Научная статья на тему 'Инструментарий стимулирования процесса экологизации производственной сферы'

Инструментарий стимулирования процесса экологизации производственной сферы Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
144
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ОЧИСТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ / СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПРОИЗВОДСТВА / ECOLOGIZATION MANUFACTURES / ECONOMY REGULATIONS / PRESERVATIONS OF THE ENVIRONMENT / ECOLOGICAL TRAINING AND EDUCATION / ECOLOGICAL INSURANCE / ECOLOGICAL EXAMINATION OF INVESTMENT PROJECTS / ECOLOGICAL CERTIFICATION OF MANUFACTURE / ECOLOGICAL MONITORING / USE IN MANUFACTURE OF THE CLEARING EQUIPMENT / STRUCTURAL REORGANISATION OF MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Савон Диана Юрьевна

В статье раскрыты актуальные проблемы процесса экологизации хозяйственной деятельности. Экологизация производства представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, проводящихся по различным направлениям данного процесса. В работе подробно дана характеристика основных направлений экологизации производства: экологическое обучение и просвещение; экологическое страхование; экологическая экспертиза инвестиционных проектов; экологическая паспортизация производства; экологический мониторинг; использование в производстве очистного оборудования; структурная перестройка производства с разделением производственного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Toolkit of Stimulation of Process Ecologization Industrial Sphere

In article actual problems ecologization economic activities are opened. Ecologization manufactures are represented by a complex of the nature protection actions spent in various directions of given process. In work the characteristic of the basic directions ecologization manufactures is in detail given: ecological training and education; ecological insurance; ecological examination of investment projects; ecological certification of manufacture; ecological monitoring; use in manufacture of the clearing equipment; structural reorganisation of manufacture.

Текст научной работы на тему «Инструментарий стимулирования процесса экологизации производственной сферы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2009. № 6

Д.Ю. Савон1,

докт. экон. наук, профессор Южного федерального университета

(г. Ростов-на-Дону)

ИНСТРУМЕНТАРИЙ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЭКОЛОГИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

В статье раскрыты актуальные проблемы процесса экологизации хозяйственной деятельности. Экологизация производства представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, проводящихся по различным направлениям данного процесса. В работе подробно дана характеристика основных направлений экологизации производства: экологическое обучение и просвещение; экологическое страхование; экологическая экспертиза инвестиционных проектов; экологическая паспортизация производства; экологический мониторинг; использование в производстве очистного оборудования; структурная перестройка производства с разделением производственного цикла.

Ключевые слова: экологизация производства; регулирование экономики; охрана окружающей среды; экологическое обучение и просвещение; экологическое страхование; экологическая экспертиза инвестиционных проектов; экологическая паспортизация производства; экологический мониторинг; использование в производстве очистного оборудования; структурная перестройка производства.

In article actual problems ecologization economic activities are opened. Ecologization manufactures are represented by a complex of the nature protection actions spent in various directions of given process. In work the characteristic of the basic directions ecologization manufactures is in detail given: ecological training and education; ecological insurance; ecological examination of investment projects; ecological certification of manufacture; ecological monitoring; use in manufacture of the clearing equipment; structural reorganisation of manufacture.

Key words: ecologization manufactures; economy regulations; preservations of the environment; ecological training and education; ecological insurance; ecological examination of investment projects; ecological certification of manufacture; ecological monitoring; use in manufacture of the clearing equipment; structural reorganisation of manufacture.

Процесс экологизации хозяйственной деятельности развивается на основе государственного экологического регулирования. Под данным процессом традиционно принято понимать воздействие органов управления на субъекты хозяйствования в целях уменьшения их негативного влияния на окружающую природную среду на основе комплексного использования механизмов централизован-

1 Савон Диана Юрьевна, тел.: +7 (918) 553-69-93; е-mail: di199@yandex.ru

ного планирования, стимулирующего регулирования и рыночного саморегулирования2.

Опыт управления экономикой в рыночных условиях определил схему, состоящую из трех уровней: государственного, регионального и местного, каждый из которых имеет свои цели, задачи и функции.

Основной целью регулирования на государственном уровне является создание экономически развитого, социально ориентированного, независимого государства на базе формирования современной эффективной рыночной экономики.

Следующим и наиболее существенным звеном единой вертикали органов государственного регулирования является региональный уровень, интересы которого должны быть в первую очередь связаны с заботой о человеке и сфере его жизнедеятельности.

На местном уровне основная цель регулирования экономики — обеспечение надлежащего уровня жизни населения и его социальная защита. Функции органов местного самоуправления становятся более конкретными и детальными.

На территории больших городов муниципальные образования играют особую роль, поскольку высокая плотность населения, огромное количество промышленных предприятий не позволяют органам государственной власти оценить сложившуюся ситуацию на каждой территории с максимальной тщательностью.

Такая же иерархия управления характерна и для регулирования экологизации хозяйственной деятельности, которая осуществляется всеми ветвями власти: представительной (законодательной), исполнительной и судебной (таблица).

Цели экологизации производственной сферы на различных уровнях

Уровень экологизации Цель экологизации

Государственный уровень создание экономически развитого, социально ориентированного, независимого государства на базе формирования современной эффективной рыночной экономики

Региональный уровень забота о человеке и сфере его жизнедеятельности. Региональное регулирование осуществляется государственными территориальными органами через систему их правовой, экономической, управленческой, плановой и контрольной деятельности в соответствии с действующим законодательством

Местный уровень обеспечение надлежащего уровня жизни населения и его социальная защита

Источник: составлено автором.

2 См.: Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

Нынешнее состояние окружающей природной среды в регионах России, где располагаются промышленные производства, свидетельствует о том, что традиционные методы охраны окружающей среды, направленные на поддержание сложившейся экологической ситуации, оказались недостаточными. Появилась настоятельная необходимость внедрения радикальных методов, позволяющих не только сохранить существующее положение, но и снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Наиболее действенным из этих методов является всесторонняя экологизация промышленного производства, которую можно определить как процесс управления природоохранной деятельностью предприятий с помощью современных научно-технических достижений, нацеленный на максимально возможное снижение антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Экологизация производства представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, проводящихся по различным направлениям данного процесса (рисунок).

Основные направления всесторонней экологизации промышленного производства Источник: составлено автором.

Таким образом, экологизация производства не игнорирует традиционных природоохранных методов, таких, как очистка выбросов и сбросов от загрязнителей, но способствует более эффективному их проведению за счет новых подходов к данной проблеме.

Основными направлениями экологизации производства являются:

— экологическое обучение и просвещение;

— экологическое страхование;

— экологическая экспертиза инвестиционных проектов;

— экологическая паспортизация производства;

— экологический мониторинг;

— использование в производстве очистного оборудования;

— переход производства на средоохранные и ресурсосберегающие технологии;

— структурная перестройка производства с разделением производственного цикла.

Рассматривая процесс экологизации производства, нельзя не остановиться на экологическом обучении и просвещении, важность которого многими недооценивается.

На самом деле очень важно, чтобы все участники производственной деятельности были экологически грамотными людьми, владели информацией о том негативном воздействии, которое оказывает производство на окружающую среду. Особенные требования следует предъявлять руководящему составу предприятия, экономические решения которого должны базироваться на экологическом подходе к хозяйственной деятельности, что отвечает требованиям экологизации.

Также перспективным моментом экологизации производства является организация экологического страхования. К сожалению, страхование экологических рисков в настоящее время не получило широкого распространения. Страховые правоотношения в нашей стране осуществляются на основании Типового положения о порядке добровольного страхования в РФ, которое недостаточно доработано и имеет значительные недостатки. Но главная причина слабого экологического страхования заключается не в этом, а в его необязательном характере. В этой ситуации, которая дополняется гражданской неактивностью юридических и физических лиц, пострадавших от антропогенного воздействия, предприятия-загрязнители не стремятся страховать экологические риски, так как вероятность предъявления им исков о возмещении ущерба почти нулевая. Кроме того, из-за неподготовленности потенциальных страхователей страховые компании не заинтересованы осуществлять активную деятельность в сфере экологического страхования. Изменить существующее положение, заставить работать систему страхования экологических рисков позволит принятие законодательных актов об обязательном экологическом страховании.

Особо следует подчеркнуть, что экологическое страхование является одним из экономических стимулов природоохранной деятельности.

Во-первых, постепенное аккумулирование финансовых средств посредством страховых взносов позволит предприятию-загрязнителю удовлетворить претензии третьих лиц при наступлении страхового случая без ущерба для финансового состояния предприятия.

Во-вторых, страхование ответственности за загрязнение окружающей среды позволит предприятиям снизить затраты на компенсацию ущерба при наступлении страхового случая, отчасти переложив их на страховую компанию.

В-третьих, в условиях обязательного экологического страхования предприятие будет заинтересовано осуществлять природоохранные мероприятия, чтобы снизить риск возникновения страхового случая, который может повлечь выплаты большие, чем превентивные затраты.

Таким образом, система обязательного экологического страхования позволяет обеспечить жесткую адресацию ответственности за ущерб, нанесенный окружающей природной среде. Следовательно, пострадавшие получат возможность компенсации понесенных убытков, выступая или страхователями, или третьими лицами.

К тому же обязательное экологическое страхование позитивно повлияет и на общество в целом. Государство и природопользова-тели получат возможность использовать финансовые средства, сформированные гораздо более широким кругом субъектов, чем просто природопользователи. Создаваемые страховыми операциями запасные фонды могут стать источником для кредитования мероприятий по снижению антропогенного воздействия. Соответственно посредством экологического страхования общество получает выгоду от повышения качества окружающей среды. Также можно отметить, что положительным моментом обязательного экологического страхования является то, что эта система может выполнять функции контроля за природоохранной деятельностью предприятий-загрязнителей и мониторинга окружающей среды. Страховая компания анализирует антропогенное воздействие предприятия при заключении договора, определяя степень страхового риска, контролирует текущую природоохранную деятельность предприятия, а при наступлении страхового случая рассматривает причины его возникновения и устанавливает санкции, которые следует применить к предприятию-загрязнителю.

Не менее важным инструментом стимулирования экологизации производства является экологическая экспертиза инвестиционных проектов. Общие положения об экологической экспертизе нашли свое отражение еще в Законе РСФСР от 19.12.1991 № 2060 -1

«Об охране окружающей природной среды». Более подробно требования о ее содержании и порядке проведения установлены Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с измен. от 29.12.2004).

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В соответствии с законодательством существует два вида экологической экспертизы: государственная и общественная. Проведение государственной экологической экспертизы обязательно для всех проектов хозяйственных объектов, а также для планов и программ территориального и отраслевого развития, нормативно-технических документов, законодательных актов и др.

Таким образом, государственная экологическая экспертиза требуется как на уровне проектов, так и на уровне стратегических документов. Государственную экологическую экспертизу организуют специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы и их территориальные подразделения. В зависимости от масштаба и характера намечаемой деятельности экспертиза проводится на федеральном уровне или на уровне субъекта РФ. Документация — объект экспертизы, анализируется экспертной комиссией, формируемой специально уполномоченным органом. Результатом государственной экологической экспертизы является заключение, которое может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из необходимых условий для осуществления намечаемой деятельности.

Законом предусмотрена также возможность проведения общественной экологической экспертизы. Указанный вид экспертизы может проводиться общественными организациями, устав которых предполагает подобный вид деятельности. Результатом общественной экологической экспертизы является заключение рекомендательного характера, которое приобретает юридическую силу в случае его утверждения специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы.

Экологическая экспертиза тесно связана с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС и экологическая экспертиза базируются на сходных социально-экологических показателях,

отличие состоит в том, что ОВОС проводится заказчиком, а экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления.

В 2000 г. было принято Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее Положение).

Значимость данного Положения состоит не только в том, что оно вводит ряд принципиально новых требований к процедуре и результатам экологической оценки, но и в том, что оно по-новому интерпретирует уже существующие требования в этой области. Следует отметить, что Положение впервые интерпретирует как единую систему такие элементы экологической оценки в России, как требования ОВОС, правила подготовки инвестиционного проекта, процедуры государственной и общественной экологической экспертизы и правила взаимодействия с общественностью.

Важным инструментом обеспечения экологизации производственной сферы является экологический мониторинг, посредством которого осуществляется контроль состояния среды обитания человека.

Главной задачей мониторинга является информационное обеспечение природоохранной деятельности. Своевременная и достоверная информация позволяет: оценить состояние объекта наблюдения; выявить причины изменения этого состояния и разработать комплекс природоохранных мероприятий, направленных на устранение негативного изменения. В настоящее время в России функционируют несколько ведомственных систем мониторинга (служба мониторинга лесного фонда Рослесхоза, служба мониторинга природной среды Росгидромета, служба мониторинга водных объектов и геологической среды Минприроды и др.), ориентированных на наблюдение и определение состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Каждая из этих систем функционирует самостоятельно, практически не скоординирована с другими, что, конечно же, является недостатком существующей системы мониторинга.

На наш взгляд, для получения полной информации об окружающей среде необходимо, чтобы система экологического мониторинга состояла из нескольких иерархических уровней. Нижний уровень должен содержать информацию мониторинга отдельных предприятий, средний — отдельных регионов, а верхний — обобщенную информацию в целом по стране. Информация на всех уровнях должна включать данные по всем объектам мониторинга: атмосфере, гидросфере, земельным ресурсам, недрам, населению.

Также важным моментом в процессе совершенствования систем экологического мониторинга является их автоматизация с ис-

пользованием ЭВМ и программного обеспечения. Автоматические системы мониторинга окружающей среды позволят получать своевременные точные и более полные сведения. Однако реализация таких систем связана с крупными финансовыми затратами. Автоматизированный экологический мониторинг имеет общегосударственное значение, источником финансирования его создания могут стать средства экологических фондов различных уровней. А при внедрении автоматизированного мониторинга на каждом конкретном предприятии-загрязнителе к источникам финансирования добавляются собственные средства предприятия.

Кроме этого необходимо подчеркнуть, что одним из направлений экологизации производства, получившим широкое применение в природоохранной деятельности, является использование в производстве очистного оборудования.

Реальные производственные процессы свидетельствуют, что, несмотря на широкий спектр способов очистки выбросов и сбросов от загрязнителей, четко ощущается недостаточность использования только очистного оборудования. Очистка должна осуществляться на качественно новом уровне, каковым является внедрение в производство малоотходных и безотходных технологий. Однако это не исключает применения традиционных методов очистки. Хотелось бы только отметить, что очистное оборудование и сооружения находятся в плохом техническом состоянии: из-за сверхнормативного срока эксплуатации они морально и физически устарели, их фактические характеристики зачастую не соответствуют проектным. Поэтому очистное оборудование не выполняет своего предназначения и нуждается в замене. Учитывая износ основного технологического оборудования на многих промышленных предприятиях, модернизацию очистного оборудования следует проводить с попутным совершенствованием технологии производства на средо-защитной основе.

Переход производства на средоохранные и ресурсосберегающие технологии играет главную роль в его экологизации. Организация безотходных и малоотходных производств нацелена прежде всего на снижение антропогенного воздействия на окружающую природную среду, но также способствует снижению себестоимости продукции, повышению экономической эффективности производства в результате внедрения современных технологий и оборудования, повышения технического уровня производства, экономии первичных ресурсов.

При создании безотходных производств необходимо соблюдать следующие требования:

— осуществление производственного процесса при минимально возможном числе технологических стадий (аппаратов) и совмеще-74

нии операций, поскольку на каждой стадии образуются отходы и теряется сырье;

— увеличение единичной мощности агрегатов;

— интенсификация производственных процессов;

— создание энерготехнологических процессов;

— переход на непрерывные процессы, позволяющие эффективно использовать энергию и сырье.

Главными направлениями создания мало- и безотходных производств являются комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов, разработка и внедрение принципиально новых технологических процессов без образования отходов; переработка всех видов отходов производства и потребления с получением товарной продукции; создание и выпуск новых видов продукции с учетом требований повторного ее использования; создание замкнутых водо- и газооборотных циклов. Таким образом, безотходное производство — это метод производства продукции, при котором наиболее рационально используются сырье и энергия и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования. Под безотходным производством понимают идеальную модель производства, которая в большинстве случаев может быть реализована не в полной мере, а частично (отсюда — малоотходное производство). Трудно представить абсолютно безотходное производство, но с развитием научно-технического прогресса необходимо максимально приблизиться к идеальной модели.

Самое радикальное направление экологизации производства — структурная перестройка производства с разделением производственного цикла. Это направление экологизации должно найти применение в том случае, если антропогенная нагрузка на окружающую среду настолько велика, что промышленный район, в котором расположено предприятие, отнесен к зоне экологического бедствия, если прочие природоохранные действия не способны улучшить экологическую обстановку в регионе. Но для осуществления структурной перестройки необходимо наличие технологической возможности разделения производственного цикла на отдельные производства.

Нетрудно представить, что разделение производственного цикла представляет собой деконцентрацию производства. В этой связи хотелось бы сначала остановиться на причинах, вызывающих необходимость данного процесса. Долгое время в экономике существовал культ концентрации производства, всесторонне освещались положительные результаты этого процесса, такие, как наращивание производственных мощностей, удешевление строительства на действующих предприятиях. Однако оставался без должного вни-

мания тот факт, что существует порог, после которого эффективность концентрации производства идет на убыль. Повышение предельного уровня концентрации производства приводит к снижению эффективности управления предприятием, что связанно со сложностями организации и контроля крупномасштабных операций. При этом экономия от концентрации производства может оказаться меньше, чем дополнительные затраты, вызванные укрупнением предприятия (например, затраты на транспортировку материалов и готовой продукции), в итоге произойдет увеличение себестоимости. Помимо этого, с ростом концентрации антропогенное воздействие предприятия увеличивается и может достичь размеров, при которых окружающая среда теряет способность к самовосстановлению.

Одним из проявлений концентрации производства является такая форма его организации, как комбинирование, которая получила широкое распространение в металлургии.

Сущность структурной перестройки производства заключается в разделении технологического цикла на отдельные независимые производства и «выносе» некоторых производств за пределы данного промышленного района.

Некоторые из инструментов обеспечения и стимулирования экологизации производственной сферы, такие, как экологическая экспертиза, мониторинг окружающей природной среды, использование очистного оборудования, в настоящее время уже имеют применение, другие — нуждаются в дальнейшей проработке, в создании экономического механизма их внедрения в производство.

Список литературы

Лукьянчиков Н.Н., Потравный И.М. Экономика и организация природопользования. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с измен. от 29.12.2004).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.