Научная статья на тему 'Политический курс Мордовии в новейшей истории'

Политический курс Мордовии в новейшей истории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
517
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Изергина Вера Павловна

В статье рассматривается роль современного политического курса Республики Мордовия в обеспечении политической стабильности, динамичного социально-экономического и национально-культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Изергина Вера Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политический курс Мордовии в новейшей истории»

мордовского этноса на современном этапе, его консолидации: «Ваше отношение к слову „мордва"» и «Как Вы относитесь к попыткам некоторых представителей интеллигенции расколоть мордовский народ на два народа (эрзю, мокшу)?». На первый из них подавляющее большинство респондентов (81 %) ответили, что это название их народа и они гордятся им. Заявили, что это прозвище их народа и оно им не нравится, 5 %, оставшиеся 14 % ответили, что не задумывались над этим вопросом. На второй вопрос были получены следующие ответы. Большинство респондентов (55 %) с этим не согласны и считают, что этого делать нельзя. По мнению 5 % интервьюируемых, это сде-

Поступила 13.09.2012.

лать необходимо, остальные 40 % затруднились с ответом.

В целом, несмотря на весьма позитивные результаты анкетирования жителей с. Салаз-горь, свидетельствующие о том, что в сфере их религиозной жизни нет серьезных проблем, противоречий, вызывают беспокойство некомпетентность, пассивность и безразличие многих сельчан к весьма важным для мордовского народа вопросам как в области этноконфессиональной жизни, так и в других аспектах. На наш взгляд необходимо уделять больше внимания просветительству мордовского народа, особенно развитию и росту его этнического самосознания.

УДК 32(470.345):94

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС МОРДОВИИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Н. И. Изергина

В статье рассматривается роль современного политического курса Республики Мордовия в обеспечении политической стабильности, динамичного социально-экономического и национально-культурного развития.

Политический курс «Согласие. Порядок. Созидание» начал действовать в Мордовии со второй половины 1990-х гг., с приходом к власти Н. И. Меркушкина. В январе 1995 г. он был избран Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия, а 22 сентября того же года Конституционное Собрание избрало его Главой Республики Мордовия. Чтобы понять, чем вызван к жизни данный курс и что дало его осуществление республике, необходимо вспомнить политическую и социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе после распада СССР. Первая половина 1990-х гг. характеризовалась противостоянием политических сил, которые имели различные взгляды на дальнейшее развитие Мордовии. Это обстоятельство привело к обострению взаимоотношений между регионом и федеральным центром и дальнейшему

углублению социально-экономического кризиса. В докладе Главы РМ на заседании Правительства РФ 28 апреля 2006 г. констатировалось, что в середине 1990-х гг. республика занимала 72-е место в России по объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя, 81-е — по объемам инвестиций в основной капитал, 68-е — по объемам промышленного производства, 87-е место — по денежным доходам на душу населения. Дотационность превышала 60 % [1].

С целью преодоления в республике системного кризиса наиболее дальновидные и ответственные хозяйственные руководители начали объединяться вокруг Н. И. Меркушкина. Он же фактически возглавил учрежденный в июле 1993 г. директорами ведущих промышленных предприятий различных форм собственности Экономический союз — обще-

© Изергина Н. И., 2012

ственно-политическую организацию, выступающую за переход к рыночной экономике. Организация встала на путь прекращения внутреннего противоборства для скорейшего вывода республики из кризиса и отказа от противостояния с федеральным правительством. Последовательное продвижение в этом направлении способствовало консолидации всех политических сил и сближению их позиций в вопросе о будущем развитии республики.

На 17-й сессии Верховного Совета 25 января 1994 г. большинством депутатов было принято решение о переименовании Мордовской советской социалистической республики в Республику Мордовия. Советская система была упразднена, началось реформирование законодательной ветви власти и местного самоуправления, Верховный Совет МССР как высший представительный орган власти был заменен Государственным Собранием Республики Мордовия, состоящим из 75 депутатов, работающих на непостоянной основе. В ходе работы первой сессии Госсобрания РМ в январе 1995 г. его Председателем был избран Н. И. Меркушкин. Была создана Конституционная комиссия, которая должна была заняться подготовкой нового Основного закона республики. Новая Конституция Республики Мордовия была принята 21 сентября 1995 г., на пост Главы региона был избран Н. И. Меркушкин. Для политической жизни Мордовии принятие Конституции на принципах соответствия основному федеральному закону стало рубежным событием. Конституция РМ создала устойчивую конструкцию власти. Высшим должностным лицом РМ становился Глава Республики Мордовия. Госсобрание определялось как высший законодательный (представительный) орган власти, Правительство объявлялось высшим исполнительным органом власти. В соответствии с Конституцией РМ политическими приоритетами республиканской власти стали преодоление развала в экономике, обеспечение активного диалога с обществом, установление эффективного взаимодействия с федеральным центром [3].

Руководство Мордовии стало последовательно проводить политику обеспечения политической и социальной стабильности, повышения уровня жизни людей. В рамках принятой Правительством РФ Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996 — 2000 годы [7] в экономику региона было привлечено более 1 млрд руб. Увеличились капиталовложения в промышленное производство за счет собственных средств, были

приняты меры для повышения собираемости налогов, получили финансовую поддержку сельхозпредприятия. Реформа межбюджет-ных отношений на селе, начавшаяся в октябре 1996 г., стимулировала наиболее активно работающие хозяйства, предоставляла им максимум свободы в распоряжении собственными доходами.

К концу 1990-х гг. атмосфера политического противостояния в республике была преодолена. Основным в политической жизни стал принцип согласия всех политических сил в совместной работе на благо региона. Подтверждением тому является поддержка подавляющим большинством политических и общественных организаций лозунга «Согласие. Порядок. Созидание», выдвинутого Главой РМ в 1997 г. О широкой поддержке данного политического курса свидетельствует убедительная победа Н. И. Меркушкина в 1998 и 2003 гг. на всенародных выборах Главы РМ. С 2000 по 2005 г. ВРП Мордовии увеличился в 1,6 раза, объем промышленного производства и инвестиций в основной капитал — более чем в 2,0 раза, валовая продукция сельского хозяйства — в 1,2 раза, внешнеторговый оборот — в 3,0 раза, реальные доходы населения — в 1,6 раза, заработная плата — в

2,4 раза. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось с 53 до

26 %. В выступлении на заседании Правительства РФ 28 апреля 2006 г. первый вицепремьер Д. А. Медведев отметил, что у региона накоплен богатый опыт работы в муниципалитетах, который может стать примером для других субъектов Федерации. Также он выделил существование в республике эффективной системы управления и эффективной управленческой команды. Это первый регион, где сельские муниципалитеты стали отвечать за реализацию продукции с личных подворий граждан. Именно данный опыт лег в основу приоритетного национального проекта «Развитие АПК» [8]. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что принятые руководством Мордовии меры по достижению согласия, обеспечению порядка и организации созидательных процессов во всех сферах жизни республики позволили вывести регион из числа глубоко депрессивных и создать условия для дальнейшего развития.

Госсобрание РМ 10 ноября 2005 г. вновь наделило полномочиями Главы республики

Н. И. Меркушкина, чья кандидатура была внесена В. В. Путиным. Политический курс на согласие, порядок, созидание был продолжен, закономерным следствием чего стало

динамичное развитие региона. В ноябре 2006 г. Мордовия была названа лидером по политической стабильности среди субъектов Федерации, а Глава РМ Н. И. Меркушкин был удостоен специальной награды экспертного агентства «Эксперт РА».

На выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 г. «жители Мордовии активно и убедительно поддержали курс руководства страны и политику Согласия, Порядка и Созидания в республике». После выборов прошла встреча Главы Мордовии с Председателем Правительства РФ В. В. Путиным, на которой были детально обсуждены все стратегические вопросы региона. В начале 2012 г. состоялся рабочий визит в Мордовию Президента Д. А. Медведева. Он дал конкретные поручения оказать всемерное содействие в решении ряда важнейших вопросов для республики, поддержал идею академиков РАН о реализации на базе Мордовии пилотного проекта по инновационному развитию регионов страны. В Послании Главы РМ Государственному Собранию от 27 января 2012 г. подчеркнуто, что Мордовией сформирована и совместно с федеральным центром реализуется огромная беспрецедентная созидательная программа на долгие годы вперед. Однако «без сложившегося прочного политического каркаса не только Мордовия, но и вся Россия не сможет сохранить стабильность и продолжить поступательное развитие, не сможет пройти рифы ВТО, не сможет защититься от разрухи цветных революций, которые угрожают целостности страны, безопасности и благополучию людей» [5].

Проверенный жизнью политический курс на согласие, порядок, созидание способен обеспечить реализацию важнейшей задачи, стоящей перед властью Мордовии, — создание условий для развития эффективной и конкурентоспособной экономики. Определенная база для достижения этой цели в республике имеется. По итогам 2011 г. прирост валового регионального продукта превысил 11 %, что почти в 3 раза выше среднего показателя по стране. Размер реальной заработной платы увеличивается на 8 %, что тоже выше, чем по стране, в 2,5 раза. Уровень безработицы в Мордовии (1,2 %) остается одним из самых низких в ПФО. Во многом рост объемов производства и валового регионального продукта обеспечен активной модернизацией предприятий и внедрением инноваций. В 2011 г. подготовлен к вводу в промышленную эксплуатацию уникальный для страны информационновычислительный комплекс с дата-центром.

На Мордовцементе осуществляется самое крупное в стране производство цемента по новейшей технологии — «сухим» способом. Первое отечественное предприятие по производству компаундов для изоляции силовых кабелей запущено в Саранске. В республике фирмой «Ксенон» производятся энергоэффективные световые приборы нового поколения. На Ичалковском сыродельном комбинате создано новое высокотехнологичное производство плавленых сыров. Реализован целый ряд других проектов.

В 2012 г. предполагались прирост валового регионального продукта на 10 % и увеличение объемов промышленного производства на 10—12 %. Эти темпы развития втрое выше, чем поставленные в прогнозе при принятии бюджета в целом по стране. Они продиктованы необходимостью превысить за 4—5 лет среднероссийский уровень ВВП на душу населения. Сегодня республика отстает по этому показателю. «...Без решения этой задачи мы не сможем выйти на достойный уровень доходов нашего населения и тем самым сделать так, чтобы люди не уезжали, а приезжали к нам» [5]. Важным условием для решения данной задачи является запущенная мощная уникальная структура инновационного развития (технопарк, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Центр нанотехнологий, два венчурных и другие фонды поддержки инновационного бизнеса, Бизнес-инкубатор, Республиканский лицей — Центр для одаренных детей). Доля инновационной продукции в регионе превышает 20 %, тогда как в России — 4—5 %. Агропромышленный комплекс республики по темпам ежегодного прироста производства продолжает занимать лидирующее положение в стране. За 2005 — 2010 гг. сельхозпредприятия увеличили производство мяса на 85 %, молока — на 40, яйца — в

2,5 раза. В 2011 г. на 4 % возросло производство молока, на 14 — мяса, на 19 % — яйца. По производству мяса крупного рогатого скота, яйца и молока на душу населения республика на первом месте в стране. По производству яйца в целом (почти 1,2 млрд шт.) Мордовия вошла в первую тройку самых крупных производителей в стране [5]. Увеличивается рождаемость. Положительную роль в этом сыграл и материнский капитал. За 2005 — 2010 гг. 886 семей воспользовались предоставляемой в республике льготой по снижению ипотечного долга при рождении второго, третьего и последующих детей [4]. Введен региональный материнский капитал в 100 тыс. руб. при рожде-

нии третьего и каждого последующего ребенка. Мордовия восемь лет лидирует в реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей»: более 6 000 семей решили жилищный вопрос, в том числе в 2011 г. — 1 845 [5].

Лозунг «Согласие. Порядок. Созидание» актуален для Мордовии и сегодня. По словам Н. И. Меркушкина, «...возврата к 1990-м не будет. Мордовия испытала этот период на себе по полной программе и получила своеобразный иммунитет. Граждане понимают, что добиваться успеха нужно качественным трудом, а не митингами и забастовками. Также навсегда остался в прошлом этап „уличного" криминала. Не представляю, какие потрясения должны случиться со страной, чтобы бандиты вновь полезли во власть» [9].

В июле 2011 г. представители более 60 общественных организаций Мордовии на встрече с Главой РМ поддержали инициативу лидера «Единой России» В. В. Путина о создании Общероссийского народного фронта, который должен представить более широкие слои общества в органах власти. Через него проходили предварительные списки кандидатов в депутаты представительных органов власти разных уровней в декабре 2011 г. В настоящее время Народный фронт продолжает обсуждать решение принципиальных вопросов, актуальных для страны. Успешное осуществление политического курса связано с информационной открытостью власти в регионе. Принцип информационной открытости обеспечивает контроль за субъектами государственной власти со стороны общества. Реализация возможности получения общественностью полной и достоверной информации о функционировании государства и его органов способствует формированию активного и информированного круга избирателей, осуществляющего политический выбор со знанием дела. Усиливается зависимость государственных органов от населения в силу адекватной оценки их деятельности. Кроме того, при условии максимальной осведомленности граждане квалифицированно участвуют в общественной жизни и в обсуждении общественно значимых вопросов. Чем больше информации доступно общественности, тем выше народное доверие и поддержка. Режим открытости гарантирует ряд прав граждан на конституционном уровне. Это, например, норма об обязательной публикации законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, конституционное право граждан искать, полу-

чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Правовое регулирование информационных отношений в российском правовом пространстве оформилось с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. [10]. В Мордовии принято Постановление Правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Республики Мордовия и иных исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия» от 30 июня 2003 г. [6]. Документом определен перечень сведений о деятельности Правительства Республики Мордовия и иных исполнительных органов государственной власти РМ, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

В формировании общественного сознания важную роль играет информированность населения о противодействии коррупции как одном из наиболее значимых направлений внутренней политики государства. В целях противодействия условиям, порождающим коррупцию, в Республике Мордовия в 2007 г. был принят Закон «О противодействии коррупции» [2], одним из мероприятий которого является исследование коррупционных процессов. Данный закон ориентирует на раскрытие социальных условий, способствующих коррупции. Коррупция — длительный процесс «эрозии» социальных норм, который отрицателен для общества в целом. Только сформировавшееся в обществе эмоционально-психологическое неприятие коррупционных практик может снизить коррупционную активность и вытеснить ее из повседневной жизни. На совещании по проблемам противодействия коррупции 19 мая 2008 г. Президент РФ Д. А. Медведев указал на необходимость создания антикоррупционного стандарта поведения. По его мнению, нетерпимость к коррупции должна стать «частью нашей общенациональной культуры».

Эффективность реализации политического курса республики в плане обеспечения порядка в обществе отражает уровень преступности. Преступность относится к числу проблем, затрагивающих практически все сферы жизни, представляет собой непреходящую опасность для личности и общества. Уровень преступности — один из основных показателей, характеризующих состояние общества, являющийся индикатором его соци-

ально-экономического благополучия. Статистика МВД по Республике Мордовия свидетельствует, что с 2006 г. резко сократилось количество случаев хулиганства, грабежей, разбоев, краж, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Значительное снижение в последние годы уровня преступности в Мордовии, отражающее эффективность политического курса на поддержание общественного порядка и личной безопасности граждан, способствует повышению их доверия к власти.

В преддверии президентских выборов 4 марта 2012 г. Н. И. Меркушкин еще раз вернулся к вопросу о значении стабильного политического курса на единство и созидание в решении социальных проблем. В Послании Госсобранию РМ от 2012 г. он отметил, что уже со второй половины 1990-х гг. республика пошла по пути опережающего развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, требующего огромных инвестиций. «Стабильность, созидательный настрой, сплоченность и гражданская активность жителей Мордовии получают высокую оценку в стране. И особое внимание, постоянная поддержка со стороны руковод-

ства страны имеют огромное значение для развития нашей социальной сферы. Высокая планка этой поддержки была установлена с приходом к руководству страной Владимира Владимировича Путина, с деятельностью и политической судьбой которого неразрывно связана судьба Мордовии, наши замыслы и планы» — подчеркнул Николай Иванович

[5].

Итак, за последние 15 лет в Мордовии произошли кардинальные преобразования. Темпы развития местной экономики значительно опережают среднероссийские. Многие отрасли качественно изменились, технически перевооружились и достигают порой европейского уровня. Вслед за экономикой изменилась и вся социальная сфера. В столице республики и районных центрах, во многих селах и деревнях работают новые спортивные, образовательные, медицинские объекты, дома и дворцы культуры. Избранный регионом политический курс обеспечивает созидание, означает создание гармоничного общества, в котором сильное, заботящееся о гражданах государство создает достойные материальные и духовные условия для жизни населения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дoклaд Главы Республики Mopдoвия H. И. Mepкушкинa на заседании Пpaвитeльcтвa Poccий-стй Фeдepaции 28 aпpeля 2006 г. [Элeктpoнный pecуpc]. Режим дocтупa: http://www.mininform-svyaz.e-mordovia.ru/news/view/8069. Загл. с э^ана.

2. За^н Республики Mopдoвия oт 08.06.2007 № 2007 № 54-З «О пpoтивoдeйcтвии кoppупции в Республике Mopдoвия» [Элeктpoнный pecуpc]. Режим дocтупa: http://www.referent.ru/220/ 3034/. Загл. с э^ана.

3. Кэнституция Республики Mopдoвия oт 21.09.95 ^ед. oт 13.06.2012 с изменениями, вступившими в силу с 13.06.2012) [Элeктpoнный pecуpc]. Режим дocтупa: http://www.referent.ru/220/10287/. Загл. с э^ана.

4. Шслание Главы Республики Mopдoвия Гoccoбpaнию Республики Moдoвия oт 17 дeкaбpя 2010 г. [Элeктpoнный pecуpc] // Официальный сайт opгaнoв гocудapcтвeннoй власти Республики Mopдo-вия. Режим дocтупa: http://www.e-mordovia.ru/content/view/44. Загл. с э^ана.

5. Шслание Главы Республики Mopдoвия Гocудapcтвeннoму Coбpaнию Республики Mopдoвия oт

27 янвapя 2012 г. [Элeктpoнный pecуpc] // Официальный сайт opгaнoв гocудapcтвeннoй власти Республики Mopдoвия. Режим дocтупa: http://www.e-mordovia.ru/content/view/772. Загл. с эк-paнa.

6. Пocтaнoвлeниe Пpaвитeльcтвa Республики Mopдoвия oт 30.06.2003 № 302 «Об oбecпeчeнии дo-ступа к инфopмaции o дeятeльнocти Пpaвитeльcтвa Республики Mopдoвия и иныx иcпoлнитeльныx opгaнoв гocудapcтвeннoй власти Республики Mopдoвия» [Элeктpoнный pecуpc]. Режим дocтупa: http://www.referent.ru/220/3538. Загл. с э^ана.

7. Пocтaнoвлeниe Пpaвитeльcтвa РФ oт 26.12.1995 № 1257 ^ед. oт 14.12.1996, с изм. oт

30.12.2000) «О Фeдepaльнoй пpoгpaммe экoнoмичecкoгo и coциaльнoгo paзвития Республики Mopдoвия на 1996 2000 гoды» [Элeктpoнный pecуpc]. Режим дocтупa: http://www.base.consultant.ru.

Загл. с э^ана.

8. Пpaвитeльcтвo Poccии oбcудилo cтpaтeгию paзвития Mopдoвии : pecпубликa дocтoйнa пoддepж-ки! [Элeктpoнный pecуpc] // Meжpeгиoнaльнaя лига жуpнaлиcтoв. Режим дocтупa: http:// www.liga-press.ru/news/politics/1146658685/. Загл. с э^ана.

9. «Тысячелетие это шаг в будущее» [Элeктpoнный pecуpc] // «Cтoлицa C» [Capaнcк].

Режим доступа: http://stolica-s.su/index.php?option=com_content&task=view&id=11839&Itemid=6034. Загл. с экрана.

10. Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] // Рос. газ. 2006.

29 июля. Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.htm/. Загл. с экрана.

Поступила 13.09.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.