Научная статья на тему 'Комплексное обеспечение экономической безопасности малых предприятий в регионах'

Комплексное обеспечение экономической безопасности малых предприятий в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESSES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / SUBJECTS OF SMALL BUSINESS / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / INFORMATIONAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко В. И.

Рассмотрены современные проблемы обеспечения экономической безопасности малого предпринимательства, проанализированы мероприятия, способные обеспечить снижение коммерческих рисков малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex provision of economic safety of small enterprises in regions

Reviewed modern problems with provision of economic safety to small businesses, analyzed occasions, capable of decreasing commercial risks of small businesses

Текст научной работы на тему «Комплексное обеспечение экономической безопасности малых предприятий в регионах»

УДК 33 ББК 65

КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БОБОШКО,

доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены современные проблемы обеспечения экономической безопасности малого предпринимательства, проанализированы мероприятия, способные обеспечить снижение коммерческих рисков малых предприятий.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая безопасность, субъекты малого бизнеса, финансирование, информационная поддержка.

Annotation. Reviewed modem problems with provision of economic safety to small businesses, analyzed occasions, capable of decreasing commercial risks of small businesses

Keywords: small businesses, economic safety, subjects of small business, financing, informational support.

Структура обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса до настоящее времени формировалась стихийно, иногда при разработке и реализации программ органы исполнительной власти исходили из своих ведомственных интересов, не всегда обеспечивалась должная координация экономических субъектов. Анализ развития и проблем малого и среднего бизнеса в России дает основания утверждать, что в процессе реализации государственной экономической политики обозначились как положительные, так и отрицательные тенденции. Для выхода из создавшегося положения требуются значительные целенаправленные усилия со стороны государственных структур при выработке политики по развитию предпринимательства с детальной разработкой форм и методов поддержки малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес в России развивается по-прежнему медленно. Он представлен в основном индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21%. В странах с развитой экономикой эта доля 50% и более процентов.

В своем выступлении на заседании Государственного совета 7 апреля 2015 г., на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства В.В. Путин отметил: "Развитие малого и среднего предпринимательства это не только одно из ключевых условий обновления экономики страны и повышения ее устойчивости, но и в целом успешное движение вперед. Малые и средние компании в силу их мобильности и гибкости могут быстро занять востребованные рыночные ниши, формиро-

вать новые точки экономического роста, способствовать эффективному повышению экономики, решению проблемы занятости." Также в своем выступлении В.В. Путин обратил внимание на необходимость создания благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России.

В России сегодня свыше 5 млн. малых и средних предприятий и необходимо их увеличение как минимум вдвое до 45-50 % ВВП России, повышения занятости в этом сегменте до 35-40 млн. человек.

Принятые на федеральном уровне программы поддержки малого и среднего предпринимательства работают не эффективно. На реализацию данных мероприятий за 2013-2014 годы федерация выделила более 130 млрд. рублей, а освоено всего 96 млрд. рублей.

Система господдержки требует развития. Сегодня в Правительстве России готовятся предложения по формированию единого института развития бизнеса в форме акционерного общества.

Один из вариантов снижения коммерческих рисков предприятий малого и среднего бизнеса это внедрения альтернативных систем финансовой и имущественной поддержки. Существующие системы и механизмы кредитования субъектов малого и среднего бизнеса воспринимаются и внедряются современной экономической наукой и практикой в качестве эффективных инструментов созидания, тогда как на деле для предприятий (особенно занятых в сельском хозяйстве) они чаще всего проявляют себя как инструмент доведения до банкротства. С нашей точки зрения, ссудно-про-центное финансирование, на которую делает ставку государство для стабилизации финансово-экономи-

ческого состояния для многих товаропроизводителей принципиально не подходит, поскольку имеет ряд существенных минусов:

1. Необходимость постоянного экономического роста, вне зависимости от условий конъюнктуры. Стабильность экономики также зависит от равновесия между реальным и финансовым секторами экономики. Если масштабы несоответствия не столь велики, то это приводит лишь к отдельным случаям разорения предприятий. Однако когда масштабы несоответствия становятся значительными, это приводит к массовым неплатежам по долговым обязательствам перед финансовым сектором, который, в конечном счете, сам попадает в ситуацию близкую к краху.

2. Тяжесть условий, в которые попадает субъект финансирования. Получив ссудно-процентное финансирование для ведения бизнеса, предприниматель обязан будет оплачивать основной долг и проценты, вне зависимости от того получает он сам прибыль или нет. Учитывая цикличность развития экономики в целом и в особенности сельскохозяйственной отрасли — всегда существует объективный риск того, что сельхозпроизводитель окажется неплатежеспособным и попадет в «долговую яму», единственным выходом из которой будет банкротство предприятия. По нашему мнению, государству необходимо ориентироваться на модели долевого финансирования, основными проводниками которой, как правило, являются венчурные фонды и фонды прямых инвестиций.

Рассмотрим плюсы модели долевого финансирования, основным принципом которой является солидарное разделение прибылей и убытков:

1. Наличие прямой связи между финансовым и реальным сектором экономики. Доходы финансового сектора напрямую определяются исходя из доходов реального, и, в случае спада экономического цикла, последствия для реального сектора оказываются не столь трагичными.

2. Развитие кооперации и содействия развитию финансируемого бизнеса финансистом. Модель долевого финансирования означает для финансиста пря-

мую заинтересованность в успехе финансируемого им бизнеса, так как только от него будет зависеть доходность на вложенный капитал. Поэтому у него появляется однозначный стимул в содействии развития финансируемого бизнеса. Этот тезис подтверждается практикой деятельности фондов прямых и венчурных инвестиций, которые в качестве залога успеха своей деятельности ставят внесение дополнительной стоимости в финансируемый бизнес посредством повышения эффективности отдельных его элементов.

3. Отсутствие необходимости залогового обеспечения. При долевом финансировании такой фактор как залоговое обеспечение фактически не играет никакой роли, так как его условия не предполагают наличия долговых обязательств в случае неисполнения которых предполагается взыскание залога. Это означает появление доступа к возможности получения финансирования для малых и средних предприятий. Отпадает необходимость в накладных расходах по оценке и страхованию имущества.

4. Разделение ответственности между финансистом и реципиентом-финансирования. При долевом финансировании финансист полностью принимает на себя риски в рамках вложенного им капитала, предприниматель же несет лишь риск потери собственных финансовых вложений (если они имеются) и вложенного в дело труда. В случае убытка предприниматель не попадает в долговую кабалу и не ставится перед необходимостью расплачиваться собственным имуществом.

Для экономического обоснования модели долевого финансирования нами была поставлена задача — сравнить эффективность финансирования при:

1) долговой коммерческой модели финансирования;

2) долевой модели финансирования. Исходные данные: цена приобретаемого основного средства = 1000 тыс. руб.: кредит пружинный, сроком на 8 лет; ставка процента с учетом субсидирования г = 15 — 5 =10%; амортизационные отчисления = 10%; линейный способ начисления амортизации; нормативный доход на капитал = 10%. В результате расчетов получили следующие показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества долевого финансирования в сравнении с долговым финансированием малого и среднего бизнеса

Показатели Модель долгового финансирования Модель долевого финансирования

Доход финансиста в текущей оценке, тыс. руб. 334 -

Доходность финансиста 33,4 -

Доходность инвестора в текущей оценке, тыс. руб. 77,1 371,7

Эффективность капиталовложений, % 7,7 37,2

Положительное сальдо по инвестиционной деятельности с 10 года с 1 года

Таким образом, прямое инвестирование, основанное на долевой модели финансирования, позволит решить значительную часть проблем, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего бизнеса. На наш взгляд, одним из приоритетных направлений в рамках поддержки государством малых и средних предприятий является развитие долевого финансирования, что может быть осуществлено посредством создания региональных фондов прямых инвестиций, который в первую очередь должны способствовать развитию сельскохозяйственных предприятий.

Также следует обратить внимание на финансирование имущественной инфраструктуры малого бизнеса. Первый вариант решения проблемы доступности бизнес-недвижимости для субъектов малого инновационного и производственного предпринимательства — это изменение налогового законодательства, связанное с увеличением налоговой нагрузки на коммерческий арендный бизнес.

Во-первых, это введение ограничения на применение льготной упрощенной системы налогообложения для предприятий и предпринимателей, занятых арендным бизнесом.

Во-вторых, экономически обоснованным будет использование корректирующего коэффициента при расчете налогооблагаемой базы по земельному налогу. Налогооблагаемую базу по земельному налогу предлагается рассчитывать следующим образом1:

где НБзн — налогооблагаемая база по земельному налогу; КСзу — кадастровая стоимость земельного участка, занятого объектами недвижимости арендного бизнеса; Ккор — корректирующий коэффициент.

В зависимости от превышения ставки арендной платы в коммерческих бизнес-центрах по сравнению со ставками аренды на государственную (муниципальную) нежилую недвижимость налогооблагаемая база по предлагаемой методике может увеличиться от 10 до 300%.

Например, при превышении ставки аренды на 30% корректирующий коэффициент увеличивается до 1,3, на 40% — до 1,5, на 70% — до 2, на 100% — до 2,5, свыше 100 % — до 3. Следует подчеркнуть, что применение этого варианта приведет к снижению арендной платы для предприятий малого и среднего бизнеса только при 40-50% доле государственной (муниципальной) собственности на рынке арендной нежилой недвижимости. При несоблюдении данного условия следует ожидать обратного эффекта, так как частные арендодатели попытаются возросшую налоговую нагрузку переложить на плечи арендаторов-предпринимателей. Дополнительные налоговые поступления за счет применения методики целесообразно направлять на расширение имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе.

Другой вариант поддержки малого инновацион-

ного и производственного бизнеса при решении проблем доступа к бизнес-недвижимости связываем с созданием льготных условий при заключении договоров аренды региональной (муниципальной) бизнес-недвижимости. Для этого сегмента малого предпринимательства ставка арендной платы должна быть снижена на 30-50%.

Кроме этого, малым инновационным и производственным предприятиям должно предоставляться приоритетное право при заключении договоров аренды. Для малых инновационных и экспортно-ориентированных предприятий, а также предприятий, оказывающих социальные услуги, арендная плата на муниципальную офисную и производственную недвижимость должна быть минимальной, для занятых в сфере материального производства и неторговом секторе — средней, для торгово-развлекательных и риэлтерских — максимальной.

Для обеспечения более эффективного функционирования бизнес-инкубаторов можно предложить следующие мероприятия: 1) выделять часть офисов и под другие сферы деятельности: услуги, инновации, производство, туризм. Конечно, выделение офисов не должно быть стихийным и массовым, чтобы вылиться в простую аренду. Инкубирование малых и средних предпринимателей по-прежнему должно осуществляться на конкурсной основе; 2) более активно пропагандировать и разъяснять деятельность и услуги бизнес-инкубатора, вести активную PR-компанию; 3) размещение на территории бизнес-инкубатора постоянно действующего выставочного зала образцов продукции, способствовало бы ознакомлению возможных покупателей и инвесторов с производимой продукцией субъектов малого предпринимательства региона.

Обозначенные мероприятия по совершенствованию работы бизнес-инкубатора приведут к более эффективному функционированию данного объекта инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечив полное использование площадей.

Предлагаемые изменения позволят не только повысить эффективность государственной поддержки, но и мотивировать администрации регионов и муниципалитетов на развитие инновационного и производственного секторов малого и среднего бизнеса, оптимизировать отраслевую структуру малого бизнеса, снизить административные барьеры.

Необходимо создание механизма консалтинга и информационной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Правительством регионов в настоящий момент запущен ряд проектов инфраструктурного характера, с целью создания наиболее благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности — это создание бизнес-инкубаторов, гарантийного фонда, многофункционального центра, регионального ресурсного центра и Евро Инфо Корреспондентского Центра и т.д.

Однако, в функционировании данных объектов инфраструктуры предприниматели (согласно социо-

логическому опросу) выделили ряд проблем: недостаточная информированность об услугах, оказываемых на территории данных организаций, неудачное территориальное расположение, узкая специализация, недостаток программ по обучению персонала и т.д.

Оптимизация объектов инфраструктуры регионов является ключевым направлением, на которое следует обратить внимание, с целью обеспечения эффективности их деятельности. Объединение ряда центров: Евро Инфо Корреспондентского центра, Многофункционального центра и АОИЦ, а также включение в него маркетингового и правового центров в единый Центр поддержки малого и среднего предпринимательства может послужить одним из первых шагов в данном направлении. Это обеспечит доступ предпринимателей к различным видам услуг в режиме «одного окна».

Данный центр мог бы осуществлять следующие функции: офисные, деловые, технические услуги; консультации по ведению бизнеса; услуги приемной; реклама; содействие в изучении рынка; содействие в поиске партнеров, как на российском, так и на зарубежных рынках; помощь при административных и юридических проблемах; поиск и распространение информации; повышение уровня образования персонала.

Малые и средние предприятия зачастую не имеют в штате юриста, а именно в этот период становления предприятия нуждаются в юридической помощи по ряду вопросов: налогообложения, бухгалтерского учета, ведению бизнеса, прав и обязанностей контрольно-ревизионных органов и т.д. Также было бы эффективным решением разместить в составе центра поддержки предпринимательства маркетингового центра, который бы оказывал содействие в изучении рынка, спроса и потребностей потребителей, занимался бы размещением рекламы и т.д.

В рамках работы данного центра должны быть организованы и проведены выездные зональные семинары, где предприниматели имели бы возможность непосредственно на месте получить ответы на интересующие их вопросы у специалистов областных служб. Регулярное проведение таких мероприятий обеспечило бы повышение информированности субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность в регионе.

К функциям центра поддержки предпринимательства можно отнести и ведение специализированного сайта поддержки предпринимательства, где малые и средние предприятия могли бы получить информацию о действующем законодательстве, мероприятиях государственной поддержки малых и средних предприятий, целевых программах, объектах инфраструктуры и услугах ими оказываемых.

Функционирование данного сайта способствовало бы обеспечению информированности субъектов малого и среднего предпринимательства, ведь именно эта проблема является одной из самых важных. Проблема обеспечения квалифицированными кадрами малых и средних предприятий является особо острой для пред-

приятий малого бизнеса. Руководители малых предприятий чаще всего жалуются на недостаток квалифицированных кадров, а также отмечают общий дефицит кадров. Одна из причин дефицита персонала связана с тем, что у малых предприятий недостаточно оборотных средств для обеспечения среднерыночного уровня заработной платы квалифицированным специалистам. Большая часть малых предприятий сталкивается с текучестью кадров и недобросовестностью персонала. Таким образом, можно отметить, что малые предприятия ощущают потребность в обучении и повышении квалификации своих сотрудников.

Для повышения информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об услугах Регионального ресурсного центра, можно порекомендовать более активные пропаганду и PR своей деятельности и услуг. Причем наиболее эффективным методом информирования малых предприятий о новых учебных курсах / программах, проводимых при поддержке Правительства региона, будет прямая информационная рассылка по малым предприятиям, а также размещение подробной информации на сайте поддержки предпринимательства. Помимо этого, центру необходимо в реальном времени отслеживать востребованность программ обучения малыми предприятиями.

В перечень наиболее актуальных программ для обучения сотрудников малых и средних предприятий являются: бухгалтерский учет; налогообложение малого бизнеса; управление продажами; обучение сотрудников рабочих специальностей для сферы услуг; работа с клиентами; финансовый менеджмент / бизнес-планирование; организация производства. Помимо организации и проведения обучения субъектов малого и среднего предпринимательства, Ресурсный центр мог бы осуществлять подбор персонала, ведь зачастую малые предприятия не имеют в штате специалиста по кадрам. Реализация данной функции центром смогла бы обеспечить малые предприятия квалифицированным персоналом с минимальными затратами.

Сущность механизма государственной поддержки малого и среднего бизнеса состоит в том, чтобы, во-первых, основываясь на объективных критериях предпосылки и оценки состояния и развития малого бизнеса в регионе, определить долгосрочную стратегию его развития, конкретизируемую в системе стратегических и тактических приоритетов развития. Анализ непосредственного опыта организации и реализации государственной поддержки малого бизнеса в сфере взаимодействия центра и регионов показал, что необходимым условием достижения максимальной результативности механизма региональной поддержки является формирование законодательной базы, создание комплекса инфраструктурной поддержки малого бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации.

В свою очередь, система комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональ-

ном уровне должна включать следующие обязательные элементы: необходимую нормативно-правовую базу, в т.ч. программу развития малого предпринимательства; развитую инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечивающую научно-методическое, информационное, образовательное и консультационное сопровождение начинающих и действующих предпринимателей; обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса; содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг; надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей; взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и власти; благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.

Литература

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2007 г. № 209 (с изм. от 24.07. 2013 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск от 26.07.2013. — № 6139.

2. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 г. N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (ред. от 20.03.2008 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск от 26 марта 2008 г. — № 4621.

3. Бобошко В.И. Перспективы государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.- 2008.- № 4.

4. Бобошко В.И. Разработка механизма эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий (теория, методология, практика): дисс... д-ра экон. наук. ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования». — Москва, 2009.

5. Бобошко Н.М., Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова . 2014. — № 2.

6. Бобошко Н.М. Налогово-бюджетная безопасность в системе экономической безопасности страны // Инновационное развитие экономики.2014. № 2 (19).

7. Королев Д.А. Актуальные проблемы развития малого бизнеса на современном этапе развития экономики России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. — № 1.

8. Крышталев В.К. Проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях // Вест-

ник РГГУ 2010. — № 3.

9. Налоговое администрирование. Учебник под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. 3-е изд. — Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2013.- 418 с.

10. Суглобов А.Е., Бобошко В.И. Основные тенденции развития малого предпринимательства в России // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19.

References

1. Federal law "On development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation" of July 31, 2007 № 209 (Rev. from 24.07. 2013) // Russian newspaper. Federal issue dated 26.07.2013. — No. 6139.

2. The RF Government decree dated 22.04.2005 N 249 "About the conditions and order of granting of means of the Federal budget allocated for the state support of small entrepreneurship, including peasant (farmer) economy" (as amended on 20.03.2008) // Russian newspaper. Federal issue dated March 26, 2008 — No. 4621.

3. Boboshko V.I. The prospects for state support of small business // Journal of Russian economic University name G.V. Plekhanov. — 2008.- No. 4.

4. Boboshko V.I. Development of the mechanism of ecological and economic regulation of activity of small enterprises (theory, methodology, practice): Diss.... doct. of econ. sciences. FSUE "All-Russian research Institute of Economics of mineral resources and subsoil use". — Moscow, 2009.

5. Boboshko N.M. Boboshko V.I. The role of state regulation of economic safety of small and medium business at the present stage of development/ / Bulletin of the Kostroma state University. N.A. Nekrasov. 2014. — No. 2.

6. Boboshko N.M. Fiscal security in the system of economic security of the country // Innovative development of the economy. 2014. No. 2 (19).

7. Korolev D.A. Actual problems of development of small business at the present stage of development of the Russian economy // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2013. — No. 1.

8. Khrustalev V.K. Problems of development of small business in modern conditions // Vestnik RGGU. 2010. — No. 3.

9. The tax administration. The textbook under the editorship of O.A. Mironova, F.F. Hanafeeva. 3-e izd. — Yoshkar-Ola: "String", 2013. — 418 p.

10. Suglobov A.E., Boboshko V.I. Basic tendencies of development of small business in Russia // Regional economy: theory and practice. 2008. No. 19.

1 Крышталев В.К. Проблемы развития малого предпринимательства в современных условиях // Вестник РГГУ 2010. — № 3. — С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.