Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурная политика / национальная идентичность / глобализация / культура / культурные ценности / государственная политика / cultural policy / national identity / globalization / culture / cultural values / public policy

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — А.В. Марзоева

В условиях глобализации, когда международный обмен информацией и культурными ценностями быстро растёт, сохранение и развитие национальной культурной идентичности народов России становится особенно актуальным. Укрепление национальной идентичности способствует усилению общественного самосознания. В статье рассматривается роль государственной культурной политики в сохранении национальной культурной идентичности народов России и предлагаются конкретные меры, которые могут быть предприняты для достижения этой цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN THE IMPLEMENTATION OF CULTURAL POLICY FOR THE PURPOSE OF PRESERVING THE NATIONAL CULTURAL IDENTITY OF THE PEOPLES OF RUSSIA

In the context of globalization, when the international exchange of information and cultural values is rapidly growing, the preservation and development of the national cultural identity of the peoples of Russia becomes especially relevant. Research shows that government cultural policy is a key factor in supporting cultural diversity and preserving national identity. This article examines the role of state cultural policy in preserving the national cultural identity of the peoples of Russia and proposes specific measures that can be taken to achieve this goal.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ РОССИИ»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ПО СОХРАНЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НАРОДОВ

РОССИИ

А.В. Марзоева, аспирант

Российский государственный социальный университет (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-3-81-86

Аннотация. В условиях глобализации, когда международный обмен информацией и культурными ценностями быстро растёт, сохранение и развитие национальной культурной идентичности народов России становится особенно актуальным. Укрепление национальной идентичности способствует усилению общественного самосознания. В статье рассматривается роль государственной культурной политики в сохранении национальной культурной идентичности народов России и предлагаются конкретные меры, которые могут быть предприняты для достижения этой цели.

Ключевые слова: культурная политика, национальная идентичность, глобализация, культура, культурные ценности, государственная политика.

Сохранение роли государства в реализации культурной политики, направленной на сохранение национально-культурной идентичности народов России является одной из важнейших задач. Эта идентичность является важной составляющей самосознания народа и способом сохранения его традиционных ценностей, обычаев, языка и исторического наследия. Сохранение национально-культурной идентичности является важным фактором сохранения единства и стабильности страны, что особенно важно в условиях современного мира, где глобализация и межкультурные взаимодействия оказывают существенное влияние на культурные традиции и ценности, а также основой для развития процветающего и солидарного общества, включая все группы, этносы, социальные слои и общности, проживающие в стране. Ключевую роль в этом процессе играет государственная культурная политика, которую проводит государство, являясь основным гарантом, организатором и координатором в процессе сохранения стабильности и социальной солидарности в обществе. Реализация социокультурных проектов, связанных с сохранением и развитием национально-культурной идентичности народов России, а также с продвижением их культурных ценностей в пространстве мировой цивилизации способствует повышению

международного престижа страны, ее влиянию на мировую культуру и международную политику. Все это, так или иначе, связано с сохранением Россией ее не только экономического, но и культурного суверенитета, для передачи последующим поколениям отечественных культурных традиций и достижений.

Методы исследования.

Основными методами исследования явились историко-культурный анализ национально-культурной идентичности народов России на основе изучения достижений исторической культурологии, литературных источников и документов, а также структурно-функциональный анализ проблем культурно политики, актуальных для данной темы.

Результаты

Национально-культурная идентичность России представляет собой сложное и многогранное понятие, связанное с многообразием культур, языков, этнических групп и религий, которые определяют культурную самобытность российского общества. Россия является многонациональной страной, где люди различных национальностей и культур сосуществуют на протяжении столетий благодаря влиянию различных экономических, политических, культурных и социальных факторов. Сохранение национально-культурной

идентичности народов России в условиях глобализации представляет сложную задачу, которая требует комплексного и системного подхода [1, 2]. Глобализация представляет собой процесс, формирующий взаимозависимое мировое сообщество, которое несёт в себе угрозы для культурного многообразия [9] и национальной идентичности независимых многонациональных государств [3, 8]. В этом контексте роль государства в реализации культурной политики становится особенно значимой, поскольку внедрение доктрин и программ, нацеленных на поддержку и развитие культурного потенциала различных этнических и национальных групп, способствует сохранению национально-культурной идентичности народов [4] России. Это подразумевает взаимное уважение всех национальных и этнических культур, составляющих российский суперэтнос.

Целью исследования явился анализ существующих инструментов и механизмов, которые государство может использовать для сохранения национально-культурной идентичности народов России.

Государство как структура, обладающая политической властью и регулирующая общественные процессы, играет важную роль в создании условий для развития и сохранения национально-культурной

идентичности народов, населяющих страну. Государство должно активно поддерживать отрасль культуры, создавать благоприятные условия для проявления творческого потенциала и сохранения традиций, тем самым способствуя развитию и укреплению национальной культурной идентичности народов, населяющих страну. Одной из основных задач государства является в этой связи создание условий для сохранения и популяризации национального культурного наследия. Не менее важной задачей является реализация культурной политики, направленной на поддержку культуросообразного образования и научных исследований, посвященных проблемам сохранения национально-культурной идентичности российского общества. Еще одна важная задача состоит в государственной поддержке межкуль-

турного диалога и сотрудничества с другими странами, способствующих развитию и укреплению национально-культурной идентичности народов России.

В реализации культурной политики по сохранению национально-культурной идентичности народов России сложилось несколько концептуальных подходов. Первый из них представляет собой обеспечение принципа культурной автономии народов, этносов, национальностей, входящих в состав Российской Федерации. Концепция национально-культурной политики в Российской Федерации была сформирована еще в 1994 году. В соответствии с этой концепцией «основными объектами государственной культурной политики должны стать, в первую очередь, не сферы культурной деятельности, а социальные, национальные, профессиональные группы населения и такие социальные институты, как семья, дошкольные учреждения, школы и другие, имеющие непосредственное отношение к становлению, развитию и самореализации личности» [5, с. 11].

При этом в концепции обращалось особое внимание на сохранение народами России своей национально-культурной идентичности, предполагающей сохранение таких компонентов последней как культурные традиции, образ жизни, язык, особенности образования, своеобразие художественных достижений, историческая память.

Следующий концептуальный подход к сохранению национально-культурной идентичности народов России сложился в рамках межкультурных коммуникаций. Этот подход получил особое развитие в связи с наметившимся закатом колониального мышления т.н. «развитых» стран, позиционирующих себя как носителей передовой культуры для других народов и государств, находящихся в статусе «развивающихся» и «отсталых» в т.ч. в культурном отношении.

Теперь уже, вступая в равноправное культурное взаимодействие, та или иная страна получает все больше возможностей для демонстрации своих культурных достижений на международном уровне, а

также для осознания своей национально-культурной уникальности в сравнении с другими народами и этносами, одновременно культурно обогащаясь благодаря культурным контактам с последними.

Провозглашенная Западом «культура отмены» по отношению к российской культуре не может остановить этот процесс, который продолжает развиваться во многом благодаря расширению культурных контактов российского общества с другими группами стран и народов.

Следующий подход к культурной политики в рамках интересующей нас темы может быть назван как «охранительно-консервативный», который в рамках ведущейся против России информационной войны получил особое значение.

В этой связи программным следует считать Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В соответствии с этим Указом «к традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [6].

Все эти концептуальные подходы к культурной политике по сохранению национально-культурной идентичности народов России не являются альтернативными по отношению друг к другу, но в большей мере взаимодополняют друг друга.

Обсуждение

Государство располагает полномочиями осуществлять законодательное обеспечение, принимать законы и нормативные акты, которые защищают и поддерживают ту или иную национальную культуру и язык, включая законы о поддержке и развитии национальных культурных институтов,

охране исторического наследия, пропаганде языка и культурных ценностей в общем культурном пространстве Российской Федерации. Здесь можно выделить ряд стратегий реализации государственной культурной политике:

1. Продвижение и сохранение русского языка и культуры.

Государство должно предоставлять поддержку для изучения русского языка и распространения русской литературы, искусства и культурных традиций. Это может включать создание и поддержку русских центров, музеев и культурных учреждений, а также организацию фестивалей и выставок в самых отдалённых и труднодоступных местах. Изучение русского языка и русской культуры в местах проживания малых народов, входящих в состав страны, поддержит ментальную уверенность и чувство защищённости. В основу данной технологии следует положить принцип «уважения», поскольку отсутствие уважения к другим не позволяет оценить собственную индивидуальность и человеческое достоинство. Кроме того, добровольное и осознанное признание ведущей роли титульной нации всеми этническими группами, составляющими население России, гарантирует устойчивость государства и сохранность культурных особенностей национальных меньшинств.

2. Разработка и реализация межконфессионального диалога.

Культурная политика должна способствовать взаимодействию различных религиозных и этнических групп в России. Государство может создать платформы для диалога, обмена опытом и сотрудничества между разными представителями национальностей и религий. Сотрудничество между учёными и исследователями из разных религиозных общин способствует наращиванию знаний друг о друге и помогает преодолевать национальные стереотипы и предрассудки. Пропаганда толерантности и уважения к разным религиям и культурам способствует формированию позитивных отношений между различными группами. Такие программы могут включать в себя печатные материалы, видеоролики, электронные платформы, со-

циальные сети и другие средства массовой информации.

3. Поддержка малых этнических групп.

В России проживают различные этнические группы с собственными культурными традициями и языками. Государство может предоставлять адресную финансовую поддержку для сохранения и развития культурных выражений и уникальных традиций этих народов. Это может включать поддержку культурных проектов, организацию национальных фестивалей и праздников, а также создание эффективных механизмов защиты и продвижения прав меньшинств [7]. Предоставление литературы, ресурсов и информации на языках этнических групп также является важным аспектом поддержки. Платформы электронного обучения могут предоставлять онлайн-курсы и материалы на различных языках и ориентированные на потребности этнических групп, позволяя им получать знания и навыки удаленно. Доступ к финансовым ресурсам может помочь этническим группам запускать свои собственные мероприятия, а также развивать предприятия, способствующие сохранению культуры «малых» этносов и народов (дома культуры, соответствующие издательства, культурные центры и др.). Поддержка создания и развития локальных и социальных информационных сетей для этнических групп может также способствовать обмену опытом, поддержке и сотрудничеству между их членами.

4. Содействие равноправию и включению.

Государство может внедрять доктрины и программы, которые обеспечивают равные возможности для всех граждан России в доступе к культуре и искусству. Это может включать улучшение качества и доступности культурных мероприятий и учреждений, а также поддержку талантливых молодых людей.

5. Развитие региональной культуры.

В России существует огромное разнообразие культурных традиций и обычаев в разных регионах. Государство может предоставлять поддержку местным культурным и искусственным организациям, помогая им сохранять и развивать свою

уникальную культуру. Например, это может включать, помимо финансирования местных фестивалей, выставок, концертов и других культурных мероприятий, мониторинг качества в реализации целей государственной культурной политики.

6. Образование и исследования.

Государство может разработать и реализовать образовательные программы, направленные на изучение и сохранение культурных традиций и истории России. Также важно осуществлять исследования и научные работы по изучению культуры и наследия страны.

7. Международное сотрудничество и диалог.

Государство может активно участвовать в международном культурном обмене и сотрудничестве, чтобы распространять и популяризировать российскую культуру и идентичность за пределами страны. Это может быть реализовано через организацию культурных фестивалей, выставок, культурных программ и обменов искусством и учеными. Государство должно также осуществлять сотрудничество по вопросам сохранения культурного наследия на международном уровне. Это может включать подписание и ратификацию международных соглашений и конвенций, участие в международных проектах и обмен знаниями и опытом с другими странами. Успешная защита и сохранение культурного наследия зависит от активной роли государства в организации и координации этих деятельностей.

8. Финансовая поддержка.

Финансовая поддержка культурных

проектов, связанных с сохранением и развитием национальной культурной идентичности, помогает продвигать национальное достоинство и престиж страны. Без финансовых ресурсов многие проекты могут оказаться невозможными или сильно ограниченными. Кроме того, финансовая поддержка со стороны государства играет ключевую роль в развитии и сохранении национальной культурной идентичности малых народов. Без финансовой поддержки многие талантливые люди могут не иметь возможности развиваться и достигать своего потенциала в культурной

сфере. Поддержка образовательных про- ся возрождение лучших культурных тра-грамм и научных исследований позволяет диций народов нашей страны, определяв-изучать и сохранять национальные куль- ших в течение веков менталитет и культурные традиции, историю и язык. Финан- турную идентичность российских народов, совая поддержка также способствует по- этносов, субэтносов при сохранении зна-вышению доступности культурных меро- чимости русского языка и русской культу-приятий и программ для широкой аудито- ры в качестве медиаторов и интеграторов в рии. Это может включать снижение стои- едином культурном пространстве россий-мости билетов, организацию бесплатных ского общества. Без государственной под-акций, проведение мероприятий в малона- держки решение этой задачи не представ-селенных или отдаленных районах, а так- ляется возможным. Причем нуждается в же создание онлайн-ресурсов для доступа дальнейшем переосмыслении и изучении к культурным материалам и проектам. соотношение в культурной политике Рос-

Заключение сии культурных традиций и инноваций в

Рассмотренные возможности государ- условиях глобализации и информационной ственной культурной политики по сохра- войны при ведущей роли традиционных нению национально-культурной идентич- российских культурных ценностей, проин-ности народов России позволяют сделать терпретированных в современном соци-вывод о существовании значимых пер- ально-культурном и социально-спектив в реализации этих возможностей. политическом контексте. Ключевой стратегией в этой связи являет-

Библиографический список

1. Махмудова Х.А. Сохранение национальной идентичности в период глобализации мировых процессов // Вестник науки и образования. - 2019. - № 9-3 (63). - С. 41-43.

2. Пчегатлук С.К., Просолова Т.И. Влияние глобализационных процессов на национальную идентичность // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». - 2019. - № S4. - С. 375-383.

3. Титов В.В. Глобализация как фактор трансформации национально-государственной идентичности в начале третьего тысячелетия // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. № 8 (89). - С. 3029-3037.

4. Покасова Е.В. Современная специфика национально-культурной идентичности / Е.В. Покасова // Вестник Новосиб. Ответственность. Ун-та. - Серия: Философия, 2014. -Т. 12. - Вып. 3. - С. 92-97.

5. Гришаев Т.А., Соколов Е.Н. и др. Национально-культурная политика в Российской Федерации: принципы и механизмы // Ориентиры культурной политики. Информ. Сб. Вып. 1. - М.: Министерство культуры Росс. Федерации, ГИВЦ, 1994. - С. 3-24.

6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

7. Мартынов М.Ю., Пуртова В.С. От толерантности к гражданской идентичности: модели национальной политики в постсоветский период истории Югры // В книге: Этнокультурное наследие коренных народов как ресурс устойчивого развития Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ. Сборник тезисов и докладов Международной научной конференции, проводимой в рамках Года культурного наследия народов России. - 2022. - С. 59-72.

8. Золов В.В. Национально-государственная идентичность без государства и государство без национально-государственной идентичности // Гуманитарные научные исследования. - 2012. - № 12 (16). - С. 7.

9. Титов В.В. Глобализация как фактор трансформации национально-государственной идентичности в начале третьего тысячелетия // Вопросы национальных и федеративных отношений. - 2022. - Т. 12. № 8 (89). - С. 3029-3037.

- КумbтуромогиR -

THE ROLE OF THE STATE IN THE IMPLEMENTATION OF CULTURAL POLICY FOR THE PURPOSE OF PRESERVING THE NATIONAL CULTURAL IDENTITY OF

THE PEOPLES OF RUSSIA

A.V. Marzoeva, Postgraduate Student Russian State Social University (Russia, Moscow)

Abstract. In the context of globalization, when the international exchange of information and cultural values is rapidly growing, the preservation and development of the national cultural identity of the peoples of Russia becomes especially relevant. Research shows that government cultural policy is a key factor in supporting cultural diversity and preserving national identity. This article examines the role of state cultural policy in preserving the national cultural identity of the peoples of Russia and proposes specific measures that can be taken to achieve this goal.

Keywords: cultural policy, national identity, globalization, culture, cultural values, public policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.