Научная статья на тему 'Роль государственно-частного партнерства в развитии высшего профессионального образования'

Роль государственно-частного партнерства в развитии высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / УЧРЕЖДЕНИЯ ВПО / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР / ВУЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА / БИЗНЕСА / ВУЗОВ И ОБЩЕСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / REGIONAL AUTHORITIES / PRIVATE SECTOR / UNIVERSITIES / COOPERATION BETWEEN UNIVERSITIES AND THE BUSINESS COMMUNITY / THE INTERACTION OF GOVERNMENT / BUSINESS / UNIVERSITIES AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Надежда Андреевна

Данная статья посвящена исследованию роли государственно-частного партнерства в организации эффективного взаимодействия бизнеса, государства и учреждений ВПО. В статье рассматриваются цели и функции государственно-частного партнерства в сфере образования в интересах инновационного развития региона, преимущества участников государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

This article investigates the role of public-private partnership in the organization of effective interaction of business, government and institutions of higher learning. The article discusses the purposes and functions of publicprivate partnerships in education in the interests of innovative development of the region, the benefits of participants in public-private partnerships.

Текст научной работы на тему «Роль государственно-частного партнерства в развитии высшего профессионального образования»

электронный научный журнал «apriori. ^рия: гуманитарные науки»

www.apriori-journal.ru УДК 33

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петрова Надежда Андреевна

магистрант

Южно-Российский институт управления, Ростов-на-Дону

author@apriori-journal. ru

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию роли государственно-частного партнерства в организации эффективного взаимодействия бизнеса, государства и учреждений ВПО. В статье рассматриваются цели и функции государственно-частного партнерства в сфере образования в интересах инновационного развития региона, преимущества участников государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; учреждения ВПО; региональные органы власти; частный сектор; ВУЗ; взаимодействие вузов и бизнес-сообщества; взаимодействия государства, бизнеса, вузов и общества.

THE ROLE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN THE DEVELOPMENT

OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Petrova Nadezhda Andreevna

undergraduate South-Russian Institute of management, Rostov-on-don

Abstract. This article investigates the role of public-private partnership in the organization of effective interaction of business, government and institutions of higher learning. The article discusses the purposes and functions of public-private partnerships in education in the interests of innovative development of the region, the benefits of participants in public-private partnerships.

Key words: public-private partnerships; institutions of higher education; regional authorities; private sector; universities; cooperation between universities and the business community; the interaction of government, business, universities and society.

В качестве стратегического направления, способного оказать позитивное влияние на качество экономического роста, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года выделяется развитие сектора социальных услуг на принципах государственно-частного партнерства (далее - ГЧП). Основными достоинствами подобного партнерства является, с одной стороны, привлечение дополнительных финансовых средств и других ресурсов, повышение гибкости и эффективности управления, а с другой, снижение суммарных рисков, приобретение дополнительных гарантий. Мировая практика показывает, что наиболее активно ГЧП развиваются в отраслях социальной инфраструктуры, в том числе в системе образования.

До настоящего времени в России ГЧП в области образования не получило широкого распространения, несмотря на то что сформировано достаточно четкое представление об организационных условиях его развития. Так, обоснована необходимость систематической работы институтов общественного взаимодействия в форме экспертных советов, общественных комитетов, координирующих действия государственных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений (далее - ОУ), юридических и физических лиц - представителей частного сектора экономики по построению ГЧП, а также выполняющих функции общественного контроля, но такая работа отсутствует [6].

В условиях недостаточного бюджетного финансирования ОУ, снижения количества учащихся в системе образования, обусловленного сложной демографической ситуацией, возможности ГЧП становятся особенно привлекательными для обеспечения дополнительного финансирования учреждений высшего профессионального образования (далее - ВПО).

На современном этапе практика ГЧП в российской образовательной сфере сводится к партнерству по строительству, реконструкции, модернизации, обслуживанию капитальных объектов образовательных учре-

ждений. Более того, практика применения форм ГЧП в образовании встречается крайне редко.

С приходом рыночной экономики общество столкнулось с рядом проблем в кадровой сфере. Наиболее острые проблемы: перенасыщенность рынка кадрами одних специальностей и острый дефицит других, иммиграция высококвалифицированных кадров, снижение качества предоставляемых образовательных услуг, отсутствие связи учреждений ВПО с реальными процессами на рынке труда, трудоустроенность выпускников ВПО не по полученной в учебном заведении специальности [4].

Накопленный пласт проблем довольно обширен и требует разрешения инновационными методами. Дополнительным механизмом для решения этих проблем могут выступить инновационные формы ГЧП. Очевидно, что нельзя назвать совершенствование имущественного комплекса образовательного учреждения инновационной формой ГЧП. Речь идет о создании системы партнерских связей между вузом и частным бизнесом. Причем партнерами могут и должны выступать не только профильные работодатели, но и общественные организации, органы государственной власти, местного самоуправления и надзорные органы, средства массовой информации, уполномоченные, государственные и региональные предприятия и учреждения.

Анализ применения ГЧП позволил автору составить схему взаимодействия государства, бизнеса, вузов и общества в рамках реализации ГЧП-проектов в сфере ВПО (рис. 1).

Анализируя практику ГЧП в системе ВПО можно отметить, что на сегодняшний день взаимодействие высших учебных заведений и частных партнеров может реализовываться в следующих областях ГЧП [3]:

1) управление содержанием образования:

а) совместные образовательные структуры;

б) реализация образовательных проектов по заказу бизнеса;

в) целевая подготовка кадров;

г) образовательные кластеры в сфере профессионального образования;

д) практика и стажировки для преподавателей и студентов.

Развитие и самореализация личности

^^Обществ!

Ж" -Ж

Спрос на образовательные услуги

Приоритеты образовательной политики, стимулирование раз-

вития науки

ГосударстЕ

Ресурсы (в т.ч. человеческие)

ВУЗ

Рис. 1. Взаимодействие государства, бизнеса, вузов и общества в сфере ВПО

2) управление имущественным комплексом и инновационной деятельностью:

а) инвестиционные проекты по строительству;

б) реконструкция и модернизация объектов основных средств;

в) аутсорсинг неосновных видов деятельности и персонала.

3) экономическая поддержка образовательных учреждений:

а) финансовая поддержка профессорско-преподавательского коллектива;

б) стипендиальная и грантовая поддержка студенчества;

в) модернизация образовательной инфраструктуры;

г) эндаумент-фонды;

д) образовательные кредиты.

4) научно-исследовательская и научно-практическая деятельность:

а) организация научных лабораторий и центров;

б) осуществление совместных научно-исследовательских проектов;

в) реализация совместных научно-практических конференций и выставок;

г) создание технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров и др. объектов инновационной инфраструктуры вуза.

Для эффективной работы подобного сотрудничества необходимо осознание вузом того, что именно работодатель и общество являются главными потребителями образовательных услуг. Если вуз будет функционировать в обстановке абстракции от внешней среды, очевидно, что такое ОУ обречено на неэффективность работы. В этой связи предлагается следующая модель организации данного процесса [5]:

1. Заключение между вузом и частным бизнесом договора о государственно-частном партнерстве.

2. Частный партнер:

- участвует в программе целевой подготовки кадров;

- участвует в процессе отбора абитуриентов на обучение;

- формирует требования к профессиональным компетенциям будущих специалистов;

- разрабатывает и согласовывает с вузом карту контроля знаний студентов;

- обеспечивает определенный уровень социальной поддержки студентов;

- обеспечивает студентов местом прохождения практики;

- содействует в трудоустройстве дипломированных специалистов;

- оказывает вузу иную методическую, правовую, идейную и финансовую помощь.

3. Вуз:

- согласовывает с частным партнером программу стратегического развития;

- согласовывает с партнером проекты решений по принципиально важным вопросам хозяйственной и образовательной деятельности;

- согласовывает с частным партнером программу подготовки кадров;

- обеспечивает прием абитуриентов на программы подготовки;

- адаптирует образовательную программу в соответствии со спецификой деятельности;

- оказывает научную и методическую помощь частному партнеру. Такая форма организации работы является взаимовыгодной как для

образовательного учреждения, так и для частного бизнеса. С одной стороны, работодатель обеспечивает себя высококвалифицированными кадрами, имеет возможность знакомиться с образовательными программами и получает доступ к контролю общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

С другой стороны, вуз увеличивает контингент студентов, становится более практико-ориентированным, обеспечивает повышение собственного авторитета в глазах абитуриентов и работодателей, создает систему целевой подготовки кадров и распределения специалистов.

Каждый из партнеров ГЧП может быть заинтересован в развитии форм и механизмов ГЧП, т.к. реализация данных проектов служит достижению следующих целей и функций (рис. 2) [2].

Среди результатов, ожидаемых от взаимодействия вузов, бизнеса и государства, для регионального развития стоит назвать: повышение доли внебюджетной составляющей во внутренних расходах на исследования и разработки; улучшение качества и объема исследований; повышение степени коммерциализации в сфере исследований и разработок; подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих запросам региональной экономики. Все это, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для развития экономики уже на национальном и мировом уровнях.

Однако существует ряд проблем в развитии ГЧП в России, к которым относятся [1]:

- отсутствие у бизнес-структур достаточных стимулов инвестировать в новые предприятия, особенно в кризисных условиях;

Использование человеческого капитала в интересах инновационного развития

региона

X >

-8-

_1_

1. Построение инновационного сектора региональной экономики для модернизации экономики

2, Повышение инвестиционной привлекательности региона

3, Повышение уровня и качества жизни населения

4. Обеспечение стабильных доходов регионального бюджета

1. Повышение эффективности бизнеса 2 Запуск инвестиционных проектов

3. Получение конкурентных преимуществ (вт.ч. и за счет качества используемого человеческого капитала)

4. Стабильное обеспечение предприятий кадрами

5. Повышение имиджа предприятия

1. Занятие позиции значимого «генератора» человеческого капитала

2. Получение разного рода дивидендов от деятельности по развитию человеческого капитала

3. Достижение технологического лидерства (формирование «ноу-хау» в сфере развития человеческого капитала)

1, Разработка долгосрочных стратегий развития региона, других субъектов ГЧП, принимает законы,применяет налоговое регулирование, мотивирует их к совместной деятельности по формированию и развитию человеческого капитала и т.п.

2. Софинансирование совместных проектов субъектов

1. Участие в учебно-научной деятельности ВУЗа

2. Участие в разработке учебных планов, основных образовательных программ курсов

3. Содействие выполнению НИР и проектов, направленных на решение проблем конкретного бизнеса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Согласование учебных планов, основных образовательных программ и рабочих программ курсов

2. Обеспечение качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями инновационного развития отрасли и региона

3. Выполнение НИР и проектов, направленных на решение проблем конкретного бизнеса

Рис. 2. Заинтересованность каждого из участников ГЧП в интересах инновационного развития региона

- отсутствие системы стимулирования инвестиций бизнес структур в учреждения ВПО (государственные и муниципальные гарантии, налоговые льготы, информационная и организационная поддержка ГЧП);

- нехватка опыта коммерческой деятельности результатов интеллектуальной собственности и отсутствие навыков управления дея-

7

тельностью хозяйственных обществ, а также инвестиционными проектами ГЧП;

- высокие издержки реализации механизмов ГЧП, а также проблема возникновения возможных рисков, связанных с реализацией проектов ГЧП для всех участников партнерства;

- низкая информационная прозрачность реализации проектов ГЧП вузами (большинство образовательных учреждений не ведут комплексный учет ГЧП, в том числе, показателей финансово-хозяйственной деятельности);

- недостаточно эффективная система информационного обмена в вузах.

Применение механизмов ГЧП на настоящий момент является одним из главных катализаторов инновационных процессов в стране. От его развития зависит организация инновационной деятельности образовательных учреждений: бизнес-инкубаторов, центров траснсферта технологий, малых инновационных предприятий и др.

Таким образом, существует необходимость повышения эффективности национальной инновационной системы, способствующей развитию интеграционных процессов между всеми участниками ГЧП.

На сегодняшний день для уже сложившихся условий государственного управления сферой образования в РФ наиболее актуальным является создание определенных стимулов для развития механизмов ГЧП, что обеспечивается формированием региональных образовательных кластеров и направлено на создание конкурентных преимуществ и перехода сферы ВПО к новому качественному развитию.

Таким образом, кластерный принцип организации региональной экономики позволит решить ряд проблем в управлении сферой высшего образования на региональном уровне, а их решение позволит развивать механизмы ГЧП, повысит уровень инвестиционной привлекательности образовательных учреждений для инвесторов региона, поможет решить

проблемы занятости посредством определения потребности в тех или иных специалистах для нужд экономики региона, совершенствовать структуры ВПО, активизировать инновационную и образовательную деятельность.

Список использованных источников

1. Архипов А.Ю., Шевчук Е.В. Государственно-частное партнерство как институт модернизации сферы образовательных услуг: международный и отечественный опыт. М.: Вузовская книга. 2013. С. 173.

2. Бабич Л.В., Леонидова Г.В. Частно-государственное партнерство в образовании: модель управления человеческим капиталом // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 1 (19) С. 39-50.

3. Моисеева И.В. Повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения через механизм партнерства (на примере Республики Мордовия) // Фундаментальные исследования. 2013. № 6. С. 421-425.

4. Петрова Н.А. Модернизация системы высшего профессионального образования как фактор национальной безопасности // Экономика и социум. 2015. № 3 (16).

5. Сьянов А.В., Степанов А.А. Современные формы государственно-частного партнерства в сфере образования (на примере Кемеровского филиала МЭСИ) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 24-27.

6. Федосенко Е. А. Государственно-частное партнерство в сфере образования: институциональные основания и направления развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 2 (12). С. 11-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.