Национальная инновационная система: институты и меры поддержки
сч сч £
Б
а
2 ©
Карасев Олег Игоревич,
кандидат экономических наук, доцент, Директор центра научно-технологического прогнозирования кафедры статистики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Муканина Екатерина Игоревна,
аспирант, экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, [email protected]
Тростьянский Сергей Сергеевич,
аспирант, экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Белошицкий Алексей Валерьевич
магистр экономики, экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, [email protected]
Современная экономическая среда стремится к развитию инновационных технологий. Внедрение инноваций и модернизация производства являются одними из основных способов решения экономических, социальных и управленческих проблем страны. Необходимость инновационного развития в России особенно очевидна на фоне ключевых вызовов, которые стоят сегодня перед национальной экономикой. Меры государственной поддержки инновационной деятельности играют большую роль в жизненном цикле инновационного продукта и нацелены на преодоление «долины смерти», связывая генерацию знаний и разработку технологий, стимулируя трансфер технологий и вывод готового продукта на рынок. Данное исследование показывает полную ситуацию действующих институтов на российском рынке в области инновационных технологий.
Ключевые слова: система трансфера технологий, инновационная деятельность, НИС, государственная поддержка, прямое финансирование, институциональная среда, нормативно-правовое регулирование.
Введение
Внедрение инновации и модернизация производства являются одними из основных способов решения экономических, социальных и управленческих проблем страны. Необходимость инновационного развития в России особенно очевидна на фоне ключевых вызовов, которые стоят сегодня перед национальной экономикой. Сокращение доступных трудовых ресурсов, низкая производительность труда и низкая энергоэффективность, сырьевая зависимость экономики - все это, безусловно, означает, что стимулирование инноваций действительно является сегодня ключевой задачей для экономики и общества.
Инновация - это результат творческой и инвестиционной деятельности, важной целью которой является коммерциализация научных исследований и разработок. Такого рода деятельность направлена на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Ее задачей является повышение конкурентоспособности фирмы, товара и услуг и увеличение посредством этого прибыли компаний.
Целью данной работы является систематизация государственных мер в Российской Федерации и за рубежом для поддержания эффективной инновационной политики. Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи: во-первых, представлены прямые и косвенные методы стимулирования инноваций в РФ и стран Большой семерки; во-вторых, рассмотрена институциональная среда системы трансфера технологий и механизмов государственной поддержки для российской и зарубежной экономики.
1. Теоретические основы формирования инновационной среды
По закону Кэрдуэлла, технические изменения и рыночная структура носят взаимно-обратный характер: рыночная структура оказывает влияние на технологическую креативность отрасли, а технические изменения сказываются на структуре рынка. Такая взаимозависимость преобразует рынок и всегда ведет к неопределенным результатам, связанным со степенью риска в каждой отрасли. [1]
Внешние факторы окружающей среды часто влияют на новые идеи за счет скрытых и порой невидимых механизмов. Культурные и технические инновации ориентированы на решение конкретно поставленных задач и проблем в обществе, следовательно, тогда с большей вероятностью адаптация нововведения будет принята работниками и обществом с помощью взаимного согласия. [2] Также стоит отметить, что важную роль в рыночных отношениях играет формирование спроса на инновации, когда создается потребность в новшестве у потребителя, и в дальнейшем организация получает экономическую выгоду.
Инновационная идея, инновационные продукты, методы управления, все, что связано с инновациями, всегда частично изменяется в процессе внедрения, и причиной тому становится воздействие окружающей среды, которая играет важную роль в данном процессе. Чувствительность окружающей среды к инновациям - фактор, который отражает степень отклонения от ожидаемого результата. Существует вероятность того, что высокая степень реакции может полностью изменить концепцию внедрения инноваций, а низкая степень реакции - приведет намеченный план в действительность с нормальным отклонением в 5-7%. [3] Предугадать или предсказать все риски, связанные с инновационной деятельностью, невозможно, поэтому организации должны максимально гибко относиться к внедрению и быть готовым к абсолютно различным исходам. Если организация не будет соответствовать окружающей среде и учитывать потребности, как внутренних структур, так и потенциальных клиентов, она рискует быстро уйти с рынка. Процесс развития организации сопровождается изменениями внутреннего управления организации, которое формируется путем приспособления, открытия новых идей, и в случае несоответствия основным параметрам окружающей среды происходит вымирание структуры, которая преобразуется внешними факторами. [4]
Постоянное развитие общества приводит к структурным изменениям на одном рынке или даже на нескольких сразу. Изменения в окружающей среде ведут к усиле-
нию конкурентоспособности за счёт перетягивания потребителей с одного рынка на другой. Например, появление всемирной системы компьютерных сетей для хранения и передачи информации в виде сети Интернет значительно снизило потребность в почтах, библиотеках. Открытие электричества образовало совершенно новую отрасль и значительно сократило оптимальный размер фирмы.
Для объяснения таких явлений существуют два основных фактора, которые значительно влияют на конкурентную среду в области инноваций. Во-первых, влияние каждой фирмы на другую, и зависимость событий на рынке между собой. Цепная реакция построена по принципу «критической массы». [5] Одного или двух простых изобретений в одной организации может не хватить для того, чтобы начать переход от старой структуры рынка к новой, для этого требуется подражание и обучение других экономических агентов в более масштабом процессе. Результатом данной концепции будет достижение критического уровня, когда незначительные открытия приводили к масштабным внедрениям новых технологий и методов управления на рынке. В таком случае время и место нововведения определить невозможно и событие определяется исключительно независимым случаем и удачей. [6]
Во-вторых, внешние изменения в социальном и институциональном окружении, где появляются совершенно новые идеи, формируется степень восприимчивости к инновациям. Нововведения на рынке нарушают стабильность и хронический застой, заставляя компании видоизменяться и переходить на совершенно иной уровень развития. [7]
В последние годы многие крупные компании при реализации стратегий управления инновационной деятельностью, как в России, так и за рубежом ориентируются на создание инноваций не только своими силами, но и путем взаимодействия с инновационной средой. Выбор такого способа управления инновационной деятельностью для крупных компаний обусловлен тенденциями сокращения жизненного цикла продукции, усложнения технологических процессов, роста издержек в наукоемких отраслях и другими факторами.
Таким образом, происходит формирование национальной инновационной системы. Понятие «национальная инновационная система» появилось в 1980-х годах. Ключевую роль в становлении этой концепции сыграли такие ученые, как Б.
Лундвалл [8], К. Фримен [9], Р. Нельсон [10]. Ученые говорят о том, что понятие НиС является результатом процесса интеграции научно-исследовательских организаций, университетов, компаний, которые находятся на стадии создания и промышленного использования научных технологий и знаний в рамках национальных границ.
Многие российские авторы, такие как Иванова Н.И., Полетаев В.Э., Воронова В.С., Махнёв Д.В., говорят о том, что национальная инновационная система представляет совокупность взаимосвязанных институтов, которые организованно выстраивают внедрение новшеств, востребованных рынком, в целях обеспечения качественного роста товаров и услуг на определенной суверенной территории. Например, Н.И. Иванова определяет НИС как «совокупность организаций частного и государственного секторов экономики, ведущих НИР, осуществляющих производство и реализацию высокотехнологичной продукции (университеты и академии, крупные и мелкие компании, федеральные центры и региональные технопарки), а также управление и финансирование инновационной деятельности».[11]
Главная задача национальной инновационной системы заключается в том, чтобы обеспечить высокий уровень конкурентоспособности на международной арене, улучшить условия для инновационной деятельности и перевести экономику страны на новый уровень развития. Следовательно, можно сделать вывод, что НИС характеризуется высокой долей неопределенности. [12,13]
Национальная инновационная система подразумевает формирование инновационной инфраструктуры, которая определяется, как «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг».[14] Инновационная инфраструктура включает в себя такие институтов, как государственные органы власти (ведомства, министерства), научные и технологические фонды, коммерческие банки, технопарки, страховые фонды, научно-исследовательские учреждения и т.д. Ключевым актором в инновационной инфраструктуре выступает государство, которое вырабатывает механизмы стимулирования инновационной деятельности.
Методы инновационной политики можно разделить на прямые и косвен-
ные. Государственная прямая поддержка инновационной деятельности включает льготное кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам, лизинг государственного оборудования, предоставление в пользование государственных площадей, финансирование научных разработок, государственные заказы.[15] Косвенные методы регулирования инновационной деятельности направлены на создание стимулов для реализации инновационных процессов, а также экономического климата, в котором инновационная деятельность имеет положительный результат.[16] К данной категории относят налоговые и таможенные льготы, предоставление государственных гарантий и другие меры.
Таким образом, в данной работе исследуются три ключевых механизма государственной поддержки инновационной деятельности - финансирование, институциональная среда и нормативно-правовое регулирование.
2. Инновационная среда в РФ
Инновационная политика государства является стимулом для повышения открытости инновационной деятельности организации любого масштаба. В ряде документов государственного стратегического планирования зафиксирована необходимость повышения инновационности российской экономики. Однако спрос на инновации со стороны бизнеса остается довольно низким. Решение сложившейся проблемы в последние годы происходит посредством воздействия государства на деятельность компаний с государственным участием, которые могут создать спрос на инновации других акторов. В частности, с 2011 года государство предпринимает меры по активизации инновационной деятельности в таких компаниях, в частности, в форме рекомендаций по разработке и актуализации программ инновационного развития.
Государственные инструменты стимулирования развития инновационной деятельности в России можно классифицировать следующим образом:
1. Прямое финансирование
1) Государственные программы Российской Федерации и Федеральные целевые программы
a) ГП «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»)
b) ГП «Развитие образования» на 2013-2020 годы
О £
ю
5
г 2
сч сч £
Б
а
2 о
с) ГП «Информационное общество (2011-2020 годы») (развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования и науки)
2) Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы
3) Программы поддержки малого и среднего предпринимательства
4) Национальная технологическая инициатива
5) Программы инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий
2. Институциональная среда
1) Инфраструктура
a) Центры коллективного пользования
b) Инжиниринговые центры
c) Центры трансфера технологий
ф Технопарки и индустриальные парки
е) Бизнес инкубаторы и акселераторы
2) Институты развития
a) Сколково
b) Российская венчурная компания
c) ВЭБ Инновации а)РОСНАНО
е) Агентство стратегических инициатив
I) Агентство по технологическому развитию и др.
3) Фонды
a) Российский научный фонд
b) Российский фонд фундаментальных исследований
c) Фонд развития промышленности а) Фонд содействия инновациями е) Другие венчурные фонды
4) Территориальные кластеры
5) Особые экономические зоны
3. Нормативно-правовое регулирование
1) Совершенствование системы управления результатами интеллектуальной деятельности
2) Государственные услуги
3) Стандартизация
4) Налоговое стимулирование и льготы по взносам в фонды
5) Информационная, административная и экспертная поддержка
Важным элементом при принятии решения об использовании мер государственной поддержки является уровень готовности технологии: фундаментальные исследования (Ж 0-1), прикладные исследования (ж 2-3), экспери-
Рис. 1 Меры государственной поддержки системы трансфера технологий в рамках инновационной деятельности
Источник: Авторское исследование
ментальные разработки (Ж 4-7), опытно-промышленное производство и сертификация (Ж 8) и массовое производство (Ж 9). Каждой стадии соответствует определенная форма государственной поддержки, которая разделяется на безвозмездную (гранты, субсидии, различные льготы) и на возмездную в виде инвестиций в акционерный капитал или заемного финансирования. (см. Рис.1)
Первое направление - прямое финансирование расходов на научные исследования и разработки (НИОКР) является основным экономическим инструментом научно-технической политики и может осуществиться в рамках государственных программ и федеральных целевых программ.
Сложившуюся в России структуру затрат на НИОКР обеспечивает в том числе финансирование сектора науки в рамках государственных программ Российской Федерации. Одной из них является государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы (ГПРНТ), ответственным исполнителем которой является Миннауки России. Финансирование научных исследований в Российской Федерации в рамках ГПРНТ предполагает поддержку фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и направлено на адресную поддержку результативных структурных подразделений учреждений (лабораторий, центров, кафедр и др.) и научных работников, достигших высоких научных (научно-технических) результатов.
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на
2014-2020 годы» (ФЦП ИР), реализуемая в рамках ГПРНТ, является значимым инструментом поддержки прикладных научных исследований и экспериментальных разработок. Осуществляется данная программа на условиях внебюджетного софинансирования. Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное со-финансирование работ, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ (коммерциализацию).
Кроме того, финансирование научных исследований осуществляется в рамках Программ инновационного развития компаний с государственным участием, описывающей комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, разработку, производство и вывод на рынок новых инновационных продуктов и услуг, а также проектов Национальной технологической инициативы.
Развитие инновационной деятельности стимулирует также нормативно-правовое регулирование. Принятие на нормативно-правовом уровне стандартных для всех высоких правил осуществления отдельных видов деятельности и требований к выпускаемой продукции стимулирует участников рынка развивать свою деятельность и свои товары, приводя их в соответствие с установленными требованиями. В рамках совершенствования системы управления результатами научной, научно-технической деятельности и их коммерциализации может быть предпринят ряд мероприятий, способствующих развитию сферы науки и технологий.
Таблица 1
Налоговые льготы для инновационной деятельности Источник: Авторское исследование
Виды налоговых льгот Направление За конодател ьна я статья по налоговым льготам Комментарий
Льготы „или участников проект» «С кто л ко во» Льготные нанотвый услшшя Ст. 145.1 НКРФ Отмена налога на прибыль, налога на имущество и НДС, пониженные станки страховых взносов (14%), возмещение таможенных платежей.
Льготы для резидентов Особых экономических тон Освобождение от налога на прибыль средств целевого фмнанс ([рова И ия. Ст. 251 НКРФ Не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от фондов поддержки научной и (или) научно -технической деятельности.
Инвестнцнонмый палоговелй кредит. Ст. 67 НК РФ Форма отсрочки уплаты налога на прибыль (также региональных и местных налогов) сроком до 5 лет на условиях возврата предоставленного кредита и нач исленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центральною банка РФ)
Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективны м основным средствам. Ст 381 НК РФ Не уплачивается в течение 3 лет со дня постановки на учет вводимых после указанной даты объектов, имеющих высокую энергоэффективность.
Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и медици не ких орга низаци й. Ст. 284НКРФ Организации должны иметь соответствующую лицензию. Доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОЮР должны составлять не менее 90% всех доходов организации либо отсутствовать. В штате организации должно числиться не менее 15 работников.
Пониженный тариф страховых шносов. ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЧ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона» Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности, которых являются: научные исследования и разработки в размере 26%. Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, — 14%.
Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы на логообл ожен ия. ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», ФЗ «О высшем и послеву зове ком с грофесс ионал) >1! ом образовании» Вправе применять УСН хозяйственные общества, бюджетными научными учреждениями, бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интелл ектуалъной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.
Во 1МОЖ1 ЮСТЕ> вычета расходов на ШЮКР Упрощенный учет расходов на НИОКР Ст. 262 НК РФ К расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности: амортизация по ОС и НМА за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР; оплата труда занятых в НИОКР работников; непосредственно связанные с такими работами материальные расходы; расходы на оплату работ подрядчиков и ряд других видов расходов.
Ускоренный порядок амортизации основных средств* используемых в 1 гауч 1 го-технической деятельности. Ст. 259.3НКРФ Для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3.
Создание резерва расходов на НИОКР. Ст.267.2 НК РФ Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, ею предельный размер — 3% от доходов от реализации. Сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налоювою) периода.
1 ¡ониженные ставки страховых взносов дня ИТ компаний Единовременный учет расходов на приобретение электро нно- выч нслител ь но й техники. Ст 259 НК РФ Применяется при условия, что организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, имеет соответствующий документ о государственной аккредитации; доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий должна составлять не менее 90%, а среднесписочная численность работников — не менее 50 человек.
Уста 1 ю ю [с ы ] юга >1 й 1 юрядо к учета субсидий, получаемых субъектами малого и среднего предпринимав с: л,спм. Ст. 2 ФЗ от 07.03.2011 N23-ФЗ Средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Данный порядок применяется в течение не более чем 2 налоговых периодов с даты получения субсидий.
Освобождения от НДС Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и 011 ыт! ю- констру кторских работ. Ст 149 НКРФ Предоставляется при выполнении НИОКР, относящихся к создан и ю новых или усовершенствованию существующих продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР определенных видов деятельности; осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров; а также осуществляемых за счет средств бюджетов и определенных специальных фондов.
Освобождение от 11ДС реализации прав на результаты интеллекту аль но й деятельности. подпункт 26 п. 2 Ст. 149 НК РФ Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора,
О
3
Ю
5
г 2
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчи-
ками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назна-
чения» допускает возможность заключения в отношении результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат государству, договора
сч cJ £
Б
а
2 ©
о безвозмездном отчуждении исключительного права или о предоставлении безвозмездной простой (неисключительной) лицензии на использование.[17] Это подтолкнет к коммерциализации таких результатов, а полученные от этого доходы могут быть использованы для создания новых разработок.
Совершенствование порядка предоставления государственных услуг по получению правовой охраны результатам интеллектуальной деятельности в части ускорения и упрощения делопроизводства по ним стимулирует участников рынка к более частому обращению за данными государственными услугами. В свою очередь, это подталкивает участников рынка к более интенсивной разработке результатов интеллектуальной деятельности.
Включение в законодательство специальных (упрощенных) условий исчисления налогов для участников рынка, создающих и внедряющих результаты интеллектуальной деятельности, стимулирует их к созданию и внедрению новых результатов интеллектуальной деятельности, служащих основанием для дальнейшего использования упрощенных условий исчисления налогов. В России существует особые льготные налоговые условия для инновационных компаний, классификация которых представлена в табл. 1.
В российской инновационной системе представлены инструменты поддержки новых разработок на всех стадиях технологической готовности (Technology Readiness Levels, TRL). Так, Российский научный фонд (РНФ) ориентирован на финансирование и организационную поддержку фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, подготовки научных кадров, развитие научных коллективов, которые занимают лидирующие позиции в конкретной области науки.[18] Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) проводит конкурсный отбор наилучших научных проектов из тех, которые были предоставлены учеными в инициативном порядке, и осуществляет последующее организационно-финансовое обеспечение проектов, которые поддерживаются фондом.[19] Фонд содействия инновациям - государственная некоммерческая организация, в задачи которой входит проведение государственной политики развития и поддержки в научно-технической сфере, создание и развитие инфраструктуры поддержки, привлечение внебюджетных инвестиций
в сферу малого инновационного предпринимательства, финансовая, информационная и другая помощь. Основная задача фонда «Сколково» - создание Экосистемы, формирование благоприятных условий для инновационного процесса: ученые, конструкторы, инженеры и бизнесмены совместно с участниками образовательных проектов будут работать над созданием конкурентоспособных наукоемких разработок мирового уровня в пяти приоритетных направлениях: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, биомедицинские технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспе-чение.[21]
Миннауки России играет важную роль в данной системе, выступая государственным заказчиком-координатором Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Эта программа направлена на поддержку прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, реализуемых на условиях внебюджетного софинансирования и привлечения к дальнейшему практическому применению (коммерциализации) их результатов определенных потребителей результатов работ. Роспатент предоставляет льготы по пошлинам на патентование, в частности при получении правовой охраны в России и зарубежного патентования.[22] РОСНАНО осуществляет государственную политику по развитию наноиндустрии, являясь соинвес-тором в нанотехнологических проектах с высоким экономическим или социальным потенциалом.1 Основными его задачами являются обеспечение коммерциализации разработок наноиндустрии и регулирование инновационной деятельности в области наноиндустрии. Фонд «ВЭБ Инновации» учрежден Внешэкономбанком для осуществления инвестиций в высокотехнологичные проекты Фонда «Сколково». [22] Основными стратегическими задачами Фонда также являются содействие развитию инновационных программ Правительства РФ, создание инфраструктуры инноваций, содействие привлечению в страну зарубежных передовых технологий, продвижение российских инноваций на мировой рынок. Фонд развития промышленности был основан с целью модернизации промышленности России, развития новых производств и обеспечения импортозамещения, пред-
ставлены программы «Проекты развития», «Консорциумы». АО «РВК» - государственный фонд фондов и институт развития Российской Федерации, решающий задачу стимулирования создания в российских реалиях собственной индустрии венчурного инвестирования. [23]
Заключение
На данный момент в Российской Федерации осуществлен весь спектр мер государственной поддержки. Существующие меры государственной поддержки могут условно быть разделены на следующие группы: создание условий для генерации инноваций (институциональные) и прямое финансирование расходов на научные исследования и разработки (ИиР), а также развитие кадрового потенциала и нормативно-правовое регулирование.
Формой проявления институциональных мер поддержки является функционирование Национальной инновационной системы, обеспечивающей возможность комфортного развития науки и технологий для различных организаций. Структура НИС, включающая в себя инфраструктуру, фонды, институты развития.
В рамках институциональной формы поддержки может быть выделено развитие материально-технической и институциональной научной и инновационной инфраструктуры. Материально-техническая инфраструктура характеризуется наличием определенной материально-технической базы, таким образом, под данной формой поддержки подразумевается создание инжиниринговых центров, индустриальных парков и технопарков, центров коллективного пользования, а также реализация проектов класса мега-сайенс. В свою очередь, под институциональной инфраструктурой подразумевается создание специальных условий, способствующих инновационной деятельности, к примеру, центры трансфера технологий, бизнес инкубаторы и акселераторы.
Литература
1. Инновационный менеджмент. Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: ЮНИТИ, 2008. - с. 342.
2. Friedrich, T., Mumford, M., Vessey, B., Beeler, Ch. and Eubanks, D. Leading for Innovation: Reevaluating Leader Influences on Innovation with Regard to Innovation Type and Complexity // International Studies of Management & Organization. - 2010. -№2. - pp. 6-29.
3. Horowitz, A., Lai, E. Patent Length and the Rate of Innovation // International
Economic Review. - 1996. - №4. - pp. 785-801.
4. Jensen, R., Thursby, M. A Decision Theoretic Model of Innovation, Technology Transfer, and Trade // The Review of Economic Studies. - 1987. - №4. - pp. 631-647.
5. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - с. 96.
6. Roos, G., O'Connor, A. The Idea of Integrating Innovation: Entrepreneurship and a Systems Perspective. - Australia: University of Adelaide Press, 2015.
7. Cramton, P. Innovation and Market Design // Innovation Policy and the Economy. - 2009. - №1. - pp. 113-137.
8. Lundvall, B.-A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. - London: Pinter Publishers, 1992.
9. Freeman C. The National System of Innovation in Historical Perspective // Cambridge Journal of Economics. - 1995.
- Vol. 19, No.1. - pp. 5-24.
10. Nelson, R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1993.
11. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. - М.: Наука, 2002.
- С.244
12. Воронова В.С. Национальная инновационная система как основополагающий фактор перевода экономики на инновационный путь развития. // Современные проблемы науки и образования.
- 2013. - № 6. [Электронный ресурс], URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=11622 (дата обращения 12.09.2018).
13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р.
14. Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».
15. Денисов Г.А., Каменецкий М.И., Остапенко В.В. Инновации: анализ, финансирование, стимулирование (отечественный и зарубежный опыт). - М.: МАКС Пресс, 2001. - с. 284.
16. Чередниченко Л.Г. Мировой опыт стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий // Вестник ЮРГТУ (НПИ). - 2012. - №2.
17. Постановление Правительства РФ от 22.03.2012 № 233 (ред. от 31.08.2016)
«Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения». [Электронный ресурс], URL: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_127619/ (дата обращения 17.05.2018) "
18. Российский научный фонд. [Электронный ресурс], uRL: http://рнф.рф/ (дата обращения 17.05.2018)
19. Российский фонд фундаментальных исследований. [Электронный ресурс], URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/ (дата обращения 17.05.2018)
20. Сколково. [Электронный ресурс], URL: http://sk.ru/news/ (дата обращения 17.05.2018)
21. Федеральная служба по интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс], URL: http://www.rupto.ru/ (дата обращения 17.05.2018)
22. АО РОСНАНО. [Электронный ресурс], URL: http://www.rusnano.com/ (дата обращения 17.05.2018) ВЭБ Инновации. [Электронный ресурс], URL: http:// www.innoveb.ru/ (дата обращения 17.05.2018)
23. Российская венчурная компания. [Электронный ресурс], URL: http:// www.rvc.ru/ (дата обращения 17.05.2018)
National innovation system in Russia and abroad: institutions and support measures
Karasev O.I., Mukanina E.I., Trostiansky S.S., Beloshitskiy A.V.
Lomonosov Moscow State University The modern economic environment is committed to the development of innovative technologies. Introduction of innovations and modernization of production is one of the main ways to solve economic, social and administrative problems of the country. The need for innovative development in Russia is particularly evident against the background of the key challenges facing the national economy today. Government support measures for innovation play an important role in the life cycle of an innovative product and are aimed at overcoming the «valley of death», linking the generation of knowledge and the development of technologies, stimulating the transfer of technology and the output of the finished product to the market. This study shows the full situation of existing institutions in the Russian market in the field of innovative technologies. Key words: technology transfer system, innovation, NIS, state support, direct financing, institutional environment, regulatory framework. References:
1. Innovation management. Textbook / Under ed.
S.D. Ilyenkova, - Moscow: UNITI, 2008. - p. 342.
2. Friedrich, T., Mumford, M., Vessey, B., Beeler,
Ch. and Eubanks, D. Leading for Innovation: Reevaluating Leadership and Innovation. International Study of Management & Organization. - 2010. - №2. - pp. 6-29.
3. Horowitz, A., Lai, E. Patent Length and the Rate
of Innovation // International Economic Review.
- 1996. - №4. - pp. 785-801.
4. Jensen, R., Thursby, M. A Decision Theoretical
Model for Technology, Technology Transfer, / / The Review of Economic Studies. - 1987. -№4. - pp. 631-647.
5. Vertakova Yu.V., Simonenko E.S. Innovation
Management: Theory and Practice. - M .: Eksmo, 2008. - p. 96
6. Roos, G., O'Connor, A. The Idea of ??Integrating
Innovation: An Entrepreneurship and a Systems Perspective. - Australia: University of Adelaide Press, 2015.
7. Cramton, P. Innovation and Market Design //
Innovation Policy and the Economy. - 2009. -№1. - pp. 113-137.
8. Lundvall, B.-A. National Systems of Innovation.
Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. - London: Pinter Publishers, 1992.
9. Freeman C. The National System of Innovation
in Historical Perspective // ??Cambridge Journal of Economics. - 1995. - Vol. 19, No.1.
- pp. 5-24.
10. Nelson, R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1993.
11. Ivanov N.I. National Innovation Systems. - M .: Science, 2002. - P.244
12. Voronova V.S. The national innovation system as a fundamental factor in shifting the economy to an innovative development path. // Modern problems of science and education. - 2013. -№ 6. [Electronic resource],
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=11622 (date of appeal 12.09.2018).
13. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020. Approved by the decree of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-p.
14. Federal Law of July 21, 2011 No. 254-4G "On Amendments to the Federal Law" On Science and State Scientific and Technical Policy ".
15. Denisov G.A., Kamenetsky M.I., Ostapenko V.V. Innovations: analysis, financing, stimulation (domestic and foreign experience). - M .: MAKS Press, 2001. - p. 284.
16. Cherednichenko L.G. World experience of stimulating innovation activities of industrial enterprises // Bulletin of the South Russian Technical University (NPI). - 2012. - №2.
17. Resolution of the Government of the Russian Federation of March 22, 2012 No. 233 (as amended on August 31, 2016) "On Approval of the Rules for Government Customers to Manage the Rights of the Russian Federation on the Results of Intellectual Activities of Civil, Military, Special and Dual Purpose" [Electronic resource], URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_127619/ (appeal date 05/17/2018)
18. Russian Science Foundation. [Electronic resource], URL: http: //pH$.p$/ (request date 17.05.2018)
19. Russian Foundation for Basic Research. [Electronic resource], URL: http://www.rfbr.ru/ rffi/ru/ (appeal date 05/17/2018)
20. Skolkovo. [Electronic resource], URL: http:// sk.ru/news/ (appeal date 05/17/2018)
21. Federal Service for Intellectual Property. [Electronic resource], URL: http:// www.rupto.ru/ (appeal date 05/17/2018)
22. JSC RUSNANO. [Electronic resource], URL: http://www.rusnano.com/ (appeal date 05/17/ 2018) VEB Innovations. [Electronic resource], URL: http://www.innoveb.ru/ (appeal date 05/ 17/2018)
23. Russian Venture Company. [Electronic resource], URL: http://www.rvc.ru/ (request date 05/17/2018)
О
3
Ю i
г 2