Научная статья на тему 'Современные Проблемы реализации финансовых инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в Украине'

Современные Проблемы реализации финансовых инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL INSTRUMENTS / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LOGISTICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матросов Александр Дмитриевич, Матросова Виктория Александровна, Доуртмес Филипп Александрович

В статье рассматриваются современные методы государственного регулирования инновационной деятельности, системные проблемы развития инновационного потенциала Украины. Исследованы вопросы недостаточности государственного финансирования инновационной деятельности, проанализированы основные бюджетные показатели Украины за 2012-15 годы. Сгруппированы основные действующие инструменты государственного регулирования инновационной деятельности. Предложены первоочередные задачи государственного влияния на сложившуюся кризисную ситуацию в области развития инновационной деятельности в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матросов Александр Дмитриевич, Матросова Виктория Александровна, Доуртмес Филипп Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF REALIZATION OF FINANCIAL INSTRUMENTS OF GOVERNMENT CONTROL OF INNOVATIVE ACTIVITY IN UKRAINE

The modern methods of government control of innovative activity, system problems of development of innovative potential of Ukraine are examined in the article. The questions of insufficiency of the state financing of innovative activity are investigated, the basic budgetary indexes of Ukraine are analysed for 2012-15 years. The basic operating instruments of government control of innovative activity are grouped. The primary concerns of state influence are offered on the folded crisis situation in area of development of innovative activity in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Современные Проблемы реализации финансовых инструментов государственного регулирования инновационной деятельности в Украине»

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №3

УДК 35.078.5:330.341.1

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УКРАИНЕ

А. Д. Матросов, В. А. Матросова, Ф.А. Доуртмес

MODERN PROBLEMS OF REALIZATION OF FINANCIAL INSTRUMENTS OF GOVERNMENT CONTROL OF INNOVATIVE ACTIVITY IN UKRAINE

A.D. Matrosov, V.A. Matrosova, F.A. Dourtmes

Аннотация. В статье рассматриваются современные методы государственного регулирования инновационной деятельности, системные проблемы развития инновационного потенциала Украины. Исследованы вопросы недостаточности государственного финансирования инновационной деятельности, проанализированы основные бюджетные показатели Украины за 2012-15 годы. Сгруппированы основные действующие инструменты государственного регулирования инновационной деятельности. Предложены первоочередные задачи государственного влияния на сложившуюся кризисную ситуацию в области развития инновационной деятельности в Украине.

Ключевые слова: государственная поддержка; финансовые инструменты; инновационная деятельность; бюджетная политика; материально-техническое обеспечение.

Abstract. The modern methods of government control of innovative activity, system problems of development of innovative potential of Ukraine are examined in the article. The questions of insufficiency of the state financing of innovative activity are investigated, the basic budgetary indexes of Ukraine are analysed for 2012-15 years. The basic operating instruments of government control of innovative activity are grouped. The primary concerns of state influence are offered on the folded crisis situation in area of development of innovative activity in Ukraine.

Key words: state support; financial instruments; innovative activity; fiscal policy; logistical support.

Государственная поддержка инновационной деятельности способствует развитию инновационной инфраструктуры, обеспечению информационной поддержки, созданию кадрового потенциала необходимого уровня подготовки, стимулированию инновационного развития страны в контексте интеграционных процессов с целью защиты интересов и прав отечественных производителей на международных рынках. Государственное регулирование направлено на развитие инновационной деятельности как основной рычаг создания конкурентоспособной экономики, нацеленной на расширение экспорта и укрепление международных связей. Такая политика, в свою очередь, даст толчок развитию рыночных отношений; новым принципам ценообразования, способствующих развитию спроса и предложения; повышению качества кадрового состава и обеспечению занятости; обновлению материально-технической базы производства; что в целом приведет к развитию общего социально-экономического потенциала страны.

Инновационная политика в рамках общей стратегии развития страны предусматривает определенную концентрацию финансовых ресурсов и эффективное их перераспределение. Важное место в данной программе занимает формирование системы финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности и поддержки бизнеса. Данным проблемам посвятили свои работы многие зарубежные, российские и

Введение

http://vestnik-nauki.ru/

2015, Т 1, №3

украинские ученые: Архангельский В., Балацкий Е., Валерстайн И., Губанов С.С., Корнай Я., Любимцев Ю.И., Тойнби А.Дж., Томас В., Тоффлин Э., Фостер Р., Абалкин Л.И., Анчишкин

A.И., Богомолов О.Т., Глазьев С.Ю., Гохберг Л.М., Иноземцев В.Л., Капица С.П., Львов Д.С., Макаров В.Л., Румянцева Е.Е., Спицын А.Т., Федоренко Н.П., Хромов Г.С., Яковец Ю.В., Макаренко И.П., Федулова Л.И., Андрощук Г.О., Стриха М.В., Шовкалюк

B.С., Борович Т.В., Дутчак Ж.И., Седов А.О., Морозов О.Ф., Глущенко Л.Д. и другие.

Тем не менее проблемы анализа, систематизации и реализации финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности до сих пор остаются слабо разработанными и несовершенными.

Поэтому целью данной статьи является определение финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

— уточнить степень накопившихся системных проблем, которые являются тормозом развития эффективной инновационной деятельности в Украине;

— обосновать недостаточность финансирования инновационной деятельности в Украине, проанализировать основные бюджетные показатели страны за 2013-15 годы;

— уточнить методологическую базу государственного регулирования инновационной деятельности и арсенал финансовых инструментов ее стимулирования;

— определить уровень финансирования науки и проследить динамику некоторых статей расходов государственного бюджета Украины;

— выделить первоочередные задачи государственного регулирования инновационной деятельности в Украине.

Постановка задачи

За последние годы в Украине возникло множество проблем экономического и неэкономического характера, которые явились тормозом развития эффективной экономики и инновационной деятельности. Украинская промышленность имеет целый ряд накопившихся системных проблем: остается технически отсталой, основанной на сырьевой базе низкого качества, институционально неразвитой, неэффективной, ориентированной на низкий уровень потребления и низкими показателями добавленной стоимости. Этот далеко не полный перечень факторов экономического характера, умноженный на значительный удельный вес теневой экономики и коррупционную составляющую в системе перераспределения, способствует сужению финансовой базы развития экономики страны.

Одной из основных проблем сдерживания инновационного развития экономики является монополизация экономической и политической власти в Украине. Доходную часть украинского бюджета на 80 % наполняют несколько сотен крупных предприятий перерабатывающей, инфраструктурной и других ведущих отраслей экономики, которые приватизированы представителями крупного капитала. Олигархическая модель украинской экономики выражена в таких характеристиках [1]:

— основная доля крупных капиталов принадлежит нескольким украинским представителям крупного бизнеса;

— принадлежность нескольким олигархам большинства бюджетообразующих предприятий (включая предприятия, имеющие монопольное положение) в различных отраслях экономики Украины;

— концентрация в руках нескольких человек практически всех основных информационных ресурсов в стране;

— влияние на социально-экономическое развитие Украины путем финансирования основных политических партий в стране;

— коррупционная составляющая распределения и перераспределения Национального дохода и наличие бюрократической системы государства;

— уничтожение здоровой конкуренции, что приводит к низкому уровню развития производительных сил, низкому уровню доходов и жизни населения.

http://vestnik-nauki.ru/

Инновационная деятельность предприятий в период реформирования экономики Украины подвергалась негативному влиянию различных внешних и внутренних факторов. Основные проблемы инновационной деятельности можно группировать по таким признакам (табл. 1).

Таблица 1 - Систематизация проблем инновационной деятельности в Украине

№ п/п Системный признак Проблема инновационной деятельности

1 2 3

Внешние факторы

1 Проблемы макроэкономического характера Системный кризис в государстве, инфляция, высокие нормы налогообложения, разрыв экономических связей, отсутствие государственного финансирования.

2 Проблемы политического характера Нестабильность, несвоевременность и неспособность правительства проводить реформы и принимать соответствующие нормативные акты.

3 Проблемы юридического характера Несовершенство законодательной базы, отсутствие необходимых и действующих правовых и нормативных актов относительно регулирования инновационной деятельности.

4 Проблемы финансового характера Недостаток собственных средств предприятий, сложность привлечения финансовых ресурсов из рыночных источников, жесткие условия кредитования, недостаточная финансовая поддержка со стороны государства.

5 Проблемы организационно-коммуникационного характера Неразвитость рынка технологий; незрелость инновационной инфраструктуры, которая должна предоставлять посреднические, информационные, юридические, экспертные, финансово-кредитные и другие услуги; недостатки нормативно-правовой базы инновационной деятельности; отсутствие условий для налаживания кооперационных связей с другими субъектами инновационного процесса.

6 Проблемы научно-технического характера Несовершенство научно-технической политики государства, недостаточность опыта в вопросах купли-продажи лицензий, неблагоприятный инновационно-инвестиционный климат, отсутствие эффективной системы поощрения научных работников и изобретателей.

7 Проблемы информационного характера Отсутствие или недоступность систематизированной информации о новых технологиях, которые имеют потенциал коммерциализации, а также о состоянии и прогнозных оценках конъюнктуры рынков сбыта инновационной продукции.

http://vestnik-nauki.ru/

Продолжение таблицы 1

1 2 3

8 Проблемы внутрипроизводственного характера Низкий уровень инновационных возможностей предприятия, недостаток квалифицированного технического и управленческого персонала.

9 Проблемы рыночного характера Высокая стоимость нововведений, неопределенность сроков инновационных процессов, высокий экономический риск инновационной деятельности, продолжительные сроки окупаемости нововведений, низкий платежеспособный спрос на отечественную инновационную продукцию.

10 Проблемы институционального характера Отсутствие государственных институтов, обеспечивающих координацию и управление инновационной деятельностью.

11 Проблемы социального характера Низкий уровень жизни, тенденция к снижению численности населения, отток кадров, старение нации, эмиграция специалистов в другие страны.

Внутренние факторы

12 Проблемы основных фондов предприятий Рост удельного веса физически и морально устаревшего оборудования.

13 Проблемы уровня механизации и автоматизации производственных процессов Низкие показатели введения в действие современного оборудования, снижающего трудоемкость продукции и обеспечивающего соответствие ее современным требованиям мирового и отечественного рынка.

14 Проблемы уровня рыночных исследований Недостаточный объем маркетинговых исследований, отсутствие достоверной информации о потребителях и рыночном спросе.

15 Проблемы материального стимулирования Недостаточность материального стимулирования непосредственных участников инновационной деятельности на предприятиях и в учреждениях.

16 Проблемы инновационной культуры Недобросовестная конкуренция, высокий процент случаев прямого нарушения условий инновационных соглашений.

Анализ проблемы

Большинство вышеперечисленных проблем связаны с недостаточностью или полным отсутствием финансирования данных процессов. За годы независимости Украине не удалось стабилизировать финансовую систему страны ввиду отсутствия системного подхода к решению кризисных ситуаций в экономике. Сложную финансовую ситуацию в Украине отражают основные бюджетные показатели за 2012-15 годы (табл. 2):

Таблица 2 - Основные финансовые показатели Украины за 2012-15 годы [1, 2, 3]

№ п/п Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

1 2 3 4 5 6

1 ВВП на душу населения, грн 30928,6 32028,5 36495,9 33139,9

2 ВВП в Украине, млрд. грн. 1500,0 1576,0 1566,7 1751

http://vestnik-nauki.ru/

Продолжение таблицы 2

1 2 3 4 5 6

3 Доходы бюджета, млрд. грн. 374,0 362,8 392,4 475,9

4 Расходы бюджета, млрд. грн. 413,6 412,1 459,9 527,8

5 Дефицит бюджета, млрд. грн. 38,8 50,5 67,5 51,9

6 Госдолг, млрд. грн. 424,0 483,0 716 1176

7 Золотовалютные резервы, млрд. дол. 24,5462 20,4157 7,5333 12,6167

8 Соотношение госдолга к доходам бюджета, % 113 134 183 247

9 Инфляция, % - 0,2 0,5 24,9 38,2

10 Учетная ставка Национального банка Украины 7,5 7 - 6,5 9,50 - 14 19,50 - 30 -27 - 22

В бюджетах последних лет на науку и образование закладывается одна из наименьших структурных единиц на уровне 2-6 % от общих расходов бюджета. Уровень научно-прикладных исследований частично покрывается из Государственного инновационного фонда, цель которого - финансирование и материально-техническая поддержка мероприятий по обеспечению развития и использования достижении науки и техники в Украине. Данный фонд создается за счет части бюджетных средств, выделяемых государством для поддержки научно-технической деятельности, взносов юридических и физических лиц. Тем не менее целый перечень системных проблем в развитии инновационной деятельности и экономики Украины в целом остается неразрешенным, ввиду недостаточного использования имеющихся в арсенале методологической базы финансовых инструментов стимулирования инновационной деятельности. К основным финансовым инструментам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:

1) проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

2) направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

3) выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;

4) создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

5) предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий украинским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

6) снижение налогового давления на субъекты хозяйственной деятельности (предоставление налоговых льгот и каникул) в случае использования ними своих средств для финансирования новых разработок, внедрения инновационных программ и проектов.

Методы исследования

Методология государственного регулирования экономики предусматривает необходимость системный подход к выбору средств и методов влияния государства на субъекты экономических отношений. Системный подход предусматривает интеграцию в целостную систему, во-первых, элементов, которые формируют стратегию социально-экономического развития, во-вторых, элементов, которые образуют подсистему регуляторов. Результативность государственного регулирования возрастает, если эти рычаги применяются

исходя из долгосрочных целей и стратегических задач социально-экономического развития. Стратегические ориентиры и конкретные условия социально-экономического развития, связанные с изменениями конъюнктуры на рынке, обуславливают использование целого арсенала методов государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования экономики - это способы влияния государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования соответственно направлениям государственной экономической политики. Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов). Основные действующие инструменты государственного регулирования инновационной деятельности в Украине можно сгруппировать в блоки (табл. 3).

Таблица 3 - Основные действующие инструменты государственного регулирования инновационной деятельности в Украине_

№ п/п

Инструмент государственного регулирования инновационной деятельности

1

2

1

Бюджетное финансирование научных исследований осуществляется путем базового и программно-целевого финансирования. Базовое финансирование предоставляется для обеспечения:

• фундаментальных научных исследований;

• приоритетные научные исследования, в том числе в интересах национальной безопасности и обороны страны;

• развития инфраструктуры научной и научно-технической деятельности;

• сохранения научных объектов, которые представляют национальное достояние;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• подготовки научных кадров.

Успех инновационного процесса во многом зависит от того, в какой степени его непосредственные участники заинтересованы в быстром и экономически эффективном внедрении результатов НИОКР в производство._

Для поддержки фундаментальных научных исследований в области естественных, технических и гуманитарных наук, которые осуществляются научными учреждениями, высшими учебными заведениями, учеными, создан Государственный фонд фундаментальных исследований. Деятельность этого фонда регулируется Положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины. В государственном бюджете Украины средства для фонда определяются отдельной строкой. Средства государственного фонда фундаментальных исследований формируются за счет:

- бюджетных средств;

- добровольных взносов юридических и физический лиц (в том числе иностранных). Средства фонда фундаментальных исследований распределяются на конкурсной основе. Государственные научные и научно-технические программы являются основным средством реализации приоритетных направлений развития науки и техники путем концентрации научно-технического потенциала страны для решения важнейших естественных, технических и гуманитарных проблем._

Финансирование государственных научных и научно-технических программ,

положение о которых утверждается Кабинетом Министров Украины. Объемы финансирования общегосударственных (национальных) научно-технических программ ежегодно утверждаются Верховным Советом Украины при принятии Закона Украины о Государственном бюджете Украины. Государственный заказ на научно-техническую продукцию ежегодно формируется центральным органом исполнительной власти и утверждается Кабинетом Министров Украины._

2

3

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №3

Продолжение таблицы 3

1

2

Вузовско-промышленные исследовательские центры с участием государства -

одна из эффективных форм государственного управления инновационной и научной деятельностью. Такая форма организации обеспечивает интеграцию, с одной стороны, финансовых ресурсов и материально-технической базы промышленности и квалифицированные кадры вузов - с другой стороны. При этом финансирование начальных расходов вузовско-промышленных центров осуществляется за счет средств государственного бюджета. Предприятиям-участникам возможна передача бесплатных лицензий на использование разработанных изобретений и открытий._

Инструменты государственного регулирования согласно действующего законодательства, так по Закону Украины «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» основными средствами государственного участия в этой деятельности являются:

- национальные государственные и межгосударственные научно-технические программы;

- государственный заказ в научно-технической сфере;

- государственная научно-техническая экспертиза;

- бюджетное финансирование научно-технической деятельности;

- патентно-лицензионная деятельность;

- метрология, стандартизация и сертификация продукции в научно-технической сфере;

- формирование научно-технических кадров;

- создание системы научно-технической информации.

Реализация этих направлений оказывает положительное влияние, как на экономическую стабильность, так и на обеспечение экономического развития на новой технологической и технической основе.

4

5

Результаты исследования

За период существования СССР в Украине была создана мощная промышленная система и необходимая ей научно-прикладная база мирового уровня. Начиная с 1991 года и на протяжении всего периода независимой Украины научная база развития промышленности и инновационной деятельности на являлась приоритетом государственных финансов. Каждое новое правительство независимой Украины провозглашали науку и инновационную деятельность в качестве одной из важнейших стратегических составляющих государственной идеологии социально-экономического развития страны и основ обеспечения ее национальной безопасности, как сферу для создания надежного фундамента экономического роста нашего государства. Однако фактическая государственная научно-техническая политика была прямо противоположна государственной идеологии и выражалась прежде всего в совершенно недостаточном и постоянно снижающемся уровне финансирования науки (табл. 4).

Таблица 4 - Динамика некоторых статей расходов государственного бюджета Украины [4], %

Статья расходов 2012 2013 2014 2015

1 2 3 4 5

Министерство финансов 37,0 38,8 34,17 32,43

Министерство социальной политики 16,9 21,6 22,95 19,12

Министерство образования и 6,6 6,1 7,12 5,81

науки

Министерство обороны 4,0 3,7 3,28 7,14

http://vestnik-nauki.ru/

Продолжение таблицы 4

1 2 3 4 5

Министерство внутренних дел 3,5 3,9 5,15 5,11

Государственное агентство автомобильных дорог 2,3 2,9 2,45 2,63

Высшие органы власти 2,4 2,6 3,98 3,14

Министерство энергетики и угольной 4,6 2,4 3,6 1,9

промышленности

Министерство здравоохранения 1,7 2,4 1,87 1,26

Министерство аграрной политики и 2,1 2,0 2,2 1,8

продовольствия

Министерство регионального 4,7 1,6 0,66 0,23

развития, строительства и ЖКХ

Министерство чрезвычайных 1,6 1,4 1,8 1,7

ситуаций

Министерство юстиции 1,1 1,2 1,4 1,6

Министерство экологии и природных 1,0 1,0 0,42 0,41

ресурсов

Обладминистрации, Совет министров АРК, Севастопольская 0,6 0,7 - -

горгосадминистрация

Прочие расходы 9,9 7,7 8,95 15,72

Всего 100 100 100 100

В Законе Украины "О научной и научно-технической деятельности" четко прописано, что объем финансирования науки должен быть на уровне не менее 1,7% ВВП. На сегодня украинская наука финансируется государством на уровне менее 0,3 %, а с учетом внебюджетного финансирования - 0,73 %.

Украинская экономика в прямом смысле слова работает "на износ", проедая то, что было создано трудом предыдущих поколений, и продолжает деградировать, скатываться на уровень экономики стран "третьего мира", т.е. фактически сегодняшних сырьевых колоний. Ведущие страны расстаются с индустриальной экономикой, основанной на эксплуатации своих природных ресурсов, переходят на технологии 5-6-го укладов, а Украина пытается строить свое благополучие на металлургии и химии - технологиях 2-3-го укладов, которые были свойственны передовым странам в середине 20-го века. Мировой рынок наукоемкой продукции растет в 2-2,5 раза быстрее по сравнению с мировой экономикой и торговлей. Так, например, мировой экспорт информационно-коммуникационного и офисного оборудования составляет более 750 млрд. долларов в год, что превышает суммарные объемы экспорта нефти всех нефтедобывающих стран. При отсутствии продуманных государственных шагов украинской науке (и в первую очередь ее естественной и технической сфере) уже в недалеком будущем грозит катастрофа. Предотвратить эту угрозу государство может в первую очередь существенным увеличением в ближайшее время финансирования науки до установленных Законом 1,7 % ВВП, а в дальнейшем - до уровня европейского стандарта, который, согласно Лиссабонской стратегии, составляет не менее 3 % ВВП [4].

Заключение

Пути выхода из сложившихся проблем в области развития инновационной деятельности и ее научной базы следует искать в переосмыслении места Украины в мировом сообществе с точки зрения концепции международного разделения труда, создания государственной инновационной политики на основе реальных возможностей, целевого

назначения и полноценного использования богатого кадрового и интеллектуального потенциала Украины (табл. 5).

Таблица 5 - Первоочередные задачи государственного регулирования инновационной деятельности в Украине_

№ п/п

Задача государственного регулирования

1

2

1

Обеспечить финансирование научной и научно-технической деятельности в размере 1,7 % ВВП Украины, как это установлено действующим законодательством, а к 2020 году необходимо обеспечить финансирование науки в соответствии с Болонской конвенцией на уровне не меньше 3 % ВВП._

Обеспечить повышение роли Государственного фонда фундаментальных исследований как инструмента государственной финансовой поддержки проведения системных фундаментальных научных исследований, существенного увеличения объемов финансирования его деятельности, в том числе за счет внебюджетных источников финансирования. Следует предусматривать ежегодно в проекте Закона о Государственном бюджете отдельной бюджетной программой затраты на финансовую поддержку приоритетных инновационных проектов._

При разработке порядка использования средств Государственного бюджета по бюджетным программам научного и научно-технического направления, необходимо предусмотреть первоочередное направление бюджетных средств на разработки, которые имеют высокий уровень готовности и высокий уровень коммерциализации. При подготовке проектов бюджета Украины необходимо обеспечить поэтапное увеличение расходов общего фонда государственного бюджета на выполнение проектов научных исследований и разработок за счет средств, полученных в качестве грантов._

Необходимо увеличить ресурсные наполнения государственных научных фондов. Следует создать Государственный реестр научных учреждений, деятельность которых по решению КМУ имеет важное значение для науки, экономики и производства. Научным учреждениям, входящим в Государственный реестр, должна предоставляться поддержка государства в виде льгот по уплате налогов и других сборов в соответствии с законодательством Украины._

Предприятия, имеющие статус государственного научного учреждения, а также научно-технические комплексы и их участники, основанные на государственной собственности необходимо освободить от уплаты в бюджет Украины части налога на прибыль по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период, а также рассмотреть возможность освобождения от НДС. При этом не менее 50 процентов чистой прибыли от своей деятельности таких организаций следует направлять на проведение своей уставной научной и научно-технической деятельности, финансирование инноваций и расширение собственной научно-технологической, опытно-экспериментальной базы._

Необходимо стимулировать приток внебюджетных средств, средств государственных компаний и частного бизнеса. С этой целью принять меры по совершенствованию существующих финансовых стимулов развития негосударственного бесприбыльного сектора науки, в частности деятельности специализированных негосударственных (корпоративных) фондов грантовой поддержки научных исследований и разработок. Часть средств, которая идет на поисковые исследования, целесообразно перевести в грантовое финансирование прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, которые транслируют научные результаты в опытные изделия и технологии с целью расширения коммерческих заказов бизнеса._

2

3

4

5

6

--2015, Т. 1, №3

Продолжение таблицы 5

1

2

Необходимо разработать и утвердить нормативно-правовые акты, направленные на повышение заинтересованности бизнеса во внедрении инноваций, в частности путем введения в практику налогообложения субъектов хозяйственной деятельности прогрессивными налогами. Необходимо повысить связь финансирования с результатами, то есть эффективностью использования ресурсов, выделяемых для финансирования науки._

При формировании госзаказа выделить задачи по финансированию содержания и развития научной инфраструктуры из финансирования непосредственно научной деятельности. При этом необходимо выйти на 5-10-летний ритмичный цикл обновления материально-технической базы науки. С целью ликвидации разрыва между фундаментальными разработками и претворением их в практику необходимо разработать специальный механизм функционирования опытных производств академической науки._

Необходимо разработать механизм, разрешающий продажу, снижение или передачу с баланса на баланс излишнего или физически и морально изношенного оборудования и приборов, с целью расчистки баланса основных фондов и привлечения дополнительных внебюджетных средств, которые можно было бы использовать только на приобретение более современного научного оборудования и приборов._

10

Необходимо принять меры по совершенствованию существующих финансовых стимулов развития негосударственного бесприбыльного сектора науки и подготовить предложения по упрощению разрешительной процедуры для образования предприятий с целью реализации инновационных проектов. Разработать и утвердить нормативно-правовой механизм участия бюджетных научных учреждений в создании хозяйственных обществ путем внесения в уставный капитал такого общества имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственности и права пользования площадями и оборудованием, которые им передаются во временное пользование.

11

Необходимо разработать, утвердить и обеспечить реализацию модели инновационного развития национальной экономики, совершенствования правового механизма и мониторинга инновационного развития, в том числе на региональном уровне. Необходим механизм определения и утверждения государственных приоритетов научно-технического развития и представления Кабинету Министров Украины проекта постановления об утверждении объемов государственного заказа в сфере науки на соответствующий год. С этой целью необходимо также разработать принципы определения проблем экономики, которые нуждаются в использовании системы государственного заказа на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ._

12

С целью создания стимулов для развития необходимой конкуренции в научной сфере и повышения результативности научных исследований целесообразно осуществить в течение определенного периода переход на систему постоянных и срочных контрактов в рамках госзаказов. Необходимо часть средств, которые идут на поисковые исследования по госзаказу и целевым программам, перевести в грантовое финансирование прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, которые транслируют научные результаты в опытные изделия и технологии с целью расширения коммерческих заказов бизнеса. Необходимо модернизировать грантовую политику, ориентировать ее на поддержку среднесрочных научных исследований и крупных проектов полного цикла на тех направлениях, которые способны дать результат мирового уровня._

7

8

9

Вестник науки и образования Северо-Запада России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №3

Продолжение таблицы 5

1

2

13

Необходимо разработать и утвердить нормативно-правовой механизм реализации имущественных прав на технологию и оборудование, созданные в процессе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет бюджетных средств учреждениями, организациями и предприятиями-исполнителями этих работ. Необходимо повысить заинтересованность научных организаций в защите своей интеллектуальной собственности, создать такие условия, чтобы и бизнес вкладывал деньги в эти проекты, в том числе в патентование и поддержку проектов. Необходимо осуществить меры по обеспечению финансирования зарубежного патентования. С этой целью предусмотреть в Государственном бюджете средства на обеспечение финансирования зарубежного патентования объектов права интеллектуальной собственности в отношении разработок, выполненных за бюджетные средства, а также создать специальную кредитную линию и необходимые гарантии для участия этих разработок в международных тендерах, а также для выполнения контрактов по поставкам на экспорт хай-тек продукции._

14

Разработать неналоговый механизм стимулирования высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений к осуществлению коммерческой деятельности и обеспечению реализации научных результатов через национальную сеть трансфера технологий, направления части собственных средств на модернизацию научных лабораторий, приобретение нового научного оборудования и образование малых инновационных предприятий._

15

Разработать и внести на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект постановления о создании системы депозитарного учета прав на объекты интеллектуальной собственности в процессе их создания, капитализации, коммерциализации и регулирования обращения нематериальных активов за счет государственных средств. Создать центральный депозитарий и банк прав интеллектуальной собственности (государственная регистрация, защита, размещение для коммерческого использования патентов, лицензионных технологий, обслуживания роялти в пользу владельцев прав интеллектуальной собственности). Ввести бюджетную программу "Патентование изобретений за рубежом". Подготовить предложения по внедрению механизма стимулирования предприятий к взятию на бухгалтерский учет объектов права интеллектуальной собственности и увеличению капитализации предприятий. Подготовить предложения по совершенствованию системы учета прав на объекты интеллектуальной собственности в процессе их создания, капитализации, коммерциализации и регулирования обращения нематериальных активов._

16

Подготовить предложения по совершенствованию системы предотвращения нарушения прав интеллектуальной собственности. Разработать и утвердить методику определения размера ущерба, причиненного в результате нарушений таких прав. 15 Разработать план мероприятий по специализации судей, рассматривающих дела о нарушении прав интеллектуальной собственности. Обеспечить повышение квалификации государственных служащих и научных сотрудников для развития инновационных навыков, необходимых для эффективного продуцирования и коммерциализации государственных научных разработок, управления правами интеллектуальной собственности, инновационными процессами и проектами._

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

~~^ --2015, Т. 1, №3

Продолжение таблицы 5

1

2

17

При оценке результативности научных исследований важно учитывать не только публикационную активность, но и востребованность результатов работы реальным сектором экономики. Привлекать к оценке результативности зарубежных экспертов, а также учитывать публикации результатов исследований в авторитетных зарубежных научных изданиях, что само по себе является подтверждением высокого научного уровня исследований. Для обеспечения учета в международных индексах публикационной активности украинских ученых обеспечить повышение требований к авторам 16 публикаций в отечественных изданиях, а также принять меры для включения украинских научно-технических изданий в перечень изданий, реферируемых соответствующими мировыми организациями. Подготовить предложения по оптимизации системы бюджетных научных учреждений с учетом результатов их аттестации на основе экспертной оценки научных результатов, кадрового и материально-технического потенциала. Обеспечить разработку и реализацию положения о дополнительной государственной поддержке институтов, получивших высшую оценку при аттестации._

18

Обеспечить увеличение объемов финансирования для выполнения научных проектов в рамках международного научно-технического сотрудничества. Усовершенствовать налоговое законодательство по вопросам налогообложения операций по выполнению исследований и разработок, за счет средств, полученных в виде грантов от международных организаций, учреждений и правительств других государств, в том числе операций по ввозу на территорию Украины бесплатно предоставленного оборудования для выполнения работ по этим грантам. Создать условия информационного обмена с целью повышения целенаправленности международной научно-технической деятельности и привлечения результатов такой деятельности в интересах экономического развития Украины. Разработать программы сотрудничества научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и предприятий, предусматривающие совместное финансирование деятельности по разработке и производству инновационного продукта, высокотехнологичной продукции, инноваций и критических технологий, которые важны для обеспечения развития национальной экономики. Подготовить и внести на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект постановления «О мерах государственной поддержки развития кооперации научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты создания высокотехнологичного производства»._

19

Нужно ввести систему постоянных контрактов для людей, которые своей многолетней научной деятельностью заслужили себе общеизвестную репутацию, причем, система должна учитывать не столько звания и должность, сколько действительные заслуги специалистов. Необходимо возродить статус научной репутации конкретных ученых и коллективов, в которых они работают. Репутация должна стать серьезной ценностью, в том числе экономической.

20

Стратегическая задача на среднесрочную перспективу - обеспечить привлечение в науку молодежи, которая должна иметь уверенность, что через 5-6 лет работа в науке будет престижной и высокооплачиваемой. Государство должно способствовать привлечению молодежи к научной (научно-технической) деятельности установлением специальных научных грантов для молодых ученых, предоставлением молодым ученым служебных и жилых помещений, льгот для оплаты коммунальных платежей и другими способами, определенными законодательством._

http://vestnik-nauki.ru/

Продолжение таблицы 5

1 2

21 Необходимо готовить специальные кадры, которые будут доводить результаты фундаментальной науки до производства, обеспечивать их коммерциализацию. Необходимо также повышать степень информированности самих ученых в этом направлении. Необходимо разработать и внедрить системы дистанционного обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в инновационной сфере, в том числе служащих государственного управления, местного самоуправления по таким дисциплинам: стратегический менеджмент, менеджмент инновационных проектов, стратегический маркетинг, технологический аудит, коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, управления интеллектуальной собственностью, трансфер технологий.

22 Необходимо обеспечить формирование инновационной культуры путем доведения до широких кругов общественности роли и места инновационной деятельности как одного из экономически эффективных и социально значимых видов предпринимательства, путем подготовки статей, циклов передач на телевидении, радио и т.д. Нужно проводить конференции, форумы и выставки с целью налаживания связей между государством и частным сектором, широкого информирования общества о результатах, достигнутых в рамках научно-технических работ, и их значимости для общества.

Перспективы развития украинской экономики в значительной степени зависят от способности Правительства инициировать позитивные структурные преобразования, внедрять кардинальные инновационные решения, что является основными факторами развития современной экономики. Приоритетными инструментами общего механизма развития национальной экономики являются:

- реальная поддержка бизнеса;

- обеспечение полной либерализации предпринимательской деятельности;

- отмена административных и бюрократических ограничений;

- создание цивилизованных институтов содействия бизнесу, прежде всего экспортерам.

Такая работа уже проводится на протяжении последнего года: приняты ряд новых нормативно-правовых актов, направленных на уменьшение налогового, регуляторного и коррупционного давления. Количество налогов в Украине сокращено с 22 до 9 за счет их группировки, ряд налогов с низкой экономической отдачей отменены. Внедрен двухлетний мораторий на проверки предприятий и физических лиц с объемом дохода за предыдущий год до 20 млн. гривен [5]. Ожидается уменьшений коррупции в системе государственных закупок, максимальная открытость и прозрачность, открытый доступ к государственной информации об использовании государственных финансовых ресурсов. На данный момент законодательно запрещены дискриминация и излишнее государственное регулирование в сфере бизнеса, а также расширены возможности общественного контроля за счет доступа к информации. Эти и другие нововведения будут способствовать улучшению инвестиционного и финансового состояния Украины, могут служить базисом экономического обновления страны в краткосрочной перспективе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Проблемы современной Украины (тезисно) // Розвиток середнього класу. Громадська Ыщатива, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.middleclass.org.ua/blog/ (дата обращения 21.10.2015).

2. Анализ государственного бюджета Украины на 2013 год [Электронный ресурс]. URL: http://gaslo.info/wp-content/uploads/2013/01/Budget2013.pdf (дата обращения 21.10.2015).

3. Показники виконання державного бюджету Украши. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.gov.ua/ (дата обращения 21.10.2015).

4. Наука Украины. Цифры, факты и проблемы А. Мазур, ИЭС им. Е.О. Патона. -[Электронный ресурс]. URL: http://www.kt.kharkov.Ua/_upload/file/-/nauka_ukrainy.pdf (дата обращения 21.10.2015).

5. UKRAINE 2014-2015: OVERCOMING CHALLENGES (assessments). [Электронный ресурс]. URL: http://www.razumkov.org.ua/upload/Pidsumky_2014_2015_A4_fnl.pdf (дата обращения 21.10.2015).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Матросов Александр Дмитриевич Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков, Украина, кандидат экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедры организации производства и управления персоналом. E-mail: vm4323@gmail.com

Matrosov Alexander Dmitrievich National Technical University «Kharkiv Polytechnical Institute», Kharkiv, Ukraine, Candidate of Economic Sciences, Professor, Chairman of The Organization of Production and Management by Personnel Department. E-mail: vm4323@gmail.com

Матросова Виктория Александровна Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков, Украина, кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и управления персоналом.

E-mail: E-mail: vm4323@gmail.com

Matrosova Victoria Alexandrovna National Technical University «Kharkiv Polytechnical Institute», Kharkiv, Ukraine, Candidate of Economic Sciences, Docent of The Organization of Production and Management by Personnel Department.

E-mail: vm4323@gmail.com

Доуртмес Филипп Александрович Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», г. Харьков, Украина, аспирант кафедры организации производства и управления персоналом. E-mail: E-mail: vm4323@gmail.com

Dourtmes Fillip Alexandrovich National Technical University «Kharkiv Polytechnical Institute», Kharkiv, Ukraine, graduate student of The Organization of Production and Management by Personnel Department. E-mail: vm4323@gmail.com

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 61018, Украина, г. Харьков, ул. Деревянко, д.1, кв. 78, Матросов А.Д.

+38(057)343-23-43; +38(067)771-72-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.