Научная статья на тему 'Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда'

Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8727
668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / КОНКУ-РЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скударева Н.З.

В данной работе анализируется проблема трудоустройства молодых специалистов различных профессий выпускников учебных заведений. Трудоустройство, занятость молодежи это проблема общего-сударственная, так как именно молодежь является будущим всей страны. Обеспечение занятости трудоспособного населения, в том числе молодежи, является одной из основных задач социально-экономической политики всех государств. Данная проблема актуальна как для всей страны в целом, так и для отдельных ее регионов, где уровень безработицы среди молодежи сильно варьируется. В работе рассмотрены основные причины, по которым возникают проблемы трудоустройства молодых специалистов, приведена статистика безработной молодежи по стране и отдельным регионам за сен-тябрь 2015 г., предложены пути решения данной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема трудоустройства молодежи на рынке труда»

УДК 330.12

ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Н.З. Скударева

Аннотация. В данной работе анализируется проблема трудоустройства молодых специалистов различных профессий - выпускников учебных заведений. Трудоустройство, занятость молодежи - это проблема общегосударственная, так как именно молодежь является будущим всей страны. Обеспечение занятости трудоспособного населения, в том числе молодежи, является одной из основных задач социально-экономической политики всех государств. Данная проблема актуальна как для всей страны в целом, так и для отдельных ее регионов, где уровень безработицы среди молодежи сильно варьируется. В работе рассмотрены основные причины, по которым возникают проблемы трудоустройства молодых специалистов, приведена статистика безработной молодежи по стране и отдельным регионам за сентябрь 2015 г., предложены пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: занятость, безработица, молодежь, рынок труда, конкурентоспособность выпускников, трудоустройство.

THE PROBLEM OF YOUTH EMPLOYMENT IN THE LABOR MARKET

N.Z. Skugareva

Abstract. This paper analyzes the problem of employment of young specialists of different professions - graduates. Employment, youth employment - this is a problem nationwide, because the youth is the future of the whole country. Maintenance of employment of the working population, including young people, is one of the main objectives of economic and social policies of all countries. This problem is urgent for the country as a whole and for its individual regions where the unemployment rate among young people varies greatly. The paper discusses the main reasons why the problems of employment of young specialists, the statistics of unemployed youth in the country and separate regions in September 2015, proposed solutions to this problem.

Keywords: employment, unemployment, youth, labor market, competitiveness of graduates employment

Необходимость анализа положения молодых специалистов на рынке труда связана с двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, доля молодых людей среди трудоспособного населения в нашей стране составляет приблизительно 34 %. Во-вторых, молодые специалисты - это будущее России, и от начальных условий их трудовой деятельности зависит ее развитие. Не стоит забывать, что молодежь является одной из уязвимых социальных групп. Также в связи с отсутствием на протяжении длительного периода роста ВВП и высоким уровнем экономически активного населения в стране наблюдаются негативные настроения среди молодежи в отношении

дальнейшего трудоустройства. Об этом свидетельствуют данные «Ежемесячного мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения ИНСАП РАНХиГС при Президенте РФ» и «Население России в 2016 г.: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ».

По классификации ООН, к молодежи относятся люди в возрасте от 15 до 24 лет. ООН отмечает, что в разных странах значение термина «молодежь» различно, а также оно постоянно менется из-за политических, экономических и культурных условий. Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ к «подросткам» относят категорию молодых людей от 10 до 19 лет, к «молодежи» - тех, кому от 15 до 24 лет, а в категорию «молодых людей» входит население в возрасте от 10 до 24 лет. В Российской Федерации к молодежи относят людей в возрасте от 14 до 30 лет [7].

Одним из основных направлений социальной политики государства является работа по стабилизации рынка труда в целом и снижению уровня безработицы, поскольку от этого зависит макроэкономическое развитие страны. Одной из важнейших задач данной политики является создание условий, оптимизирующих процесс трудоустройства молодых специалистов и период адаптации к рабочему процессу. На сегодняшний день возможность трудоустройства и достойная заработная плата являются важнейшим условием хорошего состояния личных финансов домохозяйств.

Восстановление конкурентоспособности человеческого потенциала сегодня зависит от того, какой будет стратегия государства в сфере трудового использования молодых специалистов. В настоящее время молодежь уже во многом влияет на политические, экономические, социальные процессы в обществе. Для государства это является серьезным поводом заниматься данной проблемой.

Трудности, с которыми молодые специалисты сталкиваются в начале карьеры, часто возникают из-за несоответствия между их потребностями с одной стороны, и тем, что общество требует от них - с другой. Для того, чтобы разрешить данное противоречие, специалистам необходимо создать условия для самореализации молодых людей, давать возможность вносить свои предложения в развитие нашего общества, участвовать в различных городских проектах. Результаты успешной адаптации молодежи на рынке труда зависят от экономической ситуации в стране и от политики, которая проводится государством.

Важно отметить тот факт, что молодежь часто меняет работу или вовсе временно не работает. Это обусловлено тем, что заканчивая обучение, молодые люди не знают, какой профессиональной

деятельностью хотят заниматься, к тому же у них навыки поиска работы не так эффективны, как у взрослых. Имея материальную помощь со стороны, молодые люди не обременены финансовыми обязательствами. Кроме того, некоторые работодатели предпочитают нанимать работников, имеющих опыт работы, которого у молодежи недостаточно или нет совсем. Нехватка трудового опыта также является причиной увольнения молодежи с предприятий и организаций в случае сокращения. Вышеописанные обстоятельства объясняют высокий уровень безработицы среди молодежи [6].

Проблема трудоустройства молодежи также осложняется тем, что сейчас существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. В России маркетинговые усилия многих учебных заведений по большому счету направлены на абитуриентов и их родителей. Они, в свою очередь, выбирая специальность и место дальнейшего обучения, ориентируется не на ситуацию на рынке труда, а на всевозможные социальные стереотипы. Опасность данной ситуации состоит в том, что возрастает диссонанс, который оказывает влияние на всю экономику страны.

В литературе и на практике существует мнение, что проблема трудоустройства молодых кадров объясняется ее низкой конкурентоспособностью на рынке труда среди остальных соискателей. Объясняется это недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимых трудовых навыков и умений, что и приводит к отказу работодателей от услуг молодого специалиста. В данном случае сказывается нежелание работодателей нести издержки, связанные с организацией его дополнительного профессионального обучения.

Если объединить все вышесказанное, проблемы трудоустройства молодежи можно разделить на три основные группы. К первой группе можно отнести необоснованные представления молодых специалистов о путях адаптации к сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе студентами своей будущей профессии. Очень часто абитуриенты в выборе специальности исходят из идеального представления о своей будущей карьеры, а не из анализа состояния экономики страны.

Вторая группа характеризуется несоответствием между уровнем знаний выпускников и требованиями работодателей на российском рынке труда - отсутствие опыта принятия ответственных решений, недостаток знаний, умений и навыков, необходимых для работы в рыночных условиях и для того, чтобы выдержать конкуренцию с опытными работниками.

К третьей группе относится снижение возможности молодых специалистов выдерживать конкуренцию на рынке труда. Это приводит

к потере своей квалификации, к появлению чувства ненужности себя как специалиста, и как итог - поиск работы не по своей специальности.

Рассматриваемая проблема является весьма актуальной по стране в целом и в отдельных ее регионах. Росстатом было проведено выборочное обследование населения по состоянию на сентябрь 2016 г. Результаты обследования показали, что численность экономически активного населения страны составляет 77,1 млн человек, то есть 53 % от общей численности населения страны (146,7 млн человек - в России), а численность рабочей силы составила 73,1 млн человек, то есть разница составила 4,0 млн человек безработных по критериям МОТ, которые не имели работы или доходного занятия, одновременно активно искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю. Показатель уровня безработицы в стране, характеризующий отношение численности безработных к численности рабочей силы (4 млн человек / 73,1 млн. человек) в обследуемый период составил 5,5 % (для сравнения, в сентябре 2015 г. - 5,2 %)

Статистические данные анализа численности занятых и безработных в различных округах Российской Федерации представлен в табл. 1.

Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе (на уровне 3,4 %), а самый высокий уровень - в Северо-Кавказском федеральном округе (10,2 %).

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики численность занятого населения в сентябре 2016 г. уменьшилась по сравнению с августом прошлого года на 358 тыс. человек, или на 0,5 %. Реальная картина общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,7 раза будет превышать приведенные выше статистические данные по численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения РФ.

В конце сентября 2016 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 862 тыс. человек, что на 5,2 % меньше по сравнению с августом и на 6,2 % - по сравнению с сентябрем 2015 г.

Проводя гендерную оценку безработных по методологии МОТ, отметим, что доля женщин меньше доли мужчин и составляет среди общей численности безработного населения на сентябрь 2016 г. - 46,5 %. Кроме того, численность городского населения составляет 66,8 %, молодежи до 25 лет - 23,4 %, без опыта трудовой деятельности - 27,1 %.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,3 %) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,6 %). В сентябре 2016 г. это превышение составило 1,6 раза.

Таблица 1

Данные Росстат по занятости и безработице в РФ в возрасте от 15 до 72 лет (по данным выборочных обследований за III квартал 2016 г.)

Численность рабочей силы, тыс. чел. В том числе: Уровень, в °о

занятые, тыс. чел. безработные, тыс. чел. участия в рабочей силе занятости безработицы

Российская Федерация 11297,2 73 237,4 4 059,7 70,1 66,4 5,3

Центральный федеральный округ 21 497,1 20 770,3 726,7 72,2 69,8 3,4

Северо-Западный федеральный округ 7 641,3 7 298,0 343,2 71,9 68,7 4,5

Южный федеральный округ 8 262,8 7 757,2 505,6 67,7 63,5 6,1

Северо-Кавказский федеральный округ 4 552,6 4 087,3 465,3 65,8 59,1 10,2

Приволжский федеральный округ 15 603,6 14 886,4 717,2 69,9 66,7 4,6

Уральский федеральный округ 6 466,3 6 089,4 376,9 70,3 66,2 5,8

Сибирский федеральный округ 9 904,6 9 161,7 742,9 68,7 63,6 7,5

Дальневосточный федеральный округ 3 369,0 3 187,1 181,9 70,7 66,9 5,4

В сентябре 2016 г. доля лиц, которые оставили свое прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности сотрудников, ликвидацией организации или собственного дела составила 17,2 %, а доля лиц, уволившихся по собственному желанию - 26 %.

В сентябре 2016 г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 17,2 %, а в связи с увольнением по собственному желанию - 26,0 % (в сентябре 2015 г., соответственно, 18,3 % и 24,8 %).

Средний возраст безработных в России в сентябре в 2015 г. составил 37,5 лет. Молодежь до 25 лет среди общей численности безработного населения составляет 25,6 %, в том числе: в возрасте 15-19 лет - 4,6 %, в возрасте 20-24 лет - 21 %.

Высокий уровень безработицы среди молодежи отмечался в возрастной группе 15-19 лет - 30,1 %, в возрастной группе 20-24 лет - 14,3 %.

Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,9 раза.

Среди городских респондентов, участвующих в опросе, трудоустроено чуть более 40 %, а среди сельских - 25 %. Но при этом можно наблюдать следующую тенденцию: сельская молодежь обращается в службу занятости гораздо реже городской [4].

В современных условиях обращение в Центр занятости населения для сельских жителей сопряжено с большими трудностями. Это связано в первую очередь с тем, что все органы занятости населения расположены в районных центрах, до которых не всегда легко добраться из села. Очень часто размер пособия по безработице является таким низким, что не покрывает транспортные расходы жителей. Именно из-за этого многие из них даже не рассматривают возможность получения разнообразных услуг от государства по содействию в трудоустройстве, облегчающих данный процесс [5].

Важная роль в решении проблемы трудоустройства молодых специалистов принадлежит государству, так как необходимо определение прогнозных параметров занятости с позиции макроэкономики, которое в состоянии провести только государственные органы. Реализация экономической потребности в молодежи в условиях рыночной экономики происходит через спрос на образовательный сектор со стороны экономики в форме государственного заказа, а со стороны работодателей - в форме различных договоров с самими вузами и дальнейшего трудоустройства выпускников на предприятиях.

Для того, чтобы разрешить дисбаланс между спросом и предложением на рынке образовательных услуг, необходимо знать, какие специалисты и в каком количестве нужны для развития экономики сегодня и в перспективе, какими трудовыми навыками и умениями они должны обладать, чтобы быть конкурентоспособными на современном рынке труда [2].

Следующим из способов решения рассматриваемой проблемы, как было обозначено выше, является обучение молодых людей специальностям по заказу предприятий. Очень часто представители фирм и предприятий основным источником обновления и пополнения своего кадрового состава считают именно выпускников высших учебных заведений, а не биржи труда или услуги кадровиков. Это подтверждает экономическую необходимость взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда в процессе обучения молодежи.

Данные исследований различных научных центров свидетельствуют, что среди работодателей предпочтение отдают именно молодым специалистам. Речь идет не только о поиске знающих языки, программирование и т.д. - здесь у молодых явное преимущество. По данным ученых Института сравнительных исследований трудовых отношений, «дополнительную работу чаще имеют представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда - мужчины, работники молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего».

Для повышения занятости молодежи необходимо использовать также различные экономические методы. К ним можно отнести, например, налоговые льготы, которые предоставляются предприятиям по трудоустройству и найму на работу молодых специалистов, их дальнейшему профессиональному обучению, повышению квалификации и переподготовки. Кроме того, рекомендуется вовлекать молодежь как можно раньше в процесс приобретения трудовых навыков и в реальную трудовую деятельность.

Очевидно, что с сокращением численности населения трудоспособного возраста («старение кадров») спрос предприятий на трудовые ресурсы будет расти, и обострится борьба за молодых специалистов. Успешность же трудовой адаптации на новом рабочем месте зависит от личностных, деловых качеств и мобильности самого человека, от уровня его профессиональных навыков, полученных в процессе обучения в вузе, и от способности представить их работодателю, от готовности начинать трудовую карьеру в предлагаемых работодателем трудовых условиях.

Таким образом, изменяющиеся условия различных сфер общественной жизни требуют от государства нового подхода к обучению молодежи, помощи в организации ее взаимодействия с работодателями. Главный смысл данного подхода - обучение специалистов, способных выдерживать конкуренцию на рынке труда, решать актуальные социально-экономические задачи в условиях НТП, участвовать в процессе развития страны [1]. Стоит учитывать, что если не решать проблему трудоустройства молодых специалистов, буквально через несколько лет Россия отстанет от развитых стран, вставших на путь инновационного развития.

Библиографический список

1. Доклад о мировом развитии: 2007: развитие и новое поколение. М., 2007.

2. Краснова Г.А. Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. 2015. № 14 (211).

3. Кризис в сфере занятости молодежи: время действовать: доклад на 5-й Международной конференции труда, 101-я сессия, 2012 г., Международное бюро труда. Женева, 2012.

4. Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. URL: http://cyberleninka.m/artide/n/prоЫema-mоlоdezhnоy-zanyatоsti-i-bezrabоtitsy-v-kоntekste-nesооtvetstviya-rynka-оbrazоvatelnyh-uslug-i-rynka-truda (дата обращения: 02.02.2017.).

5. Меньшикова М.А., Скударева Н.З. Современные технологии изучения мотивации профессорско-преподавательского состава Российских вузов // Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества ВУЗов стран Таможенного союза и СНГ сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. М., 2013.

6. Старик И.Н. Проблема трудоустройства как ограничение возможностей городской и сельской молодежи. URL: http://www.rae.ru/ fs/?article_id=9999119&оp=shоw_artide&sectiоn=cоntent (дата обращения: 02.02.2017.).

7. Степин Е.И. Проблемы трудоустройства молодежи и некоторые пути их решения. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/gоsudarstvennо-chastnоe-partnerstvо-i-zanyatоst-mоlоdezhi-prоblemy-trudоustrоystva-mоlоdezhi-i-nekоtоrye-puti-ih-resheniya (дата обращения: 02.02.2017.).

Н.З. Скударева

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономической теории и мировой экономики Российского государственного социального университета (г. Москва)

E-mail: nellis64@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.