Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная активность / государство / финансирование / конкурентоспособность / innovation / innovation activity / government / financing / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Елакова, В С. Титова

В условиях высокой сырьевой зависимости и санкций со стороны ряда стран мира возросла актуальность развития инновационной деятельности российских организаций. Согласно стратегии социально-экономического развития Российской Федерации государство нацелено на увеличение объёмов внутреннего валового продукта, повышения конкурентоспособности за счёт инновационного подхода к развитию экономики. Инновационный тип развития основывается на использовании в производстве достижений науки и техники, производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Однако все эти составляющие зависят от инновационной активности организаций, являющихся ключевыми субъектами экономики. Предметом исследования выступила совокупность экономических отношений в сфере стимулирования инновационной деятельности организаций государством. Ключевой целью работы стало изучение финансовых инструментов государственной поддержки инновационной активности и деятельности организаций и разработка кратких рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE STATE IN THE INNOVATIVE ACTIVITY OF RUSSIAN ORGANIZATIONS

In conditions of high dependence on raw materials and sanctions from a number of countries around the world, the relevance of the development of innovative activities of Russian organizations has increased. According to the strategy of socio-economic development of the Russian Federation, the state aims to increase the volume of gross domestic product, increase competitiveness through an innovative approach to economic development. The innovative type of development is based on the use of scientific and technological achievements in production, the production of high-tech products with high added value. However, all these components depend on the scientific, technical and innovative activity of organizations, since they are the key subjects of the economy. The subject of the study was the totality of economic relations in the field of stimulating innovative activity of organizations and the state. The key objective of the work was the study of financial instruments of state support for innovation activity and the activities of organizations and the development of recommendations.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-181-189

А.А. Елакова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, экономического отделения, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, [email protected],

A.A. Elakova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Faculty of Economics, the Naberezhnye Chelny Institute (Branch) of the FSBEI НЕ in KFU;

B.С. Титова - магистрант экономического отделения, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО КФУ, [email protected],

V.S. Titova - student of the Faculty of Economics, the Naberezhnye Chelny Institute (Branch) of the FSBEI НЕ in KFU.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ THE ROLE OF THE STATE IN THE INNOVATIVE ACTIVITY OF RUSSIAN ORGANIZATIONS

Аннотация. В условиях высокой сырьевой зависимости и санкций со стороны ряда стран мира возросла актуальность развития инновационной деятельности российских организаций. Согласно стратегии социально-экономического развития Российской Федерации государство нацелено на увеличение объёмов внутреннего валового продукта, повышения конкурентоспособности за счёт инновационного подхода к развитию экономики. Инновационный тип развития основывается на использовании в производстве достижений науки и техники, производстве высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью. Однако все эти составляющие зависят от инновационной активности организаций, являющихся ключевыми субъектами экономики. Предметом исследования выступила совокупность экономических отношений в сфере стимулирования инновационной деятельности организаций государством. Ключевой целью работы стало изучение финансовых инструментов государственной поддержки инновационной активности и деятельности организаций и разработка кратких рекомендаций.

Abstract. In conditions of high dependence on raw materials and sanctions from a number of countries around the world, the relevance of the development of innovative activities of Russian organizations has increased. According to the strategy of socio-economic development of the Russian Federation, the state aims to increase the volume of gross domestic product, increase competitiveness through an innovative approach to economic development. The innovative type of development is based on the use of scientific and technological achievements in production, the production of high-tech products with high added value. However, all these components depend on the scientific, technical and innovative activity of organizations, since they are the key subjects of the economy. The subject of the study was the totality of economic relations in the field of stimulating innovative activity of organizations and the state. The key objective of the work was the study of financial instruments of state support for innovation activity and the activities of organizations and the development of recommendations.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, государство, финансирование, конкурентоспособность.

Keywords: innovation, innovation activity, government, financing, competitiveness.

В настоящее время экономические отношения характеризуются конкуренцией, быстрыми потоками информации и активными коммуникациями. Концепция рыночной экономики содержит в себе рост эффективности и конкурентоспособности экономики, а принцип ограниченности факторов производства поставил страны мира перед фактом выбора инновационного развития. Такой подход позволяет использовать результаты научно-технических и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) для обновления и усовершенствования методик производства продукции, работы или услуги, и последующим эффективным её продвижением, как на внутреннем, так и внешнем рынке.

В таблице 1 представлены данные источника Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Подход к расчёту показателя глобального индекса инноваций (Global innovation index) двухступенчатый, во-первых определяются имеющиеся у государства ресурсы и условия создания и внедрения инноваций, во-вторых условия и ресурсы сопоставляется с достигнутыми результатами внедрения инноваций [3].

Таблица 1 - ТОП-10 инновационных экономик мира

№ п/п Страна Рейтинг экономики Общая величина ВВП, млрд. $ США Глобальный индекс инноваций Затраты на НИОКР в общей величине ВВП (%)

1 Россия 26 1 660 38,76 - 47 место 1,25

2 Швейцария 4 748 66,1 - 1 место 3,37

3 Швеция 5 538 62,5 - 2 место 3,25

4 США 8 20 937 61,40 - 3 место 2,74

5 Великобритания 17 748 59,8 - 4 место 1,89

6 Нидерланды 18 538 58,8 - 5 место 2,09

7 Дания 16 402 57,5 - 6 место 1,98

8 Финляндия 7 271 57,0 - 7 место 1,68

9 Сингапур 3 560,20 56,6 - 8 место 1,79

10 Германия 1 3 806 58,39 - 9 место 2,94

11 Южная Корея 2 1 631 56,1 - 10 место 4,24

Согласно данным таблицы 1, лидерами по показателю глобального индекса инноваций являются: Швейцария (66,1), Швеция (62,5), Соединённые Штаты Америки (60,6), Великобритания (59,8), Нидерланды (58,8). Россия по рейтингу индекса занимает 47 место, что не является положительным явлением, однако, несмотря на это стоит отметить, что десять лет назад страна занимала 64 место. Южная Корея (4,24 %) и Швейцария (3,37 %) имеют наибольший объем внутренних затрат на инновации. Россия отстаёт от инновационных экономик стран мира, находясь по этому критерию в общем рейтинге на 26-м месте. В ряде стран мира, включая Швейцарию, Швецию, Великобританию, Нидерланды, Данию, Финляндию, Сингапура, Германию и Южную Корею поддержка инновационной деятельности является приоритетным направлением государственной политики [4].

Уровень экономического развития страны напрямую зависит от инновационной деятельности и активности предприятий. Важными элементами инновационной составляющей в деятельности предприятий являются - степень обновления технологично-производственной базы, освоения и выпуска конкурентоспособных товаров, работ, услуг, а также последующее их продвижение на мировой рынок. Раскроем понятие «инновационная деятельность» - это деятельность, направленная на реализацию инновационных проектов, а также создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности [3].

Важно заметить, что «инновационная активность» и «инновационная деятельность» не являются по смыслу тождественными, так как инновация это - деятельное состояние, а деятельность -совокупность алгоритма действий.Прежде чем начать повествование о роли государства в инновационной активности предприятия необходимо провести анализ ключевых показателей, характеризующих реальное состояние инновационной активности организаций. В таблице 2 представлены ключевые показатели инновационной активности Российских организаций за период.

Таблица 2 - Ключевые показатели инновационной активности российских предприятий

№ п/п Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. Темп прироста, в %

1 Число организаций, выполнявших НИОКР, в единицах 3 950 4 051 4 175 +2,56 +3,06

2 Объём инновац. товаров в общем объеме отгруженных товаров, работ услуг, в млн.руб. 4 516 998,7 4 863 381,9 5 189 046,2 +7,66 +6,70

3 Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные и маркетинговые инновации, в % 19,8 21,6 23,0 +9,09 +6,48

4 Затраты на иннова. деятельность организаций, млн.руб. 1 472,82 1 954,13 2 134,04 +313,29 +9,21

5 Уровень инновац. активности организаций в РФ, % 12,8 9,1 10,8 -28,91 +18,68

Согласно данным сборника «Россия в цифрах», абсолютные показатели объёма выпуска инновационных товаров и затрат на инновационную деятельность растут - экспоненциально. Однако стоит обратить внимание, что выпуск инновационных товаров, работ, услуг несмотря на положительную динамику ниже, значения того же показателя в развитых странах мира. Что касается уровня инновационной активности организаций в Российской Федерации, этот показатель имеет понижательную тенденцию (-28 %), что демонстрирует спад инновационной активности. Эта тенденция сохраняется даже в случаях исключения «ковидного» 2020 года из всей выборки исследования [5]. Такой недостаточный уровень инновационного развития Российской Федерации определён проблемами ниже.

Сырьевой характер экономики. Снижение экспортных возможностей создаёт реальный риск

для благоприятного развития «сырьевой» экономики России, так как на Ближнем Востоке ситуация с нефтедобычей изменилась, Соединённые Штаты Америки осуществило снятие ограничений на разведку собственных месторождений, и как следствие рост предложения сырья. На фоне сложной обстановки в мире, вызванной пандемией, мировое сообщество столкнулось с ростом предложения над спросом на нефтегазовом рынке - это вызвало передел наложения рынков, по этой же причине в конечном счёте произошёл обвал цен на нефть. России необходимо заняться подготовкой «подушки безопасности» из-за сложившейся ситуации, посредством расширения деятельности, так как в структуре экспорта нашей страны по состоянию на 31 декабря 2020 года приходилось около 68 % топливно-энергетической продукции. Кроме того, в отношении множества компаний, в том числе и нефтегазовых были введены экономические санкции, поэтому необходимо принять факт снижения доходности нефтегазового бизнеса.

Следующей немаловажной проблемой является технологичное отставание в высокотехнологичном производстве. Высокая степень импортозависимости России на товары особой стратегической важности: в авиастроении - 75,6 %, машиностроении - 69,85 %, фармацевтики - 64,8 %, при оптимальном значении в 25 %. Также стоит отметить, что в структуре Внутреннего валового продукта РФ продукция обрабатывающих производств (производство компьютеров, электронных машин и оптического оборудования) составила порядка - 2,95 %, в то время как высокотехнологичное электротехническое оборудование - 2,1 %, данные значения характерны для отстающих в инновационном развитии экономик [4].

Проблема так называемой «утечки мозгов» является острой. Согласно результатам исследования «Эмиграция молодёжи из России» из всех респондентов - 25 % выразило огромное желание покинуть Россию навсегда в целях материального и карьерного роста. Хотят осуществить временный переезд в целях заработка и накопления на лучшую жизнь в России - 48 % респондентов. В конечном счёте, эти 48 % планируют возвращение в Россию в зрелом возрасте. Важно отметить, что были среди опрашиваемых студентов и те, кто хочет учиться заграницей из-за более доступного образования, материального стимулирования порыва к созданию чего-то нового. В течение последних 25 лет страну покинуло 1,568 млн. человек, среди которых молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет [5].

Согласно данным таблицы 3, распределение инновационной активности между организациями неоднородно. Доля предприятий-инноваторов больше в промышленном производстве, что объяснимо его преобладанием в структуре экономики.

Таблица 3 - Уровень инновационной активности организаций по виду инноваций в 2020 г.

Распределение по сферам деятельности Удельный вес организаций, осуществлявших инновации, в общей величине организаций, выражен в %

Всего Технологические Маркетинговые Организационные

Промышленное производство 11,5 8,4 2,0 3,1

Строительство 7,7 6,6 1,3 2,4

Сфера услуг 1,6 1,1 0,5 1,3

Сельское хозяйство 3,9 3,4 0,3 0,7

Однако, менее 8 % промышленных предприятий осуществляют технологические новации, в других направлениях она еще меньше (сфера услуг - 1,1 %; строительство - 6,6 %; сельское хозяйство - 3,4 %). Это не является нормальным положением дела для государства, правительство которого заявило о цели по вхождению в ТОП-5 экономик мира с инновационным типом развития. Для эффективного развития инноваций необходимо огромное «желание» государства, нацеленное на создание качественной инновационной политики с учётом всех особенностей страны.

Правовыми основами государственной поддержки и регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день являются:

- Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1-2].

Государство оказывает влияние на инновационную деятельность предприятий посредством следующих методов поддержки - прямого и косвенного. Рассмотрим каждый из методов финансирования более подробно далее. К прямым методам государственной поддержки инновационной деятельности предприятий относят финансирование НИОКР из бюджетных или внебюджетных фондов. Прямое

бюджетное финансирование включает в себя три компонента: финансирование в форме выдачи грантов, выделение бюджетных субсидий, предоставление беспроцентных ссуд предприятиям-новаторам.

В России получил своё распространение, также получила система государственных контрактов и заказов. Эта система обладает чётким распределением обязанностей, в том числе между государственным заказчиком и исполнителем, также обеспечивается качественное сопровождение и охрана права интеллектуальной собственности, и возможная передача его третьим лицам.

К примеру, на портале «РосТендер» открыты позиции по тендеру на НИОКР и НИР по восьми Федеральным округам на любой круг интересов - от разработки стандартов и положений, до изготовления или поставки конкретного технологического оборудования. Если приводить статистические данные имеем следующую картину: за счёт бюджетных средств профинансировано 71,2 % затрат на НИОКР, за счёт внебюджетных средств - 28,8 % [4].Также широкое распространение получило смешанное финансирование НИОКР, как правило, при таком типе финансирования возможны следующие комбинации: финансирование из бюджетных и частных средств, бюджетных и частных средств. В России такая форма актуальна, особенно для машиностроения и нефтегазовой отрасли.

Российская Федерация осуществляет переход от сырьевого к инновационному подходу развития экономики посредством разработки и применения государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». На реализацию государственной программы выделено из федерального бюджета порядка 2 168 214 708,7 тыс.рублей, период реализации с 29.03.2013г. по 31.12.2024г. Ключевой целью программы является формирование благоприятных условий для бизнеса, роста активности.

Источники финансирования инновационной деятельности представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Классификация источников финансирования инноваций

В таблице 4 представлены ключевые программы и проекты государственной поддержки инновационной деятельности в России, направленные на мотивацию разработки компаниями - НИОКР. Эти программы актуальны и на сегодняшний день [2].

Таблица 4 - Государственные институты и меры поддержки НИОКР, инноваций

№ п/п Наименование организации, занятой в сфере поддержки Наименование меры поддержки - программы, проекта

Размер гранта Сроки выполнения Направление расходов

1 2 3 4 5

1 Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия инновациям) Программа «Умник»

500 тыс.руб. НИР - 2 этапа по 12 месяцев Проведение НИР

Программа «Старт» (реализуется в 3 этапа)

Старт-1

До 2 млн.руб. НИОКР - 1 год, Проведение НИОКР; внебюджетное софинансирование не требуется

Старт - 2

До 3 млн.руб. НИОКР - 1 год, Проведение НИОКР; внебюджетное софинансирование не менее 100 % суммы гранта

Продолжение таблицы

Старт - 3

До 4 млн.руб. НИОКР - 1 год, Проведение НИОКР; внебюджетное софинансирование не менее 100% суммы гранта

Программа «Развитие»

Не более 20 млн.руб не более 24 месяцев Проведение НИОКР; Частичное финансирование 30/100%

Программа «Интернационализация»

не более 15 млн.руб 12 месяцев Проведение НИОКР; внебюджетное софинансирование не менее 100% суммы гранта

Программа «Кооперация»

не более 25 млн.руб 18-24 месяца Проведение НИОКР по тех.заданию, согласованному партнером;

2 Фонд перспективных исследований Не предусмотрены 12-60 месяцев Содействие по разработкам в сфере обороны и безопасности государства

3 АО «РОСНАНО» Вклад в УК; Целевые займы; Поручительства по обязательствам проектных компаний перед третьими лицами.

4 Фонд инфраструктурных и образовательных программ Школьная лига «РОСНАНО», подготовка технологических предпринимателей, электронное образование, стандартизация и т.п. Содействие и сотрудничество с крупнейшими известными вузами страны с целью подготовки специалистов

5 Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково») Микрогранты 1,5-4 млн.год Минигранты до 5 млн.руб. Гранты 5-300 млн.руб. Консультационная поддержка, налоговые льготы Поддержка проектов, нацеленных либо на создание новых, либо на расширение и модернизацию существующих производств

6 АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») Основная цель поддержка НИОКР в сферах перспективных направлений государственной политики

7 ВЭБ.РФ Институт развития, поддерживающий инновацион. и научно-техническую деятельность в РФ. Фабрика проектного финансирования РФ

Для Республики Татарстан, например характерны следующие организации, оказывающие помощь и содействие в финансировании НИОКР: НКО «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан», Фонд «Сколково», «Фонд содействия инновациям». Пример такого успешного проекта приведён далее. На крупнейшем машиностроительном предприятии Республики Татарстан - ПАО «КАМАЗ» несколько лет успешно реализуется программа внутрикорпоративного предпринимательства под названием «Акселерация проектов цифровой трансформации». В рамках работы этой программы одна из сотрудниц предприятия создала стартап по продаже грузовиков - маркетплейс грузовой автотехники. На сегодняшний день, девушка успешно руководит своим перспективным проектом, улучшая его со своей командой изо дня в день. Согласно данным раздела «О компании» сайта «Truckinstock.com» и портала «Вести КАМАЗА», данная разработка была запущена 19 июля 2019 года с целью продвижения узнаваемости КАМАЗовского бренда, а также роста доли на рынке грузовой автотехники. Стоит перейти к интересному факту создания: в декабре 2018 года стартап стал победителем конкурса «Старт-1» в рамках поддержки инновационных проектов «Идея-1000», и как следствие был одобрен к финансированию Инвестиционным фондом Республики Татарстан. На сегодняшний день данный проект способствует успешному продвижению автотехники, выпущенной в ПАО «КАМАЗ» на рынок, что как следствие положительно скажется на объёме продаж компании [5].

Далее рассмотрим методы косвенного финансирования, применимые в Российской Федерации для стимулирования и развития инновационной активности. Также стоит заметить, что косвенное финансирование напрямую связано с регулированием налоговой системы. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на прибыль. У организации появляется возможность, в течение определённого срока и при наличии определённых условий, уменьшения платежи по налогу с последующей поэтапной суммы кредита и начисленных к нему процентов. Недоплаченную сумму называют, как правило, накопленной суммой кредита [4]. Льгота в виде предоставления права на ускоренную амортизацию, её основная идея данного метода финансирования заключена в применении коэффициентов ускорения (до 2) в отношении амортизации основных средств

и объектов интеллектуальной собственности. Государство предоставляет организациям снижать налогооблагаемую прибыль с одной стороны, но с другой стороны приобретать на суммы экономии новое оборудование.

Венчурное финансирование - способ финансирования и поддержки инновационно-активных предприятий посредством финансовых инвестиций частного капитала во вновь создаваемые высокотехнологичные перспективные стартапы, ориентированные на повышение научно-техничного потенциала с целью получения прибыли от прироста стоимости вложений. Данный способ получил широкое распространение во всём мире, пример тому Мюго80Й,Лрр1е, однако для нашего государства данный способ не нашёл широкого применения, так как фонды финансируют чаще всего низкоприбыльные проекты.

К неналоговым методам косвенного финансирования относят государственное поручительство в качестве обеспечения кредитов под инновационные проекты, определение и применение льготных тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для организаций, занятых в сфере разработки НИОКР, управление стандартизацией и сертификацией, таможенные льготы, предоставление в собственность федерального имущества на срок до более 1 года [4].

Законодательная база нашей страны предлагает некоторые налоговые льготы для инновационно-активных предприятий. Согласно содержанию главы 21 Налогового Кодекса РФ распространены следующие льготные механизмы по налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на прибыль, которые рассмотрим подробнее в таблице 5.

Таблица 5 - Налоговые льготы в разработке инноваций

№ п/п Наименование льготы Характеристика льготы

1 2 3

1 НИОКР не облагаются НДС (предлагается на основании подпунктов 16 и 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ) *Примечание* В случаях выполнения НИОКР за счёт иных средств, льготирование по данному пункту не предполагается При выполнении следующих условий: • НИОКР разрабатывается и выполняется за счёт средств бюджетов всех уровней, фондов поддержки технологического развития, научно, научно-технической деятельности (создание Фондов было предусмотрено ФЗ №127 от 23.08.1996г. «О науке и государственной научно-технической политике»; • НИОКР разрабатываются и выполняются организациями, занятыми в сфере образования; • НИОКР нацелены на создание новых технологий, продукции, а также в усовершенствовании существующих технологий производства выпускаемой продукции. • НИОКР выполнены на основании хозяйственных договоров (без учета статуса заказчика)

2 Налог на прибыль (гл.25 НК РФ, ст 262) • При реализации результата НИОКР (организация-продавец является исполнителем) все расходы рассматриваются с позиции расходов, направленных на доходную деятельность; • В качестве расходов на НИОКР признают также единовременные расходы на формирование Российского фонда технологического развития в величине равной 0,5 % от всей валовой выручки; • Доходами не учитываемыми, при расчете налоговой базы по налогу на прибыль считаются целевые средства (гранты, средства внебюджетных фондов и т.д.) • Расходы организаций на НИОКР, утвержденные согласно Постановлению Правительства РФ № 988 от 24.12.2008г. подлежат включение в состав прочих расходов в размере фактического значения с коэффициентом 1,5.

Стоит обратить внимание на стратегический манёвр государства в сфере развития инновационной активности организаций, занятых разработкой 1Т-технологий. Это организации непосредственно занятые разработкой и внедрением цифровых технологий / участвуют в цифровизации национальной экономики РФ. Да, и в целом имеют большую степень нацеленности на расширение своей деятельности с выходом на иностранные рынки. С момента подписания «налогового манёвра в 1Т-отрасли» «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 31.07.2020 № 265-ФЗ прошёл год. Однако, прежде чем организации начать применять льготы этого «манёвра» необходимо проверить её деятельность на соответствие следующим критериям:

1. Выручка от реализации ПО и баз данных должна составлять не менее 90 %. Важно заметить, что для давно функционирующей организации выручка определяется за девять месяцев предыдущего года, а для недавно созданной - за последний квартал.

2. Среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее семи человек, однако по максимальному количеству ограничений нет.

3. Для получения льгот по НДС потребуется подать документы через сайт «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных» - https://old-reestr.digital.gov.ru/. Если ПО вошло в реестр, то при реализации организация будет освобождаться НДС от реализации. Согласно инструкциям, ПО должно попадать в коды продукции и нужный класс программного обеспечения, а также важно обратить внимание на то, что организация должна обладать исключительными правами на ПО, доля участия граждан РФ в разработке ПО составляла более 50 % [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если деятельность организации одновременно соответствует всем вышеприведённым критериям, а также получена аккредитация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, то предоставляется возможность использования льгот по тарифам страховых взносов и возможность уплаты налога на прибыль по ставке 3 % (ранее была 20 %, из которой 17 % перечислялось в региональный бюджет, а 3 % в федеральный). Информация по этим льготам представлена в таблице 6.

Таблица 6 - Тарифы страховых взносов для ГГ-компаний

№ п/п Вид страхования Тариф 2017-2020 гг. Тариф с 2021 г.

1 Обязательное пенсионное страхование 8,0 % 6,0 %

2 Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством 2,0 % 1,5 %

3 Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации 1,8 % 1,5 %

4 Обязательное медицинское страхование 4,0 % 0,1 %

Таким образом, общий тариф страховых взносов для части 1Т-компаний снизился, как и обещал президент в послании 2020 года, с 14 % до 7,6 %.

На рисунке 2 представлены ключевые институты [3].

Рисунок 2 - Инфраструктура государственной поддержки

Территории опережающего социально-экономического развития формируются под началом инициативы инициатора, который заключает соглашение с инвесторами о намерении реализации инвестиционного проекта, далее в процессе соглашения идёт подготовка паспортов проектов и заявки на создание ТОСЭР. Исполнительный орган власти субъекта РФ согласовывает паспорт, анализирует содержание заявки и передаёт её в Министерство экономического развития РФ (как правило, это Комиссия по вопросам создания и функционирования ТОСЭР на территории моногородов РФ). Она рассматривает заявку, и принимает последующее решение о целесообразности ТОСЭР. В случае целесообразности создания ТОСЭР, начинается подготовка Постановления Правительства РФ, оно утверждается и передаётся в муниципалитет для внедрения [3].

Огромную роль для поддержки организаций играют бизнес-инкубаторы, которые занимаются поддержкой и продвижением проекта. В Российской Федерации создаются торгово-промышленные палаты, представляют объединение предпринимателей, обеспечивающих поддержку и координацию бизнеса.Также ключевое значение имеют технопарки - территориальные, технологические, научно-

практические площадки развития проектов. Таким образом, на сегодняшний день в Республике Татарстан функционируют - Камский индустриальный парк (КИП-МАСТЕР), обеспечивающий производственными и офисными помещениями, IT-PARK /ИТ-ПАРК (г.Казань и г.Набережные Челны), создан для стартапов и развивающихся it-компаний, Особая экономическая зона (ОЭЗ) «АЛАБУГА» имеет промышленно-производственный тип, предназначена для предоставления полностью подготовленную промышленную площадку и многие другие.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации на сегодняшний день осуществляются следующие направления государственной поддержки инновационной деятельности предприятий: формируются законы, обеспечивающие инновационную деятельность; осуществляется финансовая поддержка инновационно-активных организаций; создаются и расширяются формы бизнеса, которые способствуют развитию научно-технологичного производства; осуществляется регулирование налогового законодательства в части льготирования деятельности организаций, занятых в инновациях; стимулируется в целом развитие инновационных отраслей экономики.

Однако несмотря на это можно выделить некоторые проблемы, тормозящие инновационную активность и деятельность организаций: отсутствие приоритетов финансирования государством инновационной деятельности организаций, занятых не стратегическими направлениями экономики России; нет чёткого критерия отнесения к категории «инновационная организация»; инструменты налогового стимулирования охватывают лишь начальные стадии инновационной деятельности организаций, не получая дальнейшего распространения на этапы внедрения и коммерциализации проекта; низкий уровень применения инвестиционного налогового кредита; отсутствие возможного обучения сотрудников, востребованными на рынке инноваций навыками, проведение переквалификаций; недостаточное расширение сферы культуры цифровизации.

В качестве рекомендаций можно рассмотреть - усиление роли региональных и муниципальных властей в формировании и контроле исполнения государственной поддержки инновационной деятельности, например регионы могут заняться «продвижением культуры инноваций» в массы, посредством расширения образовательных программ IT, создания «трендов» на высокие технологии. Стоит обратить внимание на рассмотрение и формирование государственных заказов не только по стратегически важным направлениям, таких как национальная безопасность и оборонно-промышленный комплекс России, но и об инновациях за пределами этих сфер. Поменять подход к инновациям, предоставлять возможности и другим проектам реализоваться несмотря на имеющийся риск, начав активное применение венчурного типа финансирования, так как подобный тип финансирования несколько меняет структуру экономики, делая её конкурентоспособной.

Важно упростить процесс привлечения финансирования путём снижения бюрократической составляющей в выдаче тех же, грантов. Распределение финансовой поддержки по направлениям и объёмам деятельности также является актуальным направлением для совершенствования. Например, возможно классифицировать способы финансирования следующим образом, для малого и среднего бизнеса, занятого научно-техническими разработками предоставляются программы венчурного финансирования, консалтинга (право и интеллектуальная собственность), льготные условия аренды офисных и прочих помещений; для производственного бизнеса обрабатывающей и добывающей промышленности - налаживание связей с крупным-лидером отрасли, государственной корпорацией в рамках взаимодействия по закупкам, льготное кредитование, государственная гарантия кредита на обновление основных фондов, гранты. Для быстрорастущих организаций - прямые дотации из бюджета на расширение/обновление производственных мощностей [3].

«Кадры решают всё» - наиболее перспективным направлением работы как государства, так и организаций является работа с кадрами. Государство должно стать «пионером» новых компетенций на рынке труда - обеспечив профессиональную кадровую переподготовку с наставниками - экспертами в области,конечно, организации могут это организовать и без отрыва от работы, однако ключевая роль все же остаётся за государством, так как оно формирует образовательную инфраструктуру. Также необходимо создавать и продвигать программы по повышению квалификации инженеров и рабочего персонала, организовывать мероприятия по соревновательно-образовательной среде (Участие команды сотрудников какой-то организации в Чемпионате «WorldSkills» как обмен опытом и получение новых коммуникаций в профессиональной среде).

Возникает необходимость закрепления пороговых значений отнесения организации к «инновационной» на законодательном уровне. Определяющими критериями для налогового законодательства могут стать: доля инновационной продукции в общем объёме продукции, созданной вновь в организации; доля затрат на НИОКР в общей структуре затрат; наличие объектов интеллектуальной

собственности (собственных и приобретённых на стороне), величина выручки от реализации инновационно-ориентированной продукции.

Заключительные этапы инновационной деятельности организации должны поддерживаться государством в форме финансирования затрат на продвижение инновационной деятельности в регионе, отрасли; на развитие инфраструктуры (создание агентств, ассоциаций среди предприятий схожих видами деятельности, например). Кроме того, необходимо расширить пониженные ставки налога на прибыль для инвесторов, участвующих в разработке приоритетных проектов для государства, освобождение от уплаты имущественного налога. Такая практика применяется на региональном уровне в отношении организаций, сроки освобождения колеблются от трёх до пяти лет. Целесообразно осуществить освобождение субъектов инновационно-активной деятельности на срок до десяти лет. Десять лет выбрано не случайно, как представлено в статистике - это срок реализации большинства ключевых и стратегически важных проектов. Ко всему изложенному регион должен определить в каком направлении он осуществляет инвестиции в инновации (сфера IT-технологий, машиностроение и т.д.).

Инвестиционный налоговый кредит очень перспективный и недооценённый метод финансирования. Для его «продвижения в массы» необходимо во-первых, расширить сферу его применения и организациям, применяющих специальные налоговые режимы (малый бизнес), так как в малом бизнесе высокий процент активности и инициативности; во-вторых, увеличить срок предоставления до десяти лет, что позволит организации самостоятельно выбрать горизонт кредитования; внести изменения по процентам за пользование таким кредитом вплоть до их отмены для проектов стратегически важных для государства.

Таким образом, все меры будут способствовать расширению инновационного потенциала как отдельного субъекта хозяйствования, так и государства в целом. Кроме того, это окажет положительное влияние на деятельность всех организаций - будут создаваться новые рабочие места, увеличиться число организаций.А в обеспечении динамичности и оперативности необходима координация действий всех участников инновационной деятельности: государства, научно-технических обществ, налоговых органов, представителей бизнеса, потребителей инновационного продукта, работы, услуги. Ведь только в условиях согласованных действий возможны масштабные «подвижки».

Источники:

1. Мусостов З.Р., Дудаев Т.-А.М. Государственная поддержка инновационной деятельности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №12-2.

2. Артемьева, А. Д. Состояние рынка инноваций в России / А. Д. Артемьева. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 51 (289). - С. 371-374.

3. Кто такие техноброкеры и зачем они нужны бизнесу: мнения экспертов. VC.ru. 2018. И. Г. Дежина. Механизмы государственного финансирования науки в России. М.: ИЭПП, 2006. 130 с.

4. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №316) // Официальный сайт Правительства РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/.

5. Новостной портал: «Вести КАМАЗА» - Режим доступа: https://vestikamaza.ru. References:

1. Musostov Z.R., Dudayev T.-A.M. State support of innovation activity // Economics and Business: Theory and Practice. 2020. №12-2.

2. Artemyeva, A.D. State of the innovation market in Russia / A.D. Artemyeva. - Text : direct // Young scientist. -2019. - № 51 (289). - С. 371-374.

3. Who are technobrokers and why business needs them: opinions of experts. VC.ru. 2018. I. G. Dezhina. Mechanisms of state financing of science in Russia. M.: IEPP, 2006. 130 с.

4. State Programme "Economic Development and Innovative Economy" (approved by Government Resolution No. 316 of 15 April 2014) // Official website of the Government of the Russian Federation. - [Electronic resource]. -Access mode: http://government.ru/.

5. News portal: "Vesti KAMAZ" - Access mode: https://vestikamaza.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.