Научная статья на тему 'О сохранении культурной идентичности России в глобальном мире'

О сохранении культурной идентичности России в глобальном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2007
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / GLOBALIZATION / VALUES / CULTURAL MEMORY / CULTURAL IDENTITY / CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толок Екатерина Сергеевна

Современный мир переживает один из сложнейших и противоречивых периодов своей истории период глобализации. Данный период характеризуется резким усилением интеграционных процессов во всех областях и сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, информации. В статье особое внимание уделено феномену социокультурной глобализации, а также сохранению культурной идентичности России в глобальном мире. Цели. Комплексное авторское исследование проблемы сохранения культурной идентичности России в глобальном мире. Выработка новой национальной идеи, которая будет служить объединению, консолидации общества, решать его наиболее значимые проблемы, укреплять патриотизм русского народа, его национальное достоинство. Методология. В процессе исследования проблемы сохранения культурной идентичности России в глобальном мире использовались следующие принципы: принцип теоретического, категориального анализа феноменов социальной реальности; принцип системности, системный анализ явлений социальной реальности. Научная новизна. Доказано, что именно в рамках государственной стратегии необходимо выдвижение и обоснование некоторой всеобще-конкретной цели, принимаемой в качестве современного прочтения российской национальной идеи. Для стабилизации духовно-нравственной составляющей современного общества необходимо укрепление традиций, национального духовного склада, которые помогут России выйти из цивилизационного кризиса, и составить достойную конкуренцию странам Запада в процессах глобализации. Результаты. В современном российском обществе активно осуществляется поиск новой национальной идеи, на которую возлагаются большие надежды, связанные с возрождением России. Однако фактически вместо консолидирующей Россию национальной идеи наблюдается конкуренция множества концепций, разъединяющих российское общество. Выводы. Для того, чтобы противостоять процессам глобализации и трансформации и преодолеть кризис культурной идентичности российскому государству необходимо возрождение и сохранение культурно-исторического наследия, которое и будет способствовать сохранению культурной идентичности нашего народа. Добиться этого можно только через «диалог и преемственность культур» многонациональной России. Именно сохранение культурной идентичности может стать цементирующим фундаментом исторического сознания российского многонационального общества, что возможно в результате приобщения представителей различных культур к культурному наследию друг друга. Немаловажная роль в сохранении культурной идентичности принадлежит национальной идеи феномену, который включает не только осознаваемые идеалы, смыслы, цели и задачи, но и установки на реализацию этих идеалов и целей, бессознательные побудительные мотивы действий. Именно новая национальная идея может создать реальные возможности для свободного и всестороннего развития каждой личности, обеспечить сплочение всех граждан в едином общественном деле. Благодаря данной идее человек обретёт новые ориентиры и систему ценностей, помогающих ему сформировать представления об обществе, в котором он живёт, путях его развития, целях и идеалах. Для общества это означает обретение смысла исторического существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of Russian cultural identity in the global world

As the object of the article the author pays attention to the fact that modern world is going through one of the most difficult and controversial periods of its history the period of globalization. They characterize this period with a sharp increase in integration processes in all areas and spheres of public life: the economy, politics, culture, information. In the article, the author pays special attention to the sociocultural phenomenon of globalization, and the preservation of Russian cultural identity in the global world. The purpose of the article is a complex author's research of the problem of preservation of Russian cultural identity in the global world. Development of a new national idea that will serve to unite, consolidate society, solve its most important problems, and strengthen the patriotism of the Russian people, its national dignity. Meaning the methodology, in the process of studying the problem of preserving the Russian cultural identity in the global world, the author uses following principles: the principle of theoretical, categorical analysis of the social reality phenomena, the principle of consistency, the system analysis of the social reality phenomena. As the scientific novelty, the author proves that the nomination and justification of some of the universal-particular purpose requires in the framework of the state strategy. This purpose means the modern reading of the Russian national idea. In order to stabilize the spiritual and moral component of modern society, it is necessary to strengthen the traditions, the national spiritual warehouse, which will help Russia to get out of the civilizational crisis and to compete with the countries of the West in globalization. Results shows that in modern Russian society, they actively search for a new national idea associated with reviving Russia. In fact, instead of the national idea consolidating Russia, there is a competition of many concepts dividing Russian society. The author concludes that in order to resist the processes of globalization and transformation and overcome the crisis of cultural identity, the Russian state needs to revive and preserve the cultural and historical heritage, which will contribute to the preservation of the cultural identity of our people. It can be achieved only through the «dialogue and continuity of cultures» of multinational Russia. Only the preservation of cultural identity can become the cementing foundation of the historical consciousness of the Russian multinational society, which is possible because of introducing representatives of different cultures to each other's cultural heritage. An important role in the preservation of cultural identity belongs to the national idea as a phenomenon that includes not only conscious ideals, meanings, goals and objectives, but also the installation on the implementation of these ideals and goals, unconscious motivations for action. It is a new national idea that can create real opportunities for the free and all-round development of each individual, to ensure the unity of all citizens in a single social cause. Thanks to this idea, a person will find new guidelines and a system of values that help him to form ideas about the society in which he lives, the ways of its development, goals and ideals. For society, this means finding the meaning of historical existence.

Текст научной работы на тему «О сохранении культурной идентичности России в глобальном мире»

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE & CIVILIZATION

УДК 304.2

DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10210

О сохранении культурной идентичности России в глобальном мире

ТОЛОК Екатерина Сергеевна

Балаковский инженерно-технологический институт - филиал ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Балаково, Российская Федерация; ассистент

Аннотация. Современный мир переживает один из сложнейших и противоречивых периодов своей истории - период глобализации. Данный период характеризуется резким усилением интеграционных процессов во всех областях и сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, информации. В статье особое внимание уделено феномену социокультурной глобализации, а также сохранению культурной идентичности России в глобальном мире.

Цели. Комплексное авторское исследование проблемы сохранения культурной идентичности России в глобальном мире. Выработка новой национальной идеи, которая будет служить объединению, консолидации общества, решать его наиболее значимые проблемы, укреплять патриотизм русского народа, его национальное достоинство.

Методология. В процессе исследования проблемы сохранения культурной идентичности России в глобальном мире использовались следующие принципы: принцип теоретического, категориального анализа феноменов социальной реальности; принцип системности, системный анализ явлений социальной реальности.

Научная новизна. Доказано, что именно в рамках государственной стратегии необходимо выдвижение и обоснование некоторой всеобще-конкретной цели, принимаемой в качестве современного прочтения российской национальной идеи. Для стабилизации духовно-нравственной составляющей современного общества необходимо укрепление традиций, национального духовного склада, которые помогут России выйти из цивилизационного кризиса, и составить достойную конкуренцию странам Запада в процессах глобализации.

Результаты. В современном российском обществе активно осуществляется поиск новой национальной идеи, на которую возлагаются большие надежды, связанные с возрождением России. Однако фактически вместо консолидирующей Россию национальной идеи наблюдается конкуренция множества концепций, разъединяющих российское общество.

Выводы. Для того, чтобы противостоять процессам глобализации и трансформации и преодолеть кризис культурной идентичности российскому государству необходимо возрождение и сохранение культурно-исторического наследия, которое и будет способствовать сохранению культурной идентичности нашего народа. Добиться этого можно только через «диалог и преемственность культур» многонациональной России. Именно сохранение культурной идентичности может стать цементирующим фундаментом исторического сознания российского многонационального общества, что возможно в результате приобщения представителей различных культур к культурному наследию друг друга. Немаловажная роль в сохранении культурной идентичности принадлежит национальной идеи - феномену, который включает не только осознаваемые идеалы, смыслы, цели и задачи, но и установки на реализацию этих идеалов и целей, бессознательные побудительные мотивы действий. Именно новая национальная идея может создать реальные возможности для свободного и всестороннего развития каждой личности, обеспечить сплочение всех граждан в едином общественном деле. Благодаря данной идее человек обретёт новые ориентиры и систему ценностей, помогающих ему сформировать представления об обществе, в котором он живёт, путях его развития, целях и идеалах. Для общества это означает обретение смысла исторического существования.

СЕРВИС peus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2019 Том 13 №2

Ключевые слова: глобализация, ценности, культурная память, культурная идентичность, культурно-историческое наследие, национальная идея

Для цитирования: Толок Е.С. О сохранении культурной идентичности России в глобальном мире // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 77-82. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10210. Статья поступила в редакцию: 10.04.2019. Статья принята к публикации: 20.05.2019.

Preservation of Russian cultural identity in the global world

Ekaterina S. TOLOK

Balakovo Institute of engineering and technology (branch), «MEPhI» National Research Nuclear University, Moscow, Russian Federation

Abstract. As the object of the article the author pays attention to the fact that modern world is going through one of the most difficult and controversial periods of its history - the period of globalization. They characterize this period with a sharp increase in integration processes in all areas and spheres of public life: the economy, politics, culture, information. In the article, the author pays special attention to the sociocultural phenomenon of globalization, and the preservation of Russian cultural identity in the global world. The purpose of the article is a complex author's research of the problem of preservation of Russian cultural identity in the global world. Development of a new national idea that will serve to unite, consolidate society, solve its most important problems, and strengthen the patriotism of the Russian people, its national dignity. Meaning the methodology, in the process of studying the problem of preserving the Russian cultural identity in the global world, the author uses following principles: the principle of theoretical, categorical analysis of the social reality phenomena, the principle of consistency, the system analysis of the social reality phenomena. As the scientific novelty, the author proves that the nomination and justification of some of the universal-particular purpose requires in the framework of the state strategy. This purpose means the modern reading of the Russian national idea. In order to stabilize the spiritual and moral component of modern society, it is necessary to strengthen the traditions, the national spiritual warehouse, which will help Russia to get out of the civilizational crisis and to compete with the countries of the West in globalization. Results shows that in modern Russian society, they actively search for a new national idea associated with reviving Russia. In fact, instead of the national idea consolidating Russia, there is a competition of many concepts dividing Russian society. The author concludes that in order to resist the processes of globalization and transformation and overcome the crisis of cultural identity, the Russian state needs to revive and preserve the cultural and historical heritage, which will contribute to the preservation of the cultural identity of our people. It can be achieved only through the «dialogue and continuity of cultures» of multinational Russia. Only the preservation of cultural identity can become the cementing foundation of the historical consciousness of the Russian multinational society, which is possible because of introducing representatives of different cultures to each other's cultural heritage. An important role in the preservation of cultural identity belongs to the national idea as a phenomenon that includes not only conscious ideals, meanings, goals and objectives, but also the installation on the implementation of these ideals and goals, unconscious motivations for action. It is a new national idea that can create real opportunities for the free and all-round development of each individual, to ensure the unity of all citizens in a single social cause. Thanks to this idea, a person will find new guidelines and a system of values that help him to form ideas about the society in which he lives, the ways of its development, goals and ideals. For society, this means finding the meaning of historical existence.

Keywords: globalization, values, cultural memory, cultural identity, cultural and historical heritage, national idea

For citation: Tolok, E. S. (2019). Preservation of Russian cultural identity in the global world. Servis plus, 13(2), 77-82. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10210. (In Russ.).

Submitted: 2019/04/10.

Accepted: 2019/05/20.

2019 Vol. 13 Iss. 2 SERVICE pius

SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru

Введение. Анализ современных научных публикаций показывает, что все известные западные и отечественные исследователи в той или иной форме затрагивают тему глобализации: 3. Бжезинский, И. Вал-лерстайн, Э. Гидденс, В. Ж. Келле, М. Маклюэн, Э. Тоф-флер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон, Г. Делигенский, А. Па-нарин, Н. Римашевская, А. Чумаков и многие другие. Перечисленные авторы в своих работах затрагивают самые разные аспекты феномена глобализации. В частности, глобализация социокультурного пространства разрабатывается в работах Э. Гидденса, Д. Белла, Ж.-Ф. Лиотара, К. X. Момджяна, П. А. Сорокина, А. Дж. Тойнби, С. Хантингтона, П. Штомпки, В. А. Кутырева, Э. Межуева, А. Панарина, Г. Л. Тульчинского, Н. Федотовой, Т. Фридмана, А. Чумакова и многих других. К современным философам, обсуждающим проблему идентичности в дискурсе глобализации можно отнести Ж. Бодрийяра, Ф. Кессиди, В. А. Кутырева, Г. Л. Туль-чинского, А. Шарова, А.Ю. Шеманова, В. Хесле.

Социокультурный аспект глобализации

С высокой степенью уверенности можно утверждать, что на сегодняшний день в очень сложную и многообразную глобальную систему вовлечены народы и государства, стоящие на разных уровнях развития, имеющие свои национальные культуры и традиции, свои религиозные представления и убеждения. Основания исторических культур строились веками, эт-нонациональными и религиозными общностями, государствами, городами, передавались из поколения в поколение, отвечая потребностям людей, наполняя их бытие конкретным смыслом.

В отличие от культур прошлых эпох, обладающих исторической памятью, мифами, символами, ценностями и идентичностью, глобалистская культура всего этого лишена. Более того ей чужда всякая укоренённость в традициях, местных культурах, национальных или этнических идентичностях, у неё иные задачи.

Поскольку глобалистская культура не имеет исторической памяти, она является искусственным образованием. Данная культура ассоциируется с глянцевой одинаковостью и в этом смысле серостью товаров ширпотреба, сетевых кафе и супермаркетов, форматными эстрадой, телешоу и кинофильмами, что вызывает ощущение не «сделанности», а подделки, симуляции.

В процессе социокультурной глобализации существенную роль играет экспансия культурной «американизации» (вестернизации), которая во многих отношениях и является лицом глобализма. Американизация современной культуры связана со становлением новой коммуникативной среды и городской культуры развлечений, с интенсивным поиском культурных форм, способных преодолеть границы национальных и

этнических традиций и создать универсальный язык коммуникации. Целью проводников глобализации является уничтожение складывающегося веками и поколениями символического капитала наций, его культурное опустошение, а также максимальная манипуляция и управление им. Современное телевидение и средства массовой информации перенасыщены «глобальными» ценностями и смыслами, постепенно вытесняющими и заменяющими традиционные ценности. Глобальные ценности разрушают национальную самоидентификацию, превращают людей из граждан своего государства в «граждан мира», которые легче поддаются управлению из единого центра. Один из способов «корректировки» национальной идентичности состоит в рекламе, распространении продуктов массовой культуры, изменении образовательных стандартов. Воздействие американизированной массовой культуры заставляет народы идентифицировать себя с системами иных культур и ценностей, чуждых им.

Процессы глобализации нарушают равновесие устойчивой культурной системы, обеспечивающей взаимодействие национальной культуры и локальных культур. Результатом является потрясение культурных систем, кризис и даже распад ряда национальных культур многонациональных государств.

Так, глобализационный проект в социокультурной сфере разрушителен для России. Культурная глобализация ведёт к размыванию границ единого культурного пространства России, принципиального равенства всех культур, в основе каждой из которых всё же содержатся универсальные цивилизационные ценности.

Ввиду данного факта сегодня как никогда остро стоят вопросы об усилении роли локальных форм культуры, возрастания этнического самосознания, значимости ценностей и традиций собственной культуры и цивилизации, сохранения культурной памяти и формирования культурной идентичности.

Культурная память и культурная идентичность

Развитие общества невозможно представить без такого социального феномена, как культурная память, представляющей собой одну из разновидностей коллективной памяти, ориентированную на сохранение, поддержание, закрепление и воспроизводство навыков индивидуального и группового поведения и коммуникации в рамках человеческих сообществ разных типов. Именно культурная память задаёт сами основания социального бытия, конструирует культурную среду обитания человеческих существ, формирует саму матрицу социальности [Кройтор, 2010, 97].

Культурная память является неким связующим звеном, соединяющим прошлое общества с его настоящим и ориентирующим его в будущее, то есть

СЕРВИС рЕнз

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

посредством культурной памяти удерживается и непрерывно воссоздаётся определённый набор сущностных и существенных черт социокультурной системы.

Культурная память является составляющей культурной идентичности, которая подразумевает под собой осознанное принятие «человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества» [Герасимова, Ивахнов, 2017, 67].

В научной литературе выделяются три проблемы, лежащие в основе формирования культурной идентичности: 1) на уровне государства должна быть сформирована культурная политика, которая будет носить консолидирующую роль в обществе, и основываться на реальной культурной программе, имеющей чёткое экономическое обоснование; 2) взаимоотношения культуры и власти должны носить диалоговый характер, их позиции должны полностью совпадать, главная роль в консолидации общества отводится интеллигенции, которая в данный момент, являясь разрозненной, не способна вести массы за собой; 3) современное общество должно стремиться к возрождению культурного обмена, с помощью которого возможно покончить с культурной разобщённостью [Саакян, 2017, 90].

Культурная идентичность основывается на разделении всех культур на «своих» и «чужих», что может привести как к сотрудничеству, так и к их противоборству. В связи с этим культурная идентичность является одним из инструментов, влияющих на процесс взаимодействия культур. Отсутствие противопоставления «свой» - «чужой» может вести к тому, что в обществе не будет необходимости в формировании собственной культурной идентичности.

Российская национальная идентичность как совокупность социальных норм, паттернов, установок, моделей поведения, нравственных ориентиров, национального характера на данный момент оказалась в критическом состоянии. Этот факт объясняется историческими потрясениями и преобразованиями социальной структуры российского общества в ходе различных реформ, в том числе революционных, происходивших на протяжении ХХ века.

Культурно-историческое наследие и национальная идея как защитные механизмы от вызовов глобализации

Сегодня для того, чтобы противостоять процессам глобализации и трансформации и преодолеть

кризис культурной идентичности российскому государству необходимо возрождение и сохранение культурно-исторического наследия, которое и будет способствовать сохранению культурной идентичности нашего народа. Добиться этого можно только через «диалог и преемственность культур» многонациональной России. Именно сохранение культурной идентичности может стать цементирующим фундаментом исторического сознания российского многонационального общества, что возможно в результате приобщения представителей различных культур к культурному наследию друг друга.

Немаловажная роль в сохранении культурной идентичности принадлежит национальной идеи - феномену, который включает не только осознаваемые идеалы, смыслы, цели и задачи, но и установки на реализацию этих идеалов и целей, бессознательные побудительные мотивы действий [Поломошнов, Новожилов, 2015, 30].

В современном российском обществе активно осуществляется поиск новой национальной идеи, на которую возлагаются большие надежды, связанные с возрождением России.

Очевидно, что новая национальная идея должна служить объединению, консолидации общества, решать его наиболее значимые проблемы, укреплять патриотизм русского народа, его национальное достоинство. Другими словами, новая национальная идея должна выражать приоритет высших духовных ценностей и потребностей; в ранжированной системе интересов ставить общие интересы выше групповых и индивидуально-эгоистических, при этом, не подавляя личность. Именно новая национальная идея может создать реальные возможности для свободного и всестороннего развития каждой личности, обеспечить сплочение всех граждан в едином общественном деле. Благодаря данной идее человек обретёт новые ориентиры и систему ценностей, помогающих ему сформировать представления об обществе, в котором он живёт, путях его развития, целях и идеалах. Для общества это означает обретение смысла исторического существования.

Однако, к сожалению, сегодня фактически вместо консолидирующей Россию национальной идеи наблюдается конкуренция множества концепций, разъединяющих российское общество.

Так, сторонники либерализма настаивают на быстром построении экономической, социальной, политической, культурной, информационной систем, точно воспроизводящих основные параметры западных обществ. Такая концепция, на наш взгляд, сочетает в себе элементы утопизма и деструкции. Утопизм состоит в

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

том, что по ряду причин в России невозможно точное воспроизведение западных институтов. При слепом копировании образцы становятся неэффективными и искажаются. Перестройка России по западным стандартам невозможна также и потому, что страны Запада в этом не заинтересованы.

Идеологические альтернативы российского общества - коммунизм, версия «державников», национализм, не сформулировали приоритеты, не представили конкретного видения будущего страны, не предложили реального пути выхода из перманентного кризиса. Сторонники данных версий, развенчивая либерализм, концепции «возвращения в советское прошлое» и «третьего особенного пути России», выдвигают в качестве альтернативы либо утопический мобилизационный проект, который окончательно подорвет жизненные силы народа, либо полную изоляцию.

Таким образом, конкуренция альтернативных концепций обозначает проблему выработки интегральной идеи, снимающей односторонность и ограниченность существующих. Полагаем, что такая концепция может стать основой консолидации российского общества и идеологическим фундаментом возрождения и процветания нашей страны. Для её выработки необходимо опираться на социокультурные инварианты - духовность, соборность, державность.

Особый акцент необходимо сделать, на наш взгляд, на патриотическом воспитании, так как чувство патриотизма даёт новый импульс духовному оздоровлению молодёжи, выступает проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных и межпоколенных отношений, сохранения национальных ценностей. Реализация естественной потребности молодых людей - быть патриотом выступает как условие их духовного и материального развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной,

национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив её развития в современном мире. По нашему убеждению, сегодня как никогда необходимо создание реального образа России как процветающего, справедливого и уважаемого в мире государства, в котором граждане планируют жизнь своей семьи, детей, внуков на длительную перспективу.

В целом трансформация российских культурных инвариантов обеспечит новую эффективную форму идентичности российской цивилизации и сохранение её единства в многообразии. Таким образом, интеграция принимается не как «всесмещение» культур и религий, а как сближение, сотрудничество, взаимообогащение этнических и культурно-религиозных общностей в рамках единой российской цивилизации. Общецивилизаци-онный российский уровень идентичности не отменяет этнических и религиозных идентичностей, а призван оберегать и защищать их.

Заключение. Резюмируя все вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что глобализация пытается сломить национальную идентичность, растворить её в глобальных процессах экономизации, демократизации, стандартизации культуры, универсализации ценностей и информатизации.

Решение проблемы сохранения культурной идентичности России в условиях глобализации становится решающим фактором не только внутренней, но и внешней политики. Россия может вернуть себе роль ведущей державы в многополярной структуре современных интеграционных процессов только при условии, если вновь обретёт свою идентичность. Проявление чувства национальной гордости при сохранении чувства уважения к культурам других народов, сохранение своих духовных ценностей и культурных традиций и их пропаганда должны стать основой культурной идентификации в мире.

Литература

1. Аполлонов И.А., Тарба И.Д. Национальная идентичность и исторический опыт в контексте глобализации // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2015. №6. С.218-231.

2. Герасимова И.А., Ивахнов В.Ю. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Сервис Plus. 2017. Т.11. №2. С.66-75.

3. Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Глобальные коммуникации и культурно-политическая экспансия // Социально-гуманитарные знания. 2015. №3. С.61-76.

4. Коробейникова Л.А. Глобализация в контексте культурного разнообразия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2018. №30. С.73-80.

5. Косорукова М.И. Культурное наследие России как ресурс её возрождения и развития // Наука и школа. 2013. № 6. С.188-193.

6. Кройтор С.Н. Культурная память как механизм воспроизводства социальных практик // Социологический альманах. 2010. №1. С. 97-105.

7. Панарин А. С. Глобализация как вызов жизненному миру // Вестник РАН. 2014. Т. 74. № 7. С.619-632.

СЕРВИС pius

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

8. Поломошнов А.Ф., Новожилов В.С., Мельникова Л.В. Россия в поиске национальной идеи // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. № 3 (17). Ч. 3. С.28-36.

9. Саакян А.Г. Культурная идентичность в современном российском обществе как объект исследования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т.8. №7. С.88-95.

10. Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. 2015. № 1 (7). С.12-

11. Тужба Э.Н. Культурная глобализация: измерения и эффекты // Научные труды Кубанского государственного технического университета. 2018. №5. С.172-181.

12. Хаджаров, М.Х. Глобальные социокультурные процессы и духовная безопасность России // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. №.3 (178). С.72-83.

13. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. М.: «АСТ№, 2004. 635с.

1. Apollonov I.A., Tarba I.D., National identity and historical experience in the context of globalization. Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, no. 6, 2015, pp.218-231. (In Russ.)

2. Gerasimova I.A., Ivakhnov V. Yu, The problem of preservation of cultural identity in conditions of globalization. Servis plus, vol. 11, no. 2, 2017, pp. 66-76. (In Russ.)

3. Karpuhin O.I., Makarevich E.F., Global communications and cultural political expansion. Socialno-gumanitarnye znaniya, no. 3, 2015, pp.61-76. (In Russ.)

4. Korobeinikova L.A., Globalization in the context of cultural diversity. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kulturologiya iiskusstvovedenie, no. 30, 2018, pp.73-80. (In Russ.)

5. Kosorukova M.I., The culture heritage of Russia as a resource of its renaissance and development. Nauka i shkola, no. 6, 2013, pp.188-193. (In Russ.)

6. Kroitor S.N., Cultural memoir as a mechanism of reproduction of social practices. Sociologicheskii almanah, no. 1, 2010, pp. 97-105. (In Russ.)

7. Panarin A. S., Globalization as a challenge to the world of life. Vestnik RAN, vol. 74, no. 7, 2014, pp.619-632. (In Russ.)

8. Polomoshnov A.F., Novozhilov V.S., Melnikova L.V., Russia in search of a national idea. Vestnik Donskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, no. 3 (17), part 3, 2015, pp.28-36. (In Russ.)

9. Saakyan A.G., Cultural identity in modern Russian society as a research object. Nauchno-tekhnicheskie ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnye i ob-shchestvennye nauki, vol. 8, no. 7, 2017, pp.88-95. (In Russ.)

10. Salihov G. G., The problem of identity in the context of globalization. Vek globalizacii, no. 1 (7), 2015, pp.12-16. (In Russ.)

11. Tuzhba E.N., Cultural globalization: dimensions and effects.Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, no. 5, 2018, pp.172-181. (In Russ.)

12. Hadzharov M.H., Global sociocultural processes and spiritual safety of Russia. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3 (178), 2015, pp.72-83. (In Russ.)

13. Huntington S.P., Who are we? The Challenges To America's National Identity. Moscow: «AST», 2004, 635p. (In Russ.)

16.

References

2019 Vol. 13 Iss. 2

SCIENTIFIC JOURNAL

SERVICE plus

www.philosoph.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.