УДК 330.3
А. О. Манькова
магистрант, Школа экономики и менеджмента, ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»,
г. Владивосток
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация. В статье раскрываются основные аспекты международной практики государственно-частного партнерства. Даются определения термина «государственно-частное партнерство». Приводится опыт в реализации ГЧП-проектов Великобритании и США. В завершении автором выделены проекты ГЧП по отраслям.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, государство, бизнес.
A.O. Mankova, Far Eastern Federal University, Vladivostok
INTERNATIONAL EXPERIENCE IN PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP-PROJECTS
Abstract. The main aspects of international practice public-private partnership are revealed in the paper. The definition of «public-private partnership» is led. The experience of making PPP projects in Great Britain and USA are shown. In detention sectors of PPP-projects are selected by the author.
Keywords: public-private partnership, PPP, government, business.
Вопросы устойчивого функционирования экономики региона и поиск факторов и условий, обеспечивающих достижение высоких показателей его социально-экономического развития, в последнее время обсуждаются все более активно через призму самых разнообразных теорий и подходов [5, с. 68]. Всё чаще в российской практике обсуждаются проекты, предполагающие взаимодействие государства и бизнеса.
Мировая практика насчитывает огромное число реализованных проектов в форме государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), однако на сегодняшний день не существует единого подхода к определению понятийной и институциональной базы такого рода взаимодействия государства и частного сектора. Проекты ГЧП успешно реализуются и работают во многих сферах, в том числе инфраструктурной, производственной, социальной и количество подобных проектов постоянно растет.
Как в отечественной и зарубежной научной литературе и печати, так и в конкретной практике термин ГЧП нередко употребляется для обозначения любых форм взаимоотношений государства и частного капитала (сектора) [7].
Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом английского термина «public-private partnership» (PPP) и давно применяется в зарубежных государствах: Франции, Великобритании, США, Канаде, Австрии, Бельгии, Дании, Австралии, Израиле, Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Греции, Южной Корее, Сингапуре, Чехии [11].
Наиболее общее определение дает Дж. Делмон: «ГЧП - это соглашение между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций и, что еще более
важно, как средства повышения эффективности бюджетного финансирования [8, с. 113].
В российском законодательстве приводится следующее определение: государственно-частное партнерство или муниципально-частное партнерство - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [1].
Проекты в форме государственно-частного партнерства реализовывались и в России, однако не были распространены. В настоящее время, в целях эффективного развития регионов, правительство берет на вооружение передовой международный опыт, предлагая бизнесу взаимовыгодное сотрудничество. Действительно, огромная территория России не позволяет равномерно развиваться всем регионам, вместе с тем, ни государство, ни частный сектор без эффективного взаимодействия не в силах обеспечить население должной инфраструктурой и удовлетворить растущие потребности. Теперь же предстоит большая работа по формированию методологической и институциональной базы такого взаимодействия государства и бизнеса, при этом важно учесть не только национальные особенности, но и опыт передовых зарубежных стран.
Обращаясь к мировому опыту реализации проектов ГЧП, стоит отметить международные организации - ООН, ЕБРР, Международная финансовая корпорация, в компетенции которых также входит исследование и развитие государственно-частного партнерства. Проекты ГЧП имеют долгую историю и, конечно, в зависимости от того, где данные проекты реализовывались, в каждом регионе сложились свои особенности.
Признанным лидером эффективного использования ГЧП в различных секторах экономики является Великобритания, опыт которой насчитывает сотни проектов [2, с. 82]. Первые шаги были сделаны в 80-х гг. XX века, инициатива в их реализации исходила от государства в целях увеличения влияния бизнеса на экономику. В 1992 г. в стране начала реализовываться целевая программа «Частная финансовая инициатива» (Private Finance Initiative (PFI)). Основная идея этой инициативы - привлечение фирм-исполнителей из частного сектора, которые были бы ответственны за полный жизненный цикл проектов на базе стандартизированных контрактов. Поначалу частные инвесторы побаивались участия в PFI, однако постепенно приспособились, и сотрудничество государства и частных компаний начало приносить свои плоды [3, с. 139].
Наиболее специфическими чертами программы PFI являются следующие: PFI-проекты рассматриваются с позиций того, как их реализация будет способствовать повышению качества жизни населения, а не с позиции приобретения государством новых активов; частная сторона берёт на себя долгосрочные обязательства по обслуживанию какого-либо актива или оказанию услуги; правительство, в свою очередь, берёт на себя долгосрочные обязательства по обеспечению спроса на соответствующие продукты или
услуги; существенную часть рисков по проекту берёт на себя частная сторона [4, с. 76]. Кроме того, на данный момент в Великобритании не существует каких-либо ограничений на стоимость отдельного проекта, осуществляемого по схеме PFI. При заключении подобных контрактов министерства и местные власти исходят из реальных объемов своих бюджетов [8, с. 114].
США также занимают лидирующее положение, успешно применяя форму взаимодействия частного и государственного секторов на практике. В целях организации эффективной работы, пропаганды и содействия формированию государственно-частного партнерства на федеральном, государственном и местных уровнях в 2005 году был создан Национальный совет по ГЧП (The National Council for Public-Private Partnerships, NCPPP). Данный институт продвигает механизм ГЧП на всех уровнях власти и в бизнес-среде, создавая предпосылки для развития социально значимых сфер жизни, проводит семинары и тренинги, а также обеспечивает методологическую поддержку при реализации проектов ГЧП международного масштаба. Важно отметить, что федерального закона, регулирующего данную сферу, в США не существует, во многих штатах действуют локальные нормативные правовые акты в конкретной отрасли.
Полезным и применимым для России является опыт развития института государственно-частного партнерства Германии в силу схожего федеративного устройства.
Активно развиваться институт государственно-частного партнерства в Германии начал с 2002 г., после создания так называемых ГЧП-центров практически во всех округах страны, принятия в 2005 г. закона «Об ускорении внедрения ГЧП», который подразумевает повсеместное создание ГЧП на территории Германии, а также открытия консалтинговой компании «Партнерства Германии». ГЧП-центры присутствуют на уровне отдельных федеральных земель, а также на федеральном уровне. Федеральный центр совместно с оперативными группами реализует проектную, координационную, консультационную, а также научно-методическую деятельность [9, с. 34].
В рамках реализации проекта в форме ГЧП объект, как правило, остается у государства, а частный сектор обеспечивает его пригодное состояние на определенный срок (около 30 лет).
Важно отметить, что страны с разным уровнем социально-экономического развития реализуют проекты ГЧП в разных отраслях. Так, по сравнению с общей картиной в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония), проекты транспортной инфраструктуры стоят далеко не на 1-м месте. На 1-м месте в списке проектов, реализуемых в этих странах, стоит здравоохранение (184 проекта, или 29,9% от их общего количества), на 2-м месте - образование (138 проектов - 22,4%), на 3-м - автодороги (92 проекта - 15,0%) [6, с. 14].
Анализируя отраслевую специфику более детально, можно сделать вывод, что у каждой страны есть приоритетная отрасль по реализации ГЧП: в США - автодороги, в Великобритании - образование и здравоохранение, в Германии - образование, в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение.
Таким образом, можно сделать вывод, что в тех странах, которые характеризу-
ются наличием рыночной экономики, высоким уровнем производительности труда и ВВП на душу населения, где государство гарантирует социальную защиту населения, где велика средняя продолжительность жизни и наблюдается высокое качество медицинского обслуживания и образования, ГЧП применяется чаще всего в отраслях здравоохранения и образования, что продиктовано социальной направленностью внутренней политикой государства.
В других развитых странах (Австрия, Бельгия, Дания, Австралия, Израиль, Ирландия, Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Южная Корея, Сингапур) на 1-м месте по числу использования ГЧП-проектов находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог, а за ней уже следуют с весьма значительным отрывом здравоохранение, образование и средства размещения.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что существует корреляция между уровнем развития страны и отраслью, которая выбирается для привлечения в нее инвестиций с помощью ГЧП. В связи с высоким уровнем социально-экономического развития стран «Большой семерки» и других развитых стран приоритетность отраслей здравоохранения и образования обусловлена также политикой этих государств и их социально-экономическим развитием. Напротив, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой названные отрасли (за исключением автодорог) не являются приоритетными. В связи с более низким уровнем их экономического развития на 1-е место по приоритетности привлечения инвестиций с помощью ГЧП выходит транспортная инфраструктура, а именно: строительство и реконструкция автодорог, портов, железных дорог и др. [6, с. 15].
Таким образом, отличительной чертой всех проектов ГЧП является решение наиболее острых социально значимых проблем, направленность на конкретную сферу, что в условиях рыночной экономики и растущих потребностей населения особенно важно. Проекты направлены на решение жилищно-коммунальных проблем, вопросов образования, здравоохранения, энергоэффективности и градостроительства. При этом, каждая страна или регион выбирают сферу в зависимости от социально-экономического положения.
В России опыт взаимодействия государства и частного сектора реализовывался не очень удачно, как например особые экономические зоны, свободные экономические зоны, зоны территориального развития, однако сейчас запущен ряд проектов в формате государственно-частного партнерства, известным из которых являются территории опережающего развития. Кроме того, в Приморье существует инвестиционное агентство Приморского края, где приведены успешные практики проектов государственно-частного партнерства. На сегодняшний день одним из таких проектов можно назвать игорную зону Приморье. ГЧП-проекты в России находятся на стадии становления, в связи с чем наблюдается непроработанность понятийного аппарата, а также методологической и законодательной базы.
В России роль государственного фактора при реализации ГЧП-проектов проявляется сильней, чем на Западе, в силу особенностей исторического развития и сложив-
шегося менталитета населения. Государство в России и сегодня является одной из ведущих социально-политических сил, поэтому от выбранного вектора государственного развития в России зависит в целом и весь тренд инновационного развития страны, в том числе и стратегий по модернизации экономики отдельных регионов [7, с. 62].
Форма взаимодействия государства и частного сектора действительно может помочь регионам России. Сегодня перед Дальним Востоком поставлена задача - приступить к осуществлению новой стратегии социально-экономического развития, в первую очередь, за счет эффективной инвестиционной и инновационной деятельности. Обращаясь к современным реалиям, инновационная деятельность невозможна без развитой инфраструктуры, именно поэтому актуальными являются в первую очередь именно инфраструктурные проекты.
Список литературы:
1. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 13.07.2015 № 224-ФЗ (Принят ГД 01.07.2015) [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2016).
2. Дружинин Н.Л. Проблема развития системы государственно-частного партнерства в России (использование международного опыта) // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015. - № 2. - С. 81-84.
3. Лихачев Н.А. Зарубежный опыт частно-государственного партнерства и проблемы его адаптации в РФ // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. -№ 5-6. - С. 138-145.
4. Мерзлов И.Ю. Международный опыт развития государственно-частного партнерства в экономически развитых странах: институциональный аспект // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 3. - С. 75-81.
5. Мингалёва Ж.А., Гершанок Г.А. Устойчивое развитие региона: инновации, экономическая безопасность, конкурентоспособность // Экономика региона. - 2012. -№ 3. - С. 68-77.
6. Пьянкова К.В., Косвинцев Н.Н. Государственно-частное партнерство: преимущества и недостатки для государства и бизнеса // Вестник Пермского университета. - 2012. - № 4. - С. 12-19.
7. Рагулина Ю.В, Петрова Ю.И., Плахотников А.А., Елесина М.В. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. - М.: Научная библиотека, 2014.
8. Радионова О.В. Англосаксонская модель государственно-частного партнерства // Известия ИГЭА. - 2012. - № 4. - С. 113-116.
9. Сухих В.А., Руденко М.Н., Оборина Е.Д. Государственно-частное партнерство: опыт России и Германии // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. -2013. - № 3. - С. 32-35.
10. Дальневосточный федеральный университет: сайт. - Режим доступа: http://www.dvfu.ru (дата обращения: 03.09.2016).
11. Инвестиционное агентство Приморского края: сайт. - Режим доступа: http://invest.primorsky.ru (дата обращения: 03.09.2016).
12. Центр развития государственно-частного партнерства: сайт. - Режим доступа: http://pppcenter.ru (дата обращения: 03.09.2016).