Научная статья на тему 'Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке'

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2299
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММЫ / НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУКИ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / SCIENCE / STATE POLICY / PROGRAMS / SCIENTIFIC PROJECTS / FINANCING OF SCIENCE / SCIENTIFIC PERSONNEL / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Еремин Александр Владимирович

В статье анализируются особенности развития науки сферы России в XXI веке в контексте государственной политики, направленной на ее развитие, как одной из приоритетных сфер для российского государства. На основании анализа нормативных документов, статистических данных, сравнительного анализа с уровнем развития науки в других странах мира, а также в СССР, определяются проблемы научной сферы. В работе акцентируется внимание на особом периоде развития, который характеризуется сложностями перехода на рыночные механизмы проведения НИР, постепенным отказом от прямого субсидирования науки и внедрения проектного метода управления НИР. В работе рассматривается такое понятие, как «инновационная экономика», и определяется степень соответствия современной российской науки инновационному развитию страны, основу которого составляет наука как основной фактор производства. В связи с этим систематизируются негативные тенденции в научной сфере и формулируются задачи государственной политики в сфере науки, выполнение которых позволит обеспечить ее развитие на ближайшую и отдаленную перспективу. В статье исследуется динамика финансирования научной деятельности и отмечается сокращение бюджетных ассигнований на науку в сравнении с динамикой наиболее успешных в этой области стран, акцентируется внимании на процессе сокращения научных работников в России. Вместе с тем делается вывод о том, что стратегические планы развития науки и их реализация, при положительном стечении обстоятельств, смогут решить существующие ныне проблемы при условии приоритетного положения науки в системе государственной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science in the system of priorities of the Russian state in the XXI century

The article analyzes the features of the development of science in Russia in the XXI century in the context of public policy aimed at its development as one of the priority areas for the Russian state. Based on the analysis of normative documents, statistical data, comparative analysis with the level of development of science in other countries of the world, as well as in the USSR, the problems of the scientific sphere are determined. The paper focuses on a special period of development, which is characterized by the difficulties of transition to market mechanisms of research, the gradual abandonment of direct subsidies to science and the introduction of project management method of research. The paper considers such a concept as "innovative economy" and determines the degree of compliance of modern Russian science with the innovative development of the country, the basis of which is science as the main factor of production. In this regard, the negative trends in the scientific sphere are systematized and the tasks of the state policy in the field of science are formulated, the implementation of which will ensure its development in the near and long term. The article examines the dynamics of financing of scientific activities and notes the reduction of budget allocations for science in comparison with the dynamics of the most successful countries in this area, focuses on the process of reducing researchers in Russia. At the same time, it is concluded that the strategic plans for the development of science and their implementation, under positive circumstances, will be able to solve the existing problems, provided the priority position of science in the system of state policy.

Текст научной работы на тему «Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке»

DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10439 УДК 323; 342.417

А. В. Еремин https://orcid.org/0000-0002-4139-8962

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

В статье анализируются особенности развития науки сферы России в XXI веке в контексте государственной политики, направленной на ее развитие, как одной из приоритетных сфер для российского государства. На основании анализа нормативных документов, статистических данных, сравнительного анализа с уровнем развития науки в других странах мира, а также в СССР, определяются проблемы научной сферы. В работе акцентируется внимание на особом периоде развития, который характеризуется сложностями перехода на рыночные механизмы проведения НИР, постепенным отказом от прямого субсидирования науки и внедрения проектного метода управления НИР. В работе рассматривается такое понятие, как «инновационная экономика», и определяется степень соответствия современной российской науки инновационному развитию страны, основу которого составляет наука как основной фактор производства. В связи с этим систематизируются негативные тенденции в научной сфере и формулируются задачи государственной политики в сфере науки, выполнение которых позволит обеспечить ее развитие на ближайшую и отдаленную перспективу. В статье исследуется динамика финансирования научной деятельности и отмечается сокращение бюджетных ассигнований на науку в сравнении с динамикой наиболее успешных в этой области стран, акцентируется внимании на процессе сокращения научных работников в России. Вместе с тем делается вывод о том, что стратегические планы развития науки и их реализация, при положительном стечении обстоятельств, смогут решить существующие ныне проблемы при условии приоритетного положения науки в системе государственной политики.

Ключевые слова: наука, государственная политика, программы, научные проекты, финансирование науки, научные кадры, инновационная экономика.

A. V. Eremin

Science in the system of priorities of the Russian state in the XXI century

The article analyzes the features of the development of science in Russia in the XXI century in the context of public policy aimed at its development as one of the priority areas for the Russian state. Based on the analysis of normative documents, statistical data, comparative analysis with the level of development of science in other countries of the world, as well as in the USSR, the problems of the scientific sphere are determined. The paper focuses on a special period of development, which is characterized by the difficulties of transition to market mechanisms of research, the gradual abandonment of direct subsidies to science and the introduction of project management method of research. The paper considers such a concept as "innovative economy"

© Еремин А. В., 2019

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

33

and determines the degree of compliance of modern Russian science with the innovative development of the country, the basis of which is science as the main factor of production. In this regard, the negative trends in the scientific sphere are systematized and the tasks of the state policy in the field of science are formulated, the implementation of which will ensure its development in the near and long term. The article examines the dynamics of financing of scientific activities and notes the reduction of budget allocations for science in comparison with the dynamics of the most successful countries in this area, focuses on the process of reducing researchers in Russia. At the same time, it is concluded that the strategic plans for the development of science and their implementation, under positive circumstances, will be able to solve the existing problems, provided the priority position of science in the system of state policy.

Key words: science, state policy, programs, scientific projects, financing of science, scientific personnel, innovative economy.

В начале XXI века становится очевидным, что наука является основой развитого общества, базой для формирования конкурентоспособной экономики, безопасности и поступательного развития. В системе государственных приоритетов, основу которых составляют обороноспособность, обеспечение государственного суверенитета, энергетической, сырьевой, продовольственной и экологической безопасности, финансовой и внешнеэкономической самостоятельности, наука обеспечивает экономическую и технологическую безопасность страны. Технологии, которые становятся драйвером для всех приоритетных направлений государственной политики, создаются в условиях создания соответствующей системы институциональных, кадровых, нормативных, финансовых механизмов, которые призваны обеспечить процесс создания инноваций и внедрение их в практику. Активное участие ученых позволяет обеспечить внедрение экологически чистых технологий в различных отраслях экономики, в том числе в добывающей и перерабатывающей промышленности, в энергетике, в сфере применения химических веществ, что делает безопасной

среду обитания человека и улучшает качество жизни людей. Именно поэтому все государства мира, стремящиеся к развитию в последние десятилетия, увеличивают вложения в научную сферу.

Ключевой парадигмой современного глобального мира становится «инновационная экономика», суть которой состоит в том, что основу экономики составляют новые технологии и научные знания. Таким образом, технологии и научные знания - это неиссякаемый фактор производства, который обеспечивает развитие экономики.

В июле 2018 года Корнельский университет, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и школа бизнеса INSEAD опубликовали исследование Global innovation Index 2018 (Глобальный инновационный индекс) [1]. Безоговорочным лидером восьмой год подряд стала Швейцария, что свидетельствует о том, что страна, как и ряд стран-лидеров, сумела найти наиболее оптимальный вариант политических действий в системе государственных приоритетов, которые позволяют обеспечить максимальную отдачу от инвестиций в науку.

34

А. В. Еремин

Отметим, что большой рывок за последние годы сделал Китай - за 10 лет 20 позиций (с 37 места на 17). Генеральный директор ВОИС Ф. Гарри отметил, что такой рывок является следствием стратегического курса, которой взяло руководство Китая в направлении перевода структуры экономики на наукоемкие отрасли, которые основываются на инновациях [1]. Таким образом, основополагающий приоритет в современном глобальном мире - инновационная экономика, развитие которой зависит не только от объема вложенных в науку средств (по этому показателю страны с ведущими экономиками были бы в не в конкуренции), а во многом благодаря правильным акцентам в определении приоритетов государственной политики.

Если проанализировать позиции России за последние 5 лет, то можно отметить, что показатель инновационного индекса России не значительно улучшался до 2016 года (с 49 по 43 место) [3], однако к 2018 году Россия оказалась на 46 месте (в 2017 году - 45 место). Показатель России - эффективность инновационной деятельности -69-е место, что свидетельствует о слабой реализации инновационного потенциала [3].

Становится понятным, что создание инновационной экономики, которая ставит важным приоритетом инвестиции в науку, позволит обеспечить поступательный экономический рост и занять России достойное место среди высокотехнологичных экономик мира [6], тем самым миновав участь сырьевого придатка стран-лидеров.

Для современной экономики требуются квалифицированные кадры, возрастает запрос на новые технологии в связи с инновационным характером производства. Отметим, что инновации и наука - нераздельные доминанты развития. Промышленность внедряет научные разработки, тем самым получая инновации, развивающие производство. Инновации, внедренные в производственный процесс, стимулируют развитие науки, запуская цепь постоянного обновления технологий. Неотъемлемой частью предприятий становятся структурные подразделения, которые выполняют НИОКР, устанавливаются колла-борации производств с научными лабораториями вузов, открываются малые инновационные предприятия на базе учебных заведений, уставным капиталом которых в том числе становятся нематериальные активы.

В Российской Федерации малые инновационные предприятия активно начали появляться после принятия Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 02.08.2009 N 217-ФЗ [18].

Важнейшим показателем развития инновационного потенциала экономики становится доля занятых работников в научной сфере. Поэтому в странах с развитой экономикой, данный показатель увеличивается с каждым годом.

Образование в обществе с инновационной экономикой становится необ-

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

35

ходимой базой. Происходит переосмысление программ подготовки кадров вследствие внедрения научных достижений. Государство вынуждено готовить кадры, соответствующие запросам инновационной экономики [4]. Важнейшее значение приобретает государство, которое не устраняется от процесса развития технологий, а находит баланс между государственной поддержкой и привлечением частного сектора к развитию науки. Мировой опыт показывает, что государство сохраняет за собой важную роль в поддержке и координации фундаментальных научных исследований, привлечении инвестиций, оказывает прямую поддержку молодым кадрам в сфере науки и образования, поддерживает и развивает систему подготовки кадров высшей научной квалификации.

Государственное субсидирование науки является важным условием развития науки в современной экономике. Вторым важным условием является создание системы грантовой поддержки на основе конкурсного распределения финансов, создание государственно-частных фондов, инвестирующих в науку, формирование венчурных фондов, сети бизнес-инкубаторов и технопарков - своеобразных «кремниевых долин» (Сколково), в которых происходит разработка новых технологий с привлечение инвестиций. Государство инициирует и поддерживает создание сети технологических парков с современным оборудование для проведения фундаментальных и прикладных исследований и др.

Однако в России инновационная экономика только формируется, несмотря на то, что наука определена одним из важ-

ных государственных приоритетов. Производство слабо включается в процесс развития НИОКР, концентрируясь лишь на модернизации производства. Недофинансирование науки становится тем фактором, который сдерживает развитие технологий.

В период существования СССР была создана мощная система научно-исследовательских институтов в сфере фундаментальных и прикладных наук, которые обеспечивали прорывы отечественной науки по приоритетным направлениям, в числе которых генная инженерия, термоядерный синтез, атомная энергетика, военные технологии, создание технологий в сфере транспорта, связи, космоса, создание лазерных, мембранных и плазменных технологий и др.

В 20-30-е гг. наука в СССР становится приоритетным государственным делом. В среднем в Советском Союзе на науку выделялось в период с 1920-ых по 1987 гг. 2,1 % от всех затрат государства. Но стоит отметить, что этот процент постоянно увеличивался и вырос к 1980-ым годам до 5 % [7]. По этому показателю СССР входил в число лидеров. Данные показатели были лидирующими среди ведущих стран, активно развивающих науку.

Нужно отметить, что в СССР две трети исследований - заказ оборонной промышленности и лишь 10-12 % приходилось на другие сферы [2]. Оборонная сфера должна была стать драйвером развития науки в других сферах, однако новейшие разработки внедрялись достаточно редко [2].

Согласно данным, опубликованным в Юбилейном статистическом ежегоднике 1987 года [7], по количеству спе-

36

А. В. Еремин

циалистов, защитивших диссертации, по численности научных сотрудников СССР был мировым лидером. Первое место оставалось за СССР и по количеству изобретений - 83,7 (США - 82,9). Стоит отметить, что СССР практически не использовал чужие изобретения (1 %) и обходился своими. Однако с точки зрения вклада в мировой прогресс достижения науки в СССР были не столь высоки: низкие показатели по количеству зарегистрированных промышленных образцов, наблюдалось и слабое внедрение достижений науки в социальную сферу. Однако стоит отметить, что в СССР преимущественно финансировались фундаментальные исследования, что давало перспективы их применения в будущем. Закладывалась серьезная научная база, о чем свидетельствует индекс научного цитирования советских ученых за последние 15 лет существования Советского Союза. Наука была важной частью государственных приоритетов в эпоху СССР. После его распада, мы можем отметить в целом сокращение финансирования науки.

Л. И. Якобсон в своей работе «Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика» приводит статистические данные о государственных расходах Российской Федерации за период с 1992 по 1997 год со ссылкой на издание «Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991-1997»: 1992 г. - 1 %, 1997 - 0,9 %. [21]. После 1997 года затраты на науку в целом составляли 1 % от ВВП (в 2017 г. - 1,11) [10]. Сравнение с показателями других

стран, демонстрирует факт того, что Россия по уровню финансирования науки не входит в число ведущих стран. По уровню затрат на науку от ВВП Россия занимает 35 место [20].

Необходимо отметить, что Россия за период с начала 1990 г. увеличивает общий объем финансирования науки в 2,6 раза, что соответствует увеличению ВВП России за этот период. По данному показателю Россия несколько превышает средние показатели - 1,9, однако уступает некоторым странам, которые совершили рывок в последние 15 лет: Китай (в 21,9 раз), Республика Корея (в 4,5 раз), КНДР (в 3,7 раза) [20].

За период с 1992 по 2011 гг. количество научных организаций в России сократилось на 20 % (с 4 555 до 3 682), количество промышленных организаций с научно-исследовательскими подразделениями - на 18 % (с 340 до 280), число проектных организаций - в 13 раз (с 495 до 38), количество конструкторских бюро в 2,4 раза (с 865 до 364) [11].

За период с 1992 по 2011 г. в 2,5 раза сократилось численность людей, занятых в научном секторе (с 1943 тыс. до 735 тыс.), в 3 раза сократилось количество исследователей (с 992 тыс. до 374 тыс.) [13, а 7].

В докладе академика РАН, директора Института США и Канады РАН С. Рогова отмечаются следующие негативные тенденции: отток ученых за границу - более 800 тысяч научных сотрудников эмигрировали к середине 2000-х гг., в большей степени из технических и естественных наук; ежегодно 15 % выпускников вузов покидают Россию, что наносит стране ущерб от 300 до 800 тысяч. долларов; исследо-

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

37

вания выполняются, в том числе по заказу иностранных работодателей, что способствует массовой «утечке идей»; Россия откатилась на 4-е место в мире (после США, Китая и Японии) по количеству исследователей.

В структуре рабочей силы России количество исследователей невелико и отстает не только от ведущих стран, но и от Словакии и Эстонии при том, что по количеству исследователей Россия занимает 4 место в мире. Уступает Россия США, ведущим странам Европы, Азии, Китаю, Индии и Бразилии и по количеству публикаций, несмотря на то, что в последнее время наблюдается их рост [11].

С. Рогов, как и ряд других исследователей (Л. Миндели [5], А. П. Бердаш-кевич [2]) полагают, что существует угроза национальной безопасности страны и если не изменить ситуацию, то в России надолго установится примитивная структура экономики, и за Россией закрепится статус сырьевого придатка ведущих стран мира.

Отметим, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года были поставлены ориентиры - 4 % федерального бюджета на науку. Такие задачи были аргументированы тем, что «прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования оказывает отставание в переходе в последующий технологический уклад» [12]. Однако такого показателя достичь на данный момент не удалось.

Возвращаясь к показателям глобального инновационного индекса 2018, заметим, что эксперты отметили

высокое качество публикаций в России и высокие показатели научной деятельности следующих университетов: Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Новосибирского государственного университета. Развитие научной сферы в вышеуказанных университетах стало результатом государственной программы «5100», суть которой заключалась в поддержке ведущих университетов с целью вхождения в топ 100 лучших университетов мира.

Программа реализовывалась Министерством образования и науки России в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [17]. Благодаря успехам в реализации проекта по такому показателю, как «качество инноваций», Россия заняла в 2018 году 27 место. Данный показатель складывается на основании трех индикаторов: качество локальных университетов, индекс Хир-ша для цитируемых документов и вывод изобретений на международные рынки. Третий показатель продемонстрировал значительное отставание от лидеров: 1097 заявок на патенты через систему РСТ (международный патент), из США - 56 624, из Китая - 48 882, из Германии - 18 982 [1].

Перечислим слабые и сильные стороны России, которые выделили эксперты.

Слабые стороны:

- Политическая стабильность и безопасность (105 место).

- Власть закона, верховенство права (110 место).

38

А. В. Еремин

— Эффективность логистики (97 место).

— Экологическая устойчивость (95 место).

— Сделки с венчурным капиталом (71 место).

— ВВП на единицу использования энергии (111 место).

Сильные стороны:

— Занятость женщин с высшим образованием (1 место).

— Простота запуска бизнеса (25 место).

— R&D (27 место).

— Число патентных заявок на изобретения, поданных национальными заявителями в патентные ведомства страны (16 место).

— Размер внутреннего рынка (6 место).

— Торговля, конкуренция и масштаб рынка (13 место).

— Платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (18 место).

— Создание знаний (28 место).

— Создание мобильных приложений (24 место) [1].

В XXI веке государство задействовало различные ресурсы по созданию системы реализации задач по обеспечению развития науки как одного из главных приоритетов России. Была проведена реформа по созданию национально-исследовательских университетов, всего их 29. Проект стартовал 7 октября 2008 года после Указа Президента РФ «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» [8]. Данные университеты получали до-

полнительное финансовое обеспечение под гарантию выполнения необходимых индикаторов и показателей в научной сфере.

Важным этапом реформирования системы развития науки в России стали мероприятия по определению опорных университетов России (с 2016 года). На основании конкурса было определено 33 университета, которые в своих программах важной составляющей определяли взаимосвязь науки и экономики регионов, делая упор на инновационные разработки.

Нельзя не упомянуть и реформу управления наукой в России. В 2013 году было создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) с целью реформирования Российской академии наук (РАН) [19]. РАН стала управляться ФАНО, которое подчинялось Правительству Российской Федерации.

В 2018 году произошли кардинальные изменения в управления наукой. ФАНО было ликвидировано, Министерство образования и науки разделено на два ведомства: Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения. Данная реорганизация произошла согласно Указу Президента России от 15 мая 2018 года №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [14] и Постановлению Правительства Российской Федерации № 682 от 16 июня 2018 года [9]. В результате этой реформы в Министерстве науки и высшего образования сосредоточились большие государственные ресурсы в сфере науки, что свидетельствовует о том, что наука утверждается в качестве важ-

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

39

нейшего государственного приоритета.

Изменение в системе управления наукой было продиктовано необходимостью выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [15].

В соответствии с этим Указом до 1.10.2018 Президентом Российской Федерации была поставлена задача -подготовить программы национальных проектов, среди которых: «наука», «образование», «культура».

Целевые установки национального проекта «Наука»:

- «обеспечение присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития;

- обеспечение привлекательности работы в Российской Федерации для российских и зарубежных ведущих ученых и молодых перспективных исследователей;

- опережающее увеличение внутренних затрат на научные исследования и разработки за счет всех источников по сравнению с ростом валового внутреннего продукта страны» [15];

Задачи:

- «создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс»;

- обновление не менее 50 процентов приборной базы ведущих организаций, выполняющих научные исследования и разработки;

- создание научных центров мирового уровня, включая сеть международных математических центров и центров геномных исследований;

- создание не менее 15 научно -образовательных центров мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;

- формирование целостной системы подготовки и профессионального роста научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающей условия для осуществления молодыми учеными научных исследований и разработок, создания научных лабораторий и конкурентоспособных коллективов» [15].

Указы Президента являются важной составляющей государственной политики в сфере науки. Они конкретизируют многие программные документы, формирующие систему стратегических ориентиров развития науки. Однако необходимо констатировать, что на данный момент, несмотря на то, что наука становится одним из важнейших приоритетов государства, по темпам развития она существенно уступает темпам и масштабам развития науки в СССР, что определяет и отставание от современных стран-лидеров в научной сфере.

Сложности развития отечественной науки объясняются трудным переходным периодом российской экономики, незавершенностью реформирования

40

А. В. Еремин

научно-образовательной сферы. Диверсификация экономики, развитие рыночных механизмов функционирования промышленного сектора, установление тесной связи трех необходимых для модернизации экономики составляющих:

науки, образования и промышленности, внедрение инноваций, включение в процесс финансирования частного сектора - важнейшие задачи, которые необходимо решить в ближайшем будущем при содействии государства.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Global Innovation Index: место России в мире инноваций [Электронный ресурс]. - URL: // https://vc.ru/flood/44152-global-innovation-index-mesto-rossii-v-mire-innovaciy. - (Дата обращения: 15.12.2018).

2. Бердашкевич, А. П. Российская наука: состояние и перспективы [Текст] / А. П. Бардашкевич // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 118-124.

3. Глобальный инновационный индекс - 2016 // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - URL: https://issek.hse.ru /data/2016/08/15/1117964142 / NTI_N_12_15082016. Pdf. - (Дата обращения: 15.12.2018).

4. Зелинская, М. В., Сидак, Ю. В. От инвестиций в образование к инновационному обществу [Текст] / М. В. Зелинская, Ю. В. Сидак // Материалы международной научно-практической конференции по актуальным вопросам экономики и гуманитарных наук в 2015 году. Краснодар. - 2015. - С. 110-114.

5. Миндели, Л., Черных, С. Расходы на науку: мифы и реальность [Текст] / Л. Миндели, С. Черных // Общество и экономика. - 2016. - № 2. - С. 104-115.

6. Миронова, Е. М. Развитие инновационной составляющей экономики России: роль науки и государства [Электронный ресурс] / Е. М. Миронова // II ежегодная всероссийская научно-практической интернет-конференции «Информационное общество: состояние, проблемы, перспективы». - URL: http://sdo.rea.ru/cde/conference/21/viewFiles.php. - (Дата обращения: 21.12.2018).

7. Народное хозяйство СССР за 70 лет. Юбилейный статистический ежегодник. - М., 1987.

8. О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов: Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года № 1448. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.prlib.ru/item/432788. - (Дата обращения: 11.09.2018).

9. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71868584/. - (Дата обращения: 15.10.2018).

10. Расчет по данным формы федерального статистического наблюдения № 2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок» и данных

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

41

статистики национальных счетов. Данные для расчета по показателю ВВП по состоянию на 2017 г. // Россия в цифрах, краткий статистический сборник. - М. : Росстат, 2018. - 522 с.

11. Рогов, С. Новая шоковая терапия и «реформа РАН»: реалии российской науки [Электронный ресурс] / С. Рогов // Перспективы. - URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ro=243808. - (Дата обращения: 19.04.2018).

12. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/supplement/424. - (Дата обращения: 19.04.2018).

13. Тенденции развития кадрового потенциала российской науки [Текст] / Л. Э. Миндели, Л. К.Пипия, В. Е. Чистякова: коллект. монография. - М. : Институт проблем развития науки РАН, 2008. - 56 c.

14. Указ Президента России от 15 мая 2018 года №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/info/32614/. - (Дата обращения: 19.04.2018).

15. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. - (Дата обращения: 12.11.2018).

16. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. - (Дата обращения: 12.11.2018).

17. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. -URL: http://base.garant.ru/70170946/. - (Дата обращения: 14.10.2018).

18. Федеральный Закон от 02.08.2009 N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_90201/. - (Дата обращения: 06.11.2018).

19. Федеральный закон Российской Федерации от 27.09.2013 № 253-Ф3 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://fano.gov.ru/ru/documents/ card/?id_4=65831. -(Дата обращения: 06.12.2018).

20. Экспресс-информация. Наука. Технологии. Инновации [Электронный ресурс] / Высшая школа экономики. Институт статистических исследований и экономики знаний. - Выпуск от 07.09.2017. - URL: https://issek.hse.ru/data/2017/09/29/1158729416/NTI_N_64_0709_2017..pdf. - (Дата обращения: 06.12.2018).

42

А. В. Еремин

21. Якобсон, Л. И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика [Текст] I Л. И. Якобсон. — М. : Высшая школа экономики, 2000. — 367 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Global Innovation Index: mesto Rossii v mire innovacij [Jelektron-nyj resurs]. — URL: // https://vc.ru/flood/44152-global-innovation-index-mesto-rossii-v-mire-innovaciy. — (Data obrashhenija: 15.12.2018).

2. Berdashkevich, A. P. Rossijskaja nauka: sostojanie i perspektivy [Tekst] / A. P. Bar-dashkevich // So-ciologicheskie issledovanija. - 2000. - № 3. - S. 118-124.

3. Global'nyj innovacionnyj indeks - 2016 // Institut statisticheskih issledovanij i jekonomiki znanij NIU VShJe [Jelektronnyj resurs]. — URL: https:IIissek.hse.ru Idata/2016I08I15I1117964142 I NTI_N_12_15082016. Pdf. — (Data ob-rashhenija: 15.12.2018).

4. Zelinskaja, M. V., Sidak, Ju. V. Ot investicij v obrazovanie k inno-vacionnomu obshhestvu [Tekst] / M. V. Zelinskaja, Ju. V. Sidak // Mate-rialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po aktu-al'nym voprosam jekonomiki i gumani-tarnyh nauk v 2015 godu. Krasnodar. - 2015. - S. 110—114.

5. Mindeli, L., Chernyh, S. Rashody na nauku: mify i real'nost' [Tekst] / L. Mindeli, S. Chernyh // Obshhestvo i jekonomika. - 2016. - № 2. — S. 104—115.

6. Mironova, E. M. Razvitie inno-vacionnoj sostavljajushhej jekonomiki Rossii: rol' nauki i gosudarstva [Jelektronnyj resurs] / E. M. Mironova // II ezhegodnaja vse-rossijskaja nauchno-prakticheskoj internet-konferencii «Informacionnoe obshhestvo: sostoja-nie, problemy, perspektivy». — URL: http://sdo.rea.ru/cde/conference/21/viewFiles.php. — (Data obrashhenija: 21.12.2018).

7. Narodnoe hozjajstvo SSSR za 70 let. Jubilejnyj statisticheskij ezhe-godnik. — M., 1987.

8. O realizacii pilotnogo proekta po sozdaniju nacional'nyh issledova-tel'skih universi-tetov: Ukaz Prezi-denta Rossijskoj Federacii ot 7 ok-tjabrja 2008 goda № 1448. [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://www.prlib.ru/itemI432788. — (Data obrashhenija: 11.09.2018).

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 ijunja 2018 g. № 682 «Ob utverzhdenii Polozhenija o Minister-stve nauki i vysshego obrazovanija Ros-sijskoj Federacii i priznanii utra-tivshimi silu nekotoryh aktov Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. — URL: http:IIwww.garant.ruIproductsIipoIprimeIdocI71868584I. — (Data obrashhenija: 15.10.2018).

10. Raschet po dannym formy fe-deral'nogo statisticheskogo nabljude-nija № 2-nauka «Svedenija o vypolne-nii nauchnyh issledovanij i razrabo-tok» i dannyh statistiki nacional'-nyh schetov. Dannye dlja rascheta po pokazatelju VVP po sostojaniju na 2017 g. // Rossija v cifrah, kratkij statisticheskij sbornik. — M. : Rosstat, 2018. — 522 s.

11. Rogov, S. Novaja shokovaja tera-pija i «reforma RAN»: realii rossij-skoj nauki [Jelektronnyj resurs] / S. Rogov // Perspektivy. — URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=243808. — (Data obrashhenija: 19.04.2018).

Наука в системе приоритетов российского государства в XXI веке

43

12. Strategii nacional'noj bez-opasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http://kremlin.ru/supplement/424. - (Data obrashhenija: 19.04.2018).

13. Tendencii razvitija kadrovogo potenciala rossijskoj nauki [Tekst] / L. Je. Min-deli, L. K.Pipija, V. E. Chi-stjakova: kollekt. monografija. - M. : Institut problem razvitija nauki RAN, 2008. - 56 c.

14. Ukaz Prezidenta Rossii ot 15 maja 2018 goda №215 «O strukture fe-deral'nyh organov ispolnitel'noj vlasti» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://government.ru/info/32614/. - (Data obrashhenija: 19.04.2018).

15. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federa-cii na period do 2024 goda» [Jelek-tronnyj resurs]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. - (Da-ta obrashhenija: 12.11.2018).

16. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federa-cii na period do 2024 goda» [Jelek-tronnyj resurs]. - URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027. - (Da-ta obrashhenija: 12.11.2018).

17. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maja 2012 g. N 599 «O merah po realizacii gosudar-stvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://base.garant.ru/70170946/. - (Data obrashhenija: 14.10.2018).

18. Federal'nyj Zakon ot 02.08.2009 N 217-FZ «O vnesenii iz-menenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po vopro-sam sozdanija bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami ho-zjajstvennyh obshhestv v celjah prakti-cheskogo primenenija (vnedrenija) re-zul'tatov intellektual'noj dejatel'-nosti» [Jelektronnyj resurs]. - URL:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_90201/. (Data obrashhe-nija: 06.11.2018).

19. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 27.09.2013 № 253-FZ «O Rossijskoj akademii nauk, reorgani-zacii gosudarstvennyh akademij nauk i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Fe-deracii» [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://fano.gov.ru/ru/documents/ card/?id_4=65831. - (Data obrashhenija: 06.12.2018).

20. Jekspress-informacija. Nauka. Tehnologii. Innovacii -[Jelektronnyj resurs] / Vysshaja shkola jekonomiki. Institut statisticheskih issledovanij i jekonomiki znanij. -Vypusk ot 07.09.2017. - URL: https://issek.hse.ru/data/2017/09/29/1158729416 /NTI_N_64_0709_2017..pdf. - (Data obrashhenija: 06.12.2018).

21. Jakobson, L. I. Gosudarstven-nyj sektor jekonomiki. Jekonomicheskaja teorija i politika [Tekst] / L. I. Jakobson. - M. : Vysshaja shkola jekonomiki, 2000. - 367 s.

44

À. В. Еремин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.