РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
О. Н. ГОРБУНОВА, А. В. ГЛАДЫШЕВА
Материал статьи посвящен анализу такой социальной группы, как молодежь. Показана ее особая роль в системе общественных отношений. Расслоение этой группы приводит к различным подходам к ее исследованию и разным способам решения проблем занятости молодежи. Положение этой специфической группы на рынке труда обуславливается отсутствием опыта трудовых отношений, высокими требованиями к уровню оплаты, отсутствием квалификации. В статье представлена структура безработной молодежи (по материалам управления занятости по Тамбовской области), выявлены причины современной структуры безработной молодежи. Предпринята попытка обоснования связи между занятостью молодежи и уровнем получаемого профессионального образования. Определена роль образования в формировании стратификационной структуры общества. Материал статьи выявляет основные задачи государства в сфере труда и занятости молодежи, определяет роль государства в занятости молодежи.
Ключевые слова: занятость, занятость молодежи, социальные группы, безработные по уровням образования.
Преобразования политического и экономического характера ведут к более яркому проявлению наиболее острых социальных проблем. Эти проявления усугубляются на разных этапах социально-экономического развития, особенно в эпоху кризисов. Среди наиболее остро проявляющихся социально-экономических проблем является проблема занятости.
Проблемы труда и трудовых отношений постоянно соседствуют с не менее важной проблемой занятости населения.
Многие ученые экономисты рассматривают занятость как важнейшую часть экономического элемента хозяйствования, которая является сложной как по содержанию, так и по структуре экономической категорией. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход) [5].
Понятие «занятость» многогранно. Оно содержит в себе как потребность людей в занятии общественно-полезной деятельностью, так и меру удовлетворения данной потребности. Проблемы занятости населения диаметральны с проблемами безработицы, так как нельзя не брать во внимание специфичность занятости различных социальнодемографических групп населения, трудовую мотивацию работников, изменения структуры ресурсов труда и другие факторы. Цель обеспечения
продуктивной и полной занятости - достижение роста эффективности труда и формирование структуры занятости, совершенствование отраслевых и региональных структур производства, учет социально-демографических факторов [2].
Занятыми считаются [6]:
- работающие по найму;
- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью;
- отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства;
- назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие службу в вооруженных силах;
- трудоспособные граждане, обучающиеся в школах и других учебных заведениях, в том числе обучающиеся по направлению службы занятости. Процесс достижения устойчивого функционирования хозяйственной системы субфедеральной экономики является комплексным, многоаспектным и целеориентированным, требующим больших управленческих, ресурсных, финансовых и кадровых затрат [1]. В результате радикального реформирования экономики России в числе наименее социально защищенных оказались: женщины, молодежь, инвалиды, военнослужащие, сокращенные из вооруженных сил, беженцы и др., но наиболее многочисленной стала категория безработной молодежи [4].
Выделение молодежи в качестве особого объекта для анализа их занятости, положения и актив-
ности в социально-трудовой сфере региона определяется, прежде всего, их особой ролью в системе общественных отношений.
Стратификация - термин «стратификация» был введен русским социологом П. Сорокиным в 20-е гг. для определения социальных групп, разнящихся по одному из признаков - полу, возрасту, социальной принадлежности, интересам и др. Система профессионального образования как раз и является мощным механизмом стратификации общества, который подготавливает человека к переходу из одной социальной группы в другую. Метод стратификации позволяет выделить следующие социальные группы, нуждающиеся в профессиональных образовательных услугах:
1) молодежь 14-16 лет, вступающая в возраст приобретения профессии;
2) взрослое население, имеющее профессию и зарегистрированное на бирже труда в качестве безработных;
3) выпускники профессиональных образовательных учреждений уже имеющие профессию, но стремящиеся к повышению квалификации или перемене вида деятельности.
Первый слой - молодежь, вступающая в возраст приобретения профессии. Это - наиболее массовая социальная группа, еще не адаптированная к новым экономическим условиям, нуждающаяся в комплексе образовательных услуг, профориентации, информировании, профессионального обучения. Система профессионального образования совместно с другими государственными институтами и, прежде всего, общеобразовательной школой, обязана оказать ей помощь в выборе и получении профессии.
Однако не следует рассматривать эту социальную группу только как объект внешнего воздействия, своего рода «пластилин» для построения модели будущих трудовых ресурсов. Молодежь 14-16 лет уже имеет свои интересы и профессиональные устремления, часто ориентирована если не в конкретную профессию, то на область труда. И в этом смысле данная социальная группа в некоторой степени сама, прежде всего, должна формировать или по крайней мере должна оказывать воздействие на формирование региональной модели профессионального образования.
Следующей социальной группой является та часть населения, которая зарегистрирована на бирже труда и подлежит профессиональной переподготовке. Указанную группу населения необходимо учитывать как самостоятельную, во многом определяющую номенклатуру учебных профессий и уровень профессиональной подготовки. К сожа-
лению в настоящее время в эту группу все чаще стали попадать молодые люди.
Третья социальная группа - это выпускники действующих профессиональных образовательных учреждений. Анализ этой группы населения региона, ее социального и материального положения, закрепляемости на рабочих местах и степени удовлетворенности трудом, а также стремления к продолжению образования по полученной специальности, являются важнейшими исходными данными для моделирования изменений в системе профессионального образования, опережающего прогноза потребности региона в кадрах.
Многие исследования экономистов, социологов указывают на то, что наиболее незащищенной на рынке труда является молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Как мы уже отмечали, это специфическая категория, не имеющая опыта работы, социализации, после получения образования - невостребованная на рынке труда.
Анализ структуры безработных граждан, состоящих на учете в областной службе занятости, показывает, что молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 15,8 % (1163 чел.) [7].
Структура безработной молодежи в возрасте 16-29 лет по образованию:
- начальное профессиональное - 15,4 %;
- среднее профессиональное - 31,5 %;
- высшее профессиональное - 47,1 %;
- профессиональная подготовка - 6,0 %.
В том числе по профессиям (выборка наибольших значений) (табл. 1).
При анализе структуры населения и сопоставлении с количеством безработных по уровням образования прослеживается тенденция, что более всего безработных среди людей со средним и начальным профессиональным образованием, тогда как службы занятости называют 80-85 % всех заявленных вакантных мест - рабочие места. Это можно объяснить следующим:
- существенно отстает от потребностей рынка труда сфера образовательных услуг;
- углубляются диспропорции между профессиональным статусом рабочей силы и изменяющимся спросом на нее со стороны работодателя;
- низкая заработная плата, предлагаемая работодателем;
- высокие требования работодателей к уровню квалификации, опыту работы по специальности.
Как мы отмечали ранее, реформы в России имеют много специфических особенностей. Как и в других общественных сферах, расширение свобод не было подкреплено продуманной концепцией вхождения профессиональной школы в рынок
труда [9]. Место базовых предприятий оказалось никем не занятым, возникли трудноразрешимые проблемы с обновлением учебного оборудования, организацией производственной практики. Социальное партнерство с работодателями, органами по труду и занятости, профсоюзами лишь деклариру-
ется и не поставлено на серьезную основу государственной и региональной политики. Квалификационные экзамены, как и ранее, принимаются у выпускников самим учреждением профессионального образования, качество подготовки кадров не вызывает интереса у работодателей.
Таблица 1
Структура безработной молодежи по профессиям [10]
Молодежь 16-29 лет Человек % к общему числу безработных
Высшее профессиональное, всего: 85 1,2
Инженер 33 0,4
Учитель 14 0,2
Экономист 22 0,3
Юрисконсульт 16 0,2
Среднее профессиональное, всего: 169 2,3
Бухгалтер 98 1,3
Менеджер 71 1,0
Начальное профессиональное, всего: 261 3,5
Водитель 29 0,4
Кассир 14 0,2
Контролер 36 0,5
Лаборант 15 0,2
Оператор 61 0,8
Продавец 77 1,0
Слесарь 29 0,4
В развитых странах распределение государственных ресурсов для профессионального образования, осуществляемого в стенах учреждений профессионального образования, основывается как на индивидуальных запросах студентов, так и потребностях рынка труда. В этих странах количество государственных образовательных программ лимитируется, а долгосрочное обучение тщательно рассчитывается с учетом тенденций развития экономики, сигналов рынка труда и других факторов.
Функции, которые ранее выполняли плановые органы и министерства (планирование подготовки кадров, трудоустройство выпускников образовательных учреждений) постепенно переходят к государственной службе занятости, которая выступает как своего рода «социальный заказчик». С ее помощью профессиональные образовательные учреждения получают информацию о состоянии рынка труда, корректируют объемы и структуру подготовки кадров, содержание обучения, предоставляют на платной основе учебные места для переподготовки безработных, укрепляют учебноматериальную базу.
Именно отсутствием влияния конкретного заказчика кадров на профессиональное образование можно объяснить неудачи многих концепций и реформ в этой сфере, которые строились умозрительно, без учета изменений, происходящих в экономике и социальной сфере. Только под воздействием
рынка труда возможна реальная реформа системы профессионального образования, ее структуры, характера профессий и содержания обучения.
Учреждения профессионального образования, их руководители и педагогические кадры остались без ориентиров и четких рекомендаций, были вынуждены самостоятельно, часто эмпирически, методом проб и ошибок приспосабливаться к текущим запросам формирующегося рынка труда и способам расчетов его перспективных потребностей.
Необоснованное, хаотическое увлечение подготовкой кадров без глубокого научного анализа потребности в них рынка труда привело к значительному искажению структуры подготовки по профессиям и специальностям, действительно необходимым для развития экономики регионов.
Система профессионального образования в современных условиях может рассматриваться, с одной стороны, как структура, ориентированная на рынок труда как таковой, а с другой стороны, как структура, сохраняющая в себе элемент отраслевого заказа специализации для выполнения профильных заказов (аппаратостроение, машиностроение, легкая промышленность, строительство и т. д.).
Профессиональное образование следует рассматривать как ключевое стратегическое средство стимулирования и регулирования рынка труда в нашем регионе не только по объему необходимых кадров, но и их структуре. Тем более, что новые
экономические факторы, возникшие при переходе к рыночной экономике, привели к быстрой деградации трудового потенциала, оттоку квалифицированных кадров из производственных отраслей в непроизводственную сферу [3].
Дефицит специалистов по отдельным профессиям осложняется тем, что внимание органов государственного управления, работодателей, аналитиков и общественности, как мы отмечали ранее, сосредоточено, главным образом, на проблеме занятости населения. Воспроизводству собственного трудового потенциала, на основе анализа профессиональной структуры занятого населения и тенденциям ее изменения, уделяется явно недостаточно внимания.
В такой работе фактически не принимают участия представители производственной сферы. Результатом стала недостаточная проработка комплекса мероприятий по удовлетворению потребностей в специалистах предприятий и, прежде всего, в базовых отраслях материального производства, повышению роли предприятий в формировании профессиональной структуры трудоспособного населения, расширению подготовки специалистов по заказам предприятий на контрактной основе.
Решение этих задач невозможно без ясного понимания современного состояния трудовых ресурсов, которое лишь частично отражено в статистических справочниках. Подобный подход усугублялся в годы начала реформ в сфере образования «валовым» финансированием учреждений профессионального образования, как из федерального, так и из отраслевых бюджетов.
Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производственных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров. Органы службы занятости на рынке труда являются посредниками в предоставлении услуг между работниками и работодателями.
Перспективные направления, на наш взгляд, следующие: для развития деятельности профессиональных учебных заведений в первом направлении имеются значительные возможности, особенно при постоянной ориентации на кадровый потенциал соответствующих потребностей регио-
на, поскольку до настоящего времени как межрегиональные, так и внутрирегиональные связи учебных заведений, особенно промышленного профиля, развиты в недостаточной мере. В целом, исходя из имеющегося в отраслях экономики контингента работников со средним специальным образованием ежегодно не менее чем для 1,0-1,5 млн из них требуется доподготовка или переподготовка.
Второе направление рационального использования потенциала учебных заведений состоит в дальнейшей интеграции их в многофункциональные образовательные комплексы, включающие учебные заведения различных уровней образования.
Реализация обоих направлений должна сопровождаться структуризацией сети учебных заведений этого уровня.
Механизм прогноза трудовых ресурсов предполагает также необходимость определить те социальные слои населения, которые будут включены во все виды профессионального образования.
Вместе с тем, образовательная политика не может исходить только из перспективной стратегии развития региона, а должна опираться на текущие потребности рынка труда. Это особенно видно из анализа второй социальной группы -безработных, нуждающихся в краткосрочной подготовке и быстром трудоустройстве.
В этом отношении большое значение имеет обеспечение информационной и коммуникативной связями между отдельными социальными группами, их обеспеченность информацией о конкретных потребностях региона в кадрах, возможностях и перспективах получения профессионального образования, соответствующего возможностям различных социальных групп населения.
Стратегической целью образовательной политики, поэтому, можно определить превращение образования в средство поддержания различных социальных групп и обеспечения ресурсной и кадровой стабильности. Эта политика может в дальнейшем найти выражение в построении многоуровневых и многофункциональных экономико-социальных, образовательных проектов, определяющих жизнедеятельность различных социальных групп, вытекающих из стратифицированной структуры современного общества.
На сегодняшний день ни одна из структур управления и другие представители, заинтересованные в современных качественных трудовых ресурсах, трудовом потенциале не в состоянии оценить количественные и качественные характе-
ристики действующих рабочих мест, их квалификационный и возрастной состав, потребность в кадрах на перспективу. Государственная служба занятости такую оценку может дать лишь в рамках ситуации, складывающейся на регистрируемом рынке труда (попытки отдельных учебных заведений провести соответствующие исследования, недостаточно эффективны и не затрагивают корней проблемы). По нашему мнению, образовательная политика властей должна побуждать систему образования к реагированию на изменение спроса на профессии. В частности, большую пользу могла бы принести разработка областной администрацией прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах по отраслям с учетом перспектив развития экономики и рынка труда области, финансирование за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств работодателей.
Руководителям образовательных учреждений пора признать, что современному рынку труда требуется качественно новый, трудоспособный специалист. Очень важно, чтобы выпускник, стремясь найти работу по полученной профессии, имел соответствующие практические навыки, уже имел практику работы в выбранной области [10], владел компьютером на уровне хорошего пользователя.
У многих представителей нового поколения работодателей сложился некорректный взгляд на кадры: высококвалифицированные специалисты им необходимы в «готовом виде» и сейчас. Лишь столкнувшись с серьезными проблемами, вызванными дефицитом кадров в ряде сегментов рынка, они начинают осознавать необходимость воссоздания системы развития персонала на производстве.
Эффективный выход из создавшегося положения - открытие учебно-отраслевых комплексов «школа - профессиональное училище - техникум - вуз - предприятие». На базе некоторых предприятий Тамбова они уже созданы, успешно функционируют и окупают затраченные средства. Важно, чтобы система сопровождения профессиональной карьеры молодых специалистов действовала повсеместно. А для этого необходимо совершенствовать работу кадровых служб, которые еще не избавились от вчерашних методов управления персоналом.
Работа с молодежью должна проводиться, основываясь на решении следующих задач:
- создание системы профессиональной ориентации и психологической поддержки среди
учащихся общеобразовательных школ, абитуриентов, выпускников;
- оказание помощи в подборе работы всем желающим найти или сменить место работы независимо от статуса и отношения к занятости;
- повышение конкурентоспособности молодых безработных путем переобучения, повышения квалификации, участия в специальных программах;
- проведение мероприятий в целях информирования молодежи о ситуации на рынке труда города и области, возможностях трудоустройства;
- помощь кадровым службам предприятий в работе с потенциальным трудовым ресурсом.
Государственная служба занятости должна стать активным партнером в формировании системы сохранения и развития трудовых ресурсов при участии всех заинтересованных сторон. Подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, - задача стратегическая, от ее решения в немалой степени зависит будущее региона. Назрела необходимость признать сферы молодежного профессионального образования и занятости приоритетом экономической и социальной политики.
Литература
1. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Приоритеты развития регионального социально-экономического пространства в условиях реализации инновационной стратегии // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8.
2. Гладышева А.В. Генезис системы управления человеческими ресурсами // Социально-экономические процессы и явления, Тамбов, 2011. № -5-6.
3. Гладышева А. В., Горбунова О. Н. Роль образования как социально-экономического института в современной экономике // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 10.
4. Кондрашова И. Н., Горбунова О. Н. Особенности формирования трудового и интеллектуального потенциала человека // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 10.
5. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 02.07.2013 № 162-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ».
6. Основы государства и права: учебник для поступающих в ВУЗы. 7-е изд. / под ред. О. Е. Кутафина. М., 2008.
7. Повышение активности регионального гражданского общества»: выступление первого заместителя начальника управления занятости населения Тамбовской области Т. В. Гансиор на Форуме общественных объединений и некоммерческих организаций Тамбов-
ской области 19 октября 2011 г. URL: http://
tambov. regiontrud. ru
8. Смирнов А. Ф. Педагогическая эффективность подготовки квалифицированных рабочих в учебнопроизводственном объединении: автореф. дис. ... канд. пед. наук, М. 2001.
9. Сухов С., Ряховский А., Галетова Н., Винокурова Н., Кубрин В. Рынок труда и проблемы трудоустройства // Высшее образование в России. 2006. № 4.
10. Управление занятости населения Тамбовской области URL: http://tambov.regiontrud.ru
* * *
STATE ROLE IN YOUTH EMPLOYMENT PROVIDING
O. N. Gorbunova, A. V. Gladysheva
The material of article is devoted to the analysis of such social group as youth. Its special role in system of the public relations is shown. Stratification of this group leads to various approaches to its research and different ways of the solution of problems of youth employment. Position of this specific group at the labour market is caused by lack of experience of labour relations, high requirements to payment level, lack of qualification. The structure of unemployment youth is presented in article (on materials of employment management across the Tambov region), the reasons of modern structure of unemployment youth are established. An attempt of justification of communication between employment of youth and level of obtained professional education is made. The education role in formation of stratification structure of society is defined. The material of article reveals the main objectives of the state in the sphere of work and youth employment, defines a state role in youth employment.
Key words: employment, youth employment, social groups, unemployment according to education levels.