Научная статья на тему 'Понятие и классификация семейных личных неимущественных прав ребенка'

Понятие и классификация семейных личных неимущественных прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3343
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА РЕБЕНКА / ЛИЧНОЕ НЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ПРАВО / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИЧНЫХ ПРАВ РЕБЕНКА / RIGHTS OF THE CHILD / PERSONAL NON-PROPERTY RIGHT / CHILD RIGHTS CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темникова Наталия Александровна

Проводится анализ понятия «семейные личные неимущественные права ребенка» и их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination and classification of family personal non-property rights of the child

In the present period the issues of the rights of children, the protection of the child in the family, and the others are in the field of constant interest of the legal science. In this article the author carries out the legal analysis of the personal non-property rights of the child and classifies it's.

Текст научной работы на тему «Понятие и классификация семейных личных неимущественных прав ребенка»

УДК 347.63

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА

DETERMINATION AND CLASSIFICATION OF FAMILY PERSONAL NON-PROPERTY RIGHTS OF THE CHILD

Н.А. ТЕМНИКОВА (N.A. TEMNIKOVA)

Проводится анализ понятия «семейные личные неимущественные права ребенка» и их классификация.

Ключевые слова: права ребенка, личное неимущественное право, классификация личных прав ребенка.

In the present period the issues of the rights of children, the protection of the child in the family, and the others are in the field of constant interest of the legal science. In this article the author carries out the legal analysis of the personal non-property rights of the child and classifies it's.

Key words: rights of the child, personal non-property right, child rights classification.

Правовое понятие «ребенок» охватывает социальную группу, в которую входят лица, не достигшие возраста 18 лет. По причине неполной дееспособности, зависимости от взрослых дети находятся в объективно неравном положении по сравнению с другими гражданами. Большинство семейных прав, носителем которых является ребенок, являются личными неимущественными правами, что соответствует довольно распространенной научной точке зрения, согласно которой отраслевую специфику семейного права составляет, в том числе, предмет правового регулирования, в котором доминируют личные неимущественные отношения [1]. Неимущественные права ребенка обеспечивают автономию, социализацию, реализацию его личности и защиту его прав и интересов.

В научных трудах советских и российских правоведов личные права рассматриваются в широком смысле (любое субъективное право лица) и в узком смысле (особая группа, отличающаяся от экономических, политических) [2].

В литературе традиционно выделяют следующие признаки личных неимущественных прав, не связанных с имущественными: 1) они не имеют экономического содержа-

ния, не связаны с имущественными интересами субъекта и не обусловлены ими; 2) неотделимы от личности субъекта, неразрывно связаны с ним и не подлежат в какой бы то ни было форме отчуждению [3]; 3) направлены на выявление и развитие индивидуальности [4] лица; 4) появляются у человека в момент рождения и неразрывно связаны с ним на протяжении всей жизни: право констатирует их наличие и признает свободу индивида определять свое поведение в индивидуальной жизнедеятельности по своему усмотрению [5]; 5) по своей структуре личные неимущественные отношения принадлежат к числу абсолютных: управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц [6].

Так как «правовое отношение юридически закрепляет, конкретизирует общественные отношения, в силу небезразличия государства к этому отношению» [7], закрепление в законе права на жизнь, здоровье, имя и т. п. означает признание государством необходимости юридического урегулирования общественных отношений, возникающих между индивидами, каждый из которых обладает вышеназванными благами с целью гармонизации личных и общественных интересов.

© Темникова Н.А., 2010

Жизненная потребность ребенка в заботе, уходе существует независимо от её правового закрепления. Л.Ю. Михеева справедливо полагает, что право на жизнь предполагает не только невозможность убийства, но и обеспечение человеку возможности выживания [8], обосновывая закрепление в Конституции Российской Федерации такое право, как право на социальную заботу [9]. Исходя из абсолютной беспомощности ребенка до определенного возраста, среди благ, обладание которыми является его насущной потребностью и условием существования, на взгляд автора, следует выделять также наличие семьи как естественной биологической и социальной среды для ребенка и получение необходимого уровня заботы о физическом и психическом благополучии и воспитания, важных для выживания и интеграции в социум, чтобы он мог быть воспитан среди себе подобных, в семейной атмосфере, и получил требующийся для дальнейшей жизни комплекс познаний [10].

Ряд неимущественных прав ребенка может существовать только в правовой форме (например, право ребенка на представительство своих интересов, которое непосредственно связано с существующими в данном государстве правилами осуществления правосудия, совершения сделок и иных юридически значимых действий). Однако они также связаны с осуществлением заботы о ребенке.

Личные неимущественные права ребенка разнообразны, и большинство из них реализуются не в семейных, а в иных по отраслевой принадлежности правоотношениях. Система личных прав ребенка в Российской Федерации определяется следующими составляющими:

во-первых, нормами международного права, поскольку в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Ребенку с рождения принадлежат неотчуждаемые права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, содержащимися в Международном Билле о правах человека [11], Конвенции о защите прав человека и основных свобод [12], в других конвенциях, протоколах

и декларациях, в совокупности составляющих международные стандарты прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся неотчуждаемые, внетерриториальные и вненациональные [13] права, составляющие «стержень гуманитарной мысли и гуманитарного движения» [14] (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства и доброго имени, право на свободу мысли и слова, право на объединение, право собираться мирно, без оружия, право проводить собрания, митинги и другие права).

Следующий блок норм международного права составляют нормы Конвенции ООН о правах ребенка, в которой за ребенком признаются также специальные права, обеспечивающие его нормальное развитие, становление личности, социальную адаптацию, вовлечение в общественную жизнь;

во-вторых, нормами Конституции РФ, декларирующими основные права и обязанности граждан и определяющими основы правового статуса гражданина в России;

в-третьих, отраслевыми нормами СК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормативных актов Российской Федерации. Большинство норм Конвенции о правах ребенка, провозглашающих его семейные права, инкорпорированы в СК РФ, в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», устанавливающий цели государственной политики по охране прав ребенка, определяющий полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов федерации, основные меры по защите прав детей.

Перечень прав ребенка в Конвенции о правах ребенка, СК РФ довольно обширен: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на их заботу, на совместное с ними проживание, на воспитание своими родителями, на общение с обоими родителями, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, на защиту прав и законных интересов и т. д.

Носят ли все эти права самостоятельный характер или ряд из них представляют собой правомочия в составе других прав?

Получение воспитания предполагает привитие ребенку необходимых для жизни в

обществе качеств, навыков и умений [15]. Процесс воспитания предполагает, во-первых, обязательное общение ребенка не только с родителями, но и с другими родственниками; во-вторых, уход и постоянное целенаправленное воздействие на ребенка возможно только при условии его совместного проживания с воспитателем. Заботу о ребенке и его воспитание трудно разделить, так как они представляют собой совокупность фактических и юридических действий, имеющих целью выживание и социализацию ребенка. Именно проживание в семье является гарантией получения ребенком надлежащего воспитания, осуществления заботы о нем. Таким образом, ряд норм семейного законодательства обеспечивает возможность непосредственного общения ребенка с родителями и близкими родственниками, что необходимо для удовлетворения потребности ребенка в заботе и воспитании. Ряд норм, содержащихся в гражданском, семейном, жилищном законодательстве, обеспечивает возможность проживания ребенка с родителями (заменяющими их лицами), что также обусловливает возможность постоянного воздействия на ребенка с целью формирования у него необходимых навыков и качеств, поскольку это

- длящийся процесс, предполагающий наличие постоянного общения.

Представляется, что следует рассматривать как единое право, обеспечивающее социализацию и физическое развитие ребенка, право ребенка жить и воспитываться в семье, имеющее сложную структуру, обусловленную беспомощностью ребенка и заинтересованностью общества в его выживании и воспитании, состоящее из определенных правомочий. Ряд правовых возможностей реализуется в иных по отраслевой принадлежности правоотношениях. Так, правомочие проживания в семье предполагает возможность ребенка проживать с родителями (лицами их заменяющими), которая закрепляется нормами гражданского, жилищного и административного права.

Семейным личным неимущественным правам ребенка присущи особенности, во многом определяемые спецификой отраслевого метода правового регулирования [16]. Участники семейных отношений далеко не всегда юридически равны. В силу фактиче-

ского неравенства таких субъектов, как родители (заменяющие их лица) и дети, семейное законодательство содержит ряд норм, предоставляющих дополнительные гарантии несовершеннолетним, нуждающимся в особой защите. Специфика семейных личных неимущественных прав ребенка связана и с особенностями его психофизических параметров, которые влияют и на структуру, и на особенности реализации этих прав.

Среди таких специфических черт личных неимущественных прав ребенка можно назвать следующие.

1. Возникновение субъективных неимущественных прав ребенка связано не с выражением чьей-либо воли путем действия, а с событием (его рождением). Как верно отметил Н.С. Малеин, «с момента рождения у человека возникает потребность в пище, одежде, благоприятных для его физического здоровья условиях. Кроме того, ребенок нуждается в руководстве его духовным развитием, составляющем основу воспитания. В противном случае ребенок не в состоянии быть участником общественных отношений» [17].

Рождение должно быть зарегистрировано органами ЗАГС. Соответственно, необходимо выяснить: является ли регистрация рождения элементом юридического состава, необходимого для возникновения правоотношения ребенка с родителем? О.А. Красавчиков, рассматривая значение государственной регистрации, отметил, что регистрация означает «официальное признание со стороны компетентного органа определенного факта, с наличием которого соответствующие юридические нормы связывают правовые последствия» [18]. Таким образом, юридическим фактом, необходимым и достаточным для возникновения прав ребенка, является его рождение. Регистрация носит удостоверительный характер. Но в то же время, если рождение ребенка не было зарегистрировано и не удостоверено происхождение ребенка от отца и матери, отсутствует юридическая связь между ними и ребенком: невозможно их представительство от имени ребенка, совершение иных юридически значимых действий. Следовательно, реализация прав несовершеннолетнего, предполагающая совершение обязанными лицами юридических действий, возможна только в случае

удостоверения рождения в установленном законом порядке.

2. В отличие от иных личных неимущественных прав, семейные права детей носят срочный характер. Прекращение правоотношений, в которых реализуются семейные личные неимущественные права ребенка, как лица, нуждающегося в заботе, воспитании, представительстве, также обусловлено специфическими юридическими фактами (достижение совершеннолетия, эмансипация, вступление в брак).

3. Нормами права урегулированы отношения, возникающие в силу естественных чувств родителей к ребенку. Законодательное закрепление семейных личных неимущественных прав ребенка связано не столько с необходимостью индивидуализации субъекта, охраны самобытности и своеобразия личности, сколько с общественной потребностью контроля за воспитанием ребенка в семье, обеспечением его достойного существования, развития и защиты. Осуществление семейных прав ребенка возможно прежде всего путем возложения на родителей (заменяющих их лиц) обязанностей по обеспечению физического и психического благополучия, социализации несовершеннолетнего.

4. Права ребенка неоднородны. Одни непосредственно регулируются семейным законодательством, в котором закреплена соответствующая процедура осуществления распорядительного права (порядок изменения имени ребенка, установление минимального возраста, с которого обязателен учет мнения ребенка, установление минимального уровня социального блага, которое должно быть предоставлено). Другие в большей степени имеют моральное, социальное содержание, строятся по модели охранительного права, когда закон устанавливает границы дозволенного поведения, причем не для управомоченного субъекта, которым является ребенок, а для обязанных субъектов (родителей).

5. В отличие от иных личных неимущественных прав, охраняемых иными отраслями законодательства, семейные неимущественные права ребенка реализуются прежде всего в рамках относительных правоотношений, в которых обязанными лицами являются родители, усыновители, опекуны (попечители), приемные родители.

6. Ребенок, являясь управомоченным субъектом, не является субъектом обязанным. В научной литературе предлагалось закрепить в законе обязанность детей уважать родителей, соблюдать их требования в области семейного воспитания, а также право родителей применять меры воспитательного характера к недисциплинированным детям [19]. А.Е. Казанцева по этому поводу отмечает: «Признание ребенка не только управомоченным, но и обязанным субъектом имеет важное практическое значение. Однако вряд ли целесообразно закреплять обязанность ребенка уважать и любить своих родителей в качестве правовой, поскольку развитие и сохранение этих чувств всецело зависят от родителей, их поведения и авторитета. Обязанность ребенка в правоотношении по воспитанию может состоять лишь в соблюдении требований, предъявляемых родителем» [20]. Эта позиция представляется обоснованной. В содержание юридической обязанности включается властный императив - безусловное требование следовать предписанному поведению. Отсюда

- обеспеченность поведения в правоотношении мерами государственно-принудительного воздействия (санкциями), которые являются необходимым свойством, атрибутом юридической обязанности [21]. Законодательное закрепление обязанностей ребенка должно было бы повлечь и установление ответственности за их несоблюдение. Поэтому следует признать, что до достижения совершеннолетия дети являются носителями моральных, социальных обязанностей по выполнению требований родителей, но они не носят юридического характера.

7. Осуществление права не всегда зависит от воли управомоченного лица по причине неполной дееспособности ребенка. Возможность отказа от осуществления права в отношении большинства прав ребенка, обеспечивающих его социализацию, законом не предусмотрена, так как это противоречит интересам и ребенка, и общества в целом.

8. Семейные личные неимущественные права ребенка, будучи элементом содержания родительского правоотношения, реализуются во многих случаях и за рамками последнего, причем посредством действий не только и не столько самих детей, сколько иных лиц, и прежде всего родителей (заме-

няющих их лиц). Очевидно, что без возникновения и реализации таких правоотношений личные неимущественные права детей оставались бы лишь декларацией.

Таким образом, семейные личные неимущественные права ребенка - это субъективные личные права, имеющие объектом нематериальные блага, возникающие с рождения и прекращающиеся с достижением полной дееспособности, направленные на нормальное развитие и социализацию ребенка и имеющие высокую степень публичного интереса, заключающегося в осуществлении контроля за действиями родителей и заменяющих их лиц.

В науке проводилась классификация личных неимущественных прав в зависимости от разных критериев. Одни предлагали классифицировать неимущественные права на: 1) права, связанные с личностью (право на имя); 2) права, обусловленные общественным строем, его принципами и идеалами (право на честь и достоинство); 3) права, приобретенные гражданином (право на авторское имя) [22]. Другие производят классификацию личных неимущественных прав в зависимости от охраняемого блага, выделяя: 1) права, направленные на индивидуализацию личности; 2) права, направленные на обеспечение физической неприкосновенности; 3) права, направленные на неприкосновенность внутреннего мира личности и её интересов [23].

Предлагалось классифицировать неимущественные права и в зависимости от отраслевой принадлежности норм [24]. По целям осуществления каждой группы прав М.Н. Малеиной предложена отраслевая классификация неимущественных прав, охраняемых гражданским правом. Выделены права, обеспечивающие физическое и психическое благополучие (целостность) личности; права, обеспечивающие индивидуализацию личности в обществе; права, обеспечивающие автономию личности и права, обеспечивающие охрану результатов интеллектуальной деятельности [25].

В науке семейного права предпринимались попытки классификации неимущественных прав ребенка. Классификации проводились по различным основаниям, например, И.Г. Король предлагает выделять материаль-

ные и процессуальные личные неимущественные права в зависимости от отраслевой принадлежности норм права [26].

По содержательному критерию предложено выделять следующие группы: права ребенка на семейное воспитание, права ребенка, формирующие его как личность, права несовершеннолетних родителей, права детей, связанные с сохранением контакта с родителями и семьей, право ребенка на особую заботу при утрате родительского попечения, права детей в семье, заменяющей родительскую, или в детском учреждении, право на защиту [27]. Недостатком данной классификации является то, что правомочия, входящие в структуру субъективного права, и само право оказались в разных группах (например, право на воспитание, права, формирующие личность ребенка, на общение с родителями).

Более последовательную классификацию личных неимущественных прав ребенка предлагает Ю.Ф. Беспалов, в зависимости от целей назначения: а) личные неимущественные права, индивидуализирующие ребенка;

б) личные неимущественные права, обеспечивающие благополучное развитие ребенка;

в) личные неимущественные права, определяющие ребенка как самостоятельного субъекта семейных прав; г) личные неимущественные права, направленные на защиту и представительство ребенка [28].

Принимая за основу эту классификацию, представляется необходимым внести в неё определенные поправки. Понятие «благополучное развитие ребенка» в недостаточной мере отражает социальные функции семьи, одной из которых является и адаптация, «приспособление» ребенка к социальной реальности. Предоставление ребенку неимущественных прав призвано, в том числе, облегчить его вхождение в общество, так как любое человеческое существо является по своей природе социальным. Процесс становления человека начинается после появления ребенка на свет и происходит во взаимосвязи с окружающей средой, причем эта среда является как природной, так и человеческой [29].

Соответственно неимущественные права ребенка, абстрагируясь от отраслевой принадлежности, автор предлагает классифицировать по социофункциональному критерию на четыре группы.

1. Права, обеспечивающие автономию личности ребенка. Предоставление ребенку этих прав вызвано необходимостью обособления личности от других индивидов посредством юридического закрепления индивидуальности каждого субъекта правового бытия, дифференциации его от иных лиц. Их правовая охрана осуществляется различными отраслями права, и рассматриваются семейноправовые аспекты реализации этих прав. К этой группе относятся право на жизнь, на имя (семейно-правовые аспекты), свойственные любому индивиду, право на неприкосновенность личной, семейной жизни, отражающее принцип невмешательства в частную, интимную сферу лица как государства, так и других лиц, право на уважение чести и достоинства.

2. Права, обеспечивающие социализацию ребенка. Выделение прав этой группы обусловлено тем, что развитие ребенка предполагает постоянное вмешательство со стороны семьи и общества в формирование личности. Воспитание ребенка - процесс социальный, и одна из его целей - адаптация ребенка к общественным условиям. Социализация ребенка подразумевает выработку базовых ценностных ориентаций: понимание, что такое хорошо и что такое плохо, усвоение внешних воздействий на внутренний мир индивида, формирование мотивации действий [30]. К правам этой группы относится и такое семейное право ребенка, как право жить и воспитываться в семье. Иные права, обеспечивающие социализацию личности (право на получение образования, на приобщение к культуре, языку, религии своего народа, право пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми [31]), в семейных отношениях реализуются путем возложения на родителей (заменяющих их лиц) обязанности обеспечить получение ребенком основного общего образования и осуществлять воспитание ребенка в рамках родительского (заменяющего его) правоотношения. В остальном же содержание вышеназванных прав предполагает их реализацию в иных по отраслевой принадлежности правоотношениях. В связи с поставленными задачами в настоящем исследовании из вышеприведенного перечня прав будут рассматриваться исключительно особенности реализации и защиты

семейного права ребенка жить и воспитываться в семье.

3. Права, обеспечивающие реализацию (экстернализацию) личности ребенка во внешнем мире. Человек не только подвергается постоянному влиянию со стороны общества, но сам постоянно создает свою личность. Причем существование человека невозможно без выражения, реализации своей личности во внешний мир, иначе - экстерна-лизации [32]. К правам этой группы относятся: право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний, на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, на отдых и досуг, участие в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Вышеназванные права в основном реализуются в рамках конституционно-правовых, административных правоотношений, что не относится к предмету настоящего исследования. Семейно-правовой характер в этой группе носит право ребенка свободно выражать свое мнение и взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы (в эту же группу могут быть отнесены и права несовершеннолетнего родителя, и, несмотря на то, что особенности правового положения несовершеннолетнего родителя связаны с тем, что он фактически является ребенком, в диссертации этот вопрос не рассматривается, так как он имеет отношение к правовому статусу родителя, а не ребенка).

4. Права, обеспечивающие защиту ребенка. Предоставление прав предусматривает наличие механизма принудительной защиты. Уже отмечалось, что ребенок является носителем большинства прав, реализация же правомочия на защиту возможна как действиями ребенка, так и действиями родителей и иных законных представителей. Права, входящие в данную группу, предполагают приведение в действие (актуализацию) наличествующего правового механизма защиты. К ним относятся право на защиту ребенка как вовне, так и внутри семьи, на особую защиту и помощь, предоставляемые государством, право на представительство в судах, государственных и муниципальных органах.

Специфика семейных личных неимущественных прав ребенка отражается и на осо-

бенностях структуры правоотношений, в которых они реализуются, что и будет предметом дальнейшего рассмотрения.

1. См., напр.: Ворожейкин Е. М. Семейные правоотношения в СССР. - М., 1972. - С. 49-60; Нечаева А. М. Семейное право. - С. 25-35; Рясенцев В. А. Семейное право. - М., 1982. -С. 13-14; Тарусина Н. Н. Семейное право. -М., 2000. - С. 8-10.

2. См.: Матузов Н. И. Правовая система и личность. - Саратов, 1987. - С. 94.

3. См.: Советское гражданское право / отв. ред.

В. П. Грибанов, С. М. Корнеев. - Том I. - М., 1979. - С. 192.

4. См.: МалеинаМ. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. - М., 2001. - С. 11.

5. См.: КрасавчиковаЛ. О. Перспективы и проблемы в регулировании личных неимущественных отношений по новому ГК РФ // Ци-вилистические записки : межвуз. сб. науч. тр.

- М., 2001. - С. 52.

6. См.: Гражданское право : учебник для вузов. Часть первая / под общ. ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. - М., 2001. - С. 170.

7. См.: Иоффе О. С. Правоотношение по советскому гражданскому праву // Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. -М., 2003. - С. 525-527.

8. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. - М., 2004. - С. 27.

9. Л. Ю. Михеева предложила ввести в оборот такое право, принадлежащее каждому индивиду, как право на социальную заботу. Автор исходит из наличия объективной потребности человеческого существа, неспособного к самосохранению, в предоставлении ему помощи (См.: Михеева Л. Ю. Указ. соч. - С. 1115). Соглашаясь с тем, что социальная забота, несомненно, является нематериальным благом, в котором нуждается каждый человек, думается, это благо является объектом неимущественных правоотношений с участием субъектов публичного права - органов опеки и попечительства, социальных служб и т. д.

10. В отечественных СМИ периодически приводятся факты обнаружения детей, выращенных собаками, кошками и т. п. Последствия отсутствия человеческого воспитания таковы, что несмотря на комплекс педагогических, психологических, медицинских мероприятий, воспитать человеческие качества у таких «Маугли» невозможно.

11. Международный Билль о правах человека составляют Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о

гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

12. Конвенция о защите прав человека и основных свобод БТ8 № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.). Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, с оговоркой и заявлениями. Для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 5 мая 1998 г. (СПС «Гарант»).

13. Матузов Н. И. Правовой статус личности: понятие, структура, виды // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Ма-тузова, А. В. Малько. - М., 2001. - С. 290.

14. Алексеев С. С. Теория права. - М., 1994. -С. 11.

15. См., напр.: Ананьева Ж. К. Судебные споры о воспитании детей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Л., 1954. - С. 7-8; Индычен-ко С. П. Личные права и обязанности родителей и детей : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Киев, 1973. - С. 7; Леженин В. Н. Право родителей на воспитание детей по советскому семейному законодательству (проблемы содержания и осуществления) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Харьков, 1989. - С. 1415; Малеин Н. С. Закон и права личности в СССР. - С. 316-317; Нечаева А. М. Семейное право. - С. 156; Павлова И. А. Правовое положение родителей : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - М., 1995. - С. 13-14.

16. Отмечено, что «каждый отраслевой метод

регулирования, являясь специфическим способом организации правовых связей лиц, неизбежно формирует типичные черты отраслевых правоотношений» (Яковлев В. Ф.

Структура гражданских правоотношений // Антология уральской цивилистики. 19251989 : сб. ст. - М., 2001. - С. 380).

17. Малеин Н. С. Гражданско-правовое положение личности в СССР. - М., 1985. - С. 318.

18. Красавчиков О. А. Охрана интересов личности и свод законов советского государства // Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 53. - Свердловск, 1977. - С. 25.

19. См., напр.: ЕршоваН. М. Правовые вопросы воспитания детей в семье. - М., 1971. - С. 19; Тарусина Н. Н. Семейное право. - С. 104-106.

20. Казанцева А. Е. Обязанности и права родителей (заменяющих их лиц) по воспитанию детей и ответственность за их нарушение. -Томск, 1987. - С. 17-18.

21. Алексеев С. С. Общая теория права : в 2 т. -Т. II. - М., 1982. - С. 126.

22. Советское гражданское право / под ред.

В. П. Грибанова. - С. 192-193.

23. Гражданское право : учебник I под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - Ч. I. - М., 1998. - С. 3І6.

24. См., напр.: Рясенцев В. А. Неимущественный интерес в советском гражданском праве II Уч. зап. Моск. юрид. ин-та. Вып. І. - М., І939. -С. 27.

25. Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан. - С. 2І-22.

26. Король И. Г. Личные неимущественные права ребенка : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -М., 200S. - С. S.

27. См.: Сорокин С. А. Права ребенка в семье. -М., І999. - С. 2-3.

2S. См.: БеспаловЮ. Ф. Судебная защита прав ребенка : дис. . канд. юрид. наук. - М., І997.

- С. S3.

29. См.: Поляков А. В. Правогенез // Правоведение. - 2001. - № 5. - С. 216.

30. См.: Смелзер Н. Социология. - М., 1994. -

С. 108.

31. Согласно п. 3 ст. 18 Конвенции о правах ребенка государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми.

32. Понятие экстернализации, подразумевающее выражение личности вовне, употребляет А. В. Поляков (Поляков А. В. Правогенез. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С. 217).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.