке жилищной политики. Эти организации, представляющие конкретные группы граждан, обладающие социальным опытом и гражданской ответственностью, используют гражданские инициативы и механизмы социального партнерства для отстаивания интересов своих членов и влияния на органы власти в процессах принятия решений [5, с. 128-129].
Исходя из вышеупомянутых моментов, очевидно, что государство выступает в качестве основного участника реализации жилищной политики, оказывая влияние на увеличение или уменьшение спроса на жилье. Учитывая его значительные финансовые ресурсы, государство может выделять средства на строительство социального жилья, которое впоследствии может быть сдано в аренду уязвимым слоям населения на компенсационной или безвозмездной основе в соответствии с другими целями жилищной политики. Часто государство проводит политику, которая предполагает финансирование жилищного строительства и мобилизацию средств, позволяющих гражданам приобретать жилье на льготных условиях в будущем, используя рыночные схемы. Государство может использовать различные источники финансирования для оптимизации строительства социального жилья и обеспечения жильем обездоленных слоев населения [6, с. 401].
За последние десятилетия произошли значительные изменения в политической и социально-экономической динамике внутри страны. В Российской Федерации произошел заметный сдвиг в восприятии жилья: в то время как советское законодательство, в частности Жилищный кодекс, рассматривало его как социальную необходимость, современная перспектива рассматривает жилье в первую очередь как товар, зависящий от индивидуального дохода и динамики рынка. Следовательно, основной задачей жилищной политики социально ориентированного государства должно быть достижение оптимального баланса между этими, казалось бы, противоречивыми позициями [7, с. 824-825].
Как указано в постановлении СФ ФС РФ от 11.03.2022 № 70-СФ «Об актуальных вопросах государственной жилищной политики», разработка долгосрочной государственной жилищной политики осуществляется в соответствии с Указом № 474 от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Эта политика направлена на стимулирование национального развития и повышение благосостояния граждан.
В настоящее время ведется работа по доработке проекта Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозами на период до 2035 года.
Ключевые цели жилищной политики включают повышение комфорта граждан, качества и уровня жизни, а также стимулирование роста технологически развитых, конкурентоспособных секторов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства при одновременном смягчении негативного воздействия на окружающую среду.
Достижение этих целей требует целостного подхода к планированию городского развития, позволяющего в полной мере реализовать потенциал городского развития городов и других населенных пунктов. Это включает в себя ориентацию на ежегодный объем жилищного строительства не менее 120 млн кв. м к 2030 г., наряду с улучшением общественных пространств для удобства жителей.
Основные направления деятельности включают удовлетворение жилищных потребностей населения, сокращение некачественного жилищного фонда и укрепление коммунальной инфраструктуры. Это включает в себя строительство и технологическую модернизацию систем и объектов коммунального хозяйства, повышение энергосбережения и эффективности, строительство социального и арендного жилья, а также расширение мер государственной и муниципальной поддержки для улучшения жилищных условий. Долгосрочная аренда выделяется как один из жизнеспособных подходов к решению жилищных проблем [8].
Рассмотрим конкретные цифры. Министерство строительства Российской Федерации в сотрудничестве с экспертами Общественного совета при Министерстве строительства Российской Федерации изучило новые тенденции в жилищной политике. Заместитель министра Н. Стаси-шин представил обзор хода жилищного строительства в 2022 г. и наметил планы на текущий год. Он объяснил ввод в эксплуатацию 102,7 млн кв. м жилья в 2022 г. несколькими факторами, включая поддерживающие меры правительства, льготную ипотеку, внедрение «Инфраструктурного меню» и реализацию программы стимулирования.
Стасишин подчеркнул, что на значительный рост ввода жилья повлияли дачная амнистия, инициативы по газификации и пандемия, которые привели к переоценке отношения к приобретению индивидуального жилья.
Также он подчеркнул, что потенциал градостроительства земельных участков, которые уже находятся в обращении, составляет 246 млн кв. м, что отражает увеличение на 34% по сравнению с предыдущим годом. Стасишин подчеркнул продолжающееся сотрудничество с регионами, в каждом из которых есть ежемесячный план ввода жилья. Он выразил уверенность в достижении целей национальных проектов в предстоящие годы, особенно с учетом текущего ипотечного портфеля на общую сумму около 14 трлн руб. [9].
В 2023 г. почти 7 млн человек увидели улучшения в своей жизни, о чем объявил в ноябре 2023 г. Президент РФ В. Путин во время встречи с министром строительства И. Файзуллиным. Путин сообщил, что в 2023 г. 7 млн человек улучшили свои жилищные условия, что составляет 3,2 млн семей. Решены вопросы, касающиеся почти 2 млн кв. м аварийного жилья, - расселены 1,8 млн кв. м, что принесло пользу 104,4 тыс. человек. Кроме того, 7 031 общественное пространство было благоустроено.
Министр подчеркнул, что в 2023 г. был рекордный ввод жилья - 104-105 кв. м. На тот момент Путин отметил, что уже введено в эксплуатацию 83,6 млн кв. м. Это ознаменовало заметный рост по сравнению со 102,7 млн кв. м жилья, введенного в эксплуатацию к концу 2022 г.
В рамках отдельного мероприятия мэр Москвы С. Собянин 29 октября сообщил, что только в столице с начала 2023 г. было построено и введено в эксплуатацию 10,7 млн кв. м. недвижимости, в том числе более 5 млн кв. м. отведено под жилье. Собянин отметил, что показатели по недвижимости превзошли ожидания к сентябрю и в настоящее время превышают запланированные показатели по жилым объектам.
Кроме того, в ноябре того же года появились планы по осуществлению надзора за состоянием жилых зданий по всей России. Эта инициатива включает периодические проверки, контрольные оценки и структурный мониторинг. В настоящее время предремонтные осмотры домов не проводятся, но ожидается, что усилия по техническому обслуживанию позволят выявить строения, нуждающиеся в срочном и внеплановом ремонте, тем самым предотвратив дальнейшее ухудшение состояния [10].
Таким образом, роль государственной социальной политики в решении жилищного вопроса в Российской Федерации является ключевой в формировании социально-экономического ландшафта. Являясь важным компонентом повестки дня развития страны, жилищная политика охватывает многогранные задачи, направленные на улучшение условий жизни, развитие предпринимательства и обеспечение равного доступа к жилью. Посредством стратегического планирования, финансовых ассигнований и нормативно-правовой базы государство стремится сбалансировать динамику рынка с императивами социального обеспечения, способствуя реализации жилищных прав всех граждан. Совместные усилия государственных органов и институтов гражданского общества играют решающую роль в достижении целей жилищной политики и ориентировании в меняющихся социально-экономических условиях.
Литература
1. Брызгалов Д.В. Социально доступное жилье в системе государственной поддержки граждан [Электронный ресурс] // ЭТАП. - 2023. - № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialno-dostupnoe-zhilie-v-sisteme-gosudarstvennoy-podderzhki-grazhdan (дата обращения: 28.03.2024).
2. Полуянов С.Д. Обеспечение права на жилище в Российской Федерации как приоритетная задача государственной политики [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2021. - № 13 (355). -С. 183-187. - URL: https://moluch.ru/archive/355/79493/ (дата обращения: 28.03.2024).
3. Миникеева Л.О. Этапы становления государственной жилищной политики в контексте реализации социальных задач государства в сфере обеспечения граждан России доступным и комфортным жильем [Электронный ресурс] // ПСЭ. - 2016. - № 2 (58). - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/etapy-stanovleniya-gosudarstvennoy-zhilischnoy-politiki-v-kontekste-realizatsii-sotsialnyh-zadach-gosudarstva-v-sfere-obespecheniya (дата обращения: 28.03.2024).
4. Воробель Д.Ю. Обеспечение доступности жилья. Проблемы реализации жилищной политики [Электронный ресурс] // Право: современные тенденции: Материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 80-83. - URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/180/9172/ (дата обращения: 28.03.2024).
5. Социальная политика: Учебник для вузов / Е.И. Холостова и др.; под ред. Е.И. Хо-лостовой, Г.И. Климантовой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 344 с. - ISBN 978-5534-12511-5 [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт: Сайт. - URL: https://urait.ru/bcode/510692 (дата обращения: 28.03.2024).
6. Хабибуллина Г.С. Теоретический обзор понятия и законодательные основы жилищной политики в РФ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2023. - № 2 (449). - С. 398-401. -URL: https://moluch.ru/archive/449/98784/ (дата обращения: 28.03.2024).
7. Участие государства в решении жилищной проблемы граждан в современных условиях [Электронный ресурс] / Л.Г. Селютина, А.С. Волков, А.К. Казиева, В.А. Ракова, А.В. Чаленко, А.В. Шереметьев // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 12-4. - С. 823-827. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39631 (дата обращения: 28.03.2024).
8. Постановление СФ ФС РФ от 11.03.2022 N 70-СФ «Об актуальных вопросах государственной жилищной политики» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/ onlme.cgi?req=doc&base=EXP&n=793255#IuüwJ8UOUxcBxahJ2 (дата обращения: 27.03.2024).
9. Минстрой России совместно с экспертами Общественного совета при Минстрое России рассмотрел новые тренды в сфере жилищной политики // Минстрой России. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-sovmestno-s-ekspertami-obshchestvennogo-soveta-pri-minstroe-rossii-rassmotrel-novye-/ (дата обращения: 27.03.2024).
10. Почти 7 млн россиян улучшили жилищные условия в 2023 году [Электронный ресурс] // Известия. - URL: https://iz.ru/1605099/2023-11-14/pochti-7-mln-rossiian-uluchshili-zhilishchnye-usloviia-v-2023-godu (дата обращения: 27.03.2024).