ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Л.П. Милешко
Таганрогский государственный радиотехнический университет
Ecological substantiation introduction of the technology and matters into technological syllabus was proposed.
В настоящее время экологический подход становится необходимым при решении производственных и научно-технических задач [1].
Как известно, усовершенствовать очистное оборудование легче, чем добиться уменьшения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду [2]. Однако повышение эффективности очистки выбросов связано со значительными затратами. Поэтому со временем создастся такое положение, когда эти затраты начнут снижать рентабельность производства и промышленность будет вынуждена перейти на путь использования более совершенных технологических процессов [2], экономичных и минимально загрязняющих природу [1, см. Химическая технология].
В связи с этим в программу курса «Основы технологии нанесения декоративных покрытий» включены следующие вопросы: требования к экологическому обоснованию техники, технологии и материалов [3], показатели экологичности [4] и гигиеничности изделий.
На практических занятиях проводится экологическое обоснование выбираемых методов нанесения защитно-декоративных покрытий. При этом осуществляется термодинамический анализ процессов и сопоставляются величины предельно допустимых концентраций исходных веществ и образующихся продуктов.
Такая подготовка позволяет студентам осуществлять рациональный выбор технологических процессов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Политехнический словарь / Под ред. А.Ю. Имлинского и др. М.: Советская энциклопедия, 1989. 656 с.
2. Пирумов А.И. Обеспыливание воздуха. М.: Стройиздат, 1981. 296 с.
3. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности // Экологическая безопасность. М., 1997. . Вып. 11. С.156.
4. ГОСТ РИСО 14004. Системы экологического управления. Руководство по созданию и методам обеспечения функционирования.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВА
Т.И. Забродина
Главное управление ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области
Государственное регулирование как хозяйственной, так и природоохранной деятельности на территории Российской Федерации в целом и её отдельных субъектов осуществляется органами законодательной и исполнительной власти на основе нор-
Секция экологического образования и культуры
мативных правовых актов Российской Федерации и субъектов РФ. Значительная роль в обеспечении экологически безопасного и устойчивого развития территорий в России отведена государственной экологической экспертизе, которая способствует стабилизации и улучшению экологического состояния территорий путём предупреждения ухудшения качества природной среды при реализации намечаемой деятельности и регулирования процесса изменений в природной среде, ею вызываемых.
Принятый 23 ноября 1995 г. федеральный закон «Об экологической экспертизе» определил, что государственная экологическая экспертиза - это «установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности» экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». Тем самым государственная экологическая экспертиза выполняет роль перспективного экологического контроля.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе», основываясь на демократических принципах гласности и открытости (на экспертизу в составе документации представляются материалы обсуждения объекта экспертизы с общественностью, заключения общественной экологической экспертизы), а также научной обоснованности, позволил соединить воедино интересы государства, общества и его отдельных личностей при реализации любой деятельности, намечаемой на территории России и способной оказать вредное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе», а также рядом подзаконных актов и инструктивно-методических документов закреплено требование об экологическом обосновании намечаемой деятельности на всех этапах предынвести-ционного и инвестиционного процесса, основанное на оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза должна обеспечивать экологическую безопасность проживания населения путём оценки технического уровня планируемого производства и степени его воздействия на природные комплексы и человека.
Роль государственной экологической экспертизы такова, что её положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Правовым последствием отрицательного заключения государственной экологической экспертизы является запрет реализации объекта экспертизы.
Вышеназванный федеральный закон является законом прямого действия, так как в нём установлены полномочия органов законодательной и исполнительной власти различного уровня, а также специально уполномоченных государственных органов в области государственной экологической экспертизы, основные положения по порядку её проведения, ответственность за нарушение установленного порядка, требования к заключению государственной экологической экспертизы, экономический механизм реализации деятельности в области государственной экологической экспертизы, права и обязанности участников процесса. Ни одна из существующих экспертиз (государственная вневедомственная, отраслевые, ведомственные) не обладает такими полномочиями, которые определены законодательством, исходя из целей и задач экологической экспертизы и компетенции специально уполномоченных государственных органов по её организации и проведению.
В федеральном законе «Об экологической экспертизе» чётко определены права граждан и общественных организаций в области экологической экспертизы. Теперь наряду с государственной (но не позже её) может проводиться общественная экологическая экспертиза, заключение которой должно учитываться при проведении государственной экологической экспертизы. Объектами общественной экологической экспертизы могут быть все виды документации, подлежащей обязательной го-
сударственной экологической экспертизе. Заключение общественной экологической экспертизы даже может приобрести юридическую силу в случае утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Права граждан в области экологической экспертизы не ограничиваются только возможностью проведения общественной экологической экспертизы. Граждане могут обжаловать заключение государственной экологической экспертизы в суде.
Знание законодательства в области экологической экспертизы, участие в процессе её проведения повышает активность населения и его уровень экологического образования, так как особенность экологической экспертизы заключается в том, что окружающая природная среда рассматривается как целостная интегрирующая система, состоящая из компонентов (поверхностных и подземных вод, недр, почв, воздуха, животного и растительного мира), тесно взаимодействующих и влияющих друг на друга. Человек в природной среде рассматривается как биосоциальный компонент, являющийся неотделимой частью окружающей среды. В процессе экологической экспертизы осуществляется анализ взаимодействия между компонентами с целью определения первичных и вторичных изменений в окружающей среде и возможных последствий этих изменений для человека и природы.
В Самарской области ежегодно на государственную экологическую экспертизу поступает 700 - 900 единиц документации. В последние годы большой процент в общем объёме материалов занимают документация по объектам нефтедобывающей отрасли, проекты реконструкции и капитального ремонта магистральных нефтепроводов и строительства дорог. Постоянными объектами государственной экологической экспертизы являются проекты строительства и реконструкции водозаборов и очистных сооружений канализации сточных вод. После выхода федерального закона «Об отходах производства и потребления» и аналогичного закона Самарской области интенсифицировалось строительство полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов наряду с организацией производств по переработке отдельных видов отходов.
Конечно, наибольший резонанс у общественности вызывают объекты городского строительства. Мало кому хочется, чтобы под его окнами вместо парка или детской площадки громоздился многоэтажный гараж, торговый центр или круглосуточно работала автозаправочная станция. Практика работы в системе государственной экологической экспертизы показала, что активное участие общественности на начальной стадии проекта (до начала строительства) может существенно повлиять на процесс, обеспечивая жителям как минимум компенсационные выгоды.
Грамотное участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), проводимой в соответствии с «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», может обеспечить жителям, интересы которых затрагиваются при реализации объекта экспертизы, решение их социальных проблем (обеспечение населённого пункта качественной питьевой водой, газификация и т.д.).