НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 338.242
DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1096-1112
Анализ инновационных механизмов решения жилищных проблем в Российской Федерации
Елена Владимировна Савоскина1, Наталья Анатольевна Солопова1, Екатерина Петровна Акри2, Светлана Валентиновна Домнина3
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
(НИУ МГСУ); г. Москва, Россия;
2 Самарский государственный технический университет (СамГТУ); г. Самара, Россия;
3 Самарский государственный экономический университет (СГЭУ); г. Самара, Россия
АННОТАЦИЯ
Введение. Исследование проблем семей, желающих улучшить свои жилищные условия, выявило повышение уровня потребности населения, где особую значимость приобретают инновационные механизмы, реализуемые на основе программ переселения жителей из ветхого и аварийного жилья. Сложные социально-экономические процессы последних трех лет обостряют эти проблемы.
Материалы и методы. Использованы открытые статистические сведения стоимости жилья и показатели инвестиционных индексов, данные динамики доступности жилья в городах и городских агломерациях. Обработка информации осуществлялась с помощью структурного, сравнительного и статистического анализа. Материалом для исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, описывающих опыт внедрения инновационных механизмов решения жилищных проблем. Анализ факторов, влияющих на эффективность реализации базо-РЧ су вых элементов инновационного механизма решения жилищных проблем РФ, выполнялся по алгоритму проведения
О О корреляционно-регрессионного анализа с применением инструментария MS Excel.
РЧ N Результаты. Представлены результаты исследования стоимости жилья и показателей инвестиционных индексов
со со по состоянию на 2021 г. Осуществлен анализ коэффициента доступности жилья. Исследование позволило оценить
К ф изменения, происходящие в динамике доступности жилья в городах и городских агломерациях, выделить состав
¡л основных элементов инновационного механизма решения жилищных проблем в РФ. Структурированы элементы
Е J2 механизма решения жилищной проблемы через систему государственного регулирования, механизм внешнего регу-
щ ^ лирования, систему рычагов воздействия и инновационных инструментов. Выявлены ключевые факторы, влияющие
^ на результирующий показатель, — доля семей, имеющих возможность приобрести жилье.
т- £ Выводы. Приведены результаты проверки достоверности представленных корреляционно-регрессионных моделей
¡g § по критерию Фишера, которые дали возможность выделить первоочередные и второстепенные задачи, позволя-
О и ющие минимизировать угрозы замедления отдачи от инновационных механизмов, реализуемых в жилищной поли-
. 5* тике. Обозначены инновационные составляющие решения жилищных проблем и наиболее перспективные направ-
-¡и ф ления их решения в текущем периоде развития экономики. с ^
с tj КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный механизм, жилищная проблема, факторы, корреляционно-регрессионный
2- -2 анализ, жилищная политика о
§ ^ ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Савоскина Е.В., Солопова Н.А., Акри Е.П., Домнина С.В. Анализ инновационных механизмов
"? -о решения жилищных проблем в Российской Федерации // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 8. С. 1096-1112.
о § DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1096-1112
со
041 о Автор, ответственныйза переписку: Елена Владимировна Савоскина, [email protected].
w'l
от Е —
с
Е о CL О
^ с
ю о
S «
0 Е
? ^ Ekaterina P. Akri2, Svetlana V. Domnina3
^ ~ 1 Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU);
^ Moscow, Russian Federation;
• 2 Samara State Technical University (SamSTU); Samara, Russian Federation;
W 3 Samara State Economic University (SSEU); Samara, Russian Federation
Si
1 x ABSTRACT
н £ Introduction. The study of the problems of families wishing to improve their housing conditions has revealed an increase in
jj jj the level of need of the population, where innovative mechanisms implemented on the basis of programs for the resettlement
U > of residents from dilapidated and emergency housing are of particular importance. Complex socio-economic processes of
the last three years only aggravate these problems.
Analysis of innovative mechanisms for solving housing problems
in the Russian Federation
Elena V. Savoskina1, Natalia A. Solopova1,
© Е.В. Савоскина, Н.А. Солопова, Е.П. Акри, С.В. Домнина, 2022 Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)
Materials and methods. We used open statistical data on the cost of housing and investment indices, data on the dynamics of housing affordability in cities and urban agglomerations. Data processing was carried out using structural, comparative and statistical analysis. The material for the study were the works of domestic and foreign authors, describing the experience of implementing innovative mechanisms to solve housing problems. The analysis of factors affecting the effectiveness of implementation of the basic elements of the innovative mechanism to solve housing problems in the Russian Federation was carried out according to the algorithm of correlation and regression analysis using MS Excel tools. Results. The paper presents the results of the study of the values of housing costs and indicators of investment indices as of 2021. The study made it possible to assess the changes taking place in the dynamics of housing affordability in cities and urban agglomerations, to identify the composition of the main elements of the innovative mechanism for solving housing problems in Russia. Structured the elements of the mechanism for solving the housing problem through a system of state regulation, the mechanism of external regulation, the system of leverage, and innovative tools. The key factors affecting the resulting indicator — the proportion of families who have the opportunity to buy housing were identified. Conclusions. The paper presents the results of the study of the values of housing costs and indicators of investment indices as of 2021. The study made it possible to assess the changes taking place in the dynamics of housing affordability in cities and urban agglomerations, to identify the composition of the main elements of the innovative mechanism for solving housing problems in Russia. Structured the elements of the mechanism for solving the housing problem through a system of state regulation, the mechanism of external regulation, the system of leverage, and innovative tools. The key factors affecting the resulting indicator — the proportion of families who have the opportunity to buy housing were identified.
KEYWORDS: innovation mechanism, housing problem, factors, correlation and regression analysis, housing policy
FOR CITATION: Savoskina E.V., Solopova N.A., Akri E.P., Domnina S.V. Analysis of innovative mechanisms for solving housing problems in the Russian Federation. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(8):1096-1112. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.8.1096-1112 (rus.).
Corresponding author. Elena V. Savoskina, [email protected].
ВВЕДЕНИЕ
Непростые условия эксплуатации жилого фонда в постперестроечный период, отсутствие капитального и текущего ремонта жилых помещений, низкое качество их содержания привели к тому, что к середине 2000-х годов произошла стагнация структуры жилищного фонда в России. С другой стороны, реализация политики по улучшению демографической ситуации в РФ сформировала предпосылки для роста спроса на жилье со стороны молодых семей. Проведенный в 2022 г. социологический опрос российских семей показал, что из 61,7 млн семей испытывают потребность в улучшении жилищных условий 22,7 млн семей, из которых только 50 % семей имеют платежеспособный спрос (11,6 млн семей). Ипотечными программами планируют воспользоваться 9,4 млн семей1. Динамика роста продаж в жилищном секторе демонстрирует, что 17,6 млн семей улучшили жилищные условия за счет активного строительства (построено 5,3 млн квартир) с использованием ипотеки (выдано 7,2 млн кредитов). Однако в этом же периоде 13,1 млн семей сформировали новую потребность в улучшении жилищных условий (примерно 4 % семей ежегодно).
В настоящее время значительная часть населения России желает улучшить условия проживания, но не имеет возможности для покупки новой квартиры (3,9 млн молодых семей) — 55 и 43 % семей, у которых существует указанная потребность в улучшении жилищных условий, но отсутствуют необходимые финансовые сбережения. По проведенным опросам для 70 % российских семей комфортабель-
ность собственного жилья является более важным фактором, чем развитие городской среды в целом. Сбалансированность жилищной политики выстраивается на базе общегосударственной жилищной политики, только так возможно решить проблему обеспечения граждан РФ комфортным и доступным жильем [1]. С ростом уровня жизни современного общества возрастает уровень потребности в жилье: семьи хотят жить в домах, расположенных рядом с местом работы, с наличием современной инфраструктуры, в том числе объектов образования, спорта и отдыха. Квартира, как и дом в целом, должны быть красивыми и удобными, даже небольшие квартиры должны удовлетворять все потребности жителей.
Результаты социологического исследования ДОМ.РФ и ВЦИОМ об обеспеченности россиян жильем, потребностях в улучшении жилищных условий и спросе на ипотеку говорят о том, что итоговое решение о конкретном способе улучшения жилищных условий семьи принимают исходя из доступности жилья с желаемыми характеристиками в рамках имеющегося бюджета. По этой причине, например, фактически реализованный спрос на строительство индивидуальных домов оказывается в разы ниже сформированного платежеспособного спроса: в 2020 г. населением построено всего около 0,3 млн домов, а за 9 месяцев 2021 г. — 0,31 млн, что в 1,6 раз ниже сформированного спроса на строительство 0,46 млн домов ежегодно2.
Фонд содействия реформированию ЖКХ опубликовал результаты контрольной деятельности своей программы развития, согласно полученным данным,
1 Ключевые показатели жилищной сферы по состоянию на 29.07.2022 г. // Аналитический центр ДОМ.РФ. URL: https:// дом.рф/upload/iЫock/38a/3a0rj3lzbvlircsr5xt3 m7ia2usi1zas.pdf
2 Жилье и ипотека. Социологический опрос российских семей. 2022. URL: https://www.дом.рф/upload/iblock/e03/ e036c3e0a7b05a60760b1fb4b03612b9.pdf
< П
i Н G Г
S 2
0 со § СО
1 2
У 1
J со
u-
^ I
n ° o
3 (
о §
E w § 2
n 0 2 6 r 6 t (
2 ) ■
® 7 л ■ . DO
■ T s □
S У
С о ■■
oo со
О О 10 10 10 10
сч N
сч N
О о
N N
со со
К (V
U 3 > (Л
С И
со N
i
- £ ф ф
О ё
о
о о со < cd S:
8« Si §
ОТ "
от Е
Е о
£ ° ^ с
ю о
S «
о Е
СП ^ т- ^
от от
£ w
■S г
iE 35
О (П
за период 2019-2020 гг. в 11 субъектах РФ выявлен риск нарушения срока ее реализации. В числе таких регионов: Республика Крым, Республика (Саха) Якутия; автономный округ Югра; Московская, Кемеровская, Курганская, Мурманская, Тверская, Новгородская области; Еврейская автономная область. Еще в четырех областях отмечается риск несвоевременного выполнения целевого показателя, в 10 регионах также выявлены риски неисполнения обязательств по заключению контрактов до конца 2021 г. Данные свидетельствую о том, что многие регионы РФ не смогут своевременно обеспечить расселение из аварийных площадей, это станет поводом для приостановки предоставления финансовой поддержки фонда3.
Исследования, связанные с реализацией жилищных проблем [1-19], показывают, что в сложившейся ситуации эффективная жилищная политика государства заключается в том, чтобы предоставить возможность населению улучшить свои жилищные условия разными путями. По мнению О. Siegmunt [2], Л.Б. Леонова [3] и многих других авторов, для этого требуется разработать такие механизмы решения жилищной проблемы, которые позволят каждой семье выбрать ту форму улучшения условий жилья, которая полностью отражает требования и финансовые возможности семьи с учетом ее жизненной траектории (купить жилье в собственность или взять в аренду, купить готовое жилье или на стадии строительства). Государству следует обеспечить условия, в которых все граждане и участники рынка будут защищены, а все механизмы действий прозрачны, только в этих условиях возможно обеспечить баланс интересов каждой заинтересованной стороны [4]. В этой связи наиболее актуальным становится анализ инновационных механизмов решения жилищных проблем с выявлением факторов, за счет контроля над которыми можно влиять на эффективность жилищной политики государства, применяя особый индивидуальный подход к каждой семье, внедряя различные схемы управления [5]. L.A. Solodilova, Т. Vavilova полагают, что процесс управления жилым фондом осложнен социальной значимостью указанной проблематики. От обеспечения граждан комфортным жильем зависит здоровье нашей страны, демографическая ситуация, количество разводов, отношение к власти и другие факторы [6]. Таким образом, уровень существующего жилищно-коммунального хозяйства и тенденция его развития являются важнейшими показателями уровня жилищного обслуживания населения и уровня управления государством.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование механизма решения жилищных проблем выстраивалось на базе данных по стоимости жилья и показателям инвестиционных индексов девяти стран: США, Китая, Великобритании, России, Германии, Франции, Японии, Италии, Канады. Базой данных, собранной по показателям соотношения цены и дохода, ипотеки в процентах от дохода, индекса доступности кредита, соотношений цены и аренды, валовой доходности от аренды, стали материалы о стоимости жизни, представленные №тЬео. В качестве исходных материалов для анализа была использована официальная информация об инновациях в жилищной сфере в разрезе показателей, указанных на сайтах Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Фонда «Институт экономики города», Аналитической службы компании «ФинЭкспертиза», Минстроя РФ, а также данные, опубликованные в различных докладах, аналитических обзорах и федеральных законах, и постановлениях РФ.
В качестве отобранных показателей применялись сведения по утвержденной в РФ методике оценки уровня доступности жилья начиная с 2018 г.4, для исследования использовалась информация динамики доступности жилья в городах и городских агломерациях (Челябинская, Самарско-Тольяттинская, Екатеринбургская, Саратовская, Ростовская, Нижегородская, Волгоградская, Пермская, Воронежская, Новосибирская, Красноярская, Уфимская, Краснодарская, Владивостокская, Казанская, Московская, Санкт-Петербургская):
• коэффициент, отражающий уровень доступности жилья (КДЖ);
• доступность приобретения жилья с учетом механизма ипотечного кредитования (ИДПЖ), рассчитанная в формате индекса;
• доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств (ДС).
Методика определения перечисленных показателей приведена на сайте Росстата и в сборнике «Методики расчета показателей национальных проектов (программ)»5.
Механизм решения жилищных проблем выстраивался на базе большого количества нормативно-правовых актов и паспорта нацпроекта, разработанного Минстроем России в рамках исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О националь-
3 Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги контрольной деятельности за 2020 год. URL: https://fondgkh.ru/ news/fond-sodeystviya-reformirovaniyu-zhkkh-podvel-itogi-kontrolnoy-deyatelnosti-za-2020-god/
4 Об утверждении официальной статистической методологии мониторинга достижения целей национального проекта «Жилье и городская среда» : приказ Минстроя России от 18.04.2019 № 228/пр (ред. от 04.07.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374711/508824358803fc3402c0511547eae9e04a465bce/
5 Методики расчета показателей национальных проектов (программ). URL: torage/mediabank/sborn-met-NP.htm
ных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Анализ факторов, влияющих на эффективность реализации базовых элементов инновационного механизма решения жилищных проблем РФ, выполнялся по алгоритму проведения корреляционно-регрессионного анализа:
1) в качестве результирующего показателя выступает ДС (¥), потому что он рассчитывается на основе данных мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности6, а также упоминается в различных стратегических документах РФ7- 8 9 10;
2) для построения аналитическо-прогнозной модели динамики уровня индекса человеческого развития РФ были отобраны следующие факторы:
• общеэкономические (Х1; Х7; Х8; Х9);
• объема финансовых средств, выделяемых государством на решение жилищных проблем (Х2; Х6; Х10);
• уровень жизни населения (Х4; Х3; Х5);
3) собрав данные по перечисленным выше показателям в динамике с 2018 по 2023 гг. (период с 2022-2023 гг. взят по прогнозным значениям), необходимо перейти к функциональной зависимости вида: ¥ = / {Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10}. Далее были рассчитаны парные коэффициенты корреляции, отражающие зависимость между значением ДС (¥) и признаками Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, Х6, Х7, Х8, Х9, Х10 (факторы). По итогам расчетов строится матрица парных коэффициентов корреляции для анализа инновационных механизмов решения жилищных проблем РФ. Коэффициент корреляции равен 1;
4) чем больше величина в матрице парных коэффициентов корреляции, тем большее влияние проявляет факторный признак на ДС (¥). Критерий мультиколлинеарности факторов выглядит следующим образом: |гух| > 0,8. По этой причине на начальном этапе анализа был выведен из модели фактор Х8. По модулю он показал меньшую зависимость с ДС;
5) значения R-квадрат — коэффициент детерминации по составленной в ходе исследования модели зависимости показал следующее: R -квадрат равен 0,999975736, что говорит о правильном подборе факторов, наличии тесной взаимосвязи факторов с результирующим показателем. R-квадрат равен 0,999951473, что говорит о том, что вариация динамики ДС на 99,995 % зависит от вариации всех факторов, участвующих в анализе, и на 0,005 % от вариации других факторов;
6) на основе полученной регрессии рассчитан доверительный интервал каждого фактора модели. Таким образом, можно обозначить наихудший и наилучший прогноз изменения результирующего показателя;
7) проверка значимости параметров полученной регрессионной модели и выявление наиболее значимых параметров с помощью /-критерия. Данный критерий проводится с вероятностью ошибки 5,0 %. Проверка значимости параметров модели проведена четыре раза, полученные данные представлены далее.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Жилищные проблемы — это отражение стабильности положения общества, когда трудоспособный гражданин никак не может заработать средства для приобретения и содержания достойного современного жилья [7]. I.S. Glebova, S.S. Berman, V.A. Gribovskaya уверены, что вопрос о жилье не только социальная проблема, это и фундамент для того, чтобы построить новое общество, и необходимое условие для того, чтобы создать человека нового, самодостаточного, способного обеспечить благополучие семьи и повлиять на благосостояние общества [8]. А еще состояние ЖКХ и тенденция его развития являются важнейшими показателями уровня жилищного обслуживания населения, а также уровня управления государством.
Для того чтобы оценить эффективность решения жилищной проблемы в стране, необходимо в первую очередь обратить внимание на данные по стоимости
6 Об утверждении перечня показателей мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.12.2017 № 654.
7 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
8 Об утверждении официальной статистической методологии мониторинга достижения целей национального проекта «Жилье и городская среда» : приказ Минстроя России от 18.04.2019 № 228/пр (ред. от 04.07.2022). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_374711/508824358803fc3402c0511547eae9e04a465bce/
9 Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202102040027
10 Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915 : Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 № 542.
< П
i Н G Г
S 2
0 С/з § С/3
1 2 У 1
J со
u-
^ I
n ° o
з (
oi
о §
E w
§ 2
n 0
2 6
A CD
Г 6 t (
2 )
ii
1 7 л ' . DO
■ г
s □
s У с о <D *
2 2 О О 2 2 2 2
жилья и показатели инвестиционных индексов. Многие авторы (А.Е. Шамин, А.Н. Воронков, О.М. Ел-фимов и др.) наиболее важным фактором называют стоимость и качество жизни в стране. Хотелось бы отметить, что на текущий момент не существует стандартной формулы для оценки жилищной проблемы. В различных странах используются показатели и индикаторы, указанные в реализуемых государственных
программах [9]. Сегодня многие базы статистических данных для российских исследователей стали недоступны. Наиболее широкое представление о показателях оценки жилищных проблем по различным странам и регионам можно найти в базе данных №тЬео, на ее крупнейшем сайте. На основании этой базы данных сформированы аналитические показатели, представленные в табл. 1.
Табл. 1. Значения стоимости жилья и показатели инвестиционных индексов в августе 202111 Table 1. Values of the cost of housing and indicators of investment indices in August 202111
Показатель Indicator США USA Китай China Великобритания UK Россия Russia Германия Germany Франция France Япония Japan Италия Italy Канада Canada
Соотношение цены и дохода Price-to-income ratio 4,65 38,1 7,94 16,44 10,52 11,87 10,23 10,61 9,06
Ипотека в процентах от дохода, % Mortgage as a percentage of income, % 37,95 306,66 53,25 198,43 63,60 68,7 58,67 62,56 72,74
Индекс доступности кредита Loan Affordability Index 2,64 0,33 1,88 0,50 1,57 1,46 1,70 1,60 1,37
Соотношение цены и аренды — центр города Price to Rent Ratio — City Center 12,78 61,22 21,36 28,64 35,70 35,09 39,37 26,28 27,59
Соотношение цены и аренды — за пределами центра Price to Rent Ratio — Downtown 8,95 61,20 21,88 25,98 34,62 33,2 34,35 19,07 23,20
Валовая доходность от аренды (центр города), % Gross rental yield (downtown), % 7,82 1,63 4,68 3,49 2,8 2,85 2,54 3,8 3,62
Валовая доходность от аренды (за пределами центра), % Gross rental yield (outside the city center), % 11,17 1,63 4,57 3,85 2,89 3,01 2,91 5,24 4,31
N N
N N
О О
tv N
CO CO
К (V
U 3
> (Л
с и
to I»
i - £
<D <u
о ё
о о CO <
cd
8 « Si §
(Л "
со E —
S? с
E о
CL ° ^ с
ю о
S «
о E со ^
T- ^
£
CO °
■S
Г iE 35
О tn
о
11 База данных о стоимости жизни Numbeo. URL: https://www.numbeo.com/property-investment/rankings_by_country. jsp?title=2021-mid&displayColumn=5
Один из важных показателей доступности покупки квартиры (жилья) — это соотношение цены и дохода. Россия по этому показателю имеет значение 16,44 года, одно из самых больших, выше только у Китая — 38 лет. Однако, если рассматривать его динамику с 2013 г., то не все так плохо. Жители США обеднели за 8 лет почти в 2 раза (2013 г. — 2,2 года; 2021 г. — 4,65), но они по-прежнему на первом месте по доступности квартиры 90 м2 исходя из средней рыночной стоимости и чистого дохода семьи.
В России покупка жилья потребует лишних 4,08 года труда (2013 г. — 12,36 года; 2021 г. — 16,44). У жителей Италии повысился годовой доход и сейчас им нужно трудиться на 2,39 года меньше (2013 г. — 13 лет; 2021 г. — 10,61 года).
Ставка ипотечного кредитования в процентах от дохода граждан в России тоже очень высока, как
следствие, средняя заработная плата не покрывает ежемесячный ипотечный платеж на 98,43 %.
Как уже упоминалось ранее, в РФ существует собственная методика оценки уровня доступности жилья. Начиная с 2018 г. ведется постоянный мониторинг следующих показателей:
• коэффициент доступности жилья отражает базовую доступность жилья без условий доступности ипотечного кредитования. В 2019-2021 гг. наблюдался рост цен, достигнув максимальных значений в 2021 г. В отличие от кризисного 2020 г. в связи с пандемией коронавируса, когда реальные доходы населения сократились, в 2021 г. наблюдалось активное восстановление экономики и реальные доходы населения показали положительную динамику к 2020 г. Несмотря на это, по итогам 2020 г. КДЖ по России в целом составил 3,3, а по итогам 2021 г. — 3,6 (табл. 2);
Табл. 2. Динамика доступности жилья в городах и городских агломерациях Tabte 2. Dynamics of housing affordability in cities and urban agglomerations
Агломерация12 Agglomeration12 2018 2020 2021 Отношение 2021 к 2018 Ratio 2021 to 2018
Челябинская / Chelyabinsk 2,3 2,2 2,5 1,09
Самарско-Тольяттинская / Samara-Tolyatti 2,5 2,5 2,7 1,08
Екатеринбургская / Ekaterinburg 2,1 2,5 2,7 1,29
Саратовская / Saratov 2,4 2,4 2,9 1,21
Ростовская / Rostov 2,4 2,5 2,9 1,21
Нижегородская / Nizhny Novgorod 2,2 2,4 3,0 1,36
Волгоградская / Volgograd 2,7 2,7 3,1 1,15
Пермская / Permskaya 2,3 2,8 3,2 1,39
Воронежская / Voronezhskaya 2,1 2,4 3,1 1,48
Новосибирская / Novosibirsk 2,6 3,0 3,4 1,31
Красноярская / Krasnoyarskaya 2,8 3,3 3,5 1,25
Уфимская / Ufa 2,7 3,0 3,5 1,30
Краснодарская / Krasnodar 1,9 2,2 3,2 1,68
Владивостокская / Vladivostok 2,7 3,8 4,2 1,56
Казанская / Kazan 3,1 3,5 4,2 1,35
Московская / Moscow 4,0 4,2 1,8 0,45
Санкт-Петербургская / St. Petersburg 4,1 4,6 5,8 1,41
КДЖ13/ KJS13 3,2 3,3 3,6 1,13
ИДПЖ, % / BCI, % 128 140 134 1,05
ДС, % / DS, % 47,8 55,9 55,1 1,15
< П
i H G Г
S 2
o n
1 2
У 1
J to
u-I
n
2 3 o
=! ( n
)
CO
u S § 2
n 0
2 6
A CD
Г 6 t ( an
2 )
ii
® 7 л '
. DO ■
s □ S У
с о
<D * со со 22 о о 10 10 10 10
12 Оценка доступности жилья в городах и городских агломерациях // Фонд «Институт экономики города». М., 2021. URL: ites/default/files/dostupnost_zhilya_17_11_2021_itog.pdf
13 Динамика доступности жилья в России в 2006-2021 гг. // Фонд «Институт экономики города». URL: ites/default/files/ dinamika_dostupnosti_zhilya_v_rossii_v_2006-2021_gg_0.pdf
сч N
сч N
О о
N N
со со
К (V
U 3 > (Л
С И
со N
i
- £ ф ф
О ё
о
о о со < со
8« ™ §
ОТ "
от Е
Е о
£ ° ^ с
ю о
S «
о Е
СП ^ т- ^
от от
£ w
■S г
iE 35
О (П
• индекс доступности приобретения жилья показывает фундаментальную доступность жилья при условии ипотечного кредита, выдаваемого на стандартных условиях. Без учета ставки по льготной ипотеке в 2020 г. ИДПЖ составлял 140 %, а в 2021 г. — 134 %. Таким образом, именно доступность жилья при приобретении квартиры в ипотеку по рыночным ставкам на первичном и вторичном рынке жилья (по данным Т0П-20 банков) показывает, что показатели доступности приобретения жилья с ипотекой в 2020 г. выросли не столь значительно, как с учетом ставки по льготной ипотеке, а в 2021 г. снизились гораздо сильнее, т.е. доступность приобретения жилья с ипотекой на рыночных условиях в 2021 г. существенно сократилась;
• доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств. Данный показатель в 2021 г. снизился незначительно: с 55,9 % в 2020 г. до 55,1 %. Так, в 2019 г. средневзвешенная ставка по ипотеке составляла 9,87 %, но с учетом принятия новых правил возмещения организациям недополученных доходов по ипотечным кредитам и за-ймам14 в 2020 г. она снизилась до 7,68 %.
Впервые за последние двенадцать лет в 2020 г. отмечено снижение стоимости жилья. В 2021 г. снижение стоимости жилья в крупных округах продолжалось более высокими темпами, чем за последние два года. В 2021 г. к рынкам с доступным жильем относятся только шесть, в то время как в 2018 г. этот показатель был на уровне 14 из 17 агломераций. Динамика доступности жилья в городах и городских агломерациях представлена в табл. 2.
Ключевым фактором важности инновационной жилищной политики Минстрой назвал накопленную ранее потребность населения в улучшении жилищных условий и снижение уровня процента износа жилого фонда за счет неблагоустроенного жилого фонда.
В докладе о результатах анализа использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности в РФ за 2020 год по пп. 8.1-8.4 п. 8 перечень процента износа многоквартирных домов (МКД) распределяется следующим образом15:
• наивысшее значение, равное 826 756 МКД, относится к категории от 31 до 65 %;
• наименьшее значение, равное 67 421 МКД, — к категории свыше 70 %;
• количество МКД, физический износ основных конструктивных элементов которых составляет от 0 до 30 % — 594 268 ед., от 66 до 70 % — 142 951 ед.
К сожалению, несмотря на существующие меры по решению жилищных проблем, объем аварийного жилья в России не уменьшается. Эксперты ожидают, что в 2024-2030 гг. этот показатель вырастет до 30 м2 на каждого жителя РФ. Минстрой рассчитывает, что главным инструментом выхода из сложившейся ситуации станет ипотечное кредитование. Обеспечение платежеспособного спроса будет достигнуто за счет планируемого снижения ставок с 8 до 6,9 % к 2030 г.
Еще одной ожидаемой проблемой Минстроя является расселение домов, признанных аварийными до 2017 г. Решение этой проблемы будет базироваться на основе региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и программе реновации старого жилого фонда. В 72,5 % российских городов не строится новое жилье. Согласно опросам ВЦИОМ, более 70 % россиян хотели бы перенести реновацию из Москвы в регионы. При этом 42 % жителей регионов назвали снос ветхого и аварийного жилья приоритетом16.
Сложность управления жилищным фондом обусловлена также наличием нескольких собственников, необходимостью тесной взаимозависимости обслуживающих организаций из различных секторов экономики, наличием системы многоуровневых финансовых потоков [10]. Именно по этим причинам процесс управления жилищными проблемами базируется на сложном механизме, выстроенном государством совместно с участниками инвестиционно-строительной сферы (инвесторы, которые являются кредиторами, заказчиками, покупателями и т.д., юридическими и гражданскими лицами, проектировщиками, изготовителями материальных, технических технологий, строительными и монтажными организациями, которые превращают инвестиционный ресурс в объекты базового капитала). Современные мировые тенденции, глобальные экономические кризисы и сложившиеся экономические особенности пандемийного периода 2020 г. заставляли все страны разрабатывать антикризисную политику, в основе которой лежат инновационные механизмы решения среднесрочных и долгосрочных проблем и вызовов времени17.
14 Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году (с изм. от 24.10.2020) : Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2020 № 566. URL: http://government.ru/docs/all/127623/
15 О результатах анализа использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности в Российской Федерации за 2020 год : доклад Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/127452/
16 Реновация в регионах // Аналитическая служба компании «ФинЭкспертиза». URL: https://finexpertiza.ru/upload/ iblock/11e/_-_-_.pdf
17 Российская экономика в 2020 году. Тенденции и перспективы (Вып. 42) / под науч. ред. д-ра экон. наук А.Л. Кудрина, д-ра экон. наук В.А. Мау, д-ра экон. наук А.Д. Радыгина, д-ра экон. наук С.Г. Синельникова-Мурылева. М. : Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. 712 с.
Инновационный механизм решения жилищных проблем представляет собой совокупность основных элементов жилищной политики в области развития строительных технологий и выполнения социальных программ, оказывающих стимулирующее воздействие на процесс формирования доступности жилья для различных слоев населения [11]. Прежде всего этот механизм решения жилищных проблем должен гарантировать работу двух взаимодополняющих составляющих: стратегической и тактической (рис.).
В состав базовых элементов инновационного механизма решения жилищных проблем входит.
1. Система государственного регулирования жилищной сферы.
Государственное нормативно-правовое регулирование доступности жилья. Принятие нормативно-правовых документов, регулирующих развитие жилищной сферы, представляет собой одно из направлений внутренней жилищной политики государства. Инновационность данной составляющей проявляется в большом количестве изменений, выстраивающихся на принятии новых правовых актов или внесении изменений в уже существующие [12]. Только с середины 2022 г. в силу вступило большое количество законодательных изменений, касающихся индивидуального жилищного строительства, градостроительной и разреши-
Система государственного регулирования жилищной сферы The system of state regulation of housing
тельной деятельности, го с экспертизы, энергоэффективности зданий и правил пользования жилыми помещениями18. Ярким примером могут служить механизмы государственно-частного партнерства в РФ, которые следует более детально проработать в отношении собственности, структуры налогообложения и регулирования взаимных претензий19.
Рыночные механизмы регулирования жилищной сферы. Этот элемент регулирует воздействие на жилищные инвестиции, рынок жилищного строительства, его структуру, состояние и тенденции развития рынка жилищной сферы деятельности строительного комплекса. Спрос и предложение на рынке жилья формируют уровень цен и востребованность отдельных финансовых инструментов, определяют доступность кредитных ресурсов и т.д. [13].
Внутренний механизм по координации государственного регулирования жилищной сферы. Проявляется во взаимодействии органов государственной власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления и других участников инвестиционно-строительной сферы в решении жилищных проблем населения. Этот механизм имеет особое значение, так как любые институциональные структуры могут превращаться в бюрократические препоны при их неграмотной организации [14]. Необходимо достичь такой синхронизации процессов
Механизм внешнего регулирования жилищной сферы
Mechanism of external regulation of the housing sector
Система инновационных инструментов решения жилищной проблемы
Критерии оценки решения жилищных проблем (КДЖ, ИДПЖ,ДС)
System of innovative tools for solving the housing
problem (CEDAW, IAPW, DS)
Система рычагов воздействия The leverage system
< П
ЁЗ
о % W 2
о со =! со
z z
у ->■ О CD
g S
i
3 °
sl8
о CJl
о?
о -,
E w
§ m a> g
â £ -I-, CD > CD
ÎQ
Система методов инновационного механизма решения жилищной проблемы The system of methods of innovative mechanism for solving the housing problem
Состав основных элементов инновационного механизма решения жилищных проблем Composition of the main elements of the innovative mechanism for solving housing problems
18 Что изменится в регулировании строительной отрасли и ЖКХ с 1 марта? URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/ chto-izmenitsya-v-regulkovami-stroitehioy-otrasli-i-zlikkli-s-1-marta/
19Взаимодействие бизнеса и органов власти : учеб. и практикум для вузов / под ред. E.H. Марковской и др. 2-е изд. М. : Изд-во Юрайт, 2020. 368 с.
cd ^
[I
® ч
л ' -J 00 ■ Т
ЗГ э
(Я *s
с о (D * 00 00
10 10 О О 10 10 10 10
System ot innovative tools tor solving the housing problem
N N N N О О N N
СО СО К (V U 3
> (Л
с и со N
i - £
ф ф
О ё
о
о о
со <
cd S:
8«
™ §
ОТ "
от Е
Е о
CL ° ^ с
ю о
S «
о Е
СП ^ т- ^
от от
£ w
■S г
ES
О (О ££
управления, чтобы все участники демонстрировали высокую заинтересованность и активность в решении жилищных проблем20. И.С. Глебова, С.С. Бэрман, В.А. Грибовская и др. считают, что следует решить еще множество вопросов, связанных с упразднением избыточных функций надзора, сокращением расходов по эскроу-счетам, должны быть скорректированы финансовые схемы, упорядочены и налажены отношения между субъектами проектного финансирования и управленческие механизмы, способные эффективно контролировать строительные процессы [8, 15].
2. Механизм внешнего регулирования жилищной сферы. Механизм включает следующие составляющие:
• бюджетно-налоговый механизм регулирования строительной отрасли;
• цифровая трансформация строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ;
• денежно-кредитный механизм регулирования экономики строительной отрасли [15];
• антикризисный механизм поддержки строительной отрасли и ЖКХ РФ.
Последние изменения в механизме внешнего регулирования жилищной сферы связаны с внедрением новых — инновационных мер поддержки строительной отрасли21. Строительным компаниям, проектировщикам, компаниям, выполняющим инженерные изыскания, разрешается предоставление займов за счет средств компенсационных фондов. До конца 2022 г. заказчик вправе осуществить закупку для государственных нужд у единственного поставщика в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 339.
Подлежат списанию неустойки по контрактам, возникшие из-за санкций недружественных государств и (или) ограничительных мер22. Предусматриваются оптимизация и сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам такой документации23. На один год продлевается срок действия разрешений на строительство объ-
ектов капитального строительства и срок действия всех градостроительных планов земельных участков. С 15.04.2022 до 01.01.2023 г. вводится упрощенная процедура получения документов по планировке территории, разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию24. В рамках денежно-кредитной политики компании, занимающиеся жилищным строительством, смогут рассчитывать на субсидирование процентной ставки по кредитам25.
3. Система рычагов воздействия. Включает следующие основные формы воздействия на процесс управления жилищными проблемами в РФ:
• ипотечное кредитование (программа «Ипотека»);
• аренда жилья (программа «Арендное жилье»);
• поддержка социально приоритетных категорий граждан;
• организация комфортных для проживания условий;
• передача земельных участков в пользование гражданам на взаимовыгодных условиях;
• обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
• жилищное строительство;
• единое информационное пространство в строительной сфере;
• высокая финансовая грамотность в жилищной сфере.
4. Система методов инновационного механизма решения жилищной проблемы. Она связана с направлениями, в рамках которых достигается результат применения тех или иных рычагов воздействия [1-6]:
• продолжение развития ипотечного рынка, а также постепенный переход от привлечения денежных средств в долевое строительство жилых домов на другие формы финансирования ЖКХ;
• создание механизмов для развития комфортных городских условий, комплексного развития городов, поселений с учетом показателей качества городских условий;
• модернизация строительной индустрии и повышение качества промышленного жилья, включая установление ограничений на использование устаревших технических средств и стимулирование вне-
20Марковская Е.И. и др. GR. Взаимодействие бизнеса и органов власти : учеб. и практикум для вузов / под ред. Е.И. Марковской. 2-е изд. М. : Изд-во Юрайт, 2020. 368 с.
21 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 04.03.2022 № 46-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080001
22 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 № 783 : Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 340. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203120004
23 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 11.03.2022 № 58-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203140011
24 Об особенностях подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков, выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства, разрешений на ввод в эксплуатацию : Постановление Правительства РФ от 02.04.2022 № 575. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204050030
25 О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 629 : Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 534. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204010050
дрения инновационных технологии в строительстве и проектировании, совершенствование механизмов государственного обеспечения строительства стандартных жилых помещении;
• создание механизмов переселения граждан из непригодного жилого фонда и обеспечение соблюдения их прав по законодательству;
• изменение процедуры казначейского сопровождения госконтрактов;
• мониторинг льготных программ кредитования бизнеса;
• расширение возможности корректировки условии основных параметров концессионных соглашений по строительству автодорог, мостов, железных дорог, школ и других объектов из-за санкци-онных ограничений;
• льготная ипотечная программа на строительство частных жилых домов своими силами — без оформления договора подряда с профессиональными застройщиками.
5. Система инновационных инструментов решения жилищной проблемы26. Данная составляющая инновационного механизма включает следующие основные формы воздействия на процесс управления жилищной проблемой и формирует наиболее перспективные решения в области обеспечения граждан комфортным и доступным жильем:
• система мер, отражающихся на показателях снижения стоимости вновь построенного жилья в паспорте национального проекта жилья и городской среды;
• признание приоритетного направления развития ЖКХ в РФ — индивидуальное строительство;
• расширение возможностей альтернативного финансирования за счет ипотечно-накопительных и жилищных кооперативов;
• внедрение стандарта комплексного развития территорий как обязательного во всех субъектах РФ;
• разработка и принятие федерального проекта «Развитие жилья» в качестве основного инструмента предоставления жилья гражданам с низким и средним доходом;
• унификация механизма поддержки жилья, определение федеральным законом единого жилищного стандарта для признания граждан, нуждающихся в жилье, и четко прописанного алгоритма предоставления такого жилья;
• внедрение централизованного персонального учета населения, необходимого для улучшения условий жилищного обеспечения;
• расширение форм удовлетворения потребностей граждан в жилье и мер государственной поддержки, включая ипотеку, накопительную схему предоставления жилищного фонда, субсидию на покупку жилья, аренду жилья, кооперацию, фи-
нансовую и безфинансовую поддержку частных застройщиков и др.
По прогнозам Общественной палаты Российской Федерации, система методов инновационного механизма решения жилищных проблем, входящая в состав основных элементов механизма (рис.), позволит снизить стоимость квадратного метра более чем в 2 раза и обеспечит безопасность социально незащищенных граждан, даст возможность органам государственной власти и местного самоуправления брать в наем необходимый объем жилого фонда у обеспеченных граждан для последующей сдачи его социально незащищенным слоям населения.
Результативность работы сформированного государством инновационного механизма решения жилищных проблем зависит от многих факторов. В статье представлены результаты исследования влияния десяти факторов на результирующий показатель — ДС. Этот критерий был выбран из-за его универсальности, он показывает семьи, имеющие возможность приобретать жилье в соответствии с условиями государственной жилищной политики, и учитывает как собственные, так и заемные инвестиции.
Для более точного анализа влияния всех выбранных факторов на уровень ДС (¥) обратимся к данным, полученным в ходе корреляционно-регрессионного анализа (табл. 3).
На основе полученной регрессии был рассчитан доверительный интервал каждого фактора модели, это дает возможность обозначить наихудший и наилучший прогноз изменения результирующего показателя.
Таким образом, интерпретировать изменение параметра ДС можно доказательно большим количеством аргументов. Рост динамики среднедушевых денежных доходов населения на 1,00 % приводит к уменьшению ДС в среднем на 2,06 %. Эта тенденция противоречива, так как считается, что увеличение доходов населения, наоборот, увеличит значение ДС. Однако, если углубиться в структуру денежных доходов населения по источникам поступления, можно заметить, что доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности за последние два года резко снизились. Например, в 2010 г. доля таких доходов составляла 8,9 %, в 2019 г. — 6,0 %, а в 2020 г. — 5,2 %. При этом снижаются и реальные располагаемые денежные доходы населения. Также наблюдаются следующие проблемы, которые негативно влияют на результирующий показатель:
• уменьшение доли прироста сбережений населения в структуре использования доходов;
• дифференциация населения по уровню материального достатка;
• уменьшение темпов роста величины прожиточного уровня;
• увеличение дефицита денежного дохода.
< п
I*
о Г и 3
о со § СО
У 1
о со
и-
^ I § °
о
з (
о?
о §
Е м § 2
§ 0
2 6
> 6 $ (
ф ) щ
® 7 л "
. ОН ■ £
(Л п (Я у с о Ф X , со
2 2 О О 2 2 2 2
6 Специальный доклад «Право на жилье есть у каждого». М. : Общественная палата Российской Федерации, 2020. 60 с.
Табл. 3. Результаты анализа влияния факторов на уровень ДС
Table 3. Results of the analysis of the influence of factors on the level of DS
Факторы / Factor
Общеэкономические показатели* General economic indicators* Объем финансовых средств, выделяемых государством на решение жилищных проблем** The amount of financial resources allocated by the state to solve housing problems** Уровень жизни населения* The standard of living of the population*
Наихудший прогноз Worst case prognosis Наилучший прогноз Best Forecast Наихудший прогноз Worst case prognosis Наилучший прогноз Best Forecast Наихудший прогноз Worst case prognosis Наилучший прогноз Best Forecast
-0,980 -0,400 0,670 1,330 -0,150 0,20
X1 (-0,69) Предпринимательская активность предприятий в группе F — строительство Entrepreneurial activity of enterprises in group F — construction X2 (1,00) Расходы федерального бюджета на реализацию национального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» Federal budget expenditures on the implementation of the national project "Ensuring Sustainable Reduction of Uninhabitable Housing Stock" X4 (-0,016) Динамика среднедушевых денежных доходов населения Dynamics of the average monetary income of the population per capita
3,26 5,95 0,010 0,110 -2,670 -1,450
X7 (4,60) Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» Volume of works performed by type of economic activity "Construction" X6 (0,06) Расходы федерального бюджета на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды» Federal budget expenditures on the implementation of the national project "Creation of a comfortable urban environment" X3 (-2,06) Динамика численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума Dynamics of the population with the average income per capita below the minimum subsistence level
-4,87 -2,39 0,60 0,87 -1,730 1,150
X9 (-3,63) Доля инвестиций в основной капитал в ВВП Share of investment in fixed capital in GDP X10 (-0,29) Расходы федерального бюджета на реализацию национального проекта «Жилье» Federal budget expenditures on the implementation of the national project "Housing" X5 (-0,29) Численность занятых в возрасте 15-72 лет Number of employed people aged 15-72 years
N N
N N
О О
tv N
00 CO
a>
к
u >
с to
<u <u
о ё
(Л "
со E
E о
CL °
^ с
ю о
S «
о E
со ^
T- ^
CO CO
Примечание: * — данные получены на основе значений статистической отчетности, опубликованной Федеральной службой государственной статистики за период с 2016-2021 гг. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705; ** — данные получены на основе официально опубликованной информации, представленной Минфином России в документах «Бюджет для граждан» за период с 2016-2021 гг. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/process/utverzhdenie/ budget_citizen/
Note: * — the data are based on the values of statistical reports published by the Federal State Statistics Service for the period from 2016 to 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/10705; ** — data are derived from officially published data provided by the Russian Ministry of Finance in the "Budget for Citizens" documents for the period from 2016-2021. URL: https://minfin. gov.ru/ru/perfomance/budget/process/utverzhdenie/budget_citizen/
При росте динамики численности занятых в возрасте 15-72 лет на 1,00 % динамика ВВП на душу населения уменьшается в среднем на 0,29 %. На первый взгляд, данную тенденцию трудно объяснить. Считается, что в подавляющем большинстве работодатели ориентированы на работников в возрасте 23-40 лет, так как именно эта группа людей готова к пополнению знаний, обладает лучшим здоровьем, а значит, может внести больший вклад в улучшение жилищных условий своей семьи, однако в России преобладает возраст трудоспособного населения старше 40 лет, им труднее устроиться на работу.
С вероятностью 95,00 % можно утверждать:
• при увеличении динамики предпринимательской активности предприятий в группе Г — строительство на 1,00 % динамика ДС упадет в худшем случае на 0,98 %, в лучшем на 0,40 %;
• при увеличении динамики расходов из федерального бюджета на реализацию национального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на 1,00 % динамика ДС растет при наихудшем прогнозе на 0,67 % и при наилучшем на 1,33 %;
• рост динамики численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, на 1,00 % приведет к уменьшению ДС при негативном сценарии на 2,67 % и при позитивном на 1,45 %;
• увеличение динамики среднедушевых денежных доходов населения на 1,00 % приведет к снижению ДС в худшем случае на 0,15 %. В лучшем случае прогнозируется рост ДС на 0,12 %;
• при росте динамики численности занятых в возрасте 15-72 лет на 1,00 % динамика ДС при худшем сценарии уменьшится на 1,72 %. В лучшем случае прогнозируется рост результирующего показателя на 1,15 %;
• при увеличении динамики расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта «Формирование комфортной городской среды» на 1,00 % динамика ДС при негативных воздействиях вырастет на 0,01 %, а при позитивных на 0,11 %;
• при росте динамики объема работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», на 1,00 % происходит увеличение динами-
ки ВВП на душу населения по ППС при наихудшем раскладе на 3,26 % и при наилучшем на 5,95 %;
• снижение динамики доли инвестиций в основной капитал в ВВП на 1,00 % приведет к уменьшению ДС в наихудшем случае на 4,87 % и в наилучшем на 2,39 %;
• рост динамики расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта «Жилье» на 1,00 % приведет к увеличению динамики ДС в наихудшем случае на 0,60 %, в наилучшем на 0,87 %.
Подводя итоги, на данном этапе анализа можно обозначить на основе регрессии наиболее влиятельные факторы на уровень ДС, увеличение которых на 1 % меняет результирующий показатель более чем на 1 %. К таким показателям относятся:
• объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство»;
• динамика численности населения, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума;
• доля инвестиций в основной капитал в ВВП;
• численность занятых в возрасте 15-72 лет.
Вышеперечисленные факторы требуют больше
всего внимания для их дальнейшей оптимизации и создания инновационных решений в области жилищных проблем. Также для более точного выявления наиболее важных факторов необходимо провести проверку значимости параметров модели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ
Для формирования окончательных выводов была проведена проверка достоверности представленных корреляционно-регрессионных моделей и проверка значимости модели в целом по Г-критерию (критерий Фишера). Также внутри данной проверки задавалась вероятность ошибки 5 % (табл. 4).
С учетом полученных сведений можно сделать вывод, что регрессионная модель является достаточно точной и достоверной. В конечном итоге из всех выбранных факторов на основе корреляционно-регрессионной модели и /-критерия следует, что требуется в первую очередь решить ряд проблем, связанных с показателями:
• среднедушевые денежные доходы населения;
• доля инвестиций в основной капитал в ВВП.
Модель Model F б набл Fobs F крит I crit Вывод Conclusion
1 2289,55 240,54 С вероятностью 95 % полученные регрессионные модели являются значимыми With 95 % probability the obtained regression models are significant
2 34,29 8,89
3 12,55 5,05
4 8,63 4,53
< п
iH
о
S
с
0 со
n (Л
1 2 y i
J CD
u-
^ I
n ° o
з ( o?
о n
CO CO
0)
Табл. 4. Результаты проверки достоверности представленных корреляционно- регрессионных моделей по критерию Фишера Table 4. Results of verification of reliability of the presented correlation and regression models by Fisher's criterion
i\j со о 2 § > §6 c я
h о
С n
ф ) [I
® 7 л ' . DO
■ т
s □
s У с о <D X
s°s°
2 2 О О 2 2 2 2
N N
N N
О О
N N
00 00
К <D
U 3
> (Л
С И
со N
J
- £ ф Ф
О ё
Второстепенной задачей относительно угроз замедления отдачи от инновационных механизмов, реализуемых в жилищной политике, является работа над такими показателями, как:
• охват молодежи образовательными программами среднего и высшего образования;
• численность занятых в возрасте от 15 до 72 лет.
Также необходима оптимизация ряда показателей, позволяющих развивать инновационные решения по увеличению доли семей, которые смогут купить квартиру. В первую очередь следует развивать такие показатели, как:
• объем расходов национального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»;
• объем расходов национального проекта «Жилье»;
• объем работ по виду экономической деятельности «Строительство».
Несмотря на рост динамики данных факторов, по сравнению с развитыми странами, в России наблюдается недостаточно высокий уровень объема работ по виду экономической деятельности «Строительство», что сказывается на динамике цены и спроса на недвижимость [17].
Второстепенной задачей относительно оптимизации показателей для более прогрессивного роста ДС является усовершенствование структуры расходов по национальным проектам. Хотя уже сейчас
государство, реформируя строительную отрасль и ЖКХ, обеспечило переформатирование государственной программы по управлению имуществом, справилось с кризисом, вызванным коронавирус-ной инфекцией, и массовым банкротством бизнеса, поддержало развитие платформенных компаний и изменение особенности бизнес-модели, корпоративного управления в строительстве. Выход многонациональных компаний из российской экономики и новые направления политики регулирования иностранных инвестиций изменили соотношения в экспортно-импортной политике, затронув всю инвестиционно-строительную сферу и другие области экономической безопасности государства [18]. Сложившаяся ситуация требует более детальной проработки проблем, представленных в табл. 5.
Использование в жилищной политике кластерного подхода, как одной из современных технологий управления региональным развитием, позволяет создать базу для развития малых и средних предприятий строительной сферы. Посредством данного подхода можно решить проблему оплаты труда населения, живущего на небольших территориях, сформировать небольшую и стабильную зону, в которой даже отсутствие ипотеки даст возможность населению решать свои жилищные проблемы. На таких территориях следует применять более сбалансированные финансовые инструменты и дополнительно стимулировать насе-
Табл. 5. Инновационная составляющая в решении жилищной проблемы Table 5. Innovative component in solving the housing problem
Проблема The problem
Инновационная составляющая Innovative component
о
о о со < cd
8 « Si §
CO "
со E
E о
CL °
^ с
ю о
s «
о E
CO ^
T- ^
Максимально снизить стоимость 1 м2, без ущерба качеству [1, 11] Reduce the cost per square meter of housing as much as possible, without sacrificing quality [1, 11]
Концепция единой архитектурной и социально-психологической составляющей. Создание инновационной строительной отрасли на базе малой стройиндустрии. Конвейерное производство некоторых элементов строительного процесса. Увеличение деревянных элементов в конструкциях малоэтажных домов Common architectural and socio-psychological concept.
Creation of the innovative construction industry on the basis of a small building industry. Transferring most of the house-building process to the factory floor. More use of wooden elements in the construction of low-rise houses which will ensure their energy efficiency, environmental friendliness, good strength characteristics, and a decrease in the cost of 1 m2 of housing
со
CO
■s
r
is
О tn
<S£
Отсутствие кластерного подхода в решении жилищных проблем регионов РФ [19, 20] Lack of a cluster approach to solving the housing problems of the regions of the Russian Federation [19, 20]
Увеличение количества конструкций, производящихся на базе заводских цехов, за счет этого развитие производства строительных материалов и конструкций в каждом регионе.
Разработка базовых типов жилья для малоэтажного строительства. Повышение бытовой квалификации человека.
Пересмотр регламентов участия государственных органов власти в решении жилищных проблем.
Включение механизмов ГЧП в процессы инвестиционно-строительной сферы Transferring much of the home building process to the factory floor on an assembly line. The typology of family housing should be very advanced and include several suburban housing options - individual homes. Increase the household qualifications of the individual.
Establish factory production of technological building materials and housing fragments. It is necessary to revise the regulations for the participation of government agencies in solving the housing problem.
Include PPP mechanisms in the processes of investment and construction
Окончание табл. 5 / End of table 5
Проблема The problem
Инновационная составляющая Innovative component
Разработка кредитных механизмов и со субсидирования для приобретения жилья гражданами27 Develop credit and financial mechanisms that allow citizens to purchase housing27
Субсидирование процентной ставки на ипотеку. Субсидирование платежей по ипотеке. Ипотечные праздники. Субсидии для покупки и реновации жилья. Налоговая льгота.
Другие механизмы по решению жилищных проблем. Ипотека для семьи с двумя детьми и старше. Ипотека на Дальнем Востоке и для военнослужащих.
Субсидии по первоначальному взносу молодым семьям до 35 лет, имеющим жилые условия менее 18 м2 на одного человека.
Возможность использовать материнский капитал для погашения ипотечных кредитов.
Субсидии для погашения ипотеки для многодетных ипотечных заемщиков.
Налоговая льгота для покупки и продажи жилья, процентные ипотечные платежи.
Бесплатный участок под строительство многодетным семьям.
Субсидии на арендные и лизинговые платежи
Mortgage interest rate subsidy.
Mortgage payment subsidies.
Mortgage holidays.
Subsidies for home purchases and renovations. Tax credit.
Other mechanisms to solve housing problems. Mortgage for a family with two children or older. Mortgage in the Far East and for servicemen.
Subsidies on the initial payment to young families under 35 years of age with less than
18 square meters of living space per person.
The possibility of using maternity capital to repay mortgages.
Mortgage repayment subsidies for borrowers with many children.
Tax credit for buying and selling a home; mortgage interest payments.
Free building lot for large families.
Subsidies for rent and lease payments
ление и строителей, например, следует исключить земельный участок под строительство как объект торгов.
По нашему мнению, в сложившихся социально-экономических условиях для регионов России важен вопрос создания малых инновационных предприятий строительной отрасли, которые будут обеспечивать потребности в материалах и конструкциях, необходимых для строительства жилья, а также выполнять полный комплекс работ по возведению инфраструктуры и, как следствие, наличие высоко комфортного проживания на указанной территории. Кроме того, эти предприятия будут обеспечивать проведение качественной реновации.
Таким образом, наиболее перспективными направлениями развития жилищно-строительного комплекса, по результатам последних исследований, являются организация транспортной и инженерной инфраструктуры; старт производства модульных сборных конструкций для жилищного строительства, что даст возможность удешевить стоимость квадратного метра даже по сравнению с импортными аналогами. Представленные в статье инновационные методики позволят изменить ментальность населения, грамотно пропагандируя еще новые для России технологии строительства жилья, популяризируя загородный образ жизни.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Trisuci R., Wiranegara H.W., Supriatna Y., Ramadhani A. Balanced housing policy optimization // International Journal of Scientific and Technology Research. 2020. Vol. 9. Issue 3. Pp. 3025-3027.
2. Siegmunt O. The historical development of the housing policy of Russian cities from pre-industrialization period to free real estate market //
Planning Perspectives. 2020. Vol. 35. Issue 6. Pp. 955968. DOI: 10.1080/02665433.2019.1642236
3. Леонова Л.Б. Методология управления строительством доступного жилья и ЖКУ : монография. Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2018. 92 с.
4. Смирнова Н.Д. Анализ развития жилищного строительства последнего десятилетия в Россий-
27 Ипотека и доступность жилья. Аналитическая записка. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/105729/analytic_ note_20200312_dip.pdf
< П
8 8 i Н
G Г
S 2
0 С/з § С/3
1 2 У 1
J со
u-
^ I
n ° o
3 (
о §
E w
§ 2
n 0
2 6
A CD
Г 6 t (
2 )
ii
® 7 л ' . DO
■ T
(Л У
с о <D * , СО
2 2 О О 2 2 2 2
сч N
сч N
О о
N N
СО 00
К (V
U 3 > (Л
С И
со N
i
- £ ф ф
О ё
о
о о со <
8« Si §
(Л "
от Е
Е о
£ °
^ с
ю о
S с!
о Е
СП ^
т- ^
<л ю
£ w
г
í!
о (ñ
ской Федерации // Инженерный вестник Дона. 2022. № 6 (90). С. 423-429.
5. Solodilova L.A. Social housing in Russia: Yesterday, today, tomorrow // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022. Vol. 988. P. 052038. DOI: 10.1088/1755-1315/988/5/052038
6. Vavilova T. Social-oriented methods as a promising tool for Russian affordable housing design // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 753. Issue 3. P. 032014. DOI: 10.1088/1757-899X/753/3/032014
7. Митрофанов Н.Г., Конева А.В. Проблемы реализации жилищной политики в России // Инновации и инвестиции. 2020. № 4. С. 248-250.
8. Glebova I.S., Berman S.S., Gribovskaya VA. Housing construction: problems and prospects (as exemplified by Russia) // Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2022. Vol. 2. Issue 35. С. 182-196. DOI: 10.21902/Revrima.v2i35.5727
9. Шамин А.Е., Воронков А.Н., Елфимов О.М. Факторы угроз экономической безопасности городской агломерации и меры по их устранению // На страже экономики. 2020. № 3 (14). С. 75-86. DOI: 10.36511/2588-0071-2020-3-75-86
10. Kornilov P.P., Lapaev D.N., Lapaeva O.N. Housing innovation management: strategic directions of development // International Journal of Management. 2020. Vol. 11. Issue 5. Pp. 524-549. DOI: 10.34218/ IJM.11.5.2020.049
11. Suprun E., Stewart R.A., Sahin O., Panuwat-wanich K., Shcherbachenko Y. Systems thinking and modelling in innovative housing // 2018 Joint Asia-Pacific Network for Housing Research and Australasian Housing Researchers Conference, APNHR and AHRC 2018 - Proceedings. 2020. Pp. 108-116.
12. Грабовый П.Г., Самосудова Н.В. Законодательная основа, правоприменение и перспективы развития жилищной политики и жилищных отношений // Недвижимость: экономика, управление. 2020. № 2. С. 73-82. DOI: 10.22227/2073-8412.2020.2.73-82
Поступила в редакцию 15 августа 2022 г. Принята в доработанном виде 17 августа 2022 г. Одобрена для публикации 17 августа 2022 г.
Об авторах: Елена Владимировна Савоскина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и инноваций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г Москва, Ярославское шоссе, д. 26; SPIN-код: 1623-2453, Scopus: 57192541660, ResearcherlD: N-6294-2016, ORCID: 0000-0001-7723-0793; [email protected];
Наталья Анатольевна Солопова — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и инноваций; Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ); 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26; SPIN-код: 4266-4776, Scopus: 57193075378, ResearcherlD: N-8850-2016, ORCID: 0000-0003-2034-4321; [email protected];
Екатерина Петровна Акри — кандидат экономических наук, доцент, директор колледжа; Самарский государственный технический университет (СамГТУ); 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244; SPIN-код: 9971-7760, Scopus: 57216581010, ResearcherID: O-2095-2016, ORCID: 0000-0002-5619-4559; [email protected];
Светлана Валентиновна Домнина — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры землеустройства и кадастров; Самарский государственный экономический университет (СГЭУ); 443090, г. Самара,
13. Ermilova M., Kalinkin E., Semenkova E., Ka-linkina K. Foreign housing markets: questions of price policy // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 159. P. 05014. DOI: 10.1051/e3sconf/202015905014
14. Петриченко Г.С., Фофонов Н.Е., Петриченко Д.Г. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищного строительства // Вестник Академии знаний. 2021. № 47 (6). С. 304-307. DOI: 10.24412/2304 -6139-2021-6-304-307
15. Шохин А.Н., Палагина А.А. Взаимодействие государства и строительного бизнеса в процессе перехода от отношений долевого участия к проектному финансированию: предпосылки и рекомендации по определению негативных последствий // Бизнес. Общество. Власть. 2018. № 2 (28). С. 60-75.
16. Shalamov G.A., Shokhonova K.E., Age-eva N.A., Savchenko I.A. The features of mortgage lending in Russia in the context of the COVID-19 pandemic // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. Vol. 751. Issue 1. P. 012174. DOI: 10.1088/1755-1315/751/1/012174
17. Rybak S. Mortgage and mortgage lending as a tool for financial recovery of the modern Russian economy // E3S Web of Conferences. 2021. Vol. 273. P. 08109. DOI: 10.1051/e3sconf/202127308109
18. Kirschke P., Sietko D. The function and potential of innovative reinforced concrete prefabrication technologies in achieving residential construction goals in germany and Poland // Buildings. 2021. Vol. 11. Issue 11. P. 533. DOI: 10.3390/buildings11110533
19. Верстина Н.Г., Цуверкалова О.Ф. Современное состояние инновационной деятельности регионов РФ // Вестник МГСУ 2022. Т. 17. № 6. С. 769-789. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.6.769-789
20. Kalyukin A., Kohl S. Continuities and discontinuities of Russian urban housing: the soviet housing experiment in historical long-term perspective // Urban Studies. 2020. Vol. 57. Issue 8. Pp. 1768-1785. DOI: 10.1177/0042098019852326
ул. Советской Армии, д. 141; SPIN-код: 4266-4776, Scopus: 57193075862, ResearcherlD: N-8847-2017, ORCID: 0000-0002-3805-5651; [email protected].
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
REFERENCES
1. Trisuci R., Wiranegara H.W., Supriatna Y., Ram-adhani A. Balanced housing policy optimization. International Journal of Scientific and Technology Research. 2020; 9(3):3025-3027.
2. Siegmunt O. The historical development of the housing policy of Russian cities from pre-indus-trialization period to free real estate market. Planning Perspectives. 2020; 35(6):955-968. DOI: 10.1080/0266 5433.2019.1642236
3. Leonova L.B. Methodology of management of construction of affordable housing and housing and communal services. Ekaterinburg, UrGUPS, 2018; 92. (rus.).
4. Smirnova N.D. Analysis of the development of housing construction in the last decade in the Russian Federation. Engineering journal of Don. 2022; 6(90):423-429. (rus.).
5. Solodilova L.A. Social housing in Russia: Yesterday, today, tomorrow. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2022; 988:052038. DOI: 10.1088/1755-1315/988/5/052038
6. Vavilova T. Social-oriented methods as a promising tool for Russian affordable housing design. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020; 753(3):032014. DOI: 10.1088/1757-899X/753/3/032014
7. Mitrofanov N.G., Koneva A.V Problems of realization of housing policy in Russia. Innovations and Investments. 2020; 4:248-250. (rus.).
8. Glebova I.S., Berman S.S., Gribovskaya V.A. Housing construction: problems and prospects (as exemplified by Russia). Relacoes Internacionais no Mundo Atual. 2022; 2(35):182-196. DOI: 10.21902/Revrima. v2i35.5727
9. Shamin A., Voronkov A., Elfimov O. Factors of threats to economic security of urban agglomeration and measures to eliminate them. The Economy Under Guard. 2020; 3(14):75-86. DOI: 10.36511/2588-00712020-3-75-86 (rus.).
10. Kornilov P.P., Lapaev D.N., Lapaeva O.N. Housing innovation management: strategic directions of development. International Journal of Management. 2020; 11(5):524-549. DOI: 10.34218/IJM.11.5.2020.049
11. Suprun E., Stewart R.A., Sahin O., Panuwat-wanich K., Shcherbachenko Y. Systems thinking and modelling in innovative housing. 2018 Joint Asia-Pacific Network for Housing Research and Australasian
Received August 15, 2022.
Adopted in revised form on August 17, 2022.
Approved for publication on August 17, 2022.
Housing Researchers Conference, APNHR and AHRC 2018 — Proceedings. 2020; 108-116.
12. Graboviy P.G., Samosudova N.V. Legislative framework, enforcement and prospects for the development of housing policy and housing relations. Real Estate: Economics, Management. 2020; 2:73-82. DOI: 10.22227/2073-8412.2020.2.73-82 (rus.).
13. Ermilova M., Kalinkin E., Semenkova E., Ka-linkina K. Foreign housing markets: questions of price policy. E3S Web of Conferences. 2020; 159:05014. DOI: 10.1051/e3sconf/202015905014
14. Petrichenko G.S., Fofonov N.E., Petrichen-ko D.G. Interaction of state authorities and local government bodies in the sphere of housing construction. Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021; 47(6):304-307. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-6-304-307 (rus.).
15. Shokhin A., Palagina A. Interaction of state and construction business in context of trnsition from share holding relations to project financing: prerequisites and recommendations for countering negative effects. Business. Society. Power. 2018; 2(28):60-75. (rus.).
16. Shalamov G.A., Shokhonova K.E., Age-eva N.A., Savchenko I.A. The features of mortgage lending in Russia in the context of the COVID-19 pandemic. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021; 751(1):012174. DOI: 10.1088/17551315/751/1/012174
17. Rybak S. Mortgage and mortgage lending as a tool for financial recovery of the modern Russian economy. E3S Web of Conferences. 2021; 273:08109. DOI: 10.1051/e3sconf/202127308109
18. Kirschke P., Sietko D. The function and potential of innovative reinforced concrete prefabrication technologies in achieving residential construction goals in Germany and Poland. Buildings. 2021; 11(11):533. DOI: 10.3390/buildings11110533
19. Verstina N.G., Tsuverkalova O.F. Current state of innovative activities in the Russian regions. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(6):769-789. DOI: 10.22227/19970935.2022.6.769-789 (rus.).
20. Kalyukin A., Kohl S. Continuities and discontinuities of Russian urban housing: the soviet housing experiment in historical long-term perspective. Urban Studies. 2020; 57(8):1768-1785. DOI: 10.1177/0042098019852326
< П
i H G Г
S 2
0 со § CO
1 S
y 1
J со
u-
^ I
n °
S> 3 o
zs (
о §
§ 2 n 0
S 6
A CD
Г 6 t (
SS )
ii
® 7 л ' . DO
■ T
s У с о <D *
2 2 О О 10 10 10 10
Bionotes: Elena V. Savoskina — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Innovation; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; SPIN-code: 1623-2453, Scopus: 57192541660, ResearcherID: N-6294-2016, ORCID: 0000-0001-7723-0793; [email protected];
Natalia A. Solopova — Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Management and Innovation; Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU); 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; SPIN-code: 4266-4776, Scopus: 57193075378, ResearcherID: N-8850-2016, ORCID: 0000-0003-2034-4321; [email protected];
Ekaterina P. Akri — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Director of College; Samara State Technical University (SamGTU); 244 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100, Russian Federation; SPIN-code: 99717760, Scopus: 57216581010, ResearcherID: 0-2095-2016, ORCID: 0000-0002-5619-4559; [email protected];
Svetlana V. Domnina — Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Land Management and Cadastres; Samara State Economic University (SSEU); 141 Sovetskaya Armiya st., Samara, 443090, Russian Federation; SPIN-code: 4266-4776, Scopus: 57193075862, ResearcherID: N-8847-2017, ORCID: 0000-0002-3805-5651; [email protected].
Contribution of the authors: all authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare no conflict of interest.
N N
N N
o o
Ci N
CO 00
K (V
U 3 > in
E M
to I»
i - $
<D <u
o í¿
o
o o
co <
cd S:
8 «
Sí §
CO "
co E
E o CL U
c
LT> O
S «
o E
CD ^
T- ^
CO CO
2 3
r
ü (ñ