Научная статья на тему 'Государственное Собрание Республики Мордовия 2-го созыва (1999-2003) в истории парламентаризма'

Государственное Собрание Республики Мордовия 2-го созыва (1999-2003) в истории парламентаризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ / THE STATE ASSEMBLY OF REPUBLIC OF MORDOVIA / ВЫБОРЫ / ELECTION / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИПОТЕЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / MORTGAGE BUILDING / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / BUDGETARY PROCESS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL FIELD / КУЛЬТУРА / CULTURE / REGIONAL SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Изергина Нина Ивановна, Изергина Вера Павловна

Настоящая статья посвящена истории парламентаризма Мордовии, в развитии которого выделяются три этапа: становление (1906-1917); советский парламентаризм (1917-1994); постсоветский парламентаризм (с 1994 г. по настоящее время). Коренные изменения в структуре органов государственной власти Республики Мордовия произошли в феврале 1994 г. 15 февраля Верховный Совет РМ принял Закон «Об органах государственной власти Республики Мордовия», по которому фактически упразднялся Верховный Совет РМ и образовывались Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия. Согласно ст. 1 этого закона «Государственное Собрание Республики Мордовия является представительным и законодательным органом Республики Мордовия». 24 января 2015 г. новый парламент Мордовии начал свою работу. В настоящее время работает Государственное собрание РМ 5-го созыва (2011-2016). В статье проанализированы особенности и результаты деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия 2-го созыва. Показано, что главным приоритетом работы парламентариев стало устранение противоречий между федеральным и региональным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE ASSEMBLY OF REPUBLIC OF MORDOVIA OF THE SECOND CONVOCATION (1999 - 2003): CHALLENGES AND ANSWERS

The article deals with the history of parliamentarism in Mordovia. It is distinguished three stages in it development: formation (1906-1917); Soviet parliamentarism (1917-1994); post-Soviet parliamentarianism (1994 to present time). Fundamental changes in the structure of state bodies of the Republic of Mordovia took place in February 1994. On 15 February, the Supreme Council of the Republic of Mordovia adopted the Law «On state authorities of the Republic of Mordovia», which actually abolished the Supreme Council of the Republic of Mordovia and formed the national Assembly and the government of the Republic of Mordovia. According to article 1 of this law «The national Assembly of the Republic of Mordovia is the representative and legislative body of the Republic of Mordovia». January 24, 2015 new Parliament of Mordovia has started its work. The state Assembly of the Republic of Mordovia of the 5th convocation (2011-2016) is working in present time. The article analyzes the peculiarities and results of operations of the State Assembly of Mordovia Republic of the 2nd convocation. It is shown, that the main priority of the parliamentarians' work was the removal of contradictions between Federal and regional legislation.

Текст научной работы на тему «Государственное Собрание Республики Мордовия 2-го созыва (1999-2003) в истории парламентаризма»

УДК 352.075.1(470.345)"1999/2003" ББК X400

Н. И. Изергина, В. П. Изергина

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ 2-го СОЗЫВА (1999-2003) В ИСТОРИИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Ключевые слова: Государственное Собрание Республики Мордовия, выборы, местное самоуправление, ипотечное строительство, бюджетный процесс, экономика, социальная сфера, культура.

Настоящая статья посвящена истории парламентаризма Мордовии, в развитии которого выделяются три этапа: становление (1906-1917); советский парламентаризм (1917-1994); постсоветский парламентаризм (с 1994 г. - по настоящее время). Коренные изменения в структуре органов государственной власти Республики Мордовия произошли в феврале 1994 г. 15 февраля Верховный Совет РМ принял Закон «Об органах государственной власти Республики Мордовия», по которому фактически упразднялся Верховный Совет РМ и образовывались Государственное Собрание и Правительство Республики Мордовия. Согласно ст. 1 этого закона «Государственное Собрание Республики Мордовия является представительным и законодательным органом Республики Мордовия»». 24 января 2015 г. новый парламент Мордовии начал свою работу. В настоящее время работает Государственное собрание РМ 5-го созыва (2011-2016). В статье проанализированы особенности и результаты деятельности Государственного Собрания Республики Мордовия 2-го созыва. Показано, что главным приоритетом работы парламентариев стало устранение противоречий между федеральным и региональным законодательством.

N. I. Izergina, V. P. Izergina

THE STATE ASSEMBLY OF REPUBLIC OF MORDOVIA OF THE SECOND CONVOCATION (1999 - 2003): CHALLENGES AND ANSWERS

Keywords: The State Assembly of Republic of Mordovia, election, regional self-government, mortgage building, budgetary process, economy, social Geld, culture.

The article deals with the history of parliamentarism in Mordovia. It is distinguished three stages in it development: formation (1906-1917); Soviet parliamentarism (1917-1994); post-Soviet parliamentarianism (1994 - to present time) Fundamental changes in the structure of state bodies of the Republic of Mordovia took place in February 1994. On 15 February, the Supreme Council of the Republic of Mordovia adopted the Law «On state authorities of the Republic of Mordovia», which actually abolished the Supreme Council of the Republic of Mordovia and formed the national Assembly and the government of the Republic of Mordovia. According to article 1 of this law «The national Assembly of the Republic of Mordovia is the representative and legislative body of the Republic of Mordovia»». January 24,2015new Parliament of Mordovia has started its work. The state Assembly of the Republic of Mordovia of the 5th convocation (2011-2016) is working in present time. The article analyzes the peculiarities and results of operations of the State Assembly of Mordovia Republic of the 2nd convocation. It is shown, that the main priority of the parliamentarians ' work was the removal of contradictions between Federal and regional legislation.

История Государственного Собрания Ре- плодотворной деятельности депутатов пяти спублики Мордовия к настоящему времени на- созывов. Сегодня работает Государственное считывает 20 лет (1995-2015) разносторонней Собрание Мордовии 5-го созыта (2011-2016).

Депутаты парламента Республики Мордовия каждого созыва решали важнейшие вопросы развития региона того или иного периода, характеризовавшегося своими специфическими вызовами, на которые они смогли дать убедительные профессиональные ответы.

Депутатский корпус Государственного Собрания 1-го созыва столкнулся с острейшими политическими вызовами, обусловленными жестким конфронтационным характером отношений между законодательной и исполнительной ветвями власти в республике и одновременно между республиканской и федеральной властями. Ответом мордовских парламентариев на эти вызовы стали последовательное проведение в жизнь политического курса, выраженного лозунгом «Согласие. Порядок. Созидание», а также разработка и принятие Конституции Мордовии 21 сентября 1995 г. Благодаря этому была восстановлена система государственного управления, обеспечен демократический вектор дальнейших преобразований в республике в контексте общероссийских тенденций [1, с. 106-114; 6, с. 10-18].

Выборы депутатов Государственного Собрания РМ 2-го созыва проводились одновременно с выборами в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 19 декабря 1999 г. Правовую основу этой избирательной кампании составил принятый в июле 1999 г. Закон Республики Мордовия «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», разработанный с учетом требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 1997 г. В основе выборов в Государственное Собрание лежала мажоритарная избирательная система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими. Это количество голосов может быть любым, значительно меньшим, чем 50 % плюс один голос, т. е. простое большинство.

Выборы проводились по 75 округам. О своем желании баллотироваться заявили 352 человека; 304 кандидата были зарегистрированы, из них 21 чел. снял свою кандидатуру, отказавшись от участия в выборах. В результате проведенных в декабре 1999 г. выборов был избран 71 депутат Государственного Со-

брания Республики Мордовия, повторных выборов в марте 2000 г. - 4 депутата.

В Совете Федерации Федерального Собрания РФ Республику Мордовия представляли Глава Республики Мордовия Н. И. Меркушкин и Председатель Государственного Собрания Мордовии В. А. Кечкин.

В Государственную Думу Федерального Собрания РФ от Республики Мордовия были избраны депутаты Б. И. Гришин и Е. А. Костерин.

В высший законодательный орган республики 2-го созыва были избраны 26 человек, являвшихся депутатами Государственного Собрания 1-го созыва, что составляло 34 % депутатского корпуса.

В 1999-2003 гг. депутаты Государственного Собрания РМ провели масштабную работу по приведению республиканского законодательства в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации и федеральных законов. С этой целью было принято 6 законов, которыми в Конституцию РМ вносились необходимые изменения (9 ноября 2000 г., 5, 10 января, 28 мая, 12 ноября 2001 г., 7 июля 2003 г.).

В период 2001-2003 гг. были приняты законы «О правовых актах Республики Мордовия», «Об административных комиссиях в Республике Мордовия», «Об участии граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия, в обеспечении правопорядка», «О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Республики Мордовия». Приняты в новой редакции законы о государственной символике Республики Мордовия, «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».

С принятием в июне 2002 г. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были подготовлены в новой редакции законы «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия», «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия», «О референдуме Республики Мордовия», «О местном референдуме в Республике Мордовия». Кроме того, был принят Закон РМ «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Мордовия "О Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия"», на основе

50 ГУмАнИТАРИй : актуальные проблемы ^ 2 (34) 2016

гуманитарной науки и образования - V л

которого был успешно сформирован новый состав Центральной избирательной комиссии.

Депутатский корпус Государственного Собрания 2-го созыва занимался законотворчеством в такой социально значимой сфере, как обеспечение жилищных гарантий нуждающимся гражданам республики.

Созданные в регионе согласно Закону РМ «Об ипотечном жилищном кредитовании в Республике Мордовия» (2000 г.; изменения в 2002 г.) условия ипотечного жилищного строительства были признаны одними из лучших в России. Только за 2002-2003 гг. на строительстве ипотечного жилья в республике было освоено 175,3 млн рублей.

В рамках реализации своих полномочий по контролю над соблюдением и исполнением законов Республики Мордовия Государственное Собрание организовало проведение круглого стола на тему «Состояние и развитие ипотечного жилищного строительства в Республике Мордовия» в целях контроля за ходом исполнения Закона РМ «Об ипотечном жилищном кредитовании в Республике Мордовия». С учетом принятых рекомендаций была разработана республиканская программа по ипотечному жилищному строительству в Республике Мордовия, а также внесены изменения и дополнения в данный закон.

В ходе реализации Республиканской целевой программы развития системы ипотечного жилищного кредитования в Республике Мордовия на 2002-2006 гг. на основании Закона РМ «Об ипотечном жилищном кредитовании в Республике Мордовия», Закона РМ от 8 декабря 2003 г. «О государственной поддержке жилищной ипотеки в Республике Мордовия», а также иных нормативных актов в данной области была создана система ипотечного жилищного кредитования. По этой системе в регионе в период 2002-2005 гг. свои жилищные условия улучшили 1 617 семей, в том числе в районах республики - 551 семья [5, с. 49-53].

Одно из ведущих направлений деятельности депутатского корпуса Государственного Собрания РМ 2-го созыва - развитие малого предпринимательства. Работу государственных органов власти республики по созданию благоприятного климата для развития малого бизнеса заметно активизировало образование подкомитета по предпринимательству в составе Комитета по экономической политике. Одним из результатов его законотворческой работы стало

снижение налоговой нагрузки по уплате налога на вмененный доход для отдельных социально значимых видов предпринимательской деятельности (сельская торговля, бытовое обслуживание), а также по налогу с владельцев автотранспортных средств. Результаты парламентских слушаний на тему «О проблемах и перспективах развития малого предпринимательства в Республике Мордовия», организованных подкомитетом, послужили основой для принятия республиканской целевой программы развития предпринимательства до 2004 г.

Не менее важную сферу деятельности Государственного Собрания РМ составляют постоянное совершенствование бюджетного процесса, улучшение финансовой и налоговой политики в республике. Для этого разработаны общие принципы бюджетного устройства, налогообложения, финансирования социально-экономических реформ, проводятся депутатские экспертизы соответствующих законодательных актови т. д.

Основой формирования бюджетного процесса в республике всегда были законы о бюджете. По инициативе депутатов в законах о республиканском бюджете появились статьи, ограничивающие поступление налогов в неденежной форме, указывающие предельные размеры государственного долга и предоставления кредитов, ссуд, гарантий, поручительств за счет средств республиканского бюджета. Механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах перечисления финансовой помощи районам в зависимости от выполнения заданных показателей, стал серьезным стимулом для повышения активности администраций городов, сел и поселков, проявления инициативы на местах [1-3; 4, с. 54-59].

По предложению депутатов в структуре республиканского бюджета был образован фонд финансовой поддержки отраслей народного хозяйства республики, средствами которого пользовались предприятия различных форм собственности. В положении о фонде как обязательное условие были предусмотрены возвратность государственных средств, их эффективное использование для удовлетворения потребностей широких слоев населения.

Особенностью законов, нацеленных на совершенствование налоговой базы, «О налоге с розничных продаж», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», «О маркировке товаров

идентификационной маркой на территории Республики Мордовия» выступает защита собственных товаропроизводителей. Обеспечение максимальной реализации продукции, произведенной на территории республики, позволило значительно увеличить сбор налогов в местные бюджеты и максимально занять население в сфере производства.

Одной из наиболее важных проблем в экономической деятельности региона является приватизация государственного имущества. Закон РМ «О приватизации государственного имущества Республики Мордовия», принятый Государственным Собранием РМ, регламентирует вопросы, отнесенные к ведению РМ, определяет компетенцию органов государственной власти, процесс разработки плана (программы) приватизации, отчета о его выполнении, порядок оплаты государственного имущества.

Вопросы дальнейшего развития аграрного сектора экономики Мордовии всегда находятся в центре внимания высшего органа законодательной власти. Правовой основой решения задач развития агрокомплекса республики служат следующие законы РМ: «Об обеспечении эффективного землепользования и обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия», «О внесении изменений в Закон Республики Мордовия "Об обеспечении эффективного землепользования и обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия"», «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность», «Об особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодьях».

Закон РМ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Мордовия» обеспечивает цивилизованность процесса купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения.

В целях концентрации и эффективного использования финансовых ресурсов для поддержки инициативы сельхозпредприятий и граждан, оказания им материальной помощи при строительстве жилья, газификации, обеспечении техникой сельскохозяйственного назначения, минеральными удобрениями был принят Закон РМ «О Мордовском республиканском внебюджетном фонде поддержки сельского жилищного строительства, газификации и технического перевооружения

села». В 2000 г. фонд был преобразован в государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Развитие села», которое является правопреемником фонда [12, с. 191-199; 13, с. 261-272].

Постоянным направлением работы регионального депутатского корпуса была и остается сфера местного самоуправления.

К настоящему времени среди муниципальных образований Республики Мордовия представлены 1 городской округ, 22 муниципальных района, 17 городских поселений, 354 сельских поселения (всего 394 муниципальных образований). Законодательную базу их деятельности составляет ряд законов: «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Мордовия», «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Республике Мордовия», «О территориальном общественном самоуправлении в Республике Мордовия», «Об общих собраниях (сходах), конференциях граждан в Республике Мордовия», «О местном референдуме в Республике Мордовия», «О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований РМ», «О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Республике Мордовия, установления и изменения их границ и наименований», «О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия», «О наименованиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия» и др.

В числе приоритетов деятельности мордовских парламентариев - формирование законодательной базы в социальной сфере, имеющее целью обеспечение достойных условий жизни и безопасности людей, их физического и духовного здоровья, совершенствование всего образа жизни. Правовым обеспечением решения комплекса социальных задач в республике являются законы: «О государственных языках в Республике Мордовия», «Об образовании в Республике Мордовия», «О государственной молодежной политике», «О библиотечном деле в Республике Мордовия», «О потребительской корзине в Республике Мордовия», «О порядке финансирования районных и республи-

52 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ 2 (34) 2016

гуманитарной науки и образования - V л

канских газет и журналов из республиканского бюджета Республики Мордовия», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др.

В соответствии с Законом РМ от 17 октября 2002 г. «О порядке внесения изменений и дополнений в Закон РМ "О финансирования районных и республиканских газет и журналов из республиканского бюджета Республики Мордовия"» оказывается финансовая поддержка изданиям, внесенным в Реестр республиканских газет и журналов. Данным законом предусмотрено новшество: впервые негосударственным печатным изданиям, не входящим в Реестр, предоставлена возможность принимать участие в конкурсе проектов на получение грантов, разработанных по социально значимым направлениям общественного развития. На эти цели предусмотрено не менее 1 % средств, выделяемых из бюджета ежегодно для поддержки районных и республиканских газет и журналов. В 2003 г. 8 печатных негосударственных изданий получили различные грантовые суммы на реализацию своих проектов.

В 1999-2003 гг. народные избранники продолжали формировать и совершенствовать законодательную базу системы социальной защиты населения. Принимались меры по стабилизации доходов, обеспечению занятости населения, сохранению основных социальных институтов, занимающихся воспитанием, образованием и оздоровлением детей и взрослого населения, а также сохранением действующих льгот гражданам республики, в том числе ветеранам войн и труда, инвалидам. Итог этих усилий - стабильный рост социальной направленности консолидированного бюджета Республики Мордовия. Доля всей социальной сферы в расходной части консолидированного бюджета выросла на 16 % и составила 42,8 % в 2003 г. против 36,9 % в 1999 г. Расходы консолидированного бюджета на 1 жителя Республики Мордовия в данный период достигли 2 420 рублей, что являлось одним из лучших показателей среди регионов Приволжского федерального округа.

С принятием Закона РМ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в республике заметно улучшилось обеспечение их жильем. Если в 2000 г. квар-

тирный вопрос был решен у 56 человек, то на 1 октября 2003 г. - у 230. Увеличилась и сумма ежемесячного пособия детям, воспитывающимся в семьях опекунов и приемных семьях: с 500 до 1 280 рублей.

Развитие института приемных семей в республике связано с принятием Закона РМ «О социальных гарантиях приемным семьям в Республике Мордовия». На тот период в республике было 37 приемных семей, в которых воспитывался 41 ребенок. Размер оплаты труда приемных родителей составлял 1 800 рублей на одного ребенка.

Одна из важнейших задач социальной политики заключается в развитии здравоохранения и утверждении здорового образа жизни населения. За период 1999-2003 гг. расходы консолидированного бюджета по разделу «Здравоохранение, физкультура и спорт» возросли в 3,9 раза (с 355 млн до 1,4 млрд рублей), а их удельный вес в общих расходах составил 18 %. В это время велось строительство более 30 объектов здравоохранения [8, с. 58-60].

Депутатами Государственного Собрания были подготовлены и проведены парламентские слушания «Здоровый образ жизни: опыт, проблемы, законодательство», результатом которых стало издание указа Главы Республики Мордовия о координационном Совете по формированию здорового образа жизни населения республики. Разработана программа «Развитие физической культуры, спорта, туризма и здорового образа жизни населения Республики Мордовия на 20022006 годы». Ее реализация позволила совершить настоящую «революцию спорта». Это относится как к спорту высоких достижений, так и к массовому физкультурному движению. Многие спортивные секции и клубы были оснащены новым спортивным инвентарем. Были разработаны и реализованы проекты современных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. Среди спортивных новостроек тех лет - спорткомплекс «Мордовия», оснащенный для проведения легкоатлетических соревнований, турниров по борьбе и плаванию; новый стадион «Старт» с четырьмя футбольными полями и теннисными кортами; физкультурно-спортивный комплекс МГУ им. Н. П. Огарева, прекрасные мини-стадионы при школах № 3, 24, 27, 28.

Гордостью Мордовии стали теперь уже всемирно известные школы греко-римской борьбы и спортивной ходьбы.

Для тренировок борцов был реконструирован спортивный зал в здании республиканского Дворца культуры. Для особо одаренных юных спортсменов, занимающихся спортивной ходьбой, был возведен Центр олимпийской подготовки (северо-западный район Саранска) [10].

Успешное развитие республики в значительной мере определяется качеством образования. В регионе государственная политика в области образования строится на основе Закона РМ «Об образовании в Республике Мордовия». За 1999-2003 гг. объем финансирования образования в консолидированном бюджете РМ возрос с 476,5 млн до 1,56 млрд рублей, или в 3,3 раза, а на одного жителя республики - с 509 до 1,7 тыс. рублей, или в 3,4 раза.

В 37 профессиональных училищах и лицеях обучались 11,5 тыс. человек. Увеличился процент трудоустройства выпускников (с 74 % в 1999 г. до 90,8 % в 2003 г.), структура специальностей стала больше соответствовать потребностям жизни [8, с. 61].

Понимая роль молодежи в сегодняшнем и будущем развитии региона, парламентарии держат на постоянном контроле вопросы молодежной политики. Закон РМ «О молодежной политике в Республике Мордовия» был принят Государственным Собранием РМ 31 октября 1996 г. Он определяет общие принципы, а также организационные, экономические и правовые основы осуществления государственной молодежной политики в Мордовии и направлен на обеспечение прав и свобод молодежи. Достижению целей государственной молодежной политики, сформулированных в данном законе, в частности, таких, как создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, реализация интеллектуального потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи, способствовал первый республиканский фестиваль «Молодежь Мордовии на пути созидания» (2002 г.). Более 4 тыс. молодых активистов со всей республики собрала прошедшая в его рамках «Ярмарка молодежных инициатив» в Саранске. В декабре 2002 г. состоялся съезд православной молодежи Приволжского федерального округа «Молодежь Поволжья - за духовное возрождение России».

Для активизации участия молодых в принятии важнейших решений была образована Общественная молодежная палата. Отправной точкой ее создания считается 4 декабря

2002 г., когда было принято постановление Государственного Собрания «Об Общественной молодежной палате при Государственном Собрании Республики Мордовия». 30 января

2003 г. прошло первое заседание палаты, в котором приняли участие 43 делегата от представительных органов власти и 34 - от общественных организаций. За время своей работы члены палаты внесли ряд поправок в законы, связанные с занятостью населения, социальной защитой и молодежной политикой. Молодежный парламент решал проблемы обеспечения молодых семей жильем и сокращения оттока молодежи из республики [11].

С принятием 2 ноября 2001 г. Закона РМ «О государственной поддержке сферы культуры» депутаты Государственного Собрания РМ определили формы республиканской государственной поддержки этой сферы, источники ее финансирования, культурное достояние народа, проживающего на территории Республики Мордовия [6]. За период 1999-2003 гг. бюджетное финансирование культуры возросло с 55 млн до 203,6 млн рублей, т. е. в 3,7 раза.

Всего за четыре года работы Государственного собрания 2-го созыва было проведено 28 сессий, на которых принято 242 закона, из них вопросам государственного строительства были посвящены 68, регулирования экономических вопросов - 107, социальной сферы - 18 [5].

Итак, главным вызовом для депутатского корпуса Государственного Собрания РМ 2-го созыва стало устранение противоречий между федеральным и региональным законодательством.

Результатом масштабной работы Государственного Собрания Мордовии 2-го созыва стало приведение в соответствие с Конституцией РФ всей системы республиканского законодательства, а также ее совершенствование с учетом изменений федерального законодательства.

Были приняты основополагающие нормативные акты, регулирующие экономический и бюджетный процессы, инвестиционную деятельность, обеспечение жилищных гарантий граждан путем ипотечного строи-

54 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ 2 (34) 2016

гуманитарной науки и образования - V л

тельства, государственную поддержку сферы культуры.

Депутатский корпус 2-го созыва на основе Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. принял Закон РМ «О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия» от 9 июля 2003 г. В

соответствии с принятым законом на выборах депутатов Государственного Собрания вводилась смешанная избирательная система (половина депутатов избирается по одномандатным округам, другая половина - по спискам). Число депутатов Государственного Собрания сократилось с 75 до 48. Выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия 3-го созыва были проведены по новому закону.

Библиографический список

1. Арсентьев Н. М. Идея единения народов в стратегии современной национальной политики Российской Федерации / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. - С. 6-11.

2. Арсентьев Н. М. Мемориальная (монументальная) история в современном гуманитарном пространстве Республики Мордовия (о Тысячелетии единения мордовского народа с народами Российского государства) / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2010. - № 3. - С. 4-8.

3. Арсентьев Н. М. Празднование Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства как фактор формирования социальной памяти россиян / Н. М. Арсентьев // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2012. - № 2. -С. 24-31.

4. Артемьева С. С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе / С. С. Артемьева // Регионология. - 2002. - № 2. - С. 54-59.

5. Государственное Собрание Республики Мордовия: история становления и развития. 1995-2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gsrmш/200/o20years/Госсобра-ние_20%20лет^

6. Закон РМ от 12 ноября 2001 г № 44-З «О государственной поддержке сферы культуры» [Электронный ресурс] // Кодекс: [электронный фонд правовой и нормативно-технической поддержки документации]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/804951295

7. Изергина Н. И. Конституция Республики Мордовия 1995 г как инструмент социальных преобразований / / Н. И. Изергина, В. П. Изергина // Вестник Мордовского университета. - 2014. -№ 3. - С. 106-114.

8. Государственное Собрание Республики Мордовия: из истории парламентаризма : кн. для чтения / Н. И. Изергина, В. П. Изергина ; под ред. чл.-корр. РАН Н. М. Арсентьева ; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. - Саранск, 2014. - 292 с.

9. Изергина Н. И. Роль Государственного Собрания Республики Мордовия первого созыва (19951999) в развитии региона / Н. И. Изергина, В. П. Изергина // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 10-18.

10. История Мордовии : в 3 т. Т. 3 : От Гражданской войны к гражданскому обществу / Н. М. Арсентьев, В. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев [и др.]. - Саранск : Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2010. - 512 с.

11. Клюева О. Общественной молодежной палате Мордовии исполнилось 10 лет [Электронный ресурс] / О. Клюева // Известия Мордовии. - 2013. - 21 февр. - Режим доступа: http://minnac.e-mordovia.ru/news/view/12787

12. Крутов Н. С. Развитие АПК Республики Мордовия / Н. С. Крутов // Регионология. - 2003. -№ 3. - С. 191-199.

13. Рыскин Н. В. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами / Н. В. Рыскин, В. В. Тишкин, А. Н. Фролов // Регионология. - 2000. - № 3. -С. 261-272.

References

1. Arsent'ev N. M. Ideja edinenija narodov v strategii sovremennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii / N. M. Arsent'ev // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. -2012. - № 2. - S. 6-11.

2. Arsent'ev N. M. Memorial'naja (monumental'naja) istorija v sovremennom gumanitarnom prostranstve Respubliki Mordovija (o Tysjacheletii edinenija mordovskogo naroda s narodami Rossijskogo gosudarstva) / N. M. Arsent'ev // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2010. - № 3. - S. 4-8.

3. Arsent'ev N. M. Prazdnovanie Tysjacheletija edinenija mordovskogo naroda s narodami Rossijskogo gosudarstva kak faktor formirovanija social'noj pamjati rossijan / N. M. Arsent'ev // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2012. - № 2. - S. 24-31.

4. Artem'eva S. S. Reformirovanie mezhbjudzhetnyh otnoshenij v regione / S. S. Artem'eva // Regionologija. - 2002. - № 2. - S. 54-59.

5. Gosudarstvennoe Sobranie Respubliki Mordovija: istorija stanovlenija i razvitija. 1995 - 2015. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gsrm.ru/20%20years/Gossobranie_20%20let. pdf

6. Zakon RM ot 12 nojabrja 2001 g. № 44-Z «O gosudarstvennoj podderzhke sfery kul'tury» [Jelektronnyj resurs]. - Kodeks: [jelektronnyj fond pravovoj i normativno-tehnicheskoj podderzhki dokumentacii]. -Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/804951295

7. Izergina N. I. Konstitucija Respubliki Mordovija 1995 g. kak instrument social'nyh preobrazovanij / / N. I. Izergina, V. P. Izergina // Vestnik Mordovskogo universiteta. - 2014. - № 3. - S. 106-114.

8. Gosudarstvennoe Sobranie Respubliki Mordovija: iz istorii parlamentarizma : kn. dlja chtenija / N. I. Izergina, V. P. Izergina ; pod red. chl.-korr. RAN N. M. Arsent'eva ; Izdat. centr ISI MGU im. N. P. Ogareva. - Saransk, 2014. - 292 s.

9. Izergina N. I. Rol' Gosudarstvennogo Sobranija Respubliki Mordovija pervogo sozyva (1995-1999) v razvitii regiona / N. I. Izergina, V. P. Izergina // Gumanitarij : aktual'nye problemy gumanitarnoj nauki i obrazovanija. - 2015. - № 1. - S. 10-18.

10. Istorija Mordovii : v 3 t. T. 3 : Ot Grazhdanskoj vojny k grazhdanskomu obshhestvu / N. M. Arsent'ev, V. M. Arsent'ev, Je. D. Bogatyrev [i dr.]. - Saransk : Izdat. centr ISI MGU im. N. P. Ogareva, 2010. -512 s.

11. Kljueva O. Obshhestvennoj molodezhnoj palate Mordovii ispolnilos' 10 let [Jelektronnyj resurs] / O. Kljueva // Izvestija Mordovii. - 2013. - 21 fevr. - Rezhim dostupa: http://minnac.e-mordovia.ru/ news/view/12787

12. Krutov N. S. Razvitie APK Respubliki Mordovija / N. S. Krutov // Regionologija. - 2003. - № 3. -S. 191-199.

13. Ryskin N. V. Sovershenstvovanie sistemy gosudarstvennogo upravlenija zemel'nymi resursami / N. V. Ryskin, V. V. Tishkin, A. N. Frolov // Regionologija. - 2000. - № 3. - S. 261-272.

Поступила в редакцию 1.11.2015.

Сведения об авторах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изергина Нина Ивановна - доктор политических наук, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения Историко-социологического института ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Сфера научных интересов: теория и философия политики, история и методология политической науки. Автор 120 научных и учебно-методических работ.

Тел.: 8(964) 843-30-56

E-mail: ninaini@yandex.ru

Изергина Вера Павловна - кандидат политических наук. Сфера научных интересов: теория и философия политики, история и методология политической науки. Автор 35 научных и учебно-методических работ.

E-mail: vera.ivp@yandex.ru

Izergina Nina - doctor of political Sciences, Professor of the Department of General history, political science and region studies at Mordovian state University named by N. P. Ogarev. Research interests: theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. Author of 120 scientific and educational publications.

Izergina Vera - candidate of political Sciences. Research interests: theory and philosophy of politics, history and methodology of political science. Author of 35 scientific and educational publications.

56 ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^ 2 (34) 2016

гуманитарной науки и образования - V л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.