конвенции нельзя рассматривать вне тесной связи с прецедентным правом Европейского суда по правам человека.
В прецедентном праве Европейского суда по правам человека установлена связь между статьями 8 и 10 Конвенции [6, с. 22]. Как утверждает Комиссия, «концепция частной жизни по статье 8 включает также в определенной степени право на установление и поддержание отношений с другими людьми в целях реализации личности». Эти два элемента права на частную жизнь не упомянуты в статье 8. Однако в пункте 2 статьи 10 имеется прямая ссылка на эти два элемента как на основания для ограничения свободы слова - на защиту репутации и предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально. Конфиденциальной информацией является: информация и документы, касающиеся личности человека; информация о частной жизни человека; переписка и телефонные разговоры человека [7].
Конвенция предусматривает право на свободу выражения мнения, право на свободу информации, упомянутые в статье 10, как общую систему тесно взаимосвязанных друг с другом прав [8, с. 54]. Несмотря на то, что статья 10 называется «Свобода выражения мнения», и право на информацию определяется как часть такой свободы, свобода информации в широком смысле охватывает свободу слова и свободу выражения мнения, а также право на получение информации. Но эти права и свободы человека часто пересекаются.
Список литературы
1. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: МНИМП, 1998. 225 с.
2. Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека: Практика и комментарии. М.: Права человека, 1997. 194 с.
3. Медисон. Международно-правовые документы в области средств массовой информации. Мн., 1999. 145 с.
4. Маковей М., Чефранова Е.А. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Статья 10. Право на свободу выражения своего мнения. М., 2001. 168 с.
5. Thomas I. Emerson. Legal Foundations of the Right to Know. Washington University Law Quarterly. Volume, 1976. Number 1.
6. Leander V. Sweden. Application no: 9248/81, 26 March 1987.
7. Chauvy V. France. Application no: 64915/01, 29 June 2004.
8. Weber and Saravia v. Germany. Application no: 54934/00, 29 June 2006.
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ Яковлев В.Ю.
Яковлев Виталий Юрьевич - магистрант, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрены роль государства и его органов в сфере осуществления несовершеннолетними личных неимущественных прав. Проанализированы обязанности государства, цели государственной политики по защите личных неимущественных прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: роль государства, осуществление несовершеннолетними личных прав, государственная политика, полномочия государственных органов.
Важное значение в сфере реализации и защиты личных неимущественных прав несовершеннолетних имеют государство и его органы разных уровней. В силу невозможности несовершеннолетним осуществлять большинство прав, на государство и государственные органы возлагается обязанность по осуществлению и защите таких прав в соответствии с законодательством.
Согласно Конституции РФ и общепризнанным нормам и принципам международного права, в Российской Федерации гарантируются и признаются права и свободы человека и гражданина, являются обязанностью государства по защите и реализации таких прав1. Можно сделать вывод, что понятие «человек» подразумевает полный цикл жизни, начиная от рождения до смерти, поэтому нужно обратить внимание на менее уязвимое лицо, т.е. не достигшее совершеннолетия. Так, в Конвенции о правах ребенка сказано, что несовершеннолетний, ввиду его умственной и физической незрелости нуждается в охране и заботе, которая включает правовую защиту как до, так и после рождения. Отсюда можно сделать вывод, что несовершеннолетний - лицо, нуждающееся в особой заботе и защите со стороны государства и его государственных органов.
Любое ущемление прав личности в правовом государстве недопустимо, поэтому принцип соблюдения прав и свобод человека требует от государства и его органов воздерживаться от любых возможных действий, которые нарушают или ущемляют права, свободы и интересы, а также создавать юридические и фактические условия для реализации таких прав.
Защита прав и свобод человека и гражданина предполагает деятельность специальных органов государства восстановлению нарушенных прав личности и осуществлению таких мер, которые будут препятствовать их нарушению.
Правовое регулирование прав несовершеннолетних осуществляется гражданским, семейным и другими отраслями законодательства, которые базируются на международных и конституционных нормах. Основополагающие принципы и направления государственной политики в интересах несовершеннолетних обозначены на федеральном уровне.
На федеральном уровне установлены основополагающие принципы и руководящие направления государственной политики в интересах детей. Так, в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» перечислены основные принципы и цели государственной политики в интересах несовершеннолетних: 1) осуществление прав несовершеннолетних, предусмотренных Конституцией РФ; 2) упрочение основных гарантий прав и интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; 3) недопущение дискриминации при осуществлении прав несовершеннолетних.
Также возлагается обязанность государства на оказание содействия физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию несовершеннолетнего, воспитание в них гражданственности и патриотизма, а также реализация личности несовершеннолетнего в интересах общества и в соответствии с традициями народов РФ, достижениями мировой и российской культуры. Только так несовершеннолетний сможет стать развитой личностью.
Следующей целью государственной политики в отношении несовершеннолетних является их защита от негативных факторов, которые влияют на их всеобщее развитие2. Такие меры могут осуществляться как на отдельных лицах, так и на всё
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС КонсультантПлюс, 2017.
2 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в
57
население в целом. Огромную роль в отношении осуществления несовершеннолетними личных неимущественных прав играет ответственность лиц, осуществляющих его права.
Стоит отметить и Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 - национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Она требует обратить внимание на разработку мер по обеспечению выплат алиментов, достаточных для содержания детей, чтобы уменьшить долю несовершеннолетних, которые не получают алименты в полном объеме. В национальной стратегии определены меры, которые направлены на создание дружественного к несовершеннолетнему правосудия, основными элементами и принципами которого являются незамедлительное принятие решений, направленные на обеспечение прав, интересов и потребностей несовершеннолетнего; уважение достоинства и личности ребенка, его семейной и частной жизни; защиту прав и развитие несовершеннолетнего.
Государство не может, к сожалению, обеспечить эффективное осуществление несовершеннолетними личных неимущественных прав. Такое положение можно объяснить, прежде всего, тем, что государство не может обеспечить контроль за осуществлением несовершеннолетним прав до выявления их нарушения и не может урегулировать все отношения, связанные с участием несовершеннолетнего. В таком случаи необходимо исключить «тотальный» контроль государства за родителями и иными лицами, участвующих в воспитании несовершеннолетнего, а с другой стороны нужно исключить такие ситуации, которые бы нарушали права несовершеннолетнего. Поэтому законодательство не закрепляет того, как нужно воспитывать несовершеннолетнего, но указывает на такие действия, которые недопустимы.
Современное семейное законодательство регулирует отношения, возникающие в семье, и исходит из необходимости укрепления и построения отношений в семье, которые основываются на взаимном уважении всех членов семьи по отношению друг к другу.
Если при осуществлении родителями или законными представителями своих прав и обязанностей в отношении несовершеннолетнего всячески нарушаются или не соблюдаются в полном объеме права и интересы несовершеннолетнего, то в соответствии со ст. 56 СК РФ он имеет право на защиту государства в лице компетентных органов.
К органам, которые осуществляют защиту прав несовершеннолетних, следует отнести: органы опеки и попечительства, прокурор, суд, другие государственные органы, которые действуют в пределах своей компетенции, должностные лица организаций и иных граждан, которым известно об угрозе здоровью и жизни несовершеннолетнего и о нарушении его прав и законных интересов. Они обязаны принять необходимые меры по защите прав и интересов несовершеннолетних.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС КонсультантПлюс, 2017.
2. Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.
3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СПС КонсультантПлюс, 2017.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 №124-ФЗ // СПС Консультант плюс, 2017.
5. Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Гос-во и право, 2006. № 6.
интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СПС КонсультантПлюс, 2017.
58
6. Серебрякова А.А. Государственные гарантии реализации прав ребенка в Российской Федерации // Вопросы ювенальной юстиции, 2014. № 3. С. 20-22.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ЗАЩИТУ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Яковлев В.Ю.
Яковлев Виталий Юрьевич - магистрант, кафедра права, Институт социально-гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассмотрены актуальные проблемы и перспективы совершенствования законодательства, регламентирующего защиту личных неимущественных прав несовершеннолетних. Проанализированы обязанности государства в сфере обеспечения защиты личных прав несовершеннолетних. Ключевые слова: проблемы личных прав несовершеннолетних, совершенствование законодательства, обеспечение защиты прав несовершеннолетних, перспективы совершенствования законодательства.
Несмотря на все усилия, прикладываемые государством и международным сообществом, несовершеннолетние лица остаются одной из самых социально незащищенных категорий населения в современном обществе. Рассматривая различные взаимодействия несовершеннолетнего с определенными правоотношениями, можно выявить их несовершенство, проблемы, а в некоторых случаях даже противоречия.
Современные юристы, социологи, психологи и педагоги рассматривают одну из причин кризиса семьи и детства на современном этапе развития страны отсутствие целостной системы защиты прав несовершеннолетних. Международные документы в сфере защиты прав несовершеннолетних содержат нормы, которые учитывают почти все моменты, связанные с положением и жизнью несовершеннолетнего в обществе. Основной идеей Конвенции «О правах ребенка» является наилучшее обеспечение интересов несовершеннолетнего.
В Конвенции отражены правовые нормы ответственности государства, создан механизм контроля, определены права несовершеннолетних в его взаимодействии с обществом1. Согласно взятым на себя международным обязательствам привести национальное законодательство в соответствии с международным.
Определены основные направления государства в области защиты прав и интересов несовершеннолетних: 1. охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни несовершеннолетних; 2. обеспечение качественного образования и воспитания несовершеннолетних; 3. улучшение экономических условий жизнедеятельности несовершеннолетних; 4. повышение эффективности государственной системы поддержки несовершеннолетних, которые находятся в особо сложных обстоятельствах.
Государством обеспечивается информированность несовершеннолетних о принадлежащих им правах, созданы государственные учреждения и институты для оказания помощи реализации прав несовершеннолетними (Уполномоченный по
1 Конвенция «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июля 1990 г. // СПС КонсультантПлюс, 2017.