Научная статья на тему 'Роль государства в повышении эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций'

Роль государства в повышении эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государства в повышении эффективности использования производственного потенциала сельскохозяйственных организаций»

лишь дополнительных текущих затрат. Хотя, для роста фондооснащенности необходимы большие капитальные вложения, окупаемость которых растягивается на несколько лет. Но без прочной технической базы, как показали исследования, и доказывает практика, устойчивого ведения сельскохозяйственного производства добиться невозможно.

Действие факторов со средней степенью влияния по сравнению с активными менее ощутимо, но, тем не менее, значимо. К факторам данной группы относятся: 1) уровень и тип специализации; 2) концентрация посевов сельскохозяйственных культур и поголовья животных; 3) уровень интенсификации отраслей сельского хозяйства.

Положительным моментом в действиях данных факторов является то, что они не требуют значительных дополнительных вложений, а реализуются посредством совершенствования организации производства.

Действие на показатели эффективности пассивных факторов незначительно, основываясь на результатах исследования, к данной группе можно отнести организационно-правовую форму предприятий. Влияние данного фактора усилится лишь тогда, когда будут в полной мере реализованы факторы первых двух групп.

Источники

1. Авраамова Е.Н. Российские предприятия после августовского шока // Вопросы экономики/ Е.Н. Авраамова, И.Б. Гуров. - 1999. - № 10. - С. 98.

2. Бирман В. Диверсификация производства как фактор финансовой устойчивости агропредприятий / В. Бирман, и. Бурейко // Экономист, 2003. - № 5. - С. 76-83.

3. Большаков С.В. Проблемы укрепления финансов предприятия /С.В. Большаков // Финансы, 1999. - № 2. - С. 18.

4. Подъяблонская Л.М. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий / Л.М. Подъяблонская, К.К. Поздняков // Финансы, 2000. № 12. -С. 18-20.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.Ю. Хэ, асп. Алтайский государственный аграрный университет, Г.М. Гриценко, д.э.н., проф., зам. дир. Алтайского фил. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства, зав. каф. Алтайского ГАУ

В рамках реализации задач национальной аграрной политики Правительством Российской Федерации в последние годы принимаются меры по устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Предпринятые в 2006-2007 гг. меры и благоприятная конъюнктура на мировом и отечественном рынках в этот период способствовали укреплению производственного потенциала.

Основным инструментом аграрной политики в настоящее время является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в которую трансформировался приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Она определяет приоритеты, цели и направления развития сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период.

К основным приоритетам в программе отнесены:

- устойчивое развитие сельских территорий;

- создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

- развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

- регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Госпрограмма не предусматривает отмену принятого Правительством программно-целевого подхода и поэтому ее составной частью стали федеральные и ведомственные целевые программы.

Федеральные:

- «Социальное развитие села до 2010 года»;

- «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».

На их основе в каждом регионе разработаны свои целевые и ведомственные программы.

В частности в Алтайском крае:

- «Создание единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008-2010 гг.)»;

- «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы»;

- «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 гг.»;

- «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008-2010 гг.»;

- «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 гг.».

Предусмотрены ведомственные аналитические программы.

В связи с тем, что сельское хозяйство занимает приоритетное место в экономике Алтайского края, его доля в валовом региональном продукте и в расчете на душу населения в регионе производится больше, чем в среднем по стране, зерна - в 2,7 раза, молока - в 2,2 раза, мяса - в 1,9 раза, что позволяет в достаточных объемах обеспечить пищевую и перерабатывающую промышленность сырьем, а население региона - качественными продуктами питания, а также вывозить их за пределы края.

При сохранении сложившегося уровня эффективности сельского хозяйства возможности его развития будут недостаточными для повышения уровня жизни сельского населения, устойчивого воспроизводства материально-технического, кадрового и природно-экологического потенциала.

В данной ситуации государственная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий функционирования субъектов отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов сельхозорганизаций.

Технологическое и техническое переоснащение сельскохозяйственных организаций в Алтайском крае осуществляется за счет собственных средств -амортизационных отчислений, прибыли, инвестиций и других источников. Однако у большинства производителей их недостаточно.

Низкие темпы обновления, опережение выбытия техники над ее приобретением, на наш взгляд, объясняются сложившимся диспаритетным соотношением цен и их динамики на реализованную

и приобретенную сельскохозяйственными организациями продукцию и услуги.

Обеспеченность хозяйств края основными видами сельскохозяйственной техники в среднем составляет 40-51% от нормативной потребности. Нагрузка на технику в 2-3 раза превышает нормативную. Высокая степень износа сельхозмашин не позволяет своевременно и качественно проводить весь комплекс сельскохозяйственных работ [2].

Основной акцент государственной поддержки сельского хозяйства из регионального бюджета сделан на развитие племенной базы, техническое перевооружение и гашение задолженности сельхозтоваропроизводителям края за полученные из Рос-резерва ГСМ.

В целях технического переоснащения существующего парка сельскохозяйственных машин в 2005 г. была принята краевая целевая программа «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края» на 2006-2010 гг., в рамках которой в 2006-2007 гг. выделено 314,8 млрд руб. Что позволило повысить уровень технической оснащенности отрасли на 26%. Насколько это сопоставимо с суммой вложенных средств - остается вопросом.

В целом за 2003-2007 гг. в отрасль направлено 5398111 млн руб. из краевого бюджета.

Основное внимание государства на федеральном уровне уделено субсидиям на дизельное топливо, на капитальные вложения, на возмещение страховых взносов по договорам страхования урожая и др. В этот же период в сельское хозяйство Алтайского края направлено 11987194 млн руб. Таким образом, в целом на поддержку сельского хозяйства Алтайского края выделено 17385305 млн руб. [1].

За период 2003-2007 гг. эффективность сельскохозяйственного производства имела тенденцию к увеличению, так в среднем урожайность увеличилась на 5-20% по видам сельскохозяйственных культур, продуктивность сельскохозяйственных животных на 1015%, а производительность труда 5-15% [3]. В среднем за год, показатели эффективности увеличились лишь на 3-5%, что не соизмеримо с вкладываемыми средствами. То есть темпы повышения эффективности производства ниже темпов прироста инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что средств вкладываемых государством в развитие отрасли сегодня не достаточно для улучшения ситуации которая сложилась в сельском хозяйстве.

Это объясняется тем, что ряд причин сдерживающих развитие отрасли до настоящего времени не решены:

- диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

- нестабильность агропродовольственного

рынка;

- ограниченность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

- слабо развитом страхование рисков в сельском хозяйстве, дефицит квалифицированных кадров, как менеджеров, так и работников массовых профессий;

- не целевое использование бюджетных средств.

Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо:

- обеспечить на федеральном уровне паритет цен, государственный закуп продукции по твердым ценам;

- своевременная выплата субсидий, увеличение ставок субсидирования;

- более четкие, более простые правила игры с безусловным обеспечением, как по цифрам, так и по структурам преемственности ежегодно;

- увеличить сроки кредитования, особенно на реконструкцию, модернизацию. Определенных программой 8 лет мало из-за проблем со сбытом продукции у товаропроизводителей;

- в пределах региона должна формироваться стратегия закупок и формирования цен. Это является одной из позиций, на основании которой можно управлять отраслью.

Источники

1. Данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

2. Техническое обеспечение сельхозорганизаций Алтайского края - один из факторов стабилизации агропроизводства. 2003-2007: Анал. зап./ В. М. Мочалов, Г. А. Про-копова, Н. Н. Дерюга; под ред. В. М. Мочалова: Территориальный орган Федер. службы гос. стат. по Алтайскому краю. - Б., 2008. - 84 с.

3. Алтайский край в цифрах. 2003-2007: Стат.сб./ Территориальный орган Федер. службы гос. стат. по Алтайскому краю. - Б., 2008. - 294 с.

ДОСТУПНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

К РЕСУРСАМ РАЗВИТИЯ

Н.П. Брозгунова, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве

(Научный руководитель д.э.н, проф., гл. науч. сотр. В.И. Кудряшов)

Улучшение доступа крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным, материально-техническим, финансово-кредитным, информационным ресурсам является на сегодняшний день одним из необходимых условий их дальнейшего становления и развития. Но среди них, как известно, первоосновой являются земельные ресурсы, которые позволяют этим хозяйствам наращивать и расширять производство, в чем убеждает опыт Петровского района Тамбовской области.

Общая площадь земли, находящаяся в распоряжении фермеров Петровского района составляла на начало 2009 г. 60859 га, в том числе сельхозугодий 60218 га (98,9%), пашни - 54434 га

(89,5%). Численность крестьянских (фермерских) хозяйств в 2008 г. - 225 единиц, то есть в среднем на одно хозяйство приходилось 270 га земли. Земельные ресурсы К(Ф)Х ежегодно увеличиваются. Так с 2006 г. общая площадь их сельскохозяйственных угодий выросла на 6,5%. (табл. 1).

Увеличение земельных площадей происходило, в основном, за счет аренды (табл. 2). Собственниками земельных угодий является лишь та часть фермеров, чьи хозяйства были образованы в начале 1990-х гг., когда земельные доли выделялись им в собственность, а также пожизненно наследуемое владение и в постоянное (бессрочное) пользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.