2. Завгородний В.И. Информационные риски: сущность, концепция управления. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. - 175 с.
3. Ильенкова Н.Д. Системный анализ конкурентоспособности как условие экономической безопасности // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 2012. - Т. 1. - № 49. - С. 3539.
4. Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учеб. пособие. 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2007. - 400 с.
5. Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учебное пособие 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 400 с.
6. Карманов М.В., Карманов А.М. Статистика и управление в современной России // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 17. - С. 89-94.
7. Рябушкин Б.Т. История создания и развития отечественного межотраслевого баланса и его места в статистке и макроанализе // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 17. - С.187-192.
8. Суглобов А.Е. Стандартизация аудиторской деятельности в России // Международный бухгалтерский учет. - 2006. - № 3. - С. 18-20.
9. Официальнай сайт Комитета организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (The Committee of Sponsoring Organization of the Treadway Commission — COSO) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.complianceofficer.ru/ COSO.php (дата обращения 01.03.2014)
10. Официальнай сайт Федерации европейских ассоциаций по управлению рисками [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ferma.eu (дата обращения 01. 03. 2014)
УДК 338
Бобошко Владимир Иванович
доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России
Бобошко Наталья Михайловна
доктор экономических наук, доцент Московский университет МВД России [email protected]
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Рассмотрены современные проблемы экономической безопасности малого предпринимательства и предложены пути их решения.
Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая безопасность, субъекты малого бизнеса.
В рыночных условиях развития экономи- (рис. 1), дает представление о составе ее основных
ки страны с постоянными факторами элементов, среди которых ряд элементов недоста-
изменения конъюнктуры, роста конку- точно отработаны и требуют переосмысления. ренции, влияния технического прогресса и воз- К таким элементам следует отнести понятие
можности банкротства возрастает интерес к рабо- «экономической безопасности предприятия»,
там по обеспечению экономической безопасности оценку уровня экономической безопасности, стра-
предприятий, которые организуются по определен- тегию и механизмы обеспечения экономической
ным концепциям. Концептуальная модель обеспе- безопасности.
чения экономической безопасности предприятия, Однако для того чтобы иметь наиболее полное
построенная на базе анализа известных подходов представление об экономической безопасности
Понятие; цель; объекты и субъекты; проблем ные вопросы конкретного предприятия
Обеспечение
/ Мониторинг II Контроль \
экономической анализ реализации |
безопасности у факторов стратегии J
ч,^ угроз Л ч ЭБП /
предприятия
(ЭБП)
/ Оценка \ / Стратегия \ /Механизмыи \
[ уровня гт * ЭБП иы меры \
V ЭБП 1 \ J \ реализации J
/ \ стратегии ЭБП /
Рис. 1. Концептуальная модель обеспечения экономической безопасности предприятия,
построенная по известным подходам
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова „Ак № 2, 2014 © Бобошко В.И., Бобошко Н.М., 2014
76
предприятия, необходимо начать теоретическое исследование с изучения термина «экономическая безопасность».
Следует отметить, что в настоящее время существует достаточно много определений понятия «экономическая безопасность», однако в своем большинстве авторы рассматривают экономическую безопасность в достаточно узком аспекте.
Понятие экономической безопасности предприятия в течение времени изменялось, что напрямую связано с развитием экономической мысли и особенностями функционирования предприятий. Изначально экономическая безопасность предприятия рассматривалась как создание условий для сохранения коммерческой тайны, сокрытия внутренней информации предприятия от третьих лиц, прежде всего, конкурентов.
Затем предприятия в большей степени стали ощущать влияние внешней среды на свою финансово-хозяйственную деятельность, что стало предпосылкой для понятия экономической безопасности предприятия как способности противостоять неблагоприятному воздействию внешней среды, которая в условиях рыночной экономики постоянно изменяется.
Справедливо заметить, что в данном случае очевидна более широкая трактовка исследуемого понятия - возможность обеспечения его устойчивости в разнообразных, в том числе и в неблагоприятных условиях, которые образуются во внешней среде вне зависимости от меры ее воздействия на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, масштаба и характера внутренних изменений. Экономическая безопасность предприятия далее стала определяться не только как защищенность его деятельности от отрицательных внеш-несредовых воздействий, но также как способ-
ность быстро устранять различные угрозы и/или приспосабливаться к существующим условиям.
При процессном подходе экономическая безопасность обеспечивается посредством правильной организации, управления и совершенствования финансово-хозяйственных процессов, происходящих на предприятии. Системный подход предполагает отношение к экономической безопасности предприятия как к его состоянию, определяемому преимущественно влиянием внешней среды [2].
В последнее время более широкое распространение получил ситуационный подход как к управлению предприятием, так и к понятию экономической безопасности.
Также в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности на предприятии может возникнуть необходимость применения узкофункциональных подходов к трактовке экономической безопасности, когда требуется рассмотреть вопрос экономической безопасности предприятия со стороны отдельного аспекта его деятельности.
Государство по сути своей природы в первую очередь защищает интересы государственных органов и государственных хозяйствующих субъектов, поэтому частный бизнес в рамках действующего российского законодательства вынужден в основном самостоятельно заботиться о своей экономической безопасности. Однако, принимая во внимание огромную значимость малого и среднего бизнеса для экономики страны, особенно важным в системе государственного регулирования экономики на посттрансформационном этапе ее развития является обеспечение экономической безопасности малого и среднего бизнеса [4].
Обеспечение экономической безопасности малого и среднего бизнеса со стороны государства выражается в регулировании и поддержке данной
Рис. 2. Место государственного регулирования и поддержки малого и среднего бизнеса
в экономических процессах
сферы бизнеса, которая, в свою очередь, находится в комплексе мер государства, направленных на регулирование российской экономики в целом (рис. 2).
Приведенная выше схема наглядно демонстрирует, что создание благоприятного предпринимательского климата должно достигаться как прямыми государственными мерами через законы о поддержке малого и среднего бизнеса, так и через опосредованные меры общего характера, которые направлены на регулирование российской экономики.
Опираясь на ряд ключевых нормативно-правовых актов в сфере малого и среднего бизнеса в современных российских реалиях, весь спектр возможных механизмов государственной поддержки предпринимательства можно условно разделить на следующие группы.
Первая группа государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает механизмы нормативно-правового регулирования. Основным нормативным актом является ФЗ от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Но, к сожалению, данный закон еще далек от совершенства, хотя сам факт его принятия достаточно позитивно оценивается в предпринимательском обществе. Закон о развитии предпринимательства до сих пор сопровождается комплексом поправок [12].
Федеральным законом предусмотрено оказание субъектам малого бизнеса финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки, поддержки внешнеэкономической деятельности, поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержки инновационного и производственного бизнеса и предпринимательства в сфере ремесленничества.
В вопросах имущественной поддержки планируется формирование на региональном и муниципальном уровнях соответствующих фондов нежилых помещений. Также Федеральным законом субъектам и муниципалитетам предоставляется право вести реестры малых и средних предприятий - получателей поддержки. При федеральных органах исполнительной власти, наделенных полномочиями по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, могут быть созданы координационные и совещательные органы в области развития малого и среднего бизнеса. Такие органы могут быть созданы и при региональных структурах исполнительной власти, и при органах местного самоуправления. В целом положения рассматриваемого закона в настоящий момент говорят не о развитии малого бизнеса в России, а непосредственно о поддержке малого и среднего предпринимательства.
Вторая группа государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает механизмы
финансовой поддержки. Как уже упоминалось, деятельность субъектов малого бизнеса сопровождается многими финансовыми проблемами, среди которых можно назвать: низкий уровень обеспеченности собственными финансовыми средствами, проблемы получения кредитных ресурсов; отличие от крупных предприятий; непостоянство финансирования.
Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. №249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» [7].
Структурно-государственная финансовая поддержка субъекта малого бизнеса может быть оказана в следующем виде: субвенции и субсидии; бюджетные кредиты, займы, ссуды; государственные и муниципальные гарантии; особый режим налогообложения.
Третья группа государственной поддержки малого бизнеса включает механизмы имущественной поддержки. Имущественная поддержка субъектам малого предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов: на возмездной основе (по рыночным ценам), на безвозмездной основе, на льготных условиях (по ценам и условиям более выгодным, чем рыночные).
В настоящее время к числу основных проблем в области имущественной поддержки относятся: высокая стоимость аренды объектов недвижимости, краткосрочные договоры аренды (до трех лет), недоступность участия малых компаний-арендаторов в конкурсах при приватизации, дефицит офисов экономического класса и промышленных площадок.
Решением обозначенных проблем во многих регионах России становятся бизнес-инкубаторы, на базе которых малым предприятиям оказывается не только имущественная поддержка, но также и другие виды помощи: юридическая, консультационная и т.д. Однако значение бизнес-инкубатора как инструмента поддержки и стимулирования развития субъектов малого предпринимательства состоит не столько в предоставлении бизнес-услуг, сколько в предоставлении предприятиям офисных и производственных площадей по ценам значительно ниже рыночных. При этом в рамках классического бизнес-инкубатора функционируют предприятия различного профиля.
78
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ¿к № 2, 2014
Четвертая группа государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает механизмы предоставления инфраструктурных услуг. Инфраструктура поддержки включает в себя систему специализированных институтов, которые оказывают помощь в разработке и реализации государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, которые создаются и действуют при государственном участии или по инициативе самих предпринимательских структур.
Инфраструктура предпринимательства включает в себя самые разнообразные общественные отношения и институты, включающая: банки, кредитные кооперативы, фонды и центры поддержки малого и среднего бизнеса, консалтинговые фирмы, аудиторские фирмы, технопарки, бизнес-инкубаторы, ассоциации, лиги, объединения предпринимателей и т.д. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса способствует созданию на территории РФ благоприятных условий и здоровой социально-психологической атмосферы для реализации предпринимательских инициатив, профилактики и преодоления проблем, возникающих при взаимодействии власти и бизнеса. Создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на уровне региона, как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, способствует стабильному развитию субъектов малого предпринимательства, росту их вклада в решение социально-экономических задач.
Обеспечение экономической безопасности малого и среднего бизнеса со стороны государства выражается также и в защите предпринимательства от преступных посягательств. К числу наиболее распространенных видов преступных посягательств, совершаемых в отношении представителей среднего и малого бизнеса, относится хищение денежных средств и иного имущества коммерческих компаний. Формы хищения в данном случае разнообразны, начиная с самой банальной кражи или присвоения - до рейдерских захватов целых предприятий. Зачастую для этого используются разнообразные схемы мошенничества. Поэтому спектр направлений деятельности подразделений экономического блока органов МВД России по защите предпринимательства от криминального давления довольно широк.
Многие субъекты малого и среднего бизнеса организацию работ по обеспечению экономической безопасности стараются обеспечить «своими силами», без привлечения сторонних специалистов и часто обходятся контрразведывательными мероприятиями. Услуги в этой сфере оказывают как организации, имеющие лицензии на детективную или охранную деятельность, так и различные консалтинговые структуры, информационно-аналитические агентства. Следует отметить, что деятельность организаций, имеющих лицензии, регулярно
контролируется органами МВД России, тогда как многочисленные консалтинговые структуры, аналитические компании, проводя в значительной мере аналогичные действия, оказываются фактически бесконтрольными [8].
Другим важным моментом в проблемах обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов является не борьба с последствиями, а предупреждение преступлений - через информационно-аналитическую поддержку и управление рисками. Представляется важным действительно обеспечивать большую информационную открытость общества. Необходимо преодолеть разобщенность информационных ресурсов государства, обеспечить возможность доступа к ним со стороны общества (кроме информации ограниченного доступа) и широко использовать информационные ресурсы, создаваемые различными коммерческими информационными службами.
Наконец, необходимо отметить важность создания и поддержки общественной практики по предупреждению возможных преступных проявлений в экономике не только через различные государственные и негосударственные структуры, но и через безопасную систему общественных отношений, регулируемых законом, моралью и традицией. За рубежом нормой стали такие понятия, как обязательное предоставление коммерческой организации информации о себе в различные (негосударственные) информационные фонды; ведение соответствующих кредитных историй и получение информационных справок о своих партнерах и клиентах.
Несмотря на всю важность осуществляемых мероприятий, система экономической безопасности малого и среднего бизнеса в России далека от совершенства. Такой вывод можно сделать исходя из того, что проявлениями недостаточно эффективного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса остаются: невысокие показатели финансово-экономической эффективности хозяйствования, невысокие оборачиваемость товарных запасов и ресурсная обеспеченность, низкая инновационная активность; наличие существенного теневого сектора. Необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере экономической безопасности малого и среднего бизнеса на посттрансформационном этапе развития экономики.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что российским предпринимателям приходится осуществлять свою деятельность в условиях изменчивой экономической и правовой среды, плохо просчитываемых и непредсказуемых рисков. Возникают неясность и неуверенность в получении ожидаемого результата. Успешное развитие предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства, направленной на
формирование благоприятных политических, экономических, правовых, социальных условий, поддержание и укрепление которых обеспечивается масштабным развитием предпринимательства [10].
Структура обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса в настоящее время формируется стихийно, иногда при разработке и реализации программ органы исполнительной власти исходят из своих ведомственных интересов, не всегда обеспечивается должная координация экономических субъектов. Анализ развития и проблем малого и среднего бизнеса в России дает основания утверждать, что в процессе реализации государственной экономической политики обозначились как положительные, так и отрицательные тенденции. Для выхода из создавшегося положения требуются значительные целенаправленные усилия со стороны государственных структур при выработке политики по развитию предпринимательства с детальной разработкой форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса.
Многие негативные моменты, демонстрирующие низкую защищенность прав собственности в нашей стране, отражаются именно на представителях малого бизнеса. При этом важно отметить, что очень медленно идет процесс кооперации между малыми предприятиями, что в первую очередь является следствием не налаженных партнерских отношений. По тем же причинам с большими затруднениями налаживается контакт больших и малых предприятий, а трудовые отношения в сфере малого бизнеса еще далеки от совершенства. Налоговое бремя предпринимателей вынуждает их в значительной степени экономить на персонале, что выражается в неофициальном трудоустройстве работников (отсутствие трудового контракта и каких-либо социальных гарантий, зарплата «в конвертах»). Данная практика стала широко распространена в сфере российского малого предпринимательства.
Предпочтение представителей крупного бизнеса как надежных партнеров, например, в процедуре государственных и муниципальных закупок, оказывает еще большее негативное влияние на малый бизнес. К сожалению, высокая конкуренция среди российских предприятий - представителей малого бизнеса, не способна изменить ситуацию монопольных предприятий. Наверное, одним из самых характерных отличий российского малого бизнеса от бизнеса высокоразвитых стран является его тесное взаимодействие с теневой экономикой. Данное обстоятельство, безусловно, оказывает отрицательное воздействие не только на развитие всего малого бизнеса, но и на российскую экономику в целом.
Библиографический список
1. Бобошко В.И. Перспективы государственной поддержки малого предпринимательства // Вест-
ник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 4.
2. Белкин Д.В. Основные подходы к исследованию экономической безопасности предприятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. - № 4.
3. Вишневская О.В. Подходы к формированию концепции экономической безопасности предприятия // Terra Economicus. - 2011. - Том 9. - № 4.
4. Добуш З.А., Поповиченко Ю.А. Проблемы государственного регулирования экономической безопасности торгового предпринимательства на посттрансформационном этапе развития экономики // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.
5. Королев Д.А. Актуальные проблемы развития малого бизнеса на современном этапе развития экономики России // Общество: социология, психология, педагогика. - 2013. - № 1.
6. Малолетко А.Н., Малолетко Н.Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий гостиничного бизнеса в условиях внедрения инноваций // Инновационное развитие экономики. - 2013. - № 4-5.
7. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (ред. от 20.03.2008) // Российская газета. Федеральный выпуск от 26 марта 2008 г. - № 4621
8. Соболь И.А. Безопасность субъекта предпринимательской деятельности: взаимодействие коммерческой организации и органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - Т. 53. - № 1.
9. Слизкая В.П., Соболь И.Л. Обеспечение экономической безопасности коммерческой организации: правоохранительный аспект. - СПб.: Тема, 2011.
10. Суглобов А.Е. Особенности малого бизнеса как субъекта инновационной экономики // Вопросы региональной экономики. - 2011. - Т. 8. - № 3.
11. Суглобов A.Е., Бобошко Б.И., Ладнюк ИЛ. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 2.
12. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2007 года № 209 (с изм. от 24.07. 2013 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск от 26.07.2013. - № 6139.
13. Шлафман А.И. Место государственного регулирования и поддержки предпринимательства в экономических процессах // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2011. - № 1.
80
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 2, 2014