Научная статья на тему 'Роль Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва (1995-1999) в развитии региона'

Роль Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва (1995-1999) в развитии региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / REPUBLIC OF MORDOVIA / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / СЕССИЯ ГОССОБРАНИЯ РМ / SESSION OF THE STATE ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA / ВЫБОРЫ / ELECTION / ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / HEAD OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / POLITICAL STABILITY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIALLY-ECONOMIC DEVELOPMENT / THE STATE ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Изергина Нина Ивановна, Изергина Вера Павловна

В статье анализируется роль Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва (1995-1999) в создании правовой основы для стабилизации политической ситуации и решения проблем социальноэкономического развития региона второй половины 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA OF THE FIRST CALLING (1995-1999) IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

The article analyses the role of the State assembly of the Republic of Mordovia of the first calling (1995-1999) in establishing the legal framework for the stabilization of the political situation and solve the problems of socially-economic development of the region in the second half of the 1990s years.

Текст научной работы на тему «Роль Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва (1995-1999) в развитии региона»

УДК 351.752.2(470.345) ББК Ш166

Н. И. Изергина, В. П. Изергина

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПЕРВОГО СОЗЫВА (1995-1999) В РАЗВИТИИ РЕГИОНА

Ключевые слова: Республика Мордовия, Государственное Собрание Республики Мордовия, сессия ГоссобранияРМ, выборы, Глава Республики Мордовия, политическая стабильность, социально-экономическое развитие.

N. I. Izergina, V. P. Izergina

ROLE OF THE STATE ASSEMBLY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA OF THE FIRST CALLING (1995-1999) IN THE DEVELOPMENT OF THE REGION

Keywords: the Republic of Mordovia, the State assembly of the Republic of Mordovia, session of the State assembly of the Republic of Mordovia, election, Head of the Republic of Mordovia, political stability, socially-economic development.

Главной задачей, стоящей перед Государственным Собранием Республики Мордовия первого созыва, было положить конец политическим распрям внутри республики.

Н. И. Меркушкин

Конституция Российской Федерации, 20-летие которой наша страна отметила в 2014 г., предоставила законодательным органам субъектов Российской Федерации право самостоятельно осуществлять праворегули-рование на территории соответствующего субъекта, иметь представителей в Федеральном Собрании и участвовать в федеральном законодательном процессе. Региональные законодательные органы стали неотъемлемой частью политической системы страны [1].

В 2015 г. исполняется 20 лет законотворческой и представительской деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия. Его формирование проходило в сложной ситуации спада в экономике, роста преступности, полной разбалансированно-сти власти, конфронтации с федеральным центром. К 1994 г. в республике сложилось острое противостояние между законодательной и исполнительной властью, выражавшееся во взаимном блокировании работы Верховного Совета и Совета Министров. Для поднятия авторитета всей системы власти, ее способности решать жизненно важные про-

блемы региона назрела потребность создать новый инструмент государственной власти [2].

Коренные изменения в структуре органов государственной власти Республики Мордовия произошли в феврале 1994 года. 15 февраля Верховный Совет РМ принял Закон «Об органах государственной власти Республики Мордовия», по которому фактически упразднялся Верховный Совет РМ и образовывались новые органы власти республики - Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия. Согласно ст. 1 этого закона, «Государственное Собрание Республики Мордовия является представительным и законодательным органом Республики Мордовия». Закон определял общее количество депутатов - 75. Устанавливался срок полномочий Государственного Собрания - четыре года. Однако ст. 3 Закона Республики Мордовия «Об органах государственной власти Республики Мордовия» от 15 февраля 1994 г. устанавливала, что Государственное Собрание первого созыва будет работать два года.

17 февраля 1994 г. Верховный Совет РМ принял Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия». 27 ноября 1994 г. на основе этого закона были проведены первые выборы депутатов Государственного Собрания РМ.

В ходе проведенных 27 ноября 1994 г. выборов избрано 75 депутатов Государственного Собрания РМ. В его состав вошли представители пяти национальностей: русские - 40 депутатов, мордва - 25 депутатов, татары - 6 депутатов, украинцы - 3 депутата и один башкир.

В Совете Федерации Федерального Собрания РФ Республику Мордовия представляли Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин и Председатель Государственного Собрания РМ В. А. Кечкин. В Государственную Думу Федерального Собрания РФ Республики Мордовия избраны депутаты: Е. И. Газеев, Е. А. Костерин, Н. П. Медведев, В. Д. Сироткин.

Среди депутатов первого созыва - 18 руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, примерно столько же руководителей промышленных предприятий, учреждений и организаций, 8 представителей аграрного комплекса, 11 работников здравоохранения. Широко представлены работники науки и образования. Абсолютное большинство депутатов с высшим образованием, 8 депутатов имели ученые степени кандидата и доктора наук; 6 женщин и 69 мужчин; 2/3 депутатов в возрасте от 30 до 50 лет, 28 % депутатов в возрасте от 50 до 60 лет и 1 депутат старше 60 лет.

Первые выборы депутатов Государственного Собрания РМ проходили в условиях серьезной борьбы на фоне общеполитического кризиса, показателем которого отчасти стало нежелание большей части населения участвовать в голосовании. Выборы состоялись только в сельской местности, где наблюдался высокий процент явки избирателей - до 70 % и выше. В Саранске в выборах приняло участие менее 40 % избирателей. В трех городах республиканского значения процент избирателей, принявших участие в голосовании, составил около 44 %. Порог явки избирателей, необходимый для признания выборов состо-

явшимися и установленный в 50 % от общего числа избирателей, был достигнут лишь в 45 из 75 избирательных округов. Поскольку кворум в 2/3 депутатского корпуса не был обеспечен, Госсобрание не могло начать работу.

В соответствии с действующим законодательством Центральная избирательная комиссия РМ назначила на 12 февраля 1995 г. повторные выборы в тех округах, где они не состоялись. В первых числах января 110 депутатов мордовского парламента подписали на имя Николая Бирюкова и Президиума Верховного Совета требование о незамедлительном созыве внеочередной 20-й сессии 6 января с повесткой дня: «О внесении изменений в Законы Республики Мордовия "О выборах депутатов Государственного собрания РМ", "О выборах представительных органов местного самоуправления РМ", "Об органах государственной власти РМ".

Суть требования заключалась в снижении планки избирательской квоты и признании действительными результатов голосования 27 ноября в тех округах, где депутаты не были избраны. 5 января Совет Министров -Правительство РМ поддержало данное требование депутатов, направив на имя ВС РМ за подписью Валерия Швецова документ, где отмечалось, что принятые ранее Верховным Советом законодательные акты обостряют политическую ситуацию и отрицательно воздействуют на социально-экономическую обстановку.

6 января в большом зале Дома Советов начала работу 20-я сессия парламента, на которой председатель Фонда имущества Николай Меркушкин выступил с сообщением по поводу внесений изменений в законы, обосновав их необходимость рядом моментов. В их числе: существенные несоответствия в российском и мордовском законодательстве, разрушение политической стабильности из-за стремления Конгресса граждан Мордовии даже сменить правительство, возможность конфликта с уже избранными депутатами Государственного собрания в результате продления выборной кампании, опасность для республики остаться без законодательной власти по причине дальнейшей нерешительности депутатов.

Депутаты неоднозначно восприняли идею признания результатов выборов

27 ноября действительными: одни ее оспаривали, но другие поддержали. Сторонники идеи аргументировали свою позицию тем, что только это решение может способствовать установлению в республике необходимой политической стабильности. В результате многочисленных голосований данный закон был поддержан большинством депутатов. Таким образом, в тех округах, где выборы 27 ноября из-за низкой явки избирателей были признаны несостоявшимися, победили те кандидаты, которые набрали большинство голосов при 25 % квоте. Депутатский корпус проголосовал также за Закон «О формировании системы органов местного самоуправления в Республике Мордовия».

По инициативе депутата Лукшина было принято постановление об отмене созыва сессии ВС РМ 12 января и назначена дата созыва первой сессии Государственного Собрания РМ - 24 января 1995 г. Этот день по праву считается первым днем работы нового парламента Мордовии. Именно в этот день Верховный Совет окончательно прекратил свое существование.

На первой сессии депутаты избрали Председателем Госсобрания РМ первого созыва Николая Меркушкина, кандидатуру которого безоговорочно поддерживало подавляющее большинство директорского корпуса и Экономического Союза.

На председательское кресло, кроме Н. И. Меркушкина, претендовали Николай Бирюков и глава Октябрьского района Саранска Александр Замотаев. Однако последний снял свою кандидатуру, заявив, что, исполняя волю своих избирателей, проголосует за Николая Бирюкова.

Результаты голосования распределились следующим образом: 49 парламентариев на пост председателя Госсобрания выбрали Николая Меркушкина; 21 - Николая Бирюкова. Выборы заместителей Н. И. Меркушкина завершились победой Александра Бурканова и Владимира Волкова.

На дальнейшую судьбу республики повлиял ряд решений, принятых на втором этапе первой сессии Государственного Собрания Мордовии. В их числе формирование структуры нового законодательного органа. Сессией был утвержден состав Совета Госу-

дарственного Собрания и назначены руководители комитетов и комиссий.

Совет составили 15 депутатов: председатель Николай Меркушкин, его заместители Александр Бурканов, Владимир Волков, а также Николай Макаркин, Виктор Макуш-кин, Владимир Литюшкин, Шамиль Бикма-ев, Валерий Кечкин, Александр Воробьев, Вячеслав Плигин, Геннадий Юдаков, Василий Калядин, Елена Кулдыркаева, Владимир Руженков и Тамара Трусова.

Помимо Совета, в структуре Государственного Собрания образована одна комиссия - мандатная (ее возглавил Александр Воробьев) и семь комитетов. Были утверждены следующие их руководители. Комитет по вопросам законодательства, законности и правопорядка - председателем, работающим на постоянной основе, избран студент-заочник юрфака Андрей Лукшин. Комитет по бюджету, финансам и налогам - председателем на непостоянной основе избран Шамиль Бик-маев, заместителем на постоянной основе -Сергей Сорокин. Комитет по экономической политике - председатель на непостоянной основе - Леонид Мизонов, заместитель на постоянной - Николай Федотов. Комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию - председатель на постоянной основе - Рафик Салихов. Комитет по социальной защите - председатель на постоянной основе - Елена Кулдыркаева. Комитет по культуре, образованию, науке, гласности, делам молодежи - председатель на непостоянной основе - Вячеслав Зверков. Комитет по вопросам деятельности органов местного самоуправления - председатель на постоянной основе - Александр Шикин.

Парламентарии рассмотрели также вопрос о печатных изданиях Государственного Собрания РМ. В докладе Александра Бурка-нова по этому поводу было подчеркнуто, что за годы существования Верховного Совета двенадцатого созыва периодические издания, выходящие под его эгидой, внесли свой вклад в становление гласности на мордовской земле. Поэтому встал вопрос о наследовании Государственным Собранием этих изданий. Государственное Собрание подтвердило свои учредительские права по отношению к четырем республиканским газетам - «Мок-шень правда», «Эрзянь правда», «Мордовия»

и «Известия Мордовии». Рассмотрев еще ряд текущих вопросов, касающихся изменений социальных гарантий депутатам Верховного Совета, досрочно прекратившим свои полномочия, первая сессия Государственного Собрания РМ завершила свою работу [4].

Итак, создание Государственного Собрания Мордовии и начало его деятельности (конец 1994 - начало 1995 г.) ознаменовали собой весьма серьезные изменения в политической жизни региона. Большинство в мордовском парламенте получили лидеры, руководствующиеся интересами республики, ее стабильного развития в русле новых демократических общероссийских тенденций. Ключевыми политическими фигурами стали Николай Меркушкин и Владимир Волков.

Основным ориентиром новой элиты стало тесное сотрудничество с центром, возможности для плодотворного диалога с которым стали неизмеримо выше. В результате в республику стали поступать дополнительные средства из федерального центра, так необходимые для стабилизации и постепенного повышения уровня жизни населения [5].

30-31 марта 1995 г. на 2-й сессии Госсобрания принята новая государственная символика Республики Мордовия - герб, флаг и гимн.

16 июня 1995 г., перед открывшейся 20 июня 3-й сессией Госсобрания РМ первого созыва, глава парламента Николай Меркушкин провел встречу лидеров партий и движений. В своем выступлении спикер акцентировал внимание собравшихся на плачевном положении, в котором оказалась экономика республики, а в качестве выхода из этой ситуации предложил достижение согласия и прекращение «различных политических дрязг и разборок».

В повестку дня 3-й сессии Госсобрания был включен вопрос об уточнении полномочий Председателя Госсобрания республики. Первым же решением мордовского парламента стало придание Председателю Госсобрания статуса Главы республики, избираемого парламентом.

29 июня завершился второй этап 3-й сессии Государственного Собрания Республики Мордовия. Была принята программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Мордовия, завер-

шившая восьмимесячный период приостановления этого процесса в регионе. Реализация данной программы сыграла свою роль в становлении института частной собственности в республике.

Кроме того, депутатским корпусом было рассмотрено еще 16 вопросов - 3 вопроса (предложенных депутатом Бикмаевым), касающихся финансовой проблематики; 7 вопросов (предложенных Меркушкиным), относящихся к приватизационной проблематике; проблему с сельскохозяйственным налогом поднял депутат Рафик Салихов. Депутат Шикин проанализировал особенности законопроекта «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления РМ», который был принят. Министр финансов республики Виктор Кедров доложил о внесении изменений в Закон РМ «О местном самоуправлении в РМ». Затем под руководством заместителя спикера Александра Бур-канова был увеличен состав экспертного совета Госсобрания. После этого был принят документ о начале подготовки бюджета республики на 1996 г. Парламентарии также одобрили идею финансирования строительства станции скорой помощи в Рузаевке и рассмотрели ряд депутатских запросов.

30 июня в мордовском парламенте прошла пресс-конференция спикера Госсобрания Николая Меркушкина. Речь на ней шла прежде всего о новом статусе Председателя Госсобрания и экономических вопросах. Придание статуса высшего должностного лица объяснялось давно назревшей необходимостью повторно ввести в республике такой политический институт. В то же время, по словам Меркушкина, имеющийся в Мордовии баланс властей этим постановлением не был затронут. Николай Иванович пояснил, что свой пост он получает лишь до принятия новой Конституции Мордовии и что это решение не отразится на конституционных процессах, которые шли в республике [6].

Сказанное спикером нашло подтверждение в принятом народными избранниками 27 июля 1995 г. Законе РМ «О Конституционном Собрании Республики Мордовия», который, претерпев в дальнейшем ряд изменений, утратил силу 28 мая 2004 г. Он установил компетенцию и порядок деятельности Конституционного Собрания, поря-

док принятия Конституции РМ и избрания Конституционным Собранием Главы РМ. Конституционное Собрание РМ, созывавшееся Госсобранием РМ на период, необходимый для принятия Конституции Мордовии, учреждалось как орган, правомочный принять Конституцию Мордовии. После этого его деятельность прекращается.

Деятельность Конституционного Собрания осуществляется в форме заседаний, которые проводятся открыто, гласно, освещаются средствами массовой информации и считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов. Открывает и ведет заседания Конституционного Собрания Председатель Конституционной комиссии РМ. На заседании Конституционного Собрания решения принимаются открытым голосованием.

На рассмотрение Конституционного Собрания вносится проект новой Конституции Республики Мордовия, доработанный с учетом поступивших предложений и замечаний и одобренный Госсобранием после всенародного обсуждения. Рассмотрение проекта в Конституционном Собрании начинается с доклада Конституционной комиссии, после чего открываются прения по поправкам.

После обсуждения всех поправок проводится голосование по проекту Конституции в целом и большинством в две трети от числа присутствующих членов Собрания Конституция Мордовии принимается. Текст принятой Конституции РМ подписывается Председателем Госсобрания в трехдневный срок после принятия и направляется для официального опубликования в течение десяти дней с момента подписания [3].

Безусловно, среди вопросов, решение которых депутатами Госсобрания первого созыва имело судьбоносное значение для дальнейшего развития региона, был вопрос об избрании Конституционной комиссии, которая подготовила проект новой Конституции Мордовии. 27 июля 1995 г. Государственное Собрание РМ приняло постановление, в котором одобрило проект Конституции Республики Мордовия, подготовленный Конституционной комиссией РМ. С учетом поправок, предложенных Государственным Собранием, было решено вынести проект Конституции на всенародное обсуждение,

которое следовало завершить к 20 сентября 1995 г. Редакциям газет «Известия Мордовии», «Мордовия», «Мокшень правда» и «Эрзянь правда» в срок до 5 августа 1995 г. было предложено опубликовать проект Конституции Республики Мордовия для всеобщего ознакомления. Завершить доработку проекта Конституции Республики Мордовия и направить его на рассмотрение Госсобрания РМ было поручено Конституционной комиссии Республики Мордовия по итогам всенародного обсуждения, с учетом замечаний и предложений.

Конституционное Собрание РМ состоялось 21-22 сентября 1995 г. 21 сентября 1995 г. делегаты, представлявшие все уровни законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления, приняли Конституцию Республики Мордовия. На выборах Главы Республики победу одержал Н. И. Меркушкин.

В октябре 1995 г. на 7-й сессии Государственного Собрания РМ Председателем Государственного Собрания был избран В. А. Кечкин, Председателем Правительства РМ с согласия Государственного Собрания был назначен В. Д. Волков.

В приветственном слове по случаю 10-летия Госсобрания РМ В. А. Кечкин отметил роль данного политического института в комплексном развитии республики. Прежде всего, деятельность Госсобрания обеспечила правовую основу коренного реформирования институтов власти в Мордовии. С этой целью был принят ряд законов, позволивших обеспечить нормальную работу республиканских органов государственной власти. Среди них - «Об органах государственной власти в Республике Мордовия», «О Регламенте Государственного Собрания Республики Мордовия», «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия», «О комитетах и комиссиях Государственного Собрания Республики Мордовия», «О Конституционном Собрании Республики Мордовия», «О референдуме Республики Мордовия» и ряд других законов и актов. Перечисленные законы определили компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти в регионе.

Безусловной заслугой стали разработка и принятие новой Конституции Мордовии.

Основной Закон республики позволил за короткий срок восстановить четкую систему государственного управления, обеспечить демократические гарантии, дать простор инициативе предприимчивых людей, а также местным властям - путем введения и развития прогрессивных форм межбюджетных отношений. Это потребовало значительно увеличить удельный вес законодательных актов во всех сферах производства и общественной жизни. Только в 1995-1997 гг. как на сессиях, так и на заседаниях Совета Госсобрания было принято 1 096 всевозможных законов, указов и постановлений. В области государственного строительства был принят пакет законов о государственной символике Республики Мордовия.

Законы «О выборах Главы Республики Мордовия», «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Мордовия» обеспечили становление институтов непосредственной демократии, правовое регулирование порядка реализации прав и свобод граждан России, проживающих на территории Мордовии.

Были сформированы административное и муниципальное законодательство. В республике в числе первых среди субъектов Российской Федерации был разработан и принят Закон «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка». В новой редакции были изложены законопроекты «Об архивном фонде Республики Мордовия», «О государственной молодежной политике в Республике Мордовия», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

17 декабря 1995 г., одновременно с выборами депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, был проведен референдум о продлении полномочий органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, которые, согласно ранее принятым законам, должны были переизбираться в ноябре 1996 г. Цель -совмещение этих выборов с российскими и экономия бюджетных средств. В итоге полномочия представительных органов государственной власти и местного самоуправления были продлены до декабря 1999 г.

Депутатский корпус первого созыва заложил правовую основу создания условий для сохранения и равноправного развития государственных языков в Республике Мордовия. 24 апреля 1998 г. Госсобрание приняло Закон РМ «О государственных языках в Республике Мордовия», закрепивший статус государственного за русским и мордовским (мокшанским, эрзянским) языками. Согласно данному закону, статус русского и мордовского (мокшанского, эрзянского) языков как государственных не затрагивает конституционных прав граждан других национальностей пользоваться иными языками. В Республике Мордовия недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, запрещается любая дискриминация по языковому признаку, включая запреты и ограничения по профессии.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Мордовия гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков в республике; льготное финансирование государственных и научных программ сохранения и развития государственных и других языков, проведение в этих целях льготной налоговой политики. При составлении бюджетов всех уровней предусматривается финансирование государственных программ сохранения и развития языков.

Органы государственной власти Республики Мордовия обеспечивают на территории республики создание системы образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением родных языков.

Закон имеет основополагающее значение для сферы национальной культуры и образования. На его основе в Мордовии создана система образовательных учреждений с обучением на родном языке или изучением родных языков. Его реализация дает возможность обеспечивать подготовку кадров в средних специальных и высших учебных заведениях для сферы национальной культуры и образования мордовского народа как внутри республики, так и за ее пределами. Республика Мордовия на основании соглашений с субъектами Российской Федерации содействует национально-культурному развитию мордвы, проживающей за пределами Республики Мордовия, обеспечивает подготовку и пере-

подготовку кадров, издает учебную, методическую и художественную литературу на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке. Кроме того, воплощение в жизнь положений этого правового акта создает условия для научных исследований языков в республике.

Депутатский корпус Госсобрания РМ первого созыва активно участвовал и в работе по рассмотрению проектов федеральных законов и внесению по ним своих предложений в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации от имени Государственного Собрания Республики Мордовия. Так, существенные поправки были внесены в проекты законов «Об адвокатуре в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации».

Существенным направлением работы парламента Мордовии является правовое регулирование социально-экономического развития республики. Госсобранием первого созыва была рассмотрена Программа экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 гг., предусматривавшая социальную переориентацию экономики в условиях перехода к рыночным отношениям. Основополагающими в определении стратегии экономического и социального развития республики стали законы «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия», «О республиканских государственных нуждах», «Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия», «Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия».

Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Мордовия» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов и программ социально-экономического развития республики, а также их общий порядок. Второй по значимости, Закон «О республиканских государственных нуждах», устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения заказов

на поставку продукции, необходимой для решения задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития республики и для реализации целевых программ.

С принятием в 1996 г. Закона «Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия» значительно возросла инвестиционная привлекательность нашего региона. Если в

1996 г. объем иностранных инвестиций составил 274 тыс. долл. США, то в 1999 г. -почти 1 млн долл. США.

Значительной активизации работы по вовлечению в хозяйственный оборот лома черных и цветных металлов, предупреждению хищений изделий из них с предприятий и организаций содействовал Закон «Об упорядочении деятельности по сбору, скупке, переработке и вывозу лома черных и цветных металлов, их отходов и сплавов» в республике, принятый Госсобранием РМ 20 февраля

1997 г. Только в 1999 г. юридическими и физическими лицами, получившими лицензии на этот вид деятельности в республике, было заготовлено 75,8 тыс. т. лома черных металлов и 1,5 тыс. т. лома цветных металлов. Поступление налогов во все уровни бюджета от данного вида деятельности составило 17,1 млн руб., что в шесть раз больше, чем в 1997 г.

Также реализации основных принципов экономической политики в республике способствовали принятые законы «Об управлении государственной собственностью Республики Мордовия», «О торговле и оказании бытовых услуг населению в Республике Мордовия», «О государственной экспертизе градостроительной документации, целевых инвестиционных программ и проектов строительства в Республике Мордовия» и др.

В интересах жителей республики вырабатывались решения на заседаниях комитетов, Совета Государственного Собрания, сессий по проблемам развития бытового обслуживания населения, а также реформы жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия. Так, на определенном этапе реформы ЖКХ и в связи с низким уровнем жизни населения был принят ряд постановлений мордовского парламента по приостановлению реформы в части повышения тарифов и доли оплаты услуг населением [14, с. 59].

Итак, Госсобрание РМ первого созыва заложило новые принципы парламентской деятельности, проводя в жизнь идеологию Согласия, Порядка и Созидания [7; 8].

Оно прекратило разрушительную борьбу между исполнительной и представительной ветвями власти, сплотило людей и направило их энергию на решение проблем республики.

Тесное взаимодействие Госсобрания РМ с исполнительной властью способствовало развертыванию в республике масштабной работы по улучшению показателей во всех сферах производства и общественной жизни, обеспечению высокого уровня согласования федерального и регионального законодательства [6; 9-13].

Библиографический список

1. 20 лет Государственному Собранию Республики Мордовия [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного Собрания РМ. - Режим доступа: http://www.gsrm.ru/20%20 уеаге/^ех^р.

2. Заместитель Председателя Государственного Собрания РМ, председатель Комитета по законодательству и законности В. В. Алёхин рассказал об исторических вехах, предшествующих 19-летию образования Государственного Собрания Республики Мордовия. 24 января 2014 г. [Электронный ресурс] // Изв. Мордовии. - Режим доступа: http://www.gsrm.ru/news/detail. php?ID=1171.

3. Закон Республики Мордовия от 27 июля 1995 года № 267-1 «О Конституционном Собрании Республики Мордовия» [Электронный ресурс] // Кодекс: [электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/804950261.

4. Латыпов Ф. Мордовия в январе 1995 года [Электронный ресурс] / Ф. Латыпов // Сайт «Международный институт гуманитарно-политических исследований». - Режим доступа: http://www. igpi.ru/monitoring/1047645476/1995/0195/13.html.

5. Латыпов Ф. Мордовия в июне 1995 года [Электронный ресурс] / Ф. Латыпов // Сайт «Международный институт гуманитарно-политических исследований». - Режим доступа: http://www. igpi.ru/monitoring/1047645476/1995/0695/13.html.

6. Изергина Н. И. Национально-культурные автономии в реализации национальной политики Республики Мордовия / Н. И. Изергина, В. П. Изергина // Социально-политические науки. -

2012. - № 2. - С. 40-44.

7. Изергина Н. И. Политический курс Мордовии в новейшей истории / Н. И. Изергина // Вестн. Мордов. ун-та. - 2012. - № 3-4. - С. 112-117.

8. Изергина Н. И. Политический курс Мордовии как основа взаимодействия региональной элиты, партий и институтов гражданского общества / Н. И. Изергина // Эволюция общественных отношений в процессе российской модернизации: социетальный и региональный аспекты : сб. ст. 5-й Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2012. - С. 49-52.

9. Изергина Н. И. Политика инновационного развития Республики Мордовия в условиях системной модернизации российского общества / Н. И. Изергина, В. П. Изергина // Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов; сб. ст. XVIII Междунар. науч.-практ. конф., Пенза, ноябрь. 2013. - Пенза, 2013. - С. 37-40.

10. Изергина Н. И. Развитие социального партнерства в Республике Мордовия. - Экология и жизнь: сб. ст. ХХП Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2012. - С. 125-130.

11. Изергина Н. И. Сотрудничество Республики Мордовия со странами финно-угорского мира / Н. И. Изергина // Гуманитарий : актуальные проблемы современной науки и образования. -

2013. - № 4. - С. 61-68.

12. Изергина Н. И. Социальная политика Республики Мордовия как стабилизирующий фактор регионального процесса и становление социального государства / Н. И. Изергина, А. В. Логинов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2014. - № 4 (42) : в 2 ч. Ч. 2. С. 65-69.

13. Изергина Н. И. Тенденции развития социального государства в Республике Мордовия / Н. И. Изергина, В. П. Изергина // Права и свободы человека и гражданина и адвокатская дея-

тельность: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2014. -С. 37-41.

14. Парламент Республики Мордовия : История и современность / сост.: А. С. Малайкин, Л. Г. Снегирева. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 160 с.

Поступила в редакцию 10 октября 2014 г.

Сведения об авторах

Изергина Нина Ивановна - доктор политических наук, профессор кафедры регионоведе-ния и политологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: философия политики, теория политики, история политической мысли, политическая трансформация России. Автор более 100 научных публикаций, в том числе 2 монографий.

Тел.: (8342) 29-06-39

E-mail: ninaini@yandex.ru

Изергина Вера Павловна - кандидат политических наук, старший лаборант кафедры методологии науки и прикладной социологии Историко-социологического института ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Область научных интересов: теория политики, история политической мысли, политическая трансформация России. Автор 29 научных публикаций.

E-mail: vera.ivp@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.