Научная статья на тему 'Роль государства в технологическом развитии экономики Украины'

Роль государства в технологическом развитии экономики Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верескун Михаил Викторович, Слободянюк Наталья Александровна

Рассматриваются основные международные модели государственного регулирования инновационной деятельности, а также анализируются факторы, замедляющие развитие инновационных процессов в Украине. По результатам анализа разработаны предложения о направлениях дальнейшего развития украинской инновационной модели экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верескун Михаил Викторович, Слободянюк Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic international types of regulate innovation activity by state are considered, and also analysed factors which are slowing the development of innovation processes in Ukraine. On results the analysis the suggestions about directions of further development of the Ukrainian innovation model economy are developed.

Текст научной работы на тему «Роль государства в технологическом развитии экономики Украины»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ

2007р. Вип. №17

УДК 330.342.23 (477)

Верескун М. В.1, Слободянюк Н. А.2

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

УКРАИНЫ

Рассмотрен вопрос определения роли государства в технологическом развитии экономики страны в зависимости от выбора модели государственного регулирования инновационной деятельности. Проанализирован опыт зарубежных стран в области государственной поддержки инновационных процессов.

Разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором прогресса. Конкурентоспособность предприятия определяется не только объемами произведенной валовой продукции за отчетный период, но и наличием инновационной составляющей в производстве. Жесткие рыночные условия хозяйствования постоянно требуют от собственников предприятия новых методов управления, модернизации производства с целью улучшения качества выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости. Внедрение новых технологий позволяет не только повысить рентабельность производства, но и является показателем деловой репутации фирмы, определяет её роль и место в национальной экономической системе. Технологическое развитие экономики страны не возможно без вмешательства государства, которое путем использования прямых и непрямых методов стимулирования инновационных процессов формирует инновационную модель экономики. Данный вопрос является особенно актуальным для Украины, которая приняла инновационную модель развития, соответствующую кардинальным изменениям в мировой экономике. Украина относится к группе стран с очень низким уровнем высокотехнологической продукции в экспорте, несмотря на то, что обладает высоким научно-техническим, кадровым и интеллектуальным потенциалом. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления государственного влияния на развитие инновационной деятельности с целью ускорения процесса формирования инновационной модели развития экономики Украины.

Проблема эффективного регулирования и поддержки инновационного процесса развития экономики изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. Серьёзные исследования в этой области проводит в Украине целый ряд учёных. В их работах [1;2;3;4;5] рассмотрены сущность инновационного процесса и пути его ускорения в Украине; основные подходы к улучшению экономического эффекта исследований и разработок, финансируемых бюджетом; модель формирования национальной инновационной системы Украины; вопросы технологического развития экономики развитых и развивающихся стран; предложена модель «догоняющего роста». Исходя из того, что инновационный процесс на современном этапе развития экономики Украины является перспективным и призван обеспечивать высокие показатели общего экономического роста страны, возникает необходимость изучения роли государства в активизации инновационной деятельности.

Целью данной статьи является изучение сущности и возможности адаптации к украинским условиям зарубежного опыта государственной поддержки инновационных процессов.

Международная практика насчитывает две основные модели государственного регулирования инновационной деятельности (табл. 1). Обе модели государственной политики в инновационной сфере включают методы прямого и непрямого стимулирования инновационного процесса. Так англо-американская модель предполагает непрямые методы стимулирования инновационной деятельности, в то время как для франко-японской модели характерным является использование прямых методов стимулирования инновационного процесса (рис. 1).

1 ПГТУ, канд. экон. наук

2 ПГТУ, аспирант

Таблица 1 - Основные модели государственного регулирования инновационной деятельности

Название модели Роль государства в стимулировании инновационной политики

Англоамериканская Полная автономия предпринимательства в инновационной сфере. Государство основные усилия направляет на поддержку развития рыночной среды с целью ускорения инновационного процесса. Компании, занимающиеся инновационной деятельностью, получают налоговые преференции.

Франко-японская Значительное влияние государства на развитие инновационного процесса, в том числе и нерыночными методами, путем дотаций и субсидий. Правительство определяет приоритетные направления инновационно-технологического развития, которым и предоставляется существенная государственная поддержка.

Подготовлено по материалам [6]

Рис. 1 - Основные методы стимулирования инновационного процесса, используемые в международной практике развитых стран

Важным является то, что указанные выше модели в чистом виде не встречаются ни в одной стране мира. Правительства всех развитых стран применяют методы как прямого, так и непрямого стимулирования инновационного процесса. Например, США, которые избрали рыночный курс регулирования инновационного процесса, тем не менее, осуществляет прямое влияние на научные разработки в сфере военных технологий. Таким образом, правительство США субсидирует инновационную деятельность в военном секторе, поддерживает инновационное развитие экономики страны в целом, но, не субсидируя при этом прямо инновационный процесс в гражданском промышленном секторе.

Что касается Украины в вопросе выбора модели государственной политики в инновационной сфере, то, по мнению О.В. Михайловской [6], украинская инновационная политика, которая все еще пребывает на стадии формирования, больше тяготит к англо-американской модели, так как государство больше отдает предпочтение рыночным механизмам стимулирования инновационной деятельности, чем прямой поддержке инновационного процесса. Но одних ры-

ночных механизмов на современном этапе не достаточно для интенсификации инновационного процесса в Украине. Поэтому, на наш взгляд, на этапе формирования и развития инновационного процесса в Украине, целесообразно избрать франко-японскую модель государственной поддержки инновационной деятельности. То есть инновационная инфраструктура должна координироваться исключительно государством, а не рыночным механизмом, при этом преимущественно использование прямых методов стимулирования.

С целью стимулирования инновационной деятельности национальной экономики можно использовать положительный опыт развитых зарубежных стран.

В современных развитых странах для реализации целей государственной промышленной политики при осуществлении взаимодействий государства, науки и промышленности применяются три основных инструмента (табл. 2).

Таблица 2 - Основные инструменты государственной промышленной политики, используемые в развитых странах

Инструмент государственной промышленной политики Характеристика

Государственный контракт Применяется, если приобретение государством результатов НИР и НИОКР приносит непосредственную пользу государству; при этом не исключается передача приобретенного продукта третьей стороне. Заключение контракта является результатом конкурса.

Грант Легализует поддержку или стимулирование государством научных исследований и разработок -финансами, собственностью, услугами. Используется для поддержки исследований и разработок государством, если результаты работ неопределенны или не могут принести непосредственную пользу или выгоду в ближайшем будущем.

Кооперативное соглашение Вводится в качестве инструмента сотрудничества и поддержки, не требующего заранее заданного и сиюминутного результата. Служит важным инструментом организации кооперативных процессов между хозяйственным и государственным секторами, определения форм совместного инвестирования и раздела полученного результата.

* Подготовлено по материалам [2]

Результаты анализа применения вышеперечисленных инструментов государственной промышленной политики для стимулирования и интенсификации инновационного процесса на современном этапе технологического развития экономики Украины представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Особенности применения инструментов государственной промышленной политики в современных условиях инновационного развития экономики Украины

Инструмент государственной промышленной политики Применение данного вида инструмента в инновационной деятельности (Да/Нет) Тенденции Контроль со стороны государства

Государственный контракт Да Сокращение Да

Грант Да Увеличение Нет

Кооперативное соглашение Нет — —

Результат исследований (данные табл. 2 и 3) свидетельствует о том, что резкое сокращение государственного заказа в Украине обусловило ухудшение качественных характеристик научных кадров, переход квалифицированных и сравнительно молодых специалистов в сферу бизнеса, эмиграцию ученых и инженеров в развитые страны. Следовательно, приобретает акту-

альность задача сохранения научных кадров, что должно быть государственным приоритетом. В международной практике развитых стран для стимулирования инновационной деятельности используется кооперативное соглашение как инструмент определения форм совместного инвестирования. В современных условиях технологического развития экономики Украины кооперативное соглашение не используется. Кроме того, о кооперативном соглашении при проведении научно- исследовательских работ отсутствуют упоминания в украинском законодательстве.

Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности в развитых странах используются средства государственной и бюджетной политик: включение расходов на исследовательские работы частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по нормам ускоренной амортизации; применение адресных налоговых льгот по наращиванию объемов научных исследований; льготное кредитование и участие на паях в финансировании крупных инновационных проектов, развитие венчурного бизнеса. Этот зарубежный опыт может быть использован в Украине в совокупности с действиями центральных и местных государственных органов в отраслях антимонопольного регулирования, таможенной политики, охраны прав интеллектуальной собственности.

Украина имеет все предпосылки для создания и утверждения инновационной модели развития экономики: выгодное географическое положение в центре Европы, наличие уникальных природных ресурсов; развитая сеть вузов и государственных научных организаций; наличие научных достижений в ряде сфер деятельности, принадлежащих к приоритетным высокотехнологичным и определяющих мировой уровень развития; высокий уровень квалификации работников обрабатывающей промышленности. Тем не менее, существует ряд факторов, тормозящих инновационную деятельность (рис. 2).

Рис. 2 - Основные факторы, дестимулирующие инновационное развитие экономики Украины

Создание национальной модели инновационного развития экономики осложняется рядом проблем, решение которых и возлагается на государство, тем самым, определяя его главную роль в технологическом развитии экономики Украины. Основные проблемы и пути их решения приведены ниже:

на мировом рынке практически отсутствуют программные продукты украинских программистов. В Украине нет высококвалифицированных маркетинг-менеджеров, которые были бы способны вывести высококачественный программный продукт на мировой рынок;

несовершенной остается система законодательного обеспечения защиты интеллектуальной собственности. В отличие от стран ЕС, где большинство ученых и инженеров, занятых исследованиями и разработками, трудятся в промышленности, в Украине такие специалисты сосредоточены преимущественно в научно-исследовательских организациях. Такое распределение ученых высокой квалификации не способствует качественному и эффективному использованию нововведений в производстве. В структуре инноваций развитых стран мира около 60 % совершили прорыв в высокотехнологичных сферах экономики, так называемые радикальные

инновации. В Украине доминируют отрасли низших технологических укладов, куда направляется около 70 % бюджетных средств;

в важной государственной сфере отсутствует четкая и эффективная вертикаль управления, информационного обеспечения и мониторинга по цепи: «Верховная Рада — Кабинет Министров Украины (Департамент интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины) — Облгосадминистрации — Областной координирующий и консультативно-методический центр — Предприятия и организации — Изобретатели». Пока что следует отметить успехи по формированию законодательной базы только по первым двум звеньям цепи. К сожалению, в законодательном поле по интеллектуальной собственности отсутствуют фундаментальные положения, которые определяют заинтересованность страны в изобретательстве и научных разработках, недостаточно используются эффективные меры стимулирования этой важной сферы. Так Закон Украины «Об инновационной деятельности» определяет основные принципы государственной инновационной политики и виды финансовой поддержки инновационной деятельности (статья 17 и 21 [9]);

без внимания остается инновационная сфера малого предпринимательства в украинской экономике. В Украине среди всех стран СНГ наименьшее количество малых предприятий на 1 тыс. населения. В сфере инновационной деятельности принимают участие лишь 4 % от общего количества малых предприятий Украины. Так количество малых предприятий в Донецкой области составляет более чем 26 тысяч субъектов и только около 600 предприятий — в сфере науки и техники. Подобная ситуация характерна не только для Донецкого региона, но и для всей экономики страны в целом. Следовательно, актуальным для государства является вопрос о содействии развитию малых и средних инновационных предприятий.

Решение рассмотренного круга проблем должно способствовать построению в Украине современной инновационной системы, в рамках которой государство формирует и осуществляет свою политику с целью достижения и поддержания высокого уровня конкурентоспособности и эффективности экономики страны. Украина нуждается в масштабной стратегии технологического прорыва и программе ее реализации. Первоочередными мероприятиями могут стать: разработка и реализация концепций и программ технологического развития регионов, отраслей, предприятий; экономико-статистические исследования, анализ технологий и технологического развития объектов; факторный анализ воздействия технологий на эффективность производства и управления объектами; комплексное информационно-техническое обеспечение потребностей пользователей; маркетинговые исследования технологий; участие в международном сотрудничестве по технологическому развитию.

Для достижения экономического эффекта от исследований и разработок, финансируемых бюджетом, целесообразным представляется проведение следующих мероприятий (рис. 3).

Рис. 3 - Основные компоненты подходов, улучшающие экономический эффект исследование и разработок, финансируемых бюджетом

Выводы

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что выбор модели государственного регулирования инновационной деятельности определяет роль государства в инновационном процессе. Проведенные исследования свидетельствуют, что для ускорения процесса утверждения в Украине инновационной модели развития экономики необходимо усиление государственного влияния на развитие инновационной деятельности. Поэтому в Украине предлагается использовать как базовую, франко-японскую модель поддержки инновационной деятельности с предпочтительным использованием прямых методов регулирования. Её адаптация к украинским условиям, учёт местных особенностей и современного этапа развития инновационной деятельности позволят стимулировать инновационный процесс в Украине, значительно повысив его эффективность.

Перечень ссылок

ХЛнтонюк JI.JI. 1нновацп: Tcopin. мехашзм розробки та комерщал1зацп / Л.Л. Антонюк, A.M. Поручник, B.C. Савчук. - К.: КНЕУ, 2003. - с.

2. Бекетов Н. Государственная политика инноваций / Н. Бекетов // Экономист. - 2004. -№ 9.- С. 64-70

3. Шарко М. Модель формирования национальной инновационной системы Украины / М. Шарко // Экономика Украины. - 2005. - № 8. - С. 25-30.

4. Федулова Л. Технологическое развитие экономики / Л. Федулова // Экономика Украины. - 2006.-№ 5. - С. 4-10.

5. Бойко И. Перспективы инновационного развития восточно-европейских стран / И. Бойко // Экономист. - 2005. - № 2. - С. 78-82.

6. Михайловсъка О.В. Cbítobhíí досвщ державно! шдтримки шновацшних процсав / О.В. Михайловська // Актуальш проблеми ckohomíkh. - 2005. - № 11(53) . - С. 101-109.

7. Петрина М. Базовые условия создания инновационной модели развития экономики Украины / М. Петрина // Экономика Украины. - 2006. - № 8. - С. 35-40.

8. Киклевич Ю.М. 1нтелектуальна власшсть. Законодавство. Нормативы! документа. 1н-формащя: поабник для малого шдприемництва / Ю.М. Киклевич, С.С. Цесаренко. - Донецьк: МПП"В1К", 2005.-281 с.

9. Про шновацшну д1яльшсть: Закон Украши вщ 04.07.2002, № 40-IV // 31брання законо-давства Украши. Сер 3. - 2002. - № 8. - Ст. 159.

Статья поступила 26.03.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.