Научная статья на тему 'Проблемы реализации несовершеннолетними права на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе'

Проблемы реализации несовершеннолетними права на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
885
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВА / ЗАЩИТА / ГАРАНТИИ / АДВОКАТ / ПРАВОСУДИЕ / JUVENILE / RIGHTS / PROTECTION / WARRANTY / LAWYER / JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калачева Елена Николаевна

В статье рассматриваются проблемы реализации несовершеннолетним права на обеспечение доступа к правосудию и его личное в нем участие, права на получение квалифицированной юридической помощи с учетом положений Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION PROBLEMS MINOR''S RIGHT TO THE QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE IN CIVIL PROCEEDINGS

Problems of realization of rights of accessing to justice by juvenile and his personal participation in it; rights of getting of professional law help according to the RF President decree from 01.06.2012 № 761 «About the National Strategy Relating to the Interests of Children for 2012-2017 Years».

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации несовершеннолетними права на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе»

1 V

I 1

Елена Николаевна КАЛАЧЕВА,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры адвокатуры и нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

В статье рассматриваются проблемы реализации несовершеннолетним права на обеспечение доступа к правосудию и его личное в нем участие, права на получение квалифицированной юридической помощи с учетом положений Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Ключевые слова: несовершеннолетний, права, защита, гарантии, адвокат, правосудие.

E. N. KALACHEVA,

PhD, Lecturer of Department of advocacy and notary Kutafin Moscow State Law University (MSLA)

IMPLEMENTATION PROBLEMS MINOR'S RIGHT TO THE QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE IN CIVIL PROCEEDINGS

Problems of realization of rights of accessing to justice by juvenile and his personal participation in it; rights of getting of professional law help according to the RF President decree from 01.06.2012 № 761 «About the National Strategy Relating to the Interests of Children for 2012-2017 Years». Keywords: juvenile, rights, protection, warranty, lawyer, justice.

Конституционное положение, гарантирующее каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, относится ко всем гражданам, независимо от их возраста, а следовательно, и к несовершеннолетним. При этом государство обязано не только гарантировать данное право, но и создать механизмы его реализации1.

Ежегодно десятки тысяч российских детей вовлекаются в сферу гражданского судопроизводства. Однако, по мнению судей, имеется серьезная проблема, лишающая несовершеннолетних возможности полноценно защищать свои права и позволяющая утверждать, что механизм реализации права несовершеннолетнего на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе не закреплен.

1 Данилова В. А. Право на получение квалифицированной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав и свобод несовершеннолетних в Российской Феде© Е. Н. Калачева, 2014 рации: автореф. дис. ... канд. юрид наук. М., 2013.

Калачева Е. Н. щ-ш

^□ИПЗВРОИ'и'ВТШ Проблемы реализации несовершеннолетними права Щ^Н

имени о.е. кугафина [мгюа) на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе

Ребенок сегодня лишен возможности участвовать в рассмотрении дел, затрагивающих его права и законные интересы, например, при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами.

Так, при разрешении споров о месте жительства ребенка в случае раздельного проживания его родителей законные представители ребенка, наравне с этой ролью, выступают также противоположными сторонами спора, с позицией одной из которых интересы самого ребенка могут не совпадать. «В подобной ситуации трудно говорить о реализации представительской функции родителями: зачастую они защищают в процессе свой интерес, а интерес ребенка, произвольно ими интерпретируемый, используется лишь как средство отстаивания своего интереса, главным объектом которого и является сам ребенок, в качестве места жительства которого каждый из родителей желает видеть свое место жительства. С формальной точки зрения их интерес заключается в реализации своих родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребенка. А фактически нередко, отстаивая свой интерес, родители совершенно не думают о том, что будет лучше для их ребенка»2.

Выяснение интересов ребенка в силу семейного законодательства является для суда обязательным. Орган опеки и попечительства, призванный законодателем к обязательному участию по данной категории дел, не выясняет мнение ребенка, формально ограничиваясь в своем заключении описанием условий проживания несовершеннолетнего. Таким образом, учет интересов ребенка при вынесении судом решения является оценочной категорией и зависит от усмотрения судьи.

Право ребенка на выражение своего мнения подвергается необоснованным ограничениям или получает неправильную оценку по категориям дел, связанным с воспитанием детей, а здесь решается вопрос о фундаментальном праве ребенка — жить и воспитываться в семье.

Причины видятся в следующем:

1) традиционно отрицательное отношение российских судов к участию ребенка в судебном процессе;

2) отсутствие устоявшейся судебной практики по этому вопросу;

3) специфика споров о воспитании детей, которая заключается в том, что законные представители защищают в суде свои собственные интересы, которые нередко расходятся с интересами ребенка.

Нежелание судов привлекать ребенка к участию в процессе во многом основано на действовавших ранее принципах судебной практики, когда допросы детей допускались только в крайних случаях, при невозможности установить фактические обстоятельства по делу иным способом. Так, в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. № 3 подчеркивалось, что в тех случаях, когда суд признает необходимым опросить ребенка, такой опрос следует проводить вне зала судебного заседания, в присутствии педагога либо классного руководителя, воспитателя детского сада и т.п.3

Пашкова В. А. Роль органов опеки и попечительства при определении судом места жительства ребенка // Государство и право: теория и практика : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 158-161.

Батова О. С. Особенности процессуального положения несовершеннолетнего по делам, связанным с воспитанием детей. 11Р1_: http://www.to-1.ru/articles/490/

>

Хотя присутствие несовершеннолетнего в суде действительно нежелательно для его психики, это не может быть основанием для воспрепятствования ему свободно выразить свое мнение, поскольку согласно Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 57 СК РФ с 10-летнего возраста учет мнения ребенка является обязательным для суда.

Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает обязанность каждого из государств-участников обеспечить ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим его права, причем взглядам ребенка следует уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Статья 13 Конвенции допускает ограничение этого права лишь в случае, когда такое ограничение предусмотрено законом и необходимо:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка (ordre public), или здоровья и нравственности населения.

С учетом этих норм Конвенции о правах ребенка и следует применять ст. 57 Семейного кодекса РФ. Только неспособность ребенка сформулировать свое мнение может рассматриваться как основание для ограничения права выразить его.

Большие проблемы возникают и по делам о восстановлении нарушенных имущественных прав ребенка. Защита имущественных прав несовершеннолетнего относится к категории малоизученных понятий в юридической науке. Сложность вызывает отсутствие должного законодательного закрепления норм, регулирующих имущественные отношения ребенка как субъекта права.

Конвенция ООН о правах ребенка лишь вскользь затрагивает отношения имущественного характера, ограничиваясь в статье 27 положениями об обязанностях родителей обеспечить ребенка в пределах своих финансовых возможностей. Конвенция даже не упоминает о праве собственности ребенка. Вместе с тем несовершеннолетний может наследовать имущество, получать его в дар, приобретать на иных основаниях. Однако до определенного возраста собственностью распоряжаются родители (лица, их замещающими). А как быть, если имущественные права ребенка нарушаются именно родителями? Кто будет защищать в суде интересы ребенка?

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, малолетние (до 14 лет) могут участвовать в гражданском процессе только через законных представителей (ст. 37). Права и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 лет защищают также их законные представители. И лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет свои права, свободы и законные интересы вправе защищать в суде лично (ч. 4 ст. 37 ГПК РФ). При этом вопрос о том, что понимать под данными «случаями, предусмотренными федеральным законом», в юридической теории и практике является дискуссионным.

Например, Д. Ю. Ионова приходит к выводу о том, что к таким случаям относятся:

— во-первых, случаи, когда законодатель прямо устанавливает право несовершеннолетних самостоятельно обращаться в суд за защитой указанных в законе прав (ч. 2 ст. 56, ч. 3 ст. 62 СК РФ), а также случаи, когда вывод о предоставлении несовершеннолетним такого права может быть сделан на основании сопоставления нескольких статей федерального закона (ст. 2.3, 30.1 КоАП РФ; ч. 2 ст. 107, ст. 137 НК РФ);

ВВО'Л'ЕИИ Калачева Е. Н.

Проблемы реализации несовершеннолетними права имениое кутафина[мпоа) на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе

— во-вторых, случаи, когда федеральным законом несовершеннолетним предоставлено право самостоятельно осуществлять свои материальные права и распоряжаться ими (ч. 2 ст. 26 ГК РФ; ч. 1 ст. 63 ТК РФ; ст. 7 ФЗ «О производственных кооперативах» и др.)4.

Согласно логике ч. 4 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетние, которых законодатель наделил правом личной защиты своих интересов, пользуются всей совокупностью прав, закрепленных в гражданском процессуальном законе, включая и самостоятельное право быть представленным адвокатом. Однако в судебной практике примеры участия адвоката, приглашенного несовершеннолетним, отсутствуют.

Родители или заменяющие их лица также не лишены возможности обратиться за помощью к адвокату в интересах несовершеннолетнего. Вместе с тем нередки случаи, когда законный представитель, заключивший соглашение с адвокатом, преследует свои личные цели, нарушающие права и законные интересы ребенка. Как действовать адвокату в подобной ситуации и как соблюсти баланс интересов законного представителя и ребенка, в интересах которого такое соглашение заключено?

Одним из принципов гражданского процесса является принцип состязательности сторон, обусловленный конституционным равенством граждан. Сущность его выражается в установленных законом и обеспеченных судом равных возможностях сторон реально использовать процессуальные средства защиты своих прав и интересов в процессуальной деятельности5. Суд вправе лишь руководить процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Несовершеннолетние участники такого процесса без участия адвоката, в ситуации, когда законный представитель по каким-либо причинам не заинтересован в сборе доказательств, в полном и объективном рассмотрении дела, лишены возможности самостоятельно выполнить требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, то есть доказать необходимые обстоятельства и, как следствие, отстоять свои нарушенные права.

Вместе с тем Европейский Суд по правам человека исходит из того, что в судебных процессах, где сталкиваются противоположные частные интересы, каждая сторона должна иметь разумную возможность представить свое дело в условиях, в которых ни одна из сторон не имеет явного преимущества6. В рассматриваемой ситуации, когда несовершеннолетний пытается защитить свои права без адвоката, противоположная сторона имеет явные преимущества в возможностях отстоять свою позицию по делу.

Несовершенство российского законодательства приводит к ущемлению прав несовершеннолетних. Без квалифицированной юридической помощи остаются дети, интересы которых ущемляются одним из законных представителей; дети из неблагополучных семей; дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и др.

В этой связи следует поддержать высказанные в научной литературе предложения о закреплении на законодательном уровне положения, гарантирующего

Ионова Д. Ю. Гражданская процессуальная дееспособность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.

Семенов В. М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. М. : Юридическая литература, 1982. С. 122.

Постановление Европейского Суда по правам человека от 24.02.1997 // Европейский Суд по правам человека. Избранные решения. М. : Норма, 2000. Т. 2. С. 391-402.

>

4

каждому несовершеннолетнему, нуждающемуся в квалифицированной юридической помощи, равный доступ к ней независимо от того, где он находится и каково его материальное положение7.

Выходом из этой ситуации могло бы стать законодательное закрепление обязательного обеспечения несовершеннолетнему участнику гражданского процесса бесплатной юридической помощи, независимо от присутствия в процессе законных представителей и органов опеки и попечительства. Тогда у суда появилась бы возможность в порядке ст. 50 ГПК РФ решить вопрос о назначении несовершеннолетнему адвоката в качестве представителя. Анализ научных исследований по данной проблематике показывает, что в юридической теории и практике сформировалось единое мнение о необходимости расширения перечня оснований участия адвоката по назначению в гражданском судопроизводстве8.

Здесь важно также отметить следующее. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит норму о том, что основой адвокатской деятельности является соглашение между адвокатом и доверителем (п. 1 ст. 25). Такое соглашение требуется и тогда, когда в силу Закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» адвокат оказывает юридическую помощь бесплатно (ч. 6 ст. 18). Получается, что, даже если бесплатная юридическая помощь гарантирована государством, самостоятельное право на заключение соглашения с адвокатом у несовершеннолетнего отсутствует.

В соответствии с Указом Президента от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»9 «приведение законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей является первоочередной мерой, направленной на реформирование законодательства РФ в области защиты прав детей». Стратегия предусматривает создание дружественного к ребенку правосудия, которое представляет собой систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом Европейской конвенции об осуществлении прав детей 1996 года, содержащей механизмы реализации прав несовершеннолетнего быть представленным адвокатом.

Эта европейская конвенция, целью которой является обеспечение детям реализации их процессуальных прав, закрепляет право ребенка лично либо через другие органы обратиться с ходатайством о назначении в процессе судопроизводства, затрагивающего его интересы, специального представителя — адвоката в случаях, когда внутреннее законодательство лишает носителей родительской

Бураева С. К. О совершенствовании правовых мер защиты интересов несовершеннолетних // Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав несовершеннолетних : материалы Международ. науч.-практ. конференции, 23-25 сентября 2009 г., Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. С. 219.

Бураева С. К. Указ. соч. ; Дубданова Н. Н., Усольцева Л. А. Судебная защита прав несовершеннолетних // Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав несовершеннолетних. С. 233.

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». (Раздел VII, ст. 2) // СПС «КонсультантПлюс».

7

8

Калачева Е. Н.

Проблемы реализации несовершеннолетними права имени о.е. кугафина [мгюа) на квалифицированную юридическую помощь в гражданском процессе

ответственности возможности представлять ребенка в результате столкновения собственных интересов с его интересами10. Согласно ст. 5 этой Конвенции в процессе судопроизводства ребенку предоставляются дополнительные процессуальные права, включая право обратиться с ходатайством об оказании помощи в выражении собственного мнения лицом, которое ребенок выберет самостоятельно. Суд может назначить ребенку адвоката по собственной инициативе.

Во Франции, например, в ходе процесса несовершеннолетний может попросить суд, чтобы его выслушали и чтобы адвокат оказал ему содействие. Причем он может выбрать себе адвоката сам или обратиться к судье с просьбой о назначении ему адвоката (это сделает председатель коллегии адвокатов). В случае столкновения интересов ребенка и его родителей государство оплачивает судебные издержки и адвокатские услуги. Решение об этом принимает соответствующая служба в суде.

В нашей стране дети лишены возможности обратиться за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Уязвимость детей особенно заметна, когда речь идет об их гражданских правах.

Обозначенные проблемы диктуют острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав несовершеннолетних в гражданском процессе. Каждому ребенку, нуждающемуся в квалифицированной юридической помощи, должно быть гарантировано обязательное участие адвоката.

Европейская конвенция об осуществлении прав детей. Страсбург, 25 января 1996 года. Ст. 4. Официальный сайт Европейского Суда по правам человека. 11Р1_: http://www.echr.ru/ аоситеп1з/аос/2440800/2440800-001.Мт

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.