Научная статья на тему 'Роль государственно-частного партнерства в становлении и развитии региональной инновационной системы'

Роль государственно-частного партнерства в становлении и развитии региональной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
646
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимина И. В.

Формирование экономики знаний актуализирует становление и развитие региональных инновационных систем, создающих организационно-правовые условия активизации инновационной деятельности. Одним из инструментов становления и развития инновационной системы в регионе является государственно-частное партнерство, которое эффективно при создании инновационных кластеров. Вузы могут стать ядром при формировании инновационного образовательного кластера в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственно-частного партнерства в становлении и развитии региональной инновационной системы»

УДК 338.242:330.837

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

И.В. ЗИМИНА

Сыктывкарский

государственный

университет

e-mail:

[email protected]

Формирование экономики знаний актуализирует становление и развитие региональных инновационных систем, создающих организационно-правовые условия активизации инновационной деятельности. Одним из инструментов становления и развития инновационной системы в регионе является государственно-частное партнерство, которое эффективно при создании инновационных кластеров. Вузы могут стать ядром при формировании инновационного образовательного кластера в регионе.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, инновационная деятельность, региональная инновационная система, инновационный кластер.

Формирование экономики знаний в условиях глобализации, приводящее к изменениям пространственно-временной топологии, характера конкуренции и стиранию национальных особенностей, актуализирует становление и развитие региональных инновационных систем, создающих организационно-правовые условия активизации инновационной деятельности. Вышесказанное в значительной степени характерно и для Республики Коми, которая (будучи регионом с преобладанием сырьевых отраслей) проявляет инновационную активность, совершенствуя добычу и первичную переработку добываемых природных ресурсов [1].

Используя свои конкурентные преимущества (высокая обеспеченность природными ресурсами, в том числе лесными, минерально-сырьевыми, водными; надежность в обеспечении топливом и энергоресурсами; стабильность рынка нефтепродуктов и потребления газа; высокий кредитный рейтинг, поддержание репутации Республики Коми как добросовестного заемщика; наличие нормативной правовой базы, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности и предусматривающей различные формы и методы госрегулирования и поддержки инвестиционной деятельности [2]) республика строит свою инновационную систему с опорой на государственночастное партнерство. Обеспечивая социально-экономическое развитие региона за счет развития новых технологий, формирующаяся региональная инновационная система Республики Коми решает с помощью института государственно-частного партнерства следующие задачи:

• стимулирует инновационную деятельность через организационно-правовые и экономические инструменты;

• формирует инновационную инфраструктуру;

• развивает малое инновационное предпринимательство;

• координирует деятельность субъектов инновационной деятельности.

Стимулирование инновационной деятельности и развитие малого инновационного предпринимательство (при условии софинансирования) осуществляется в следующих формах [3]:

• финансирование инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе (субсидия на реализацию инновационного проекта предоставляется субъектам инновационной деятельности из расчета 3/4 произведенных ими фактических затрат, связанных с реализацией инновационного проекта, но не более 2 миллионов рублей);

• гранты в связи с началом предпринимательской деятельности в сфере инноваций (до 500 тысяч рублей);

• субсидии на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности (в рамках предоставления субсидии компенсируются расходы в сумме не более 50 тысяч рублей, связанные с оказанием на безвозмездной основе услуг, в том числе по разработке бизнес-планов инновационных проектов, авторам инновационных проектов, включённых в сформированную Министерством экономического развития Республики Коми Базу данных инновационных проектов (технологии, продукции, услуг), разрабатываемых и реализуемых на территории Республики Коми);

• субсидия для субъектов инновационной деятельности, реализующих (планирующих реализацию) проектов, направленных на создание и развитие инновационной инфраструктуры (в размере до 500 тысяч рублей для компенсации части затрат, связанных с реализацией проекта).

Стимулирование инновационной деятельности и развитие малого инновационного предпринимательства также осуществляется за счет организации и проведения республиканского конкурса инновационных проектов, публикации информации об инновационных проектах в Каталоге Республики Коми, обучения субъектов инновационной деятельности (в том числе - в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров) [4].

Формирование инновационной инфраструктуры посредством государственно-частного партнерства осуществляется через предоставление частному партнеру прав на объекты интеллектуальной собственности, иных имущественных и неимущественных прав, находящихся в государственной собственности Республики Коми, для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением [5]. Объектом соглашения о государственно-частном партнерстве в вышеупомянутом контексте могут быть объекты в сфере образования, в сфере инновационной деятельности, права на объекты интеллектуальной собственности, иные имущественные и неимущественные права [6].

Координация деятельности субъектов инновационной деятельности осуществляется посредством механизмов согласования с бизнесом государственных решений в формате совместных рабочих групп при разработке целевых программ, при экспертизе проектов стратегического развития региона (в рамках государственных программ Республики Коми), при обсуждении проблем и перспектив развития инновационной деятельности на Межведомственных комиссиях и в Координационных советах при государственных органах.

Значительную роль в формировании региональной инновационной системы играют образовательные учреждения. Интеграция России в систему мирохозяйственных связей и, как следствие, рост мобильности трудовых ресурсов, ставят на повестку дня вопрос выработки механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников организаций, занимающихся инновациями, со стороны рынка труда и предложений квалификаций со стороны системы образования.

Для активизации процесса создания инновационной инфраструктуры в середине 2009 года принят ФЗ №217, регламентирующий создание и деятельность в вузах инновационных предприятий. Согласно ему, в России планируется создать более двух тысяч малых инновационных предприятий (МИП) при научных организациях и вузах, трудоустроить около 100 тысяч выпускников вузов, которые активно внедряли бы в практику прорывные научные разработки российских вузов. 7 августа 2012 года Председатель Правительства России Дмитрий Медведев провёл заседание экспертного сообщества по вопросам развития предпринимательства при вузах и исследовательских центрах. Он отметил, что в РФ создано уже более 1,6 тыс. инновационных предприятий. Эффективно работающие МИП при вузах становятся ядром формирования инновационного образовательного кластера в регионах.

В Республике Коми актуальность создания инновационного образовательного кластера, в котором могут эффективно работать механизмы государственно-частного партнерства, определяется двумя группами причин.

Во-первых, это - дефицит компетенций в области управления инновациями среди действующих и потенциальных субъектов инновационной активности Республики Коми, а также потребность в сопровождении процесса управления инновационными проектами.

Во-вторых, наличие деятельности, которая де-факто уже формирует кластер (с ядром - на базе СыктГУ):

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области инновационного менеджмента, управления инновационными проектами и т.п.;

• участие/проведение экспертизы инновационных проектов на предмет оценки их новизны, возможностей коммерциализации, трансфера технологий и т.д.;

• организация и проведение конкурсов инновационных проектов (на предмет их государственной поддержки и продвижения);

• участие представителей университета в качестве экспертов при разработке ведомственных, республиканских, муниципальных целевых программ развития и поддержки инновационной деятельности;

• проведение научно-практических исследований (в том числе - по заказам органов власти) для выявления состояния и тенденций развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры;

• создание на базе университета Научно-образовательных центров, которые формируют платформу для создания малых инновационных предприятий;

• партнериат с бизнесом и научными организациями в сфере разработки и апробации инноваций (как на базе исследовательских лабораторий университета, базовых кафедр в научных учреждениях и организациях бизнеса);

• организация/участие в создании координационных структур и механизмов в области развития инновационной деятельности в регионе (за счет широкого использования возможностей университета в консолидации усилий своих выпускников, студентов и слушателей программ до-ппрофобразования) и др. [7].

Стратегическая задача - институционализация кластера (подготовка Соглашений о сотрудничестве; создание проектных Консорциумов образовательных учреждений, органов власти, субъектов инновационной инфраструктуры, бизнес-организаций).

Цели кластера:

• повышение инновационной активности образовательных учреждений (и - через мультипликативный эффект - других участников кластера);

• предложение через образовательные программы субъектам инновационной деятельности (промышленным предприятиям, малому инновационному предпринимательству и др.) технологий комплексного управления инновациями, смыкающего воедино три блока: управление стоимостью бизнеса, конкурентоспособностью и инновационным развитием;

• внедрение в программы подготовки кадров для инновационной экономики технологий образовательного консалтинга, сочетающего в себе экспресс-обучение и коучинг;

• формирование эффективных механизмов притока, профориентации, закрепления и трудовой адаптации молодежи в сфере науки и инноваций через создание инфраструктуры поддержки научно-технического творчества студентов и трансфера инноваций;

• включение в работу аналогичных кластеров в других субъектах РФ через формирование сетевых форм сотрудничества, подключение к международным проектам.

В последнее время создание кластеров и формирование сетей с использованием механизмов государственно-частного партнерства являются той областью инновационной политики, где наблюдается наиболее динамичное развитие, а способность всех участников инновационного процесса к эффективному сетевому сотрудничеству считается основным фактором успешного функционирования любой национальной инновационной системы. Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров.

На заседании Межведомственной комиссии по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом Совете Республики Коми 24 сентября 2012 года одобрена Концепция формирования инновационного территориального кластера «Нефтегазовые технологии» с ядром на базе Ухтинского государственного технического университета [8].

Формирование инновационного образовательного кластера Республики Коми с ядром на базе Сыктывкарского государственного университета позволит обеспечить комплексную и непрерывную подготовку кадров для модернизации экономики и социальной сферы республики, который органично может встраиваться как в территориальные, так и в отраслевые кластеры (см. рис.).

Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование - наука - производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов. Вышеизложенное является первым шагом по построению модели инновационного развития Республики Коми, предполагающей стимулирование со стороны общества инновационной деятельности, при использовании внешних источников знаний и с ориентацией на внутренний рынок. Реализация этой модели может лечь в основу выбора одного из трендов стратегического развития Республики как территории инновационного развития.

Рис. Структура территориального инновационно-образовательного кластера

Примечание: ИНИЦ - инновационный научно-исследовательский центр; ИОЦ - инновационный образовательный центр; ИТВЦ - инновационный технико-внедренческий центр [9].

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что государственно-частное партнерство является эффективным инструментом при формировании региональной инновационной системы. Посредством ГЧП формируется инновационная инфраструктура, активизируются инвестиции в малый и средний бизнес, координируются процедуры разработки и принятия стратегических государственных документов, в том числе - в сфере подготовки кадров для модернизации экономики и социальной сферы. Используя механизм ГЧП, можно повысить эффективность деятельности малых инновационных предприятий при вузах и формировать инновационные образовательные кластеры, которые, в свою очередь, будут стимулировать развитие территориальных и образовательных кластеров в регионах и региональных инновационных систем.

Литература

1. Туккель, И.Л., Сурина, А.В. и др. Управление инновациями: национальные и региональные инновационные системы / / Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2009. № 5.

2. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года. Постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45 с изменениями от 26 января 2009 г. N 22.

3. Положение о порядке и условиях предоставления за счет средств республиканского бюджета Республики Коми отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми. Постановление Правительства Республики Коми от 10.02.2010г. №29.

4. Зимина, И.В. Использование инструментов государственно-частного партнерства в активизации инноваций в образовательной среде региона // Университетское управление: практика и анализ. 2011. №4.

5. Зимина, И.В. Становление института государственно-частного партнерства в сфере инновационного развития региона // Научные ведомости БелГУ. Серия: История, Политология, Экономика. 2011. № 19.

6. Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве. Закон Республики Коми от 4 октября 2010 года N 112-РЗ. ст. 8.

7.Зимина, И.В. Инновационный образовательный кластер Республики Коми. Доклад на заседании Межведомственной комиссии по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом Совете Республики Коми. Сыктывкар. 24 сентября 2012 г.

8. Протокол заседания Межведомственной комиссии по развитию науки и инновационной деятельности при Экономическом Совете Республики Коми от 24 сентября 2012 г.

9. Зимина, И.В. Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми) // Университетское управление. 2009. № 4.

THE ROLE OF PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN FORMATION AND DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATION SYSTEM

I.V. ZIMINA

Syktyvkar State University e-mail: [email protected]

Formation of knowledge economy actualizes the establishment and de- velopment of regional innovation system which creates organizational-legal conditions for activisation of innovation activity. One of the instruments of formation and development of innovation system in the region is public pri- vate partnership which is effective when forming innovation clusters. Higher educational institutions may become the nucleus when forming the innova- tion educational cluster in the region.

Keywords: Public Private Partnership, innovations, innovation activity, regional innovation system, innovation cluster.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.