Научная статья на тему 'Доступность крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области к ресурсам развития'

Доступность крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области к ресурсам развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доступность крестьянских (фермерских) хозяйств Тамбовской области к ресурсам развития»

и приобретенную сельскохозяйственными организациями продукцию и услуги.

Обеспеченность хозяйств края основными видами сельскохозяйственной техники в среднем составляет 40-51% от нормативной потребности. Нагрузка на технику в 2-3 раза превышает нормативную. Высокая степень износа сельхозмашин не позволяет своевременно и качественно проводить весь комплекс сельскохозяйственных работ [2].

Основной акцент государственной поддержки сельского хозяйства из регионального бюджета сделан на развитие племенной базы, техническое перевооружение и гашение задолженности сельхозтоваропроизводителям края за полученные из Рос-резерва ГСМ.

В целях технического переоснащения существующего парка сельскохозяйственных машин в 2005 г. была принята краевая целевая программа «Техническое перевооружение сельского хозяйства Алтайского края» на 2006-2010 гг., в рамках которой в 2006-2007 гг. выделено 314,8 млрд руб. Что позволило повысить уровень технической оснащенности отрасли на 26%. Насколько это сопоставимо с суммой вложенных средств - остается вопросом.

В целом за 2003-2007 гг. в отрасль направлено 5398111 млн руб. из краевого бюджета.

Основное внимание государства на федеральном уровне уделено субсидиям на дизельное топливо, на капитальные вложения, на возмещение страховых взносов по договорам страхования урожая и др. В этот же период в сельское хозяйство Алтайского края направлено 11987194 млн руб. Таким образом, в целом на поддержку сельского хозяйства Алтайского края выделено 17385305 млн руб. [1].

За период 2003-2007 гг. эффективность сельскохозяйственного производства имела тенденцию к увеличению, так в среднем урожайность увеличилась на 5-20% по видам сельскохозяйственных культур, продуктивность сельскохозяйственных животных на 1015%, а производительность труда 5-15% [3]. В среднем за год, показатели эффективности увеличились лишь на 3-5%, что не соизмеримо с вкладываемыми средствами. То есть темпы повышения эффективности производства ниже темпов прироста инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что средств вкладываемых государством в развитие отрасли сегодня не достаточно для улучшения ситуации которая сложилась в сельском хозяйстве.

Это объясняется тем, что ряд причин сдерживающих развитие отрасли до настоящего времени не решены:

- диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

- нестабильность агропродовольственного

рынка;

- ограниченность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

- слабо развитом страхование рисков в сельском хозяйстве, дефицит квалифицированных кадров, как менеджеров, так и работников массовых профессий;

- не целевое использование бюджетных средств.

Для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо:

- обеспечить на федеральном уровне паритет цен, государственный закуп продукции по твердым ценам;

- своевременная выплата субсидий, увеличение ставок субсидирования;

- более четкие, более простые правила игры с безусловным обеспечением, как по цифрам, так и по структурам преемственности ежегодно;

- увеличить сроки кредитования, особенно на реконструкцию, модернизацию. Определенных программой 8 лет мало из-за проблем со сбытом продукции у товаропроизводителей;

- в пределах региона должна формироваться стратегия закупок и формирования цен. Это является одной из позиций, на основании которой можно управлять отраслью.

Источники

1. Данные Главного управления сельского хозяйства Алтайского края.

2. Техническое обеспечение сельхозорганизаций Алтайского края - один из факторов стабилизации агропроизводства. 2003-2007: Анал. зап./ В. М. Мочалов, Г. А. Про-копова, Н. Н. Дерюга; под ред. В. М. Мочалова: Территориальный орган Федер. службы гос. стат. по Алтайскому краю. - Б., 2008. - 84 с.

3. Алтайский край в цифрах. 2003-2007: Стат.сб./ Территориальный орган Федер. службы гос. стат. по Алтайскому краю. - Б., 2008. - 294 с.

ДОСТУПНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

К РЕСУРСАМ РАЗВИТИЯ

Н.П. Брозгунова, асп. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве

(Научный руководитель д.э.н, проф., гл. науч. сотр. В.И. Кудряшов)

Улучшение доступа крестьянских (фермерских) хозяйств к земельным, материально-техническим, финансово-кредитным, информационным ресурсам является на сегодняшний день одним из необходимых условий их дальнейшего становления и развития. Но среди них, как известно, первоосновой являются земельные ресурсы, которые позволяют этим хозяйствам наращивать и расширять производство, в чем убеждает опыт Петровского района Тамбовской области.

Общая площадь земли, находящаяся в распоряжении фермеров Петровского района составляла на начало 2009 г. 60859 га, в том числе сельхозугодий 60218 га (98,9%), пашни - 54434 га

(89,5%). Численность крестьянских (фермерских) хозяйств в 2008 г. - 225 единиц, то есть в среднем на одно хозяйство приходилось 270 га земли. Земельные ресурсы К(Ф)Х ежегодно увеличиваются. Так с 2006 г. общая площадь их сельскохозяйственных угодий выросла на 6,5%. (табл. 1).

Увеличение земельных площадей происходило, в основном, за счет аренды (табл. 2). Собственниками земельных угодий является лишь та часть фермеров, чьи хозяйства были образованы в начале 1990-х гг., когда земельные доли выделялись им в собственность, а также пожизненно наследуемое владение и в постоянное (бессрочное) пользование.

Таблица 1- Наличие земельных ресурсов К(Ф)Х в Петровском районе ________(по данным Управления сельского хозяйства района)_________

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Отношение 2008 г. к 2004 г., %

Численность К(Ф)Х 268 207 207 223 225 84

Общая земельная площадь, га 62929 71677 57117 58835 60859 96,7

Приходится в среднем на одно хозяйство всей земли, га 227 346 276 264 270 119

В том числе: сельхозугодия 225 343 273 261 268 98

пашня 221 338 268 253 244 91

Таблица 2- Наличие земельной площади в К(Ф)Х Петровского района по формам собственности, га (по данным Территориального отделения управления Роснедвижимости)

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

га % га % га % га %

Общая земельная площадь 71677 100 57117 100 58835 100 60859 100

В том числе:

закрепленная в собственность 5471 7,6 5471 9,6 5471 9,3 5471 8,9

пожизненно наследуемое владение 1559 2,2 1559 2,7 1559 2,6 1559 2,6

выделенная в постоянное (бессрочное)пользование 89 0,1 89 0,2 89 0,1 89 0,1

арендованная из фонда перераспределения 6571 9,2 6571 11,5 5953 10 5953 9,8

аренда паев у собственников 57987 80,9 43427 76,0 45763 78 47787 79

Сегодня процесс приобретения земли в собственность стал более материально- и трудозатратным, и хотя механизм купли-продажи земли прописан, но он до сих пор остается достаточно сложным для фермера. Очевидным является и тот факт, что фермеры не стремятся покупать землю из-за низкого уровня жизни на селе, а также из-за нестабильного положения крестьянского сектора. Поэтому для ведения производства они, в основном, продолжают арендовать земельные угодья.

Одним из аргументов незаинтересованности фермеров в покупке земли является то, что с позиции привлечения кредитных ресурсов она не дает им никакой выгоды, так как банковские структуры не рассматривают ныне земельные ресурсы в качестве основной залоговой базы. Поэтому, для улучшения доступности крестьянских хозяйств к кредитным ресурсам банкам необходимо рассматривать в качестве залога стоимость земельных ресурсов, нахо-

дящихся в собственности К(Ф)Х.

Таким образом, финансово-кредитные ресурсы становятся для крестьянских хозяйств важным условием их дальнейшего становления и развития.

По данным отделения ОАО «Россельхозбанк», находящегося в с. Петровское, в 2008 г. крестьянским (фермерским) хозяйствам было выдано 13 кредитов на сумму 21048,45 тыс. руб. (табл. 3).

Необходимо отметить тот факт, что все выданные банком кредитные средства получены, в основном, крупными и средними фермерскими хозяйствами. Поэтому, для улучшения доступа к кредитным ресурсам малым крестьянским хозяйствам необходимо: снизить процентные ставки по кредиту; увеличить государственное субсидирование кредитов; расширить спектр залогового обеспечения по кредиту для малых хозяйств, включив в него стоимость земельных ресурсов.

Таблица 3- Крестьянские (фермерские) хозяйства Петровского района, получившие кредиты в ОАО ___________«Россельхозбанк» в 2008 г. (по данным Тамбовского регионального филиала)__________

Группы К(Ф)Х по целевому назначению кредитов Количество хозяйств в группе Размер земельных угодий в среднем на 1 К(Ф)Х, га Количе- ство кредитов Сумма кредита в среднем на 1 хозяйство, тыс. руб. Залоговое обеспечение

На посевные работы 8 776,5 9 676,25 сельхозтехника

На сельхозтехнику 2 2459,5 4 7819,45 сельхозтехник, здание

Таблица 4 - Динамика наличия технических ресурсов К(Ф)Х Петровского района ______________(по данным администрации Петровского района)_______________

Вид техники 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2004 г., ед. 2008 г. к 2004 г., %

Трактора 286 315 338 342 354 68 23

Комбайны 100 108 115 121 129 29 29

Автомобили 124 131 134 135 137 13 10

Эффективное фермерское производство, как известно, невозможно без технических ресурсов. В Петровском районе фермеры стараются активно их приобретать (табл. 4).

Как видим, численность тракторов за последние пять лет увеличилась в среднем на 23%, комбайнов -на 29%, автомобилей - на 10%, что свидетельствует о некотором улучшении доступности приобретения техники.

Покупка новой техники весьма дорога, ее приобретают преимущественно крупные высокоэффективные К(Ф)Х. В то же время, прослеживается тенденция улучшения доступности приобретения технических ресурсов через различные схемы и каналы: кредит, лизинг, приобретение с рассрочкой платежа «по схеме 30/70».

Условия лизингового контракта большинство фермеров считают достаточно приемлемыми, ведь

приобретение новейшей техники в рассрочку на пять-семь лет, без повышения ее стоимости, весьма выгодное условие. Недостатком же является то, что воспользоваться лизингом под силу лишь тем фермерам, которые имеют в собственности новую технику (не старше трех лет) для сдачи ее под залог лизинговой компании. Именно это условие не позволяет большому числу глав средних и мелких фермерских хозяйств использовать этот канал приобретения технических средств как основной. Посредством лизинга фермерами Петровского района в 2004-2006 гг. было приобретено 12 единиц различной техники.

Однако на сегодняшний день большая часть фермеров Петровкого района отказываются от приобретения техники по лизингу, так как в 2007 г. прекратила действовать областная корпорация, обеспечивающая исполнение лизингового контракта, и фермерам было предложено погасить стоимость техники с прибавочной стоимостью. Основная масса фермеров все же успела расплатиться за технику, но, на сегодняшний день в районе четыре хозяйства продолжают вести судебное разбирательство с руководством областной корпорации, не соглашаясь выплачивать прибавочную стоимость, составляющую около миллиона рублей. Например, К(Ф)Х Раева Б.И. не выплатило ее за приобретенный комбайн «ДОН-1500» стоимостью 6200 тыс. руб.

В 2004 г. межфермерским кооперативом «Ма-тыра» (глава К(Ф)Х В.И. Сорокин) по лизину был куплен комбайн «Енисей» стоимостью 2400 тыс. руб. на пять лет. В 2005 г. этим же хозяйством по лизингу был куплен трактор МТЗ-80 стоимостью 400 тыс. руб. с рассрочкой платежа сроком на пять лет. Глава К(Ф)Х «Гридневы» купил по лизингу в 2005 г. два комбайна ДОН-1500 стоимостью 6200 тыс. руб., и трактор «Белорус -1221» стоимостью 1100 тыс. руб. На сегодняшний день их стоимость полностью погашена.

Как видно из приведенных примеров, посредством лизинга фермеры получили возможность приобретать новейшие и весьма дорогостоящие технические средства, покупка которых за полную стоимость им не представлялась возможным. Поэтому, если бы механизм лизинга был бы более совершенным, то популярность и востребованность лизинга была бы значительно выше.

С 2006 г. главы К(Ф)Х начали приобретать технику непосредственно у завода-производителя через организацию посредника «Тамбовагропом-комплект» по схеме «30/70». Суть ее сводится к тому, что при внесении фермером 30% стоимости купленной в данной организации техники он получает ее в собственность, а остальные 70% денежных средств за фермера оплачивает банк, как правило, ОАО «Россельхозбанк». Данная схема приобретения технических ресурсов очень выгодна, поэтому все большее количество фермеров в ней заинтересованы. Так, например, фермер Казанцев А.М. в 2006 г. приобрел по данному каналу комбайн «НИВА-ВЕКТОР» стоимостью 1700 тыс. руб. В К(Ф)Х «Гридневы» в 2007 г. было приобретено по данной схеме весьма дорогостоящая техника: свеклоуборочный комбайн «Холмер» за 14000 тыс. руб., комбайн «АКРОС» стоимостью 3300 тыс. руб., трактор «Белорус-1221» стоимостью 1100 тыс. руб. и др. В 2008 г. приобретение техники происходило только за наличные денежные средства, взятые в кредит в ОАО «Россельхозбанк». Фермеры считают это более надежным и оправданным способом приобретения технических средств.

Итак, в последние три года в Петровском районе наблюдается тенденция улучшения доступа К(Ф)Х к земельным, финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам. И этот процесс продолжает усиливаться. Но акцент здесь надо сделать на интересы средних и мелких фермеров, учитывая возможности и особенности их производства.

ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Р.И. Шукшин, асп., А.В. Шатова, к.э.н., доц., зав. каф. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Земельные отношения в сельском хозяйстве России в настоящее время связаны с проблемами переходного института в землепользовании - института земельных долей, который существует более 15 лет, создавая нестабильность условий функционирования сельскохозяйственных организаций. Так, по последним отчетным данным Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в соб-

ственности юридических лиц находится лишь 1,7% земель от площади земель сельскохозяйственного назначения. В Пензенской области уровень данного показателя составляет 2,6% (табл. 1).

Отсутствие права собственности на основной производственный ресурс - землю - негативно отражается на кредитоспособности и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов.

Таблица 1 - Структура земель сельскохозяйственного назначения (на 01.01.2008 г.)

Показатели Российская Федерация, млн га Приволжский ФО, млн га Пензенская область, тыс. га

Общая площадь по всем категориям земель 1709,8 103,7 4335,2

Площадь земель сельскохозяйственного назначения 403,2 59,6 3075,3

В том числе:

в собственности юридических лиц 6,8 2,1 78,5

в собственности граждан, в том числе: 121,6 32,5 1860,2

земельные доли, из них: 108,9 30,6 1739,7

невостребованные 27,8 6,1 402,5

Удельный вес земельных долей в площади земель сельскохозяйственного назначения, % 27,0 51,3 56,6

Удельный вес невостребованных земельных долей в общей площади всех земельных долей, % 25,5 19,9 23,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.