Научная статья на тему 'Влияние университетов на инновационную активность в регионе: опыт Республики Коми'

Влияние университетов на инновационную активность в регионе: опыт Республики Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / УНИВЕРСИТЕТЫ / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROJECTS / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимина Ирина Валериевна

В настоящее время в России начался активный процесс встраивания ведущих университетов в инновационные инфраструктуры регионов РФ, в инновационные технологические кластеры. Он продиктован стремлением вузов повысить свою стратегическую устойчивость и не остаться на периферии модернизируемой экономики. Успешное встраивание зависит от того, какие формы и методы стимулирования инновационной активности в регионе в результате деятельности университетов будут более эффективными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of universities on innovative activities in the region: experience of the Republic of Komi

At present in Russia, has begun an active process of leading universities into innovative infrastructures of the region of the Russian Federation, into innovative technological clusters. It is stipulated by the striving of the universities to increase their strategic stability and not to be left on the periphery of the updated economy. Successful inserting depends on the fact what forms and methods of stimulation of innovative activity in the region as a result of the activity of the universities will be more effective

Текст научной работы на тему «Влияние университетов на инновационную активность в регионе: опыт Республики Коми»

И. В. Зимина. Влияние университетов на инновационную активность в регионе

И. В. Зимина

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ИННОВАЦИОННУЮ АКТИВНОСТЬ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В настоящее время в России начался активный процесс встраивания ведущих университетов в инновационные инфраструктуры регионов РФ, в инновационные технологические кластеры. Он продиктован стремлением вузов повысить свою стратегическую устойчивость и не остаться на периферии модернизируемой экономики. Успешное встраивание зависит от того, какие формы и методы стимулирования инновационной активности в регионе в результате деятельности университетов будут более эффективными.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная активность, инновационные проекты, университеты.

I. V Zimina

Influence of universities on innovative activities in the region: experience of the Republic of Komi

At present in Russia, has begun an active process of leading universities into innovative infrastructures of the region of the Russian Federation, into innovative technological clusters. It is stipulated by the striving of the universities to increase their strategic stability and not to be left «on the periphery» of the updated economy. Successful inserting depends on the fact what forms and methods of stimulation of innovative activity in the region as a result of the activity of the universities will be more effective.

Keywords: innovations, innovative development, innovative activity, innovative projects, universities.

одернизация экономики на базе инновационных процессов определена Правительством РФ как важнейшее стратегическое направление развития страны. В этом масштабном проекте одна из ключевых задач — формирование соответствующего человеческого капитала, что, в свою очередь, ставит на повестку дня вопрос о роли системы образования (и университетов, в частности) в инновационном развитии экономики, в росте инновационной активности отраслей экономики и социальной сферы.

Мы будем придерживаться понимания инновационной активности как способности осуществлять разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иных видов инновационной деятельности [5].

Инновационная активность может рассматриваться как результат консолидации усилий государства, бизнеса и общественных организаций по увеличению темпов инновационного роста через механизмы социального партнерства1.

Доказывать, что университеты способны влиять на рост инновационной активности в регионе, нет необходимости. Важнее рассмотреть, выбор каких инструментов стимулирования инновационной активности (через деятельность университетов) для конкретного региона наиболее эффективен.

Среди наиболее распространенных инструментов, форм и методов участия университетов в формировании и развитии инноваций в регионе можно назвать следующие:

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области инновационного менеджмента, управления инновационными проектами и т. п.;

• проведение экспертизы инновационных проектов на предмет оценки их новизны, возможностей коммерциализации, трансфера технологий и т. д.;

• организация и проведение конкурсов инновационных проектов (на предмет их государственной поддержки и продвижения);

1 Особый тип социально-экономических отношений между социальными группами и властными структурами, основанный на интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешении возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия [2].

© Зимина И. В., 2010

• участие представителей университетов в качестве экспертов при разработке ведомственных, республиканских, муниципальных целевых программ развития и поддержки инновационной деятельности;

• проведение научно-практических исследований (в том числе — по заказам органов власти) для выявления состояния и тенденций развития инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры той или иной территории;

• создание на базе университетов малых инновационных предприятий;

• партнериат с бизнесом и научными организациями в сфере разработки и апробации инноваций (как на базе исследовательских лабораторий университетов, так и на базе партнеров);

• участие в создании координационных структур и механизмов в области развития инновационной деятельности в регионе (за счет широкого использования возможностей университетов в консолидации усилий своих выпускников, студентов и слушателей программ дополнительного профобразования) и др.

По сути дела, все вышеизложенное является способами встраивания в инновационную инфраструктуру региона, в инновационные высокотехнологичные кластеры, которые необходимы для сохранения стратегической устойчивости университетов.

В Республике Коми на сегодняшний день используются практически все вышеуказанные формы и методы. Рассмотрим их на конкретных примерах сквозь призму влияния на стимулирование инновационной активности в республике.

С 2006 г. по заказу Министерства экономического развития Республики Коми в ГОУ ВПО «Сыктывкарский госуниверситет» (СыктГУ) реализуется программа повышения квалификации «Инновационный менеджмент» (с 2009 г. — «Управление инновационными проектами»). В рамках данной программы повысили уровень своих компетенций более 120 руководителей и специалистов ведущих предприятий республики, более 50 % разработанных в процессе обучения инновационных проектов воплощены в жизнь, часть проектов была включена в каталоги инновационных проектов Республики Коми (за 2008-2010 гг.) с целью их продвижения на российских и международных рынках.

Успешный опыт осуществления данной программы позволил по результатам конкурсного отбора, организованного Министерством экономического развития РФ, получить с 2010 г. пра-

во на повышение квалификации руководителей и специалистов Республики Коми по программе «Управление инновациями» в рамках Госплана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2007/082012/13 гг. (президентская программа). Отбор специалистов для участия в этой программе осуществляется целевым образом Министерством экономического развития Республики Коми, а критерием отбора выступают актуальность и практическая значимость планируемого проекта участника программы для инновационного развития региона.

С 2007 г. СыктГУ выступает соорганизато-ром республиканского конкурса инновационных проектов (совместно с Министерством экономического развития Республики Коми) и осуществляет его экспертную поддержку. Примечателен тот факт, что учреждения образования являются самыми активными участниками данного конкурса (в 2007 г. в номинации «Инновации в сфере образования» была подана треть заявок, в 2008 г. — уже 36 %).

В 2006-2008 гг. университетом по заказу Министерства экономического развития Республики Коми был проведен ряд НИР-проектов, которые позволили оценить роль малого предпринимательства в инновационной сфере республики, уровень и проблемы развития инфраструктуры поддержки ее инновационной деятельности. По результатам исследования была выявлена тенденция формирования инновационного образовательного и инновационного научно-исследовательских центров как зарождающихся инновационных инфраструктурных элементов [3]. Данное исследование позволило также показать значение университета как ядра одного из важных элементов инновационной инфраструктуры, отвечающего за кадры, и перспективы развития инновационного образовательного центра на базе университета как межкластерной инновационной инфраструктуры.

В 2009 г. в рамках партнериата с крупным бизнесом СыктГУ разработал проект создания студенческой лаборатории научных исследований и инноваций, которая заложит основы системы научно-технического творчества молодежи Республики Коми. Цель данного проекта — сформировать эффективные механизмы притока, профориентации, закрепления и трудовой адаптации молодежи в сфере науки и инноваций через создание инфраструктуры поддержки научно-технического творчества студентов и трансфера инноваций. Создание такого рода лаборатории по-

И. В. Зимина. Влияние университетов на инновационную активность в регионе

зволит сформировать пул инновационных проектов (с учетом целевых заказов бизнеса, органов власти региона и муниципалитетов); организовать обучение студентов — участников лаборатории под «точечное» продвижение проектов.

В 2010 г. представители СыктГУ вошли в состав рабочей группы по разработке Концепции инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы Республики Коми.

Логическим завершением процесса встраивания СыктГУ в инновационную инфраструктуру республики стало участие его в качестве одной из сторон соглашения, подписанного Правительством Республики Коми с Российской венчурной компанией в этом году.

Но главный вопрос заключается в том, как стать ядром в региональной инновационной системе. Это необходимо, чтобы не превратиться в исполнителя сервисной функции кадрового обеспечения инновационной системы республики, не быть исключенным из креативного блока региональных программ инновационного развития [4].

Нам видится два направления работы для осуществления поставленной цели.

Первое — это предложение через образовательные программы субъектам инновационной деятельности (промышленным предприятиям, малому инновационному предпринимательству и др.) технологий комплексного управления инновациями, смыкающего воедино три блока: управление стоимостью бизнеса, конкурентоспособностью и инновационным развитием (см. рисунок) [1].

Для активизации инноваций в регионе университету необходимо не только объяснить всем хозяйствующим субъектам, что стоимость бизнеса зависит от его конкурентоспособности (А)

и от его инновационного развития2 (С) (конкурентоспособность, как наличие плохо копируемых организационных компетенций, также зависит от инновационного развития), но и предложить инструменты взаимоувязки этих управленческих блоков.

Эти инструменты формируют второе направление на пути становления ядром региональной инновационной системы, и реализовать их можно через систему консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции. Данная система необходима в связи с тем, что обучение кадров — процесс достаточно длительный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой и инновационной продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы. Эта система должна не повторять методики центров транфсера технологий, а ориентироваться на технологии образовательного консалтинга, сочетающего в себе экспресс-обучение и коучинг.

Для создания такой системы университет должен не только иметь в активе арсенал технологий образовательного консалтинга, но и добиться, чтобы в региональных программах господдержки инновационной деятельности были предусмотрены средства на поддержку этой системы в первые годы. В результате консалтинговые услуги будут доступны для предприятий, что сформирует у них устойчивую потребность в таких услугах. Далее университету необходимо найти партнеров — университеты в других регионах, имеющие аналогичный пакет услуг, чтобы создать сеть центров консалтинга, обеспечивающую доступ к консалтинговым ресурсам членов

Конкурентоспособность

Стоимость

Инновационное развитие

Связь критериев эффективности деятельности организации с инновационным развитием

2 Определяется инновационной активностью, инновационной чувствительностью и инновационной эффективностью предприятия.

сети при отсутствии нужных специалистов в данном регионе.

Вся эта деятельность, конечно, должна осуществляться при поддержке местных администраций (как республиканской, так и муниципальных), задача же университета — продвинуть ее в региональные целевые программы инновационного развития.

1. Арутюнов Ю. А. Практическая реализация инновационной политики. М. : Кнорус, 2007.

2. Бианка Е., Машукова Н. Д. Аналитический отчет

по социальному партнерству в сфере профессионального образования и обучения на региональном уровне: проект Делфи-2. М. : Кнорус, 2005. С. 7.

3. Зимина И. В. Роль инновационных образовательных центров в формировании инновационной инфраструктуры региона (на примере Республики Коми) // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4. С. 51-55.

4. Клюев А. К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск сооответствия) // Там же. 2010. № 1. С. 30-35.

5. Методы измерения инновационного потенциала малых и средних предприятий: Содействие развитию инновационных малых и средних предприятий в Балтийском регионе РФ (EUROPEAID/113746/C/SV/RU). СПб., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.