Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ловчикова Е.И.

В статье рассматривается необходимость разработки новых подходов к развитию системы кадрового обеспечения с учетом происходящих изменений в аграрной сфере и включающих подготовку и реализацию различных по структуре, целям и задачам кадровых программ на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE REGULATION IN PROVIDING AGRICULTURE WITH QUALIFIED PERSONNEL

The article considers the need to develop new approaches to the development of the personnel support system, taking into account the ongoing changes in the agricultural sector and including the preparation and implementation of various personnel programs at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ»

УДК 331.5.024.5

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ

Е.И. Ловчикова, кандидат экономических наук, доцент заведующая кафедрой экономики и менеджмента в АПК ФГБОУ ВО Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина

E-mail: elovchikova@rambler. ru

Аннотация: В статье рассматривается необходимость разработки новых подходов к развитию системы кадрового обеспечения с учетом происходящих изменений в аграрной сфере и включающих подготовку и реализацию различных по структуре, целям и задачам кадровых программ на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: кадровое обеспечение, государственное регулирование, сельское хозяйство, экономика, развитие, сельские территории, государственная программа.

THE ROLE OF STATE REGULATION IN PROVIDING AGRICULTURE WITH QUALIFIED PERSONNEL

E.I. Lovchikova, candidate of Economic Sciences, associate Professor, head of the Department of Economics and Management in the AIC

Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin

Annotation. The article considers the need to develop new approaches to the development of the personnel support system, taking into account the ongoing changes in the agricultural sector and including the preparation and implementation of various personnel programs at the federal and regional levels.

Keywords: staffing, state regulation, agriculture, economy, development, rural territories, state program.

В последние годы сельское хозяйство России получило серьезный импульс со стороны государства к своему развитию. Новые меры аграрной политики, привели к активному участию государства в распределении и перераспределении денежных доходов, повышению уровня финансирования сельского хозяйства с усилением роли регионального финансирования, сезонному и универсальному кредитованию отрасли в рамках господдержки, обязательному госстрахованию сельского хозяйства. При этом важнейшим организационно-экономическим инструментом становятся государственные программы [6].

Целью государственного регулирования является придание процессам организованного характера, упорядочение действий экономических субъектов, обеспечение соблюдения законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование сельского хозяйства предполагает его осуществление преимущественно экономическими методами и включает защиту отечественного продовольственного рынка, а также аграрного сектора от высокомонополизированных отраслей, производящих средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию [8] ; сохранение и совершенствование функции государства в качестве заказчика и инвестора применительно к условиям переходного периода; содействие развитию рыночной инфраструктуры; поддержание государственного сектора АПК; развитие социальной сферы села; развитие аграрной науки и подготовку кадров для сельского хозяйства [6].

В стремлении к устойчивому экономическому росту и обеспечению должного уровня конкурентоспособности, субъектам агропромышленного комплекса требуется выстраивать как эффективную систему управления производством, так и кадрами организации, основным источником которых остаются сельские территории.

Конкурентоспособное развитие отрасли сельскохозяйственного производства Российской Федерации и её регионов требует решения проблем развития кадрового потенциала отрасли [3].

В настоящее время функции и направления аграрной кадровой политики расширяются и усложняются, а ее роль возрастает. В тоже время возникают определенные расхождения между кадровой политикой, проводимой непосредственно в организациях агропромышленного комплекса и кадровой политикой на региональном и федеральном уровнях. В этой связи проведение так называемой «инвентаризации» задач и принципов кадровой политики по всем звеньям управленческой иерархии и с учетом региональной специфики развития аграрного производства и сельских территорий является объективной необходимостью [4].

В целях усиления государственного регулирования развития сельских территорий Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696 была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», ориентированная на период 2020 -2025гг.[1]. Ее реализация дает возможности для роста инвестиций, направленных на создание условий расширенного воспроизводства средств производства и квалифицированной рабочей силы в аграрном секторе экономики [5].

Государственная программа включает в себя пять направлений (подпрограмм), в рамках которых будет реализовываться три ведомственных целевых программы и пять ведомственных проектов (таблица 1).

Таблица 1 - Финансовое обеспечение реализации ведомственных целевых программ и ведомственных проектов

государственной программы

Направление (подпрограмма) Наименование ведомственной целевой программы (ВЦП), ведомственного проекта (ВП) Объем финансового обеспечения на 2020-2025 гг.

1. Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий ВЦП «Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий» 0,4 млрд руб. (0,02%)

ВЦП «Аналитическая и информационная поддержка комплексного развития сельских территорий» 0,4 млрд руб. (0,02%)

2. Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения ВП «Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений» 1058,5 млрд руб. (46,26%)

3. Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях ВП «Содействие занятости сельского населения» 317,9 млрд руб. (13,89%)

4. Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях ВЦП «Современный облик сельских территорий» 690,0 млрд руб. (30,16%)

ВП «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» 90 млрд руб. (3,93%)

ВП «Благоустройство сельских территорий» 122,3 млрд руб. (5,35%)

ВП «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» 8,2 млрд руб. (0,36%)

5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий»

Программой предусматривается охватить широкий круг вопросов развития сельских территорий, среди

них:

- обеспечение сельских семей жильем и улучшение их жилищных условий путем развития строительства, и предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке;

- повышение уровня благоустройства сельских домовладений;

- обустройство инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок на сельских территориях под компактную жилищную застройку;

- повышение доступности фельдшерско-акушерских пунктов;

- привлечение на село молодых специалистов;

- ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектам производства и переработки продукции;

- благоустройство сельских территорий; повышение уровня обеспеченности сельских населенных пунктов доступом к сети Интернет;

- активизация граждан в реализации инициативных проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий;

- формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни и др.

Целевые показатели данной программы включают:

- сохранение доли сельского населения в общей численности населения Российской Федерации на уровне не менее 25,3%;

- достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохо-зяйств до 80%;

- повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений (т. е. всеми видами благоустройства) в сельских населенных пунктах до 50% [9].

На реализацию программы предполагается выделить 2288,0 млрд. руб. Из них средства федерального бюджета составят 1061,1 млрд. руб. (или 46,4%), бюджетные ассигнования консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 174,0 млрд. руб. (7,6%), средства из внебюджетных источников - 1052,9 млрд. руб. (46,0%).

Проект реализации госпрограммы включает в себя три основных направления: ведомственные целевые программы «Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий», «Федеральные мероприятия по комплексному развитию сельских территорий», ведомственный проект «Современный облик сельских территорий». Их реализация направлена на повышение занятости и благосостояния сельского населения, создание комфортных и благоприятных условий проживания, обеспечение транспортной доступности, а также развитие телекоммуникационной, инженерной и социальной инфраструктуры села.

Об успешности реализации мер, содержащихся в госпрограмме, можно будет судить по степени достижения основных показателей (таблица 2).

По прогнозам экспертов, к 2025 году реализация госпрограммы, приведет к увеличению уровня доходов сельского населения по отношению к городскому с 68 до 75%, повышению доли благоустроенного жилья с 32,6 до 50%, а также сохранению численности малых сельских населенных пунктов. Для достижения запланированных целей планируется затратить порядка 1,38 трлн. руб., в том числе 1,06 трлн. руб. - из федерального бюджета. Планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию объекты, которые уже начали создавать в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» [2]. Предложенные мероприятия позволят снизить уровень бедности, повысить занятость селян, создадут комфортные и экологически благоприятные условия для проживания, обеспечат транспортную доступность.

Современному сельскому хозяйству требуются высококвалифицированные кадры, так как функционирование отрасли направлено не только на обеспечение регионов продукцией, но и на создание рабочих мест и закрепление молодых специалистов в аграрном секторе экономики. Государственная программа развития сельского хозяйства делает особую ставку на молодежь, формирование и развитие трудового потенциала, который определяет эффективность функционирования хозяйствующих субъектов АПК. У высококвалифицированных кадров должна быть возможность организовать свой быт (обучение, медицина, досуг, транспорт), сопоставимый с городскими условиями. В противном случае молодые жители села рано или поздно станут частью миграционного потока в города. Основные цели программы должны помочь разрешить эти и многие другие проблемы сельскохозяйственной отрасли.

Тем не менее, во время обсуждения проекта и после принятия программы эксперты, одним из ее упущений называют:

- не предусмотрены меры, направленные на постановку человека во главу угла политики сельского развития; сложность привлечения квалифицированных специалистов для работы в сельской местности даже при наличии соответствующих мер поддержки [9].

Таблица 2 - Показатели реализации проектов, ведомственных целевых программ

Наименование показателя Годы 2025 год к 2019 году

2019 (базовый) 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Разработка и реализация механизма обеспечения комплексного развития 100% сельских территорий, % 0,0 0,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 п.п.

Информирование не менее 60% сельского населения о мероприятиях, направленных на комплексное развитие сельских территорий, % 0,0 20,0 35,0 45,0 50,0 55,0 60,0 60,0 п.п.

Доля сельских населенных пунктов, имеющих доступ к сети Интернет, % 70,0 75,0 80,0 85,0 90,0 95,0 95,0 25,0 п.п.

Средний радиус доступности сельскому населению фельдшерско-акушерских пунктов, км 15,0 15,0 12,0 10,0 8,0 7,0 6,0 40,0 %

Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, % 65,0 68,0 72,0 75,0 77,0 79,0 80,0 15,0 п.п.

Проблемы развития сельских территорий России требуют дальнейшего разрешения в направлении совершенствования механизма реализации государственной программы, что возможно с помощью организации системы мониторинга.

Следует признать, что современный уровень качества жизни большинства жителей сельских территорий России остается низким и существенно отличается от города. Значительная часть проблем не решается в течение длительного времени. Недостаточная финансово-экономическая база не позволяет решить проблемы на региональном уровне. В тоже время эффективное использование кадрового потенциала сельских территорий может способствовать не только их развитию, повышению уровня и качества жизни на селе, но и устойчивому развитию страны в целом. Поэтому важнейшей задачей органов государственной власти является целенаправленное регулирование социально-экономического развития сельских территорий.

Делая вывод, можно сказать, что разработка и реализация государственных программ поддержки сельского хозяйства позволяет увязать цели, задачи, мероприятия, механизм реализации и финансовые ресурсы, а также дает возможность организовать «опережающее управление», то есть формировать тенденции будущего, создавать благоприятные ситуации на рынке аграрного квалифицированного труда.

В связи с тем, что кадровая политика является подсистемой аграрной политики, ее главной целью должно стать обеспечение агропромышленного комплекса, в том числе сельского хозяйства, высококвалифицированными кадрами способными к эффективной деятельности в новых экономических условиях [7].

В свою очередь оценка эффективности реализации мер государственного регулирования отрасли сельского хозяйства должна проводиться на основе системы показателей, характеризующих достижение целей и задач государственных программ, а также влияния мер господдержки на результаты сельскохозяйственного производства.

Литература

1. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» 2020-2025 годы. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: http://government.ru/docs/36905/ (дата обращения 26.02.2021г.)

2. Ведомственная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий»// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/vedomstvennaia-tselevaia-programma-ustoichivoe-razvitie-selskikh-territorii-utv-minselkhozom/ (дата обращения 26.02.2021г.)

3. Власова Т.А., Грудкина Т.И. Опыт формирования кадрового потенциала аграрного сектора экономики в Белгородской области / Т.А. Власова, Т.И. Грудкина// В сборнике: Формула HR-решений сложных проблем и генерации гениальных идей. Сборник научных трудов Всероссийского конкурса научных работ-эссе. ответственные редакторы: Л.А. Третьякова, Т.А. Власова, Т.В. Целютина. - 2017. С. 26-31.

4. Козлов А.В. Кадровое обеспечение сельского хозяйства в условиях инновационного развития: дис. ... докт. эконом. наук: 08.00.05/ А.В. Козлов. М., 2015. - 349 с.

5. Зверева Г.П. Состояние и перспективы воспроизводства ресурсного потенциала аграрного сектора экономики /Зверева Г.П.//В сборнике: Обеспечение устойчивого развития регионов в пространственной структуре экономики России. Национальная (Всероссийская) научно-практическая конференция: сборник научных трудов. Под общей редакцией О.Е. Конобеевой. - 2018. С. 181-185.

6. Ловчикова Е.И. Влияние государственного регулирования на кадровое обеспечение сельского хозяйства / Е.И. Ловчикова //Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 244-249.

7. Ловчикова Е.И., Сухочева Н.А., Солодовник А.И. Формирование и развитие механизма кадрового аутсорсинга в аграрной сфере / Е.И. Ловчикова, Н.А. Сухочева, А.И. Солодовник // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. № 4-5 (41). С. 120-126.

8. Савкин В.И., Карпова О.И., Ловчикова Е.И. Экспортный потенциал аграрного сектора России / В.И. Савкин, О.И Карпова, Е.И. Ловчикова //АПК: Экономика, управление. 2016. № 9. С. 49-55.

9. Ускова Т.В., Ворошилов Н.В. Комплексное развитие сельских территорий - задача государственной важности / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов //Проблемы развития территории. 2019. № 6 (104). С. 7-20.

10. Shestakov R.B., Yakovlev N.A., Zvereva G.P., Volchenkova A.S. Foresight of macro environment in agribusiness: dynamic relationships of food consumption and agricultural production (analysis of the relations between agricultural production and domestic consumption) /В сборнике: Modern Trends in Agricultural Production in the World Economy. 2020. С. 102-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.