Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ / НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саврадым Виктория Михайловна, Шулекина Елена Николаевна

Эффективная социально-экономическая политика государства включает разные направления деятельности. Одним из таких направлений выступает регулирование развития жилищного строительства и обеспечение доступным жильем граждан. Не менее важная роль в решении жилищных вопросов отводится региональным уровням власти. Жилищная политика самих регионов формируется под влиянием стратегических целей и задач, образующих его комплексное социальноэкономическое развитие с учетом присущих ему особенностей (географических, административно-территориальных, природных, национальных, ресурсных и т.д.). Учитывая данный фактор, авторами проведен анализ государственного стимулирования жилищного строительства в Новосибирской области. При этом особый интерес представляет финансовый аспект данного вопроса, т.к. напрямую показывает степень вовлечения государства в его решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саврадым Виктория Михайловна, Шулекина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGULATION OF HOUSING CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN THE NOVOSIBIRSK REGION: FINANCIAL ASPECT

Effective socio-economic policy of the state includes different areas of activity. One of these areas is the regulation of the development of housing construction and the provision of affordable housing for citizens. An equally important role in solving housing issues is assigned to the regional levels of government. The housing policy of the regions themselves is formed under the influence of strategic goals and objectives that form its complex socio-economic development, taking into account its inherent features (geographical, administrative-territorial, natural, national, resource, etc.). Taking into account this factor, the authors analyzed the state incentives for housing construction in the Novosibirsk region. At the same time, the financial aspect of this issue is of particular interest, since it directly shows the degree of involvement of the state in its solution.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ»

Государственное регулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области: финансовый аспект

Саврадым Виктория Михайловна

канд. экон. наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС E-mail: [email protected]

Шулекина Елена Николаевна,

старший преподаватель, кафедра экономической теории и прикладной экономики, Новосибирский государственный технический университет E-mail: [email protected]

Эффективная социально-экономическая политика государства включает разные направления деятельности. Одним из таких направлений выступает регулирование развития жилищного строительства и обеспечение доступным жильем граждан. Не менее важная роль в решении жилищных вопросов отводится региональным уровням власти. Жилищная политика самих регионов формируется под влиянием стратегических целей и задач, образующих его комплексное социально-экономическое развитие с учетом присущих ему особенностей (географических, административно-территориальных, природных, национальных, ресурсных и т.д.). Учитывая данный фактор, авторами проведен анализ государственного стимулирования жилищного строительства в Новосибирской области. При этом особый интерес представляет финансовый аспект данного вопроса, т.к. напрямую показывает степень вовлечения государства в его решение.

Ключевые слова: государственное стимулирование жилищного строительства, финансирование государственной программы, Новосибирская область

Вопросы обеспечения населения жильем весьма актуальны в свете проводимой государством социальной политики. Высокая приоритетность данного направления подтверждается реализацией государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», включая национальный проект «Жилье и городская среда».

Однако, несмотря на активизацию работы по развитию жилищного строительства, имеет место и рост среднего возраста жилья. При этом, уровень обеспеченности граждан жильем составляет в среднем 26,9 м2 на одного жителя [1], что ниже подобного показателя, например, в Нидерландах (74 м2), Великобритании (62 м2), США (60 м2), Германии (39 м2), Франции (37 м2), но выше в ряде других стран, например, в Польше (25 м2), Турции (17 м2) [2].

В настоящее время государство проводит активную политику в сфере стимулирования жилищного строительства, решая тем самым, не только экономические задачи, но и социальные.

В целом, возраст домов жилого фонда в Новосибирске весьма разнообразен. Больше всего в городе функционирует домов послевоенного (с 1956 г.) периода постройки (рис. 1).

Составлено авторами по [7].

Ое

см л

Рис. 1. Жилищный фонд города Новосибирск по срокам сдачи домов в эксплуатацию, ед.

Такой резкое увеличение сдачи жилых домов в эксплуатацию был обусловлен введением в действие постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955 г.) и «О развитии жилищного строительства в СССР» (1957 г.). Начался период внедрения новых планировочных принципов и индустриальных методов в массовом жилищном строительстве. По всей стране был внедрен метод полносборного домостроения на базе новых типовых серий домов с малометражными квартирами. В 1970-80-е гг. были разработаны и повсеместно внедрены панельные, а в середине 1980-х гг. - кирпичные 9-этажные и 12-этажные дома.

С распадом СССР закончился период массового жилищного строительства за счет государства.

После распада СССР жилищная политика государства приобрела новый вектор развития, базируя свои положения на формировании системы сотрудничества разных секторов жилищного строительства (социальные, кооперативные, частные).

Стратегические цели развития жилищной политики любого региона напрямую зависят от количества его жителей и степени обеспеченности их жильем. На конец 2020 года население Новосибирской области составило 2,78 млн жителей (в Новосибирске - 1,62 млн чел.). Согласно данным Росстата по НСО, в области уровень обеспеченности жильем в 2020 году составил в среднем 26,2 м2 на одного жителя [8].

Вопросами жилищного строительства занимается министерство строительства Новосибирской области (далее - Минстрой НСО). Результатом его работы за последние 6 лет стало введение в эксплуатацию 14,2 млн м2 жилья по области и 9,2 млн м2 - в г. Новосибирск [9]. Наглядно в ежегодном разрезе это представлено на рис. 2.

Рис. 2. Динамика жилищного строительства в Новосибирской области, м2

После спада активности в 2017 г очередной подъем в части роста показателя объема ввода жилья наблюдается в 2020 г. Этому способствовали разные факторы:

1) на уровне Правительства Российской Федерации - стимулирование спроса жилья на первичном рынке и реализация программы льготной ипотеки (6,5% годовых);

2) на уровне Правительства Новосибирской области - поддержка строительной отрасли, что позволило организациям этого комплекса продолжать свою деятельность с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Однако, следует обратить более пристальное внимание на показатель доступности жилья. В этом вопросе следует учитывать влияние разных факторов: а) широкий диапазон рыночных цен на жилье, что не позволяет сопоставлять результаты, полученные в среднем, по области и в самом областном центре; б) наличие социальных жилищных программ; в) охват государственной поддержки в обеспечении жилыми помещениями определенных социальных групп населения (например, многодетные малообеспеченные семьи); г) объемы жилищных строек и количество сданных домов в эксплуатацию и др.

В этой связи весьма показательными будут результаты рейтинга, проведенного экспертами РИА Рейтинг, по доступности жилья на начало 2020 г. [10]. При расчете рейтинговых показателей эксперты принимали во внимание финансовый аспект проблемы - стоимость жилья.

Новосибирская область в этом рейтинге занимает 53 место. Расчетный показатель минимального числа лет, необходимых для накопления на квартиру площадью 60 м2, составил 7,6 лет (рис. 3).

Также следует учитывать, что около 15% жителей области находятся за чертой бедности, что уже не позволяет им самостоятельно решить жилищный вопрос. Помимо этого, и у среднего класса также нет уверенности в возможности приобретения жилья даже через 7,6 лет накоплений (даже при оформлении стандартного ипотечного кредита).

83. Севастополь 82. Чеченская Республика 81. Карачаево-Черкесская Республика 80. Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика 78. Алтайский край 77. Приморский край 76. Республика Крым

54. Ленинградская область 53. Новосибирская область 52. Республика Башкортостан

16. Санкт-Петербург 15. Республика Саха (Якутия) 14. Вологодская область 13. Москва

7. Челябинская область 6. Камчатский край 5. Мурманская область 4. Тюменская область 3. Ненецкий автономный округ 2. Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 1. Магаданская область

5

4,

4,

4,1 .3 ,2

33

1,62

0 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Рис. 3. Рейтинг доступности жилья в 2020 г. по регионам, лет

Все это обуславливает применение государством рычагов воздействия на условия развития рынка жилья в стране: от оказания финансовой помощи населению в вопросах повышения уровня доступности жилья в виде дотаций до стимулирования жилищного строительства в целом.

В 2015 году постановлением Правительства Новосибирской области была принята государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства» (далее - государственная программа). Разработчиком государственной программы является Минстрой НСО.

Данная государственная программа направлена на реализацию целей и задач, представленных на рис. 4.

Основные финансовые параметры, запланированные для реализации данной государственной программы, указаны в табл. 1.Государственной программой предусмотрено ежегодное уточнение объемов денежных средств, выделяемых участниками на ее реализацию, исходя из их возможностей.

По итогам 2020 г. совокупный объем финансирования государственной программы составил всего 3,44 млрд руб. вместо запланированных 5,58 млрд руб. [12]. Таким образом, план финансирования выполнен только на 61%. Основную

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

15.5

роль в этом сыграло недофинансирование за счет лее детально динамика выполнения плана финан-средств областного бюджета (на 2,1 млрд руб.) сирования государственной программы представ-и внебюджетных источников (на 1,9 млрд руб.). Бо- лена на рис. 5.

Таблица 1. План финансового обеспечения государственной программы Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства», тыс. руб.

Год Общий объем финансирования в том числе:

за счет средств федерального бюджета за счет средств областного бюджета за счет средств местных бюджетов за счет средств внебюджетных источников

2015 3 135 534,3 0,0 1 175 821,8 12 112,5 1 947 600,0

2016 1 014 990,4 0,0 1 008 598,6 6 391,8 0,0

2017 354 734,2 0,0 344 283,6 10 450,6 0,0

2018 298 776,7 0,0 288 721,7 10 055,0 0,0

2019 590 558,7 0,0 568 902,2 21 656,5 0,0

2020 189 046,2 0,0 186 384,7 2 661,5 0,0

2021 310 528,7 0,0 301 055,1 9 473,6 0,0

2022 428 120,0 115 200,0 299 419,6 13 500,4 0,0

2023 896 262,0 561 600,0 303 469,1 31 192,9 0,0

2024 673 927,5 446 400,0 197 000,0 30 527,5 0,0

ВСЕГО 7 892 478,7 1 123 200,0 4 673 656,4 148 022,3 1 947 600,0

Источник: составлено авторами по [11].

ГП НСО «Стимулирование развития жилищного строительства»

Цель:

стимулирование развития жилищного строительства, формирование рынка доступного и комфортного жилья на территории Новосибирской области

Задачи:

1. Создание условий для осуществления градостроительной деятельности на территории Новосибирской области.

2. Содействие эффективному использованию земельных участков под жилищное строительство.

3. Улучшение жилищных условий различных категорий граждан и создание условий для развития ипотечного кредитования

Перечень подпрограмм государственной программы

ПП1 - «Градостроительная подготовка территорий Новосибирской области». ПП2 - «Фонд пространственных данных Новосибирской области».

ПП3 - «Градостроительная подготовка территорий Новосибирской области и фонд пространственных данных Новосибирской области».

ПП4 - «Инженерное обустройство площадок комплексной застройки Новосибирской области».

ПП5 - «Земельные ресурсы и инфраструктура».

ПП6 - «Государственная поддержка при завершении строительства «проблемных» жилых домов».

ПП7 - «Государственная поддержка граждан при приобретении (строительстве) жилья и стимулирование развития ипотечного кредитования».

ПП8 - «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области в обеспечении жилыми помещениями многодетных малообеспеченных семей». ПП9 - «Строительство (приобретение на первичном рынке) служебного жилья для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих на территории Новосибирской области». ПП10 - «Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области при строительстве специализированного жилищного фонда».

ПП11 - «Государственная поддержка отдельных категорий работников бюджетной сферы при ипотечном жилищном кредитовании». ПП12 - «Развитие рынка наемного жилья».

Рис. 4. Цели и задачи государственной программы стимулирования развития жилищного строительства

в Новосибирской области

Следует отметить значимую роль органов местного самоуправления в реализации государственной программы. Прямая заинтересованность в улучшении жилищных условий своих граждан оказала весьма сильный стимулирующий эффект, результатом которого стало перевыполнение плана взятых на себя финансовых обязательств на 16,4%.

Детализация фактического финансирования государственной программы в разрезе подпрограмм (расшифровку см. на рис. 4) представлена в табл. 2 [12].

200,00 i86J9 180,00 160,00 140,00 120,00 100,00 92,4

80,00 60,00 40,00 20,00

за счет средств областного бюджета Новосибирской области за счет средств внебюджетных источников

Рис. 5. Динамика выполнения плана финансирования государственной программы

Таблица 2. Распределение объемов фактического финансирования реализации государственной программы, тыс. руб.

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 Итого

Всего 1141701,6 1003991,3 336944,4 266647,4 541644,6 141000,2 3431929,4

в т.ч. по подпрограммам:

ПП1 979,2 16336,8 22847,21 25598,3 9009,1 74770,6

ПП2 39400,7 55459,6 94860,3

ПП3 81019,07 81019,1

ПП4 287581,6 260329,3 547910,9

ПП5 115419,6 24026,0 138563,9 278009,4

ПП6 56874,7 84943,2 42135 183952,9

ПП7 813700,6 707453,9 111321,2 53026,4 8913,8 648,7 1695064,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПП8 19005,7 9950,0 64002,0 35794,5 12626,3 141378,5

ПП9 4409,1 78298,77 206029,5 2978,1 291715,5

ПП10 0,0

ПП11 11290,6 4921,3 4127,8 20339,7

ПП12 4734,8 5000,0 4929,86 3719,2 2931,1 1593,0 22908,0

Как видно из данных таблицы 2, ежегодное финансирование свойственно только двум подпрограммам: ПП7 - «Государственная поддержка граждан при приобретении (строительстве) жилья и стимулирование развития ипотечного кредитования» и ПП12 - «Развитие рынка наемного жилья». Если ПП7 направлена на оказание государственной поддержки граждан при строительстве индивидуальных жилых домов и реализацию регионального проекта «Ипотека», то ПП12 - на компенсацию части расходов по оплате арендованного жилья гражданам, попадающим в перечень, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области № 366-п [13].

Такое поэтапное выполнение подпрограмм позволило в 2020 г. достичь перевыполнения следующих целевых индикаторов:

1) на 12,95% по объему ввода жилья на территории области;

2) на 21,99% по объему ввода стандартного жилья;

3) на 19,19% по объему ввода малоэтажного жилья;

4) на 45,8% по количеству выданных ипотечных кредитов;

5) на 1,26 п.п. по доле семей, имеющих возможность приобретения жилья посредством собственных или заемных денежных средств. В заключение отметим, что, несмотря на достижения в сфере развития жилищного строительства в области, по-прежнему имеют место проблемные вопросы, обозначенные ещё в 2018 г. [14]. Однако сроки государственной программы ещё не закончены. Впереди еще четыре года. За этот период времени многие проблемы будут решены, негативные факторы - нивелированы, новые подходы к развитию жилищного строительства и росту доступности жилья для граждан - сформированы.

Литература

1. Основные показатели жилищных условий населения // Федеральная служба государственной статистика. - URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13706

2. Обеспеченность жильем в разных странах // Эконс. - URL: https://econs.online/articles/details/ obespechennost-zhilem-v-raznykh-stranakh/

3. Хроники Новосибирска / Музей Новосибирска - URL: https://m-nsk.ru/istoriya-goroda/ istoriya-razvitiya/1893-1916#toggle-id-1

4. Цепляев Л.Н. К вопросу о дате и месте возникновения Новосибирска. - URL: http://prometeus. nsc.ru/gorod/history/tsep71.ssi#45

5. Новосибирск / Под ред. Н.Н. Протопопова. -Новосибирск, 1948. - URL: http://prometeus.nsc. ru/gorod/history/protop48.ssi

6. Баландин С.Н. Новосибирск: история градостроительства 1945-1985 гг. - URL: http://nsk. novosibdom.ru/node/2311

7. Жилые дома Новосибирска по годам постройки - URL: https://domavnsk.ru/god

8. Жилищные условия населения // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области. - URL: https://novosibstat.gks.ru/folder/31857

9. Объем ввода жилья в Новосибирской области / Министерство строительства Новосибирской области - URL: http://minstroy.nso.ru/page/172

10. Рейтинг регионов по доступности жилья -2020 // РИА рейтинг. - URL: https://riarating.ru/ infografika/20200630/630173467.html

11. Государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства». Постановление Правительства НСО от 20.02.2015 № 68-п (ред. от 25.03.2021 № 88-п) - URL: http://www. minstroy.nso.ru/page/115

12. Информация о ходе реализации государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области» / Министерство строительства Новосибирской области - URL: http://minstroy.nso.ru/ page/116

13. Постановление Правительства Новосибирской области от 30 июля 2012 г. № 366-п «О государственной поддержке отдельных категорий граждан, являющихся нанимателями по договорам коммерческого найма жилых помещений» - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ novosibirsk/414903/#review

14. Шулекин А.Н., Шулекина Е.Н. Жилищное строительство в Новосибирской области: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Сибирская финансовая школа. 2018. № 6 (131). С. 41-49.

STATE REGULATION OF HOUSING CONSTRUCTION DEVELOPMENT IN THE NOVOSIBIRSK REGION: FINANCIAL ASPECT

Savradym V.M., Shulekina E.N.

Siberian Institute of Management - a branch of The Russial Presidential Academy of national economy and public administration; Novosibirsk State Technical University

Effective socio-economic policy of the state includes different areas of activity. One of these areas is the regulation of the development of housing construction and the provision of affordable housing for citizens. An equally important role in solving housing issues is assigned to the regional levels of government. The housing policy of the regions themselves is formed under the influence of strategic goals and objectives that form its complex socio-economic development, taking into account its inherent features (geographical, administrative-territorial, natural, national, resource, etc.). Taking into account this factor, the authors analyzed the state incentives for housing construction in the Novosibirsk region. At the same time, the financial aspect of this issue is of particular interest, since it directly shows the degree of involvement of the state in its solution.

Keywords: state stimulation of housing construction, financing of the state program, Novosibirsk region.

References

1. Main indicators of housing conditions of the population // Federal State Statistics Service. - URL: https://rosstat.gov.ru/fold-er/13706

2. Housing security in different countries // Econs. - URL: https:// econs.online/articles/details/obespechennost-zhilem-v-raznykh-stranakh/

3. Chronicles of Novosibirsk / Novosibirsk Museum-URL: https:// m-nsk.ru/istoriya-goroda/istoriya-razvitiya/1893-1916#toggle-id-1

4. Tseplyaev L.N. On the question of the date and place of origin of Novosibirsk. - URL: http://prometeus.nsc.ru/gorod/history/ tsep71.ssi#45

5. Novosibirsk / Ed. by N.N. Protopopov. - Novosibirsk, 1948. -URL: http://prometeus.nsc.ru/gorod/history/protop48.ssi

6. Balandin S.N. Novosibirsk: the history of urban planning in 1945-1985. - URL: http://nsk.novosibdom.ru/node/2311

7. Residential buildings in Novosibirsk by year of construction-URL: https://domavnsk.ru/god

8. Housing conditions of the population // The territorial body of the Federal State Statistics Service for the Novosibirsk Region. -URL: https://novosibstat.gks.ru/folder/31857

9. The volume of housing commissioning in the Novosibirsk region / Ministry of Construction of the Novosibirsk Region-URL: http://minstroy.nso.ru/page/172

10. Rating of regions on housing affordability-2020 / / RIA rating. -URL: https://riarating.ru/infografika/20200630/630173467.html

11. The state program of the Novosibirsk region «Stimulating the development of housing construction». Resolution of the Government of the NSD of 20.02.2015 No. 68-p (ed. of 25.03.2021 No. 88 - p) - URL: http://www.minstroy.nso.ru/page/115

12. Information on the implementation of the state program «Stimulating the development of housing construction in the Novosibirsk region» / Ministry of Construction of the Novosibirsk Region-URL: http://minstroy.nso.ru/page/116

13. Resolution of the Government of the Novosibirsk Region of July 30, 2012 No. 366-p «On state support for certain categories of citizens who are employers under commercial lease agreements of residential premises» - URL: https://www.garant.ru/ hotlaw/novosibirsk/414903/#review

14. Shulekin A. N., Shulekina E.N. Housing construction in the Novosibirsk region: the current state, problems and prospects of development. 2018. No. 6 (131). pp. 41-49.

e

CM

л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.