Научная статья на тему 'Научно-техническая и инновационная политика России в глобальном мире'

Научно-техническая и инновационная политика России в глобальном мире Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
355
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ТЕХНИКА / ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИЯ / ПОЛИТИКА / НИОКР / ВВП / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / SCIENCE / TECHNICS / TECHNOLOGY / INNOVATION / POLITICS / R&D / GDP / FINANCING / GOVERNMENT / BUSINESS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мезенцев Сергей Дмитриевич

Статья посвящена вопросам научно-технической и инновационной политики развития науки, техники и технологий, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в России, месту России в глобальном мире. Использовались системный подход, анализ документов, статистические методы, проводился сравнительный анализ финансовых, экономических, научно-технических, технологических и производственных показателей России и других стран мира. Отправным пунктом исследования являются официальные документы российского государства, в которых отражается содержание научно-технической и инновационной политики, ставятся задачи развития науки, техники и технологии. Также в поле зрения находятся статистические данные по финансированию науки: общий объем, в процентах к ВВП страны, на одного исследователя и ассигнования на гражданскую науку. Сопоставляются расходы на НИОКР в США, Европейском союзе, Китае, Японии и России, доли государства и бизнеса в финансировании НИОКР Особое внимание уделяется инновациям, причинам слаборазвитой инновационной сферы России, сравнению России с инновационными странами мира. В качестве наглядного показателя отставания России в научно-техническом и технологическом развитии приводится товарная структура экспорта, в которой преобладают сырьевые ресурсы: нефть, газ, уголь. В настоящее время Россия может финансировать на должном уровне только отдельные направления НИОКР и из этого исходить в разработке и реализации стратегии научно-технического и инновационного развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNICAL AND INNOVATIVE POLICY IN THE ERA OF GLOBALIZATION

The article is devoted to scientific and technical and innovative policy, the development of science, engineering and technology, the financing of research and development (R&D) in Russia, the place of Russia in the global world. In the research process, a systematic approach, document analysis, statistical methods were used; a comparative analysis of the financial, economic, scientific, technical, technological and production indicators of Russia and other countries of the world was carried out. The starting point of the study is the official documents of the Russian state, where the content of scientific, technical and innovation policy is reflected and the problems of developing science, engineering and technology are posed. Further in sight are statistics on the financing of science: total volume, in percents of the country's GDP, per researcher and appropriations for civil science. R&D expenses in the USA, the European Union, China, Japan and Russia, the share of government and business in R&D financing are compared. Particular attention is paid to innovations, the reasons for the underdeveloped innovation sphere in Russia, the comparison of Russia with the innovative countries of the world. As a clear indicator of Russia's lag in scientific, technical and technological development, the commodity structure of exports is given, in which raw materials prevail: oil, gas, coal. At present, Russia can finance at the proper level only certain R&D areas and proceed from this in the development and implementation of a strategy for scientific, technical and innovative development

Текст научной работы на тему «Научно-техническая и инновационная политика России в глобальном мире»

УДК 321:001.6

DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-70-78

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ SCIENTIFIC AND TECHNICAL AND INNOVATIVE POLICY IN THE ERA OF GLOBALIZATION

Статья посвящена вопросам научно-технической и инновационной политики развития науки, техники и технологий, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в России, месту России в глобальном мире. Использовались системный подход, анализ документов, статистические методы, проводился сравнительный анализ финансовых, экономических, научно-технических, технологических и производственных показателей России и других стран мира. Отправным пунктом исследования являются официальные документы российского государства, в которых отражается содержание научно-технической и инновационной политики, ставятся задачи развития науки, техники и технологии. Также в поле зрения находятся статистические данные по финансированию науки: общий объем, в процентах к ВВП страны, на одного исследователя и ассигнования на гражданскую науку. Сопоставляются расходы на НИОКР в США, Европейском союзе, Китае, Японии и России, доли государства и бизнеса в финансировании НИОКР Особое внимание уделяется инновациям, причинам слаборазвитой инновационной сферы России, сравнению России с инновационными странами мира. В качестве наглядного показателя отставания России в научно-техническом и технологическом развитии приводится товарная структура экспорта, в которой преобладают сырьевые ресурсы: нефть, газ, уголь. В настоящее время Россия может финансировать на должном уровне только отдельные направления НИОКР и из этого исходить в разработке и реализации стратегии научно-технического и инновационного развития

Ключевые слова: наука; техника; технологии; инновация; политика; НИОКР; ВВП; финансирование; государство; бизнес

The article is devoted to scientific and technical and innovative policy, the development of science, engineering and technology, the financing of research and development (R&D) in Russia, the place of Russia in the global world. In the research process, a systematic approach, document analysis, statistical methods were used; a comparative analysis of the financial, economic, scientific, technical, technological and production indicators of Russia and other countries of the world was carried out. The starting point of the study is the official documents of the Russian state, where the content of scientific, technical and innovation policy is reflected and the problems of developing science, engineering and technology are posed. Further in sight are statistics on the financing of science: total volume, in percents of the country's GDP, per researcher and appropriations for civil science. R&D expenses in the USA, the European Union, China, Japan and Russia, the share of government and business in R&D financing are compared. Particular attention is paid to innovations, the reasons for the underdeveloped innovation sphere in Russia, the comparison of Russia with the innovative countries of the world. As a clear indicator of Russia's lag in scientific, technical and technological development, the commodity structure of exports is given, in which raw materials prevail: oil, gas, coal. At present, Russia can finance at the proper level only certain R&D areas and proceed from this in the development and implementation of a strategy for scientific, technical and innovative development

Key words: science; technics; technology; innovation; politics; R&D; GDP; financing; government; business

© С. Д. Мезенцев, 2019 70

С. Д. Мезенцев, Национальный исследовательский Московский государственный

строительны й университет, г. Москва

perevolochnoe@mail.ru

S. Mezentsev, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow

Ро1Но1оду

Ви1Ып о{:ZabGU. 2019. Уо1. 25. N0. 9

Б ведение. С развитием науки и техники неуклонно возрастает техническая мощь государств и всего человеческого общества. Особенно быстро это стало происходить в ходе промышленной революции, начавшейся в 70-х гг. XVIII в. в Англии, которая первой встала на путь индустриального развития и смогла обогнать своих конкурентов в экономическом, технологическом и, прежде всего, в военно-техническом отношении (Испанию, Португалию и др.) и превратиться в ведущую колониальную державу. Позднее на путь индустриального развития встали США, Франция, Германия, Россия и другие европейские страны. В начале XX в. между индустриальными странами развернулась жестокая борьба за лидерство, приведшая к образованию двух антагонистических блоков - Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия и Италия) и Антанты (Великобритания, Франция, Россия) - и Первой мировой войне. Однако война не разрешила противоречия между передовыми индустриальными державами. Побежденные вскоре решили взять реванш. В 1939 г. Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война, а в 1940 г. создана ось «Берлин - Рим - Токио» («Тройственный пакт»). Ему противостояли Великобритания, Франция, США, с 1941 г - СССР. Нападавшие проиграли, однако снова война не устранила противоречия между индустриальными державами. Произошла лишь смена лидеров. На первые места выдвинулись США и СССР Вновь образованы военные блоки -НАТО в 1949 г (существует до сих пор) и Организация Варшавского договора (ОВД) в 1955 г. (в 1991 г прекратила свое существование), закрепившая биполярность мира на 36 лет. Соперничество между США и СССР, НАТО и ОВД получило название «холодной войны». Главной причиной этому стал установленный между СССР и США ядерный паритет. Поскольку в ядерной войне не может быть победителя, прежняя ставка на преимущественное развитие военной науки и техники в определенной степени сместилась в сторону гражданской науки и техники. Противоборство шло по многим направлениям: в гонке вооружений, научно-техническом, экономическом развитии и т. д. это происходило на базе научно-технических достижений. Следовательно, ключевой сферой борьбы между США и СССР, НАТО и ОВД являлись не вооружение, не экономика, а наука и техника,

количество поданных и внедренных патентов и рационализаторских предложений в производство, НИОКР. Для сравнения: в 1988 г в СССР объем расходов на НИОКР составлял 4,8 %, относительно национального дохода, подсчитанного по методологии Госкомстата СССР, а в США - 6,2 %, то есть СССР занимал второе место после США. При этом доля науки в общих расходах на оборону составляла в СССР и США 19,8 и 12 % соответственно [11].

После распада СССР и ОВД ситуация в мире коренным образом изменилась. США, НАТО лишились серьезных конкурентов. В условиях отсутствия противостояния расходы на военную науку и технику стали снижаться. Но с 2014 г военно- и геополитическая обстановка в мире вновь начала обостряться. Человечество движется к новой «холодной войне»: роль военной науки и техники возрастает; особую значимость приобретает научно-техническая и инновационная политика, которая определяет развитие той или иной страны в научно-техническом, оборонном, экономическом и других аспектах.

Научно-техническая и инновационная политика представляет собой политику государства, выражающую отношение государства к вопросам научно-технического прогресса, и воплощает текущие и долговременные цели и задачи развития науки и техники. Научно-техническая и инновационная политика, помимо решения повседневных вопросов, определяет вектор научно-технического развития всей страны. Тем самым она подталкивает сферы влияния к дальнейшему росту, прогнозирует и выбирает наиболее подходящие пути развития науки, отвечает за своевременную разработку необходимой техники и технологий, повышает эффективность научной и технической деятельности, экономический уровень развития, обороноспособность и др.

Научно-техническая инновационная политика разрабатывается и принимается в настоящее время на фоне устойчивого удорожания научно-исследовательских работ, возрастания частоты научных открытий и технических изобретений и их внедрения, высоких темпов развития науки, техники и технологий. В связи с этим наиболее развитые страны стремятся разрабатывать и использовать новейшие технологии, способные максимально эффективно роботизировать все сферы жизни и деятельности людей.

Методология и методика исследования. В ходе исследования использовались системный подход, анализ документов, статистические методы сбора и анализа данных, сравнительный анализ [2; 3; 20; 21].

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания, в основе которого объект рассматривается как целостный комплекс взаимосвязанных элементов, совокупность взаимодействующих объектов. В качестве таких элементов (объектов) выступают научно-техническая, инновационная и экономическая политика; наука, техника, технологии, промышленность; государство и бизнес.

Анализ документов - это метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации. Такими документами при исследовании научно-технической и инновационной политики являлись указы президента, постановления правительства и т. п. [12; 13; 15-17]. При этом применялись методические приемы и процедуры извлечения из документальных источников необходимой информации, соответствующей проблематике исследования.

Статистические методы - это методы исследования количественной стороны статистических данных, объектов или явлений, в нашем случае - расходов на НИОКР, ассигнований на гражданскую науку и др.

Сравнительный анализ - это метод анализа объектов, статистических данных, при котором проводится сравнение нового состояния объекта (новых данных) со старым состоянием (старыми данными) или сравнение состояния одного объекта (данные одной страны) с другими (с данными других стран).

Результаты исследования и область их применения. Составными элементами научно-технической и инновационной политики являются:

- определение целей, приоритетов и направлений научно-технического и инновационного развития;

- обеспечение благоприятных условий для проведения фундаментальных и прикладных исследований, создания опытно-конструкторских разработок, доведения их результатов до стадии практического использования и внедрения в производство;

- создание правового и финансово-экономического механизмов регулирования и

стимулирования научно-технического и инновационного развития;

- формирование, совершенствование организационной структуры управления научно-технической и инновационной политикой, определение функций, прав и обязанностей соответствующих органов регулирования.

К основным направлениям (целям) научно-технической и инновационной политики относятся:

- поддержка и развитие фундаментальной и прикладной науки, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ;

- совершение научно-технического и технологического прорыва;

- внедрение инноваций во всех сферах жизни и деятельности людей;

- рациональное использование научно-технического и технологического потенциала страны;

- сосредоточение инвестиционных ресурсов на национальных технологических «точках роста»;

- повышение мотивации и поддержка интеллектуального труда.

Согласно ст. 11 ФЗ РФ № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. (ред. от 26.07.2019) «О науке и государственной научно-технической политике», «основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования» [14].

Для реализации целей и задач научно-технической и инновационной политики в России применяются следующие принципы:

1) принятие науки в качестве самостоятельной и социально значимой отрасли, не только влияющей на уровень развития всех остальных областей знания, но и задающей им направление;

2) доступность и применение различных форм коллективных дискуссий в планирова-

нии развития науки, техники и технологий и связанных с ними проектов;

3) обеспечение разработки и развития в первую очередь фундаментальных дисциплин;

4) объединение научной, научно-технической и образовательной деятельности;

5) обеспечение и поддержка конкуренции в области науки и техники, а также в предпринимательской деятельности;

6) выбор приоритетных направлений развития науки, техники и технологий и гарантия обеспечения их финансовыми, материальными и людскими ресурсами;

7) стимулирование научной, технической и инновационной деятельности с помощью различных инструментов;

8) организация системы государственных научных центров и учреждений;

9) внедрение и продвижение результатов научно-технической и инновационной деятельности;

10) обеспечение международного сотрудничества и эффективного взаимодействия с другими государствами для достижения более высоких глобальных результатов.

По степени разработанности и реализации научно-технической и инновационной

политики между странами мира имеются огромные различия. Наиболее важными показателями представляются доля расходов на НИОКР по странам мира, доля расходов на НИОКР в ВВП страны, степень инноваци-онности стран мира, уровень технологического развития.

По расходам на НИОКР к настоящему времени определились четыре мировых центра: США, Европейский Союз, Китай и Япония. При этом доля Китая стремительно растет, а доля его конкурентов сокращается. Еще десять лет назад США являлись бесспорным лидером, теперь на первую позицию стремится выйти Китай. Власти Китая призывают при этом на помощь национальный частный капитал, который рассматривается как мощный двигатель процесса превращения государства в глобальную технологическую сверхдержаву [6]. Это вполне достижимая цель, о чем свидетельствует составленный Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики рейтинг стран-лидеров по затратам на науку за 2016 г [10; 19], который представлен в табл. 1.

Страны/ Countries Расходы, млрд долл. США Costs in billions of US dollars В % к ВВП страны (место в мире) / In % of the country's GDP (place in the world) Затраты на одного исследователя, тыс. долл. США (место в мире) / Expenses for 1 researcher, thousand US dollars (place in the world)

США / USA 511,1 2,74 (11) 359,9 (2)

Китай / China 451,2 2,12 (15) 266,6 (8)

Япония / Japan 168,6 3,14 (6) 253,4 (9)

Германия / Germany 118,5 2,94 (8) 295,6 (6)

Южная Корея / South Korea 79,4 4,24 (2) 219,6 (17)

Франция / France 62,2 2,25 (13) 220,6 (16)

Индия / India 50,1 0,62 (44) 177,1 (24)

Великобритания / Great Britain 47,2 1,69 (21) 162,1 (31)

Бразилия / Brazil 41,1 1,28 (28) 229,1 (13)

Россия / Russia 39,9 1,10 (34) 93,0 (47)

Таблица 1 / Table 1

Расходы на исследования и разработки топ-10 стран мира /Research and development expenses of the top 10 countries of the world

Россия по общему объему на НИОКР замыкает топ-10 и значительно отстает от ведущих научных и технологических центров мира (США, Европейского союза, Китая и Японии). Еще большее отставание наблюдается в доле расходов в процентах к ВВП страны - 34-е место (лидером является Израиль с 4,25 %) и затратах на одного исследователя -47-е место (лидером является Швейцария с 406,7 тыс. долл. США) [22].

Более того, в последние годы проявилась тенденция к сокращению ассигнований на гражданскую науку из средств федерального бюджета: несмотря на очевидную потребность в росте, они стабильно снижаются с 2016 г, и прогнозируется их дальнейшее снижение (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Ассигнования на гражданскую науку/ Civil Science Appropriations

Годы / Years Ассигнования, млрд p. / Appropriations, billion rubles

2014 437,3

2015 439,4

2016 402,7

2017 336,2

2018 332,6

2019 319,2

Падение финансирования гражданской науки связано с валютным кризисом и увеличением военных расходов [1]. В среднем гражданская наука за последние 5 лет лишилась государственного финансирования на 8,4 %, а его текущий объем является минимальным за последние 10 лет, что указывает на упадок развития научно-технической политики в России [16].

По структуре расходов на НИОКР Россия также уступает ведущим центрам (табл. 3). В России преобладает доля государства, в то время как в странах-лидерах - доля частного бизнеса. Инновационная активность частного бизнеса в России характеризуется низкими показателями, в частности, инновационно активными можно считать лишь около 6 % крупных и средних промышленных предприятий и 10 % малых предприятий, работающих в сфере науки. Российский бизнес в силу незаинтересованности не стремится существенно увеличить финансирование НИОКР [5; 23].

Россия не входит в группу инновационно развитых стран, не является промышленным лидером (как, например, США, Китай, Япония, Германия). Основными причинами слаборазвитой инновационной сферы в нашей стране являются отсутствие долгосрочных государственных и частных планов и программ по созданию и внедрению нововведений, наличие монополий, представляющих собой серьезный тормоз прогресса и инноваций [7].

Таблица 3 / Table 3

Доли различных источников финансирования НИОКР/ Shares of various sources of R&D funding

Страна / A country Доля секторов в финансировании затрат на НИОКР, % / Share of sectors in financing R&D costs, %

Государство / State Бизнес / Business Другие национальные источники / Other national sources Прочие источники / Other sources

Европейский союз / European Union 12,2 63,9 23,1 0,8

Япония / Japan 15,0 78,1 6,2 0,7

Китай / China 20,0 76,1 3,2 0,7

США / USA 25,1 62,3 7,4 5,2

Россия / Russia 68,2 28,1 1,0 2,7

Одним из способов определения степени инновационное™ является индекс инноваций, формирующийся на основе следующих метрик:

- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) от общего ВВП;

- производительность (ВВП в отношении к числу работников и количеству отработанных часов);

- технологические возможности (производство добавленной стоимости, взятое в процентах от ВВП);

- распространенность высокотехнологичных публичных компаний;

- объем расходов на образование;

- эффективность высшего образования;

- количество исследователей на 1 млн жителей;

- количество научно-технических публикаций;

- количество выданных патентов в процентах от мирового объема.

Согласно рейтингу Bloomberg, самыми инновационными странами мира в 2018 г яв-

лялись: Южная Корея; Германия; Финляндия; Швейцария; Израиль; Сингапур; Швеция; США; Япония; Франция. Россия занимала 27-е место [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно глобальному инновационному индексу, в топ-10 (данные за 2019 г, в скобках - количество баллов, максимум 100) входят: Швейцария (68,40); Нидерланды (63,32); Швеция (63,08); Великобритания (60,13); Сингапур (59,83); США (59,81); Финляндия (59,63); Дания (58,39); Германия (58,03); Ирландия (57,19). Россия находится на 46-м месте (37,90) [24].

Низкие результаты научно-технической, инновационной, а также экономической политики и технологического развития России наглядным образом проявляются в товарной структуре экспорта, где основную долю составляют нефть, газ, уголь и другие природные ресурсы (табл. 4). Ввод в действие газопроводов «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири» еще более увеличит сырьевую составляющую в экспорте.

Таблица 4 / Table 4

Товарная структура экспорта России / Commodity structure of Russian export

Товары / Goods Доля, % / Share, %

Топливо (нефть, газ и др.) / Fuel (oil, gas, etc.) 59,2

Металлы и драгметаллы / Metals and precious metals 13,5

Продукция машиностроения / Engineering industry products 7,9

Химикаты / Chemicals 6,7

Продукция АПК / Agricultural products 5,8

Продукция ЛПК / Forest products 3,3

Прочая продукция / Other products 3,6

По структуре экспорта Россия принадлежит к слаборазвитым странам. Доля продукции машиностроения составляет всего 7,9 %, в то время как в инновационно и технологически развитых странах - 70...80 %. Доля высоких технологий на мировом рынке и того меньше - едва достигает 0,2.0,3 %. Более-менее современный уровень технологий сохраняется лишь в ядерной энергетике и ракетно-космической отрасли. По остальным отраслям Россия откатилась на 10-15 лет назад [8; 9].

Результаты проведенного исследования показывают значительное отставание России от ведущих научных и инновационных центров мира и могут быть использованы в коренных преобразованиях научно-технической и инновационной политики, экономической политики, которые должны быть нацелены на выведение России на восходящую траекторию научно-технического, технологического и инновационного развития.

Заключение. Хронически недостаточное финансирование НИОКР (с 1996 г ежегодно

расходы составляют в пределах 1,1 % к ВВП страны) оказывает значительное негативное влияние не только на развитие науки, техники и технологий, но и на развитие России в целом. Это проявляется в усилении научного, технологического, экономического отставания России от многих других стран мира, наносит серьезный удар по российской науке и приносит ущерб, который придется устранять долгие годы. При этом необходимо учитывать, что в современных условиях каждые десять лет объем знаний в наиболее востребованных и перспективных отраслях удваивается.

В отличие от ведущих научных центров мира, Россия не в состоянии на должном уровне финансировать все направления НИОКР. В этой ситуации возможно лишь вы-

Список литературы _

брать и развивать приоритетные направления научно-технической и инновационной политики, особенно в связи с сокращением бюджетного финансирования гражданской науки и роста военных расходов. Необходимо это учитывать, прежде чем разрабатывать и реализовывать стратегию научно-технического и инновационного развития.

Положение России на мировой арене напрямую зависит от создания нового технологического уклада и инновационной экономики. Научно-техническая и инновационная политика должна быть эффективной, чтобы даже в периоды экономических кризисов и застоев она продолжала активно развиваться и вела к новым научным открытиям и технологическим прорывам.

1. Агеева О., Ткачев И., Старостина Ю. Секретная часть ВВП достигла 4,9 трлн р. URL: https://www. rbc.ru/economics/28/08/2019/5d5ff9129a79472cffd85d1a (дата обращения: 04.08.2019). Текст: электронный.

2. Анализ документов. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/analiz-dokumentov.html (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

3. Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 448 с.

4. Захаров И. Самые инновационные страны мира 2019, рейтинг Bloomberg. URL: https://www. basetop.ru/samye-innovatsionnye-strany-mira-2019-rejting-bloomberg (дата обращения: 04.08.2019). Текст: электронный.

5. Захарова Е. А. Межстрановой сравнительный анализ финансирования НИОКР в структуре ВВП. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18279 (дата обращения: 04.08.2019). Текст: электронный.

6. Инвестиции Китая в НИОКР выросли на 11,6 % в 2018 году. URL: https://www.vestifinance.ru/ articles/116261 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

7. Инновации - двигатель промышленности. URL: https://www.viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-promyshlennosti (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

8. Калабеков И. Г. Россия и развитые страны мира. URL: http://www.kaig.ru/rf.html (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

9. Калабеков И. Г. Россия, Китай и США в цифрах. URL: http://www.chius.ru (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

10. Керман А. НИУ ВШЭ представил рейтинг стран-лидеров по затратам на науку URL: https:// www.22century.ru/allsorts/68142 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

11. Масленников В. И., Миндели Л. Э. Научные потенциалы СССР и США: опыт сопоставления // Вестник АН СССР. 1989. Т. 59, № 10. С. 52-61.

12. Национальный проект «Наука». URL: https://www.strategy24.ru/rf/innovation/projects/natsional-nyy-proyekt-nauka (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

13. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г URL: https://www.base.garant.ru/194365 (дата обращения: 04.08.2019). Текст: электронный.

14. О науке и государственной научно-технической политике: федеральный закон РФ № 127-ФЗ от 23.08.1996 г (в ред. от 26.07.2019). URL: https://www.normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&document Id=283293 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронн ый.

15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71837200 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

16. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ № 642 от 01.12.2016 г URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

17. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: постановление Правительства РФ № 426 от 21.05.2013 г URL: http://www. http://www.government.ru/docs/2129 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

18. Расходы на НИОКР вышли только суммой. URL: https://www.ruscable.ru/news/2018/07/31/ Rasxody_na_NIOKR_vyshli_tolyko_summoj (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

19. Ратай Т. В. Затраты на науку в России и ведущих странах мира. URL: https://www.issek.hse.ru/ news/209009455.html (дата обращения: 04.08.2019). Текст: электронный.

20. Сравнительный анализ. URL: https://www.center-yf.ru/data/Marketologu/sravnitelnyy-analiz.php (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

21. Хили Д. Статистика: социологические и маркетинговые исследования. СПб.: Питер, 2005. 638 с.

22. Что поможет оживить НИОКР в России и почему без них будет только хуже. URL: https://www.pro. rbc.ru/demo/5c88b8989a79477f1c5ca723 (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

23. Eurostat: statistics explained: Показатели Европа 2020 - R & D и инновации. URL: https://www. spbstu.ru/upload/inter/indicators-europe-2020-r-d-innovation.pdf (дата обращения: 04.08.2019). Текст: электронный.

24. Global Innovation Index: место России в мире инноваций. URL: https://www.vc.ru/flood/44152-global-innovation-index-mesto-rossii-v-mire-innovaciy (дата обращения: 03.08.2019). Текст: электронный.

References _

1. Ageeva O., Tkachev I., Starostina Yu. Sekretnaya chast VVP dostigla 4,9 trln rub. (The secret part of GDP reached 4,9 trillion rubles). URL: https://www.rbc.ru/economics/28/08/2019/5d5ff9129a79472cffd85d1a (Date of access: 04.08.2019). Text: electronic.

2. Analiz dokumentov (Analysis of documents). URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/analiz-dokumentov.html (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

3. Blauberg I. V. Problema tselostnostiisistemnypodhod (The problem of integrity and systems approach). Moscow: Editorial URSS, 1997. 448 p.

4. Zakharov I. Samye innovatsionnye strany mira 2019, reyting Bloomberg (The most innovative countries in the world 2019, Bloomberg rating). URL: https://www.basetop.ru/samye-innovatsionnye-strany-mira-2019-rejting-bloomberg (Date of access: 04.08.2019). Text: electronic.

5. Zakharova E. A. Mezhstranovoy sravnitelny analiz finansirovaniya NIOKR v strukture VVP (Intercountry comparative analysis of R&D financing in the structure of GDP). URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/ view?id=18279 (Date of access: 04.08.2019). Text: electronic.

6. Investitsii Kitaya vNIOKR vyrosli na 11,6 % v2018 godu (China's investment in R&D grew by 11.6 % in 2018). URL: https://www.vestifinance.ru/articles/116261 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

7. Innovatsii - dvigatelpromyshlennosti (Innovation is the engine of industry). URL: https://www.viafuture. ru/katalog-idej/innovatsii-v-promyshlennosti (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

8. Kalabekov I. G. Rossiya i razvitye strany mira (Russia and the developed countries of the world). URL: http://www.kaig.ru/rf.html (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

9. Kalabekov I. G. Rossiya, Kitay i SSHA v tsifrah (Russia, China and the United States in numbers). URL: http://www.chius.ru (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

10. Kerman A. NIU VSHE predstavil reyting stran-liderov po zatratam na nauku (The Higher School of Economics presented the ranking of leading countries for science costs) URL: https://www.22century.ru/ allsorts/68142 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

11. Maslennikov V. I., Mindeli L. E. VestnikAN SSSR (Bulletin of the USSR Academy of Sciences), 1989, vol. 59, no. 10, pp. 52-61.

12. Natsionalny proekt "Nauka" (National project "Science"). URL: https://www.strategy24.ru/rf/ innovation/projects/natsional-nyy-proyekt-nauka (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

13. O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravitelstva RF № 1662-r ot 17.11.2008 g. (On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 1662-r dated November 17, 2008). URL: https://www.base.garant.ru/194365 (Date of access: 04.08. 2019). Text: electronic.

14. O nauke i gosudarstvennoy nauchno-tekhnicheskoy politike: federalny zakon RF № 127-FZ ot 23.08.1996 g. (v red. ot 26.07.2019) (On science and state scientific and technical policy: Federal Law of the Russian Federation No. 127-FZ of 23.08.1996 (as amended on 26.07.2019)). URL: https://www.normativ.kontur. ru/document?moduleId=1&documentId=283293 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

15. O natsionalnyh tselyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: ukazPrezidenta RF№ 204 ot07.05.2018 g. (On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024: Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated 07.05.2018). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

16. O Strategii nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii: ukaz Prezidenta RF № 642 ot 01.12.2016 g. (On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 642 dated 01.12.2016). URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41449 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

17. O federalnoy tselevoy programme "Issledovaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014-2020 gody": postanovlenie Pravitelstva RF № 426 ot 21.05.2013 g (On the federal target program "Research and development in priority areas for the development of the scientific and technological complex of Russia for 2014-2020": Decree of the Government of the Russian Federation No. 426 dated by 21.05.2013). URL: http://www. http://www.government.ru/docs/2129 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

18. Raskhody na NIOKR vyshli tolko summoy (R & D expenses came out only in sum). URL: https://www. ruscable.ru/news/2018/07/31/Rasxody_na_NI0KR_vyshli_tolyko_summoj (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

19. Ratay T. V. Zatratyna nauku vRossiii vedushchih stranah mira (Science Costs in Russia and the Leading Countries of the World). URL: https://www.issek.hse.ru/news/209009455.html (Date of access: 04.08.2019). Text: electronic.

20. Sravnitelny analiz (Comparative analysis). URL: https://www.center-yf.ru/data/Marketologu/ sravnitelnyy-analiz.php (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

21. Healy D. Statistika: sotsiologicheskie i marketingovye issledovaniya (Statistics: sociological and marketing research). St. Petersburg: Piter, 2005. 638 p.

22. Chto pomozhet ozhivit NIOKR v Rossii i pochemu bez nih budet tolko huzhe (What will help revitalize R & D in Russia and why without them it would only get worse). URL: https://www.pro.rbc.ru/ demo/5c88b8989a79477f1c5ca723 (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

23. Eurostat: statistics explained: PokazateliEvropa 2020 - R & D iinnovatsii (Eurostat: statistics explained: Indicators Europe 2020 - R & D and innovation). URL: https://www.spbstu.ru/upload/inter/indicators-europe-2020-r-d-innovation.pdf (Date of access: 04.08.2019). Text: electronic.

24. Global Innovation Index: mesto Rossii v mire innovatsiy (Global Innovation Index: Russia's place in the world of innovation). URL: https://www.vc.ru/flood/44152-global-innovation-index-mesto-rossii-v-mire-innovaciy (Date of access: 03.08.2019). Text: electronic.

Коротко об авторе_ Briefly about the author

Мезенцев Сергей Дмитриевич, д-р филос. наук, профессор, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, г. Москва, Россия. Область научных интересов: социальная философия, философия религии, философия науки и техники, философия истории, социология, политология, экономическая теория, культурология perevolochnoe@mail.ru

Sergey Mezentsev, doctor of philosophy, professor, Moscow State (National Research) University of Civil Engineering, Moscow, Russia. Sphere of scientific interests: social philosophy, philosophy of religion, philosophy of science and technology, sociology, political science, economic theory, culturology

Образец цитирования_

Мезенцев С. Д. Научно-техническая и инновационная политика России в глобальном мире//Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25, № 9. С. 70-78. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-70-78.

Mezentsev S. Scientific and technical and innovative policy in the era of globalization // Transbaikal State University Journal, 2019, vol. 25, no. 9, pp. 70-78. DOI: 10.21209/2227-9245-2019-25-9-70-78.

Статья поступила в редакцию: 09.09.2019 г. Статья принята к публикации: 11.11.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.