Научная статья на тему 'Расширение инновационной активности бизнеса как главное условие построения инновационно ориентированной экономики в России'

Расширение инновационной активности бизнеса как главное условие построения инновационно ориентированной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-СРЕДА / ВНУТРЕННИЙ СПРОС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / INNOVATIONS / BUSINESS ENVIRONMENT / INTERNAL DEMAND / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салженикина Александра Валерьевна

В условиях становления экономики, ориентированной на инновации, основной задачей для государства целесообразно определить повышение инновационной активности предпринимательского сектора. В настоящей работе исследуется современное состояние инновационной сферы в России. Выявлены тенденции и проблемы взаимодействия инновационного бизнеса и государства. Предложены ключевые направления расширения активности отечественного бизнеса в области высоких технологий. Проанализирована и раскрыта система государственного финансирования инновационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPANSION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF BUSINESS AS THE MAIN CONDITION OF CONSTRUCTION INNOVATIVE ORIENTED ECONOMY IN RUSSIA

In the conditions of formation of the economy focused on innovations, for the state it is expedient to determine by the main objective increase of innovative activity of a business sector. In the real work the current state of the innovative sphere in Russia is investigated. Tendencies and problems of interaction of innovative business and the state are revealed. The key directions of expansion of activity of domestic business in the field of high technologies are offered. The system of public financing of the innovative companies is analyzed and opened.

Текст научной работы на тему «Расширение инновационной активности бизнеса как главное условие построения инновационно ориентированной экономики в России»

РАСШИРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ БИЗНЕСА КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

А. В. САЛЖЕНИКИНА

В условиях становления экономики, ориентированной на инновации, основной задачей для государства целесообразно определить повышение инновационной активности предпринимательского сектора. В настоящей работе исследуется современное состояние инновационной сферы в России. Выявлены тенденции и проблемы взаимодействия инновационного бизнеса и государства. Предложены ключевые направления расширения активности отечественного бизнеса в области высоких технологий. Проанализирована и раскрыта система государственного финансирования инновационных компаний.

Ключевые слова: инновации, бизнес-среда, внутренний спрос, государственная поддержка.

Ускорение технологического развития России и усиление ее позиций в глобальной инновационной системе практически невозможно без кардинального расширения активности отечественного бизнеса в области инноваций. Только в этом случае можно ожидать значительного увеличения поступления частного капитала в исследования и разработки (ИиР), заметного повышения внутреннего спроса на создаваемые в стране инновационные разработки и решения, существенного наращивания объемов производства и экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Наряду с этим, рост заинтересованности в инновациях со стороны предпринимательского сектора будет способствовать укреплению национальной системы образования, особенно инженернотехнического, притоку перспективных кадров в исследовательскую сферу, повышению эффективности фундаментальной науки, развитию негосударственного сектора ИиР. В то же время, если вовлеченность бизнеса в инновационные процессы в России по-прежнему остается невысокой, то любые действия государства, направленные на их ускорение, скорее всего, будут иметь лишь ограниченный эффект [5].

Повышение инновационной активности предпринимательского сектора - сложная и многоаспектная задача, выполнение которой во многих случаях потребует глубокой перестройки сложившихся в стране государственных институтов, подходов к регулированию хозяйственной деятельности, административной и судебной практики. Ниже предложены ключевые направления решения этой задачи:

1. Создание бизнес-среды, благоприятной для инноваций.

Формирование в России комфортной инновационной среды имеет решающее значение с точки зрения стимулирования вложений отечественных предприятий в новые технологии. Сложившийся в России деловой климат, характеризующийся чрезмерным неравенством прав рыночных агентов, избыточным и далеко не всегда эффективным госрегулированием, высокой коррупцией, слабостью судебно-правоохранительной системы, не обеспечивающей должной защиты прав инвесторов, является серьезным сдерживающим фактором не только для инновационного бизнеса, но и в целом для экономического роста страны. Основными направлениями формирования благоприятной инновационной среды в России выступают прежде всего следующие:

а) создание условий для равной, справедливой конкуренции на внутреннем рынке;

б) обеспечение надежной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

в) устранение административных, отраслевых и иных барьеров для внедрения и диффузии в экономике передовых технологий, в том числе путем обновления технических регламентов и стандартов, а также упрощения и ускорения процедур сертификации и вывода на рынок новых видов продукции;

г) формирование системы налоговых льгот, стимулирующей вложение инноваций [6].

Центральное значение для развития инновационной деятельности бизнеса имеют усиление

конкуренции на внутреннем рынке и обеспечение равных конкурентных возможностей для всех хозяйствующих субъектов. Очевидно, что в условиях справедливой, жесткой конкурентной борьбы у предприятий появляется мощный стимул для разработки и внедрения инновационных продуктов и решений, позволяющих упрочнить рыночные позиции. Улучшение конкурентной среды в России потребует в первую очередь серьезной корректировки и либерализации сложившейся системы отношений государства и бизнеса, в частности, путем ограничения функций госорганов по контролю за предприятиями, увеличения эффективности и последовательности антимонопольной политики, отказа от предоставления индивидуальных преференций компаниям, повышения прозрачности и открытости деятельности органов власти при работе с бизнесом, включая осуществления госзакупок, выдачу лицензий и разрешений, передачу прав на государственное и муниципальное имущество. Росту конкуренции способствовало бы также ускорение процессов приватизации и сокращение масштабов государственного сектора экономики, деятельность которого нередко оказывает искажающее влияние на рыночные стимулы.

Еще одной важной составляющей комфортной среды для инноваций выступает система налоговых льгот, побуждающих предприятия вкладывать средства в проведение ИиР и технологическую модернизацию. В целях ее формирования в 2007-2011 гг. был внесен ряд поправок в налоговое законодательство, заметно ослабивших налоговое бремя для инновационного бизнеса. Главным из них стали:

- введение повышающего коэффициента в размере 1,5 для учета текущих расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;

- применение норм ускоренной амортизации на основе средства, используемые в научнотехнической деятельности;

- освобождение от уплаты НДС, проводимых компаниями НИОКР, относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции и технологий;

- установление пониженных тарифов страховых взносов для малых предприятий, осуществляющих ИиР (всего 14 % на 2012-2017 гг.) [7].

Дальнейшим шагом по улучшению налогового режима могли бы стать, в частности, освобождение от уплаты налога на имущество основных средств, используемых для проведения ИиР, пре-

доставление инновационным предприятиям права единовременного списания на текущие расходы части или полной стоимости приобретаемого для выполнения ИиР оборудования, установление на период 3-5 лет пониженных ставок по налогу на прибыль для вновь созданных высокотехнологичных компаний. Наряду с оптимизацией налогообложения организаций, следовало бы также рассмотреть целесообразность предоставления налоговых льгот для физических лиц, инвестирующих в инновационные фирмы или венчурные фонды. Данная мера способствовала бы формированию такой важной для финансирования ИиР категории инвесторов, как бизнес-ангелы, практически не представленной сегодня в России, а также более быстрому развитию отечественной венчурной индустрии, для которой средства граждан могли бы стать важным источником пополнения ресурсной базы [4].

2. Укрепление внутреннего спроса на отечественную инновационную продукцию.

Стимулирование спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию представляет собой еще одно важное направление политики государства по развитию инновационной деятельности национального бизнеса. В настоящее время российские предприятия, выпускающие подобную продукцию, нередко испытывают значительные трудности с ее продвижением на рынок, обусловленные как жесткой конкуренцией со стороны ведущих зарубежных производителей, так и дефицитом средств для проведения полноценных маркетинговых кампаний. В этих условиях государственная поддержка могла бы играть весьма значительную роль в расширении сбыта и укреплении рыночных позиций отечественных высокотехнологичных компаний.

Как показывает мировая практика, одним из главных инструментов государства по расширению внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию выступают госзакупки. В России их инновационный потенциал задействован пока недостаточно, что во многом обусловлено особенностями действующего законодательства и приобретении товаров, работ и услуг для государственных нужд, в котором главным критерием отбора продукции определяется цена, а ее инновационность практически не учитывается. В данной ситуации госзаказчики, как правило, предпочитают выбирать недорогие традиционные товары, а не малознакомую и порой более дорогую инновационную продукцию.

Более активному использованию госзакупок для увеличения спроса на инновации способство-

вало бы прежде всего совершенствование правил их проведения, направленное на расширение возможностей госзаказчиков по приобретению отечественной высокотехнологичной продукции. В данном контексте следовало бы, в частности, подумать о повышении роли критерия инновационности при отборе товаров, а также организации специальных конкурсов для закупок отдельных видов наукоемкой продукции. Кроме того, важное значение для бизнеса имело бы формирование системы долгосрочных госзакупок инновационных товаров, которая стимулировала бы компании осуществлять длительные исследовательские проекты, развивать и модернизировать свою производственную базу. В качестве первого шага было бы целесообразно внедрить практику составления органами власти средне- и долгосрочных прогнозов и планов госзакупок инновационной продукции, которые давали бы ясные ориентиры предпринимателям относительно предполагаемой потребности в ней государства. В дальнейшем можно было бы перейти к организации конкурсов на отсроченную поставку высокотехнологичных товаров, победители которых получали бы госгарантии покупки в установленное время разработанной и произведенной инновационной продукции [3].

Наряду с оптимизацией системы госзакупок, значимую роль в расширении спроса на отечественную инновационную продукцию также могли бы сыграть следующие меры:

- проведение при поддержке государства в России и за рубежом крупных инновационных выставок, ярмарок и других подобных мероприятий, содействующих продвижению на рынок отечественной инновационной продукции;

- создание централизованной базы данных российских инновационных товаров и технологий;

- формирование при участии государственных институтов развития национальной системы лизинга высокотехнологичной продукции;

- осуществление через коммерческие банки государственных программ льготного кредитования населения на покупку высокотехнологичных потребительских товаров (автомобилей, электроники, средств связи) отечественного производства.

В конечном итоге стимулирование справедливой конкуренции, предоставление инноваторам безусловных гарантий защиты прав интеллектуальной собственности и весомых налоговых льгот, устранение изживших себя технических и административных барьеров позволяет создать среду, в которой инновации станут главным инструментом повышения эффективности деятельности предприятий и получения ими долгосрочных

конкурентных преимуществ. Тем самым будут заложены надежные предпосылки для более широкого вовлечения бизнеса в инновационные процессы, разворачивающиеся в национальной экономике.

3. Совершенствование системы государственной финансовой поддержки инновационного бизнеса.

Как свидетельствует опыт стран, занимающих лидирующие позиции в научно-технической сфере (США, Япония, Китай, Германия), необходимым фактором расширения инновационной активности национального бизнеса выступает наличие развернутой системы финансовой поддержки предприятий, осуществляющих ИиР. В России потребность в такой системе особенно велика, учитывая, что внутренний рынок частных инвестиций в инновации пока не в состоянии полностью удовлетворить запросы корпоративного сектора в финансовых ресурсах для реализации высокотехнологичных проектов. В этой ситуации государство становится для инноваторов крупным, а зачастую и единственным источником финансирования их разработок [1].

Система господдержки инновационного бизнеса начала формироваться в России в середине 2000-х гг. и в настоящее время включает в себя ряд федеральных и региональных институтов развития (табл. 1). На их основе реализуются различные механизмы государственного финансирования высокотехнологичных компаний, включая предоставление грантов, инвестирование в капитал, создание совместных (гибридных) венчурных фондов. Тем самым в России сегодня задействованы, по сути, все основные формы и инструменты финансовой поддержки корпоративных исследований и разработок, используемые в мировой практике.

Вместе с тем, эффективность складывающейся системы господдержки инновационного предпринимательства пока остается недостаточной, что определяется рядом присущих ей недостатков. К ним, в частности, относятся фрагментарность данной системы, не обеспечивающей комплексной поддержки инновационной цепочки «фундаментальные исследования - прикладные разработки - выпуск высокотехнологичной продукции», низкая капитализация ряда институтов развития, не соответствующая потребностям экономики, а также далеко не всегда высокий уровень проектного менеджмента в них. Во многом вследствие этих недостатков практические результаты деятельности отдельных институтов и в целом всей системы господдержки инновационного бизнеса пока ниже ожидаемых.

Таблица 1

Основные государственные институты развития, осуществляющие финансовую поддержку

инновационного бизнеса [8-13]

Название Основные задачи и инструменты финансирования Финансовые ресурсы

Внешэкономбанк Кредитование высокотехнологичных проектов Порядка 60 млрд руб. в 2011 г., в 2015 г. - 170 млрд руб.

ОАО «МСП Банк» (член группы Внешэкономбанка) Льготное кредитование и инвестирование в капитал малых и средних инновационных предприятий Ежегодно пересматривается (лимит программы в 2010 г. - 8,8 млрд руб.)

ОАО «РОСНАНО» Инвестирование в проекты, направленные на развитие наноиндустрии, с помощью различных финансовых инструментов (участие в капитале компаний, выдача займов, приобретение облигаций, вложения в венчурные фонды) 175 млрд руб. на конец 2011 г. (54 млрд руб. взнос РФ в капитал, 53 млрд руб. - нераспределенная прибыль, 68 млрд руб. - долгосрочные займы)

Российская венчурная компания Стимулирование создания в России венчурной индустрии путем инвестирования в капитал частногосударственных венчурных фондов 30 млрд руб. (взнос РФ в уставной капитал)

Фонд содействия развития малых форм предприятий в научнотехнической сфере Финансирование на безвозвратной основе инновационных проектов, реализуемых малыми предприятиями 4 млрд руб. ежегодно на 20122014 гг..

Российский фонд технологического развития Выделение беспроцентных займов и грантов на выполнение ИиР предприятиям и организациям 1,5-4 % расходов федерального бюджета на науку

Учитывая отмеченные узкие места, можно выделить несколько ключевых направлений совершенствования системы господдержки бизнеса. Прежде всего ей необходимо придать целостный характер с тем, чтобы входящие в нее институты развития, активно взаимодействуя и координируя свои усилия, обеспечивали комплексное непрерывное финансовое сопровождение высокотехнологичных проектов на всех стадиях их жизненного цикла, начиная с разработки технической концепции и заканчивая организацией производства готовой продукции. С этой целью следовало бы установить для институтов развития ясные и взаимоувязанные инвестиционные задачи и компетенции, исключив дублирование функций отдельных организаций, а также сформировать действенные механизмы передачи перспективных проектов от одних институтов к другим по мере их перехода на следующие стадии жизненного цикла. Одним из таких механизмов могла бы стать организация «технологических платформ» - постоянно действующих площадок с участием институтов развития, представителей бизнеса и науки для обсуждения перспектив приоритетных направлений технологического развития страны и реализуемых в их рамках инвестиционных проектов [2].

Во-вторых, было бы целесообразно более четко и последовательно сформулировать приоритеты господдержки инновационного бизнеса. Особое внимание при этом следовало бы уделить оказанию содействия высокотехнологичным проектам на ранних, наиболее рискованных и сложных этапах реализации, когда из-за неопределен-

ности перспектив интерес частных инвесторов к ним невысок. В данной ситуации государство могло бы взять на себя основную часть нагрузки по финансированию стартап-компаний, выделяя им в рамках различных программ стартовый (предпосевной и посевной) капитал в виде грантов и льготных займов на осуществление первоначальных ИиР, включая создание рабочих прототипов. На более поздних стадиях проектного цикла, связанных с коммерциализацией полученных разработок, когда инвестиционная привлекательность проектов заметно возрастает, вклад государства в их финансирование мог бы постепенно сокращаться, заключаясь главным образом в оказании кредитно-гарантийной поддержки инновационным фирмам.

Наконец, еще одним важным направлением повышения результативности господдержки инновационных компаний выступает оптимизация деятельности институтов развития. Этому в первую очередь способствовало бы совершенствование в них системы проектного менеджмента, в частности, путем обеспечения большей оперативности и прозрачности принятия инвестиционных решений, привлечения ведущих экспертов к анализу наукоемких проектов на основных стадиях их реализации, устранение бюрократических барьеров, затрудняющих заявителям работу с указанными организациями [3]. Было бы также целесообразно последовательно наращивать капитализацию отдельных институтов, особенно тех из них, которые задействованы в поддержке высокотехнологичных стартапов. Одновременно следо-

вало бы активизировать взаимодействие институтов развития с российскими и иностранными негосударственными инвесторами, включая коммерческие банки, венчурные фонды и фонды прямых инвестиций, в целях их привлечения для софинансирования проектов и расширения тем самым притока частного капитала в инновационный сектор России.

Литература

1. Иноземцев В. Л. Пути экономического роста: международный опыт. М., 2010.

2. Келле В. Ж. Инновационная система России (формирование и функционирование). М., 2010.

3. Кузык Б. Н., Яковец Ю. В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М., 2009

4. Пономарев И. К. Глобальные тренды в инновационной сфере: движение к новой научно-технической революции // Век инноваций. 2011. № 1. С. 16-19.

5. Ратнер С. В., Ушнов В. В. Анализ возможностей реализации концепции открытых инноваций на базе существующих институциональных систем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 2. С. 7-10.

6. Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 дек. 2011 г. № 2227-р.

7. Суворинов А. В. Основные результаты и проблемные вопросы развития в Российской Федерации

национальной инновационной системы // Инновации. 2011. № 9. С. 27-30.

8. URL: http://www.veb.ru

9. URL: http://www.mspbank.ru

10. URL: http://www.rusnano.com

11. URL: http://www.rusventure.ru

12. URL: http://www.fasie.ru

13. URL: http://www.rftr.ru

* * *

EXPANSION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF BUSINESS AS THE MAIN CONDITION OF CONSTRUCTION INNOVATIVE ORIENTED ECONOMY IN RUSSIA

A. V. Salzhenikina

In the conditions of formation of the economy focused on innovations, for the state it is expedient to determine by the main objective increase of innovative activity of a business sector. In the real work the current state of the innovative sphere in Russia is investigated. Tendencies and problems of interaction of innovative business and the state are revealed. The key directions of expansion of activity of domestic business in the field of high technologies are offered. The system of public financing of the innovative companies is analyzed and opened.

Key words: innovations, business environment, internal demand, state support.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.