Научная статья на тему 'Роль государственного регулирования в изменении тенденций регионального развития в республике Таджикистан'

Роль государственного регулирования в изменении тенденций регионального развития в республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШНИЕ ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / TRENDS OF REGIONAL DEVELOPMENT / PRODUCT COMPETITIVENESS / INNOVATION ACTIVITY / FOREIGN INVESTMENT / PRODUCTION MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обидов Фозил Саидович, Махмадов Орзуджон Сафаралиевич

В статье рассматриваются современные тенденции регионального развития Таджикистана. Отмечается важность проведения эффективной экономической политики, направленной на динамичное экономическое развитие регионов страны, где недостаточно развиты предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, использующие новейшие технологии, слабо развита инновационная деятельность из-за нехватки внутренних и внешних инвестиций. Государственный бюджет не располагает достаточными ресурсами для быстрого решения накопившихся серьезных проблем социально-экономического развития регионов. Авторами показано, что для повышения темпов экономического роста в регионе необходимо научно обосновать стратегию экономического роста, разрабатывать новые инструменты для привлечения прямых иностранных инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the current trends of regional development in Tajikistan. It pointed out to the importance of pursuing effective economic policy aimed at dynamic economic development of regions, where enterprises, which put out competitive products and use advanced technologies are not sufficiently developed and where innovation activity is poor due to shortage of internal and external investment. The state budget has not enough resources for fast settlement of serious problems of social and economic development of regions. The authors showed that to increase the speed of economic growth it is necessary to substantiate scientifically the strategy of economic growth, to design new tools for raising direct foreign investment.

Текст научной работы на тему «Роль государственного регулирования в изменении тенденций регионального развития в республике Таджикистан»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ИЗМЕНЕНИИ ТЕНДЕНЦИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Обидов Фозил Саидович

доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета Таджикского национального университета.

Адрес: Таджикский национальный университет, 734025, Республика Таджикистан, Душанбе, просп. Рудаки, д. 17. E-mail: obidov_1961@mail.ru

Махмадов Орзуджон Сафаралиевич

аспирант кафедры банковского дела РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: mahmadov.fariddun@mail.ru

В статье рассматриваются современные тенденции регионального развития Таджикистана. Отмечается важность проведения эффективной экономической политики, направленной на динамичное экономическое развитие регионов страны, где недостаточно развиты предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, использующие новейшие технологии, слабо развита инновационная деятельность из-за нехватки внутренних и внешних инвестиций. Государственный бюджет не располагает достаточными ресурсами для быстрого решения накопившихся серьезных проблем социально-экономического развития регионов. Авторами показано, что для повышения темпов экономического роста в регионе необходимо научно обосновать стратегию экономического роста, разрабатывать новые инструменты для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Ключевые слова: тенденции регионального развития, конкурентоспособность продукции, инновационная деятельность, внешние инвестиции, модернизация производства.

THE ROLE OF STATE REGULATION IN CHANGING TRENDS OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Obidov, Fozil S.

Doctor of Economics, Professor, the Dean of the Finance and Economics Faculty of the Tajikistan National University.

Address: Tajikistan National University, 17 Rudaku Av., 734025, Dushanbe, Republic of Tajikistan.

E-mail: obidov_1961@mail.ru

Makhmadov, Orzudzhon S.

Post-Graduate Student of the Department for Banking of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997,

Russian Federation.

E-mail: mahmadov.fariddun@mail.ru

The article shows the current trends of regional development in Tajikistan. It pointed out to the importance of pursuing effective economic policy aimed at dynamic economic development of regions, where enterprises, which put out competitive products and use advanced technologies are not sufficiently developed and where innovation activity is poor due to shortage of internal and external investment. The state budget has not enough resources for fast settlement of serious problems of social and economic development of regions. The authors showed that to increase the speed of economic growth it is necessary to substantiate scientifically the strategy of economic growth, to design new tools for raising direct foreign investment. Keywords: trends of regional development, product competitiveness, innovation activity, foreign investment, production modernization.

Экономический рост регионов Республики Таджикистан, стабильность их развития возможны при проведении эффективной региональной политики. В современных условиях регионы Таджикистана характеризуются неравномерностью своего развития, неодинаковыми условиями формирования экономического потенциала, широким диапазоном условий для экономического роста. При анализе механизмов регулирования экономического роста регионов следует учитывать экономический, социально-демографический, природный характер различий между ними.

Различия в ресурсах экономического роста между регионами оказывают влияние на состояние человеческого капитала, уровень жизни населения, заинтересованность людей в эффективном труде и т. д. Однако население регионов не виновато в том, что такие различия существуют. Они имеют место вне их воли и желания. Поэтому государство должно нивелировать различия как в факторах экономического роста, так и в достигнутых уровнях жизни людей. Необходимо иметь в виду, что даже при наличии такой воли у государства адекватные решения с его стороны не всегда представляются возможными. Они требуют глубокого анализа сложившихся

обстоятельств, реальной оценки вызовов и опасений, которые могут быть связаны с неравномерностью условий социально-экономического развития отдельных регионов.

Важность государственного регулирования экономики была давно обоснована теоретически и подтверждена всей мировой хозяйственной практикой XIX-XX вв. как в Европе, так и в США, а также опытом социализма в целом ряде стран. Хотя регулирование с учетом различий занимало доминирующее место, характер государственного вмешательства в экономику в значительной степени зависел от конкретной ситуации, особенностей политического и социально-экономического развития стран и регионов.

Государство призвано регулировать экономические, правовые, финансовые отношения между регионами, создавать необходимые условия для эффективной работы рыночной инфраструктуры.

В Республике Таджикистан государственный бюджет не располагает достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения процессов сближения экономического развития регионов. Государственное регулирование экономики должно быть направлено на согласование экономических интересов различных хозяйственных

субъектов и населения, повышение деловой активности и заинтересованности трудовых ресурсов в обеспечении экономического роста.

Государство может использовать самые различные методы и инструменты развития регионов.

Административные методы государственного регулирования предусматривают возможности применения директивных средств принуждения в отношении отдельных хозяйственных субъектов, включая региональные органы осуществления жесткого финансового контроля и надзора над ними.

Данные методы сводятся:

- к прямому воздействию на управляемые объекты;

- широкому исполнению конкретных заданий, ориентированных на четкое достижение целей системы путем формирования определенной структуры;

- административным распоряжениям, требующим беспрекословного исполнения и не подлежащим обсуждению на предмет их адекватности.

Экономические методы регулирования отличаются:

- широким использованием косвенных методов воздействия на деятельность органов управления с учетом реализации экономических интересов хозяйственных субъектов;

- применением общих правил выбора экономической стратегии;

- побуждением при помощи реальных механизмов заинтересованности хозяйственных субъектов к принятию оптимальных решений с учетом экономических и финансовых рисков.

Важная особенность экономических методов регулирования состоит в косвенном воздействии на функционирование различных регионов с помощью таких экономических инструментов, как налоги, льготы, кредиты, субсидии, субвенции и др.

В основе экономических методов регулирования лежит экономическая заинтересованность и ответственность хозяйст-

вующих субъектов в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона. Они целиком опираются на демократические принципы сознательного привлечения региональных органов власти к мероприятиям, нацеленным на ускорение социально-экономического развития.

В настоящее время в республике существует необходимость сочетания обоих методов государственного регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств и факторов социально-экономического развития. В нынешних условиях вполне оправдывает себя использование государством директивных методов регулирования развития регионов. В их основе могут лежать парламентские законы, указы президента Республики Таджикистан, постановления правительства. Такие документы регулируют трансферты из центрального бюджета в республиканские и обратно. Последние очень важны с точки зрения устранения источников социальной напряженности в отдельных регионах, а также для обеспечения финансовых условий по сближению уровней социально-экономического развития.

В Таджикистане находят широкое применение рыночные и государственные принципы регулирования экономики. К основным способам воздействия на динамику социально-экономического развития регионов относятся инвестирование, кредитование, страхование, система налогообложения и льготы, перераспределение бюджетных ресурсов.

За последние годы в регионах республики наблюдается существенное увеличение внутреннего регионального продукта (ВРП) (табл. 1). Анализ показывает, что ВРП в 2014 г. по сравнению с 2008 г. возрос в 2,4 раза, в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - в 2,1 раза, в Согдийской области - в 2,7 раза, в Хатлонской области - в 2,3 раза, в районах республиканского подчинения - в 1,9 раза (в ценах соответствующих лет). На рост ВРП повлияли повышение производительности труда,

обеспеченность предприятия ресурсами, распределении и перераспределении фак-осуществление значительных маневров в торов производства.

Т а б л и ц а 1

Внутренний региональный продукт (в млн сомони)*

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Внутренний региональный продукт 15 886,1 18 112,6 22 308,8 26 446,3 31 996,1 35 759,4 39 277,2

Удельный вес ВВП к ВРП 89,7 87,8 90,3 88,0 88,5 88,2 86,1

ГБАО 333,9 393,3 416,0 382,3 548,9 666,0 717,4

Согдийская область 4 037,7 4 988,6 5 716,2 7 032,7 8 749,8 10 141,2 11 001,5

Хатлонская область 4 904,2 5 206,7 6 493,2 8 050,8 9 799,9 10 223,7 11 696,3

Душанбе 3 295,5 3 452,0 5 201,5 6 298,7 7 401,7 86 57,0 9 394,7

Районы республиканского подчинения 3 314,8 4 072,0 4 481,9 4 681,8 5 495,8 6 071,6 6 467,3

* Составлено по: Статистический ежегодник / Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -Душанбе, 2015. - С. 189.

Вместе с тем вызывает удивление, что между темпами роста валового внутреннего продукта и отдельных социальных показателей нет должной пропорционально-

сти. На примере обеспеченности населения регионов жилищной площадью такие диспропорции представлены в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Соотношение темпов роста ВРП и жилых площадей по регионам Таджикистана

за 2008-2015 гг.*

Душанбе Согдийская область Хатлонская область Районы республиканского подчинения ГБАО

Жилая Жилая Жилая Жилая Жилая

ВРП, площадь ВРП, площадь ВРП, площадь ВРП, площадь ВРП, площадь

раз на 1 чел., % раз на 1 чел., % раз на 1 чел., % раз на 1 чел., % раз на 1 чел., %

2,8 2,6 2,7 6,8 2,3 1,6 1,9 28,2 2,1 37,7

* Составлено по: Регионы Республики Таджикистан : статистический сборник. - Душанбе, 2016. - С. 101.

Эти данные, за исключением Хатлон-ской области, показывают многократные различия между приведенными показателями. Из них следует, что такой источник роста уровня материального благосостояния населения, как валовой региональный

продукт, не в должной степени соответствует улучшению жилищных условий населения. Видимо, его значительная часть идет на пополнение региональных бюджетов, на производственные инвестиции, на увеличение фонда личных сбережений

населения и затрат на мероприятия по соблюдению традиций, обычаев, включая мероприятия религиозного характера. То же самое относится и к соотношениям между темпами роста ВРП и услуг образования, здравоохранения и культурно-бытового характера.

Интересы повышения темпов социально-экономического роста в регионах страны диктуют необходимость обоснования и периодического совершенствования региональных стратегий экономического роста, ориентированных на повышение уровня жизни населения и эффективности производства. Важными факторами в росте объемов продукции являются стимулирование предприятий посредством снижения процентных ставок, установление налоговых льгот, уменьшение налоговой нагрузки и т. д.

В целях быстрого подъема экономики отстающих регионов государство оказывает содействие в модернизации производства, внедрении новой техники и технологий, расширении инновационной деятельности предприятий. Применительно к отдельным регионам государство обеспечивает своевременную разработку стратегий укрепления человеческого капитала

путем увеличения объемов финансирования программ переподготовки кадров для развития регионов, предоставления им льготных кредитов на возрастание образовательного потенциала, поощрения наращивания инвестиций на научные исследования и т. д.

Все эти факторы влияют на создание благоприятных условий для разработки стратегий (прогнозов) комплексного социально-экономического развития регионов. При этом следует учесть уроки, вытекающие из допущенных ошибок при составлении стратегий в прошлые периоды. Главная ошибка заключалась в том, что не уделялось должного внимания факторам материального, финансового, человеческого, научно-технического и организационного обеспечения практического осуществления данных документов.

На наш взгляд, в современных условиях отмеченные ошибки вновь повторяются. Это должно послужить серьезным сигналом для органов, призванных следить за эффективностью государственного регулирования основных тенденций регионального развития. Своевременные реакции на такие сигналы, безусловно, обеспечат желаемый эффект.

Список литературы

1. Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой // Экономист. -2008. - № 2. - С. 16-21.

2. Батчаев А. Р. Государственное регулирование экономики. - М. : Олимп-Бизнес, 2005.

3. Улугходжаева Х. Р., Давлатшоев О. Х. Государственное регулирование межбюджетных отношений // Вестник Таджикского национального университета. - 2015. -№ 2/9 (190). - С. 6-10.

References

1. Artemov A. Modernizatsiya gosudarstvennogo upravleniya ekonomikoy [Modernizing State Governance of Economy]. Ekonomist [Economist], 2008, No. 2, pp. 16-21. (In Russ.).

2. Batchaev A. R. Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [State Regulation of Economy]. Moscow, Olimp-Biznes, 2005. (In Russ.).

3. Ulugkhodzhaeva Kh. R., Davlatshoev O. Kh. Gosudarstvennoe regulirovanie mezhbyudzhet-nykh otnosheniy [State regulation of Inter-Budget Relations]. Vestnik Tadzhikskogo natsionaVnogo universiteta [Bulletin of the Tajik National University], 2015, No. 2/9 (190), pp. 6-10. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.