Перспективы развития малоэтажного строительства как приоритетного направления отрасли жилищного строительства
см о см
<0 О!
Саврадым Виктория Михайловна
канд. экон. наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирский институт управления - филиал РАнХиГС, [email protected]
Шулекина Елена Николаевна
старший преподаватель, кафедра экономической теории и прикладной экономики, Новосибирский государственный технический университет (Новосибирск), [email protected]
В статье проанализированы статистические данные о современном состоянии отрасли жилищного строительства, а также о вводе в эксплуатацию жилых малоэтажных зданий. Охарактеризовано состояние малоэтажного жилого строительства в России как приоритетного направления развития экономики и социальной сферы в современных условиях. Рассмотрено понятие малоэтажного жилого строительства. Отмечено, что на данный момент большой популярностью пользуются индивидуальные и малоэтажные многоквартирные дома. Определены основные преимущества малоэтажного строительства. Обозначены действующие в настоящее время меры государственной поддержки жилищного строительства и существующие программы жилищного строительства. Выделены факторы, влияющие на малоэтажное строительство. На основе проведенного анализа обозначены проблемы малоэтажного строительства, с которыми сталкиваются застройщики и потенциальные покупатели. При этом отмечено, что наиболее оптимальным видом малоэтажного строительства является «заводское домостроение» с применением современных технологий. Ключевые слова: жилищное строительство, малоэтажное жилищное строительство, факторы, региональная жилищная политика, государственная программа.
Строительная отрасль является драйвером экономического роста других отраслей и экономики страны в целом.
Согласно майскому указу Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» для не менее 5 млн семей ежегодно должны улучшаться жилищные условия задача [1, с. 42]. В результате 24 декабря 2018 г. был национальный проект «Жильё и городская среда», состоящий из четырёх федеральных проектов. Целью одного из них, а именно проекта «Жилье», является увеличение к 2024 г. объемов жилищного строительства до 120 млн м2 жилья в год.
Федеральный проект «Жилье» предусматривает финансовое обеспечение реализации в размере 271,2 млрд. руб. с 2019 по 2024 гг.
В современных условиях урбанизации, когда в крупных городах-миллиониках уже начинает формироваться дефицит земельных участков для строительства, для более результативного использования земель и увеличения экономической эффективности строительства в большей степени отдается предпочтение строительству многоэтажных многоквартных домов. Однако без развития малоэтажного строительства достичь объемов жилищного строительства, определенного в национальном проекте, будет достаточно сложно. Дополнительным фактором, обусловливающим активное развитие малоэтажного строительства в будущем является изменение поведения потребителей, которые готовы проживать в ближайших пригородах, отдавая предпочтение экологичному, комфортному жилью и развитой инфраструктуре в коттеджных поселках [2, с. 172].
Достижение целей нацпроекта невозможно без инвесторов, строительных компаний и их стейкхолдеров, банковского сектора, общественных организаций и самого общества. Интересы потенциальных участников необходимо учитывать при формировании и реализации жилищной политики на макро и мезоуровнях.
Майский указ Президента в 2018 г. разрабатывался в условиях спада объемов, вводимого в действие зданий различного назначения (рис. 1).
О ш т х
<
т о х
X
Рис. 1. - Ввод в действие зданий жилого и нежилого назначения в Российской Федерации, млн м2
В период с 2000 г. по 2008 г. наблюдался ежегодный рост ввода действие зданий, с 2009 г. по 2010 г. на фоне финансового кризиса произошел спад объемов строительства, с 2011 г. ситуация исправилась и наблюдался ежегодный рост ввода в действие зданий. Новые проблемы в строительной отрасли наметились в 2018 г., но благодаря государственным программам ситуацию удалось исправить. Но на фоне пандемии в 2020 г. показатель снова снизился.
В целом, на основе данных линейной модели можно предположить, что в дальнейшем будет наблюдаться ежегодный рост ввода в действие зданий в размере 5,557 млн м2, что позволить обеспечить к 2024 г. ввод жилых и нежилых помещений в объеме 176 млн м2.
Структура ввода в действие зданий жилого и нежилого назначения за анализируемый период 2000-2020 гг. существенно не изменилась (рис. 2).
Таблица 1
Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений во
Наиме нова-ние 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Сумма, руб.
РФ 34 354 36 439 39 447 39 258 40 889 41 459 41 358 42 551 44 518
СФО 32 903 34 884 36 966 36 313 39 287 39 430 43 240 42 733 46 127
НСО 34 338 37 167 39 733 36 143 41 048 43 384 46 120 42 772 47 896
Темпы роста цепные, %
РФ 106,07 108,25 99,52 104,15 101,39 99,76 102,88 104,62
СФО 106,02 105,97 98,23 108,19 100,36 109,66 98,83 107,94
НСО 108,24 106,90 90,96 113,57 105,69 106,31 92,74 111,98
Рис. 2. - Структура ввода в действие зданий жилого и нежилого назначения в Российской Федерации, %
Если по 2006 г. здания жилого назначения составляли чуть более 80% в общей величине, то с 2007 г. их доля составляет чуть менее указанного уровня.
Тенденция ввода в действие зданий жилого и нежилого назначения в Российской Федерации приведена на рис. 3.
Рис. 3. - Тенденция ввода в действие зданий жилого и нежилого назначения в Российской Федерации, млн м2
В дальнейшем будет наблюдаться ежегодный рост ввода в действие жилых зданий в размере 4,045 млн м2, и нежилых зданий в размере 1,514 млн м.2
В целом с достаточно высокой степенью вероятности можно говорить о достижении целевого показателя национального проекта «Жилье» уже в 2023 г., а в 2024 г. ввод жилого жилья достигнет уровня в 133 млн м2 в год. Ввод нежилых помещений достигнет к 2024 г. величины 43,9 млн м2
Одним из основных факторов, определяющих объем строительства и ввода жилых помещений, является стоимость строительства одного квадратного метра, которая в России за последние девять лет ежегодно увеличивалась на 1270,5 руб. или на 3,29% (табл. 1).
Таким образом, за период 2012-2020 гг. наблюдалось ежегодное увеличение стоимости строительства одного квадратного метра жилья (лишь в 2015 г. и 2018 г. в целом по РФ, в 2015 г. и 2019 г. по Сибирскому федеральному округу (СФО) и Новосибирской области (НСО) имело место незначительное снижение стоимости строительства). Если сравнивать стоимость строительства в РФ, по СФО и по НСО, то стоит отметить, что стоимость строительства в НСО была выше, чем в целом по СФО (кроме 2015 г.). Стоимость строительства по СФО с 2012 г. по 2017 г. была ниже, чем в целом по РФ, а с 2018 г. по 2020 г. - выше.
Высокая стоимость строительства в НСО объясняется сложными климатическими условиями, которые усложняют технологический процесс, высокой существующей нагрузкой на коммунальную инфраструктуру и сложность подключения к сетям, а также высоким спросом со стороны населения на жилье, как на вторичном рынке, так и на рынке новостроек.
Изменение стоимости строительства квадратного метра жилых зданий по сравнению с предыдущим периодом также неравномерно. В НСО изменение стоимости жилья выражено в большей степени, чем в СФО и РФ. Так в 2020 г. показатель вырос на 11,98% в НСО, на 7,94% в СФО и только на 4,62% в РФ. При этом по сравнению с данными по РФ иногда изменения носят обратный характер. Так на фоне роста стоимости строительства квадратного метра жилья в РФ в 2019 г. снижается стоимость в НСО, и обратная ситуация наблюдается в 2018 г.
Стоимость строительства квадратного метра жилья в городской местности в России в последние три года выше на 11%, чем в сельской местности (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях в городской и сельской местности
Показа- 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
тель г. г. г. г. г. г. г. г. г.
РФ 1,11 1,08 1,03 1,07 1,06 1,07 1,11 1,11 1,11
СФО 1,21 1,24 1,24 1,09 1,12 1,11 1,09 1,04 1,07
НСО 1,31 1,12 1,37 1,13 0,98 1,12 1,11 1,20 1,33
В СФО наблюдается выравнивание стоимости строительства квадратного метра жилья в городской и сельской местности, начиная с 2016 г., хотя изначально разрыв в 20% превышал показатели даже по России.
В НСО разница между стоимость строительства значительно изменяется в течение анализируемого периода. Так, в 2016 г. стоимость строительства в сельской
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0 см
<0
01
о ш т
X
<
т О X X
местности превысила стоимость строительства в городской, что связано с развитием строительства домов пре-миум-класса в р.п. Краснообск, р.п. Кольцово, п. Каменка и др. Только с 2017 г. в НСО средняя стоимость строительства одного квадратного метра жилых зданий в сельской местности оказалась выше стоимости строительства в городской, и эта разница только увеличивается. В 2020 г. квадратный метр в городской местности для застройщика обходился на 33% дороже, чем в сельской.
Кроме того, изменения в законодательстве, связанные с переходом к проектному финансированию и необходимостью открытия эскроу-счетов, привели к росту затрат застройщиков и способствовали росту стоимости строительства.
Поэтапное внедрение новой системы финансирования в 2018 г., а затем в 2019 г. привело к росту стоимости одного квадратного метра на 2,88% и на 4,62% за год соответственно (табл. 3).
Таблица 3
Количество зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, которыми предусмотрена обязанность участника долевого строительства внести денеж-
В последние годы изменяются подходы к строительству, изменяется этажность вводимого жилья (рис 5).
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Российская Федерация 323 43 832 285 331
Сибирский федеральный округ 69 2 166 27 186
Новосибирская область 58 915 10 157
Показатель РФ СФО НСО
Средняя стоимость строительства 1 м2, руб. 40030 39098 40956
Среднее квадратическое отклонение, руб. 2927 4060 4306
Коэффициент вариации, % 7,31 10,38 10,51
Прогнозное ежегодное изменение стоимости, руб. 1083 1535 1517
Качество прогноза, % 91 95 82
Существовавшее до 2018 г. законодательство о долевом участии в строительстве не позволяло в полной мере защитить права инвесторов [3, с. 75]. В связи с изменениями в законодательстве по привлечению денежных средств инвесторов по договорам участия в долевом строительстве с 2018 г. [4, с. 35] стали использоваться счета эскроу, использование которых ежегодно существенно увеличивается. При этом в Сибирском федеральном округе Новосибирская область является несомненным лидером по применению участниками долевого строительства счетов эскроу.
Следует отметить, что можно ожидать увеличение стоимости строительства квадратного метра жилья в будущем (табл. 4). Средняя стоимость строительства 1 м2 жилых помещений в НСО выше, чем в среднем по РФ и по СФО. При этом изменение стоимости квадратного метра жилья в НСО подвержено более значительным колебаниям, чем в СФО и РФ. В соответствии с проведенными расчетами прогнозируется ежегодное увеличение стоимости в среднем по РФ на 1083 руб., по СФО - на 1535 руб., по НСО - на 1517 руб.
Таблица 4
Прогноз изменения средней фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых
Рис. 5. - Структура общей площади жилых домов по этажности в РФ
За анализируемый период доля малоэтажных домов (до 4 этажей) существенно не изменялась, доля домов свыше 10 этажей увеличилась с 29,3% в 2012 г. до 36,83% в 2020 г., а доля домов 5-10 этажей - сократилась с 20,39% до 11,2%. При этом более половины в общей площади жилых домов составляют малоэтажные дома (до 4 этажей).
В группе жилых домов свыше 10 этажей увеличивается доля домой свыше 17 этажей, что обусловлено более рациональным использованием земель в условиях их недостатка в уже существующих населенных пунктах, а также обеспечением экономической эффективности деятельности застройщика.
В группе «Малоэтажное строительство» увеличивается доля одноэтажных и двухэтажных домов, что можно объяснить изменением потребительского поведения потребителей в сторону индивидуального жилья в экологических районах в непосредственной близости от городов.
Данные в результате растет доля ввода малоэтажного строительства (табл. 5).
Таблица 5
Доля ввода малоэтажного жилья в общем объеме ввода жилья',_%_
Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
г. г. г. г. г. г. г. г. г.
Российская Фе- 49,5 50 50,42 48,34 42,09 44,6 45,2 49,1 50,3
дерация
Сибирский Фе- 45,7 45,9 49,83 42,49 42,09 44,6 45,2 49,8 47,7
деральный
округ
Новосибирская 32,9 31,6 42,16 33,28 30,74 38,4 38,2 33,3 30,5
область
Переломным моментов в России стал 2016 г., когда доля введенного малоэтажного строительства составила 42,09%. Такой же уровень наблюдался в Сибирском Федеральном округе, а в Новосибирской области был еще ниже, только 30,74%. С 2016 г. в России наблюдается тенденция к росту доли малоэтажного строительства в среднем на 2 п.п. в год., в СФО - на 1 п.п. в год.
При этом в НСО после роста в 2017 г. сразу на 8 п.п. наблюдается постепенное снижение показателя к 2020 г. до уровня 2016 г.
Отметим, что по доле ввода малоэтажного жилья в общем объеме ввода жилья Новосибирская область существенно отстает от среднероссийских показателей и показателей в среднем про сФо.
В целом же, кризисные явления в 2020 г. достаточно сильно ударили по сегменту жилищного строительства в целом. Однако несмотря на снижение объема работ в
строительной отрасли, который составил 73,3% от прошлогоднего, в 2020 г. было введено в действие жилых домов на 3% больше, чем в 2019 г., - 1940 тыс. кв. м. По этому показателю Новосибирская область продолжает удерживать лидирующие позиции в СФО. В 2020 г. на ее долю пришлось более четверти (26,2%) всего введенного на территории округа жилья.
Лидером же среди российских регионов в сфере малоэтажного строительства является Иркутская область, где доля домов не выше четырех этажей (111 домов) составляет половину всей текущей стройки (224 здания). На втором месте - Челябинская область - 32% (46 домов), на третьем - Ленинградская область - 31% (98 домов) [5]. Новосибирская и Московская область делят четвертое и пятое места.
На современном этапе рыночной экономики решение проблем развития малоэтажного жилого строительства приобретает важное значение в формировании территорий субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время в нормативно-правовых актах отсутствует четкое определение малоэтажного жилищного строительства. Например, в соответствии с п. 5.1.1 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» малоэтажной жилой застройкой принята застройка домами высотой до 3-х этажей включительно, а согласно определению, данному в приложение В данного свода правил, к малоэтажной жилой застройке относится жилая застройка этажностью до 4-х этажей включительно, как правило, с прилегающим земельным участком.
В экономической литературе также отсутствует единый подход к определению понятия «малоэтажное жилищное строительство. Предлагается трактовать малоэтажное строительство как процесс создания одного и более объектов жилья с этажностью не более четырех, на отдельном земельном участке, оборудованном инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой и имеющем выход на территорию общего пользования, с выделением прилегающей территории в целях личного или общего пользования. К малоэтажному строительству также относится загородная недвижимость: таунха-усы, дуплексы, квадрохаусы (мезонеты), коттеджи, лэйнхаусы [6, с. 273].
Можно выделить следующие основные преимущества малоэтажного строительства, которые позволяют ему конкурировать с многоэтажным:
1. Ценовая доступность. Более низкая стоимость малоэтажного строительства объясняется отсутствием необходимости использования тяжелой строительной техники и подъемных механизмов. Более низкая стоимость эксплуатации связана с отсутствуем лифтов и дорогостоящего оборудования, использованием энергоэффективных материалов.
2. Малые сроки строительства. Сроки возведения малоэтажных домов в несколько раз меньше, чем у многоэтажных.
3. Экологически благоприятные зоны.
4. Низкая плотность населения.
5. Возможность возведения жилья по индивидуальному проекту с использованием современных технологий, материалов и архитектуры. При этом по уровню комфорта малоэтажные дома не уступают городским квартирам.
6. Возможность строительства на слабых грунтах, в
районах со сложным рельефом и в сейсмически опасных районах, т.к. данный вид построек имеет устойчивость к сезонным воздействиям, что значительно снижает требования [7, с. 82].
Перечисленные выше преимущества малоэтажного строительства обуславливают его развитие на строительном рынке, о чем свидетельствуют данные официальной статистики.
Одним из видов малоэтажного строительства является индивидуальное жилищное строительство, доля которого в общем объеме ввода жилья в среднем составляет чуть более 40% (табл. 6).
Объем ввода объектов ИЖС в течение последних пяти лет растет как в абсолютных значениях, так и в относительных (доля ИЖС в объеме ввода). В среднем прирост ввода объектов ИЖС составляет 450 тыс. м2 при увеличении доли на 1,23 п.п.
Таблица 6
Показатели ввода объектов индивидуального жилищного
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Введено, млн м2 31,8 32,7 32,5 35,9 33,6
Доля ИЖС в объеме ввода, % 39,6 41,6 43,1 45,2 44,5
Росту ИЖС способствует изменение потребительского поведения и появившаяся возможность привлечения ипотечного кредитования для строительства, в том числе и на льготных условиях.
Несмотря на развитие строительной отрасли в целом и малоэтажного строительства в частности, существуют факторы, которые сдерживают ее развитие. К основным ограничивающим факторам относят высокий уровень налогов, недостаточный объем спроса, неплатежеспособность заказчиков, недостаток финансирования, высокий уровень затрат, высокие ставки по кредитам и т.д.
На малоэтажное строительство главным образом влияют те же факторы, что на строительную отрасль в целом [8]. В рамках данного исследования было проведен анализ влияния факторов на развитие строительной отрасли в Новосибирской области (табл. 7). Для анализа использовались статистические данные за 2016-2019 гг. В работе оценивается влияние 11 факторов, которые были выделены как основные авторами исследования.
Итак, на объем выполненных строительных работ в Новосибирской области наибольшее влияние оказывают такие факторы, как объем жилищного фонда, среднедушевые доходы населения и его численность, валовый региональный продукт. Значительное влияние на развитие строительной отрасли оказывает как уровень, так и качество жизни населения региона, о чем свидетельствует высокая зависимость от величины доходов населения и уровня расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Объем инвестиций в основной капитал напрямую влияет на объем строительных работ, необходимых для создания основных фондов - зданий и сооружений, однако существенно на развитие строительной отрасли не влияет.
Показательными получились результаты при оценке влияния на развитие строительной отрасли в Новосибирской области удельного веса прибыльных организа-
X X
о
го А с.
X
го т
о
ю
2 О
м
см
0 см
<0
01
о ш т
X
<
т О X X
ций. Отрицательная зависимость может свидетельствовать о том, что ряд компаний достраивают некоторые объекты даже при убыточной деятельности.
Таблица 7
Степень влияния факторов на объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в
Факторы Коэффициент корреляции Влияние Степень влияния
Жилищный фонд, млн м2 0,899976 Прямое Сильная
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. 0,897229 Прямое Сильная
Численность населения,тыс.чел. 0,892605 Прямое Сильная
ВРП, млн руб. 0,892695 Прямое Сильная
Доходы консолидированного бюджета НСО, млн руб. 0,78126 Прямое Сильная
Инвестиции в основной капитал , млн руб. 0,576794 Прямое Заметная
Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 0,507081 Прямое Заметная
Численность занятых в экономике, тыс. чел. 0,451085 Прямое Слабая
Удельный вес прибыльных организаций, % -0,85389 Обратное Сильная
Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг, % -0,8048 Обратное Сильная
Рентабельность в строительстве, % -0,33538 Обратное Слабая
Сильная связь наблюдается между развитием строительной отрасли и ВРП, который характеризует общее состояние и развитие экономики региона и ее возможности по осуществлению строительства, а также от численности населения, которую определяет в том числе и национальная политика.
Таким образом, выявленные взаимосвязи между развитием строительной отрасли и факторами, свидетельствуют о том, что развитие строительной отрасли невозможно без тесного участия государства и наличия региональной жилищной политики.
Реализация региональной жилищной политики предполагает осуществление следующих мер:
- введение упрощенного порядка предоставления земельных участков для целей малоэтажного строительства;
- осуществление территориального планирования региона;
- государственная поддержка региональных предприятий строительной отрасли, а также производителей современных материалов, отвечающих предъявляемым к ним требованиям энергоэффективности и экологичности;
- содействие внедрению современных «зеленых» технологий малоэтажного строительства.
На сегодняшний день во всех регионах страны в рамках реализации национальных проектов активно осуществляется малоэтажное строительство. До конца 2021 г. в России начнет работать Программа поддержки индивидуального жилищного строительства (ИЖС), разработанная Минстроем России, один из аспектов которой нацелен на развитие ипотечного кредитования в данном сегменте. Целями данной Программы являются: повышение качества и доступности жилья для граждан Российской Федерации путем развития механизмов ИЖС; создание финансово-кредитных инструментов
для поддержки ИЖС; формирование стандартизированного перечня домокомплектов и их поставщиков; обеспечение объектов строительства ИЖС землей и инфраструктурой; стандартизация рынка строительства иЖс, в том числе с учетом параметров земельного участка; реализация иных мер государственной поддержки, направленных на достижение целевого показателя паспорта федерального проекта «Жилье»: увеличение объемов ввода ИЖС до 40 млн кв. м в 2024 г.
Реализация настоящей Программы будет способствовать достижению целевых показателей федерального проекта «Жилье» по объему ввода индивидуальных жилых домов в 40 млн кв. м в 2024 г. Это составит треть целевого показателя, определенного в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических 9 задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» - ввод не менее 120 млн кв. м. жилья ежегодно.
В целом, расходы бюджета России на реализацию нацпроектов к апрелю 2021 года составили 16,8% плана, или 384,5 млрд руб. Наибольшее исполнение бюджета было отмечено именно в нацпроекте «Жилье и городская среда» (27,5%). При этом Минстрой предложил продлить срок действия жилищной госпрограммы, входящей в проект «Жилье и городская среда», до 2030 года.
Информация о вводе жилья в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства Российской Федерации приведена в табл. 8.
Таблица 8
Ввод жилья в рамках мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства Российской Фе-
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Российская Федерация 7,7661 7,2244 8,1487
Новосибирская область 0,2765 0,2188 0,3832
Исполнение расходов федерального бюджета на федеральные проекты национального проекта (НП) «Жилье и городская среда» в 2020 г. составило 168,7 млрд руб., или 99,7% от запланированного на 2020 г. объема (169,2 млрд руб.), что в 1,7 раза выше, чем в 2019 г. В соответствии с уточненными бюджетными проектировками план по расходам на НП «Жилье и городская среда» в 2021 г. снизится до 133,0 млрд руб. Отдельные расходы, ранее запланированные на 2021 г., были исполнены в 2020 г. В январе-феврале 2021 г. исполнение расходов по НП «Жилье и городская среда» сохранилось высоким - 24,9% от годового плана. Исполнение относительно сводной бюджетной росписи по входящим в данный национальный проект федеральным проектам (ФП) составило:
- 100% по ФП «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (реализовано 85,4 из 85,4 млрд руб. запланированных расходов);
- 99,1% по ФП «Жилье» (34,9 из 35,2 млрд руб.);
- 99,5% по ФП «Формирование комфортной городской среды» (48,3 из 48,6 млрд руб.);
- по ФП «Ипотека» расходы не осуществлялись.
В начале 2021 г. Правительство Российской Федерации утвердило перечень новых объектов, которые будут профинансированы в рамках ФП «Жилье». Суммарно из бюджета в 2021-2023 гг. будет дополнительно выделено 8,1 млрд руб. на строительство крупных объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
2
Основными недостатками и проблемными вопросами малоэтажного строительства являются: отсутствие государственных выделений или отчислений и финансирования со стороны банков; отсутствие развитой социальной инфраструктуры; высокая стоимость подключения к ресурсоснабжающим сетям; сложность с проведением интернета, телефонных и телевизионных линий; низкая рентабельность; отсутствие системы контроля над строительством и несовершенство нормативной базы; отсутствие зонирования территорий; отсутствие транспортного сообщения или большое расстояние до города, что, в свою очередь, повышает затраты денежных средств и времени.
Осуществление комплексной малоэтажной застройки территорий невозможно на основе только существующих технологий, так как постоянно меняются требования к качеству и функциональности жилья. Согласно мнению многих экспертов, в современных реалиях наиболее оптимальным видом малоэтажного строительства является «заводское домостроение», при котором модули малоэтажных домов изготавливаются поточным методом на заводах, с которых перевозятся специальным автотранспортном полностью собранными и оборудованными туалетами, ваннами и другим оборудованием и техникой и устанавливаются на заранее подготовленном фундаменте. На сегодняшний день в России объемно-модульное домостроение только начинает развиваться, поэтому бизнесу совместно с муниципальными властями необходимо обеспечить запуск данной технологии на домостроительных комбинатах.
Вместе с тем, даже с учетом рассмотренных проблем малоэтажного строительства возведение малоэтажных домов по современным технологиям способствует эффективному решению жилищной проблемы. В случае привлечения к строительству малоэтажных объектов частных инвесторов и осуществления государственной поддержки возможно существенное повышение эффективности их строительства. Со стороны государственных и муниципальных органов необходимо, прежде всего, создание необходимой инженерной и социальной инфраструктуры. В заключение, следует отметить, что малоэтажное строительство в России является перспективным направлением в сфере жилищного строительства.
Литература
1. Шулекин А.Н., Шулекина Е.Н. Жилищное строительство в Новосибирской области: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Сибирская финансовая школа. 2018. № 6 (131). С. 41-49.
2. Шулекин А.Н., Шулекина Е.Н., Басалаев О.В. Современное состояние отрасли жилищного строительства и проблема аварийного жилья // Сборник научных трудов по материалам национальной научно-практической конференции «Общество, экономика, менеджмент и право». Новосибирск: САФБД, 2018. С. 172-177.
3. Шулекин А.Н. Проблемы учетно-аналитического обеспечения деятельности и информационной открытости организаций-застройщиков в области жилищного строительства // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, состоявшейся в рамках Всероссийского фестиваля науки. Новосибирск: САФБД, 2015. С. 75-81.
4. Шулекин А.Н. Анализ изменений законодательства в сфере жилищного строительства: переход от долевого строительства к проектному финансированию //
Сибирская финансовая школа. 2018. № 4 (129). С. 34-37.
5. «Дом.РФ» назвал регионы — лидеры по малоэтажному строительству. - URL: https://realty.rbc.ru/news/5fe2fcf69a79475f2e582e39.
6. Минваева М.С. Малоэтажное строительство в России: проблемы и тенденции // Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019. С. 272-280.
7. Симченко О.Л., Заболотских Д.Д., Ивакина В.С., Чазов Е.Л., Сунцов А.С., Симакова У.Ф. Преимущества и недостатки малоэтажного жилого строительства в России // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2020. № 3 (42). С. 81-85.
8. Коростин С.А. Оценка состояния и перспектив развития малоэтажного домостроения в регионах России // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 750.
Prospects for the development of low-rise construction as a priority
area of the housing construction industry Savradym V.M., Shulekina E.N.
Russian Presidential Academy of national economy and public
administration, Novosibirsk State Technical University JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_
The article analyzes statistical data on the current state of the housing construction industry, as well as on the commissioning of low-rise residential buildings. The article describes the state of low-rise residential construction in Russia as a priority direction of economic and social development in modern conditions. The concept of low-rise residential construction is considered. It is noted that at the moment individual and low-rise apartment buildings are very popular. The main advantages of low-rise construction are identified. The current measures of state support for housing construction and existing housing construction programs are outlined. The factors influencing low-rise construction are highlighted. Based on the analysis, the problems of low-rise construction faced by developers and potential buyers are identified. At the same time, it is noted that the most optimal type of low-rise construction is «factory housing construction» with the use of modern technologies. Keywords: housing construction, low-rise housing construction, factors,
regional housing policy, state program References
1. Shulekin A. N., Shulekina E. N. Housing construction in the Novosibirsk
region: the current state, problems and prospects of development. 2018. No. 6 (131). pp. 41-49.
2. Shulekin A. N., Shulekina E. N., Basalaev O. V. Modern state of the
housing construction industry and the problem of emergency housing // Collection of scientific papers on the materials of the national scientific and practical conference «Society, Economy, Management and Law». Novosibirsk: SAFBD, 2018. pp. 172-177.
3. Shulekin A. N. Problems of accounting and analytical support for the activities
and information openness of organizations-developers in the field of housing construction // Collection of scientific papers on the materials of the International Scientific and Practical Conference of Students, postgraduates and young scientists, held within the framework of the All-Russian Festival of Science. Novosibirsk: SAFBD, 2015. pp. 75-81.
4. Shulekin A. N. Analysis of changes in legislation in the field of housing
construction: transition from shared-equity construction to project financing // Siberian Financial School. 2018. No. 4 (129). pp. 34-37.
5. «House.The Russian Federation» named the leading regions in low-rise
construction. - URL:
https://realty.rbc.ru/news/5fe2fcf69a79475f2e582e39
6. Minvaeva M. S. Low-rise construction in Russia: problems and trends //
Collection of articles of the International Research Competition. Petrozavodsk: ICNP «New Science», 2019. pp. 272-280.
7. Simchenko O. L., Zabolotskikh D. D., Ivakina V. S., Chazov E. L., Suntsov
A. S., Simakova U. F. Advantages and disadvantages of low-rise residential construction in Russia // Socio-economic management: theory and practice. 2020. No. 3 (42). pp. 81-85.
8. Korostin S. A. Assessment of the state and prospects of development of
low-rise housing construction in the regions of Russia // Modern problems of science and education. 2015. No. 1-1. p. 750.
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю
2 О
м